Премия "НОС" вручается с 2010 года "для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке". Шорт-лист ежегодной литературной премии «НОС» («Новая словесность») определен по итогам онлайн-дебатов на XIV Красноярской ярмарке книжной культуры. Подпишитесь на нашу рассылку.
Алла Горбунова с книгой рассказов «Конец света, моя любовь» стала победительницей премии «НОС»
На первом этапе жюри заочно определяет «длинный список» премии не ограниченный по числу позиций. На втором этапе жюри, а также экспертная группа состоящая из трёх человек , очно, в ходе публичных дебатов, проходящих в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры, определяют «короткий список» премии от 6 до 10 позиций. На третьем этапе жюри председатель которого обладает правом дополнительного голоса , а также экспертная группа обладающая одним на всех голосом , в ходе публичных дебатов определяют лауреата премии [5]. Общий призовой фонд премии составляет от 1 500 000 до 1 660 000 рублей: 700 000 получает лауреат премии; 40 000 получает каждый финалист премии; 200 000 получает лауреат в номинации «Приз читательских симпатий»; 200 000 получает лауреат в номинации «Приз критического сообщества»; 200 000 получает лауреат регионального проекта премии.
Премия присуждается ежегодно. На соискание премии выдвигаются прозаические произведения на русском языке в широком жанровом диапазоне, впервые опубликованные в книжном и журнальном форматах, а также в электронных СМИ, в период с 1 июня предыдущего года по 31 июля текущего. Правом выдвижения обладают книжные издательства, средства массовой информации, творческие союзы и объединения, литературные агентства [4]. Публичные дебаты по определению шорт-листа премии в Ельцин-центре , 25 октября 2021 года Рабочим органом премии является жюри, которое состоит из пяти человек, в том числе председателя.
Такой вот юбилейный год. На премию было подано 102 произведения участников из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Тюмени, Омска, Калининграда, Архангельска, Липецка, всего из 18 регионов нашей страны. С приветственным словом к присутствующим обратилась ведущий специалист отдела культуры администрации Невского района Светлана Юрьевна Оськина. Она подчеркнула значимость премии для развития современной литературы для детей и вручила заведующей библиотекой Светлане Геннадьевне Сигаловой приветственный адрес губернатора Санкт-Петербурга А. Беглова коллективу библиотеки в честь ее 85-летия. Наталья Михайловна Ярцева, директора Невской ЦБС, поздравила учредителей премии с прекрасным начинанием, а коллектив библиотеки — с юбилеем. Лауреата премии в номинации «Фантазёры» представил член Союза писателей Санкт-Петербурга, руководитель литературного объединения «Молодой Петербург» Роман Сергеевич Всеволодов.
Правом выдвижения на Премию обладают книжные издательства, средства массовой информации, творческие союзы и объединения, литературные агентства. Территориальных ограничений для номинаторов и номинируемых авторов не существует. К рассмотрению принимаются тексты различных художественных жанров в широком диапазоне от традиционных романов до радикально - экспериментальной прозы, в том числе: - цельные, законченные произведения; - сборники рассказов, эссе, повестей и новелл, разного рода собрания фрагментарной, в том числе «сверхкраткой» прозы; - дилогии, трилогии и т. Призовой фонд: 1. Если произведение, написанное в соавторстве, становится лауреатом Премии, то денежное награждение Премии делится между соавторами в равных долях. Каждый финалист, попавший в короткий список, получает по 40 000 рублей.
Владимир Сорокин стал лауреатом литературной премии "НОС"
Также писательнице достался приз Академии критиков. По итогам читательского голосования лауреатом стал Владимир Шпаков с романом «Пленники Амальгамы». Владимир ушел из жизни в октябре 2020, и на церемонии от его имени выступила его вдова.
В ожесточенный спор перешло обсуждение текста Станислава Снытко, который получил по одному голосу от каждого из критиков. Лев Оборин выразил общее удивление экспертов тем, что, говоря о метафизических началах авторов шорт-листа, жюри обошло вниманием Снытко, но Константин Богомолов публично усомнился в ценности этого произведения, из-за чего полемика снова сместилась к вопросам личных пристрастий. Досталось от председателя жюри и Бренеру, за которого тоже вступились критики.
Ирина Прохорова прервала начавшийся было переход на личности, заметив, что ни критики, ни жюри не упомянули «Заххок» Владимира Медведева — удивительную книгу, явление того, как окраины Российской империи начали входить в литературу. Удивительным было то, что почему-то этот роман споров не вызвал. Медведев получил голос экспертного жюри в лице литератора Кирилла Кобрина. По его словам, в этой книге представлена попытка отказаться от русскоцентричного взгляда и наглядно представлено исчерпание прошлого как источника для литературы. И от себя выделил без голоса два «классических модернистских» текста — Снытко и Бренера.
Критики отметили наивность взгляда на подход к литературному процессу в целом: с их точки зрения не без оснований , ничего с прошлого года не изменилось, полемика авторов с прошлым продолжается. И только два текста выделяются на этом фоне: Снытко с его поиском реальности и Сальников с новым магическим реализмом, смещенной оптикой и особым отношением с читателем. Анна Наринская назвала две эти книги успешными попытками смотреть вглубь себя.
В первый раз за все время существования премии выбор читателей полностью совпал с выбором жюри, так что его председатель — театральный режиссер Константин Богомолов в некотором смысле был прав, когда заявил, что этим голосованием мы, читатели, больше говорим о себе, чем формируем новое литературное пространство. Выбор лауреата НОСа принципиально открытый и многоступенчатый — голосуют читатели, жюри, эксперты, зрительный зал, и все это, по замыслу основателя премии Ирины Прохоровой, является не только попыткой развития словесности, но и развития демократии. Новинкой этого премиального сезона стало введение отдельной оценки критиков. Так, премия НОС попыталась создать нечто вроде академии критиков со своей номинацией. Но если с демократией все понятно, то аргументация выбора победителя породила ожесточенный и местами вкусовой спор между членами жюри и критиками, которые занимали абсолютно противоположные позиции.
Константин Богомолов отметил два тренда, характерных для авторов шорт-листа: 1 отступление от обращения к прошлому, от копания в нем; 2 поиск новой социальности, тем и идей в сфере метафизики — почти во всех текстах заметно острое ощущение кризиса цивилизации. Затем каждый из членов жюри выдвинул от одного до трех своих претендентов на главный приз, «галочек» похвалы удостоились Ольга Брейнингер, Герман Садулаев, Алексей Сальников и Андрей Филимонов. Изрядную долю сумятицы в подсчет внес режиссер-документалист Рома Либеров, сперва отметивший трех номинантов, а затем отобравший их оценки и отдавший свой единственный голос роману Александра Бренера. Таким образом, к сожалению, единственного голоса лишилась Анна Тугарева. Голоса, отданные за Сорокина, практически не встречали комментариев до тех пор, пока не прозвучало слово «классика». Тут-то и вспыхнул спор о том, считать ли Сорокина классикой или еще немного подождать и стоит ли оценивать его в заданном корпусе текстов.
Финалисты и лауреаты премии определяются во время публичных дебатов с участием членов жюри, экспертов, литературных критиков и заинтересованной публики. Таким образом, «НОС» — это еще и интеллектуальная дискуссионная площадка, изучающая и формирующая контекст, в котором существует сегодня российская художественная литература. Ежегодные дебаты позволяют следить за развитием литературы в процессе, каждый раз заново определяя актуальные взаимоотношения этического и эстетического, художественного и документального, метафорического и публицистического. Ирина Прохорова о премии: «Главный смысл премии НОС — ее аналогов не существует — в публичных дебатах. Профессиональные суждения открыты для публики, и выбор победителя рождается в долгих спорах перед большим количеством зрителей и критиков. В этой дискуссии и есть попытка выстроить новую систему координат, обнаружить действенные критерии для оценки современной литературы». Призовой фонд: 1. Победитель премии получает награду в размере 700 000 рублей и статуэтку-символ премии. Если произведение, написанное в соавторстве, становится лауреатом премии, то денежное награждение премии делится между соавторами в равных долях. Каждый финалист, попавший в короткий список, получает по 40 000 рублей. Победитель регионального проекта премии награждается статуэткой и денежным вознаграждением в размере 200 000 рублей.
Премия «Новая словесность» объявила победителя
Победитель регионального проекта премии «Странник НОС» получает денежное вознаграждение 200 000 рублей. Литературная премия «НОС» также проводит голосование за «Приз читательских симпатий». «НОС» Эта литературная премия учреждена в 2009 году и приурочена к 200-летию Н. В. Гоголя. «НОС» — литературная премия за прозаическое произведение на русском языке. Учреждена Фондом Михаила Прохорова в 2009 году.
Шорт-лист премии "Нос" определили на книжной ярмарке в Красноярске
Таким образом, «НОС» — это еще и интеллектуальная дискуссионная площадка, изучающая и формирующая контекст, в котором существует сегодня российская художественная литература. Ежегодные дебаты позволяют следить за развитием литературы в процессе, каждый раз заново определяя актуальные взаимоотношения этического и эстетического, художественного и документального, метафорического и публицистического. Ирина Прохорова о премии: «Главный смысл премии НОС — ее аналогов не существует — в публичных дебатах. Профессиональные суждения открыты для публики, и выбор победителя рождается в долгих спорах перед большим количеством зрителей и критиков. В этой дискуссии и есть попытка выстроить новую систему координат, обнаружить действенные критерии для оценки современной литературы». Призовой фонд: 1. Победитель премии получает награду в размере 700 000 рублей и статуэтку-символ премии. Если произведение, написанное в соавторстве, становится лауреатом премии, то денежное награждение премии делится между соавторами в равных долях. Каждый финалист, попавший в короткий список, получает по 40 000 рублей. Победитель регионального проекта премии награждается статуэткой и денежным вознаграждением в размере 200 000 рублей. Общие положения и условия участия: К рассмотрению принимаются тексты различных художественных жанров в широком диапазоне от традиционных романов до радикально-экспериментальной прозы, в том числе: — цельные, законченные произведения; — сборники рассказов, эссе, повестей и новелл, разного рода собрания фрагментарной, в том числе «сверхкраткой» прозы; — дилогии, трилогии и т.
На третьем этапе жюри председатель которого обладает правом дополнительного голоса , а также экспертная группа обладающая одним на всех голосом , в ходе публичных дебатов определяют лауреата премии [5]. Общий призовой фонд премии составляет от 1 500 000 до 1 660 000 рублей: 700 000 получает лауреат премии; 40 000 получает каждый финалист премии; 200 000 получает лауреат в номинации «Приз читательских симпатий»; 200 000 получает лауреат в номинации «Приз критического сообщества»; 200 000 получает лауреат регионального проекта премии. Все лауреаты получают статуэтку-символ премии работы норильского художника Олега Осьмука [6].
Третья — приз критического сообщества премии. В него входят известные книжные журналисты и критики. Они также выбрали книгу «Рана» Оксаны Васякиной. Четвертая — читательское голосование премии. Впервые в этом году оно проводилось на платформе партнеров премии — книжном сервисе LiveLib.
Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! Читайте также.
Шорт-лист премии "Нос" определили на книжной ярмарке в Красноярске
Сегодня мы очень счастливы: роман Оксаны Васякиной «Рана», ставший одним из главных литературных событий года, был удостоен премии «НОС» («Новая словесность». «НОС» — литературная премия за прозаическое произведение на русском языке. Учреждена Фондом Михаила Прохорова в 2009 году. Статья автора «Анастасия Миронова» в Дзене: О том, что уже вновь формируют короткий список литературной премии "НОС", узнала из поста Константина Мильчина, в котором тот. Как сдать сессию без пересдач? Журнал НОС 20.12.2023. Приз читательских симпатий «Носа»-2019 вручен Виктору Пелевину за роман «iPhuck 10», а призом критического сообщества» награждена Людмила Петрушевская за книгу «Нас украли. Двенадцатые финальные дебаты и награждение победителей литературной премии «НОС» («Новая словесность») за 2020 год прошли в нынешнем сезоне в.
Премия «НОС»: все лауреаты
Это совсем не похоже на литературу, как мы привыкли её понимать. Учредитель премии, филолог и редактор «Нового литературного обозрения» Ирина Прохорова охарактеризовала выбор жюри как «интересный и оригинальный». Один из членов жюри, руководитель проекта «Сноб» Николай Усков, сравнил книгу Зайцева со старообрядческими житиями конца XVII — начала XVIII веков и подчеркнул, что в русской словесности 2015 года произошёл «тектонический сдвиг»: Я привык, что главный лирический герой русской литературы — интеллектуал-неудачник: озлобленный на мир, но в целом вполне адаптированный к нему. Горожанин средних лет с не очень уверенной потенцией и не самой блестящей жизненной перспективой сопровождал нас все 2000-е. И тут появился какой-то другой герой — из другой России, которую мы не знали. Он оказался не лимоновцем, а страшно обаятельным маленьким человеком из русской литературы XIX века. Маленьким человеком, который обладает при этом необыкновенный силой. Сам Данила Зайцев приехал на церемонию по-толстовски — в белой рубахе-косоворотке и с седой бородой. Я этого не ожидал.
Я не достоин этого.
Бурас Мария. Истина существует. Жизнь Андрея Зализняка в рассказах ее участников. Гептинг Кристина. Деревянкин Федор. Смерти нет. Краткая история неофициального военного поиска в России.
Большинство читательских голосов было отдано книге «Пленники Амальгамы» Владимира Шпакова, который умер почти полтора года назад, сообщает портал «Год литературы». Оксана Васякина также стала обладательницей «Приза академии критиков». Работы писателей оценивали российские филологи, учёные, музейщики, драматурги, журналисты.
От всего сердца поздравляем Оксану с этим замечательным достижением, радуемся и празднуем вместе с ней! И, конечно, с удвоенной энергией спешим издать роман «Степь», который читатели увидят уже этой весной. Мы гордимся и тем, что в суперфинале премии оказались две книги нашей «Художественной серии».
#Премия_НОС
В финале литературной премии «НОС», вопреки ожиданиям, не нашлось места ни новой словесности, ни новой социальности. Конкурс на премию «Волга/НОС», как и её исходный столичный вариант «НОС», проходит открыто и с участием публики, что отличает её от других литературных премий. Премия НОС вручается благотворительным фондом Михаила Прохорова с 2010 года.
Кристина Гептинг и Валерия Пустовая вошли в шорт-лист премии «Волга/НОС»
Приз Академии критиков также достался Васякиной и ее роману "Рана". Премия "НОС" вручается благотворительным фондом Михаила Прохорова с 2010 года "для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке". Ее первым лауреатом стала Лена Элтанг с романом "Каменные клены".
От всего сердца поздравляем Оксану с этим замечательным достижением, радуемся и празднуем вместе с ней! И, конечно, с удвоенной энергией спешим издать роман «Степь», который читатели увидят уже этой весной. Мы гордимся и тем, что в суперфинале премии оказались две книги нашей «Художественной серии».
Председатель жюри имеет право дополнительного голоса. Эксперты Экспертное жюри состоит из трех человек. Состав экспертной группы, по аналогии с жюри, формируется Попечительским советом Премии из числа литературных, культурных, общественных деятелей любой страны, свободно владеющих русским языком и хорошо знающих литературный российский контекст. В обязанности экспертов входит: — ознакомление с длинным списком произведений, сформированным жюри; — участие в публичных дебатах на Красноярской ярмарке книжной культуры, в рамках которых будет сформирован короткий список произведений. Эксперт имеет право высказать свое мнение относительно отобранных произведений, предложить жюри альтернативный список финалистов в случае несогласия с их выбором.
Но право выбора финалистов и окончательное утверждение списка остается за жюри. Помимо возможности высказать свою точку зрения относительно финалистов, экспертная группа может отдать один голос за своего кандидата. Эксперты принимают решение коллегиально: голос засчитывается только в том случае, если все эксперты готовы проголосовать за одно произведение.
Главного приза удостоился Владимир Сорокин за роман «Манарага», что само по себе говорит о том, насколько нова и социальна наша словесность. В первый раз за все время существования премии выбор читателей полностью совпал с выбором жюри, так что его председатель — театральный режиссер Константин Богомолов в некотором смысле был прав, когда заявил, что этим голосованием мы, читатели, больше говорим о себе, чем формируем новое литературное пространство. Выбор лауреата НОСа принципиально открытый и многоступенчатый — голосуют читатели, жюри, эксперты, зрительный зал, и все это, по замыслу основателя премии Ирины Прохоровой, является не только попыткой развития словесности, но и развития демократии.
Новинкой этого премиального сезона стало введение отдельной оценки критиков. Так, премия НОС попыталась создать нечто вроде академии критиков со своей номинацией. Но если с демократией все понятно, то аргументация выбора победителя породила ожесточенный и местами вкусовой спор между членами жюри и критиками, которые занимали абсолютно противоположные позиции. Константин Богомолов отметил два тренда, характерных для авторов шорт-листа: 1 отступление от обращения к прошлому, от копания в нем; 2 поиск новой социальности, тем и идей в сфере метафизики — почти во всех текстах заметно острое ощущение кризиса цивилизации. Затем каждый из членов жюри выдвинул от одного до трех своих претендентов на главный приз, «галочек» похвалы удостоились Ольга Брейнингер, Герман Садулаев, Алексей Сальников и Андрей Филимонов. Изрядную долю сумятицы в подсчет внес режиссер-документалист Рома Либеров, сперва отметивший трех номинантов, а затем отобравший их оценки и отдавший свой единственный голос роману Александра Бренера.
Таким образом, к сожалению, единственного голоса лишилась Анна Тугарева. Голоса, отданные за Сорокина, практически не встречали комментариев до тех пор, пока не прозвучало слово «классика».