Новости общественное движение при александре 1 кратко

реформаторские планы начала царствования императора Александра I и разочарование в «реформаторе на троне», последовавшее в результате их реализации. Общественные движения при Александре I. Благодаря успешной войне 1812 года и последовавшему за ней зарубежному походу против Наполеона, Александр I прославился в Европе как великий русский император. Результаты и последствия общественного движения при Александре I Общественное движение при Александре I имело значительные результаты и последствия для политической ситуации в России. Общественные движения при Александре 1. В обществе второй половины правления Александра I существовало резкое раздвоение: если одни примкнули к мрачной реакции, то другие не порывали с либеральными идеями. реформаторские планы начала царствования императора Александра I и разочарование в «реформаторе на троне», последовавшее в результате их реализации.

Конспект на схожие темы

  • Ответы : Каковы особенности общественного движения при Александре Первом?
  • Движение декабристов при александре 1 кратко
  • Общественное движение в России в эпоху правления Александра I
  • Общественное движение при Александре 1 (таблица)
  • помагите пожалуйста по истории тема: ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ 1 кратко и важное

История России

Император всерьез намеревался уже тогда, в начале века, отменить крепостное право. Всё общество жило предчувствием перемен. Однако время шло, а августейшие обещания так и повисли в воздухе. После победоносного завершения войны с Наполеоном и изгнания французских войск за территории России у значительного числа мыслящих русских людей произошло серьезное разочарование в Александре I. За красивыми словами многие увидели пустоту, за презентабельной внешностью — внутреннюю пустоту и холодность. Именно тогда и появился феномен общественного мнения — впервые в российской истории. Равно как и впервые вчерашние боевые офицеры наряду с людьми сугубо штатскими стали объединяться в тайные общества — с тем, чтобы, абсолютно независимо от воли и отношения верховной власти, взять на себя заботы о завтрашнем государственном устройстве России.

Тем более, что за плечами у многих был заграничный поход и возможность сравнить, как там, «у них». Сравнение, увы, было не в пользу России. Росло и ширилось масонское движение.

Место: Санкт-Петербург Представители: Н. Муравьёв, С. Оболенский Автор:.

Среди российских мыслителей следует выделить П. В 1836 г. Воздействие этого письма на публику и власть невозможно понять без знакомства с ситуацией в стране. Правительство внушало подданным мысль о благоденствии России, о правильности её исторического пути и ожидавшем её великом будущем. В письме Чаадаева прошлое, настоящее и будущее России подвергнуто серьёзной критике. Чаадаев считал, что Россия оказалась в стороне от основного пути исторического процесса, в отличие от Европы не внесла вклад в общечеловеческую культуру, у страны отсутствуют источники внутреннего развития, она обречена на жизнь среди мертвенного застоя. Такая жёсткая точка зрения вызвала неоднозначную реакцию.

Власти объявили Чаадаева сумасшедшим. Многие были не согласны с вынесенным им столь суровым приговором России. Чаадаев впоследствии пересмотрел свои взгляды. Одним из первых он высказал мысль, что отсталость страны может обернуться для неё благом, так как, усвоив достижения Европы, она сможет быстрее преодолеть пройденный ею путь, избежав возможных ошибок. В чём состояло значение выступления Чаадаева для современников? Ответить на поставленный Чаадаевым вопрос об историческом пути России попытались западники и славянофилы — представители двух главных течений общественной мысли того времени. Пик их наибольшей активности пришёлся на 40-е гг.

Славянофилы А. Хомяков, П. Киреевский, И. Киреевский, К. Аксаков, И. Аксаков, Ю. Самарин происходили из среды родовитого российского дворянства.

Приверженцы этого течения исходили из представления о самобытности исторического пути и цивилизации России. Они отрицательно относились к реформам Петра I, считая, что великий реформатор повёл страну по ложному пути европеизации. Европейская цивилизация подвергалась критике за рационализм, всеобщий эгоизм и индивидуализм, стремление к обладанию собственностью. Славянофилы идеализировали допетровскую Россию, считая её воплощением основ российской цивилизации. В качестве таковых они видели православие и крестьянскую общину. Критиковали славянофилы и устройство западного государства, утверждая, что оно основано на насилии и вражде, отсутствовавших в России в отношениях между государем и народом народ добровольно пригласил на княжение варягов. Государь должен защищать народ от внешних врагов и не вмешиваться в его внутреннюю жизнь.

Народ имеет право известить государя о своих нуждах посредством Земского собора. Юридические механизмы, регулирующие отношения между государем и народом типа конституции , России не нужны. Политическим идеалом славянофилов была патриархальная монархия, когда монарх заботится о народе, выслушивает в важных случаях его мнение, а народ его добровольно поддерживает. Славянофилы стимулировали интерес общества к религии. Их идеи послужили одним из источников русского религиозно- философского ренессанса второй половины XIX — начала XX в. Свои взгляды они излагали на страницах журнала «Москвитянин». Но так как цензура препятствовала свободному выражению мнений, их дискуссии с западниками происходили в салонах московской знати.

В кружок западников входили выходцы из разных сословий: дворян и разночинцев К. Кавелин, Т. Грановский, В. Боткин, С. Среди них были профессора Московского университета, журналисты, писатели. Западники считали, что история развивается по единым для всего мира закономерностям. Россия — не исключение из общего правила.

Она должна пройти те же стадии развития, что и Европа. Деятельность Петра I они оценивали положительно: именно он направил историческое развитие России по правильному пути, пути европеизации. Западники считали, что Россия сможет быстро преодолеть своё отставание от европейских стран. В то же время наряду с достоинствами они видели и недостатки цивилизации: погоню за прибылью, нищету низших слоёв населения. Они надеялись, что Россия сможет избежать этих явлений. К достижениям европейской цивилизации западники относили защиту прав личности. Много внимания западники уделяли представительным формам правления.

Западники, как и славянофилы, выступали противниками революции. И те и другие надеялись осуществить преобразования мирным путём, путём реформ. Западников и славянофилов объединяло негативное отношение к крепостному праву, произволу бюрократии, патриотизм, стремление к прогрессу и процветанию России. Почему и западников и славянофилов относят к либеральному течению русской общественной мысли?

Оболенский легко ранил его штыком, а П. Каховский выстрелил и смертельно ранил. В результате все эти действия сильно дезорганизовали армию.

Восстание декабристов был разгромлено. Николай I использовал жесткие методы для подавления восстания — применение артиллерии. Причины поражения декабристов Недостаточная подготовленность восстания: декабристы поспешили воспользоваться ситуацией междуцарствия; С. Трубецкой не явился не площадь; А. Якубович отказался пойти на цареубийство Выжидательная тактика декабристов Решительные действия Николая I для подавления восстания — жестокие меры в применении артиллерии Сенат принес присягу Николаю I накануне восстания Восстание Черниговского полка 29 декабря, когда на юге уже было известно о поражении декабристов в Петербурге, Южное общество, опираясь на Черниговский полк, все же подняло восстание. Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин были схвачены и отправлены в Петербург. Следствие и суд над декабристами После восстания декабристов началось следствие.

На нем многие декабристы дали откровенные показания, рассчитывая доказать новому императору, как благородны цели тайных обществ. Но власти считали по-другому. В результате были арестованы многие участники движения декабристов, но не принимавших участия в самом восстании. Пять декабристов — Бестужев-Рюмин, Каховский, С. Муравьев-Апостол, Пестель и Рылеев — были приговорены к четвертованию, но позже эту страшную казнь заменили повешением.

Тема Общественное движение при Александре I Лейб

Крестьянам предполагалось дать по 2 десятины земли на душу «для оседлости их». Работать на помещика они могли по найму. Среди членов тайных обществ шли споры о способах достижения программных целей. Их итогом стало решение о вооруженном выступлении. Власть и тайные общества. Несмотря на тайный характер организаций, правительство имело немало сведений об их деятельности. В 1822 г. А с 1823 г.

Летом—осенью 1825 г. За несколько дней до смерти Александр приказал арестовать ряд участников движения. Уже после смерти царя был отдан приказ об аресте Пестеля, которого осведомители называли «главным зачинщиком». Он был арестован 13 декабря, как раз накануне восстания. Общественное движение в начале XIX в. Вопросы и задания 1. Какую черту общественных движений в начале XIX в.

В чем вы видите причины оживления общественного движения после Отечественной войны 1812 г.? Чем отличались первые тайные общества от организаций начала 20-х гг.? Дайте общую характеристику программным документам Южного и Северного обществ. Покажите черты сходства и различия в них. Как строились отношения властей с тайными обществами? Почему власти и тайные общества разрабатывали свои проекты, во многом близкие по содержанию, втайне друг от друга? Документы Член масонских организаций о мотивах их создания.

Желание иметь связи, как тогда уверяли, что без связей ничего не добьемся по службе и что большею частью либо масонством, либо другим каким мистическим обществом; люди, помогая друг другу на пути каждого пособиями, рекомендацией и прочее, взаимно поддерживали себя и достигали известных степеней в государстве преимущественно перед прочими. Нечаев будущий обер-прокурор Синода о масонах. Невидимые министры, управляющие миром, прозорливее и дальновиднее обыкновенных вельмож, которые приписывают своему благоразумию сохранение общественного порядка. Есть невидимая полиция, с которой мирская полиция есть один сколок, весьма несовершенный и часто карикатурный. Из «Записок» князя С. Трубецкого о «Союзе спасения» Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести, хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для блага народа своего.

Их было мало, но они уверены были, что круг их будет ежедневно увеличиваться... От поступающих в это маленькое общество требовалось: первое, строгое исполнение обязанностей по службе; второе, честное, благородное и безукоризненное поведение в частной жизни; третье, подкрепление словом всех мер и предложений государя к общему благу; четвертое, разглашение похвальных дел и осуждение злоупотреблений лиц по их должностям... Масонские формы, введенные в заседаниях и в принятии членов, затрудняли действие общества и вводили ка- кую-то таинственность, которая была в противности с характером большей части членов. Из программного документа Общества соединенных славян 2. Не желай иметь раба, когда сам быть рабом не хочешь... Будешь терпеть все вероисповедания и обычаи других народов; пользоваться же только истинно хорошими обязан. Будешь стараться разрушать все предрассудки, а наиболее до разности состояний сословий касающиеся, и в то время станешь человеком, когда станешь узнавать в другом человека...

Вопросы и задания к документам: 1. Используя тексты первого и второго документов, покажите, чем объясняется указ Александра I о запрете деятельности масонских организаций, которым он вначале симпатизировал. На основе «Записок» С. Трубецкого раскройте характер «Союза спасения». В чем вы видите причины распада «Союза спасения»? Каковы были главные цели Общества соединенных славян?

Либеральное настроение правительства и передовых кругов общества нашло отражение в области просвещения и печати: принятые в 1804 году Устав учебных заведений и первый в России цензурный устав отличались демократичностью, причем цензура передавалась в ведение Министерства народного просвещения. И хотя действие этих уставов систематически ограничивалось правительственными мероприятиями и в новое царствование они были заменены другими, значение прогрессивных идей, заложенных в них, было велико для передовых кругов общества и развития образования и печати на протяжении всего XIX века. В результате государственные преобразования первого пятилетнего периода не пошли дальше учреждения министерства и весьма скромной реформы. Труднейшими препятствиями к быстрому продвижению вперед были признаны: крепостное право и слабое распространение просвещения в широких массах. Для устранения этого, последнего, препятствия сделано тогда было сравнительно много. Первые годы царствования Александра I могут быть признаны самым блестящим периодом в истории русского просвещения. После 1805 года Александр I отошел от реформаторской деятельности, столкнувшись с многими трудностями, и увлекся внешней политикой, результатом которой стали неудачные войны 1805-1807 гг. Походы и неудачи охладили первоначальный реформаторский пыл Александра. Зато послужили причиной, обусловившей подъем национального самосознания. Но если последствия Тильзитского мира и разорительной континентальной системы были в высшей степени важны для образования критического и оппозиционного настроения в русском обществе, то последствия участия России в великих Наполеоновских войнах и низложении Наполеона были неизмеримо важнее для всего будущего развития русской жизни. Эти события на многие годы определили политическое, экономическое и культурное развитие нашей страны. Отечественная война 1812 года, участие русской армии в европейских кампаниях 1813-1815 гг. Для нас важен тот факт, что масса молодых, самых образованных по тогдашнему времени и самых восприимчивых представителей русского общества побывала в Западной Европе в самый момент ее перестройки. При этом они имели полную возможность познакомиться с разными сторонами европейской жизни, так как пребывание их было достаточно длительным, а для многих продолжалось и после заключения мира в течение трехлетней стоянки во Франции оккупационного корпуса Воронцова. Надо полагать, что знакомство военных с европейской цивилизацией произвело тем большее на них впечатление, что они могли сравнивать увиденное за границей с тем, что они видели у себя на Родине. Рабство большинства русских, всякого рода злоупотребления власти, произвол - все это возмущало и приводило в негодование образованных русских, их патриотическое чувство. Естественно, что русское общество опять обратило свои надежды на реформаторскую деятельность Александра, которую он оборвал вследствие внешних неблагоприятных обстоятельств. Поэтому в «обществе после 1812 г. Но события 1812-1815 годов неодинаково подействовали на русское общество и на русское правительство. И если «в обществе они вызвали необычайное политическое и нравственное возбуждение», то в правительстве поселили «чувство утомления, охлаждения к энергичной внутренней деятельности, даже некоторое разочарование в прежних политических идеалах», - отмечает В. Ключевский В. К тому же активное участие правительства во внешних событиях привело его к упорной борьбе с последствиями французской революции, и это сделало его представителем консерватизма в международных отношениях. Это направление переносилось из внешней политики во внутреннюю. Положение усугублялось тем, что Александр слишком увлекся своей ролью в судьбах всемирной истории и не мог уже уделять достаточного внимания нуждам и интересам внутренней жизни России. Поэтому напрасно ждало русское общество «законносвободных» учреждений, вместо которых получило Аракчеева, военные поселения, Магницкого, погромы университетов. Но нельзя сказать, что общество было единодушно в своих стремлениях; скорее наоборот, «состояние умов теперь таково, что путаница мысли не имеет пределов. Одни хотят просвещения безопасного, то есть огня, который бы не жег, другие кидают в одну кучу Наполеона и Монтескье, французские армии и французские книги, Моро и Розенкампфа; словом, это такой хаос криков, страстей, партий, ожесточенных одна против другой, что долго присутствовать при этом зрелище невыносимо: религия в опасности, потрясение нравственности, поборник иностранных идей, иллюминат, философ, франкмасон, фанатик и т. Уваров Рождественский С. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902 , СПб, 1902.

Пестеля, должна осуществлять Державная дума в составе 5 человек, из которых ежегодно сменяется один. Крепостное право, разумеется, отменялось. Крестьяне, при этом, должны быть освобождены с землей. Все земли России делились на общественные и частные. Из общественного фонда крестьяне наделяются участками безвозмездно, частный фонд участвует в рыночных отношениях по купле-продаже земли. Деление на сословия упразднялось. Всё население наделялось гражданскими правами и свободами. Для того, чтобы следить за строгим соблюдением и исполнением «Русской правды», должен быть создан специальный орган — Верховый собор из 120 человек, избираемых пожизненно. По административно-территориальному устройству, Россия должна остаться унитарным государством, каковым она и являлась, с жесткой централизацией. Иной была программа Северного общества, созданного в Санкт-Петербурге. Лидером общества был Н. Муравьев, написавший главный программный документ общества — «Конституцию». В соответствии с этим проектом, Россия должна была стать конституционной монархией с федеративным устройством в составе федерации — 15 «держав». Муравьева также предполагала создание Народного вече - парламента России, но, в отличие от Народного вече «Русской правды» П. Пестеля, парламент Н. Муравьева должен быть двухпалатным. Избирательное право давалось лишь тем, кто соответствовал некоему имущественному цензу. Император мог лишь задержать принятие того или иного закона, вернуть его на повторное рассмотрение. По данному проекту, император больше не был сакральной фигурой, а становился лишь «верховным чиновником». Народ России также наделялся основными гражданскими правами и свободами.

Когда правительство отказалось от реформирования государства, общественное движение при Александре 1 оказалось под угрозой. Успешные военные перевороты в Западной Европе натолкнули на мысль устроить военный мятеж в России и вынудить правительство пойти на уступки. Поэтому после Союза благоденствия были созданы новые общества, получившие названия Северного и Южного. Северное общество Центром Северного общества стал Петербург. Членами союза стали Е. Оболенский, С. Трубецкой, Н. Муравьев и другие. По программе, изложенной Н. Муравьевым в его "Конституции", Россия должна была отказаться от самодержавия и стать конституционной монархией. Также он заложил идею федеративного разделения России на 15 «держав». Ограничивались права императора. Предусматривалась личная свобода крестьян, а также вводились гражданские права для каждого жителя России. Эти тезисы дают представление о том, чего добивалось общественное движение при Александре 1.

Общественное движение в России в эпоху правления Александра I

Движение по уренгою в морозы. Деятельность общественного движения при Александре 1 привела к ряду значимых результатов, которые оказали влияние на развитие России в XIX веке. Общественное движение при Александре Первом было временем больших перемен и потрясений в России. реформаторская деятельность императора Александра 1 в первые годы правления и их обсуждение в среде образованных людей. Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение.

СОЮЗ СПАСЕНИЯ И СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ

  • Конспект на схожие темы
  • Урок 4: Восстание декабристов -
  • История России
  • Статьи по теме

Общественное движение при Александре 1 (таблица)

Общественное движение при Александре Первом было временем больших перемен и потрясений в России. Тема сегодняшнего урока «Общественное движение при Александре 1. Ужесточение режима» подробно описано развитие общественного движения в России. При Александре I в России впервые появилось организованное общественное движение. Деятельность общественного движения при Александре 1 привела к ряду значимых результатов, которые оказали влияние на развитие России в XIX веке. В основном общественное движение при Александре 1 известно такими тайными обществами: Союз спасения, Южное общество, Союз объединенных славян и прочие.

Общественное движение при Александре 1. Основные направления деятельности

Пущин и др. Своими целями участники организации считали уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия. Они обсуждали пути достижения этих целей, высказывали идеи о возможности военного переворота. В 1818 г. В нём насчитывалось уже около 200 членов, во главе его были те же лица. Члены организации пришли к убеждению, что их задачей станет не организация заговора, а воспитание цивилизованного общественного мнения, отвергающего деспотизм и крепостничество. Кроме того, они считали себя обязанными помогать правительству в проведении реформ, чтобы в будущем привести страну к благоденствию. Однако в 1821 г. Его члены стали вновь пересматривать свою тактику. В 1821—1822 гг.

Южное общество было организовано в городке Тульчине, где находился штаб расквартированной на Украине армии. Им руководил полковник П. Пестель, бывший участник «Союза спасения». Другие отделения общества находились в городах Каменка и Васильков, во главе их стояли В. Давыдов, С. Волконский, С. Муравьёв-Апостол и М. Северное общество было создано в Петербурге. Его основное ядро составили Н.

Муравьёв, Н. Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е. Оболенский, И. Оба общества, Южное и Северное, считали необходимым подготовить восстание и захватить власть насильственным путем. Привлечение широких слоёв населения к своим планам они считали ненужным и вредным. Однако по вопросу о том, какие реформы необходимо будет провести после захвата власти, они серьёзно разошлись. Южное общество высказывало более радикальные взгляды и стремилось ликвидировать самодержавие и создать в России республику.

Северное общество предлагало монархию сохранить, но ограничить её конституцией. Программный документ Южного общества «Русская правда» была написана П. Это был первый в истории России проект республиканской конституции. По «Русской правде» Пестеля Россия объявлялась республикой, власть в которой до осуществления необходимых буржуазно-демократических преобразований сосредоточивалась в руках Временного верховного правления. Далее верховная власть передавалась однопалатному Народному вече из 500 человек, избираемому на 5 лет мужчинами с 20-летнего возраста без всяких цензовых ограничений. Высшим исполнительным органом власти выступала Державная дума 5 человек , избираемая на 5 лет Народным вече и ответственная перед ним. Во главе России становился президент. Контроль за соблюдением законов должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, избираемых пожизненно. Россия, по мысли Пестеля, должна была стать унитарным государством.

Сословное деление «Русская правда» ликвидировала и провозглашала гражданские свободы: слова, печати, передвижений, равенство всех перед законом. Крепостное право Пестель предполагал отменить. Освобождённые крестьяне должны были получить земельные наделы в безвозмездное пользование из общественного фонда земель, куда должны были войти бывшие крестьянские наделы, казённые и монастырские земли, а также земли, конфискованные у наиболее крупных помещиков. Программный документ Северного общества — «Конституция» был написан Н. По «Конституции» Россия превращалась в конституционную монархию, где исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная передавалась двухпалатному парламенту, — Народному вече. Источником всей государственной жизни «Конституция» торжественно провозглашала народ, император был всего лишь «верховным чиновником Российского государства». Избирательное право предусматривало довольно высокий избирательный ценз. По форме государственно-территориального устройства Россия должна была стать федерацией. Провозглашался ряд основных буржуазных свобод — слова, печати, передвижений, вероисповедания, равенство всех граждан перед законом.

Крестьянам предполагалось дать лишь по две десятины земли на душу «для оседлости их», что вынуждало бы их работать на помещика по найму. Осуществление своих программ декабристы связывали с революционным изменением существующего в стране строя. Если брать в целом, то проект Пестеля был более радикальным, последовательным с точки зрения развития буржуазных отношений в России, чем проект Муравьева. Вместе с тем оба они были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России. Представители «Северного» и «Южного» обществ планировали совместное выступление летом 1826 г. Но неожиданная смерть Александра I в Таганроге 19 ноября 1825 г. Александр I не оставил наследника, и по закону престол переходил к среднему брату Константину Павловичу. Однако еще в 1823 г. Константин подписал тайное отречение.

Этот документ хранился в Синоде и Государственном совете, но не был оглашён. Только 12 декабря пришёл ответ об отречении Константина, находившегося в Царстве Польским. На 14 декабря 1825 г. В этот день и решились на выступление члены Северного общества. План декабристов состоял в том, чтобы вывести войска на Сенатскую площадь где находились здания Сената и Синода и не допустить сенаторов до присяги Николаю I, силой заставить объявить правительство низложенным, издать революционный «Манифест к русскому народу», составленный К.

Его основателем Муравьев, а членами — С. Трубецкой и др. Своими целями участники организации считали: - уничтожение крепостного права, Главная задача члены тайного общества видели в поддержке реформаторских усилий правительства. В 1821—1822 гг. Южное общество.

Эта организация объединяла офицеров 2-й армии, размещенной на Украине. Руководителем Южной управы был П. Свою программу Пестель назвал «Русской правдой» в память о древнерусских законах. Это был первый в истории России цельный проект республиканской конституции. Оно избиралось всеобщим голосованием мужчин, достигших 20 лет. Он не планировал предоставления независимости отдельным частям страны, за исключением Польши, которая должна была обязательно вступить в союз с революционной Россией. Он выступал за обеспечение крестьян достаточным количеством земли.

Он считал, что Петр, поломав национальную традицию, в условиях идеологического влияния Европы лишил Россию «иммунитета» от вируса революции. Де Местр был обеспокоен распространением идей европейского Просвещения в России. Реформа образования в сочетании с отменой крепостного права, по прогнозам де Местра, неизбежно приведут к появлению целого поколения полуграмотных людей с поверхностными знаниями, равнодушных к обычаям родины. Поэтому образование, по мнению де Местра, должно строиться по принципу сословности и элитарности. В то же время он советовал царю использовать таланты представителей непривилегированных сословий. Чтобы не допустить распространения европейской революционной волны, де Местр предлагал также соблюдать внешнеполитическую изоляцию России.

Свой тезис об укреплении самодержавной власти Карамзин связывал с требованиями охраны прав и привилегий дворянства как важнейшей опоры власти. Поэтому признавая, что крепостное право — это зло, историк считал, что его отмена избавит царя поддержки дворянства. Влияние на русское общество труда «Четыре главы о России» де Местра В конце 1811 царь ознакомился с еще одной запиской, которую, по предложению князя А. Голицына, подготовил посланник сардинского короля в России Жозеф де Местр с февраля 1812 он почти четыре месяца исполнял обязанности секретаря Александра I, но перейти на русскую службу отказался. Замечание 2 «Четыре главы о России» де Местра отмечали особенности России и несоответствие западных либеральных ценностей ее духу. Главная основа размышлений де Местра — «выпадение» России с европейского ландшафта: «Это не Европа, или, в крайнем случае, это азиатская раса, оказавшаяся в Европе».

Общественное движение при александре первом кратко

Таким образом, общественное движение при Александре I было представлено такими наиболее заметными организациями, как «Союз спасения», «Союза благоденствия», «Южное» и «Северное» общества. Россия в первой четверти XIX в. - Учебник по истории России. XIX — начало XX в. - 9 класс - Арсентьев Н. М. - Часть 1 - 2016 - Школьная история. Общественное движение при Александре I. Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение. Зарождение организованного общественного движения При Александре I приобретает впервые организованные формы. Общественные движения при Александре I. Благодаря успешной войне 1812 года и последовавшему за ней зарубежному походу против Наполеона, Александр I прославился в Европе как великий русский император. Общественное движение при Николае 1 состояло из консерваторов, либералов и радикалов.

Общественное движение при Александре 1: история и основные направления

Сравнение, увы, было не в пользу России. Росло и ширилось масонское движение. Его влияние не стоит преувеличивать — дань моде и веяние времени. Известно, что даже Пушкин, находившийся в это время в Южной ссылке, вступил в Кишиневскую масонскую ложу. Этот факт никак не отразился на его литературном творчестве, да и на судьбе тоже. Параллельно с этим движением стали возникать кружки и клубы.

Одним из наиболее известных стал кружок «Зеленая лампа», куда входили некоторые будущие декабристы, и в котором состоял совсем еще юный Пушкин. К концу 1810-х гг. Эти организации еще не были явно оппозиционными и противоправительственными. Однако уже тогда звучали и призывы к свержению самодержавия как такового, и даже к истреблению всей царствующей фамилии.

Представители славянофилов в будущем повлияли на внешнюю политику России, сделав ее более агрессивной. Славянофилы уделяли особое внимание православию как единственной верной религии, также им импонировало сохранение общины, а вот крепостное право считалось проблемой, тормозящей развитие страны. Ключевой ошибкой в истории считались реформы Петра 1, навязавшего европейский уклад. Западники старались сделать Россию более похожей на Британию, Францию и прочие великие державы вестернизировать. Они хотели создать парламент и ввести конституционную монархию. Консервативное направление Основная цель консерваторов — сохранить статус-кво. Они поддерживали самодержавие и крепостничество, а страну рассматривали через призму идей просвещения, когда император и народ были союзниками со своими задачами. В работе деятелей того времени можно выделить три главных посыла, на которых должно было строиться будущее развитие России: православие — ключевая духовная скрепа; самодержавие — лучшие политический строй; крепостное право — благо для русского народа.

Исполнительную власть, по проекту П. Пестеля, должна осуществлять Державная дума в составе 5 человек, из которых ежегодно сменяется один. Крепостное право, разумеется, отменялось. Крестьяне, при этом, должны быть освобождены с землей. Все земли России делились на общественные и частные. Из общественного фонда крестьяне наделяются участками безвозмездно, частный фонд участвует в рыночных отношениях по купле-продаже земли. Деление на сословия упразднялось. Всё население наделялось гражданскими правами и свободами. Для того, чтобы следить за строгим соблюдением и исполнением «Русской правды», должен быть создан специальный орган — Верховый собор из 120 человек, избираемых пожизненно. По административно-территориальному устройству, Россия должна остаться унитарным государством, каковым она и являлась, с жесткой централизацией. Иной была программа Северного общества, созданного в Санкт-Петербурге. Лидером общества был Н. Муравьев, написавший главный программный документ общества — «Конституцию». В соответствии с этим проектом, Россия должна была стать конституционной монархией с федеративным устройством в составе федерации — 15 «держав». Муравьева также предполагала создание Народного вече - парламента России, но, в отличие от Народного вече «Русской правды» П. Пестеля, парламент Н. Муравьева должен быть двухпалатным. Избирательное право давалось лишь тем, кто соответствовал некоему имущественному цензу. Император мог лишь задержать принятие того или иного закона, вернуть его на повторное рассмотрение. По данному проекту, император больше не был сакральной фигурой, а становился лишь «верховным чиновником».

Достоевский был участником кружка Петрашевцев. Популярность получила идея утопического социализма, а способ смены власти условно можно разделить на три типа: опора на элиты, просвещение и подготовка крестьян. Сравнение общественных движений и позиция императора Консерваторы и славянофилы были одними из самых популярных направлений общественного движения того времени. Сам император не поддерживал прогрессивных реформ и пытался сохранить самодержавие. В 1826 году был выпущен цензурный устав, мешающий печати оппозиционных текстов. В качестве вывода можно сказать, что общественные движения были недостаточно активны на тот период времени. Поделиться в соц.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий