Этническая группа в Иране иранские азербайджанцы (азербайджанцы: ایران آذربایجانلیلاری,), также известный как иранские азербайджанц ы, иранские турки, персидские турки или персидский Азербайджан, иранцы. В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане (изображение взято из открытых источников). Несмотря на большое количество азербайджанцев, в Иране существует проблема доступности бесплатного обучения на азербайджанском языке.
От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие
Согласно планам Баку и Анкары, трасса должна пройти через Сюникскую область Армении, при этом иметь экстерриториальный статус, то есть быть выведенной из юрисдикции Еревана. Кроме того, строительство трассы приведет к дальнейшему усилению в регионе Турции. Мы примем все меры, чтобы противостоять даже такому мышлению», — говорил Хосейн Амир Абдоллахиян. Еще один конфликтный вопрос — тесные отношения Азербайджана с Израилем. Баку поставляет еврейскому государству нефть и нефтепродукты, покупает высокотехнологичное вооружение — электронику двойного назначения, ударные и разведывательные беспилотники, системы навигации и оптики, высокоточные боеприпасы. В Тегеране к такой активности относятся враждебно. Азербайджан граничит с Ираном по суше и Каспийскому морю, для израильских сил специальных операций Закавказье идеально в качестве плацдарма для атаки на исламскую республику. Тегеран грозит разрушением Хайфы и Тель-Авива Почему наметилось потепление Немало, впрочем, и причин для урегулирования отношений.
Например, у обеих стран есть более важные геополитические цели и задачи. Иран сосредоточен на противостоянии с Израилем и США. Азербайджан стремится подписать на своих условиях мирный договор с Армений и заполучить Карабах. Обеим государствам нужен надежный тыл, для этого лучше избегать дополнительных конфликтов.
В 1897 году в Иреванской губернии проживали 77 491 азербайджанец и всего 58 148 армян", - говорится в статье. Однако после жестокой кампании этнической чистки теперь большинство в Иреване составляют армяне и не осталось ни одного азербайджанца, говорится в статье. Также отмечается, что Община Западного Азербайджана опубликовала обращение к премьер-министру Армении Николу Пашиняну, в котором говорится, что этническая чистка - это преступление против человечности, а безопасное и достойное возвращение азербайджанцев, изгнанных из Армении, является их законным правом. Foreign Policy Association приводит слова Бахтияра Набиева, председателя Ясамальского районного отделения партии "Ени Азербайджан", который также является беженцем из Западного Азербайджана, сказавшего, что процесс изгнания азербайджанцев из их родного города Иреван начался в феврале 1988 года.
Foreign Policy Association приводит слова Бахтияра Набиева, председателя Ясамальского районного отделения партии "Ени Азербайджан", который также является беженцем из Западного Азербайджана, сказавшего, что процесс изгнания азербайджанцев из их родного города Иреван начался в феврале 1988 года. Как вспоминает Набиев, существовала вероятность нападения армян в любой момент, люди пытались эвакуироваться. Он оставался в Кировакане до мая 1989 года. После землетрясения произошло отключение электроэнергии, и там проживало ограниченное число жителей.
По мнению Б. Шаффер, дискриминационная экономическая и культурная политика шаха Реза Пехлеви в отношении азербайджанцев возможна была наказанием за их участие в антишахском национально-освободительном движении 1920 года, возглавляемом Хиябани. В 1937 году большая часть Иранского Азербайджана, составлявшая одну административно-территориальную единицу Ирана, была поделена на две провинции остана. Некоторые традиционные территории Азербайджана были переданы в состав других иранских провинций. Ухудшение экономической ситуации в регионе и запрет на выезд в Советский Азербайджан на сезонные работы, привёл к массовому оттоку азербайджанского населения в Тегеран в поисках работы. Это, в свою очередь привело, с одной стороны, к ассимиляции части мигрировавших азербайджанцев, и росту националистических чувств другой части. Эти процессы вылились в попытку увязать свою национальную идентичность и идеологию с некоторой свободой национальной самоидентификации азербайджанцев в СССР , что привело к тому, что начавшаяся в последующем национально-освободительное движение в Иранском Азербайджане ориентировалось на укрепление связей с Советским Азербайджаном и носило коммунистическую направленность [64]. Основная статья: Демократическая Республика Азербайджан Территория Национального правительства Азербайджана зелёный и Мехабадская республика жёлтый Контакт между азербайджанскими частями Ирана и Советского Союза был ограничен до тех пор пока в 1941 году советские войска не вошли в северный Иран во время Второй мировой войны. Азербайджанский народ получил возможность объединения [35]. В 1945 году на территории Южного Азербайджана, занятой советскими войсками, образовалось де-факто самостоятельное государственное образование — Национальное правительство Азербайджана Демократическая Республика Азербайджан. Между курдскими и азербайджанскими националистами в данный период продолжали сохраняться острые и до конца не преодолённые противоречия, причём советские власти чаще склонялись на азербайджанскую сторону. Несмотря на это, курдские и азербайджанские националисты старались наладить сотрудничество и соблюдать декорум взаимной лояльности [65]. Один из пунктов Демократической партии Иранского Курдистана гласил: «Демократическая парти Курдистана будет предпринимать максимум усилий, чтобы добиться единства и солидарности курдов, азербайджанцев, армян и ассирийцев англ. К несчастью, это сотрудничество оказалось недолговечным. Курды не признавали Иранский Курдистан частью Иранского Азербайджана, и в начале 1946 года в Иранском Курдистане была провозглашена Мехабадская Республика. Курдское правительство в Мехабаде гарантировало права меньшинств, в том числе и азербайджанцев [67]. Государственное образование в Южном Азербайджане просуществовало всего один год, до момента, пока советские войска не были отозваны назад под нажимом альянса США , Франции и Великобритании [35]. На следующий день несколько тысяч иранских азербайджанцев были убиты [36]. В последующие годы сепаратистские настроения в Азербайджане внимательно отслеживались, и использование азербайджанского языка ещё больше подавлялось [59]. Эпоха правления Мохаммад Реза-шаха[ править править код ] В тот период в иранской общественной мысли появились некоторые изменения относительно национального вопроса. Благодаря обществу «Азербайджан», издававшего газету «Азербайджан», в общих чертах было сформулировано некоторое понимание нации как народа, обладающего общностью языка, чувств, традиций и территории и на основе этого обоснована самостоятельность азербайджанской нации и её право на свободное национальное развитие. Такое положение встретило противоположную реакцию среди иранских идеологов, представления которых об нации и «иранской нации» к тому времени уже были более менее систематизированы. Например, в 1942 году вышла работа Г. Катиби «Азербайджан ва вехдет-е милли-йе Иран», в которой на основе различных определений в том числе международно-правовых нации, национальности, национального единства и их признаков, он стремился обосновать идею о национальном единстве Азербайджана и Ирана и в первую очередь на основе «единства национального идеала» и таким образом опровергнуть идею о самостоятельности азербайджанской нации [49]. Новое общенациональное движение политика правительства Моссадыка , развернувшееся в Иране в 1951—1953 годах, стимулировало рост интереса у иранской общественности к этническим группам страны. На страницах печати критике стала подвергаться проводимая правящими кругами политика персизации иноязычных народов и игнорирование их национальных прав. Так, публицист Бехьяр в своей статье «Наша нация и азербайджанская нация» обрушился с резкой критикой на высказывания профессора Моджтаба Минови англ. После исламской революции[ править править код ] Азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, вылившейся в Исламскую революцию , которая привела к свержению шахского режима [69]. Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов, протестовавших против клеветнической статьи в государственной газете о аятолле Хомейни. На сороковой день гибели людей 18—19 февраля вспыхнуло восстание в Тебризе, в котором приняло участие около 100 тыс. На подавлении беспорядков, ставшим первым крупным массовым выступлением против шахского режима, правительство бросило армейские части, танковые подразделения и боевые вертолёты, что привело к человеческим жертвам [70]. Призывая к автономии или даже к независимости, азербайджанцы в месте с тем отражали мнения всего Иранского общества, требуя демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом Шахе. Вслед за революционными событиями в местах компактного проживания этнических меньшинств арабы , курды, белуджи были выдвинуты требования автономии; сложная обстановка сложилась в районах расселения туркмен и кашкайцев. В отличие от других провинций в Иранском Азербайджане национальный вопрос не стоял столь остро. В развернувшихся здесь выступлениях преобладали демократические требования, а сугубо национальные вопросы касались культурного, языкового характера, административных замещений. С начала революции в Иранском Азербайджана очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единой позиции. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований, которые в свою очередь станут плацдармом для распространения демократизации по всей стране [71]. Довольно много сторонников в Иранском Азербайджане имела Партия федеративной республики Иран, выступавшей за переустройство страны по типу индийских штатов. В апреле 1979 года в Тебризе возникло общество защиты прав и свобод народов Азербайджана. К числу её требований относились предоставление всех национальных прав азербайджанцам, объединение Западного и Восточного Азербайджана в единую административную единицу, создание автономной власти с правом решать местные финансовые и культурные вопросы [71]. Великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских кругов и шиитского имамитского духовенства с улемами джафаритского толка и поддерживавшими их кругами иранской буржуазии [72]. Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер — великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари. Шариатмадари был выходцем из азербайджанской среды [73]. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, он считался главным религиозным авторитетом в Иране [74]. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей [75]. Вокруг фигуры Шариатмадари сплотились и местные леворадикальные группировки, включая Моджахеддин-е Халк [71].
Азербайджан-Иран
- Зачем Алиев начал угрожать Ирану
- Где проживают азербайджанцы в Иране?
- От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие - Иран.ру
- Смогут ли азербайджанцы Кавказа и Ирана объединиться? | МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА | Дзен
- Ответы : есть-ли в Иране азербайджанцы? есть-ли в Азербайджане иранцы?
От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие
9 Сколько азербайджанцев живет в городе Москве? "Зеркало" пишет: "Манифестации азербайджанцев в Иране остаются вне поля зрения средств массовой информации многих стран. Сколько азербайджанцев живут в мире. Сколько армян проживает в Америке. В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане (изображение взято из открытых источников). 9 Сколько азербайджанцев живет в городе Москве?
Возглавит ли Иран азербайджанец?
Проживают азербайджанцы преимущественно в провинциях Западный и Восточный Азербайджан, Зенджан, Казвин, Хамадан, Ардебиль и Маркази. Около 10 миллионов азербайджанцев мира, приблизительная численность которых составляет 50 миллионов, в настоящее время проживают в эмиграции и составляют азербайджанскую диаспору. Помимо Азербайджана, азербайджанцы проживают в Иране, где составляют большинство в провинциях Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль [39], Зенджан [39]. Табаар восстанавливает историю отношений между Ираном и Азербайджаном за последние годы и отмечает, что напряженность между Баку и Тегераном стала нарастать после победы Азербайджана в 44-дневной Второй Карабахской войне. А сколько граждан Ирана являются азербайджанцами?
Где проживают 50 млн азербайджанцев
У Ирана есть своя «Украина». Почему Тегеран поддерживает Армению и осуждает Азербайджан | Азербайджанцы в Иране составляют азербайджанскую диаспору в количестве более 32 миллионов человек. |
Сколько азербайджанцев в иране | Определить количество переселившихся из Ирана в Баку азербайджанцев сложно. |
Сколько в ИРАНЕ азербайджанцев? Кто такие ИРАНСКИЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ?! | 1. Что касается численности азербайджанцев в Иране, то мы ориентируемся на число 24-26 млн. |
Прозрение Ирана - Баку более важный и честный партнер, чем Ереван | Смотрите так же новые видео: #Видео #Сколько #азербайджанцев #живет #Иране #ответы. |
Сколько азер | Основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана и провинций Зенджан, Казвин, Меркези и Хамадан. |
Какова будет численность азербайджанцев в Иране к 2023 году
В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане (изображение взято из открытых источников). Азербайджанцы заявили, что в регион ввозится топливо, являющееся запрещенным товаром из-за санкций США, а также обвинили иностранных водителей в незаконном пересечении границы. Азербайджанцы в Иране в массе своей оказались адептами идеи сильного и централизованного иранского государства, невосприимчивыми к пропаганде этнического национализма и сепаратизма. Сколько азербайджанцев живет в Иране? Смотрите так же новые видео: #Видео #Сколько #азербайджанцев #живет #Иране #ответы.
Госдеп США о положении азербайджанцев в Иране
Предлагаем читателям фрагмент обсуждения. Денис Лунёв: А возможна ли война между шиитским Ираном и шиитским Азербайджаном? Или в этом случае религиозный фактор роли не играет? Владимир Букарский: Возможна конечно. Иран считает Азербайджан своей землей. Павел Тихомиров: Ну, а Баку в свою очередь тоже иногда дразнят Тегеран, именуя себя собственно «Северным» Азербайджаном. Намекая на обширные земли «Южного». В свою очередь в Иране встречаются встречные призывы к восстановлению контроля над Северным Азербайджаном. А сколько граждан Ирана являются азербайджанцами? Что они собою представляют? Азербайджанское национальное самосознание - это продукт советского времени, иранских тюрок оно затронуло в намного меньшей степени.
Поэтому в основополагающих документах ИРИ нет термина «национальное меньшинство». Все граждане Исламской Республики — иранцы, некоторые из которых принадлежат к официальным «религиозным меньшинствам» - христианам армяне , зороастрийцам и иудеям евреи. Азербайджанцы — это братья — шииты, которые говорят на другом языке. При этом именно иранские азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, которая привела к свержению шахского режима.
Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов в поддержку аятоллы Хомейни. На сороковой день гибели людей в феврале вспыхнуло восстание в азербайджанском Тебризе, в котором приняло участие около 100 тысяч человек и привело к массовым жертвам. Призывая к автономии, азербайджанцы требовали демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом шахе. С начала революции в Иранском Азербайджане очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Организация моджахединов иранского народа ОМИН или Моджахедин-э Халк.
В решении национального вопроса среди левых не было единства. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований. Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских и местных религиозных кругов с «персидским» духовенством и поддерживавшей их персидской то есть неазербайджанской буржуазией.
Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер - великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари - выходец из азербайджанской среды. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, Шариатмадари считался главным религиозным авторитетом в Иране. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей. После победы исламской революции отношения между двумя великими аятоллами Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер.
Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих, лёгшую в основу государственной власти ИРИ. Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты, пытавшиеся установить в Иранском Азербайджане местную автономию. Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл. На массовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам.
Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту. Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения.
Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной. В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи нынешний верховный лидер и Мир-Хосейн Мусави соответственно. В Тебризе проходили митинги под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство». Не стоит забывать, что во время ирано-иракской войны 1980 — 1988 гг.
В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации. Как писал в 1987 году в своей статье «От шаха до Хомейни» посол СССР в Иране Виноградов, «благодаря своей многочисленности, экономической и культурной развитости, азербайджанцы с течением времени органически вросли в иранское общество и не стали там так называемым «национальным меньшинством». В Тегеране — центре политической, экономической и культурной активности — было около полутора миллионов азербайджанцев». После провозглашения независимости бывшего Советского Азербайджана 1991 г.
При этом традиционно-исторические этно-религиозные проблемы оставались и даже разрастались, наполняясь новым политическим содержанием. Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы, и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга. Расширились связи между азербайджанцами двух стран во всех аспектах. Первоначально иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего шиитского влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику.
Однако вскоре они осознали, что АР не восприимчива к религиозной пропаганде[6], более того, влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения. Так, например, в отличие от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и «своими» азербайджанцами. Несомненно, эти войны послужили источником вдохновения для массы иранских азербайджанцев, чтобы попытаться вернуть отношения со своими «северными братьями» на прежний уровень после десятилетий взаимной изоляции.
Аналогичным образом, экономический и политический подъем Турции, её активность в поддержке Баку заставил многих иранских азербайджанцев заново открыть свои этно-лингвистические и культурные корни и пересмотреть отношение к своему тюркскому наследию, как к источнику гордости. В результате, примерно за последние 25 лет, гораздо больше иранских азербайджанцев стали больше уделять внимания и гордиться своим тюркским культурным наследием. Именно после провозглашения АР, после первой армяно-азербайджанской войны азербайджанскому вопросу в Тегеране стали уделять особо пристальное внимание. Тем более число оппозиционных азербайджанских группировок возрастало.
На протяжении веков языком общения в Иране был не персидский, как заявляет нынешний режим в Тегеране , а азербайджано-тюркский. И сейчас в Тегеране, Мешхеде и других крупных городах представители разных национальностей говорят на азербайджанском языке», — утверждал глава НАНА. Габиббейли далее пустился в рассуждения о том, что персидский язык является средством общения «ограниченных официальных кругов», в то время как азербайджанский — «языком всех народов, проживающих в Иране». Права южных азербайджанцев должны быть восстановлены, им должны быть предоставлены все свободы, на которые они имеют право», — подытожил академик.
Борьба за Карабах На протяжении многих лет существования нагорнокарабахского конфликта между Баку и Ереваном Тегеран сохранял нейтралитет. Это позволяло Исламской Республике поддерживать доброжелательные связи с соседними Арменией и Азербайджаном, выступая с позиции посредника. Особенности такой политики можно было проследить даже по завершении войны прошлого года в спорном регионе.
Так, во время своего большого тура по Закавказью на тот момент занимавший должность главы иранского МИД Джавад Зариф в обеих из этих стран высказывал свою солидарность территориальной целостности, изменяя направление риторики в зависимости от места пребывания. Однако это не помогло обеспечить долгосрочную внешнеполитическую стабильность — возникновение проблем было скорее вопросом времени. По итогам конфликта позиции Исламской Республики пошатнулись из-за перехода большей части Нагорного Карабаха под управление Азербайджана и укрепления в регионе другой крупной державы — Турции. Анкара была главным союзником Баку в этой войне, обеспечивая партнера техникой, консультациями и, как сообщали СМИ, наемниками в виде лояльных боевиков из других стран. Ударные беспилотные летательные аппараты БПЛА Bayraktar TB2 обеспечили азербайджанцам превосходство в воздухе, что привело к утрате региона, на протяжении многих лет управляемого армянами. Это положило начало распространению влияния президента Реджепа Тайипа Эрдогана в этой части Закавказья. Несмотря на все политические усилия Тегерана, Анкара фактически лишила иранцев возможности принять участие в послевоенном восстановлении Нагорного Карабаха.
Кроме того, в июне была заключена Шушинская декларация о союзных отношениях, дающая Анкаре возможность расширить сеть своих военных баз на данной территории. Провокационные действия Получившая свои преференции Турция продолжает проявлять активность в союзном государстве, вторгаясь в зону интересов Ирана. Новым спорным моментом, усилившим напряженность в приграничных районах, стали недавние учения Баку и Анкары «Нерушимое братство-2021» в Нахичевани, а также «Три брата-2021» в Каспийском море, где были задействованы и силы Пакистана. Использование данной акватории для воинских мероприятий стало нарушением конвенции о его правовом статусе, отмечали в Тегеране. Претензии основаны на том, что не выходящие к Каспию страны по существующему договору не могут иметь там военное присутствие. После этого Иран не остался в стороне, а перебросил в приграничные районы дополнительные силы: два ракетных дивизиона и подкрепления из состава 16-й танковой дивизии, дислоцирующейся в городе Казвин.