Режиссер: Леонид Гайдай. В ролях: Юрий Яковлев, Леонид Куравлёв, Александр Демьяненко и др. Однажды инженер Тимофеев испытал потрясение: заработала его машина времени. Вдруг растворилась стена, замяукала черная кошка.
Появились новые кадры переосмысления «Иван Васильевич меняет профессию»
Читать онлайн книгу «Иван Васильевич» автора Михаила Булгакова полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Впервые о ремейке комедии «Иван Васильевич меняет профессию» стало известно в конце августа 2023 года. Режиссер: Леонид Гайдай. В ролях: Юрий Яковлев, Леонид Куравлёв, Александр Демьяненко и др. Однажды инженер Тимофеев испытал потрясение: заработала его машина времени. Вдруг растворилась стена, замяукала черная кошка. Режиссер: Леонид Гайдай. В ролях: Юрий Яковлев, Леонид Куравлёв, Александр Демьяненко и др. Однажды инженер Тимофеев испытал потрясение: заработала его машина времени. Вдруг растворилась стена, замяукала черная кошка.
Без Киркорова и Асти, но с секси Кошкиной и Бузовой: каким получился «Иван Васильевич меняет все»
Комиссия была против его кандидатуры из-за закрепившейся за ним репутации комедийного актёра. Худсовет не хотел, чтобы деятеля кино на экране сыграл эдакий «дурачок». До этого он появился на экране в образе прораба в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», а также глуповатого священнослужителя в «12 стульях». Однако на защиту Пуговкина встал Григорий Чухрай, и впоследствии роль Якина стала одной из самых знаковых в карьере актёра. В Ялте, где проходили съёмки, ему установили памятник.
Фантасмагория и чёрный кот Несмотря на дисклеймер «Ненаучно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический фильм» в начале картины, некоторые ожидали увидеть в ней события, перекликающиеся с историческими фактами. Критики советской периодики непременно указывали на наличие в ленте исторических несоответствий, их же периодически ищут и современные эксперты. Например, переносясь во времени, Бунша попадает не в Московский Кремль, где и полагалось быть настоящему царю, а в Ростовский. Затем, притворившись царём, он использует скипетр и державу, хотя эти атрибуты власти появились позже: скипетр — во время венчания сына Ивана Грозного — Фёдора Иоанновича в 1584 году, а держава — в 1605-м при воцарении Лжедмитрия I.
Несоответствие фактов заметили и в отношении будущего, куда переместился царь. Например, в сцене, где царя «замуровали демоны», Грозный крестится тремя перстами, в то время как до 1653-го православные христиане крестились двумя. В своей рецензии к фильму для журнала «Искусство кино», опубликованной в 1974 году, Андрей Зоркий тоже обращает внимание на несоответствие ленты литературному оригиналу. Вот на лестничной площадке огромного московского дома одуревший от ужаса, запутавшийся в своём царском одеянии среди детских колясочек Иван Васильевич жалобно бибикает в клаксон педального автомобильчика.
Вот время с грохотом сдвигает стены между XVI веком и двухкомнатной квартирой изобретателя Тимофеева, а на полосатеньких обоях, словно вобрав в себя дрожь этого глобального катаклизма, покачивается на гвоздике картина «Иван Грозный и сын его Иван». Да нет всего этого в пьесе Булгакова! Нет в 58 страницах булгаковской комедии и многих других эпизодов и сцен, с которыми столкнётся зритель в её экранном варианте», — написал критик. В этом и заключалась острота и комедийная соль его произведения.
Сегодня же самый мир булгаковских героев стал для нас достаточно отдалённым прошлым. Машине времени, стартуя в царство Грозного, пришлось бы совершить ещё один сложный вираж, преодолеть ещё один барьер минувшего. Прозрачно ясный булгаковский сюжет усложнился бы, зритель основательно бы запутался в том, кто и куда летит, и, не дай бог, посчитал бы, что он имеет дело с историей, вовсе к нему непричастной», — отметил он. Также по теме Без компромиссов: 35 лет назад вышел фильм «Игла» с Виктором Цоем Ровно 35 лет назад, 16 сентября 1988 года, состоялась премьера советского художественного фильма «Игла» — дебютной полнометражной...
К тому же Госкино поставило неукоснительное условие: исторические сцены должны носить условный характер и свидетельствовать о богатой фантазии изобретателя машины времени. Отсюда и все неувязки с локациями и историческими фактами. Вместе с тем постановщик в фильме тонко подмечает условность происходящего. Благодаря появлению кошки, ставшей своего рода проводником из реального мира в фантасмагорический, зритель понимает, что перемещение во времени и в пространстве, а также все приключения царя могли быть плодом воображения или сном главного героя.
По словам Инина, Гайдай, будучи великим комедиографом, обладал даром чувствовать зрителя.
Кстати, в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна та же оплошность. А парик ей достался от Любови Орловой, которая должна была сниматься в нем в фильме «Русский сувенир». Царица Марфа Васильевна в исполнении Нины Масловой практически во всех сценах смотрит в пол. Дело в том, что за несколько дней до съемок актриса пострадала в потасовке на вечеринке и получила синяк под глазом. Гримеры тщательно его заретушировали, но Маслова продолжала «скрывать улики», опуская глаза в пол. Однако этот прием только добавил очаровательности нежному образу.
Сцену проезда конницы Ивана Грозного снимали неподалеку от музея Ростовского кремля, куда на момент съемок приехала группа иностранных туристов. Леонид Гайдай вспоминал : «И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг». Кстати, все костюмы съемочная группа передала в дар музею. Сегодня экскурсоводы встречают туристов в этом облачении. Эпизоды на лестничной площадке снимались в мосфильмовских павильонах.
Там была квартира Шурика и магазин, куда он направился искать транзисторы для «машины времени». Однако макет получился настолько громоздким, что зрители не поверили бы, что ее собрал инженер-одиночка. Тогда соорудить конструкцию предложили скульптору Вячеславу Почечуеву, который на тот момент в кинематографическом мире был известен как художник-скульптор, работавший на съемках «Руслана и Людмилы». Считается, что, создавая «машину времени», Почечуев вдохновлялся фильмом Гайдая «Самогонщики», поскольку во многом его «изобретение» напоминает продвинутый самогонный аппарат. Кстати, все стеклянные элементы были изготовлены неким стеклодувом с Клинского завода. Над «машиной времени» скульптор работал около 2 месяцев. Но только не здесь.
Несмотря на долгие уговоры мужа, актриса отказалась от участия в фильме. Однако в этой картине из уст Натальи Селезневой звучит фраза «Так и тянет устроить скандал» авторства Нины Гребешковой. Как-то супруга режиссера пыталась начать серьезный разговор с ним, но он разворачивался и уходил. Тогда и родилась эта фраза, которую Леонид Иович включил в фильм. Михаил Пуговкин очень любил Ялту и часто приезжал туда. Так, поза вальяжно восседающего на складном стуле режиссера Якина была списана с самого актера, который именно так и отдыхал на набережной.
Я предложил Гайдаю такой ход: управдом Бунша будет говорить шепелявой скороговоркой, быстро, сбивчиво, а Иван Грозный, наоборот, должен говорить громко, раскатисто, почти рычать. На съемках комедии актриса впервые работала вместе со своим кумиром, ее удивляло, как остроумно Яковлев импровизирует на съемочной площадке. Так, именно Яковлев придумал играть в «ладушки» с царицей, включить в хореографию чарльстон, а также шептать что-то смешное на ухо героине. Что же такое говорил Иван Грозный Зине Тимофеевой? Актриса в конце концов открыла секрет: — Он меня звал «Наташка» и говорил мне: «Наташка, у меня 10 минут, я опаздываю на спектакль! Эпизод с котлетами Бытует миф, что из комедии было вырезано много эпизодов — якобы по соображениям цензуры. Например, эпизод, где Иван Грозный жарит котлеты на горелке. Мол, историческому лицу негоже представать перед зрителем в столь «заземленном» виде. На самом деле худсовету просто показалось, что эта сцена не вписывается в динамику повествования, и Гайдай согласился. Причем у Гайдая получается не просто фельетон на злобу дня, а целая панорама жизни, которую интересно смотреть в любую эпоху. И икру я ела ложками, она тоже была настоящая.
Связана ли отмена мероприятия с полуголой вечеринкой Насти Ивлеевой, неизвестно. Мероприятие обозлило общественников, в том числе депутата Госдумы Александра Хинштейна и главу Лиги безопасного интернета Екатерину Мизулину. Последняя призывала к бойкоту артистов , которые пришли в клуб «Мутабор». О своих впечатлениях о тусовке рассказали побывавшие на ней звёзды отечественного шоу-бизнеса — Лолита, Джиган и Ксения Собчак. Над фильмом «Иван Васильевич меняет всё! Но уже знакомую когорту персонажей разбавят новыми лицами из разных вселенных и эпох.
Филиппа Киркорова убрали с постера «Иван Васильевич меняет всё». Сцены с ним переснимут, узнал «МК»
Билеты на «Иван Васильевич», 16+ Основная сцена. Сценарий фильма «Иван Васильевич меняет профессию» был написан будущим режиссером картины Леонидом Гайдаем вместе с драматургом Владленом Бахновым по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Билеты на «Иван Васильевич», 16+ Основная сцена. Давняя мечта человечества о машине времени сбылась в 1936 году, когда Михаил Булгаков написал пьесу «Иван Васильевич».
Спустя полвека: успех и трагедии актеров фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Билеты на «Иван Васильевич», 16+ Основная сцена. Захватывающий Фильм Иван Васильевич меняет профессию доступен в хорошем качестве на всех платформах. Знаменитый фильм "Иван Васильевич меняет профессию" основан на пьесе Михаила Булгакова.
Иван Васильевич меняет профессию (1973)
Он написал большое письмо советскому правительству, в котором объявил о нежелании становиться лояльным коммунистическим писателем. Главной мыслью в послании Михаила было то, что его должны либо отпустить за границу, либо позволить работать и видеть результаты своих трудов. Писатель наверняка не ждал, что это действие возымеет успех. Но к его удивлению, эффект от письма получился сногсшибательным. Через несколько недель Булгакову позвонил сам Сталин и сообщил: «Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… Вы где хотите работать? В Художественном театре?
А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся».
Однако скульптор в итоге проявил недюжинный конструкторский талант. Он договорился со стекольщиком завода в Клину, и тот выдул 3 ящика причудливых загогулин. Вытащили со склада какие-то трубки, оставшиеся после «Соляриса» Тарковского. Накупили мигалок, реактивов и посуды для химических опытов.
Когда во время просмотра машина завелась с первого раза, съёмочная группа разразилась овациями.
Определить его мы пока не смогли, возможно, это «Царская невеста» Владимира Гориккера экранизация одноимённой оперы Римского-Корсакова , но там, кажется, нет сцен в Московском Кремле. Эффект — такой же, как в пьесе.
Песня «А не сильная туча затучилася…», которую в фильме пели гусляры, — памятник русской литературы. Она называется «Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году» кстати, годом позже после описанных в пьесе и фильме событий и была написана в конце XVI — начале XVII века после Молодинской битвы с крымскими татарами. Остальные песни из фильма были написаны специально для него кроме песни Высоцкого.
Во всяком случае, ни ко времени Булгакова, ни ко времени Ивана IV они отношения не имеют. Милиция и исторические реалии Сцена с допросом Ивана Грозного милицией полностью придумана Гайдаем — в пьесе её не было. При этом был допущен ряд анахронизмов.
Например, Иван Грозный Ревель Таллин не брал. Во-первых, потому, что действительно не брал — осады города окончились безрезультатно. Во-вторых, потому, что Ревель — немецкое название Таллина, внедрённое при Петре I.
На Руси город называли Колывань. Иван называет год рождения «тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова», но это неправильно в двух смыслах. Во-первых, потому, что родился он в 1530 году.
В 1533-м стал великим князем. Во-вторых, до 1700 года летоисчисление вели «от сотворения мира». И царь должен был назвать 7038 год.
Но зрителям современного фильма это было бы ну уж совсем непонятно. Церковь Из фильма была вырезана сцена встречи путешественников во времени с патриархом. У Булгакова Бунша не хочет разговаривать с патриархом, мотивируя это тем, что за общение со служителями культа его могут осудить на домовом собрании.
Но и для этого времени нашлись свои ограничения. Оказалось, что шутить над "собирателем земли русской" Иваном Грозным нужно осторожнее. Так, из комедии убрали сцену, где царь жарит котлеты на кухне инженера Тимофеева. В изначальной версии на вопрос милиции "Место жительства? Однако цензоры посоветовали заменить фразу на неопределенное — "В палатах". Не пропустили эпизод и со шведским послом, где он крупным планом рассматривает ручку с голой женщиной. Всего из первоначального материала было вырезано около десяти минут. В Ростове тогда недавно отреставрировали Кремль, он и стал резиденцией Ивана Васильевича. Дом Шурика с магазином, где он искал транзисторы для "машины времени", снимали в московской новостройке по адресу Новокузнецкая, 17.
А эпизод, в котором Зина исполняет песню "Звенит январская вьюга", снимался в Ялте. Декораторы и стилисты не пожалели сил для создания новой картины. Было подготовлено великое множество костюмов, часть из них потом даже передали музею Ростовского Кремля. Экскурсоводы и сегодня встречают туристов в нарядах, оставшихся после "Ивана Васильевича". Одежду для модницы Зиночки, жены Шурика, придумывал тогда начинающий модельер Вячеслав Зайцев. А роскошное авто режиссера Якина раньше снимали в "Бриллиантовой руке". Знаменитую "машину времени" построил скульптор Вячеслав Почечуев. Интересно, что за свою работу он получил не только гонорар, но и справку из бухгалтерии: "Деньги выданы за изобретение машины времени" без кавычек. Например, присутствующим запрещалось смеяться.
Иван Васильевич меняет все! (2023)
По официальной версии, Никулина не отпустил на съемки «Союзгосцирк», по другой — он сам отказался от роли, решив, что фильм все равно не выпустят в прокат. После отказа Никулина на роль царя пробовались восемь актеров, в том числе: Евгений Евстигнеев худсовету не понравились его пробы ; Георгий Вицин ассоциировался с Трусом из знаменитой троицы ; Евгений Лебедев по мнению Гайдая, выглядел превосходно в образе царя, но не убеждал его в образе управдома ; Владимир Этуш он сыграл Антона Семеновича Шпака. В результате роль досталась Юрию Яковлеву, который на пробах смог раздвоиться на жалкого Буншу и грозного царя. В сравнении с игрой Юрия Яковлева Андрей Миронов не смог стопроцентно передать характер персонажа. Палаты Ивана Грозного снимались в Ростовском кремле. В нем находился магазин «Светоч» часть вывески видна в кадрах. Магазин «Радиотовары» также располагался в доме на Новокузнецкой улице.
Вид с балкона кроме вида из дома на Новокузнецкой — панорама Москвы-реки и начала Кутузовского проспекта, снятая с высотного здания на Калининском. Все внутренние интерьеры: подъезд дома Шурика, лифт, лестничные площадки, квартиры Шпака и Шурика, а также царские палаты — все это снималось в одной и той же декорации на киностудии. Однако этот вариант из-за серьезной и проникновенной манеры исполнения не подошел для комедийного жанра фильма.
По сей день россияне от мала до велика любят возвращаться к этой картине, каждый раз находя в ней все новые смыслы. Снято по запрещенной пьесе Булгакова Приключенческая комедия "Иван Васильевич меняет профессию" вышла на большие экраны 50 лет назад — 17 сентября 1973 года.
Лента, снятая знаменитым Леонидом Гайдаем, завоевала сердца не только советских зрителей, но и строгих кинокритиков. Тогда фильм посмотрели больше 60 миллионов человек, немыслимое по тем меркам количество. Источником вдохновения для Гайдая стала давно забытая пьеса Михаила Булгакова "Иван Васильевич", которая была написана в 1934 году. В то время говорить о том, что инженер Тимофеев перенес живого царя в Москву с помощью машины времени, было огромным риском для писателя. Булгакову несколько раз пришлось переделывать пьесу.
Но и это не помогло — ее запретили к постановке и даже к публикации. К слову, Гайдаю, который начал работать над "Иваном Васильевичем" в 1971 году, тоже многое пришлось переписать. Пьеса Булгакова была насыщена событиями 1930-х, а советский режиссер перенес действие в 70-е годы. Но и для этого времени нашлись свои ограничения. Оказалось, что шутить над "собирателем земли русской" Иваном Грозным нужно осторожнее.
Так, из комедии убрали сцену, где царь жарит котлеты на кухне инженера Тимофеева. В изначальной версии на вопрос милиции "Место жительства? Однако цензоры посоветовали заменить фразу на неопределенное — "В палатах". Не пропустили эпизод и со шведским послом, где он крупным планом рассматривает ручку с голой женщиной. Всего из первоначального материала было вырезано около десяти минут.
В Ростове тогда недавно отреставрировали Кремль, он и стал резиденцией Ивана Васильевича.
А что с хронометражем? С ним тоже не все так просто, ведь оригинальный фильм Леонида Гайдая был урезан на 177 метров пленки, что равно 10 минутам экранного времени. Из цензурных соображение множество реплик и сцен "Ивана Васильевича... Так, например, во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: "За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет? В вышедшей картине тот отвечает: "Во всяком случае, не мы".
После краха — снятия всех пьес Булгакова в 1928-1929 годах — на сцене с весны 1932 года идет только одна его пьеса, «Дни Турбиных». В новой пьесе «Блаженство» машина времени, изобретенная инженером Рейном, заносит героев в будущее, которое и должно представлять собой блаженную страну — то самое светлое будущее, которое СССР строит уже много лет. И тамошнее начальство предлагает изобретателю, выражая самую суть послеоктябрьской власти, сдать машину государству. В ответ на уговоры Рейн говорит: «Я понял. Я пленник, вы не отпустите меня». И герои бегут из малосимпатичного будущего в свое время… Булгаков читает пьесу друзьям, им нравится. Но сцены в «Блаженстве не приняли никак. Все единодушно вцепились и влюбились в Ивана Грозного. Очевидно, я что-то совсем не то сочинил». Могу себе представить, в каком перепуге все были от того, каким непривлекательным оказался далекий, но вожделенный коммунизм!
Шурик вернулся. Театр Сатиры открыл юбилейный сезон пьесой Булгакова "Иван Васильевич"
Премьера 29 сентября 2023 года Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом Московский академический театр сатиры открыл в сентябре юбилейный сотый сезон пьесой, которая была написана 90 лет назад специально для театра, но никогда не появлялась на сцене. Несмотря на это, текст Булгакова, разобранный на цитаты, стал частью русского культурного кода. Режиссёр Сергей Газаров разрешил этот парадокс комедией положений, столкнув на сцене две эпохи — времена НЭПа и русского Средневековья. Сюжет пьесы разворачивается вокруг перемещения героев в пространстве с помощью машины времени, созданной инженером Тимофеевым. Однажды во время опыта изобретатель нечаянно отправляет управдома Буншу с жуликом Милославским в позднее Средневековье, а царь Иван Васильевич Грозный обнаруживает себя в московской коммуналке по адресу Банный переулок, 10.
В сентябре театр снова напоминает о себе — режиссер просит «из «Блаженства» сделать комедию, в которой бы Иван Грозный действовал в современной Москве». Но работа все время перебивается другими: теперь Булгаков занят пьесой о Пушкине , торопясь к постановке пьесы в дни так называемого юбилея — столетия со дня смерти. Хотят пьесу пускать в работу немедленно». Пять человек в реперткоме репертуарный комитет — это театральная цензура. Так ничего и не нашли. Миша говорит: «Чего они там ищут?! Реперткомовский чиновник «никак не решается разрешить пьесу. Сперва искал в ней какую-то вредную идею. Когда не нашел, стал расстраиваться от мысли, что в ней никакой идеи нет. Истязал этими вопросами Мишу.
Соответственно, из фильма ушло отражённое в пьесе намерение Бунши учредить ЖАКТы — их уже не было на момент съёмок фильма. В общем, образы Варвары Плющ из «Бриллиантовой руки» и Ивана Бушни из «Ивана Васильевича» гиперболизированы — уж не знаем, под влиянием ли творчества Булгакова или воспоминаний самого Гайдая. Время действия Ещё Булгаков зафиксировал чёткое время действия средневековой части пьесы — 1571 год. Именно тогда женой Грозного была Марфа Собакина, которая умерла вскоре после свадьбы. Эта датировка, однако, создаёт путаницу в других значимых эпизодах. Например, татарский князь Едигей умер задолго до описываемых событий и, соответственно, не мог проситься на приём к царю. С другой стороны, любимая народом Кемская волость шведского посланника в 1571 году особенно интересовать не могла. В разгаре была Ливонская война, русские войска достигли больших успехов в Прибалтике, захватив к 1576 году прочти всё побережье между Ригой и Таллином Ревелем. Кемскую волость шведы разорили аж в 1590 году. А вот беспорядки на Изюмском шляхе действительно имели место: в 1571 году крымских хан Девлет-Гирей подошёл к Москве. Город он не взял, но из-за сильного ветра огонь из подожжённых татарами пригородов быстро распространился, и Москва сгорела полностью. Судя по летописям, это был сильнейший пожар в XVI веке. Он распорядился снести постройки по берегам Москвы и Неглинной напротив Кремля и разбить там сады нынешняя Садовническая набережная. Машина времени В пьесе «Блаженство» машина времени есть, и она небольшая — путешественники во времени прихватывают её с собой. Управляется ключом с шифром его крадёт Милославский, и именно поэтому «экспедиция» задерживается в будущем на несколько дней. В пьесе «Иван Васильевич» машины времени нет — Тимофеев собирает для Бунши радиоприёмник «Австралию он будет принимать! Машина времени довольно объёмная появляется, только когда Тимофеев засыпает. Управляется она тоже ключом, но уже без шифра — Тимофееву его делает слесарь. В фильме с самого начала присутствует машина времени, во сне она начинает работать собственно, во сне начинают работать и машины в окончательных версиях пьес. Она уже не электромеханическая, а электронная, и Шурик бежит в магазин «Радиотовары» на Новокузнецкой.
После запрета «Мольера» нервы Булгакова не выдержали. Он написал большое письмо советскому правительству, в котором объявил о нежелании становиться лояльным коммунистическим писателем. Главной мыслью в послании Михаила было то, что его должны либо отпустить за границу, либо позволить работать и видеть результаты своих трудов. Писатель наверняка не ждал, что это действие возымеет успех. Но к его удивлению, эффект от письма получился сногсшибательным. Через несколько недель Булгакову позвонил сам Сталин и сообщил: «Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… Вы где хотите работать? В Художественном театре? А вы подайте заявление туда.
Иван Васильевич, беги! Как запретить поганить советскую киноклассику
Оригинал взят у slavikap в Как Иван Васильевич менял профессию Леонид Гайдай должен был снимать комедию без царя, Кремля и комикования. Приключения, комедия, фантастика. Режиссер: Леонид Гайдай. В ролях: Александр Демьяненко, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев и др. Описание. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» режиссера Леонида Гайдая стал лидером проката 1973 года. Иван Васильевич меняет профессию одна из самых популярных советских комедий для просмотра в предновогодние дни. Комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» вышла в советский прокат 17 сентября 1973 года и быстро завоевала любовь зрителей.
Филиппа Киркорова убрали с постера «Иван Васильевич меняет всё». Сцены с ним переснимут, узнал «МК»
Впервые о ремейке комедии «Иван Васильевич меняет профессию» стало известно в конце августа 2023 года. Нет, именно сценарий к фильму "Иван Васильевич меняет профессию" написал Леонид Гайдай, у Булгакова же была пьеса, по мотивам которой и был написан сценарий. Фильмы Топ-500 Иван Васильевич меняет профессию Факты. Фильм "Иван Васильевич меняет профессию" был снят по мотивам пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова "Иван Васильевич" Леонидом Гайдаем в 1973 году. Игорь Думчиков написал отзыв к фильму «Иван Васильевич меняет все!». Приключения, комедия, фантастика. Режиссер: Леонид Гайдай. В ролях: Александр Демьяненко, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев и др. Описание. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» режиссера Леонида Гайдая стал лидером проката 1973 года.
Вы этого не знали. 5 фактов о фильме «Иван Васильевич меняет профессию»
На самом деле ответ должен был быть таким: «Народ, батюшка, народ». Худсовет посчитал эту фразу слишком крамольной и потребовал переозвучить. Правда, после окончания съемок выяснилось, что кто-то оставил на столе бутылку «Боржоми», и эпизод пришлось переснимать. Наверняка многие помнят шутку про баклажанную икру. Так вот на самом деле в кадре была икра из кабачков. Кстати, некоторые историки утверждают, что это лакомство, как и сами баклажаны, в то время не было известно на Руси.
Во времена правления Ивана Грозного православные крестились двумя перстами. Киношный же царь, оказавшись в лифте, осеняет себя крестным знамением, сложив 3 пальца. Когда лжецарь усаживается на трон, Жорж Милославский вручает ему скипетр и державу. Однако эти атрибуты власти появились уже после кончины Ивана Грозного. Кстати, в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна та же оплошность.
А парик ей достался от Любови Орловой, которая должна была сниматься в нем в фильме «Русский сувенир». Царица Марфа Васильевна в исполнении Нины Масловой практически во всех сценах смотрит в пол. Дело в том, что за несколько дней до съемок актриса пострадала в потасовке на вечеринке и получила синяк под глазом. Гримеры тщательно его заретушировали, но Маслова продолжала «скрывать улики», опуская глаза в пол. Однако этот прием только добавил очаровательности нежному образу.
Сцену проезда конницы Ивана Грозного снимали неподалеку от музея Ростовского кремля, куда на момент съемок приехала группа иностранных туристов. Леонид Гайдай вспоминал : «И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг». Кстати, все костюмы съемочная группа передала в дар музею.
Сегодня экскурсоводы встречают туристов в этом облачении. Эпизоды на лестничной площадке снимались в мосфильмовских павильонах. Там была квартира Шурика и магазин, куда он направился искать транзисторы для «машины времени». Однако макет получился настолько громоздким, что зрители не поверили бы, что ее собрал инженер-одиночка. Тогда соорудить конструкцию предложили скульптору Вячеславу Почечуеву, который на тот момент в кинематографическом мире был известен как художник-скульптор, работавший на съемках «Руслана и Людмилы».
Фильм занял в прокате 1-е место, собрав 65,02 миллиона зрителей. Второе место среди кинокомедий занял фильм Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» История создания фильма , который по сборам отстал от лидера больше чем вдвое — собрал 31,5 миллионов. Но вернемся к фильму Леонида Гайдая. На съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 год начался неудачно — 4 января Гайдай заболел.
К счастью, недуг продлился всего лишь два дня, и уже 6 января съемки «Ивана Васильевича…» возобновились. За неделю удалось отснять последние эпизоды, и с 15 января начался монтаж фильма. Правда, в двадцатых числах марта один эпизод фильма пришлось доснимать из-за брака пленки — когда Зина на берегу моря поет песню «С любовью встретиться» «Звенит январская вьюга…». Эпизод снимался 22 — 23 марта в Ялте.
Оценив картину положительно, дирекция потребовала внести в него некоторые поправки. В частности, надо было сократить следующие эпизоды: погоню за Жоржем Милославским в фильме осталось только ее начало — когда Жорж удирает от милиции, облачившись во врачебный халат , пребывание царя в квартире Тимофеева изъяли эпизод, где Иван Грозный жарит на кухне котлеты , забавы Жоржа в царских палатах, разговор в телефонной будке, улицы Москвы и др. Так, в эпизоде приема послов Бунша восклицал: «Мир и дружба», но в окончательном варианте он произносит другую фразу: «Гитлер капут! Кто оплачивает это обилие?
В итоге последнюю фразу изъяли, заменив ее более лояльной: «Во всяком случае, не мы». В другом эпизоде — опять с участием Бунши, — когда он удивленно спрашивает: «Что за репертуар у вас? Я вами займусь». Эту концовку тоже изъяли.
В общей сложности фильм был обрезан на 177 метров пленки. Согласно бухгалтерским документам гонорары за фильм участникам съемок распределились следующим образом: Л. Гайдай — 5 948 рублей плюс 2 000 рублей за сценарий; А. Демьяненко — 1 663 рубля; Н.
Селезнева — 362 рубля; Ю. Яковлев — 4 350 рублей; Л. Куравлев — 2 312 рублей; М. Пуговкин — 788 рублей; С.
СЪЕМКИ Съемки фильма начались 26 августа с экспедиции в Ростов-Ярославский, где снимались натурные эпизоды: погоня за демонами по Кремлю, народ у стен Кремля, отправление войска на войну. Как вспоминал позднее Л. Гайдай: «Часть съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного». На съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию» А тут как раз приехали в музей иностранные туристы.
И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея. Когда мы окончили съемку в Ростове-Ярославском, они обратились к нам с просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю хлебом-солью.
Их преподносят гостям на расшитом полотенце. Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в одежды, подаренные «Мосфильмом»…» Съемки в Ростове-Ярославском продлились ровно неделю — до 2 сентября, после чего группа вернулась в Москву. Здесь до 17 сентября тоже снималась «натура»: проезды по улицам города «Скорой помощи» и милицейской «Волги»; панорама города с высоты птичьего полета когда царь восторженно произносит: «Ляпота» ; звонки из телефонной будки Жоржа Милославского и подруги Якина; проезд Якина по городу в «ЗИС-110» тот самый автомобиль, который снимался и в «Бриллиантовой руке» История создания фильма ; пробежка Шурика по радиомагазинам; Шурик и Бунша во дворе дома; погоня у подъезда. На съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию» В эти же дни снимался эпизод, когда жена Бунши, увидев на соседнем балконе царя Ивана Грозного, спутала его со своим супругом. Съемки этого эпизода едва не завершились трагедией. А произошло вот что.
По сценарию, героине Натальи Крачковской надо было перелезть с одного балкона на другой, чтобы догнать ускользнувшего «мужа». Но актриса, которая страдала жуткой агрофобией боязнью высоты , отказалась исполнять трюк с перелезанием. Тогда, чтобы заставить ее сделать это, Гайдай пошел на хитрость: он сказал, что внизу будет расположена специальная люлька с людьми, которые будут страховать актрису. На самом деле никакой люльки внизу не было, просто Гайдай рассчитывал на то, что высотобоязненная актриса испугается смотреть вниз и не заметит подвоха. Но вышло иначе. Крачковская, перелезая через перила, все-таки глянула вниз и, не обнаружив никакой страховки, от страха чуть не рухнула вниз.
Если отдельные моменты еще вызывают улыбку, то весь смысл фильма убогий и компрометирующий не только социальную сторону России, но и звонок отдельным службам для проверки и вручения медалий сценаристу и режиссеру фильма как иноагентам, которые в нелегкое время продолжают развращать с экранов нашу молодежь!!! Не верю восторженным рецензиям о фильме и считаю их либо выгодными для всей этой шайки учавствующей во всей этой вакханалии, либо написанными идиотами которые в своей жизни приучили себя усваивать, подобный контент!