В субботу 20 августа 2022 года Курган отмечает День города. До 1738 года Курган носил название Царево Городище. Читайте новости, отсылайте показания счетчиков воды, следите за погодой и благоустройством города на портале Кургана.
Курган, Курганская область
О времени основания города Кургана: histgeogr — LiveJournal | 30 августа этого года город Курган будет отмечать свое 335 летие(вообще день города 2 суббота августа) Он основан в 1679 году,основателем его считается Тимофей Невежин,который первым срубил себе изб. |
Курган - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» | Историю Кургана принято отсчитывать с 1679 года, с момента основания поселения крестьянином Тимофеем Невежиным. |
История развития города Курган | Курган (до 1738 года — Царёво Городище, до 1782 года — Курганская слобода) — город в России, имеет статус городского округа, административный центр Курганской области, культурный, промышленный, транспортный, торговый и деловой центр. |
О Кургане — Туристско-информационный центр города Кургана | Губернатор Курганской области Вадим Шумков показал землякам, что надвигается на Курган. |
Курган - интересные и значимые события 2024. Курган - герб и флаг | Подробную информацию можно узнать в Туристско-информационном центре города Кургана: , ева, 58. |
Царёво городище
Поскочинская перепись является наиболее близким к тому периоду истории официальным документом, а, следовательно, наиболее точным. Энциклопедия Брокгауза указывает годом основания Кургана 1553 г. За свою историю поселение много раз отбивалось от нападения кочевников джунгар, казахов и других , выгорало дотла и возрождалось заново. Крепость в числе других на юге Западной Сибири защищала новые русские земли от степняков. К середине XVIII века слобода имела тройную линию укрепления и насчитывала около тысячи служилых людей и 28 пушек. Гарнизон крепости был самым крупным во всем Притоболье. С освоением русскими новых земель на юге и востоке, само название «крепость» постепенно стало утрачивать свое оборонное значение. Слобода была переименована в Курган. В 1782 году слобода получила статус уездного города Тобольского наместничества, в 1785 году городу присвоен герб. В разные годы в Кургане отбывали ссылку тринадцать декабристов.
Ссыльный декабрист А.
Была повреждена береговая ферма, но до конца мост так и не был разрушен. Проход бронепоездов по нему стал невозможен, но пехота могла легко переправиться с одного берега на другой. Это попытались сделать бойцы Томина, но, попав под сильный артиллерийский огонь, они отошли. Красные кавалеристы отбили все попытки белых приблизиться и вновь овладеть мостом. Белые безуспешно попытались разрушить мост из трехдюймовых орудий. Население города массово записывалось добровольцами в РККА. Уже на следующий день после взятия города записалось до 600 человек [20]. В составе округа образован Чаусовский район с центром в г.
Курганского уезда. Кургана, с 30 октября 1984 года в административном подчинении Первомайского райисполкома г. Галкина и д. С 17 января 1934 года Курганский район вошёл в состав Челябинской области. С 29 июня 1940 года Курган — город областного подчинения. Великая Отечественная война В первые годы Великой Отечественной войны на территории Зауралья разместились и начали работать двадцать два эвакуированных предприятия. К акции в будущем присоединились многие предприятия города. За год организовано пять госпиталей для участников боевых действий. Были сформированы 32-й учебный запасной лыжный полк и 165-я стрелковая дивизия.
На территории Курганского аэропорта гражданского воздушного флота базировалась сформированная в конце 1940 года 73-я учебная эскадрилья ГВФ с 1943 года — Курганская авиационная школа пилотов ГВФ. Школа подготовила свыше 1000 пилотов для пополнения лётного состава ВВС Красной армии. Первоначально, в 1941 году на это же место была передислоцирована Лугинская военная школа авиамехаников. Однако, в связи с нехваткой помещений в июле 1943 года школу авиамехаников перевели в г. Шадринск , где к этому времени уже размещались Тамбовское Краснознамённое кавалерийское училище им. В 1942 году в Курган прибыло Сталинградское военное танковое училище , дислоцировавшееся в городе до июля 1944 года. За неполные два года своей деятельности в эвакуации учебное заведение подготовило для фронта более двух тысяч офицеров-танкистов. На её территории находилось 478 промышленных предприятий, 2010 колхозов и совхозов. В сентябре началось вещание областного радио.
Рябково, п. Свинсовхоз , Малочаусовский сельсовет п. Мало-Чаусово, п. Смолино, п. Вороновка , нас. Оно имело большое значение для развития города, в том числе именно в 1947—1952 годах сформировался нынешний вид городского центра. Решением Курганского облисполкома от 2 апреля 1949 года центр Курганского района перенесён в с. Увал, Ново-Зайково, Восточный, Вороновка. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 ноября 1959 года в состав Курганского района передана территория упразднённого Кетовского района образован 15 февраля 1944 года , центр района перенесён в с.
На подъезде к городу по Ялуторовскому тракту была довольно болотистая почва, которую ежегодно приходилось мостить гатями, а через речку Быструшку, которая служила восточной границей города, был выстроен деревянный мост на сваях. В 1826 году перед этим мостом была построена каменная будка, «покрытая железом и окрашенная на малахите» то есть, в зеленый цвет. Будочника нанимали по контракту за 114 рублей в год, за которые он обязывался «денно и нощно» находиться в будке, имея при себе другого человека, а во время ярмарок иметь при будке трех человек. В 1852 году при этой будке был построен шлагбаум, а еще через пять лет на этой заставе был установлен столб с доскою, на котором было обозначено число домов и жителей Кургана. Когда строили шлагбаум, решено было устроить на выезде из города аллею, и был даже нанят специальный человек для полива саженцев, чтобы они прижились.
Эта аллея послужила началом бульвара, устроенного на Троицкой улице в конце века. Город делился на два квартала, четыре улицы, девять переулков и одну площадь. В нем насчитывалось 667 домов, из них семь каменных четыре казенных и три частных и две каменные церкви. То, что в книге наш город представлен сразу же после Тюмени, опередив все остальные уездные города Тобольской губернии, говорит о возрастающем значении Кургана в общественной и хозяйственной жизни губернии. Быт и нравы города в 19 века Забавные и яркие зарисовки из повседневной жизни курганцев мы находим все у того же Августа Коцебу, чья трехнедельная ссылка в наш город оказалась бесценным подарком для курганских историографов.
Действительно, «Достопамятный год жизни Августа Коцебу, или заточение его в Сибирь, и возвращение его оттуда, описанное им самим» — любопытнейший памятник своего времени, оставивший нам весьма колоритное описание быта и нравов горожан начала XIX века. На все небольшие пиры приглашали меня. Все их радости, все их лакомые куски должен был я делить с ними… Добронамеренная навязчивость, с каковою они старались занимать меня и приглашать в свои общества, часто бывала мне несносна. Отчасти дух мой не расположен был к беседам, отчасти в их общественных радостях мало было привлекательности для избалованного европейца». Примером подобных «общественных радостей» могут служить именины заседателя уездного суда Иуды Никитича, описанные Августом Коцебу с этнографической дотошностью: «Заседатель Иуда Никитич вздумал сделать пир для именин своих.
Поутру он сам пришел и звал меня в дом своей около двенадцати часов, куда соберутся все почетные люди в городе. Я пришел. При входе встречен был воем пяти человек, почитаемых здесь песенниками, которые оборотясь спиною к гостям и правую руку держа у рта, чтоб звук был громче, ревели в угол какую-то песню. Всякого гостя так встречали. Пребольшой стол трещал под тяжестью двадцати блюд, но приборов на нем и стульев для гостей не было поставлено.
Все походило более только на закуску. Главные блюда были с пирогами, по причине поста, со всякою рыбою. Сверх того было множество всякой духовой рыбы и печенья. Хозяин при этом ходил вокруг с штофами водки и наливал очень усердно. Пили часто и много за здоровье его, но к крайнему удивлению моему так, что совсем неприметно было, чтоб кто из гостей опьянел… Я всякую минуту ждал, что отворится другая комната и покажет нам на обеденный стол, но не то было!
Гости один за другим брали шляпы и уходили…» В ответ на удивленные расспросы Коцебу, ему объяснили, что сейчас все гости отправляются спать, чтобы в пять часов дня собраться снова. Вид теперь переменился: большой стол стоял хотя еще посреди комнаты, но вместо пирогов, рыб и водки уставлен был изюмом, миндалем и множеством, китайских отчасти, превкусных сладостей, из которых мне особенно понравилась яблочная пастила. Теперь вышла и хозяйка, молодая пригожая женщина. Также со всех сторон появлялись женские половины послеобеденных гостей и их дочери в старомодных своих нарядных одеждах. Подавали чай с водкой французской и пунш, в который вместо лимонов клали клюквенный сок.
Потом поставили карточные столы и стали играть в бостон, пока избыточно выпитый пунш позволял распознавать карты. Когда пришло время ужина, то все стали расходиться, как перед обедом, и тем кончился пир». Еще одна курьезная зарисовка дает нам представление об эстетических пристрастиях курганского «хорошего общества»: «Степан Осипович Мамеев, исправник; добродушный, забавный, услужливый и зажиточный человек. В доме его видны были даже некоторые следы роскоши. Однако ж, конечно, ту роскошь не умел он расположить со вкусом.
Например, я помню, что видел в комнате его несколько маленьких столиков и подносов, хорошо списанных с известных эстампов и лакированных отменно искусно в находящейся при Екатеринбурге фабрике. Они очень были дороги. Но он употреблял их не для столов и не для подносов, а повесил их по стенам вместо картин, и для этого снял их с ножек, которые он особо вместо убранства расставил». Большое впечатление на европейского гостя произвела дешевизна продуктов и вещей первой необходимости. Раз в неделю, и то по воскресеньям пополудни, бывал торг, на котором должно было запастись мясом и хлебом на всю неделю; а иногда мяса и совсем не бывало.
Напротив, некоторые другие к роскоши принадлежащие вещи были очень дороги. Штоф так называемой французской водки стоил два с половиною рубля, фунт сахару — рубль, фунт кофе — более полутора рубля, хороший китайский чай — три рубля фунт, полдюжины игральных дурных карт — семь рублей, десть голландской бумаги — около трех рублей. Но все это были такие вещи, без которых можно было обойтись, и я в конце первой недели нашел, что я — включая белье, свечи и все прочее — едва несколько рублей издержал…» Что касается жизни и быта простых горожан, то они в описании Коцебу неизменно приобретают пасторальный оттенок: «Там были платьемойные места, куда молодые девки из городу собирались, и после мытья и сами обыкновенно купались. В купаньи они удивительно были искусны. Они без всякого труда переплывали Тобол и назад, часто долгое время носились на спине по волнам.
Резвились в воде, гонялись друг за дружкой, ныряли, схватывались и сваливали одна другую. Словом, они часто до того шалили, что незнающий зритель всякий миг должен был опасаться, что которые-нибудь из них совсем утонут. Впрочем, все это происходило с крайней пристойностью. Видя одни головы над водой, часто долго нельзя узнать, мальчики ли или девки купаются. Конечно, не могли они того сделать, чтоб не видать было грудей, но это для них почти ничего не значило.
Наигравшись же довольно, не хотя далее оставаться в воде, и будучи очень стыдливы, они до тех пор упрашивали любопытного зрителя, пока он не уйдет; или когда он на зло им не отходил, то девки на берегу становились плотно в кружок около нагой, выходящей из воды. Каждая бросала ей тогда одежку, и вмиг была она пристойно одета». А вот описание одного из церковных праздников, свидетелем которого за время своей недолгой ссылки стал Август Коцебу. Этот праздник «состоял в том, что образ святого переносили из соседней деревни в город. Из города выходили навстречу также с образом и затем сопровождали первый образ в городскую церковь, читали и пели там разные молитвы, а вечером уносили его обратно в деревню.
Все городские жители с пением сопровождали этот образ во время шествия. Я тоже принял участие в этом шествии. Мы встретили деревенский образ около городской черты; его несли шесть деревенских девушек, очень красивых, со священником впереди. Все пели и крестились. Образа двух святых преклонили один перед другим; мы все пошли обратно в город и поставили деревенский образ в городскую церковь».
По-видимому, речь идет о крестном ходе в деревню Курганскую в престольный праздник Св. Накануне праздника в Троицкую церковь Кургана ко всенощной торжественно приносили из деревенской часовни образ Св. Троицы, а на следующий день после обедни святыню столь же торжественно возвращали обратно. Возник этот обычай, судя по всему, в память о том времени, когда слобода Царево Городище, а следовательно — и слободская церковь в честь Св. Троицы, — была перенесена со своего первоначального местоположения на Арбинском яру по соседству с которым несколько позже и возникла деревня Курганская , на место нынешнего города.
Всего этого заезжий немецкий драматург, естественно, знать не мог, так что истинное значение и смысл праздника, он, по его собственному признанию, «так и не смог постигнуть». Курган в конце XIX века С ноября 1848 г. Завалишин, случайно попавший в число репрессированных вместе с декабристами после восстания 1825 года. В своем «Описании Западной Сибири» он очень тепло отзывается о Кургане: «Это приятный городок с прямыми улицами, 2 каменные церкви, 664 дома, 3552 жителя, из них окладных мещан — 488, ремесленников — 135, есть уездное и приходское училище, девичья школа, горбольница, новая каменная окружная тюрьма, хлебные и соляные магазины и общественный сад, в городской черте 17 заводов, почти все салотопенные, а в восьми верстах от города с 1848 г. Но он вредит судоходству и рыболовству.
Город имеет запасной капитал в 23152 руб. Однако тут же Завалишин отметил большую грязь в городе, плохое освещение и отсутствие тротуаров. В 1856 году городничий Адам Бучковский добился, чтобы общество купцов и мещан выделило «на устройство девяти фонарей для освещения города Кургана 40 р. Отвечал за них специальный человек. В том же 1856 году на дома жителей Кургана были прибиты номера на деревянных дощечках, за что с жителей было взыскано «14 р.
В 1857 году в планы городничего входило построить тротуары и балюстраду на Набережной улице, завести флаг и фонарь для выставления на каланче во время пожара и построить новые мосты через Тобол и речку Быструшку на восточной границе города. С 1875 года, согласно новому городовому уложению, главным органом городского общественного управления в Кургане становится городская Дума и городская управа. В мае 1879 года городская Дума ввела новый порядок содержания в исправности и чистоте улиц, площадей и пр. Она строго запретила вывозить навоз к озерам и реке, выбрасывать мусор на улицы, потребовала содержания водосточных канав в чистоте, особенно по Солдатской улице, где проходила главная канава дренажной системы, устроенной в городе в конце 70-х годов XIX века. Однако и пятнадцать лет спустя, в 1894 году, в «Тобольских губернских ведомостях» о Кургане говорилось: «Улицы наши грязны в ненастье, пыльны в ведро.
Благодаря отсутствию тротуаров бедным пешеходам, особенно во время ярмарок, когда извозчики, заслышав свист пешего, стараются опередить один другого и бросаются всей биржей по направлению к седоку, бедным пешеходам приходится цепляться около стен домов из опасения быть раздавленными. Осенью же и весной перейти через улицу в калошах, какой бы глубины они ни были, возможности нет, и, чтобы не утонуть, предупредительные домовладельцы устраивают настилки из дров, палок, жердей и всякого древесного хлама, по которым вооружившийся палкой пешеход и совершает переправу. Освещение только на главной улице, на задних улицах фонарь от фонаря на пушечный выстрел и горят-то эти фонари только с вечера… Но что всего вопиющее, это столетие гниющее болото на задних улицах Кургана, требующее немедленной осушки…» Во время холерной эпидемии 1892 г. На базарной площади засыпали речку Мойку, из-за зловонной, гниющей воды которой на площади невозможно было дышать.
К середине XVIII века слобода имела тройную линию укрепления и насчитывала около тысячи служилых людей и 28 пушек. Гарнизон крепости был самым крупным во всем Притоболье. С освоением русскими новых земель на юге и востоке, само название «крепость» постепенно стало утрачивать свое оборонное значение. Слобода была переименована в Курган. В 1782 году слобода получила статус уездного города Тобольского наместничества, в 1785 году городу присвоен герб.
В разные годы в Кургане отбывали ссылку тринадцать декабристов. Ссыльный декабрист А. Розен отмечал в 1832 г. Строения все деревянные, кроме двух каменных домов». На этих трех улицах были сосредоточены все присутственные места, храмы, больницы, торговые ряды и площади". С середины XIX века город стал центром торговли продуктами земледелия и скотоводства хлеб, сало, масло, мясо, кожи.
День города Кургана!
Об этом 15 апреля заявили власти Курганской области. Уровень воды в реке Тобол в районе Кургана, по данным на 18:00 16:00 мск , поднялся на 63 сантиметра за десять часов, сообщили в городской администрации. Паводок приближается к Кургану, колоссальный объем воды находится уже в десяти километрах от города, сообщил губернатор региона Вадим Шумков в Telegram-канале, приложив кадры фотосъемки.
В донесении, отправленном 16 февраля 1797 года, тобольский губернатор Ал. Толстой сообщает, что «грацкие жители деревянным строением обзавелись по примерному плану пристойным образом и отстраивается один каменный, а затем небезнадежно, что … и другие граждане по выгодности сего города во всех частях каменные домы возводить будут…Выгонною землей г. Курган снабжен без малейшего недостатка… В округе сего города числится жителей до 30. А еще четыре года спустя, в 1801 году, в «Кратком историко-топографическом описании Тобольской губернии» о Кургане говорится: «Начало свое воспринял с 1596 года застроением небольшого деревянного укрепления, наименованного Царево городище, вероятно, происшедшего от большого кургана близ города находящегося, при котором жил прежде магометанского закона царь, с 1782 года наименован городом; в нем церковь каменная одна, соляных магазина два, лавка для продажи соли одна, винный магазин в земле врытый один; духовное правление со школою для церковников одно.
Домов обывательских каменных два, деревянных двести тридцать… В городе питейный дом один». Курган в начале XIX века Весьма живописную характеристику внешнего облика и обитателей Кургана начала XIX века дает в своих воспоминаниях Август Коцебу, сосланный сюда в 1800 году «по недоразумению» императором Павлом. Вот как описывает он первое свое впечатление от города: «В четыре часа по полудни увидели мы Курган. Единая невзрачная колокольня возвышалась над рассеянною кучею домов… Между множеством деревянных лачуг, все в одно жилье, выказывался только один каменный довольно со вкусом построенный дом — дворец в здешнем месте. Я осведомился, кто ему хозяин; и мне сказали, какой-то Розен, бывший вице-губернатор Пермский, имеющий деревни в здешней стране… После многих в разные стороны извилин прибыли мы наконец к странному плавучему мосту, состоявшему только из одних вместе связанных бревен, утвержденных на том и этом берегу Тобола, а впрочем представленных на произвол струй. Естественно, что всякая повозка давила их глубоко в воду и должно было очень прилежно смотреть вперед, чтоб по мосту, где он еще не продавился, и, следовательно, поверх воды был, переправиться через мост.
В Кургане только две параллельные широкие улицы, и мы въехали теперь в одну». В начале XIX века город уже в значительной степени соответствовал плану застройки, спроектированному в 1786 году. На плане Кургана за 1810 год отчетливо видны центральная Соборная улица, протянувшаяся рядом с рекой начиная от Соборной площади, параллельные ей улицы с регулярной застройкой и поквартальные переулки. За десять лет, прошедших с визита Коцебу, число улиц увеличилось с двух до четырех — явный знак быстрого роста города. План 1810 года дает точное воспроизведение казенных и партикулярных строений, все дома отмечены поименно, поулично и поквартально. Среди отмеченных на плане казенных строений — каменная церковь, соляные магазины склады , денежные кладовые, винный магазин, соляная стойка, тюремный острог, казенные сараи для производства кирпича, гостиный двор, городская ратуша и городническая, построенная в 1804 г.
Кроме того, обозначены торговые площади, ров и вал, ограничивающий город; питейный дом, духовное правление, богадельня и кузницы. Из партикулярных строений значатся дома статской советницы Розинговой, купца Зырянова, титулярного советника Мамеева, дома мещан, купцов, отставных солдат, губернских секретарей, штаб-лекаря, крестьян, посельщиков — всего 282 частных дома, из них 10 купеческих. Описание внутреннего убранства этих домов дает все тот же Август Коцебу: «Он проводник привел меня к маленькому низенькому домику, где я чуть было о дверь не разбил себе голову. Это немного мне обещало, а в назначенных мне горницах я еще менее нашел. Это были темные хлева, где я едва мог стоять прямо, голые стены, стол, две скамьи, без кровати, маленькие бумагой заклеенные окошечки». Несколько иначе выглядели изнутри купеческие дома: «Тут была одна большая и одна маленькая горницы, теплая просторная кухня с кладовою.
Стены, конечно, были голые бревна без обой, но хозяин разукрасил их множеством пестрых эстампов и масленых портретов, которые хотя все очень плохи были, но в здешнем месте некоторым образом обольщали, как будто и не в столь пустой стране находишься. Например, были здесь разные Ниренбергские произведения: «Аугсбургская мещанка», «Лейпцигская девка», «Венский крендельщик» — все с немецкими подписями… Еще были там дурные копии с полотен Лади Гамильтон и с геркуланских картин, ландшафты и тому подобное. Портреты русской работы изображали всех прежних царей, с подписью имен их. Из мебели были две деревянные скамьи с задниками, называемые однако ж софами, потому что на каждой положена была с постели подушка и обтянута набойкой; несколько стульев и столов; стекольчатый шкаф с фарфором…» В каждом дворе были хозяйственные постройки — один или два амбара, погреб, стая для скота, завозня, конюшня, баня, почти в каждом дворе — колодец. Когда семья разрасталась, строили флигель, в который выселяли молодую семью. Флигель стоял обычно в глубине двора, но иногда торцовой частью выходил на улицу.
В «Записках декабриста» А. Розен так описывает Курган в 30-х годах XIX века: «Город построен на левом берегу Тобола, имеет три улицы продольные с пятью перекрестными переулками; строения все деревянные, кроме двух каменных домов, один из них красивый о двух жильях посредине площади, чиновника Розинга. Коцебу в своей книге «Достопамятный год моей жизни» по ошибке назвал дом этот принадлежащим Розену; в этом доме помещены все присутственные места уездные. На углу площади стоял другой дом каменный, купеческий, неоштукатуренный. Как все пространство, занимаемые городом, имеет склон к Тоболу, то улицы и дворы на песчаном грунте почти всегда были сухи и опрятны; летом можно было жаловаться только на пыль. Мало садов, мало тени и зелени, несколько кущей тощих берез за городом, одним словом, вид города не привлекателен; все почти уездные города в Сибири походят более на села и большие деревни.
Курган имел не более 2000 жителей и одну трехпрестольную церковь. Купцы курганские большею частию вели торг на деньги иногородних богатых купцов; они имели на другом берегу Тобола свои заводы — кожевенный, салотопенный, мыловаренный; за городом в березовой роще стояли кирпичные сараи. Уездное училище имело учеников до 50 и самых старательных учителей…» На другого декабриста, Николая Ивановича Лорера, Курган произвел более благоприятное впечатление: «Курган — хорошенький, небольшой уездный городок, с каменной церковью и 3 тыс. Кругом плоская равнина, напоминающая мне мою родину Украину, но не Италию…» «Курган мне понравился. Городок препорядочный и на взгляд веселый», — отозвался в одном из писем декабрист Н. В растущем городе образовался второй приход.
Граница между Троицким и Богородице-Рождественским приходами проходила по Троицкому переулку сейчас — улица Ленина. В 1845 году была освящена летняя часть собора, выстроенная в византийском стиле, а в 1868 году завершилось строительство теплого храма. Собор славился своим благолепием, красотой резных иконостасов, иконами. Начиная с 1817 года, в Кургане действует уездное мужское двухклассное училище, расположенное сначала в арендованном частном доме, затем в здании городской ратуши, а в декабре 1823 года переведенное в два деревянных дома, стоявших друг против друга на углу улицы Береговой и Думского переулка. В городе, застроенном почти исключительно деревянными домами, не редкостью были пожары. Для защиты от них в 1823 году была куплена первая огнегасительная машина, к 1829 году их становится уже три: большая, средняя и комнатная.
На городской площади в больших ларях постоянно хранился набор багров, ухватов, черпаков, ведер из кошмы, дубовых бочек и другой инвентарь. Во время пожара члены пожарной команды и добровольцы разбирали инструмент и бежали тушить огонь. А в 1830 году было выстроено деревянное пожарное здание с каланчой, на которой во время пожара поднимали шары: один шар — если пожар в первой части города, два шара — если во второй. На подъезде к городу по Ялуторовскому тракту была довольно болотистая почва, которую ежегодно приходилось мостить гатями, а через речку Быструшку, которая служила восточной границей города, был выстроен деревянный мост на сваях. В 1826 году перед этим мостом была построена каменная будка, «покрытая железом и окрашенная на малахите» то есть, в зеленый цвет. Будочника нанимали по контракту за 114 рублей в год, за которые он обязывался «денно и нощно» находиться в будке, имея при себе другого человека, а во время ярмарок иметь при будке трех человек.
В 1852 году при этой будке был построен шлагбаум, а еще через пять лет на этой заставе был установлен столб с доскою, на котором было обозначено число домов и жителей Кургана. Когда строили шлагбаум, решено было устроить на выезде из города аллею, и был даже нанят специальный человек для полива саженцев, чтобы они прижились. Эта аллея послужила началом бульвара, устроенного на Троицкой улице в конце века. Город делился на два квартала, четыре улицы, девять переулков и одну площадь. В нем насчитывалось 667 домов, из них семь каменных четыре казенных и три частных и две каменные церкви. То, что в книге наш город представлен сразу же после Тюмени, опередив все остальные уездные города Тобольской губернии, говорит о возрастающем значении Кургана в общественной и хозяйственной жизни губернии.
Быт и нравы города в 19 века Забавные и яркие зарисовки из повседневной жизни курганцев мы находим все у того же Августа Коцебу, чья трехнедельная ссылка в наш город оказалась бесценным подарком для курганских историографов. Действительно, «Достопамятный год жизни Августа Коцебу, или заточение его в Сибирь, и возвращение его оттуда, описанное им самим» — любопытнейший памятник своего времени, оставивший нам весьма колоритное описание быта и нравов горожан начала XIX века. На все небольшие пиры приглашали меня. Все их радости, все их лакомые куски должен был я делить с ними… Добронамеренная навязчивость, с каковою они старались занимать меня и приглашать в свои общества, часто бывала мне несносна. Отчасти дух мой не расположен был к беседам, отчасти в их общественных радостях мало было привлекательности для избалованного европейца». Примером подобных «общественных радостей» могут служить именины заседателя уездного суда Иуды Никитича, описанные Августом Коцебу с этнографической дотошностью: «Заседатель Иуда Никитич вздумал сделать пир для именин своих.
Поутру он сам пришел и звал меня в дом своей около двенадцати часов, куда соберутся все почетные люди в городе. Я пришел. При входе встречен был воем пяти человек, почитаемых здесь песенниками, которые оборотясь спиною к гостям и правую руку держа у рта, чтоб звук был громче, ревели в угол какую-то песню. Всякого гостя так встречали. Пребольшой стол трещал под тяжестью двадцати блюд, но приборов на нем и стульев для гостей не было поставлено. Все походило более только на закуску.
Главные блюда были с пирогами, по причине поста, со всякою рыбою. Сверх того было множество всякой духовой рыбы и печенья. Хозяин при этом ходил вокруг с штофами водки и наливал очень усердно. Пили часто и много за здоровье его, но к крайнему удивлению моему так, что совсем неприметно было, чтоб кто из гостей опьянел… Я всякую минуту ждал, что отворится другая комната и покажет нам на обеденный стол, но не то было! Гости один за другим брали шляпы и уходили…» В ответ на удивленные расспросы Коцебу, ему объяснили, что сейчас все гости отправляются спать, чтобы в пять часов дня собраться снова. Вид теперь переменился: большой стол стоял хотя еще посреди комнаты, но вместо пирогов, рыб и водки уставлен был изюмом, миндалем и множеством, китайских отчасти, превкусных сладостей, из которых мне особенно понравилась яблочная пастила.
Теперь вышла и хозяйка, молодая пригожая женщина. Также со всех сторон появлялись женские половины послеобеденных гостей и их дочери в старомодных своих нарядных одеждах. Подавали чай с водкой французской и пунш, в который вместо лимонов клали клюквенный сок. Потом поставили карточные столы и стали играть в бостон, пока избыточно выпитый пунш позволял распознавать карты. Когда пришло время ужина, то все стали расходиться, как перед обедом, и тем кончился пир». Еще одна курьезная зарисовка дает нам представление об эстетических пристрастиях курганского «хорошего общества»: «Степан Осипович Мамеев, исправник; добродушный, забавный, услужливый и зажиточный человек.
В доме его видны были даже некоторые следы роскоши. Однако ж, конечно, ту роскошь не умел он расположить со вкусом.
Концерт гитарной песни живой звук, открытый микрофон. Конституции, д. Выставка-фестиваль букеты, овощи, фрукты с дачного участка. Работа праздничной фотозоны. Концертная программа Народного коллектива ансамбля русской песни «Мои года». Концертная программа Курганской областной организации Всероссийского общества слепых. Конкурс рисунков на асфальте. Детская концертно-игровая программа.
Концертная программа студии «Свободный вечер». Концертная программа Образцового коллектива вокальной студии «София лав». Октябрьская, д. Развлекательная программа с элементами квеста. Куйбышева, д. Продажа арбузов. Гагарина — ул. Гайдара 11:00—12:00 — «Город наш талантами богат! Праздничная концертно-развлекательная программа. Высоцкого ул.
Ленина, д. Выставка — презентация серии книг Детям о Кургане. Настольная игра-викторина от библиотеки им. Творческая площадка от Библиотечной информационной системы города Кургана мастер-классы, викторины. Маркса, д. Турнир по настольным играм.
Об этом 15 апреля заявили власти Курганской области. Уровень воды в реке Тобол в районе Кургана, по данным на 18:00 16:00 мск , поднялся на 63 сантиметра за десять часов, сообщили в городской администрации. Паводок приближается к Кургану, колоссальный объем воды находится уже в десяти километрах от города, сообщил губернатор региона Вадим Шумков в Telegram-канале, приложив кадры фотосъемки.
Курганская область: последние новости
21:48 Курган поплыл, ситуация напряженная: свежие новости о паводке в регионе. В таблице указано распределение количества жителей Кургана по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы. Последние записи: 19 августа в Кургане ожидается переменная. Курганские власти отменили выплаты для пострадавших. Курган делится на 7 административных районов: Восточный, Центральный, Западный, Северный, Заозёрный, Рябковский, Энергетики. В 1982 году курганцы отмечали 200 -летие Кургана, так как за основу была взята дата 1782 год, когда слобода Курганская стала городом. Новости. Девушка считает многих мужчин ханжами.
В городе идут концерты, гремит гром и собрались тучи. Онлайн от 45.RU со Дня рождения Кургана
Так или иначе, отмечают представители отрасли, реализация такого актива потребует длительной подготовки: проведения аудита, оценки и выхода на аукцион или поиск прямого покупателя. Однако рынок уже отреагировал на активность ФАС. О своем интересе к екатеринбургскому активу заявила «Интер РАО». Эксперты, в свою очередь, указывают, что такие активы, как «Екатеринбургэнергосбыт», «оторвут с руками», в то время как реализация большинства других гарантирующих поставщиков «Россетей» может сильно затянуться и видится практически невозможной. Игры Будущего в Казани станут ответом на дискриминацию Владимир Семенов настаивает на реформах в международном спортивном движении Чуть более недели остается до старта Игр Будущего в Казани — первого международного мультиспортивного турнира в концепции фиджитал, сочетающей в себе традиционные дисциплины с цифровыми технологиями.
Участие в соревнованиях примут и представители регионов УрФО.
С приходом советской власти здесь были проведены административные реформы. В период Великой Отечественной войны в город было эвакуировано свыше 20 промышленных предприятий из европейской части страны. В настоящее время Курган является значимым научным, экономическим и культурным центром.
Здесь развито среднее машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность, действуют предприятия военно-промышленного комплекса. Город получил всероссийскую известность благодаря Российскому научному центру «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г. Сейчас в Кургане проживает 325 тысяч человек. Здесь открыто несколько музеев, в числе которых — Курганский областной художественный музей, Дом-музей В.
Кюхельбекера, Курганский музей декабристов, Курганский областной краеведческий музей, насчитывающий свыше 200 тысяч экспонатов, представляющих разные эпохи развития региона.
Редакция РИА «Новый День» не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Использование такого рода материала в любом виде и качестве без разрешения агентства будет преследоваться по суду. Штраф — 30 тысяч рублей за использование одного изображения.
В советское время дом занимала труппа Театра оперетты, а позднее библиотека и горсовет. Сегодня здесь учатся воспитанники детской школы искусств. Курганский областной краеведческий музей Курган Курганский краеведческий музей — первый и самый крупный музей в области. Коллекцию начали собирать еще в 1920 году. На выставку попали артефакты, найденные при раскопках Царева Городища — так до 1738 года назвался Курган. Среди них — каменные жертвенные плиты, воинский поясной набор и орудия труда. В 1975 году при музее открыли филиал — Дом-музей декабристов. Позже в этом доме встречались все ссыльные декабристы. Во время реставрации в 1972 году комнаты хозяев, гостиную, столовую и библиотеку восстанавливали по письмам жены Нарышкина. Здесь можно увидеть мебель из красного дерева и карельской березы, а также старинные предметы интерьера. В состав краеведческого музея также входит Дом-музей В.
Краткая информация о Кургане
- Уральский следопыт – UralStalker
- Город Курган (Россия) |
- Последние новости Кургана, свежие новости на сегодня | Любимый город
- Содержание
- Курган отметил 343-летие с момента основания |
- Площадь имени Ленина
День города Курган 2023
Главная страница» Полезная информация» Новости» Новости 2014 года» Август 2014» История города Кургана. Флаг Кургана утвержден 18 июля 2001 года решением Курганской городской Думы. 945: уровень Тобола в Кургане постепенно идёт на спад.
Зауральская генеалогия
Губернатор Курганской области Вадим Шумков показал землякам, что надвигается на Курган. 21:48 Курган поплыл, ситуация напряженная: свежие новости о паводке в регионе. Город Курган. 8 568 subscribers. Курган не стал исключением, начиная с 2007 года, детей стало рождаться намного больше, а смертность (в том числе и младенческая) снизилась. Курган не стал исключением, начиная с 2007 года, детей стало рождаться намного больше, а смертность (в том числе и младенческая) снизилась.
Зауральская генеалогия
День города Курган 2023 | Курган (город) — У этого термина существуют и другие значения, см. Курган (значения). Город Курган Флаг Герб Страна РоссияРоссия Субъект федерации Курганская областьКурганская область Муниципальное образование город Курган Координаты Координаты: 55°26′27″. |
Город Курган | Численность населения в городе Курган составляет 312 364 человек. |
Курганская область: последние новости | В 1904 году численность населения Кургана составляла 20 тысяч человек. |
Курган: varandej — LiveJournal | В субботу 20 августа 2022 года Курган отмечает День города. |
Празднование Дня города Кургана вернут обратно на центральную площадь
Плита в честь первопоселенцев в парке Царево городище В конце XVII века центр поселения переместился на семь вёрст ниже по течению реки Тобол, туда, где сегодня расположена Троицкая площадь. Почему курганцы переехали на новое место? Существует несколько версий о причине переезда. Первая версия — буйный нрав Тобола, обрушившего во время весеннего половодья один из курганов. Вторая версия — опасность из степи, когда кочевники-скотоводы не могли смириться с приходом русских землепашцев и огнём пытались изгнать их со своей земли. В 1691 г. Третья версия — мистическая, связанная с легендой о Царёвом кургане. В изложении историка и краеведа Николая Алексеевича Абрамова она была опубликована в 1869 году в газете «Тобольские губернские ведомости». Нравственный урок её сводится к одному: разрушать могилы — страшный грех, за который неминуемо наказание.
Известно, что захоронения, в том числе и Царёв курган, неоднократно подвергались грабежам. Ожидание возмездия могло стать причиной, побудившей к переселению. Статус города Официально статус и имя городу было присвоено по указу императрицы Екатерины II в 1782 г. Спустя три года после получения статуса города у Кургана появляется первый герб: «В зелёном поле два серебряных кургана: по имени сего города и в знак, что оные при самом городе находятся». Герб Кургана с 1785 года В зеленом поле два серебряные кургана Курганов давно уже нет, а память о них сохранилась на современном гербе и в легендах, дошедших из глубины веков. Курганы — это настоящие символы города. Первые сведения о них дошли до нас благодаря запискам путешественника П. Палласа, экспедиция которого с 17 апреля по 2 мая 1771 года проходила по зауральской земле.
Спускаясь по реке Тобол, участники экспедиции увидели холм, который произвёл впечатление своими размерами. Ему Паллас посвятил несколько строк в своей книге «Путешествие по разным местам Российского государства»: «Сим именем называется чрезвычайной величины курган, о коем никакого не осталось предания, и неизвестно, воздвигнут ли оный древними обитателями сея страны, как памятник какого важного происшествия, или как гробница, покрывающая тело какой ни есть знатной особы. Холм сей имеет в окружности около 240 аршин. Вид Кургана. Рисунок неизвестного художника В описаниях речь идёт о нескольких курганах. И на всех вариантах герба сохранилось изображение двух холмов. Экспедицией уральских учёных под руководством Константина Владимировича Сальникова в 1959 году были проведены археологические раскопки. В результате было установлено, что это захоронение вождя сарматского племени, курганный могильник раннего железного века III в.
С этого кургана и начинается «русская» история будущего города. Рядом с ним построили свои дома Тимофей Невежин и его товарищи. На берегу Тобола. Фото Михайлова А. В течение первых десяти лет губернской реформы Екатерины II количество городов достигло пятисот, увеличившись почти вдвое. Курган с 1782 года — уездный город Тобольского наместничества. По плану его застройки, принятому в 1786 году генерал-губернатором Пермским и Тобольским Е. Кашкиным, улицы должны были располагаться параллельно берегу Тобола.
Такое расположение улиц сохранилось и в наши дни в исторической части города. Береговая улица, дом Ф. Фото Кочешева А. Ближе всего к Тоболу расположилась улица Береговая. Во время весеннего половодья перемещаться по ней можно было только на лодках.
В начале XVIII здесь располагалась военная крепость, которая защищала новые территории Российской империи от степных кочевников. По мере освоения восточных земель крепость перестала выполнять оборонительную функцию. В 1782 году императрица Екатерина II приказала переименовать поселение в Курган и присвоила ему статус города. В 1812 году местные жители принимали активное участие в борьбе с армией Наполеона. Позже из-за удаленности от Москвы город стал местом ссылки — с 1830 по 1857 год здесь проживали 13 декабристов, среди которых были Вильгельм Кюхельбекер, Иван Фохт и Александр Бригген. В 1890-х годах, после строительства Транссибирской магистрали, Курган начал быстро расти и развиваться, стал крупным торговым городом.
Концертная программа Народного коллектива ансамбля русской песни «Мои года». Концертная программа Курганской областной организации Всероссийского общества слепых. Конкурс рисунков на асфальте. Детская концертно-игровая программа. Концертная программа студии «Свободный вечер». Концертная программа Образцового коллектива вокальной студии «София лав». Октябрьская, д. Развлекательная программа с элементами квеста. Куйбышева, д. Продажа арбузов. Гагарина — ул. Гайдара 11:00—12:00 — «Город наш талантами богат! Праздничная концертно-развлекательная программа. Высоцкого ул. Ленина, д. Выставка — презентация серии книг Детям о Кургане. Настольная игра-викторина от библиотеки им. Творческая площадка от Библиотечной информационной системы города Кургана мастер-классы, викторины. Маркса, д. Турнир по настольным играм. Концертная программа молодых исполнителей от Курганского дома молодежи. Уличный праздник для горожан от библиотек им. Чехова и С. Маршака праздничная программа: гармонь, игры, викторины, выставка цветов и овощей.
Эта необычная постройка, главным назначением которой был пожарный дозор, находилась в самом центре Кургана. На смотровой площадке круглосуточно дежурил часовой. Заметив дым или огонь, он подавал сигнал тревоги — бил в набат, зажигал ночью фонари, а днём поднимал чёрные шары: один, если пожар в восточной части города, и два, если в западной. После вступления в строй курганской электростанции шары на каланче заменили световыми сигналами. Пожарная каланча. Первая пожарная каланча в Кургане построена в 1830 году. Спустя полвека возведено каменное здание пожарной части с деревянной каланчой, которое запечатлено на многочисленных фотографиях тех лет. Именно эти изображения взяты за основу при реконструкции каланчи, ставшей символом пожарной охраны Курганской области и удачно вписавшейся в исторический ландшафт улицы Куйбышева. Кочешев Алексей Иванович До получения слободой статуса города о пожарной безопасности заботились сами домохозяева. После 1782 года городничие обязаны были предпринимать меры по противодействию пожарам. На казённые деньги ими приобретался необходимый инвентарь, который хранился на городской площади возле церкви. В 1841 году в Кургане уже была команда из 10 пожарных, которая во время больших бедствий объединялась с полицейской командой, состоящей из 6 человек. В конце 90-х годов курганская каланча была восстановлена. С её смотровой площадки круглый год «обозревает» окрестности «дежурный Степан». Это всего лишь манекен, но боевая одежда на нём настоящая. Городской сад Любимое место прогулок горожан? Ну, конечно же, городской сад! Его появление связано с именем ссыльного декабриста Андрея Евгеньевича Розена, находившегося на поселении в Кургане почти пять лет. Дом, который приобрёл Розен в 1832 году, был окружён деревьями и кустарниками. В письмах родным он сообщал, что хотел бы разбить сад возле своего дома. Брат его жены, Иван Малиновский, выслал в Курган цветочные семена, жёлуди и зёрнышки яблок. Из 200 желудей взошёл только один, а посеянные будущие яблони прижились все. Спустя два года Андрей Евгеньевич с гордостью сообщал своему шурину в письме, что «сад его красуется». Дом-музей декабристов. Когда Розен покинул Курган, то сад пришёл в запустение. Только после того, как усадьба вместе с садом была куплена городской администрацией и отдана в аренду Общественному собранию, начались работы по благоустройству территории. Сегодня фразой «общественное собрание» мы называем прежде всего здание, а в конце XIX века это было объединение уважаемых людей, которые встречались, обсуждали новости, заключали сделки в здании городского сада. С тех пор за ним надолго закрепилось название — городской сад Общественного собрания. Своим оформлением он стал напоминать увеселительный столичный сад. Реклама, аттракционы, живая музыка в исполнении духового оркестра создавали праздничную атмосферу и притягивали публику. В летнем театре ежедневно шли спектакли местных артистов и гастролёров. Советская бывшая Дворянская улица. Вход в городской сад не для членов Общественного собрания был платным. Но это обстоятельство не являлось препятствием для горожан, и в саду всегда было многолюдно. Именно здесь решили провести первую в Сибири сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку. Для Кургана это было грандиозным событием, на целый месяц превратившим небольшой уездный город в экономический центр губернии. Курганская выставка стала генеральной репетицией перед Всероссийской выставкой в Нижнем Новгороде и продемонстрировала достижения Тобольской губернии в промышленности и сельском хозяйстве. Богородице-Рождественский собор.
Курган, Курганская область
Зауральская генеалогия | Главная» Новости» Афиша курган 45. |
История города Кургана | Агрегатор новостей со всех СМИ и соцсетей Кургана. |
Курган - интересные и значимые события 2024. Курган - герб и флаг | Главная» Новости» Кто приезжает в курган из певцов 2024 году. |
Зауральская генеалогия | Напомним, в прошлом году празднование Дня города было перенесено на Троицкую площадь в связи с ремонтом центральной площади и улицы Гоголя. |
Отметка в 10 метров пройдена. Губернатор Шумков показал, что ждет город Курган
Новости Уральского следопыта Мобильные новости Новости. История Кургана, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города. Главная» Новости» Афиша курган 45. 945: уровень Тобола в Кургане постепенно идёт на спад.
kurgangen.ru
- Климат и экология Кургана
- Курган - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
- Курган празднует 344-й День рождения
- Празднование Дня города Кургана вернут обратно на центральную площадь
День города Кургана 2022: программа, кто из звезд приедет, когда салют
В 1982 году курганцы отмечали 200 -летие Кургана, так как за основу была взята дата 1782 год, когда слобода Курганская стала городом. В этом году Кургану исполняется 340 лет. Численность населения в городе Курган составляет 312 364 человек. Курган в этом году отметит День города 19 августа. В Кургане в минувшую субботу отпраздновали 344-й день рождения города.
Смотреть все:
- Курганцы отпраздновали 344-летие города. Онлайн-трансляция
- Новости Кургана и Курганской области
- Курган: уже не Урал, ещё не Сибирь — Суточно.ру
- JavaScript is Disabled in your browser. Please Enable the JavaScript to continue.
- Курган за два дня, Май 2023, отзыв от туриста Anna_08 на Туристер.Ру
- Кургану 360 лет