В Пушкинских Горах состоялся литературно-музыкальный фестиваль «Пушкин. И сегодня, вместе с членами Пушкинского клуба мы отправились в увлекательное и познавательное путешествие в музыкальный мир А.С. Пушкина. Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Георгий Василевич: Я думаю, что даже тем, кто не владеет русским языком, если они любят музыку, известно, что по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина написано, как минимум, шестнадцать опер.
Лекция «Пушкин в музыке (на примере оперы «Евгений Онегин»)
ПУШКИН | МУЗЫКА | МИХАЙЛОВСКОЕ | Жители Пушкинских Гор смогут насладиться классической музыкой на фестивале «Пушкин. |
В исполнении столичных певцов. В Пушкинских Горах прошёл фестиваль «Пушкин. Музыка. Михайловское» | По произведениям Александра Сергеевича Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов. |
Концерт «Пушкин в музыке» в Доме музыки, Москва – билеты | Ставшая его частью программа «Пушкин в музыке» приурочена ко Дню славянской письменности и культуры, который неизменно отмечается 24 мая. |
Лекция-концерт «Пушкин в музыке»
Библиотекари рассказали о важности поэзии Пушкина в годы Великой Отечественной войны, о том, что пушкинское слово звучало на передовой, в окопах перед наступлением и в госпиталях, стихи великого русского поэта вдохновляли бойцов. Сайт Невской централизованной библиотечной системы. Слово Пушкина по-особому открывается через музыкальные сочинения, написанные на его произведения.
«Пушкин по Пушкинской»: в ГДК представили современное прочтение биографии великого поэта
23 октября в Детской школе искусств № 1 г. Тулы состоялся областной методический семинар «Пушкин в музыке», посвященный 220-летию со дня рождения великого русского поэта, литературное творчество которого вдохновило композиторов на создание шедевров музыки. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов. Пушкин в музыке Музыкальный вечер «Петербург-концерта» посвящен дню рождения великого русского писателя и поэта. В этом году она была посвящена теме "Пушкин в музыке". Педагоги-теоретики нашей школы (Герасимова А.Л., Дятлова Л.К., Потапова М.В.) вместе со своими ученицами приняли в конференции активное участие.
Пушкин и русский романс.
Эта история легла в основу задуманной Глинкой оперы. Композитор остановился на идее противопоставления двух миров, двух разных музык — русской и польской. Либретто к опере писал Егор Розен — автор исторических драм. Оперу переделывали невероятное количество раз, поэтому самое сложное было — создать из фрагментов единое произведение.
Премьера оперы прогремела в Большом театре Санкт-Петербурга. Ее успех сложился еще до первого показа: многие сольные номера высший свет видел на частных концертах. Произведение быстро влилось во все салоны и не сходило с русской сцены вплоть до 1917 года.
Идеальный рецепт шедевра, который не состоялся Иван Билибин. На этой волне композитор решил написать оперу на основе произведения Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Глинка задумал воплотить оперу в новом жанре — сказки, свободной от идеологических задач.
Но в этот момент он получил должность капельмейстера Придворной певческой капеллы и над оперой ему удавалось работать только небольшими урывками. Из-за недостатка времени и стремления к новаторскому формату национальной сказки-оперы в произведении было много правок. Они привели к несостыковкам сюжетных линий, усложнили хорошо знакомое публике содержание.
Премьера оперы состоялась в 1842 году. Широкая кампания в прессе вокруг «первой национальной сказки» не пошла на пользу «Руслану и Людмиле» — публике спектакль показался длинным, скучным и запутанным.
Все дальнейшее — светлый порыв воскресшего чувства. Оказывается, жизнь не остановилась. Чувство растет. У Пушкина проходит всего одно мимолетное виденье, и поток захватывает нас. Чувство достигает своего апогея и уносит в бездну: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Пушкин не только поэт, он еще и художник, тонко чувствующий окружающее. Поражает необычайная звуковая полногласность. И что удивительно: слова, казалось бы, самые повседневные, привычные, соединенные у Пушкина, дают впечатление волшебной праздничности, поднимают душу и несут ее на крыльях восторженного вдохновения.
Они залиты солнцем безграничного счастья, они поют и сияют. Сначала грустное и нежное воспоминание, затем горестное сознание утраты и, наконец, торжественный взлет радости и восторга. Все это прекрасно воспроизвел М. Глинка в музыке бессмертного романса. Что же помогает так воспринимать стихотворение Пушкина? Природное чутье языка и безукоризненный слуховой вкус; необыкновенное сочетание гласных и согласных, отсутствие резко задевающих слух шипящих — мы не обнаружим ни одного темного пятнышка, за исключением слога «чу». Стихи сами по себе живут, дышат, точно передают охватившее поэта волнение… … Читаешь стихотворение «Я вас любил» и изумляешься: в нем нет ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Но, говоря словами в. Белинского, « в нем та же трогающая душу гуманность, та же артистическая прелесть», что и в других интимных стихотворениях поэта. Простота этого стихотворения обманчива.
Его основу образует троекратное повторение выражения « Я вас любил…». В соответствии с этими повторами стихотворение распадается на три части, в каждой из которых выражение « Я вас любил», сохраняя общее значение, приобретает новые оттенки. На что указывает глагол прошедшего времени « любил» в первой части? На то, что чувство не исчезло. Во второй- этот же глагол уже указывает на многогранность сопутствующих чувств любви переживаний: безнадежность, робость, ревность. В третьей части слово «любил» имеет новый смысл: любил и теперь любит: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Несмотря на эти части, стихотворение воспринимает целостно. И это достигается интонационно-мелодическим ритмом. Первая часть- это сложносочиненное предложение, состоящее из пяти простых, произносится на нисходящих мелодиях. Вторая часть — из простого предложения с четырьмя однородными членами требует мелодического «перелома», а третья часть сложноподчиненное предложение с придаточным в конце требует мелодического подъема, который уже начался во второй части.
С какой гуманностью ,щедростью, благородством подходит Пушкин к этому чувству. И все это дано самыми простыми словами, но необыкновенно искренними, кака бы вырвавшимися из самой глубины души. Подлинное душевное благородство лирического героя не может не восхитить нас. Ничто не омрачает счастья любимой, даже сознание того, что кто-то любит её безответно. И вновь произносишь вслед за поэтом строки: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Стихотворение « Я вас любил…» считают жемчужиной пушкинской лирики. И это так. Строки его стихотворений привлекают своей неподкупной искренностью, мудрой простотой. Анализ музыки романсов на стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил». В нем Глинка выразил свои глубокие чувства к Екатерине Керн, дочери Анны Петровны Керн, в свое время вдохновившей Пушкина на создание великолепного стихотворения.
С удивительной и прекрасной поэзией Пушкина гармонично слились музыкальные образы, созданные Глинкой. Это выражено, прежде всего, мелодии — по-русски пластичной и задушевной, певучей. В романсе, как и в стихах, ясно обозначены зарождение поэтического чувства любви, томительная скорбь разлуки и радость свидания. Поэтический смысл каждого нового душевного состояния лирического героя раскрывается в яркой и выразительной музыке. В начале романса господствует настроение светлой поэтической озаренности — под впечатлением «чудного мгновенья». Первая же тема фортепианного вступления представляет собой как бы обобщенный образ и горячо любящего, поэтически настроенного человека, и воплощенную мечту его — «гений чистой красоты». При упоминании о «томленьях грусти безнадежной» легкая грусть слегка затуманивает повествование, но ненадолго, - чарующе прекрасная мелодия возвращается, утверждая вновь настроение тихой созерцательности. Плавная, гибкая мелодия голоса и идиллически-спокойная, словно «струящаяся» фортепианная партия дополняют друг друга, создавая законченный образ высокой одухотворенности. Но вот движение быстро меняется, становится то взволнованным, патетическим — «Шли годы. Бурь порыв мятежный…», то наоборот, заторможенным — «В глуши, во мраке заточенья…».
Музыка теряет мягкую округленность, спокойную размеренность ритма и становится более напряженной. Под стать ей и фортепианная партия: в ней слышен то «бурь порыв мятежный», о котором поет голос, то горестное оцепенение чувств. Светлой радостью полнится музыка, заключающая повествование «Душе настало пробужденье! Внешне мелодия сохраняет прежние очертания, но внутренняя ее наполненность становится иной — трепетной, восторженно-счастливой. Впечатление усиливает и фортепианная партия — взволнованная, подвижная.
Ярко, мощно прозвучал хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» — первой русской национальной оперы на исторический сюжет, премьера которой 27 ноября 1836 года, стала днем рождения русской классической музыки; гениальная увертюра к опере «Руслан и Людмила» по поэме А. Пушкина, в которой впервые получили воплощение русский эпос и сказка. Симфоническое творчество было представлено фрагментом знаменитой увертюры «Камаринская», написанной на темы двух русских народных песен — свадебной «Из-за гор, гор высоких» и плясовой «Камаринская».
Услышали зрители и жемчужину русской вокальной лирики — романс «Я помню чудное мгновенье» видеозапись выступления Д. Романсы композитора стали классическим примером воплощения поэтических образов в музыке. В концертной программе использовались не только видеозаписи, но и живая музыка, представленная учащимися. Хоровой коллектив школы «Ручеек» руководитель О. Жаренова, концертмейстер Л. Смирнова исполнил песню «Ты, соловушка, умолкни».
Музыку на его стихи писали М. Глинка, С. Рахманинов, А. Алябьев, А. Даргомыжский, П. Булахов, А. Варламов, А. Гурилёв и другие. Слава Пушкина захватила уже и западную музыку. Английский композитор Бриттен овладел русскими текстами шести стихотворений Пушкина и написал на них романсы. Анна Алексеевна Оленина А стихотворение «Я вас любил…» существует в семидесяти музыкальных вариантах.
«Пушкин по Пушкинской»: в ГДК представили современное прочтение биографии великого поэта
14 ноября 2019 года в Петрово-Дальневской школе искусств в рамках проекта «Школьная филармония» прошел концерт-беседа «Пушкин в музыке». Новости. Важные события и обращения. А в этом сезоне в театре возник цикл "Пушкин в музыке", и открылся он самой, пожалуй, любимой и популярной во всем мире оперой – "Евгением Онегиным".
Завершился «Пушкин. Музыка. Михайловское»
Пушкин в музыке Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Дорогие друзья! В рамках онлайн-программы Пушкинского праздника поэзии музей-усадьба "Остафьево" приглашает вас погрузиться в атмосферу XIX века, время высо. В Пушкинских Горах состоялся литературно-музыкальный фестиваль «Пушкин.
Лекция-концерт «Пушкин в музыке»
Михайловское» 8 и 9 июля концерты оркестра Капеллы вместе с солистами ведущих оперных театров Петербурга пройдут на территории музея-заповедника «Михайловское» Оркестр Капеллы примет участие в фестивале «Пушкин. Михайловское» в Пушкинских Горах Псковской области. Концерты фестиваля пройдут на территории музея-заповедника «Михайловское». В программе вечера — произведения М. Глинки, П.
Никто не решился переложить на музыку «Я помню чудное мгновенье» после Глинки, но два «Ночных зефира» — Глинки и Даргомыжского — возникли почти одновременно, а элегия «Я вас любил» насчитывает более семидесяти!!! Трудно себе представить, какой бы была без Пушкина русская опера.
Пушкин вдохновлял и столетие спустя — в тяжелые послереволюционные годы обращался к его стихам Метнер; четыре пушкинских романса написал Шостакович; шестьдесят лет назад музыка к фильму «Метель» принесла всенародную известность Свиридову. Песен: 25, 1 ч.
Алябьев, А. Верстовский, М. Виельгорский и др.
В Петербурге в 1823 г. Дидло поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на музыку К. Шольца «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Это было первое сценическое воплощение пушкинских сюжетов. В 1824 г.
В 1828 г. Пушкин встречался с Глинкой и приезжавшим в Петербург А. Дипломат и драматург, одарённый и музыкально, привёз из Грузии народную мелодию, которую обработал Глинка, а Пушкин уже после этого сочинил стихи, и получился романс «Не пой, красавица, при мне». Кто из композиторов только не использовал это стихотворение впоследствии для своих романсов! И безвестные дилетанты, и Н.
Римский-Корсаков, и Т. Романс Глинки, созданный ещё при жизни Пушкина, — «Я здесь, Инезилья» — попал даже в телефильм «Большая перемена». Помните, Нелли Леднёва поёт Нестору Петровичу серенаду? На слуху у нас и страстный порыв «В крови горит огонь желанья», и романтическая лёгкость «Адели», и имитация безыскусного музицирования деревенской барышни «фортепьяно вечерком» — «Признание»: «Я вас люблю, хоть я бешусь... Но всё же, когда звучит романс, а тем более в.
Лемешева, думаешь не об его истории, а о том, что «гений чистой красоты» — это само искусство, воплощённое в нём. Младший друг и последователь Глинки, Александр Сергеевич Даргомыжский 1813—1869 всю свою творческую жизнь развивал его традиции вокальной пушкинианы. Молодой композитор в 1836 г. Следуя пожеланию поэта, он сочинил кантату «Торжество Вакха» на его стихи к сожалению, уже после смерти Пушкина , которую потом переделал в лирическую оперу-балет.
Наверное, это потому, что именно Пушкину принадлежат слова: "Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; Но и любовь мелодия...
Видимо, этому девизу решили следовать организаторы. Добавлю, что ведущими фестиваля будут Эмилия Спивак - известная актриса театра и кино, лауреат премии "Золотой софит" , а также Иннокентий Иванов - журналист, награжденный премией "Золотое перо России", кроме того, сценарист и режиссер. Фестиваль пройдет при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Почему в качестве площадки для фестиваля было выбрано именно Михайловское? Казалось бы, что общего у Пушкина с музыкой?
Георгий Василевич: Я думаю, что даже тем, кто не владеет русским языком, если они любят музыку, известно, что по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина написано, как минимум, шестнадцать опер. В этом смысле он известен, как автор, чье наследие включает в себя и оперное искусство. Кроме того, на его стихи, в том числе написанные в Михайловском, сочинены романсы. Здесь поэт писал и трагедию "Борис Годунов", по мотивам которой Модестом Мусоргским была создана одна из самых известных репертуарных русских опер.
Оркестр Капеллы примет участие в фестивале «Пушкин. Музыка. Михайловское» в Пушкинских Горах
Учащиеся познакомились с литературным наследием Пушкина в музыке: операми «Руслан и Людмила» М. Глинка , «Евгений Онегин» П. Чайковский , «Золотой Петушок» Н. Римский-Корсаков ; романсами, симфоническими произведениями и балетами «Барышня-крестьянка», «Пиковая дама» , в основу которых легли произведения Александра Сергеевича. Участие в литературно-музыкальном салоне позволило лицеистам и гостям мероприятия оценить, какое влияние творчество Пушкина оказало на развитие русской и мировой музыкальной культуры.
Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Весь XIX век в русской музыке почти неотделим от имени А. Гений Пушкина не только сопутствовал национальной музыкальной культуре, — он активно участвовал в её строительстве, направляя и вдохновляя русскую музыкальную мысль. В день рождения великого поэта мы собрали плейлист с самыми яркими произведениями музыкальной Пушкинианы! Наслаждайтесь и вдохновляйтесь великолепными шедеврами!
Пушкин и Глинка Музыкальный и художественный критик В. Стасов заметил, что и Пушкин, и Глинка — «родоначальники национального… оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке». Живя в одно время и в одном городе, вращаясь в кругу общих знакомых, посещая те же концерты и спектакли, Пушкин и Глинка были дружны и умели ценить друг друга. Гениальная опера «Руслан и Людмила» М. Глинки открыла пути воплощения в музыке не только лирических, но эпических, фантастических и сатирических образов Пушкина, хотя замысел оперы в значительной степени отличается от литературного первоисточника. Гениальной юношеской поэме Пушкина, основанной на темах русского сказочного эпоса, присущи черты лёгкой иронии, шутливого отношения к героям. От такой трактовки сюжета Глинка решительно отказался. Он создал произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений. Монументальные образы, легендарные фигуры великого князя Светозара, богатыря Руслана, вещего народного певца Баяна переносят слушателя в обстановку глубокой древности, рождают представление о красоте и величии народной жизни.
У Глинки много прекрасных романсов на стихи разных поэтов, но лучшие — на стихи А. Пушкина, в которых он ценил жизнерадостность, гармонию, правду и красоту отражения жизни. Они написаны в разных жанрах: лирический монолог, испанская серенада, античная идиллия, застольная песня. Романсом-шедевром считают романс «Я помню чудное мгновенье», написанный в 1839 году. В нём стихи и музыка слились в единое и прекрасное целое. Пушкин и Даргомыжский Пушкинские тексты в музыкальном творчестве Даргомыжского занимают особо важное место. Почти четверть всех романсов и песен композитора написано на слова Пушкина. Из четырёх опер — три на пушкинские сюжеты, из них две — значительнейшие, вошедшие в классический репертуар русского оперного театра: «Русалка» и «Каменный гость». Писать оперу на сюжет пушкинской «Русалки» было делом и трудным и ответственным.
Трудным потому, что трагедия не закончена, а ответственным потому, что Пушкин ставит в своём произведении вопросы огромной социальной глубины. Музыка должна была не только соответствовать драматической силе текста, но и обогащать его. Как показала сценическая долговечность оперы, Даргомыжский блестяще решил эти задачи. Не найдя либреттиста, композитор сам пишет текст для своей оперы, причём очень близко к самой трагедии Пушкина. Лишь кое-где Даргомыжский ставит свои акценты: смягчает образ Князя, усиливает трагические переживания Мельника. Сам же композитор пишет текст финала для своего произведения, который является логическим завершением трагедии Пушкина. Опера впервые была исполнена в 1856 году, но из-за плохих декораций, костюмов, из-за купюр успеха не имела. Возобновлена она была в 1865 году и прошла под гром аплодисментов. По этому поводу сам Даргомыжский писал: «Опера пошла так, как будто никогда не давалась.
Вызовам артистов и меня конца нет». Опера «Каменный гость» — это тот редкий, если не единственный, случай, когда пересказывать содержание оперы — это слово в слово пересказывать содержание литературного первоисточника. Как правило, всякое либретто — это в большей или меньшей степени отход от оригинала, часто — сокращение, поскольку петь текст дольше, чем произносить его.
Виельгорский и др. В Петербурге в 1823 г. Дидло поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на музыку К.
Шольца «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Это было первое сценическое воплощение пушкинских сюжетов. В 1824 г. В 1828 г. Пушкин встречался с Глинкой и приезжавшим в Петербург А. Дипломат и драматург, одарённый и музыкально, привёз из Грузии народную мелодию, которую обработал Глинка, а Пушкин уже после этого сочинил стихи, и получился романс «Не пой, красавица, при мне».
Кто из композиторов только не использовал это стихотворение впоследствии для своих романсов! И безвестные дилетанты, и Н. Римский-Корсаков, и Т. Романс Глинки, созданный ещё при жизни Пушкина, — «Я здесь, Инезилья» — попал даже в телефильм «Большая перемена». Помните, Нелли Леднёва поёт Нестору Петровичу серенаду? На слуху у нас и страстный порыв «В крови горит огонь желанья», и романтическая лёгкость «Адели», и имитация безыскусного музицирования деревенской барышни «фортепьяно вечерком» — «Признание»: «Я вас люблю, хоть я бешусь...
Но всё же, когда звучит романс, а тем более в. Лемешева, думаешь не об его истории, а о том, что «гений чистой красоты» — это само искусство, воплощённое в нём. Младший друг и последователь Глинки, Александр Сергеевич Даргомыжский 1813—1869 всю свою творческую жизнь развивал его традиции вокальной пушкинианы. Молодой композитор в 1836 г. Следуя пожеланию поэта, он сочинил кантату «Торжество Вакха» на его стихи к сожалению, уже после смерти Пушкина , которую потом переделал в лирическую оперу-балет. Новым словом в музыке были и серенады — хоровые трёхголосные песни, в том числе и на стихи Пушкина.
Он также написал 29 романсов на стихи Пушкина.
Галушкина рассказала ребятам о роли А. Пушкина — великого поэта в развитии русского языка и литературы.
Александр Сергеевич — основоположник современного русского языка — основы нашей национальной идентичности, которая объединяет все народы, страны и миллионы человек за ее пределами.
«Пушкин в музыке»
Код для блога Грандиозный гала-концерт «Пушкин в русской и европейской музыке» завершит праздник в Пушкинских Горах на основной сцене в Михайловском в рамках Дней Пушкинской поэзии и русской культуры 4 июня в 19. Фото здесь и далее: Театрально-концертная дирекция Псковской области «Что происходит во сне? Концерт в исполнении оркестра La Voce Strumentale под руководством лауреата международных конкурсов Дмитрия Синьковского перенесет в неведомый мир сна главной героини одного из культовых произведений писателя «Евгений Онегин» — Татьяны. На сцене для зрителя сыграют известные солисты, лауреаты международного класса: виолончелист Игорь Бобович, скрипачка концертмейстер оркестра — Кристина Траулько, гобоист — Владислав Врублевский, флейтистка 1-я флейта — Зарема Горбунова.
Безусловно, в первую очередь на язык музыки перекладывались стихотворения. Так появились романсы на стихи Пушкина, составившие золотой фонд музыкальной классики. Но поэмы, повести и трагедии писателя также послужили основой многих музыкальных произведений. Особенно популярными стали оперы на пушкинские сюжеты.
О событии 27 мая 2024 в Московском Международном Доме Музыки состоится концерт для любителей настоящей поэзии — «Пушкин в музыке». Национальный Филармонический Оркестр России, основанный в 2003 году выдающимся дирижёром, народным артистом СССР Владимиром Спивако-вым, в наступившем сезоне отмечает 20-летие творческой деятельности. За прошедшие годы НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических ор-кестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Юбилейный сезон Владимир Спиваков и его кол-лектив решили посвятить русской классике и, в частности вписать в него мультимедийный проект — концерт «Пушкин в музыке». Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, еще при жизни его стали именовать гением.
Их первая встреча произошла в юные годы будущего композитора, во время его учебы в Благородном пансионе. В своих Записках Глинка вспоминал: «Летом 1828 года я часто встречался с известнейшим поэтом нашим Александром Сергеевичем Пушкиным, который хаживал и прежде того к нам в пансион к брату своему, воспитывавшемуся со мною в пансионе, и пользовался его знакомством до самой его кончины». Факты столкновения двух судеб общеизвестны и многократно описывались в художественной и научно-популярной литературе. Это и обсуждение сценария оперы «Жизнь за царя» в 1835 году, и знаменитое четверостишие Александра Пушкина, написанное после премьеры оперы «Слушая сию новинку…», и беседа по поводу сюжета будущей оперы «Руслан и Людмила». Десять романсов Глинки на слова Пушкина, включая «Я помню чудное мгновенье» — значительный итог сотворчества двух гениев. Александр Сергеевич царит во всей истории русской музыки на протяжении более двух столетий. Фондовая коллекция Российского национального музея музыки представляет музыкальные рукописи и печатные издания сочинений на пушкинские сюжеты, фотографии исполнителей и сцен из спектаклей, эскизы декораций и костюмов.
Оркестр Капеллы примет участие в фестивале «Пушкин. Музыка. Михайловское» в Пушкинских Горах
Жуковским, А. Грибоедовым, М. Балакиревым, А. Даргомыжским, А. Сколько ярких художественных импульсов вызвало пребывание Глинки в Европе — в Италии, Германии, Франции, Польше, Испании, где он познакомился с жизнью крупнейших музыкальных центров, получил профессиональное музыкальное образование. В лице Глинки русская музыкальная культура выдвинула композитора мирового значения. Он создал первые классические образцы русской оперы, симфонической музыки, романса. Глинка сумел соединить достижения европейской музыки жанры, формы, гармонию, оркестровки и другие выразительные музыкальные средства с истинно русским содержанием: народной историей, сказкой, изображением русской природы, быта, а главное — раскрыть характер русского человека. В его сочинениях зазвучали интонации народной песни, то протяжной и широкой, то плясовой и молодецкой.
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.
Особо остро зрители реагировали на «споры» о Пушкине. Подрастающему поколению была продемонстрирована жизнь высшего света девятнадцатого века, когда большой популярностью пользовались салоны. Здесь велись разговоры о литературе, искусстве, ставили спектакли, играли в различные литературные игры, музицировали, танцевали. Душой таких собраний был Пушкин. По свидетельству современников, еще долго после гибели поэта гости салонов Петербурга и Москвы делились воспоминаниями о нем, восхищались личностью и творчеством. В концертной программе, посвящённой памяти Александра Сергеевича, прозвучали гениальное пушкинское слово и музыка русских композиторов. Но, помня об основной целевой аудитории — держателях Пушкинской карты — постановка получилась современной.
Оба состава автору этих строк посчастливилось услышать их все на генеральной репетиции и потом на премьере показали себя очень достойно. Было видно, какая огромная работа проделана солистами, артистами хора хормейстер Дмитрий Брашовян и оркестром под руководством музыкального руководителя и дирижера Константина Хватынца, как все отрепетировано, выучено и исполнено чисто, с вдохновением. Театр проделал огромную работу над грандиозной партитурой. Театр пока не объявил дат следующих показов, но очень хочется надеяться, что они будут, и зритель снова увидит плоды совместного труда всей команды. Ведь опера Чайковского — это идеальное "попадание" в целевую аудиторию театра, соответствие его прямой миссии —знакомить публику с вершинами мировой культуры и влюблять в них. Поэтому появление и всего цикла "Пушкин в музыка", и " Евгения Онегина " в репертуаре театра можно отнести к самым мудрым, своевременным и дальновидным решениям художественного руководителя театра Георгия Исаакяна.
Параллели гениев: Александр Пушкин и Михаил Глинка
4 июня в 19:00 в преддверии дня рождения А.С. Пушкина приглашаем на концерт «Пушкин: известный и неизвестный». А.С. Пушкин интересовался самыми различными явлениям музыкальной жизни – итальянской оперой, музыкой Моцарта, Глинки, других композиторов его эпохи. Сайт Невской централизованной библиотечной системы. Пушкин вдохновлял и столетие спустя – в тяжелые послереволюционные годы обращался к его стихам Метнер; четыре пушкинских романса написал Шостакович; шестьдесят лет назад музыка к фильму «Метель» принесла всенародную известность Свиридову. «Пушкин в музыке» — так называется лекция, которая состоялась 10 февраля для учащихся нашей школы.