Видео о Строгий пост, пост перед Причастием и говение, НЕСТРОГИЙ СТРОГИЙ ПОСТ, Строгий пост приводит некоторых к гортанобесию, Про строгий пост, О супружеском долге во. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. Нестрогий пост могут соблюдать беременные женщины и люди с хроническими заболеваниями.
Что такое Петров пост и что он запрещает верующим. Простыми словами
Нейросеть позволяет легко и быстро создать контент без усилий. Она экономит время авторов, избавляя их от необходимости тратить часы на подбор идеальных слов и фраз. Ваш источник последних новостей об образе жизни, о здоровье, путешествиях, сексе, воспитании детей, моде и красоте, еде и напитках и многом другом из New York Post. У православных начался Великий пост. Каждый год верующие спорят о том, что можно делать в этот период, а что нельзя. О главных мифах — в материале РИА Новости. РИА Новости. Православные верующие с понедельника переходят на постную пищу: 28 июня наступает Петров пост. Вместо картофельного отвара можно использовать воду, а если вы не соблюдаете пост, то и молоко. В социальной сети Twitter без официальных анонсов убрали ограничение на чтение постов для незарегистрированных пользователей.
Великий пост – что нельзя есть категорически
Великий пост – что нельзя есть категорически | Самые свежие новости России и мира. |
Петров «нестрогий» пост начался у православных христиан — Новости Хабаровска | Рассказываем нестрого о Строгановском в наших еженедельных выпусках. |
Безо-пост-ная диета: Как не навредить своему организму во время поста | Суть Великого поста коротко и емко описал святитель Иоанн Златоуст: «Пост есть пища для души». |
Что можно и нельзя есть в Петров пост и что категорически не стоит делать до 11 июля | Азбука новостей. |
РПЦ призвала во время Великого поста отказаться от соцсетей, если от них есть зависимость
Мы много согрешаем пред Богом и людьми. Накануне поста попросим прощения за наши грехи и долги: детей перед родителями, родителей перед детьми, супруга перед супругом и т. И будем сохранять мир со всеми во время поста и всю жизнь. Преподобный Ефрем Сирин так и сказал: Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой …Бог не примет тебя. У нас в приходе принято в Прощеное воскресение просить друг у друга прощения. Первым это делает настоятель, обращаясь к людям после проповеди, прося прощения за всякое свое согрешение словом и делом и помышлением. Затем и христиане друг у друга просят прощение. В этот день в храме бывает много народа, как на большой праздник. Знаю, что во многих приходах молятся всю первую неделю Великого поста. Мы молимся только понедельник и вторник.
На большее не хватает сил, некому читать и петь. Но мы молимся в храме каждый день Великую павечерницу с покаянным каноном святого Андрея Критского. Назначаем ее на 18:00, чтобы всякий работающий человек мог успеть прийти помолиться. Многие первую неделю говеют и готовятся к исповеди. Иерей Иоанн Севастьянов: Мне совсем недавно попались слова святителя Иоанна Златоуста о том, что не следует ни убавлять свой личный подвиг и труд, ни прибавлять, а соблюдать постоянство и меру. В отношении подготовки к Великому посту это как нельзя более подходит. К посту нужно готовиться так, как велит Устав. И по возможности этот Устав соблюдать. И в отношении молитвы, и в отношении пищи.
Пост сам есть наша подготовка. Не стоит готовиться к подготовке. В пост лучше входить открытым сердцем и ждать, что же в этот раз Господь со мной сделает. Думаю, каждый, кто постился хотя бы несколько постов, замечал, что каждый раз после поста мы получаем разные результаты, разные состояния души, хотя постимся одинаково. Поэтому мы знаем, что результат поста — это то, что нам посылает Господь. А Он посылает нам дары по Его благой милости. И, конечно же, не стоит весь год копить гнев и обиды, чтобы в Прощеное воскресенье было о чем просить прощение. Просите прощение тогда, когда возникает конфликт и неприязнь, а не тогда, когда все это делают ради красного словца. Церковный устав предписывает воздержание от еды в первые дни поста, а в остальные дни — сухоядение.
Что это означает и насколько обязательно исполнение этих требований мирянами? Иерей Иоанн Курбацкий: Святые отцы в один голос говорят о посте с рассуждением. Это значит, что надо брать подвиг по силам, так, чтобы были силы молиться и трудиться. Важно выдержать весь пост. Нередко бывает, что люди, имеющие болезни, начинают очень строго поститься. Их хватает на неделю, а потом обостряются болезни, и они уже не в силах идти дальше, нарушают пост. Это подобно тому, как какой-нибудь спортсмен пробежит 100 метров со всей скоростью и упадет обессиленный. А другой, пусть медленно, но пройдет всю дистанцию в 10 км. Иными словами, лучше весь пост есть с маслом, чем одну неделю попоститься, а потом есть творог, кефир и т.
На первой и последней неделе пост самый строгий. Но некоторые уставы допускают употребление пищи ежедневно, ведь и молимся мы: «хлеб наш насущнныи даждь нам днесь».
В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском Императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Антиохийский Патриарх Вальсамон писал, что «поелику сомневались некоторые в том, что нигде не означено количество дней поста Богородичнаго и Рождественскаго, то сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих постов не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься от 15 дня ноября».
Рождественский пост — последний многодневный пост в году.
К этому лучше подготовиться заранее. В российской политике должна появится сила, которая уже сейчас приступит к разработке стратегии будущих реформ... По многим причинам. Основные из них — в России нет политики. Нет и не может быть борьбы идей и связанной с ней борьбой за власть. Идея без власти не имеет ни малейшего смысла, поэтому борьба за власть - это всегда идейное соревнование. При этом любые формы организации в путинской России беспощадно давятся, и даже если сельский клуб аквариумистов попробует озвучить идеи своего клубного существования «после Путина», он немедленно получит статус иноагента и будет разгромлен и разогнан.
Это реалии путинского фашизма, который по природе своей неспособен существовать в конкурентной идейной среде. Вспомните, что Путин ни разу не принял участие ни в каких дебатах — даже с полностью покорными и сервильными «соперниками». Точно так же и его власть в принципе не в состоянии конкурировать ни с кем, давя бульдозером всю территорию. Вторая причина носит более объективный характер. И она-то как раз и опрокидывает любые предложения сесть и составить программу «после Путина». Мы здесь имеем в чистом виде триалектическую задачу. Существует огромное количество несбалансированных противоречий, которые Галлямов упоминает в своей статье: противоречия «... Россия деградирует, упрощается и стихийным образом демонтируется как социальная система.
Сам процесс деградации носит сложный и практически немоделируемый характер, а значит — его практически невозможно прогнозировать.
Плеер автоматически запустится при технической возможности , если находится в поле видимости на странице Адаптивный размер Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Сейчас, когда люди научились объединяться в фонды и благотворительные организации, совсем не сложно найти того, кому нужна ваша помощь. А можно и самому сделать что-то хорошее — скорее всего буквально в шаге от вас есть кто-то, кому нужна помощь.
Нестрогий Петров пост
Великий пост самый продолжительный по времени — 48 дней. Сделать БО основным источником новостей в Яндексе. Рассказываем нестрого о Строгановском в наших еженедельных выпусках. Он пришел на заседание в состоянии алкогольного опьянения и вместо направления на трудоустройство получил 15 суток «нестрогого режима».
Правила Великого поста: главное не ограничения, а работа души
Святитель Василий Великий в первом слове о посте так говорит: «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей; потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк соуз неправды. Прости ближнему оскорбление; прости ему долги. Не в судех и сварех поститеся. Не ешь ты мясо, но поядаешь брата.
Воздерживаешься от вина; но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера; но тратишь день в судебных местах». Пост не должен пройти впустую, то есть мы должны не просто пройти это время, но принести плод, достойный покаяния, переплыть это море, как корабль торговца полный товаром, а не порожняком. Пост для того и дан, чтобы мы приблизились к Богу молитвами, чтением житий святых и их творений, воздержанием от всякого зла, от зрелищ, от пустословия и праздности.
Мы тоскуем по той радости, чистоте, которая была когда-то у нас, которую мы потеряли и растратили, как блудный сын различным грехом: лукавством, жадностью, ненавистью, злорадством, блудом, завистью… «Потщимся же паки слезами восприяти, яже погубих» канон в неделю Сыропустную. Пост — орудие духовной борьбы. Это путь домой к нашему Богу и Отцу. Вы говорите о музыке, фильмах.
Лучше от этого воздержаться, имея в виду ту цель, ради которой мы постимся. Слова апостола Павла «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Вот, к примеру, преподобный Герасим, иже на Иордане, в Великий пост ничего не вкушал, только по воскресеньям причащался с братией в церкви. А всю неделю проводил в уединенной молитве к Богу.
Мы же хоть в малой части да будем таковым святым подражать. Они никого из людей не видели, а нам бы отстать от просмотра телевидения и интернета, соц. Пусть наш ум, наше внимание тоже попостятся, душа истрезвится от непрерывных суетных, а то и греховных впечатлений. Мы окружены постоянным шумом информационным, музыкальным и т.
Порой с болью смотришь на современного человека: он постоянно окружен шумом, суетой, так называемой музыкой. Даже на природу человек приезжает и не может побыть в тишине, наедине с природой. Громыхает музыка, которая заглушает работу души, размышления, тихое созерцание красоты Божьего мира. Молчание же научает нас ответственно относиться к произносимым словам, уметь слушать и слышать других.
Вот, что пишет авва Исаия: «Ни в одном труде не будь нерадив. Потому что труд, страдания и молчание рождают смирение». Сегодня очень у многих людей работа так или иначе связана с интернетом. Нужно избегать развлечений не говоря уж об игрушках.
А вот душеполезные материалы — поучения святых отцов, проповеди, аскетические, исторические и апологетические материалы, информацию о жизни Церкви — вовсе не возбраняется изучать в это время. Но в любом случае надо помнить, что предпочтительнее молитвы нет ничего. Возьмем на себя хоть малый, но постоянный подвиг: дополнительные молитвы, обязательное чтение святого писания и святых отцов определить, что и сколько , милостыня помня слова Спасителя: «Милости хощу, а не жертвы» Мф. Все это мы делаем, чтобы стяжать духовный плод: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание Гал.
Хорошо бы определить свою страсть, которая наиболее борет человека. И начать с ней бороться, например, с гневом, с блудными помыслами, тщеславием. Да и просто трудиться, заниматься воспитанием детей и прочими семейными обязанностями. Тогда не будет времени на пустое времяпрепровождение.
Итак, в эти наступившие дни углубимся в себя, сосредоточимся на духовном делании. Надо как бы вырвать эти дни из обычного хода жизни и отдать десятину времени Богу.
Свёклу крупно натрите на тёрке, огурцы нарежьте кубиками, как для оливье. Всё смешайте, залейте холодным квасом. Приправьте солью и уксусом по вкусу либо вместо них добавьте магазинную маринованную свёклу. Отличным дополнением к постной ботвинье станет горячий картофель — отварной или пюре. Что нельзя есть в Петров пост? Во время Петрова поста следует отказаться от яиц, молочной и мясной пищи. Однако есть исключения для людей, которые болеют.
Им священник может дать благословение питаться так, как того требует лечение.
Мы должны через это пройти, чтобы поумнеть, чтобы вернуться к своим традициям. Если мы живем в отрыве от традиции и говорим, что еда не важна, то можно тогда вообще пищу заменить суррогатной едой — высчитывать витамины, минералы, калории, изобрести какие-то пилюли, включающие все эти калории и микроэлементы — съел и все нормально, вроде как и мяса не ешь, и постишься. Разве в этом смысл поста? Человек всегда найдет себе оправдание. Вспомним Адама первозданного: Господь его подводит к покаянию, а он — то Ева виновата, то Ты сам виноват.
Вот и мы так же, подобно первозданному Адаму, находим себе оправдания: «Это не главное, можно здесь обойти, здесь слишком дорого, Господь все равно простит». А вот свой внутренний человек — он как воспитывается? На какой дисциплине? Какой аскезой ты его воспитываешь? Самооправданием мы не достигнем ничего. Батюшка же не зверь, он должен знать и помнить, что у этого диабет, у того проблемы с желудком, у третьего курсант военного училища в доме.
Это нормальная практика, для того он и духовник, что знает некоторые нюансы нашей жизни. Но не нужно говорить каждому встречному, друзьям, прихожанам: «А мне батюшка благословил так поститься». Это твой путь, твоя аскеза, твоя мера поста, она обсуждается только между тобой и духовником. Пост — он же не только в еде. Все органы чувств, данные нам Богом, должны равноценно поститься вместе с желудком: и глаза, и уши, и язык. А мы перекладываем пост только на желудок, а остальное запускаем.
Мы можем часами обсуждать друг друга по телефону или в Интернете, смотреть сериалы и так далее. Дай отдохнуть и своему слуху, и глазу, и языку, настрой, направь их на другое. У поста есть определенная цель. А мы пытаемся обставить себя какими-то вспомогательными вещами, не имея цели: мы ее не видим, мы к ней не идем. Мы создаем себе красивую обстановку, такой «окрашенный гроб», как говорится в Евангелии, и думаем, что в этом смысл. Вот у меня дети ходят в школу, и я не заставляю их поститься, они растут и сами выбирают, съесть им пирожок в школе или воздержаться.
В Страстную седмицу пищу не варят и не жарят, а в пятницу и субботу также не едят вовсе. Но и это еще не все. Очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного?
Едва ли. Слишком уж просто. Русская православная церковь Соблюдение поста подразумевает лишение телесных удовольствий, и еда не единственное из таковых. Некоторые верующие ограничивают себя в интимной близости, хотя даже священнослужители признают, что это скорее обычай, чем правило, и все индивидуально речь идет о брачных отношениях — секс вне брака РПЦ рассматривает как грех.
А вот отказаться от вредных привычек или хотя бы минимизировать их стоит. Реже курить, не сквернословить и по возможности вообще меньше разговаривать, ограничить употребление кофе, не так часто смотреть развлекательные передачи… К чему же такие строгие запреты и насколько важно их соблюдать? Духовное удовольствие На самом деле пост — прежде всего «духовное упражнение», «малая жертва Богу», пояснили на сайте Русской православной церкви. Иными словами, верующие сознательно — и, что важно, с удовольствием!
Например, вместо того чтобы съесть любимое блюдо или выкурить сигарету, идут в церковь. Вместо того чтобы посмотреть кино, поговорят по душам с родным человеком или в чем-то ему помогут.
Жители Смоленска рассказали про угрозу обрушения стены девятиэтажки
Великий пост – что нельзя есть категорически | Поэтому если что-то мы съели в несоответствии с постом, то значит, на следующий день и последующие дни мы пытаемся вновь вернуться. |
ВЗГЛЯД / Поддержавшему ВСУ студенту МГУ сократили срок пребывания в России :: Новости дня | Держать нестрогий пост также разрешается и тем, у кого есть проблемы со здоровьем. |
Великого поста строго придерживаются 2% россиян, не строго — 26%
А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». И лишь Армянская апостольская церковь не приняла новые правила — ее прихожане до сих пор держат пост с 30 декабря по 5 января. Католическая церковь также соблюдает Рождественский пост, который называется Адвент. Однако длится он не сорок дней и ночей, а от 23 до 28. Все зависит от количества календарных воскресений в период с 30 ноября дня святого Андрея по 24 декабря канун Рождества, ведь по григорианскому календарю его отмечают 25 декабря, а не 7 января. В 2023 году Адвент продлится ровно четыре недели: с 3 по 24 декабря.
В этот период верующие ограничивают себя в разных сферах повседневной жизни: избегают развлекательных мероприятий, прощают обиды, занимаются благотворительностью. А вот специальных правил питания католики не соблюдают. Основу постного стола составляет каша — пшенная, гречневая , овсяная и другие виды. При этом Рождественский пост можно разделить на несколько периодов, рацион которых будет различаться. Первый период — с 28 ноября по 19 декабря.
С самого начала поста и до праздника святого Николая по понедельникам разрешается горячая пища без масла, а во вторник, четверг, субботу и воскресенье — рыба и морепродукты. При этом по средам и пятницам разрешено только сухоядение, то есть употребление в пищу только продуктов без термической обработки. В эти дни можно есть сырые овощи и фрукты, хлеб, соль, сухофрукты, мед и орехи, а также пить воду. Второй период начинается 20 декабря и длится по 1 января включительно. В это время по вторникам и четвергам есть рыбу уже нельзя — разрешается только пища с растительным маслом.
В остальные дни недели правила питания остаются прежними. В эти дни по понедельникам, средам и пятницам рекомендуется сухоядение, по вторникам и четвергам — горячая пища без масла, а в выходные дни разрешена горячая пища с маслом В Сочельник, 6 января, есть нельзя ничего: запрет действует до появления на небе первой звезды. После этого принято употреблять сочиво вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. В большие церковные праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря или в день святого Николая, можно употреблять рыбу, если торжества выпадают на понедельник, среду или пятницу.
В 2023 году праздник отмечают 4 июня Верующие в дни поста почитают Петра и Павла и стремятся достичь личной духовной чистоты через молитвы и самоограничения, пояснила «Известиям» историк и культуролог Наталия Зинович. Если дата окончания Петрова поста неизменна — это всегда 12 июля, День памяти апостолов Петра и Павла, то начало зависит от переходящей даты Пасхи и Троицы. Раньше его называли постом Пятидесятницы, длиться он может от 8 до 42 дней. Фото: commons.
Хотя и уточняется, что среди апостолов нет первых, тем не менее Петра и Павла принято называть первоверховными самыми значимыми. При этом Павел вообще никогда не видел Спасителя. Как православные встретили первую за три года Пасху без коронавирусных ограничений Петр Симон — старший брат апостола Андрея Первозванного — тоже был простым рыбаком. Напротив, Павел Савл — сын богатых и знатных родителей, ученый-римлянин, иудей и «книжник». Петр с самого начала был свидетелем земной жизни Христа, трижды отрекся от него, но покаялся и стал одним из главных проповедников учения. Павел поначалу был гонителем христиан и уверовал намного позже Вознесения. В Петре церковь видит образ христианина согрешившего, но исправившегося, в Павле — образ противившегося христианству и впоследствии уверовавшего. Оба они приняли мученическую смерть в Риме 29 июня 67 года 12 июля — по новому стилю.
Лучше от этого воздержаться, имея в виду ту цель, ради которой мы постимся. Слова апостола Павла «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Вот, к примеру, преподобный Герасим, иже на Иордане, в Великий пост ничего не вкушал, только по воскресеньям причащался с братией в церкви. А всю неделю проводил в уединенной молитве к Богу. Мы же хоть в малой части да будем таковым святым подражать. Они никого из людей не видели, а нам бы отстать от просмотра телевидения и интернета, соц. Пусть наш ум, наше внимание тоже попостятся, душа истрезвится от непрерывных суетных, а то и греховных впечатлений. Мы окружены постоянным шумом информационным, музыкальным и т. Порой с болью смотришь на современного человека: он постоянно окружен шумом, суетой, так называемой музыкой. Даже на природу человек приезжает и не может побыть в тишине, наедине с природой.
Громыхает музыка, которая заглушает работу души, размышления, тихое созерцание красоты Божьего мира. Молчание же научает нас ответственно относиться к произносимым словам, уметь слушать и слышать других. Вот, что пишет авва Исаия: «Ни в одном труде не будь нерадив. Потому что труд, страдания и молчание рождают смирение». Сегодня очень у многих людей работа так или иначе связана с интернетом. Нужно избегать развлечений не говоря уж об игрушках. А вот душеполезные материалы — поучения святых отцов, проповеди, аскетические, исторические и апологетические материалы, информацию о жизни Церкви — вовсе не возбраняется изучать в это время. Но в любом случае надо помнить, что предпочтительнее молитвы нет ничего. Возьмем на себя хоть малый, но постоянный подвиг: дополнительные молитвы, обязательное чтение святого писания и святых отцов определить, что и сколько , милостыня помня слова Спасителя: «Милости хощу, а не жертвы» Мф. Все это мы делаем, чтобы стяжать духовный плод: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание Гал.
Хорошо бы определить свою страсть, которая наиболее борет человека. И начать с ней бороться, например, с гневом, с блудными помыслами, тщеславием. Да и просто трудиться, заниматься воспитанием детей и прочими семейными обязанностями. Тогда не будет времени на пустое времяпрепровождение. Итак, в эти наступившие дни углубимся в себя, сосредоточимся на духовном делании. Надо как бы вырвать эти дни из обычного хода жизни и отдать десятину времени Богу. Иерей Иоанн Севастьянов: Мне очень понравился рассказ наших батюшек, которые ездили к христианам в Уганду. В этой беднейшей стране христиане постятся так: во время поста они кушают помидоры без соли, а на Пасху разговляются помидорами с солью. Вот это прекрасная иллюстрация правильного понимания поста. Мне кажется, что главный принцип поста — это воздержание от того, что тебе привычно.
Поэтому каждый человек сам себе заглядывает в сердце и отвечает, что для меня является проблемой в моей привязанности. И от этого воздерживается во время поста. Совесть — лучший контролер. Совесть обязательно подскажет, что именно нам нельзя делать в посту. Потому что для одного человека что-то может быть совершенно безобидным, а для кого-то это будет камнем преткновения. Те же книги, газеты, Интернет… Поэтому постимся постом приятным, братие! Понравился материал? Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Великий пост у православных христиан начнется в этом году 18 марта. С 11 марта у верующих уже наступила Масленица, когда из еды исключаются мясные продукты.
Если еда — не главное в пост, то можно не поститься?
Новости, лонгриды и интервью, которые помогут разобраться в событиях вокруг нас. 18 марта начался Великий пост. 1 июля у православных верующих начался нестрогий Петров пост, он продлится до 11 июля. PostNews — здесь объясняют новости. Please open Telegram to view this post. The Post spoke to New York women about adopting cosmetic treatments into their regular maintenance routines.
Мирской пост. Для кого нужны послабления в посту?
Азбука новостей. О том, важен ли телесный пост, рассказывает протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора. Часто можно услышать от православных, что Петров пост – нестрогий и очень теплый.
Правила Великого поста: главное не ограничения, а работа души
Говорить мы будем не о сокращении, облегчении или отмене поста как такового. Мы попытаемся разобраться, какие предписания на Рождественский пост содержаться в Типиконе и откуда он вообще произошел. УСТАВ Итак, Типикон представляется нам эталоном, на который стоит ориентироваться, а все послабления — это отклонения от этого самого эталона. Отчасти это так и есть. Но все же мы должны понимать, что Типикон — это не Священное Писание и содержащиеся в нем предписания могут меняться.
На памяти апостола Матфея, священномученика Климента Римского, апостола Андрея, великомученицы Варвары, преподобного Саввы Освященного, святителя Николая Чудотворца, зачатие Анной Пресвятой Богородицы, пророка Даниила и священномученика Игнатия Богоносца — если они припадают на вторник или четверг — то можно рыбу, если на понедельник, среду или пятницу — то масло и вино.
Особый устав пощения касается Рождественского сочельника. Здесь разрешается елей и вино, а для неимущих стран — пиво, но строгость заключается в позднем начале приема пищи — после окончания вечерни с литургией святителя Василя Великого, кои в нынешнее время служатся не по Уставу — утром. Казалось бы, все понятно и доходчиво расписано, но в Типиконе есть и некоторые противоречия. Из сказанного несложно было увидеть, что о Рождественском посте говорится в 33-й и 48-й главах. Так вот, если в 48-й главе указан перечень дат, на которые разрешается послабление, то в 33-й говорится, что в данном вопросе нужно ориентироваться на знак службы: вседневная, славословная, полиелейная, бденная.
И вот меньшая строгость в посте разрешается уже в день славословной службы, то есть посвященной не самым почитаемым святым. Также в 33-ей главе понедельник не выделен как сугубо строгий. В отношении пощения мирян Устав говорит лишь единожды — когда предписывает им разговение на мясо в праздник Рождества, не зависимо от дня недели. И еще одно: в 48-й главе во вторник и четверг предписывается поститься сухоядением, если в эти дни на утрене вместо «Бог Господь» поется «Аллилуйя». В итоге получается три параллельных классификации постных дней: на основании указаний 33 главы, и две — на основании 48 главы.
Содержание Типикона указывает на то, что все его предписания отнесены к «братии», то есть касаются монахов, о чем дополнительно говорит употребление термина «обитель» в предписаниях поста в престольные праздники. Происхождение Рождественского поста Выдающийся русский ученый и профессор дореволюционной Московской духовной академии Иван Данилович Мансветов указывает, что точкой зарождения этой традиции был однодневный пост в канун Богоявления. Если помните, изначально Рождество не имело своей отдельной даты, а праздновалось в один день с Богоявлением. Когда произошло разведение праздников, то, помимо Богоявленского, появился еще и Рождественский сочельник. В эти дни, как и накануне Пасхи, христиане вообще воздерживались от вкушения какой-либо пищи.
Постепенно количество подготовительных к Рождеству Христову дней начало расти.
Возникает триалектическая задача, которую невозможно решить строго. Все мы в школе учились решать системы уравнений и знаем, что для строгого решения необходимо, чтобы число уравнений в системе соответствовало числу переменных. Если уравнений меньше, решить систему невозможно. Для триалектических задач нет строгого решения как раз по причине такого несоответствия. На практике решение подобных задач существует.
Мало того — мы все умеем это делать. Скажем, когда человек садится за руль автомобиля и едет на работу, он каждый раз решает именно триалектическую задачу: он, как субъект действия, автомобиль, как объект управления, и дорожная обстановка, как динамически меняющаяся среда. И никаких проблем для большинства нет — все спокойно доезжают до точки назначения. Принцип решение в том, что мы каждый конкретный момент времени фиксируем одну переменную и решаем задачу в более простом варианте. А в критической ситуации отбрасываем вообще все переменные, кроме одной — наиболее угрожающей. Нельзя написать программу «после Путина» сейчас, так как через месяц среда, для которой эта программа была написана, изменится причем неизвестным сегодня образом и программу придется корректировать.
Или переписывать вообще, если изменения будут значительными. Точно так же, как нельзя написать последовательность действий, которые мы совершим при поездке на работу. Триалектические задачи, в которых действуют три базовые переменные, всегда решаются «по ходу» и методом фиксации переменных. Результат получается всегда нестрогим, но это все равно решение. Означает ли это, что нужно сидеть и ничего не делать?
Но все же мы должны понимать, что Типикон — это не Священное Писание и содержащиеся в нем предписания могут меняться.
Типикон, которым на данный момент пользуется Русская Православная Церковь, не менялся со времени его публикации в 1695-ом году. Эта редакция основана на издании 1682-го года, которая, в свою очередь, представляет собой существенную переделку дониконовского Типикона 1641-го года. В общем и целом, получается, что если Устав можно очень сильно перерабатывать, то значит, он не является сборником незыблемых правил как, например, заповеди или абсолютные нравственные критерии, изменение которых недопустимо ни при каких условиях и может нести негативные последствия для духовной жизни человека. Хочу особо обратить внимание читателя, что я ни в коем случае не призываю к каким-либо протестам или «революциям», которые сами по себе не свойственны православной духовности, а просто излагаю факты и призываю к здоровому анализу и применению сделанных выводов к себе лично, и только к себе — других людей, даже самых любимых и близких, вверим заботам Милосердного Бога.