в материале РИА освобождения от блокады ЛенинградаВ январе отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).
Материалы рубрики
- Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда
- Поиск по сайту
- Смотрите также
- Первая искра победы: как Красная армия прорвала блокаду Ленинграда
- Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта
Блокада Ленинграда
Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г. Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов. В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось.
Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны. Уже в начале сентября 1941 года были понижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам по 600, 400 и 300 граммов соответственно. В середине сентября эту норму вновь уменьшили.
Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день. Берггольц Голод стал соратником врага. Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались.
За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка. Осталась одна Таня».
Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии.
Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы.
Пётр Логвинович вместе с дивизией участвовал в Нарвской операции и в освобождении Нарвы, в Таллинской наступательной операции и в Моонзундской десантной операции. Там в мае 1945 года он встретил весть о Победе. После окончания Великой Отечественной генерал-майор Романенко остался в строю. Окончил Высшую военную академию имени Климента Ворошилова и остался преподавать в ней.
С февраля 1954 года командовал стрелковым корпусом в составе Группы советских войск в Германии. В 1956-м он был назначен на должность заместителя начальника по учебной и научной работе Высших офицерских курсов «Выстрел». В этом учебном заведении, которое проработало до 2009 года, обучали тактике, стрелковому делу, методике тактической и огневой подготовки офицеров и высшего командного состава армий всех стран Варшавского договора и других государств мира, таких как Китай, Вьетнам, Монголия, Индия, Египет, Сирия, Алжир, Ангола, Куба, КНДР. В разные годы выпускниками курсов были маршалы Советского Союза Василевский, Крылов, маршал бронетанковых войск Катуков и другие военачальники.
А преподавали слушателям опытные, прошедшие огонь и воду офицеры и генералы, среди которых был и Пётр Романенко. За годы службы отважный ставрополец был награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного знамени, орденом Александра Невского, орденом Красной звезды, медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Отечественной войны I степени. Мемориал павшим в Великой Отечественной войне бойцам открылся в Михайловске В запас Пётр Логвинович Романенко вышел в 1961 году в звании генерал-лейтенанта. Судьба отвела боевому генералу Великой Отечественной ещё без малого четверть века мирной жизни.
Скончался Пётр Романенко в Москве в 1985 году, похоронен на Кунцевском кладбище.
Мерецков , заместитель ком. Федюнинский 2-я ударная армия — командующий: генерал-лейтенант В. Романовский 54-я армия — командующий: генерал-лейтенант А. Сухомлин 8-й армии — командующий: генерал-лейтенант Ф. Стариков 14-я воздушная армия — командующий: генерал-лейтенант авиации И. Жуков и К.
Наступление поддерживала артиллерия кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, Дорога победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Сыграла важную стратегическую роль в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу — «Дорогу жизни». Её длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста через Неву, Назию и Чёрную и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения.
Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов.
Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени.
Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен.
Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием.
Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов.
Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер.
Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись.
Ротенберг после победы над "Северсталью": произошёл прорыв блокады Ленинграда
—Ирина Александровна, реэвакуация в Ленинград после прорыва блокады — это был организованный или стихийный процесс? Но главное – прорыв блокады со всей очевидностью продемонстрировал немцам, что о планах по принуждению Ленинграда к сдаче они теперь могут забыть. Этот план был сорван благодаря еще одной попытке прорыва блокады, известной как Синявинская операция. Блокада Ленинграда началась спустя два месяца после нападения Германии на СССР.
День прорыва блокады Ленинграда
- В порядке очереди
- Как высекали «Искру» и спасали Ленинград
- Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
- Блокада Ленинграда (8.09.1941-27.01.1944) - Сайт В. Кривошеев персональный сайт учителя
- Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев
- Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)
Тренер СКА Ротенберг назвал победу над «Северсталью» прорывом блокады Ленинграда. Советские войска должны были освободить Ленинград от кольца блокады, выдавить оккупантов из Ленинградской области и создать условия для успешного наступления в Прибалтике. Традиционно считается, что осенью 41-го года было две попытки прорыва блокады - в сентябре и октябре, - говорит Вячеслав Мосунов. Так политологи интерпретируют участие президента в мероприятиях, посвященных 80-летию прорыва блокады Ленинграда 18 января. Прорыв блокады Ленинграда советскими войсками в январе 1943 года имел ясную военно-политическую цель: соединить осажденный город с «большой землей». Осада Ленинграда после прорыва продолжалась вплоть до января следующего года.
80 лет назад погибла героическая группа на "Невском пятачке" Ленинграда
18 января после ожесточенных боев в районе Шлиссельбурга прорвана блокада Ленинграда. —Ирина Александровна, реэвакуация в Ленинград после прорыва блокады — это был организованный или стихийный процесс? «18 января – День прорыва блокады Ленинграда – мы отмечаем в непростое для страны время. В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. Прорвать блокаду Ленинграда советским войскам удалось только в январе 1943 года.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
Он объяснил, что семья любого, кто самовольно покинет свою позицию или поддастся панике, будет расстреляна. Ещё до того, как кольцо вражеской блокады сомкнулось, было прервано железнодорожное сообщение Ленинграда и остальной страны. Поэтому 54-я армия получила приказ начать наступление в направлении посёлка Мги, чтобы завладеть железнодорожным участком и восстановить связь с Ленинградом. Пока армию перетягивали на это направление, немцы завладели Шлиссельбургом, замкнув этим кольцо окружения. В связи с этим, задание 54-ой армии сразу изменили. Они должны были прорвать блокаду, пока немецкие части не успели основательно укрепиться. Действовать начали немедленно. Десятого сентября советские солдаты стали наступать на противника. Они смогли отбить несколько участков земли, но спустя всего лишь два дня мощными контрударами противника были отброшены на исходные позиции.
День за днём красноармейцы возобновляли атаки. Они нападали в разное время, и пытались пробиться через разные участки фронта. Но всё было безуспешно. Прорвать вражескую блокаду не удалось. За такой провал с должности был смещён маршал Советского Союза Кулик. Маршал Советского Союза Кулик Григорий Иванович Тем временем Жуков, задачей которого была непосредственная оборона города от попыток неприятеля захватить Ленинград, не решался ослабить основные силы и выступить на помощь. Однако он выделил часть Невской оперативной группы для прорыва кольца. Им удалось отвоевать небольшой кусок земли, площадью всего лишь два километра.
Позже его назвали Невским пятачком. Эти несколько километров стоили жизни 50 000 советских бойцов. Хотя, как и в случае со многими другими сражениями Великой Отечественной войны, эти данные оспариваются. Есть те, кто называет цифру в 260 тысяч человек. По статистике, прибывающие сюда солдаты жили от 5 минут до 52 часов. На Невский пятачок за сутки попадало 50 тысяч снарядов. Атаки шли одна за другой. За период в 43 дня было произведено 79 атак.
Задним числом можно говорить, что эти ужасные жертвы были напрасны. Пробить брешь в немецкой обороне не удалось. Но в то время, когда происходили эти кровопролитные бои, этот клочок земли был единственной надеждой на прорыв блокады Ленинграда. А в городе от голода буквально умирали люди. И умирали тысячами, просто идя по улице. Поэтому сражались без оглядки. Для выполнения этой задачи Ленинградский и Волховский фронт должны были, слаженно действуя, выступить навстречу друг другу.
Главный редактор - Максименко В.
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на " ГТРК Вятка " обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на " www.
Съедать сразу все взрослые детям попросту запрещали.
В качестве доказательства эффективности такого метода женщина рассказывает про мать и трех детей, проживавших в соседней квартире. Они, едва выкупали хлеб, тут же его съедали. Все они умерли, кроме младшей дочери.
В издании «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» имеется множество подобных свидетельств. Аналогичным способом, «по крошечкам» питались дети, оказавшиеся в детских домах, которых этому никто не учил.
Авторы книги «Война и блокада» Александр Чистиков и Валентин Ковальчук, пишут, что всегда существовала опасность того, что в выстраданную долгими часами ожидания очередь могут вклиниться полукриминальные, а то и просто «нахальные» личности. Нератова рассказывала, что для того, чтобы избежать подобных инцидентов, каждый участник очереди обхватывал локти впередистоящего и плотно прижимался к нему всем телом. Такая сплоченность не только препятствовала преступникам, но и помогала сохранить тепло и не давала упасть на землю, если кому-то вдруг становилось плохо от голода.
Если в сентябре 1941 года суточная норма для рабочего составляла 600 граммов, то в ноябре она сократилась до 250 граммов. Все остальные, в том числе и дети, получали всего по 125 граммов. Но и столько хлеба печь было не из чего: в тесто добавляли все, вплоть до древесных опилок.
Поэтому неудивительно, что ленинградцы даже передвигались с большим трудом. Однако, несмотря на слабость, двигаться было необходимо. О правиле «не ложиться и все время что-нибудь делать» вспоминают многие пережившие эти страшные дни.
В дни блокады горожане объединялись, чтобы помочь тем, кто оказался на грани жизни и смерти. Специальные бытовые отряды обходили квартиры. Когда находили детей, их забирали и отправляли в детские дома.
Лежачим затапливали печь, согревали кипяток. Так было легче. И человек вставал, начинал потихоньку двигаться.
Люди оживали… А ещё почти все блокадники курили. Табак, пусть и смешанный с высушенными листьями, притуплял голод. Ленинградцы шутливо прозвали эту смесь «сказками Венского леса» за наличие внутри самокрутки суррогатов табака , и с сигаретой в зубах можно было встретить даже десятилетних мальчишек.
Романенко все эти дни находился на поле боя и твёрдо управлял подразделениями. Враг потерял только убитыми около 600 фашистов, бросил много техники и боеприпасов», — говорится в документе. Отвести войска не позволил Гитлер Однако войска фашистов продолжали удерживать позиции вокруг Ленинграда, 18-я немецкая армия находились в непосредственной близости от города и продолжала обстрелы Северной столицы. В руководстве СССР готовили новую операцию по снятию блокады. Узнав об этом от разведки, немецкий генерал-фельдмаршал Георг фон Кюхлер, который руководил группой армий «Север» просил Гитлера дать возможность отвести войска от Ленинграда на новые оборонительные рубежи, чтобы защитить от ненужной гибели, но фюрер решил что подразделения вермахта способны отразить удары русских и приказал продолжать осаду. Тем временем в Ставке Верховного Главнокомандования разработали план операции под кодовым названием «Январский гром». Советские войска должны были освободить Ленинград от кольца блокады, выдавить оккупантов из Ленинградской области и создать условия для успешного наступления в Прибалтике. Части дивизии стремительно атаковали противника и прорвали фронт. После трёх дней непрерывных боёв дивизия вышла к посёлку Ропша, где 2-я ударная армия соединилась с 42-й армией.
Здесь бойцы Красной армии завершили разгром Петергофско-Стрельнинской группировки немецких войск. За пять дней 131-я дивизия продвинулась на 20 км, освободив несколько населённых пунктов. За успешные действия приказом Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина дивизии была объявлена благодарность и присвоено наименование «Ропшинская». Все её полки получили наименования «Нарвских», а сама дивизия была награждена орденом «Красное Знамя».
Рассказы о блокадном Ленинграде
- Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда // Новости НТВ
- Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев
- Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа - Парламентская газета
- Искра надежды
- День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
Дорога сквозь смерть. Как спасали блокадный Ленинград
В городе начался голод. Были предприняты попытки эвакуации женщин и детей подальше от военных действий. Из города увезли около миллиона человек. Эвакуация продолжалась вплоть до 1943 года.
С наступлением холодов люди стали умирать прямо на улицах, некоторые умирали дома во сне. Матери, чтобы прокормить своих детей, могли убить домашних животных. Люди ели все, что можно было съесть: цветы из них делали лепешки , растворяли и варили плитки столярного клея с лавровым листом, олифу, на которой поджаривали хлеб.
Люди выезжали за город, на поля, где уже был собран урожай. Ленинградцы собирали нижние зеленые листья капусты, кочерыжки и ботву. Из них варили супы и делали заготовки на зиму.
Корм для животных. Особенно хорошо шел корм для птиц. Его быстро раскупили и потом питались много голодных месяцев.
Корм для птиц состоял из крупы — чечевицы, гороха, вперемешку с палочками и песком. Люди стали выращивать овощи в парках и скверах, власти это всячески поощряли. Из выращенных овощей делали заготовки на зиму.
Массово издавались брошюры, где рассказывали, как обрабатывать землю, выращивать овощи, какие дикие травы подходят для употребления в пищу, как сварить суп из крапивы, как из высушенного и измельченного корня одуванчика сделать заменитель кофе. Это была не только еда, а источник витамина С. Из неё варили напиток, который спасал людей от цинги.
В пищу шла и промышленная «органика». Свиная кожа для одежды и обуви и столярный клей. Спасались и ловлей рыбы.
Под обстрелом врага рыбачили на Неве в основном, мальчишки. Улов был небольшой, но в условиях блокады и эти крохи спасали жизни. Спасались конфетами, которыми в прошлом голу украшали новогоднюю ёлку и положили вместе с ёлочными игрушками.
Когда салют кончился, мы прокричали "Ура! К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из почти трех миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысячи до одного миллиона ленинградцев. Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей. Всего в 1941—1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуированы 1,7 миллиона человек. Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Историческое значение обороны Ленинграда огромно.
Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда. Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда. Героизм альпинистов. У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м.
При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40. Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей. В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней.
В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания.
Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое.
Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда".
В этот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. К 18 января 1943 года в городе оставалось около 800 тысяч человек. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года , а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.
Эту железнодорожную линию назвали «Дорогой Победы». Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска. Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений.
«Быт, который уносится с собой в могилу»: как выживали и от чего умирали в блокадном Ленинграде
Или, скажем, идет человек и качается. Неизвестно, почему он качается, может быть, он пьян. Это сгущает краски, создает тяжелое впечатление". Его дополнил второй секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП б Алексей Кузнецов, четко назвавший истинную причину запрета выхода картины: "Получается чересчур много трудностей. Разваленный город, разбомбленный, захламленный, кругом пожары, все покрыто льдом, люди едва движутся, а борьбы не показано.
Разве это оборона. Вот, скажут, правители, довели город до такого состояния. Направление взято неправильно". Итог подвел Жданов: "Картина не удовлетворяет".
Побывавшая в 1942 году в Москве Берггольц испытала шок: "О Ленинграде все скрывалось, о нем не знали правды так же, как о ежовской тюрьме. Я рассказываю им о нем, как когда-то говорила о тюрьме, - неудержимо, с тупым, посторонним удивлением... Трубя о нашем мужестве, они скрывают от народа правду о нас. Мы изолированы, мы выступаем в ролях "героев" фильма "Светлый путь".
Тогда она горько призналась самой себе: "Для слова - правдивого слова о Ленинграде - еще, видимо, не пришло время... Придет ли оно вообще? Но именно сильный народ властям был не нужен. Они не доверяли городу непокоренных.
Городу, стойкость жителей которого не могло не признать даже гитлеровское командование. Генералам и командирам дивизий войск группы "Висла". Настоящим посылаю для изучения материалы по обороне Ленинграда... Пусть каждый узнает, с каким грубым, холодным как лед противником мы имеем дело...
Обязанностью каждого жителя города было выполнение только таких работ, которые стояли в непосредственной связи с обороной города с тем, чтобы отбросить врага, или просто работ, связанных с ведением войны. Жители обучались военному делу, рыли окопы и работали на промышленных оборонных предприятиях. Воля населения к сопротивлению не была сломлена. Проведение оборонных мероприятий было всеобщим.
Эти мероприятия проводились полностью даже при бесчисленных атаках немецких войск. Пригородные районы и сам город перерезали противотанковые рвы и система окопов. Каждый дом был превращен в крепость, подвальные помещения связаны в линии обороны. Ненависть населения стала важнейшим мотором обороны".
Вот этой несломленной воли к сопротивлению, как и ценой неимоверных жертв завоеванного права на честную память, партийное руководство после войны опасалось более всего. И "в назидание" организовало сначала погромное постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград" в 1946 году, а потом, в 1949-м, "Ленинградское дело". В 1949 году был уничтожен и открывшийся еще во время войны Музей обороны и блокады, экспонаты для которого собирали сами ленинградцы. Его руководство репрессировали по "Ленинградскому делу".
Создатели экспозиции музея, как резюмировала прибывшая с проверкой комиссия ЦК ВКП б , "незаслуженно приписали" подвиг воинам и горожанам, "создавали миф об особой "блокадной" судьбе Ленинграда" и даже "принизили роль товарища Сталина в обороне города". Блокада Ленинграда, теперь уже информационная, продолжалась. И снова не ошиблась - "они" укрепились, и "им" действительно зачли деятельность по умерщвлению правды. Одним из таких "укрепившихся" стал начавший свою партийную карьеру после "Ленинградского дела" и доросший до должности первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Григорий Романов.
Именно он, невзирая на просьбы ленинградцев, не разрешал вновь открыть Музей обороны и блокады: музей открылся лишь после отъезда Романова в Москву, в середине 80-х. Он же, несмотря на письма блокадников, запретил хоронить Ольгу Берггольц на Пискаревском кладбище. А еще товарищ Романов наложил вето на издание в Ленинграде "Блокадной книги" - даже с цензурными купюрами первая, журнальная, публикация состоялась в Москве в 70-х.
Освобождение города Шлиссельбурга. По воспоминаниям участников прорыва, в такие минуты забывается усталость.
Для бойцов, прорывавших блокаду, Ленинград был не просто стратегически важной позицией. Они сроднились с великим городом, гордились им. Для них день 18 января стал настоящим праздником. Около полуночи по ленинградскому радио в программе «Последний час» прошло сообщение о прорыве блокады. И сотни людей вышли на улицы, они ликовали, на несколько часов забыв о голоде.
Весь Ленинград был украшен флагами. Впервые за много дней город выглядел весело. Выступают писатели, поэты, рабочие, инженеры. На заводах митинги. На улицах чуть ли не целовались слушатели у репродукторов», — рассказывал в частном письме начальник станции оперативной связи Ленинградского фронта Виктор Житомирский.
А вскоре прозвучал по радио знакомый каждому ленинградцу голос поэтессы Ольги Берггольц: «Третье письмо на Каму», 18—19 января 1943 года... О дорогая, дальняя, ты слышишь? Разорвано проклятое кольцо! Ты сжала руки, ты глубоко дышишь, в сияющих слезах твое лицо. Мы тоже плачем, тоже плачем, мама, и не стыдимся слез своих: теплей в сердцах у нас, бесслезных и упрямых, не плакавших в прошедшем феврале.
Да будут слезы эти как молитва. А на врагов — расплавленным свинцом пускай падут они в минуты битвы за всё, за всех, задушенных кольцом. За девочек, по-старчески печальных, у булочных стоявших, у дверей, за трупы их в пикейных одеяльцах, за страшное молчанье матерей... Прорыв блокады Ленинграда, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года. Отвоевать удалось лишь узкую полоску болотистой земли.
С февраля по апрель части Волховского и Ленинградского фронтов пытались развить успех и продолжали атаковать мгинско-синявинскую группировку вермахта. Но продвинуться дальше не удалось. И всё-таки после «Искры» положение дел под Ленинградом изменилось. Восстановилась сухопутная связь осажденного города со страной. Восстановилось дыхание Ленинграда, укрепилась вера в Победу.
К весне 1943 года сломить ее было уже невозможно. А главное — в город пошло продовольствие, и тысячи людей смогли избежать голодной смерти. На следующий день после прорыва блокады, 19 января 1943 года, в освобожденном Шлиссельбурге началось строительство новой железнодорожной трассы, которую назовут Дорогой Победы.
Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений. Фотография сделана во время первого дня операции по прорыву блокады Ленинграда 13 января 1943 года С утра бои приняли особенно упорный и ожесточенный характер. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта.
Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом.
Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада. На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.
Дивизия, а затем корпус были задействованы во всех крупных операциях на наиболее ответственных участках фронта. Симоняка называли «генералом прорыва». В экспозиции представлены фуражка и погоны героя. Большой вклад в оборону Ленинграда, Ладожской коммуникации и прорыв блокады внесла советская авиация. В экспозиции представлены модели истребителя, штурмовика, бомбардировщика, авиационные приборы и вооружение.
Среди авиационных предметов — контрольный щиток из кабины истребителя полковника П.
Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра»
18 января 2024 года исполнится 81 год со Дня прорыва блокады Ленинграда. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве.