Новости праздники татаров

Из чего состоит главный фольклорный праздник татар.

21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год

Нырья Кукморского муниципального района 1 июля суббота - Республиканский праздник мордовской культуры «Валда шинясь» с. Кильдюшево Тетюшского муниципального района 7 июля пятница - Республиканский праздник славянской культуры «Иван Купала» г. Зеленодольск, Зеленодольского муниципального района 8 июля суббота - Республиканский праздник чувашской культуры «Уяв» с.

Она татарка и не соблюдающая мусульманка, муж тоже татарин и тоже больше светского толка. Отметим, что семья очень трепетно относится к религии, над входной дверью их дома весит шамаиль, но это не мешает нашим героям красить яйца на Пасху.

Как мусульмане относятся к православному празднику и как куличами воспитывают в детях терпимость к другой религии — в нашем материале от первого лица. На Пасху ели куличи, а на Ураза-байрам кололи барашка — Всю жизнь я живу в небольшом городке, где превалирует русское население. И всё детство я видела, как дети ходят славить Пасху. В день праздника моя подруга из русской семьи просыпалась, брала пакет и тащила меня славить вместе с ней.

Мы ходили по домам, она рассказывала стихотворение про Пасху и получала яйцо. Мне тоже иногда перепадало, хотя я ни стихотворений, ни православных молитв, разумеется, не знала. Причем никто из моих родителей меня не ругал, когда я приносила домой эти яйца, конфеты и куличи, хотя мой отец всю жизнь держал уразу. И я очень благодарна им, что воспитали меня именно так — с принятием любой веры и уважением к любой религии.

Еще у гуннов существовал специальный ритуал встречи восходящего солнца: перед восходом они выстраивались на поклон. Изображения небесного светила, в том числе крылатого солнца, встречаются среди булгарских археологических материалов. Другим архаичным культом тюрков являлась земля. У гуннов и древних тюрков существовал бог среднего слоя мироздания — наземный бог Удук Йир-Суб бог Земли-Воды. Культ Земли-Воды связан с поклонением природе. Венцом языческого пантеона богов тюрков был Тенгри.

О нем свидетельствуют археологические находки костяных амулетов с циркульным орнаментом — символом Тенгри булгарского периода. Образование средневековых тюрко-татарских государств содействовало модификации религиозных представлений древних тюрков. В Волжской Булгарии, одну из основ экономики которой составляло сельское хозяйство, большое влияние на этот процесс оказала земледельческая деятельность. Приуроченность сельскохозяйственных работ к сезонным циклам наложила свой отпечаток и в культуре. В результате сформировалась особая система, реально фиксирующая круглогодичные изменения природы. Началом стал период весеннего земледелия, связанный с особым значением для тюрков солнца и земли.

Ислам стал вторичным слоем, который закрепил, оформил традиционные элементы праздника Науруз среди татар. С распространением ислама и арабской письменности, в Поволжье стала проникать лунная арабская и солнечная персидская системы летоисчисления. Данный календарь использовался в татарских земельных письмах XV в. Хамаль — первый месяц солнечного календаря В художественных, публицистических и исторических произведениях этого периода счет лет велся, в основном, по хиджре. Видный татарский богослов, историк Ш. Праздничный ритуал христианского новолетия был выработан и являлся общепринятым у субконфессиональной группы татар — кряшен, которые называли его Нардуган.

Говоря о значении календаря в оформлении цикличности жизни тюрок, отметим, что так называемый «вставной» тринадцатый месяц практиковался в тюркском мире с древнейших времен. Это делалось с целью приведения лунного года в соответствие с солнечным.

В них большая награда. Что означает этот праздник? Всевышний, чтобы испытать преданность своего Друга это второе имя Ибрагима , попросил принести в жертву своего сына — Исмаила. Несмотря на привязанность, Ибрахим послушал своего Господа. По пути к месту заклания отца и сына повстречал человек, который попытался отговорить их от поступка. Исмаил отогнал человека камнями, сказав отцу: пусть тот выполняет повеление Аллаха. Как оказалось, это был Сатана в человеческом облике. И вот отец занес нож над сыном, но по повелению Аллаха он потерял способность резать.

Ибрахим в гневе бросил нож и тот, попав в камень, расколол его — он все же был острым и наточенным, однако не стал резать Исмаила. Испытание завершилось, отец и сын его выдержали. Всевышний заменил Исмаила барашком. Испытав веру своего пророка, Всевышний показал, что ему не нужны кровавые человеческие жертвы.

Новости партнеров

  • Сабантуй и День гусиного пера. Как национальные праздники отмечают татары | АиФ Краснодар
  • Сабантуй в Татарстане и Башкирии – 2023: программа и традиции празднования Сабантуя
  • Мусульманские праздники в 2023 году | Всемирный конгресс татар
  • Специфика татарских праздников
  • 21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год

Национальный праздник татар и башкир "Сабантуй"

– Сабантуй – это большой праздник наших друзей – татар, – рассказал руководитель молодежного крыла Волгоградской областной общественной организации «Дом дружбы». Праздник отмечается в день рождения одного из основоположников современного татарского литературного языка, публициста и общественного деятеля Габдуллы Тукая. Республиканский праздник мордовской культуры «Валда шинясь» (с. Кильдюшево Тетюшского муниципального района). Дата, на которую приходится рождение пророка Мухаммеда, точно неизвестна, а потому праздник было решено приурочить ко дню его смерти. Навруз – праздник, который тюркоязычные народы отмечают в день весеннего равноденствия 21 марта. Весной 2023 года татары будут отмечать несколько важных праздников. 8 марта — Международный женский день, который отмечают во всем мире. Новости Томска.

Мусульмане отмечают один из двух главных праздников в исламе — Ураза-байрам

Календарь татарских праздников. Данный праздник у татар олицетворяет приход весны, а также начало нового годового цикла. Как правило, наурыз отмечается в день весеннего равноденствия, а именно 21 марта. Специфика праздника «Навруз» у татар проявляется в существовании особого жанра фольклора – благопожеланиях Навруза (Нәүрүз бәетләре (такмаклары). Праздники Татарстана — официально установленные в Татарстане нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты.

Праздничные и памятные дни

  • 8 традиций татарского народа, которые соблюдаются по сей день
  • Сабантуй в Татарстане и Башкирии – 2023: программа и традиции празднования Сабантуя
  • Что еще почитать
  • 8 традиций татарского народа, которые соблюдаются по сей день

Полный календарь мусульманских праздников 2023

Новогодние праздники. Страну ждёт 8 дней отдыха; 23 февраля - День. Главный праздник мусульман — день Арафы. Он считается днём последней проповеди пророка Мухаммеда, которую он произнёс на вершине горы Арафат для своих сопровождающих. Хыдырлез – национальный праздник крымских татар, который символизирует плодородие, достаток и благополучие. Название праздника происходит от имён мусульманских святых. появившиеся после принятия ислама татарами и международные - отмечаемые не только татарами. Календарь татарских праздников. Из чего состоит главный фольклорный праздник татар.

Полный календарь мусульманских праздников 2023

Кукморский район Обрядовые действия, предваряющие начало сева, были характерны для всех татар. Среди кряшен проводилось общественное моление с освящением семян, которое завершалось коллективным угощением. У остальных татар такой обряд не сохранился. Однако накануне сева было принято топить баню, чтобы выйти в поле очистившись. Сеятель обязательно надевал чистое бельё.

В день сева встречному давали яйцо, чтобы посев был удачным. С пожеланием хорошего урожая сеятель вместе с зерном бросал в пашню и яйца. Пригласив всех соседей по участку, начинали трапезу, которую завершали следующими пожеланиями: пусть будут благодатные дожди, пусть будет мирным год, пусть в уборочную будут погожие дни, пусть зёрна будут крупными, как яйца. Во время роста хлебов перед колошением зерновых с пожеланиями плодородия земле, хорошего приплода скоту, мира, благополучия в целом проводили общественное жертвоприношение.

У разных групп татар в жертву приносились разные животные. У мишарей, как правило, бытовало жертвоприношение овец, количество которых зависело от собранных у населения денег. У других групп татар чаще всего жертвенными животными были тёлка, бык, корова, иногда овца. Повсеместно жертвоприношение совершалось практически одинаково.

Мужчины резали жертвенное животное и готовили в больших котлах густой суп: в бульон опускали собранные подворно крупы пшено, полбу, гречиху , картофель. Женщины, как правило, допускались лишь к обработке кишок. В назначенное время на место жертвоприношения собирались все жители аула или махалли. Каждый приносил тарелку и ложку.

Угощение начиналось после моления, в котором, как правило, участвовали мужчины старшего возраста. Среди татар-мусульман моление проводилось по мусульманскому обряду — совершали намаз. У кряшен же готовили кашу, раскладывали по чашкам; сделав в каше ямку, вливали бульон и клали по куску жертвенного мяса. Все чашки ставили в ряд.

После этого каждый домохозяин брал в руки свою чашку и, повернувшись лицом на юг, молил Бога о хорошем росте хлебов. Помолившись, ставили чашки на землю, затем разносили по одной на несколько человек. Женщины ели отдельно от мужчин. С заботой об урожае проводились и обряды вызывания дождя.

Они были характерны для всех татар, но бытовали в разных формах. Организаторами и основными участниками выступали либо взрослые, либо дети. В большом котле из подворно собранных продуктов — разных круп, молока, яиц, масла — готовилась каша. Это происходило на лугах или в поле, в некоторых случаях около кладбища или на месте старого кладбища, как правило, у воды.

Иногда к назначенному месту шли с готовым угощением для обрядовой трапезы. Если основными участниками обряда были взрослые, то у мусульман-татар трапеза предварялась намазом; у кряшен же — обычным молением «перед кашей». Зафиксировано около 30 названий обряда. Оригинальным традиционным праздником казанских татар являлся Джиен.

Он проводился в летнее время, в период между окончанием весенних полевых работ и началом сенокоса и жатвы. Начинала его в традиционно установленный срок группа деревень, джиенный округ. На следующей неделе праздновали деревни другого джиенного округа. Связанные между собой очерёдностью празднования, они составляли джиенную конфедерацию.

Джиенные округа в большинстве случаев носили название одной из деревень, входящей в него, как правило, наиболее древней. Часть джиенов имела название по той местности, где проводилось праздничное гулянье. Республиканский фестиваль кряшенской культуры «Питрау» Джиен — период приёма гостей из других деревень.

В этот день среди мусульман можно услышать поздравление «Ид мубарак! Дата Ураза-байрам традиционно определяется по Лунному календарю. Муфтий Татарстана будет проповедовать в прямом эфире Традиционно верующие на Уразу-байрам собираются на праздничную молитву в мечетях и даже во дворах, ведь желающих много. В городских мечетях Татарстана с 6:30 утра начнут читать аяты Корана и продолжат гает-вагазами в 7:00 часов. Праздничный намаз планируется совершить в 7:30 часов.

В Казани по случаю праздника общественный транспорт начнет работать с 5 утра. Это касается маршрутов, которые проходят через мечети города, стало известно на деловом понедельнике в исполкоме столицы РТ. Для сельских мечетей рекомендовано провести праздничный намаз через полчаса после восхода солнца. Мы всегда отмечали, что рады всем национальностям, всем конфессиям — приходите, почувствуйте часть радости вместе с нами, порадуйтесь этим знаменательным событиям — этим праздникам», — сказал имам Закабанной мечети имени 1000-летия принятия ислама Салимжан хазрат Домнин, имея ввиду Ураза-байрам и пятилетие фестиваля.

Атрибутами праздничного стола на навруз являются круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы или бобов, а также блюда из семи продуктов. Символическое число семь связано с даром Солнцу, которое должно подарить хороший урожай. В селах часто проводятся более массовые гуляния, нежели в городе.

На праздник Навруз проводятся соревнования, выступления артистов. Среди молодых девушек в ходе празднования выбирают самую красивую, которая своим обликом олицетворяет весну. Она должна сразить ряженого старика Кыш-Бабаем. С этого момента считается, что весна вступила в свои права. Курбан-Байрам Праздник даров, помощи нуждающимся и мудрости жертвоприношений. Празднуется Курбан-байрам на десятый день двенадцатого месяца по мусульманскому календарю. Он является одним из самых почитаемых праздников у верующих.

Историки сводят празднование курбан байрама к сюжету, описанному в Коране: ангел Джабраил пришел во сне к пророку Ибрахима и передал волю Аллаха - принести в жертву своего первенца в знак повиновения. За готовность совершить жертвоприношение пророк был награждён барашком. Праздник традиционно начинается с намаза в мечети, который совершается спустя 30 минут после восхода солнца. Если для мужчин в этот день посещение мечети обязательно, то для женщин - нет. Самым главным событием праздника Курбан-байрам является жертвоприношение, однако и здесь не все так просто. Человек, совершающий обряд должен быть совершеннолетним, состоятельным и здравомыслящим. Порядок совершения жертвоприношения строго прописан.

Традиционно для жертвоприношений выбирают барашка. Его может себе позволить купить практически каждая семья, к тому же разделывать его не так сложно.

Ведь ориентиром для каких-то дат служил лунный календарь. В повседневной жизни татарина-мусульманина было вообще всего два праздника — Рамазан и Курбан, да еще пятница. Еще Тукай жаловался, что у татар мало праздников, в отличие, например, от соседей. Может, поэтому его современники пытались как-то «притянуть» немного даты лунного календаря под зимние праздники. Например, в 1913—1915 годах в Восточном клубе в Казани несколько раз проводили праздничные елки для детей. Подавалось это как праздник Мавлид день рождения пророка Мухаммада , хотя, конечно, по внешней форме они напоминали рождественские елки.

В этом смысле да, можно говорить о том, что одни традиции переплетались с другими, рождались новые вариации татарской культуры. Некоторые представители интеллигенции, конечно, обращали внимание и на 1 января. Например, в Казанской татарской учительской школе для студентов устраивали специальные вечера под новый год. Но надо понимать, что администрация школы проводила их с определенной целью, для большей интеграции студентов-татар в общеимперскую культуру. Об адаптации старинного Нардугана под народные гуляния в начале января я уже говорила, это уже другой вариант интеграции и изменения традиций. Может, поэтому его современники пытались как-то «притянуть» немного даты лунного календаря под зимние праздники «Не совсем понятно, для чего возрождать обряды, если они уже ушли из повседневного мира» — Как сохраняются традиции зимних праздников сегодня? На уровне общественно-культурных организаций есть, конечно, какой-то интерес к Наурузу, тем более этот праздник имеет официальный статус у некоторых других тюркских народов бывшего Советского Союза. Но не могу судить, насколько это успешно отзывается в сердцах обычных татар, насколько они воспринимают его сейчас как настоящий праздник.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий