Новости советские солдаты в афганистане

Призванный в советскую армию в 1983 году уроженец Кургана Сергей Красноперов, считался опытным солдатом, прослужив в Афганистане чуть больше года. Советские солдаты в Афганистане. Несколько дней назад в результате кропотливой и целенаправленной работы в Афганистане были обнаружены останки предположительно еще двух советских военнослужащих, числящихся пропавшими без вести с 1980-х годов, сообщил в интервью РИА Новости. В начале марта 2013 года российские и мировые СМИ активно пересказывали историю обнаруженного в Афганистане бывшего советского солдата, признанного пропавшим без вести более 30 лет назад.

«Кому нужна была эта ваша война?» Воспоминания афганца

Война и мир сержанта Бодрова. Как возвращались домой солдаты-афганцы Советский солдат пьет воду из ведра местного жителя, Афганистан, 1986 год.
Все ли вернулись из Афгана? Когда нам это рассказывали вернувшиеся из Афганистана служившие после нас офицеры и солдаты из Ограниченного Контингента Советских Войск в Афганистане (ОКСВА), мы были в шоке.
Бывший военный СССР рассказал, как солдаты попадали в Афганистан Вторая жизнь советских солдат, пропавших в Афганистане. Десять лет советская армия сражалась в Афганистане против моджахедов.
Тридцать лет выводу советских войск из Афганистана — Teletype Они развернулись зимой 1979–1980 годов: советские войска вошли в Афганистан, подразделения военнослужащих рассредоточились по стратегически важным объектам инфраструктуры и гарнизонам.
Великая миссия или страшная ошибка? Чем была афганская война для СССР МОСКВА, 15 фев — РИА Новости, Андрей Коц. Этот конфликт продолжался почти десятилетие и унес жизни 15 тысяч советских солдат, офицеров и прапорщиков. Ровно 35 лет назад последние армейские подразделения покинули территорию Афганистана.

Афганцы: «Никто про нас не вспоминает и никому мы не нужны»

В День защитника Отечества РАПСИ вспоминает подвиг наших «афганцев» всесторонне изучив вопрос, какие последствия для развития прав военнослужащих имела эта трагическая страница в истории страны. Именно эта дата отмечается как День памяти воинов-интернационалистов. В Афганской войне за десять лет приняло участие около 500 тысяч наших солдат, 49985 из них получили ранения, 13833 воина погибли в боях, 312 бойцов пропали без вести и 18 были интернированы в другие страны мира. Поскольку советское руководство опасалось, что боевые действия в другой стране могут быть восприняты мировым сообществом как оккупация, ввод войск происходил с нарушением юридических норм.

Солдатам часто не сообщали, что они командированы в боевую точку. Информацию скрывали и от родственников. Советские воины-интернационалисты с 1979 по 1983 года были лишены права на захоронение с указанием условий и места гибели.

Само существование льгот для ветеранов в восьмидесятые годы было засекреченной информацией, поскольку боевые действия в Афганистане, согласно официальным данным, не носили характер войны, а являлись «оказанием ограниченной помощи». Пресса замалчивала или искажала сведения об афганцах. Даже в статьях того времени не указывалась роль советских солдат к примеру, заголовки статей «Афганистан: народ на страже»; «Афганистан борется, Афганистан побеждает».

Финансовые права В начале восьмидесятых, сразу после наступления войны, советское правительство увеличило зарплаты солдатам и сумму компенсации родственникам погибших. Однако призывники никаких отдельных льгот не имели, в случае наступления инвалидности они приравнивались к ветеранам ВОВ и получали соответствующие субсидии, довольно скромные: инвалидам III группы — от 40 рублей, II группы — от 70 рублей и I группы — от 90 рублей, размер пенсии с надбавками не превышал 120 рублей для сравнения, в 1980 году официальная средняя заработная плата в СССР составляла 174 рубля. Если ранение было незначительным, солдаты приравнивались к лицам, получившим производственную травму платился процент от минимальной заработной платы — до 60 рублей.

По засекреченному постановлению от 1983 года «О льготах военнослужащим…» специальные денежные выплаты получали только родственники погибших в Афганистане солдат. Бойцов, ставших инвалидами, ждала «50-процентная скидка со стоимости проезда один раз в год». Единовременные выплаты инвалидам добавились в период перестройки, в 1989, после того, как в прессе впервые заговорили о боевых действиях в Афганистане как о настоящей войне и появилось понятие ветеранов-афганцев раньше бойцов стыдливо называли ОКСВ — ограниченный контингент советских войск.

Размер этих выплат: «три месячных оклада денежного содержания по должности и воинскому званию, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы — 500 рублей, военнослужащим срочной службы — 300 рублей, а получившим в боевых действиях легкие ранения, контузии или увечья, — в размере 50 процентов указанных сумм». Семьям военнослужащих выплачивались единовременные пособия от 500 рублей. Реабилитация ветеранов После распада СССР произошла полная социальная реабилитация ветеранов Афгана, связанная в том числе и с тем, что именно они принимали активное участие в обороне Белого дома.

Вернувшиеся столкнулись с неожиданными трудностями.

Главное условие - отречься от Родины и советского правительства. О подвиге наших ребят вспомнили только, когда представитель пакистанского МИДа Ш. Хан в 1992-м передал комиссии Александра Руцкого список советских военнослужащих, погибших во время восстания: Васьков, Дудкин, Зверкович, Коршенко, Левчишин. Куда делись остальные, оставалось загадкой.

Разгадать ее предстояло Комитету по делам воинов-интернационалистов, который возглавлял Герой Советского Союза генерал-лейтенант Руслан Аушев. В 2006 году сотрудник комитета Рашид Каримов при содействии спецслужб Узбекистана вышел на след человека под именем Рустам, который фигурировал в первоначальном списке МГБ Афганистана. Узбек Носиржон Рустамов был захвачен в плен в октябре 1984 года на восьмой день службы в Афганистане. Его отправили в лагерь у крепости Бадабера и посадили в подвал, где уже находились два узника из афганской армии. От них он узнал, что в лагере содержатся десять советских военнопленных, они делают кирпичи из глины и возводят крепостные стены.

Позже к ним перевели сошедшего с ума от рабского труда и издевательств казаха по имени Канат. Главным среди советских пленников считался Абдурахмон - крепкий, высокий, с прямым пронзительным взглядом, он часто дерзил моджахедам и демонстрировал свое превосходство над ними. За несколько дней восстания Абдурахмон вызвал на поединок командира охраны лагеря - с условием, что, если он одержит победу, русские получат право сыграть с моджахедами в футбол. Схватка была короткой. По словам Рустамова, Абдурахмон бросил командира моджахедов через себя с такой силой, что тот… заплакал.

На футбольный матч болеть за моджахедов собрались все курсанты учебного центра. Замышляя побег, Абдурахмон, очевидно, хотел с помощью игры в футбол выяснить, сколько сил у противника. Матч, кстати, закончился со счетом 7:2 в пользу шурави. И вот в начале марта в лагерь завезли 28 грузовиков с оружием - снарядами для реактивных минометов, гранатами, автоматами Калашникова и пулеметами. Абдурахмон, подставляя плечо под тяжелый ящик, ободряюще подмигивал: «Ну что, мужики, теперь есть чем воевать...

Пришлось ждать больше месяца, прежде чем появились грузовики с боеприпасами. Во время традиционной пятничной вечерней молитвы, когда в крепости оставались два охранника, в мечети погас свет - заглох генератор в подвале, где содержались наши пленные. Охранник спустился с крыши посмотреть, что случилось. Абдурахмон оглушил его, взял автомат, запустил генератор и дал ток в мечеть, чтобы моджахеды ничего не заподозрили. К восставшим присоединились и выпущенные из-за решетки офицеры афганской армии.

Часовых обезоружили и закрыли в камере. Стояла отчаянная стрельба, минометные разрывы перемежались очередями из крупнокалиберного пулемета и треском автоматов. Наши пленные пытались выйти в эфир с помощью радиостанции, захваченной у моджахедов, но неизвестно, принял ли кто-либо их сигнал о помощи. На снимке в брезентовой палатке от палящего солнца прячутся три фигуры в униформе песочного цвета. Рядом - женщина в шелковой юбке до пят.

Меня все отговаривали, говорили: «Ты что, с ума сошла? Мне тяжело все это вспоминать. Сейчас я уже на пенсии по инвалидности, но война тут ни при чем. Я приехала со своими руками и ногами, все было на месте. А до инвалидности уже тут довели, из-за врачебной ошибки: после проведенной процедуры начался отек спинного мозга, и я осталась прикована к постели. Я по специальности акушерка, работала в акушерском отделении 22 больницы Новокузнецка, потом перешла в женскую консультацию, оттуда поехала в Афганистан в 1983 году.

Туда же вернулась работать после войны. Потом перешла в медицинское училище, где отработала почти 10 лет. Потом в школе, оттуда уволилась по инвалидности. За войну у меня была минно-взрывная травма, плюс подцепил такую нехорошую болезнь, как гепатит С, тифом переболел. Вода была зараженная, гадость такая, но пили ее. Все обошлось, гепатит последствий не оставил, только сейчас я не могу быть донором крови.

Какие психологические последствия службы? Лет пять после Афганистана каждую ночь я был в бою. Но к врачам не обращался, само прошло. Во время учебы в училище я был комсоргом, значит, был подкован политически, знал, что происходит в Афганистане. Затем меня призвали. Заявление в Афганистан написал прямо в военкомате.

Я знал, куда я поеду, и я рвался туда как пацан, который хочет воевать. Я уличным пацаном вырос, для меня это было даже нормой. Я считаю, куда не направили, это в любом случае — служба. Хоть в стройбат, хоть что-то другое. Государство направило, я с честью и достоинством выполнил свои обязанности. Я не размышляю о том, долг это или не долг.

Это была моя работа, и я работал эти два года. Били мы и били нас. Один раз брали мы караван. Как нам сказали, караван поставлял оружие из Пакистана и особо не охранялся. Ожидалось, что в охране будет человек 20, не больше, а оказалось, что их около 60. И, как выяснилось, перевозили они не только оружие, но и наркотики.

Мы действовали из засады, но когда та сторона поняла, что нас немного и у нас заканчиваются боеприпасы, после перестрелки пошли в наступление, завязался рукопашный бой. И вот представьте: на меня идет «дух» — такой здоровенный, а я пацан был — 19 лет. Мы бежим друг на друга, я нажимаю курок и понимаю, что патроны кончились. И он тоже стреляет, патроны заканчиваются и у него. Я еще не осознал ситуацию, думал, у него еще что-то есть, а он уже сориентировался, мне по зубам — прикладом винтовки. Я упал, он давай меня колоть штыком, но тут товарищ успел со своим расправиться и этого заколол.

Наши военные принимали в транспортировке наркотиков самое непосредственное участие. Ну и сами употребляли. Одного нашего бойца на этой почве психоз случился. Ужас, кидался на всех. Примерно неделю мы ждали, когда его в госпиталь от нас заберут. Всё это время он сидел на цепи, в будке. А что нам с ним надо было делать? Кругом оружия навалом… Контрабандную водку в Афганистан везли ящиками.

Опять же в военных колоннах. Там можно было всё что угодно провезти. Водка была только для советских, афганцы её не покупали. Водку покупали на валюту. Бутылка водки в Афганистане стоила 25 чеков советского Внешторгбанка. Джинсы В 1979 году в Советском Союзе можно было купить джинсы или с рук на барахолке, или за валюту в специализированных магазинах. Безумно модные и престижные джинсы носила в основном городская молодёжь. Деревенская просто не могла себе их позволить.

Во-первых, очень дорого, некоторые джинсы стоили две месячные зарплаты советского инженера, а во-вторых, на селе их просто негде было купить. А теперь представьте молодого деревенского парня, приехавшего на танке в Кабул, где джинсы на каждом шагу и стоят копейки. Сколько этих американских штанов ввезли в Советский Союз из Афганистана, можно только догадываться. Много везли. А ещё были магнитофоны-кассетники. Это уже дорогая вещь, на неё надо было накопить. Или заработать: водку, бензин продать, запчасти… За взятку магнитофоном можно было выбрать себе хорошее место дальнейшей службы в СССР или в Европе, в странах соцлагеря. Через пять лет после Афгана я попал в Чернобыль.

Я знаю, что мы делали в Чернобыле: мы буквально спасали мир. Что мы делали в Афганистане — я не знаю. Жильё не предоставили. Постановлений было много, а свободных квартир мало. Когда родился сын, мне дали отпуск. Я до сих пор помню свои впечатления. В Калининграде люди сидели в ресторанах, гуляли на улицах… Афганистан их совсем не волновал. Это было так далеко от них.

Во всех смыслах далеко. А для меня война была реальной жизнью. Которую им не понять никогда. К той партизанской войне, которая там была, мы, советские офицеры, были не готовы. Ни вооружение, ни снаряжение, ни техника, ни люди… Нас готовили совсем к другой войне. Войне с регулярными армиями капиталистических государств. А здесь вся страна против нас была. Всё население, включая женщин и детей.

Дети в нас тоже стреляли. Дали и пострелять — 12 патронов на человека. Вот тогда только уже какой-то навык появился. Генка Я обязательно должен рассказать про Генку. Очень неправильно, что его забыли. Гена Московкин. Два метра ростом, отлично физически подготовлен, отличный парень. Гена окончил военное училище в Орджоникидзе, в Афгане — командир разведроты.

Воевал хорошо. Был тяжело ранен. Шесть раз к орденам представляли, дали только три Красных Звезды. Остальные три пришли, но их перекупили. Вернулся из Афганистана еле живой. Развёлся с женой. Забросал начальство рапортами — просил отправить его обратно в Афган. Хотел получить Героя Советского Союза.

Не отправили. Героя не получил. Служил в Советске. Где и умер в 1989 году. Умер глупо, такие люди должны как-то по-другому умирать. Пьяненький был, погода дождливая.

25 лет назад закончилась Афганская война

Во время Афганской войны в тоннеле произошли два случая массовой гибели советских военнослужащих: 23 февраля 1980 года из-за ДТП остановилась советская колонна, и 16 военнослужащих задохнулись выхлопными газами. По данным Минобороны СССР, всего за годы военных действий через Афганистан прошли 546 255 советских солдат, прапорщиков и офицеров. Советские и афганские солдаты имели достаточно боеприпасов.

«Мы вас туда не посылали»: истории брошенных после Афганской войны советских солдат

Такой возможностью воспользовались несколько десятков пленных советских солдат. Бадабер — лагерь, склад и тюрьма В начале восьмидесятых в кишлаке Бадабер в 10 километрах от пакистанского Пешавара и в 24 километрах от афганской границы был размещён лагерь афганских беженцев. Рядом с ним размещался и военный лагерь боевиков, носивший название «Центр подготовки боевиков Святого Халида ибн Валида», принадлежавший «Исламскому обществу Афганистана», которое возглавлял Бурхануддин Раббани. В центре подготовки под руководством 65 инструкторов из разных стран тренировались несколько сотен будущих боевиков. Кроме того, здесь же размещался большой склад вооружений и боеприпасов, а также находилась тюрьма, в которой содержали пленных советских солдат и военнослужащих афганской правительственной армии. К концу апреля 1985 года в Бадабере содержались ориентировочно около 40 афганских и 13—14 советских военнопленных. Эти данные, однако, нельзя считать окончательными. Известны имена более двадцати советских солдат, прошедших через Бадабер, однако нет точной информации, все ли они находились в лагере именно весной 1985 года. Многие из советских солдат, находившихся в Бадабере, к тому времени пребывали в плену более двух лет и были сыты по горло «пакистанским гостеприимством». Среди них нашлись те, кто сумел объединить вокруг себя остальных, чтобы предпринять отчаянную попытку вырваться из неволи. Герои и предатель Когда говорят о руководителях восстания в Бадабере, чаще всего упоминают имена военнослужащего сверхсрочной службы, служившего мотористом на военном складе в Баграме и пропавшего 1 мая 1985 года в провинции Парван, а также вольнонаёмного водителя Николая Шевченко, исчезнувшего 10 сентября 1982 года в провинции Герат.

В отношении последнего даже бытует версия, что Шевченко, которого в Бадабере звали «Абдурахмон», на самом деле лишь выдавал себя за вольнонаёмного водителя — во всяком случае, решительность его действий и умелая организация единомышленников заставляет думать, что он мог быть офицером разведки. Каков именно был замысел восстания, тоже до конца не ясно. По одной версии, военнопленные собирались завладеть оружием и техникой и попытаться прорваться в Афганистан, в расположение советских войск. По другой, восставшие изначально планировали захватить склад вооружений и потребовать от командования моджахедов встречи с представителями советского посольства в Пакистане. Есть версия, что о планах военнопленных стало известно моджахедам, в результате чего полностью использовать эффект внезапности не удалось. Дело в том, что в восстании приняли участие не все советские военнопленные, находившиеся в лагере. Среди тех, кто не участвовал, нашёлся провокатор, выдавший намерения «Абдурахмона» и его товарищей.

Тогда я впервые услышал фразу, что сапер всегда впереди, тогда и решил, что эта специализация - для меня. И последующие четыре месяца до переброски в Афганистан постигал все премудрости и тонкости саперного дела. Местное население - В ноября 1980 года в составе 345-го отдельного парашютно-десантного полка ВДВ меня перебросили из Ферганы в Баграм. Первое, что поразило, — это необычный вид бойцов местной афганской армии. Большинство из них носило советскую полевую форму, они опоясывались несколькими ремнями, а на голове - немецкие каски времен Великой Отечественной войны, в руках - советский автомат ППШ. Много было и старой советской техники — БТР-40 и танков Т-34. А вот их противники, "душманы", были вооружены и того экзотичнее - английскими винтовками "Бурами" конца 19 века, а так же кремневыми "Мультуками". Как правило, с местными правительственными войсками, милицией и специальными службами подразделения Советской армии контактировали только в ходе совместных операций. Но и это было редко - афганцы находили массу отговорок, чтобы не идти впереди советских подразделений. Приходилось помогать местным властям и во время призывной компании окружали кишлак, и местные специалисты по возрасту отбирали мужское население в народную армию. Новобранцев вооружали и отправляли на службу в другой конец страны. Одни из них хорошо несли свою службу, а другие с оружием в руках уходили к "духам". Трудности службы - Все полтора года мы прожили в палатках. Воды было очень мало. Солдату выдавали утром, днем и вечером по подкотельнику воды, которая предназначалась только на то, чтобы умыться. Вода в этих районах очень сильно хлорировалась — пить такую было невозможно даже при очень большом желании. В банный день дополнительно выдавали полный котелок воды, и мы умудрялись обмыться этой водой полностью.

Если в Бадабере командовал другой лидер оппозиции Бурхануддин Раббани, то здесь была база Хекматияра. Собственно, с его ведома об этом инциденте нам после встречи довольно подробно, в письменном виде рассказал его сын. По его словам, отец во время инспекции лагеря узнал, что советских военнопленных держат поодиночке, и распорядился выводить их на совместные прогулки, даже разрешил им играть в волейбол. То есть из этого мы можем предположить, что содержали их в замкнутом пространстве, видимо, в каких-то ямах. Свидетелей, к сожалению, нет, и достоверно никто ничего не знает. Однажды вечером, когда охрана ушла на вечернюю молитву, они воспользовались этим, напали на единственного оставшегося с ними охранника — сын Хекматияра отмечает, что впоследствии он умер — и сбежали из лагеря. Завладев оружием охранника и примерно понимая, где граница с Афганистаном, они направились в том направлении. Смогли перейти её, шли в общей сложности около суток. Их поймали, когда оставалось чуть-чуть до выносного поста афганских правительственных войск, наших союзников. Ребята, видимо, знали о нём. Их захватила другая группировка, которая конфликтовала с ИПА Хекматияра. Как я понимаю, их взяли без боя. А вскоре туда прибыла погоня из Пара-Чинара. Только благодаря привлечению местных старейшин с двух сторон удалось избежать прямого столкновения. Так получилось, что незадолго до этого от советского авиаудара в том кишлаке, где всё это произошло, погибли молодожёны и часть их родственников. С учётом этого и чтобы избежать междоусобицы, старейшины решили, что наши пленные не должны доставаться ни тем, ни другим. Как пишет сын Хекматияра, их решили принести в качестве такой очистительной жертвы. Они были казнены. Можно туда поехать и с большой вероятностью найти свидетелей этого расстрела. Но озвучивать точные данные я бы пока не хотел, это может только помешать нашим дальнейшим действиям. Судя по карте, этот кишлак должен находиться в провинции Хост, а она и во время войны считалась весьма труднодоступной. Сам город Хост много лет был в блокаде и сейчас, с учётом фактора талибов, у которых Лаврентьев недавно побывал в плену, попасть в приграничные районы со стороны Афганистана, наверное, очень сложно. Другой вариант — попросить лояльных к России афганцев нам помочь, естественно, не бесплатно. Такие проверенные люди у нас есть, они могут туда доехать, собрать информацию на месте, чтобы уже потом мы решали, как быть дальше. В идеале, конечно, если удастся, найти какие-то останки, чтобы после молекулярных исследований мы смогли установить личности погибших, о которых у нас пока никаких данных нет. Убийца 14 советских пленных просил никогда не упоминать его имени — Что вы узнали о втором восстании, о котором информации пока ещё меньше? В той группе было 14 наших пленных. Здесь я не хочу даже примерно говорить о географии. Мы узнали об этих событиях от человека, который тогда отвечал за безопасность этого лагеря. Он просил никогда и нигде не упоминать его имя, потому что не скрывает, что в итоге ему самому пришлось убить наших солдат. Поэтому, может, это и прозвучит странно, мы сейчас должны быть осторожны, чтобы не поставить его жизнь под угрозу. Но в итоге к утру моджахеды всех поймали. Так как в памяти были ещё свежи события в Бадабере, которые нанесли им огромный урон, то они понимали, что за недосмотр у охраны лагеря могут быть проблемы. И чтобы о факте побега никто не узнал, этот начальник охраны без согласования со своим руководством принял решение всех советских пленников расстрелять. Каковы шансы туда добраться и найти останки? Как только коронавирус отступит и возобновятся авиаперелёты, можно будет попытаться встретиться с этим человеком или его представителем, возможно, даже в третьей стране. Это наша ниточка, конкретное место захоронения знает только он. Будем стараться прийти к компромиссу, но и здесь всё будет упираться в деньги. От «красного тюльпана» до эмиграции на Запад — Судьба попавших в плен советских солдат складывалась по-разному. Разбираясь в этой теме, узнал, что около двух десятков наших пленных, которых моджахеды переправили в Пакистан, в итоге попали в США, Канаду, Европу, остались там навсегда. Их освобождал Красный Крест или порой буквально выкупали из плена западные правозащитники. Больше всего в этом отношении известна американка русского происхождения Людмила Торн. Как вы относитесь к этой категории пленных? В работе с военнопленным это второе правило после «не навреди».

А его самого тем временем вылечили и переправили в Пакистан. В итоге было упущено драгоценное время для поисков, ведь он с самого начала числился погибшим. Как сложилась его судьба в итоге, мы не знаем. И когда ты собираешь всё это по крупицам, то понимаешь, что нельзя ничего однозначно утверждать. Были случаи, когда после гибели лётчиков в плену, а из-за бомбёжек их ненавидели больше всех, душманы отдавали уже буквально какие-то фрагменты тел, но никто же не делал тогда никаких анализов. Был ли это тот самый лётчик или кто-то другой — неизвестно. И таких случаев достаточно. Есть среди них те, что могут помочь с поисками пропавших? Очень продуктивно пообщались с французским журналистом русского происхождения Виктором Лупаном, который неоднократно бывал в стане моджахедов и поделился имеющимися у него уникальными материалами. Общались со знаменитым художником Михаилом Шемякиным, который тоже активно помогал освобождать наших пленных. Очень многообещающим выглядит знакомство с американским журналистом, фотографом, режиссёром и писателем Джеффом Хармоном, которого мы нашли в Лос-Анджелесе. У него за плечами множество военных конфликтов в разных уголках планеты, в том числе, и это уникальный случай, он смог поработать в Афганистане с двух сторон — сначала в лагерях моджахедов, где у него есть действительно уникальные и очень интересные для нас кадры, а затем, уже в эпоху гласности, ему дали возможность понаблюдать за работой нашего спецназа. Он готов сотрудничать с нами, его очень интересует тема художественного фильма об Афганистане, который я планирую снять. Он хочет активно в нём участвовать. Тема наших пленных сама по себе его интересует меньше, но, чтобы поддержать наладившийся контакт, он нам с ходу назвал точное место, где он лично снимал ранее неизвестное место захоронения 12 пленных. На его кадрах, которые я вставил в «Ташакор», видно, как из земли торчит нога в китайских кедах. В то время в Афганистане их просто не было, это наш боец. Моджахеды сказали ему, что там 11 «шурави», то есть советских солдат и — неожиданно — один кубинец. Кто в их понимании кубинец, сказать трудно. А на вопрос, не осталось ли живых «шурави», командир отряда с досадой ответил, что если бы он пришёл чуть раньше, то ему бы их показали. Главарь сказал, что остался один, который молчит, и после того, как тот заговорит, его обезглавят. И показали Хармону вот этого человека в цепях, которого мы поместили на постер фильма. Постер к фильму «Ташакор» — Да, это одна из самых жутких и в то же время завораживающих сцен вашей картины, даже не верится, что это документальные кадры. Известно, кем был этот человек? На записи моджахеды говорят, что он советский, но, как говорит Хармон, ему показалось, что это скорее был афганец. В итоге ему отрубили голову. Думаю, он снял эту сцену, но и в свой документальный фильм а он снял три картины по Афганистану эту сцену не вставил, и нам не дал. Надеюсь, дальнейшее знакомство с ним даст нам больше информации. Вообще, я составил целый список имён, разбросанных по всему миру, кто бывал в стане моджахедов и кто мог видеть там наших пленных. В основном творческая интеллигенция. Есть данные, что печально известный ПЗРК «Стингер» зачастую применяли в бою люди с европейской внешностью. По одной из версий, самолёт того же Пантелюка в 1987 году был сбит именно французом. У меня есть видео, где слышна французская или английская речь. Я знаю об австралийце, японце — мастере боевых искусств, естественно, арабы и американцы. Был интересный итальянец Раффаэле Фаверо, который в итоге принял ислам и взял в руки оружие. Он погиб в 1983 году, пытаясь снять постановочный кадр в отряде моджахедов. Те захватили танк, возможно, афганский, и решили снять красивый проезд, посадив на броню «духов». А за рычаги, предположительно, посадили одного из наших пленных, так, во всяком случае, утверждала сестра Фаверо. Однако что-то пошло не так, и танк раздавил его с камерой в руках. Мне в руки попала видеозапись этого инцидента, это уникальный материал, но даже по ней трудно сказать, был ли этот наезд умышленным. Кем был этот механик-водитель танка, доподлинно неизвестно, на записи у него азиатский тип лица. Возможно, это афганец, но, возможно, и наш. К сожалению, после наезда его немедленно казнили. Вывод ограниченного контингента советских войск из Демократической Республики Афганистан Исламская республика Афганистан РИА Новости «Советские военнопленные стали камнем преткновения» — Много лет не угасают споры о необходимости ввода наших войск в Афганистан.

"Наверное, я под Богом ходил". Воспоминания одного афганца

Двое солдат Советской Армии выходят из афганского магазина в центре Кабула 24 апреля 1988 года. В преддверии празднования Дня Победы состоялась встреча «Живая история» студентов Пятигорского института СКФУ с участниками войны в Афганистане и на Северном Кавказе, а также с руководителями поискового отряда «Боевая Слава». Группа советских военнослужащих в Афганистане.

25 лет назад закончилась Афганская война

Опиум для народа: как советских солдат подсаживали на наркотики в Афганистане Афганские правительственные войска, имея ограниченную поддержку советских солдат, не могли полностью разгромить отряды моджахедов.
Память возвращает в Афганистан... Вручение наград воинам Н-ской части Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, февраль 1988 г.

«Вши только на живых, значит, я живой»: Афганская война глазами 18-летнего солдата

В преддверии празднования Дня Победы состоялась встреча «Живая история» студентов Пятигорского института СКФУ с участниками войны в Афганистане и на Северном Кавказе, а также с руководителями поискового отряда «Боевая Слава». Афганская война – военный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан (ДРА). Вот эта встроенность русского солдата в афганскую память и мешает сегодня американцам добиться своего контроля над Центральной Азией. Афганская война 1979—1989 (пушту په افغانستان کې شوروی جګړه‎‎, перс. جنگ شوروی در افغانستان‎‎ — Советско-афганская война; Афганский конфликт 1979—1989).

«Кому нужна была эта ваша война?» Воспоминания афганца

Одновременно навстречу им прорывалась рота старшего лейтенанта Сергея Викторовича Несмияна. Сам командир страшно обжёг руки как — не сказал, но другие говорили, что случайно схватился за ствол миномета и не мог держать в руках автомат. Он бежал впереди подчинённых без автомата, размахивая болящими руками и кричал что-то вроде «Вперед, ребята! Там люди гибнут! Впрочем, подгонять никого не нужно было. Но из 7 человек группы Келехсаева осталось только 2.

Начали собирать убитых. В этот момент откуда-то появился наёмник — они отличаются одеждой и очками. И в упор выстрелил по троим солдатам. Рядовой Сорокин и один из химроты фамилию не знают были убиты сразу, а рядовой Туркин дал ответную очередь, но промахнулся. Когда Туркин доложил о случившемся и опять пошёл с двумя товарищами за убитыми, оказалось, что «дух» ждёт этого.

Однако на этот раз он смог только легко ранить мотострелка. Туркин же опять не попал. Понятно, что тут не в колдовству дело, хотя в бою везение играет огромную роль. Любой человек, который бывал на войне, знает, что чем больше у человека опыта, тем меньше у противника шансов в него попасть. Понятно, что в массовом бою, где идёт плотный огонь из многих стволов, от пули не уклонишься — плотность огня понятие не абстрактное, а вполне реальное.

А вот в таких столкновениях, подобных описанному, индивидуальная подготовленность играет грандиозное, если не решающее значение. Какой бы боевой опыт ни был у солдата-призывника, у профессионала-наёмника шансов на победу в очном поединке на порядок выше. Сорокин — ещё совсем молодой солдат, последнего призыва. Это был его первый выход. Рота отошла к крепости, но «духи» наседали, а патронов у разведчиков уже не было.

Поэтому замполит сказал, что нужно доставить боеприпасы в город. И это в то время, когда перед их глазами лежали убитые товарищи. Кстати, одновременно с боем в усадьбе был убит зампотех батальона майор Ященко. Никто не отказался. А Мартынов даже к замполиту подходил, чтобы его взяли без разрешения командира.

Но его не взяли — всё же ранен в ногу, хоть рана в горячке и не болела. Вернее, он не чувствовал. Мартынов даже плакал — не от боли, а от того, что не берут. Тем временем разведчики продолжали держаться, так как не убитые были найдены, один труп попал между камней и его не могли найти. Эрмек с несколькими солдатами решил подняться повыше по откосу, чтобы вести огонь оттуда.

Многие люди попросту боялись войны. Молодые парни и их родственники изо всех сил старались избежать отправки в Афганистан. С другой стороны, многие офицеры советской армии, прошедшие через Афганистан, старались снова вернуться туда. Жизнь на войне для них оказалась намного честней и искренней, чем мирная советская. Узнавшие на войне о настоящей справедливости молодые ветераны не воспринимались советским обществом. СССР катился под откос, и советская бюрократия открыто заявляла в лицо бывшим солдатам: "Мы вас туда не посылали". Семейные конфликты, уголовные преступления, алкоголизм, наркомания, проблемы на работе сопровождали жизнь вернувшихся с войны.

Многие "афганцы" вступили в преступные группировки. В апреле 1992 года Демократическая Республика Афганистан прекратила своё существование. К середине 90-х годов в стране главной силой стали террористы из "Талибана", которые занялись строительством в Афганистане личного халифата с шариатом и гуриями. В 2001 году в Афганистан вляпались американцы, которые по сей день никак не могут окончательно оттуда выйти. Кабул, троллейбус 1-го маршрута на конечной станции. Первый год работы троллейбусной линии в городе 1979 02. Кабул, улица Асамаи Ват.

Колонна советской техники парализовала движение кабульских троллейбусов. Расчёт АГС автоматического гранатомёта советских войск меняет свою дислокацию. Афганские беженцы бегут от боевых действий в Пакистан, недалеко от Пешавара. Ми-8 и моджахеды, 1980 год 06. Советские солдаты, попавшие в плен в афганской провинции Забуль. Сентябрь 1981 года 07. Поезд в Афганистан.

Афганистан, провинция Балх, 1981-1982 год 09. Операция "Пятый Панджшер".

Стоит отметить, что в самом Афганистане эту форму называли «эксперименталкой». Потому что она проходила испытания именно на афганской войне. Виктор Баранец, военный обозреватель «Комсомольской правды»: Однажды пропагандист мотострелкового полка подполковник Владимир Гара пригласил меня на любопытную выставку оружия, боеприпасов, захваченных во время боев с душманами. Почти половина плаца была завалена этим добром — от переносных зенитных комплексов США «Стингер» и Blowpipe, до крохотных итальянских противопехотных мин. Душманов вооружает полмира, - сказал мне мрачно Гара. Они на это денег не жалеют.

Об американской помощи моджахедам стало известно уже в первый год афганской войны. С каждым годом эта помощь увеличивалась. Но истинные ее масштабы тогда оценить не могла даже советская разведка. Захваченные в плен пакистанские и английские инструкторы признавались на допросах, что помощь шла через третьи страны. О том, как США накачивали душманские отряды оружием и боеприпасами, я узнал значительно позже, когда прочел книгу Джорджа Крайла «Война Чарли Уилсона». Уилсон был конгрессменом, сыгравшим особую роль в финансировании и вооружении душманской армии. И в годы войны, и после у меня была возможность знакомиться с документами наших спецслужб. Но это были отрывочные сведения.

Книга Крайла — своего рода энциклопедия американской тайной войны того времени на земле Афганистана, яркое свидетельство того, что многие ее ключи скрывались не в афганских горах, а в кабинетах Белого дома и Конгресса США, Пентагона и ЦРУ. Борис Громов, бывший командующий 40-й армии, она еще называлась ограниченным контингентом советских войск, генерал-полковник в отставке: С одной стороны, средства финансовые, материальные были огромными, которые уходили на содержание, на поддержание этой армии 40-й. Но это не являлось ни в коей мере вот такой критической, что ли, массой, которая повлияла на развал Советского Союза. А если говорить про политику или идеологию, которая бы повлияла на развал Советского Союза со стороны 40-й армии, ну, это смешно об этом говорить. Потому что люди, которые были в Афганистане и которые там воевали, не только в 40-й армии, а, скажем, тот же дипломатический корпус, торговое представительство, другие ведомства Советского Союза, это люди, наоборот, были государственно мыслящими, включая абсолютное большинство военнослужащих. Мы, когда были там, ведь перестройка эта началась без нас, слава богу, нас не было в Советском Союзе в это время, но мы слышали, конечно, и переживали, и мы были на сто процентов, абсолютное большинство, абсолютное, хочу подчеркнуть, были не за перестройку. Мы были за изменения жизни нашей на сто процентов, но не за такую перестройку, вот которая началась. Владимир Снегирев, первый собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Афганистане: Мне не дает покоя до сих пор одна мысль.

Я вел дневник с первых же дней. И я там писал, особенно в первые дни, какие-то наивные записи. Вот сейчас, когда поднимаю, думаю: господи, какой же я был дурак! Записи, в которых я писал о том, что вот я сейчас присутствую при величайшем событии, что это вот революция, что она освобождает людей, что она помогает людям обрести себя, стать гражданином, обрести свободу. Это было наивным. Вот я хочу понять до сих пор, так это было или все-таки это было не так. Афганистан жил и сейчас живет в феодализме. И наши ребята, когда пришли, наши солдаты, да и афганские революционеры тоже, офицеры молодые, они ведь что хотели, они не хотели решить какие-то шкурные вопросы.

Они хотели дать людям возможность жить свободно, счастливо. Ну, как живут люди во всех других странах мира цивилизованных. Что в этом плохого? Ничего плохого нет. Но вопрос остается. Все-таки много всяких «но». Стоит отметить, что уже в 1989 году на Свердловской киностудии был снят фильм под названием «Груз-300», один из первых фильмов об афганской войне. Часть 4.

Вскоре этот термин стали использовать и воины-интернационалисты для обозначения выходного дня. Для мусульман пятница считается священным днем. В Афганистане местное население в этот день выходило на прогулку или сидело в чайных и шашлычных. Виктор Баранец, военный обозреватель «Комсомольской правды»: В полутемной охраняемой двумя автоматчиками комнате штаба афганской части мне разрешили поговорить с раненым диверсантом в присутствии переводчика. У пленника было почти русское имя — Назар. Ему было около тридцати. Черная борода и крысиные глаза, брызжущие ненавистью. Назар был хорошо образованным, отлично знал историю своей страны.

Он гордо сказал мне, что еще ни один завоеватель не покорял Афганистан. Даже Македонский. Что русские зря поддерживают неверную власть. Что для каждого моджахеда большая часть — умереть в бою с советскими оккупантами. Здесь каждый младенец и каждый камень мечтает убить русского. Ошпаривая меня презренным взглядом, говорил невольник: «Уходите из нашего дома! Мы сами наведем тут порядок. Мы повесим всех ваших марионеток».

Афганский переводчик неохотно переводил мне слова страстного оратора в наручниках. Очухавшись от могучей атаки бородача, я выскреб из растерянных мозгов лучшие, как мне показалось, аргументы, и стал доказывать Назару, что советский солдат пришел в его дома, держа в одной руке автомат, а в другой — хлеб. Афганский офицер, который пришел за мной, слышал последние слова арестованного и, сурово взглянув на него, спросил у меня: «Хотите сами прикончить этого подлеца, или как? Когда я беседовал с начальником афганской разведки, во дворе управления раздался выстрел. А еще через неделю он же мрачно сообщил мне, что офицер, расстрелявший пленника-душмана, убит неизвестными. Справка «Зеленка» - так советские солдаты в Афганистане называли местность, покрытую густой растительностью. Весной и летом такие места были крайне опасны. В них прятались душманы.

Михаил Кожухов, телеведущий, с 1985 по 1989 годы — собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Афганистане: Там море нашей техники. Вертолеты, самолеты, танки, все, что угодно. Сейчас их свезли в некоторые точки. И вот на одной как раз такой точке я был. И там вот это вот железо охраняют «духи». Вот реальные дядьки, которые тогда воевали. И когда выяснилось, что они — «духи», а я был там в этой Рухе много лет назад, они бросились обниматься. Это было очень странно.

Я был готов к этому. Мне все говорили, что афганцы, типа, очень хорошо реагируют. Но это было очень странно, вот когда типа: да, вот мы в вас стреляли, но вы нас кормили. Дарья Асламова, специальный корреспондент «Комсомольской правды»: Долгое время в Афганистане существовал культ шурави — культ Советского Союза. С кем мы только ни воевали. И вот как бы с теми, с кем мы воевали, обычно остались старые обиды, старые занозы. Вот Афганистан потрясал всегда меня тем, что он способен простить обиды, если он ценит врага. Долгое время после того уже, когда был свергнут даже режим талибов, пришли американцы, возник настоящий культ Советского Союза.

Культ шурави, потрясающий культ. Я помню мой самый первый визит после входа американцев, когда мы с местным командиром ехали в горах, там было несколько солдат, и наша машина, мы чуть не свалились в пропасть. И я, как всякая женщина, закричала от ужаса. Потому что горы очень страшные в Афганистане. Вот подо мной пропасть. Я закричала. Мы еле-еле вытащили эту машину. И солдат начал надо мной смеяться.

Мол, женщина, она же боится. И к ним повернулся командир и что-то так им резко сказал, что они все заткнулись. Я спросила: что ты ему такое сказал? Потому что он говорил по-русски. Он немножко понимал русский. Он воевал с русскими, он понимал русский. Он сказал: «Ты понимаешь, я им сказал: она — шурави. Это вы, дураки, боитесь.

Шурави никогда ничего не боятся». Я почувствовала себя такой гордой за свою страну, что бывшие враги говорят: это вы, дураки, боитесь, а она не боится, она может кричать, но вы никогда не заставите её бояться. Другое неофициальное название — «крокодил». А самые первые машины называли «стаканами», из-за характерных плоских стекол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с граненым стаканом. Кстати, в мае 1983 года в бою под городом Талукан пилот «шмеля» Анатолий Волков, израсходовав весь боекомплект, разгонял душманов, просто имитируя заход на атаку. Таким способом он сумел спасти отступавшую десантную роту. Владимир Снегирев, первый собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Афганистане: Это тяжелая очень история. Одна из первых моих командировок в Афганистане была в Герат.

И Герате я познакомился с хорошим парнем, прекрасный такой, симпатичный, романтик, веривший в идеалы революции, и добра, и свободы, и братства, и равенства, и Витебска, из Белоруссии, Гена Кулаженко, он был советник по линии комсомола, мы с ним ездили по Гератской провинции. И он такой был храбрый, очень светлый человек. И я, когда вернулся в Кабул, через несколько дней я узнаю, что он захвачен душманами, моджахедами, пропал, короче, человек. Ну что делать? Я вылетаю опять в Герат. Надо искать. Там я пробыл несколько месяцев в итоге. В итоге выяснилось, что он погиб, что его нет в живых.

И то — жене не говорил. Она уже узнала как факт, когда меня вызвали. Хоун 1984 год.

Я этого дамского отношения к военной тематике терпеть не могу. Война — это момент истины, когда человек весь пробуется на излом, что он из себя представляет? В мирной жизни я могу быть знаком с человеком лет 40-50, и не знать, кто он на самом деле.

А когда пули свистят — все понятно совершенно. Трусом я не был ни разу, и ни перед кем из бывших сослуживцев, начиная от командиров полков и до солдат, мне никогда стыдно не было. У меня есть второй день рождения — 6 июля.

Накануне полковые разведчики решили взять «языка», нас не оповещая. Мы держали оборону по речке, а они решили спуститься вниз, речку перейти. А у них прибамбас такой был — взять ценного языка и получить красное знамя или еще что-нибудь.

В общем, в результате потери были примерно четверо наших — трое «духов». Стали разбираться. Я сказал, что у меня обозначено мое стрелково-пулеметное сооружение — крайнее на фронте нашего полка, а они спустились в километре севернее, за поворотом.

А что они собирались там делать, мне неведомо. Да, говорят, у тебя это на карте неправильно показано. Меня это задело, мягко выражаясь.

Мы с ними пошли на место, чтобы увидеть, что у меня на карте все правильно. Пришли на место, сверили, убедились, что все так и есть. Я говорю радисту: дай связь, мне надо доложить, что все в порядке.

И он мне руку протягивает с тангентой, и в это время метров с 80-100 — пух! Снайперски конкретно в меня. Радисту левую руку пуля перебивает, и затем уходит между моих ног в землю.

В Джабаль-Уссарадже мы создали детский дом. Кто-то предложил: мы же афганцев бомбим, а у них сироты остаются. Детский дом сможем содержать за счет офицерских пайков?

В легкую. Офицер ест со стола то же, что и солдат, но к этому был еще паек: грамм 200 масла, 300 г. Директор цементного завода помог сделать отдельное помещение, кровати затащил.

Совместная операция с войсками ДРА. Ущелье Маравары. Провинция Кунар.

Потому что для нормального афганца-мусульманина ситуация, когда ребенок растет вне семьи, в принципе недопустима. Я потом уезжал, а когда вернулся, оказалось, весь детский дом разворован. Единственное и немногое развлечение для нас в Афганистане — козлодрание.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий