25 Так грустно шутила Мария Капнист.
Мельпомена и ГУЛАГ: Мария Капнист
Мария Капнист – правнучка поэта Василия Капниста и атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. мария капнист графиня из гулага. Все Капнисты достойно соответствовали девизу на своем родовом гербе: «В огне непоколебимые». « Я ходила в детский сад при лагере. Маме уже недолго оставалось отбывать срок, но однажды она увидела, как воспитательница бьет меня и приговаривает: “Я выбью из.
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
Мария Капнист. Тяжкая и неповторимая судьба » Керченская централизованная библиотечная система | Мария Капнист. / Maria Kapnist. |
«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист | К сожалению, судьба самой Марии Капнист сложилась очень неудачно. |
Как графиня Мария Капнист нашла в себе силы и после всех испытаний сделала карьеру в кино
На лесоповалах в Сибири Мария Ростиславовна родила дочку Раду. Отцом ее стал один инженер, безумно влюбленный в Марию Ростиславовну. Как-то в степи, где женщины пасли овец, случился пожар. Он кинулся в огонь и спас свою возлюбленную. Рождение дочери было наградой за его подвиг. Но выйти замуж Капнист не согласилась — ее сердце было отдано Георгию. Растить ребенка в таких условиях было крайне тяжело. Поставив Раду на ноги, Мария Ростиславовна пошла на мужские работы, чтобы иметь возможность ее кормить и одевать. Но однажды, заметив, что дочь почему-то плачет каждый раз, когда ее ведут в детский сад, она заподозрила неладное.
В очередной раз воспитательница с бурной радостью выскочила навстречу, в очередной раз Рада сжалась в комок и вцепилась в маму, но Мария Ростиславовна не ушла, а спряталась за дверью. И когда услышала крик дочери, заглянула в комнату. Воспитательница била ее по личику, щипала, трясла и кричала: «Я выбью из тебя врага народа! Забрали и Капнист, с тем чтобы отправить куда-нибудь подальше по этапу. Чтобы это предотвратить, Мария Ростиславовна спрыгнула со второго этажа и сломала ногу, а вылечившись, устроилась работать на пристань. Раду отдали каким-то вольнонаемным, жившим на берегу реки, и мать, переодеваясь в мужскую одежду, могла смотреть на своего ребенка лишь издалека: грузила мешки и любовалась малышкой. Однажды, не увидев ее, потеряла сознание. Тогда и обнаружили, что она не мужик.
Стали допытываться — зачем переодевалась, что замышляла... А потом Раду отдали в детский дом. Не находя себе места от горя, Мария Ростиславовна была близка к самоубийству. Но собрав в кулак всю свою силу воли, она попросила лагерную подругу Валентину Ивановну, которая уже выходила на волю, разыскать Раду и быть рядом с нею, пока мать не окажется дома сама. Валентина Ивановна выполнила наказ подруги, нашла ее дочь, познакомилась с ней, а потом разыскала Марию Ростиславовну и успокоила. Встретиться мать и дочь смогли нескоро. А когда встретились, Рада долго не могла ее признать. Она не понимала, почему почти десять лет ей пришлось жить в ненавистном детдоме, почему рядом не было мамы, а появившись, она оказалась немолодой и некрасивой, истощенной и физически и психически.
Лишь спустя несколько лет, уже сама став матерью, Рада во всем разобралась и привязалась к ней уже навсегда. В марте 53-го умер Сталин. Всех выстроили на лагерном плацу и сообщили эту «скорбную» весть. Кто-то плакал, кто-то кричал, стонал, падал в обморок. Мария Капнист танцевала вальс. Слава Богу, решили, что она сошла с ума. Отпустили, конечно, не всех. Капнист назвали фашисткой и оставили еще на неопределенный срок.
И вот, наконец, 1958 год. Актриса едет в Москву на встречу со своим другом Георгием Евгеньевичем. В вагоне ей предложили принять душ. Зайдя в туалетную комнату, она увидела пожилую женщину с короткой стрижкой и чрезвычайно морщинистым лицом. Выскочив в коридор, она позвала охранника: «Там какая-то бабуся моется! Тут Мария Ростиславовна догадалась, что видела в зеркале свое отражение... Это было страшное открытие. Каторжанам не разрешалось пользоваться зеркалами.
Капнист чувствовала, что сильно похудела, знала, что постарела. Но не до такой же степени! На перрон она вышла первой, в старой телогрейке, стоптанных башмаках, с узелком в руках. Она сразу увидела Георгия — годы не изменили его, высокого, красивого. Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров. Пару раз кинул взгляд и на нее... Когда на перроне их осталось двое, он сказал: «Вас не встретили, и я не встретил». И пошел.
У Марии подкосились ноги, пересохло во рту. Ах, если бы не увидела она себя в этом поганом зеркале, может, и посмелее была бы! Все-таки, найдя в себе силы, она кинулась за ним и закричала: «Юл, Юл!... Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся. Ужас, боль, страдание — все разом отразилось в его облике. Что они с тобой сделали! А она побежала прочь, не разбирая дороги. Догнав ее, Георгий услышал: «Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоем лице».
Мария Ростиславовна уехала в Киев. С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека. В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Работала дворником, массажистом. Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко. Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия».
Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными. На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В. Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино. Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Не сохранилось даже фотографий из ее юности.
И однажды в своей конторе неосторожно пошутила, мол, она итальянка. Капнист арестовали и обвинили в шпионаже. Следующие 15 лет жизни Мариэтта провела в лагерях, тяжело работая и подвергаясь унижениям. Неожиданно для себя же Капнист именно в заключении испытала радость материнства — появилась на свет дочь Радислава. Едва девочка подросла, ее отправили в детдом.
Но встреча с собственным отражением ужаснула её. В лагере не было зеркала, и она не представляла, до какой степени изменилась. Если собственное лицо так потрясло её, то что же почувствует Юл, помнящий красавицу Мариетту и ждавшей её? Что почувствует он, когда увидит старуху, приехавшую к нему вместо той юной графини? Откуда-то из памяти выплыло пушкинское: Старушка дряхлая, седая, С горбом, с трясучей головой, Печальной ветхости картина. Ах, витязь, то была Наина!.. Я ужаснулся и молчал, В сомненье все еще не верил И вдруг заплакал, закричал: «Возможно ль! Наина, где твоя краса? Скажи, ужели небеса Тебя так страшно изменили? Беда пришла вместе с выстрелом в Смольном. Мать и дочь Капнист знали Кирова, благосклонно относившегося к творческому сословию. Знали они и то, что в убийстве его были виновны не контрреволюционеры и даже не чей-то обманутый муж, на обосновавшийся в Кремле деспот… Как-то Мариетта неосторожно высказалась об этом в присутствии нескольких свидетелей… Из Ленинграда она успела уехать, сперва в Киев, затем в Грузию. Но сколь веревочке не вейся… Она была арестована в 1941 году. И началась многолетняя одиссея по лагерям… Карабас… Карлаг… Переход через казахскую пустыню, раскалённую до 57 градусов… «Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Я пошла... Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти... И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули... В Карлаге конвоир-казах выстрелил в лицо женщине, отказавшейся стать его наложницей. Тогда остальные узницы бросились на него и живым зарыли в песок… Мария считала того вертухая мёртвым, но он выжил. Их следующая встреча произошла в Джезказгане, где она была уже бригадиром. Казах узнал её тотчас. Ухмыльнулся и принялся зверски избивать… Джезказган… Угольные шахты… Утром опускают в бочке на глубину 60 метров, а ночью поднимают обратно… Так и не увидишь Божиего света… И всё же даже там, в царстве Аида, не оставлял Бог. На всю жизнь запомнила Мария сон, что приснился ей в начале крестного пути: «Лежит мешок с зерном на дороге, а люди смотрят на него и не знают, как взять. Не пойму, как очутилась возле мешка, подняла его и закинула на спину. И для меня он показался легким, как пух. Раздала людям пшеницу... На душе стало легко, светло. Проснулась и поняла: сон вещий. Делай людям добро и станешь всесильной…» Так и следовала Мария этому вещему сну — может от того и выжила? Лагерь — страшная школа жизни. Но эта школа подчас дарит встречи незабвенные. Да и как иначе, если за колючей проволокой очутились лучшие люди России? Интеллигенция, священство… В Карлаге Мария так записали её имя вместо изысканного «Мариетта» в документах встретила родственную душу — не успевшая раскрыть своих талантов дочь ректора московской консерватории, художница, поэт, артистическая натура… Её звали Анна Васильевна Тимирева. Гражданская жена адмирала Колчака. Первый раз её арестовали ещё в 20-м, вместе с адмиралом, и с той поры тянулась нескончаемая вереница тюрем, ссылок, лагерей. В 37-м арестовали и её сына Одю, о судьбе которого с той поры не было известий. Конечно, эта хрупкая женщина не могла делать саманные кирпичи, давать норму… И Мария делала две нормы — свою и подруги. По вечерам Мария и Анна, вместо того, чтобы отдыхать, ставили спектакли и играли их для других заключенных. Это была отдушина, которая помогала выжить, не сойти с ума, сохранить живую душу, способную даже в этом аду чувствовать и откликаться прекрасному. А ещё свела судьба с великим учёным Чижевским, с писателями Фейербахом и Фибихом. С последним Мария работала в паре - вместе на носилках таскали глину на прохудившуюся крышу. Однажды Даниил Владимирович перестал выходить на работу, и Марии мужества, чтобы узнать что с ним, надела мужскую одежду и пошла в мужскую часть лагеря. Фибих лежал на нарах в жару и бреду, лишь изредка приходил в сознание… Чуть свет Мария бросилась в медпункт: - Спасите Фибиха, его уже, наверное, в коридор вытащили, пайку разбирают... На счастье успели вовремя, забрали, выходили… Говорят, что война все спишет. Лагерь та же война… Хотя нет. На войне любить не запрещено. А в лагере за это можно заплатить ужесточением режима, а то и жизнью. Вольнонаёмный инженер Ян Волконский спас Марии жизнь — спас из горящей степи, вынес из огня, при этом сильно обгорев. Их встреча, их близость была подобна вспышке… И хотя Ян предлагал ей руку и сердце, но женой шляхтича она не стала, ведь был Юл, человек, которого она бесконечно любила.
Говорят, род Капнистов отличался мужеством, стойкостью и поразительной силой духа. И все эти черты унаследовала красавица Мариэтта. Семья жила в фамильном особняке Капнистов на Английской набережной. С ранних лет девочка хотела стать актрисой. Как позже рассказывала Мариэтта, у них часто гостило много известных людей: Есенин, Айседора Дункан, Маяковский, Шаляпин. Последний даже организовал у них домашний театр и стал обучать ее пению и актерскому искусству. Но грянул 1917 год, и дворянская идиллия рухнула. После Октябрьской революции семья бежала в Крым и обосновалась в своем поместье в Судаке. Однако новая власть добралась и туда. В 1921 году их дом разрушили, а отца расстреляли. Матери же с дочерью чудом удалось спастись, переодевшись в татарскую одежду. Несколько лет они скитались по раздираемой гражданской войной стране. И лишь в 1929 году Капнисты снова оказались в своем родном городе. Мира, как ее ласково называла мама, поступила в студию при драматическом театре. Позже сдала экзамены в Театральный институт имени Островского. Статной черноволосой красавице преподаватели прочили большое актерское будущее. Жизнь, казалось, налаживалась. Но вдруг случилось несчастье. В 1930 году не стало мамы. А потом в институте узнали о дворянском происхождении студентки. Девушку отчислили из заведения и выслали из Ленинграда. Мариэтта перебралась в Киев, где окончила финансовый техникум и стала работать простым бухгалтером. Однажды в разговоре с коллегами она в шутку назвала себя итальянкой. Но вскользь брошенное слово имело для нее самые серьезные последствия. Барышней заинтересовались компетентные органы. Припомнили ей дворянское происхождение, расстрелянного отца. И в августе 1941 года ее осудили как «иностранную шпионку», дав 10 лет лагерей. У Капнист отобрали все — дом, благополучие, родных, а теперь еще и свободу. Мариэтту отправили по этапу в Казахстан.
Мария Капнист Графиня рудников
Смерть Марии Капнист. Мария Ростиславовна страдала клаустрофобией, которая развилась у нее после многолетней работы под землей. Полная реабилитация Марии Капнист состоялась в 1958 году. Мария Капнист, известная российская певица и актриса, стала настоящей легендой в мире искусства. В поезде, который вез Марию Капнист на «большую землю», у нее впервые за много лет появилась возможность посмотреться в зеркало.
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
И, кто бы мог подумать, что эта невинная шалость сыграет в ее судьбе роковую роль. Благодаря доброжелателям «итальянку» взяли на заметку в компетентных органах. Позже прибавили к этому ее благородное происхождение. Этого было более, чем достаточно, чтобы обвинить Капнист в «антисоветской пропаганде», что и было сделано в августе 1941 года. А следом приговор — 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Чтобы избавиться от мужских приставаний, Мариэтта втирала в лицо угольную пыль Поначалу Мариэтту направили в Казахстан, в Карлаг. Здесь ей сразу же отрезали ее чудесные косы и выбили зубы чтобы не кусалась.
Работать приходилось с утра до вечера под палящими лучами солнца — заключенные делали саман: кирпичи из глины и соломы. Вскоре пришла еще одна беда — на Миру «положил глаз» начальник лагеря. Однажды он зазвал девушку в свою каморку и попытался повалить ее на кровать. Но Мариэтта сумела вывернуться и со всей силы ударила насильника ногой в пах. За что и была наказана — ее жестоко избили и перевели работать на добычу угля. Еще до восхода солнца каторжан опускали в шахту, а поднимали только поздно вечером.
Работать Мире приходилось наравне с мужчинами. К концу смены она с трудом могла разогнуть спину, а руки и ноги не переставали болеть даже ночью. Чтобы снова не стать предметом вожделения какого-нибудь надзирателя, Мариэтта придумала разыгрывать из себя полусумасшедшую. А для пущей верности стала втирать в лицо угольную пыль. Очень надеялась, что на чумазую «дурочку» не обратят внимания. Однажды в степи начался страшный пожар и Мира оказалась в самом его центре.
Девушка готовилась сгореть заживо, но неожиданно сквозь огонь прорвался всадник, бросил ее в седло и вынес из пламени. Спасителем оказался вольнонаемный польский инженер Ян Волконский. Как оказалось, он давно был влюблен в девушку. Когда Мира спросила, чем она может отблагодарить за свое спасение, Ян без обиняков ответил: «Роди мне ребенка». Вскоре Мариэтта действительно забеременела. Узнав о том, что самая строптивая каторжанка ждет ребенка, лагерное начальство встало «на дыбы» — этого нельзя было допустить.
Чтобы спровоцировать выкидыш, Миру стали посылать на самые тяжкие работы. Кроме того, несколько раз якобы случайно она попадала «под сапоги» надзирателей и потом неделями отходила от побоев. После этого экзекуторы придумали новую пытку — раздевали женщину догола и опускали в ледяную ванну. И так по нескольку раз в день. Несмотря на все это, в 1949 году в больнице Степлага Мариэтта родила дочку, которую назвала именем своей любимой героини — Радиславой, Радой. Это же вообще было невозможно.
И правда, мое рождение — это настоящее чудо», — рассказывает дочка актрисы. Своего отца Рада так никогда и не увидела. Спустя три года за какую-то провинность Ян Волконский был расстрелян.
И отец не вернулся. Его вместе с другими «ненадежными» арестовали и кинули в тюрьму.
Родственники несчастных целыми днями не отходили от дверей, и девочка надеялась если не увидеть, то хотя бы услышать голос отца. Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го года. Как и почти всех крымских дворян. Не выдержав смерти отца, умерла его старшая дочь Лиза. Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться.
На глазах Марии убили ее тетю. Один из «палачей» указал своему напарнику на девочку: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее! У вас нет приказа! Крымские татары, очень высоко чтившие память любимого графа Капниста, помогли его вдове и дочке Мирочке бежать из Судака в их национальной одежде.
В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия уехала в Киев. Там вышла замуж и стала заниматься на финансовом факультете Института народного хозяйства. Учиться на финансиста было скучно, и Капнист вновь вернулась в Ленинград и пришла в театральный институт. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене.
Там же, в Ленинграде, состоялись две знаменательные для нее встречи. Первая — с другом детства Георгием Холодовским, женихом ее покойной сестры Лизы. Еле узнал он в стройной красавице с косами до пят ту маленькую озорницу Мирочку, докучавшую влюбленной паре своими выходками. Начинающая актриса и молодой инженер-энергетик стали неразлучны и вскоре полюбили друг друга. Тогда же произошла вторая встреча — с Сергеем Мироновичем Кировым, которого обожала вся молодежь Ленинграда, и Мария в том числе.
Киров прекрасно знал семью Капнистов и, встретившись с ее младшей представительницей, стал расспрашивать обо всех. Мария поведала ему о своих несчастьях, чем вызвала страшное негодование с его стороны. Он пообещал разобраться в этой истории и помочь молодым влюбленным во всех бытовых и прочих вопросах. А потом Кирова убили, и вновь началась страшная чистка. Среди «неблагонадежных элементов» оказалась и Мария Капнист.
Так и не дали ей толком доучиться. Судьба кидала ее из Ленинграда в Киев, из Киева — в Батуми, а в промежутках — за решетку. Работать ей приходилось бухгалтером, хотя Мария Ростиславовна не оставляла занятий музыкой и театром. Стройная, красивая, эксцентричная, она называла себя Итальянкой. Итальянку пометили, и в начале 1941 года «за антисоветскую пропаганду и агитацию» дали 8 лет исправительно-трудовых лагерей.
Могла ли она тогда подумать, что это только начало? Этапы, этапы... Многое пришлось пережить хрупкой молодой женщине. Ей обрезали чудные косы, выбили зубы — «чтоб не кусалась». В Карлаге заключенные делали саманные кирпичи — это была изнурительная работа в невыносимой жаре.
А тут еще одна беда: пометил Марию начальник лагеря Шалва Джапаридзе. Вызвал как-то к себе и попытался повалить на кровать. Мария что было сил вдарила ему ногой в пах и выскочила вон. Натолкнулась на охранника из лагерных: «Кажется, я Шалву убила... Но Шалва выжил и приказал кинуть строптивую девчонку в мужской лагерь к уголовникам.
А те могли делать, что им вздумается — они не несли наказаний. Мария затаилась в углу, ждет. К ней вразвалочку подошел старший. И откуда силы взялись? Закричала: «Черви вонючие!
Чем вы тут занимаетесь? Война идет, на фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь! Были бы у меня пули... Ты не признаешь меня? Эта неожиданная встреча спасла ей жизнь, однако на другой день Марию жестоко избили конвоиры.
Вскоре Капнист переправили в Джезказган на добычу угля. На заре каторжан опускали в шахту, а поднимали глубокой ночью. Нестерпимо болели руки, ноги, спины. Мария Ростиславовна была бригадиром. В лагерях, как известно, перебывало немало артистов, режиссеров, писателей.
Они ставили спектакли, чем хоть как-то поддерживали дух и силы товарищей по несчастью. Да и сами держались. Поздними вечерами разыгрывала перед каторжанками пьесы, рассказывала романы, сказки, жизненные истории. Но выжить в этих страшных условиях помогал Марии Ростиславовне ее сердечный друг Георгий Холодовский. Где бы она ни была, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая ее от голода и цинги.
И каждый год на день ее рождения, 22 марта, старинный русский праздник — Жавороночный день, получала она свой традиционный, любимый с детства подарок — выпеченных из теста жаворонков. На лесоповалах в Сибири Мария Ростиславовна родила дочку Раду. Отцом ее стал один инженер, безумно влюбленный в Марию Ростиславовну. Как-то в степи, где женщины пасли овец, случился пожар. Он кинулся в огонь и спас свою возлюбленную.
Рождение дочери было наградой за его подвиг. Но выйти замуж Капнист не согласилась — ее сердце было отдано Георгию. Растить ребенка в таких условиях было крайне тяжело. Поставив Раду на ноги, Мария Ростиславовна пошла на мужские работы, чтобы иметь возможность ее кормить и одевать. Но однажды, заметив, что дочь почему-то плачет каждый раз, когда ее ведут в детский сад, она заподозрила неладное.
Радислава Олеговна родилась 16 апреля 1949 года в тюремной больнице Степлага в Казахстане. Её мать Мария была арестована ещё в 1941 году и приговорена к 8 годам исправительно-трудовых лагерей по статье 58-1-а «шпионаж в пользу иностранных разведок во время войны». Отец девочки — польский инженер Ян Волконский тоже находился в заключении и позже был расстрелян. Девочка чудом выжила.
Беременных заключенных заставляли делать аборты, Мария отказалась, за что её неоднократно били и обливали ледяной водой. В неполных три года Радиславу разлучили с матерью. Жили они на поселении под Красноярском. Маленькую Раду приняли в детский сад, где воспитательница ненавидела детей репрессированных и втайне издевалась над ними.
Однажды Мария Ростиславовна увидела, как воспитательница бьет девочку и кричит: «Я выбью из тебя врага народа! Мать бросилась на обидчицу с кулаками, за что получила ещё 10 лет по 58-й статье, как «враг народа». Раду поместили в Есауловский детский дом в Красноярском крае.
Она сыграла более чем в ста двадцати художественных фильмах и создала галерею характерных образов в кино — графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. Слушатели познакомились с невероятной судьбой талантливой актрисы, рассказ ведущей сопровождался показом мультимедийной презентацией «Мария Капнист. Тяжкая и неповторимая судьба». А в заключение мероприятия библиотекарь познакомила с новой книгой, пополнившей библиотечный фонд — «Мария из рода Капнист. Мозаика жизни».
Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага
Бронзовая птица Марии Капнист. - Журнал "Культурная Столица" | Мария Капнист прошла очень трудный жизненный путь: с детства познала горе и нужду, позже пережила настоящий ад. Но до последнего дня оставалась Женщиной с большой буквы. |
Мельпомена и ГУЛАГ: Мария Капнист | Мария Капнист, известная российская певица и актриса, стала настоящей легендой в мире искусства. |
«Видели бы ее итальянские скульпторы». В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей | В семьдесят пять Мария Капнист стала заслуженной артисткой Советского Союза. |
Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага | передает пресс-служба библиотеки. |
Мария Капнист - биография, личная жизнь, фото, арест и лагеря, смерть - Biography Life | Мариэтта Капнист-Серко, также известная как Мария Капнист, родилась 9 (22 по новому стилю) марта 1914 года в Санкт-Петербурге. |
"Частная история": Мария Капнист
На фотографиях дочери она подписывалась: «С любовью, твоя баба Яга. Она сыграла более чем в ста двадцати художественных фильмах и создала галерею характерных образов в кино — графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. Слушатели познакомились с невероятной судьбой талантливой актрисы, рассказ ведущей сопровождался показом мультимедийной презентацией «Мария Капнист. Тяжкая и неповторимая судьба». А в заключение мероприятия библиотекарь познакомила с новой книгой, пополнившей библиотечный фонд — «Мария из рода Капнист.
Неудивительно, что освободившись в 42 года, Мария Капнист выглядела на все 70. Она долго не могла наладить отношения с дочерью, ведь та просто не признавала в Марии мать, не помнила ее. Найти общий язык матери с дочкой удастся только через годы, когда Радислава уже станет подростком. Улыбка судьбы После освобождения Мария переехала в Киев. Жилья не было, поэтому женщина ночевала прямо на вокзале или в парке, а также работала дворником, чтобы хоть как-то выжить. И в один момент ей улыбнулась удача. Режиссер Юрий Лысенко заприметил колоритную барышню, которая в гриме должна была выглядеть очень эффектной. Так Капнист получила роль игуменьи в киноленте «Таврия». Удачная работа привлекла к Марии Капнист внимание других режиссеров. В дальнейшем она без устали играла пожилых графинь, загадочных старух, чародеек, цыганок, ведьм. А роль в двухсерийном фильме 1972 года «Руслан и Людмила» вовсе принесла женщине всесоюзную славу. Снималась в кино актриса до конца своих дней. Поразительно, что ей удалось сыграть более чем в 120 фильмах, несмотря на позднее начало кинокарьеры. Она боялась спускаться под землю, даже когда речь шла про обыкновенный подземный переход. Однажды Капнист пересекала оживленную улицу в украинской столице и попала под автомобиль. Некоторое время врачи боролись за ее жизнь, но 25 октября 1993 года актриса ушла из жизни. О Марии Капнист в Киеве не забыли.
За что и была наказана — ее жестоко избили и перевели работать на добычу угля. Еще до восхода солнца каторжан опускали в шахту, а поднимали только поздно вечером. Работать Мире приходилось наравне с мужчинами. К концу смены она с трудом могла разогнуть спину, а руки и ноги не переставали болеть даже ночью. Чтобы снова не стать предметом вожделения какого-нибудь надзирателя, Мариэтта придумала разыгрывать из себя полусумасшедшую. А для пущей верности стала втирать в лицо угольную пыль. Очень надеялась, что на чумазую «дурочку» не обратят внимания. Однажды в степи начался страшный пожар и Мира оказалась в самом его центре. Девушка готовилась сгореть заживо, но неожиданно сквозь огонь прорвался всадник, бросил ее в седло и вынес из пламени. Спасителем оказался вольнонаемный польский инженер Ян Волконский. Как оказалось, он давно был влюблен в девушку. Когда Мира спросила, чем она может отблагодарить за свое спасение, Ян без обиняков ответил: «Роди мне ребенка». Вскоре Мариэтта действительно забеременела. Узнав о том, что самая строптивая каторжанка ждет ребенка, лагерное начальство встало «на дыбы» — этого нельзя было допустить. Чтобы спровоцировать выкидыш, Миру стали посылать на самые тяжкие работы. Кроме того, несколько раз якобы случайно она попадала «под сапоги» надзирателей и потом неделями отходила от побоев. После этого экзекуторы придумали новую пытку — раздевали женщину догола и опускали в ледяную ванну. И так по нескольку раз в день. Несмотря на все это, в 1949 году в больнице Степлага Мариэтта родила дочку, которую назвала именем своей любимой героини — Радиславой, Радой. Это же вообще было невозможно. И правда, мое рождение — это настоящее чудо», — рассказывает дочка актрисы. Своего отца Рада так никогда и не увидела. Спустя три года за какую-то провинность Ян Волконский был расстрелян. Довженко «Я из тебя, суки, выбью врага народа! Встречаясь с дочкой, Мариэтта стала замечать на лице и теле ребенка ссадины и синяки. Однажды, отведя Раду в сад, она не ушла, а спряталась за дверью и стала наблюдать в щелочку. И увидела, как воспитательница схватила ее девочку за щеку и начала со всей силы трепать. А потом стала отвешивать малышке оплеухи, приговаривая: «Я из тебя, суки, выбью врага народа! Обезумев от ужаса, Капнист ворвалась в комнату и накинулась на воспитательницу с кулаками. В результате женщину увезли в больницу, а Мариэтте добавили еще 10 лет срока и перевели в Сибирь на лесоповал. Раду же, несмотря на мольбы матери, отправили в детский дом. В 1956 году, на 7 лет раньше положенного срока, Мариэтта вышла на свободу В Сибири Мариэтта подружилась с Валентиной Базавлук, которой предстояло вот-вот выйти на свободу и попросила ее разыскать Раду. И Валентина сделала почти невозможное: она не только нашла девочку, но и перевела ее в Харьковский детский дом, по своему месту жительства. А после совершила еще один беспримерный поступок — пробилась на прием к тогдашнему заместителю Совета Министров Анастасу Микояну и попросила его заступиться за Мариэтту Капнист.
Имеется функция стирания предыдущих попыток активаций — важный момент, ведь история активаций мешает дальнейшему подбору ключей. Локализация софта на русском языке. Несколько способов активации — как для новичков, так и для продвинутых владельцев ПК. Виды Разработчики KMSAuto создали три вида своего приложения с различным набором инструментов и под разные операционные системы: Ultimate — максимальный набор инструментов и функций, который следует применять для активации наиболее современных ОС. Lite — предлагает уже несколько меньший набор инструментов, однако она более легкая и для работы даже не требует наличия Framework. Helper — сборка программы для активации старых версий ОС и программ Office. Следовательно, при выборе активатора важно учитывать версию ОС, чтобы не возникло проблем в работе. Как активировать Если пользователь еще никогда не сталкивался с подобного рода софтом, то у него, конечно, могут возникнуть проблемы в работе с ним. Однако, если немного разобраться, то все последующие активации займут считанные минуты, так как на это нужно всего несколько простых действий. Тем не менее, стоит выделить, что KMSAuto предусматривает два метода активации — автоматический и ручной. При этом первый значительно проще и именно им стоит пользоваться новичкам. Автоматическая активация Автоматический метод активации возможен только в случае, если юзер ранее не активировал систему и не пытался это сделать. Следовательно, он подходит для первого раза. Если у вас именно такая ситуация, то для активации используйте следующую инструкцию: Обязательно отключаем антивирус на время работы с KMSAuto. Выбираем, что именно нужно активировать.
Неисчерпаемый источник чудесных исцелений: о Козельщанской иконе Божией Матери
Женщины условились, что та из них, что первая окажется на воле, заберет из детдома Радочку и будет растить её. Валентина вышла на волю первой и уже несколько лет воспитывала Раду, как родную дочь. И томилась душа мукой, как-то примет свою настоящую мать девочка, уже забывшая её образ? Уже привыкшая к другой женщине? А Валентина - захочет ли делиться ставшей ей родным ребёнком, заменившим собственного, так жестоко загубленного? Ребёнком, чтобы вызволить и забрать которого, она дошла до самого Микояна, благодаря чему саму Марию освободили на целых семь лет раньше окончания срока? Одно дело пообещать подруге по заточению в то время, когда обе они не знали своего завтра, и совсем иное — исполнить, оторвать от исстрадавшегося сердца дорогое существо теперь… Тяжелым грузом ложились на душу все эти думы. А ведь к тому — ребёнку нужна не только мать, но и кров, достаток... А что есть у Марии? За 17 лет у неё не осталось ничего и никого. Никого, кроме Юла.
С ним счастье ещё могло бы улыбнуться ей, но… Стоял мучительно перед глазами призрак, увиденный ею в зеркале… А Юл? Каков он теперь? Сильно ли изменило его время? Хотя не перроне было множество народа, но Юла Мария узнала сразу, как только сошла с поезда. Годы почти не изменили его! Красивый, статный мужчина, ещё полный сил! И плащ этот очень к лицу ему… А в руках цветы — это для неё, Мариетты… Господи, как давно никто не дарил ей цветов!.. Юл беспокойно вглядывался в лица проходивших пассажирок, но Марию не замечал. Не узнавал!.. Наконец, перрон опустел, и они остались на нём вдвоём.
Юл решительно шагнул к ней, протянул цветы: - Вас никто не встретил, и меня никто не встретил... Примите эти розы и пожелайте Марии здоровья, - и развернувшись, направился к выходу. На несколько мгновений она остолбенела, не зная, что делать, а затем бросилась следом. Подбежав к нему и на цыпочках, шепнула на ухо, как в детстве, когда играли в жмурки: - Юл, Юл, ну хоть обернись... Он обернулся, и лицо его сказали гримаса ужаса и боли: - Мира, что они с тобой сделали?!! Прежде он целовал ей руки, а теперь словно онемел, поражённый её видом… Мария отступила на шаг: - За все тебя благодарю! Но, самая большая благодарность за то, что ты и сейчас был честен... Ты не мог вынести моего теперешнего вида, ты как ребенок чист... Теперь такой обрыв возник между нами, что ничем не соединить... Она бежала прочь не помня себя, он пытался догнать её, остановить.
Но она всё решила. Не надо жалости, ещё большей жертвы, чем та что он уже принёс, двух безвозвратно загубленных жизней вместо одной… Как сможет она быть рядом с ним? Как сможет всяким миг чувствовать его сокрушение о ней? Как сможет жить с сознанием, что отняла у него последний шанс быть счастливым, устроить свою жизнь? Да, он немолод уже. Но что такое «немолод» для красивого, полного сил мужчины? Да ещё в обескровленной войной стране? Он легко найдёт себе хорошую жену, которая родит ему детей и даст то счастье, которое он заслужил больше, чем кто-либо другой… А сама Мария — разве не заслужила? Заслужила, быть может… Но нельзя быть счастливой за счёт других… Тем более за счёт тех, кого любишь… Так решила она и решению своему не изменила. Спустя годы иногда являлись сомнения — не напрасно ли?
Юл ведь любил её даже такую. Вероятно, оттого и не сложилась его жизнь с молодой женой, не принесла она ни детей, ни счастья. На склоне лет они, оба оставшиеся одинокими, часто виделись, и во время прогулок Юл также трепетно поддерживал под руку свою графиню, как и много лет назад в Петергофе. Дочь не приняла родной матери, когда та вернулась. Девочка успела привыкнуть к приёмной и боялась, что их разлучат. Страшно и больно было видеть испуг и неприязнь в глазах самого дорогого существа, надежда на воссоединение с которым давала силы жить. На вопрос уполномоченного лица, с кем бы она хотела остаться, Рада выбрала приёмную мать. Отсутствие у матери родной постоянного жилья и работы, а к тому справка в расстройстве нервной системы лишили её на всякий шанс вернуть ребёнка. И как бы могла она вернуть девочку против её воли? Причинить горе своей Радости?
Она отступила и здесь, уступила и здесь своё счастье, как когда-то в лагере уступала присылаемую Юлом еду. Пройдёт время, и повзрослевшая Рада иначе отнесётся к матери, станет часто бывать у неё, уже известной к тому времени актрисы, разорванная связь восстановится. Лагерь не привил графини Капнист ни злобы, ни скверных манер, ничего чужеродного. Когда однажды дочь употребила при ней грубое слово, Мария Ростиславовна укорила её, заметив, что к ней подобные выражения не пристали даже за четверть века лагерей и общения с уголовниками. Глубоко верующий человек, аристократка, в перестроечные времена она будет активно участвовать в возрождении дворянского собрания в Киеве, но выезжая заграницу, на вопросы журналистов о пережитом ею кошмаре предпочтёт отмалчиваться, не считая возможным на чужой стороне давать повод к хуле стороны своей. Графиня считала, что внутренние беды России мы должны преодолевать сами, не ища помощи и заступничества у наших противников: «26, почти 17 лет я была в заключении...
Сначала девушка попала в Карлаг, потом её переправили в Степлаг. В лагерных бараках она нашла себе подруг: поэтессу Анну Тимиреву и актрису Татьяну Окуневскую. Там же Мариэтта встретила польского инженера Яна Волконского, в которого по-настоящему влюбилась. К несчастью, жизнь мужчины закончилась у расстрельной стены.
Но он успел подарить своей избранницей дочку Радиславу. Ещё во время беременности сотрудники лагеря издевались над нашей героиней — пытались вызвать у неё выкидыш. Девушку обливали ледяной водой, запугивали, но добиться своего не удалось. Радислава всё же появилась на свет. Казалось бы, к 1950 году все ужасы закончились, Мариэтту наконец-то освободили, она могла начать новую жизнь! Но всего спустя год её ждал ещё один арест. Дочь отправили в детдом, а нашей героине дали целых 10 лет лагерей за «антисоветскую агитацию». На деле будущая актриса попалась из-за обиды одной воспитательницы, которая налетела с кулаками на дочку Мариэтты прямо в яслях. В результате оказалось, что воспитательница была женой сотрудника НКВД — тут уже от нового срока никак не спасёшься. К слову, на суде по этому делу Мариэтта получила новое имя — Мария.
Судья просто не захотел записывать её под настоящим именем. Жизнь в лагере была непростой, но о своей дочке Мария никогда не забывала.
Но уже в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запретом жить в Ленинграде.
Окончила Киевский финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером в Киеве, затем в Батуми. Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху.
После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. В 1958 году после ряда мытарств ей удалось получить роль игуменьи в фильме "Таврия" молодого режиссёра Юрия Лысенко. Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко, где Капнист в дальнейшем активно снималась.
Получила известность своими характерными образами - графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. В 1972 году Мария сыграла роль одного из ключевых персонажей в ленте "Руслан и Людмила".
Чудный сад, виноградники и винные погреба с бочками прекрасного крымского вина, грандиозная домашняя библиотека — таким запомнился Марии Ростиславовне этот город.
Добрая и мудрая бабушка, красивая и гонористая мама, душевный и справедливый отец — такими остались в памяти домочадцы. Отца Мирочка боготворила. Когда в 20-м году большевики заняли Крым, он должен был, как и все дворяне, ходить в местную управу отмечаться.
Мира каждый раз выбегала за ворота и ждала, вглядываясь вдаль до боли в глазах, — не идет ли папа. И он приходил. Брал малышку на руки и смеялся: «Ну что ты, маленькая?
Все же хорошо, я дома». А однажды ни с того ни с сего на столе лопнул стакан. Сам рассыпался на мелкие кусочки, будто кто его ударил.
И отец не вернулся. Его вместе с другими «ненадежными» арестовали и кинули в тюрьму. Родственники несчастных целыми днями не отходили от дверей, и девочка надеялась если не увидеть, то хотя бы услышать голос отца.
Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го года. Как и почти всех крымских дворян. Не выдержав смерти отца, умерла его старшая дочь Лиза.
Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться. На глазах Марии убили ее тетю. Один из «палачей» указал своему напарнику на девочку: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит.
Пристрели ее! У вас нет приказа! Крымские татары, очень высоко чтившие память любимого графа Капниста, помогли его вдове и дочке Мирочке бежать из Судака в их национальной одежде.
В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия уехала в Киев. Там вышла замуж и стала заниматься на финансовом факультете Института народного хозяйства.
Учиться на финансиста было скучно, и Капнист вновь вернулась в Ленинград и пришла в театральный институт. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Там же, в Ленинграде, состоялись две знаменательные для нее встречи.
Первая — с другом детства Георгием Холодовским, женихом ее покойной сестры Лизы. Еле узнал он в стройной красавице с косами до пят ту маленькую озорницу Мирочку, докучавшую влюбленной паре своими выходками. Начинающая актриса и молодой инженер-энергетик стали неразлучны и вскоре полюбили друг друга.
Тогда же произошла вторая встреча — с Сергеем Мироновичем Кировым, которого обожала вся молодежь Ленинграда, и Мария в том числе. Киров прекрасно знал семью Капнистов и, встретившись с ее младшей представительницей, стал расспрашивать обо всех. Мария поведала ему о своих несчастьях, чем вызвала страшное негодование с его стороны.
Он пообещал разобраться в этой истории и помочь молодым влюбленным во всех бытовых и прочих вопросах. А потом Кирова убили, и вновь началась страшная чистка. Среди «неблагонадежных элементов» оказалась и Мария Капнист.
Так и не дали ей толком доучиться. Судьба кидала ее из Ленинграда в Киев, из Киева — в Батуми, а в промежутках — за решетку. Работать ей приходилось бухгалтером, хотя Мария Ростиславовна не оставляла занятий музыкой и театром.
Стройная, красивая, эксцентричная, она называла себя Итальянкой. Итальянку пометили, и в начале 1941 года «за антисоветскую пропаганду и агитацию» дали 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Могла ли она тогда подумать, что это только начало?
Этапы, этапы... Многое пришлось пережить хрупкой молодой женщине. Ей обрезали чудные косы, выбили зубы — «чтоб не кусалась».
В Карлаге заключенные делали саманные кирпичи — это была изнурительная работа в невыносимой жаре. А тут еще одна беда: пометил Марию начальник лагеря Шалва Джапаридзе. Вызвал как-то к себе и попытался повалить на кровать.
Мария что было сил вдарила ему ногой в пах и выскочила вон. Натолкнулась на охранника из лагерных: «Кажется, я Шалву убила... Но Шалва выжил и приказал кинуть строптивую девчонку в мужской лагерь к уголовникам.
А те могли делать, что им вздумается — они не несли наказаний. Мария затаилась в углу, ждет. К ней вразвалочку подошел старший.
И откуда силы взялись? Закричала: «Черви вонючие! Чем вы тут занимаетесь?
Война идет, на фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь! Были бы у меня пули... Ты не признаешь меня?
Эта неожиданная встреча спасла ей жизнь, однако на другой день Марию жестоко избили конвоиры. Вскоре Капнист переправили в Джезказган на добычу угля. На заре каторжан опускали в шахту, а поднимали глубокой ночью.
Нестерпимо болели руки, ноги, спины. Мария Ростиславовна была бригадиром. В лагерях, как известно, перебывало немало артистов, режиссеров, писателей.
Они ставили спектакли, чем хоть как-то поддерживали дух и силы товарищей по несчастью. Да и сами держались. Поздними вечерами разыгрывала перед каторжанками пьесы, рассказывала романы, сказки, жизненные истории.
Но выжить в этих страшных условиях помогал Марии Ростиславовне ее сердечный друг Георгий Холодовский. Где бы она ни была, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая ее от голода и цинги.
Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь
Граф Сергей Капнист, прямой потомок русского поэта и драматурга Василия Васильевича Капниста. Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков. Bookmark the permalink. Ольга Николаевна Дьяконова представляет книгу «Мария из рода Капнист», составителем которой она является. В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей. Ну а профессиональную оценку творчества Марии Капнист дал получасовой фильм из серии «Человек в кадре», показанный в завершение встречи. Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником.
Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет
Это был единственный способ избавиться от домогательств лагерного начальства и вертухаев… И надо же, как удалось стереть красоту! Лицо и теперь тёмное, въелся в него уголь, а особенно — в глубокие шрамы, что смешались теперь с морщинами, следы побоев на допросах… Кто узнает теперь в этом пугающем лице, в этом призраке — былую красавицу? А ведь она была красива… И её жизнь должна была сложиться совсем иначе… Мариетта была младшей дочерью графа Ростислава Капниста и Анастасия Сирко. Она родилась в Петербурге в год начала Первой мировой войны. У Капнистов был в столице собственный дом на Английской набережной.
Шушукалась прислуга, сплетничала отцу: - Это певец у барыни целый день поёт! Граф лишь улыбался на это: - Настоящий мужчина! В доме на Английской набережной маленькая графиня сыграла свою первую роль — пажа в сказке «Золушка». А потом была революция.
Капнисты приняли её восторженно! Мать вывела детей с красными флагами на улицу. А отец… Отец ещё с давних пор выписывал «Искру» и сочувствовал большевикам. Правда, большевики отнеслись к графу и его семье безо всякого сочувствия.
Сперва Капнисты вынуждены были бежать из Петрограда в своё крымское имение, а затем начался ужас. После эвакуации армии Врангеля в Крыму развернулся самый «энергичный и массовидный» по завету Ильича террор. Ростислав Ростиславович не собирался скрываться и честно встал на учет. Но вскоре в его дом нагрянули чекисты, перевернули всё вверх дном, заставили онемевшую от ужаса старшую дочь графа Лизу подписать протокол об обыске и аресте и увели отца с собой.
А самого Ростислава Ростиславовича большевики расстреляли. Через некоторое время осиротевший дом вновь посетили незваные гости — матросы, явившиеся поживиться барским добром. На пути им встретились маленькая Мариетта и её тётка. Женщину застрелили тотчас.
Тяжело осела она на крыльце, и алая, как знамя победивших бандитов, кровь разлилась по ступеням. Увидев взгляд малышки, вожак революционных разбойников рыкнул: - Ишь как смотрит, барское отродье! Расстрелять её! В свои семь лет она знала уже всё… А скоро узнала и ещё одно лихо.
Страшен был пришедший с большевиками мор, какого не ведала благословенная Таврида. Люди таяли на глазах, доходящие бродили по улицам, мимо притихших дач, клянчили протяжно: «Хле-е-еба! И остатки семьи распались. Трое братьев решили спасаться по одиночке.
Анастасия же Дмитриевна с младшей дочерью сумели возвратиться в Петроград. В родном городе Мариэтта выучилась «на актрису», начала работать и… встретила свою первую любовь. Вернее сказать, встреча эта произошла много раньше. Она была совсем крохой, он — десятью годами старше.
Взрослый мальчик возился с малышкой, играл с нею. И, вот, малышка выросла в настоящую красавицу, и между ней и «кавалером» её детства вспыхнуло глубокое трепетное чувство. Его звали Георгий Евгеньевич Холодовский. Для близких — Юл… Молодые люди много времени проводили вместе.
Их любимым местом стал Петергоф. Алмазные брызги фонтанов, роскошь дворцов и парков погибшей страны, Юл, читающий ей стихи, яркое-яркое солнце над ними… Юл! Он не предал её во все эти 17 лет. Не бросил, даже узнав, что в заключении у неё родилась дочь… Он ждал её все эти годы, все эти годы писал, поддерживал, присылал посылки.
Эти посылки спасали ей жизнь. Да и не ей одной, ведь большую часть их содержимого она раздавала другим… 17 лет… Теперь Мария ехала — к нему. Ехала, с трепетом предчувствуя встречу. Но встреча с собственным отражением ужаснула её.
В лагере не было зеркала, и она не представляла, до какой степени изменилась. Если собственное лицо так потрясло её, то что же почувствует Юл, помнящий красавицу Мариетту и ждавшей её? Что почувствует он, когда увидит старуху, приехавшую к нему вместо той юной графини? Откуда-то из памяти выплыло пушкинское: Старушка дряхлая, седая, С горбом, с трясучей головой, Печальной ветхости картина.
Ах, витязь, то была Наина!.. Я ужаснулся и молчал, В сомненье все еще не верил И вдруг заплакал, закричал: «Возможно ль! Наина, где твоя краса? Скажи, ужели небеса Тебя так страшно изменили?
Беда пришла вместе с выстрелом в Смольном. Мать и дочь Капнист знали Кирова, благосклонно относившегося к творческому сословию. Знали они и то, что в убийстве его были виновны не контрреволюционеры и даже не чей-то обманутый муж, на обосновавшийся в Кремле деспот… Как-то Мариетта неосторожно высказалась об этом в присутствии нескольких свидетелей… Из Ленинграда она успела уехать, сперва в Киев, затем в Грузию. Но сколь веревочке не вейся… Она была арестована в 1941 году.
Мариэтта же потеряла всякую надежду выйти на свободу молодой… К ее сроку прибавили еще десяток лет. Страшно, ужасно, несправедливо. Капнист отправилась в Сибирь, на лесоповал. Девочку насильно увезли в далекий детдом. Верная подруга Марии по лагерю впоследствии разыскала потерянную Раду. Именно ту женщину дочь Марии Капнист и считала родной мамой.
И только, когда Радислава немного повзрослела, она смогла наладить отношения с настоящей родительницей. К счастью, женщину реабилитировали, и в 1956-м она вышла на свободу. Бывшей аристократке было всего лишь сорок три, но нелегкие будни заключенной превратили ее в семидесятилетнюю старуху. И только ее очаровательная улыбка осталась все такой же лучезарной. Когда у Марии был возлюбленный мужчина. Именно он встречал женщину на вокзале, и, конечно, совершенно ее не узнал.
Наша героиня стала работать простой уборщицей в Киевском театре. А через два года случилось чудо: ей предложили эпизодическую роль в картине «Одна ночь». И даже постоянную работу на известной киностудии имени А. Ее фильмография стала, поистине, богатой.
На деле будущая актриса попалась из-за обиды одной воспитательницы, которая налетела с кулаками на дочку Мариэтты прямо в яслях. В результате оказалось, что воспитательница была женой сотрудника НКВД — тут уже от нового срока никак не спасёшься. К слову, на суде по этому делу Мариэтта получила новое имя — Мария. Судья просто не захотел записывать её под настоящим именем.
Жизнь в лагере была непростой, но о своей дочке Мария никогда не забывала. Что же она могла сделать, ведь её девочка была так далеко, буквально недосягаема? Спасти Капнист из беды решилась украинка Валентина Базавлук. Женщина должна была вскоре выйти на свободу, так что Мария попросила её позаботиться о маленькой Радиславе. Эту просьбу Базавлук даже перевыполнила: после освобождения она удочерила девочку, чтобы забрать её из детдома. А потом она взялась за спасение Марии. Валентина добилась пересмотра дела своей подруги, из-за чего ту выпустили раньше срока, да ещё и реабилитировали, поскольку не нашли в её действиях ничего преступного. Долгие годы в лагерях отразились не только на внутреннем мире Марии, но и на её внешности.
Даже родная дочь поначалу не признавала свою мать, а её старый друг, некогда возлюбленный, испугался при первой встрече с давней знакомой. Мария продолжала мечтать об актёрской карьере, но теперь, после всех пережитых трудностей, разве у неё есть хоть шанс? Так или иначе, она решила попробовать. Поначалу «некиношная» внешность дарила актрисе лишь небольшие эпизоды в фильмах.
Освободилась Капнист в 1956 году. Из красавицы она превратилась в "пиковую даму" — старуху с жутким взглядом. Выйдя, она металась по СССР, искала дочь, пыталась вытащить её из детдома. Ребёнка ей отдали, когда Раде исполнилось 15 лет. Первую роль в кино Капнист сыграла в 45 лет.
Это была игуменьей в фильме "Таврия". Затем последовали "Бронзовая птица", "Дикая охота короля Стаха", "Руслан и Людмила", "Новые приключения янки при дворе короля Артура" и другие фильмы. Валентина Малявина: жертва страсти А вот актрису Валентину Малявину до тюрьмы довели алкоголь и страсть. Её бурный роман с актёром Стасом Жданько окончился трагедией — в 1978 году после очередного загула парочки мужчину нашли с ножом в сердце. Личная жизнь актрисы и до этого била ключом: поклонники, цветы, два брака. Пить она начала после смерти дочери, которая умерла от заражения крови через две недели после рождения. Валентина Малявина. Актриса вину не признавала, в лагере пыталась вести привычный образ жизни, делала "масочки" из овсянки, с сокамерницами сходилась быстро и легко. Однако испытания предстояли и ей: сначала Бутырка, затем Можайская зона, Воронежская тюрьма, поселение в Ростовской области...
Однажды ей пришлось отстаивать свою честь: одна из зэчек решила сделать её своей "подружкой". Однако актрисе помогала популярность и поддержка охранников. Поговаривали, что за решёткой Малявина даже умудрилась платонически влюбиться в какого-то вора в законе. В Можайской колонии актриса работала на фабрике и в библиотеке, выступала перед заключёнными с лекциями о литературе. Она отсидела пять лет и в 1988 году уже снималась в кино — играла главную роль в картине "Муж и дочь Тамары Александровны", а в 1993 году стала заслуженной артисткой России. Впрочем, алкоголь взял своё, и в конце концов актриса ослепла. Зоя Фёдорова в перерыве концерта с бойцами одной из танковых частей Красной армии, 1943 год.