12 августа, в воскресенье из Санкт-Петербурга во Владимирский храм города Сочи доставлена и передана в дар почитаемая икона святых Новомучеников Петроградских. Редкая новомученика., фото № 2 Есть и такие святые, иконы которых просто не написали,или есть их изображения в старинных храмах в виде. Икона священномученика Флегонта Понгильского будет установлена в местный ряд иконостаса храма Похвалы. Помимо обновления художники написали на стенах иконы первых хабаровских новомучеников – их причислили к лику святых в этом году.
12 августа в Свято-Владимирский храм доставлена икона Новомучеников Петроградских
Икона мученика Авраамия Болгарского передана в дар Серафимо-Дивеевскому монастырю | Феодора Тирона по инициативе благотворителей для Уаровского храма была написана икона Собора священномучеников, почивающих своими святыми мощами в основании престола. |
🎨 В нашей обители появилась новая икона - новомучеников тагильских. | Подробное объяснение иконографии образа "Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных", читает протоиерей Владимир. |
12 августа в Свято-Владимирский храм доставлена икона Новомучеников Петроградских | Решением жюри победа в региональном этапе конкурса была присуждена работе осуждённых ИК-6 Бежецка – иконе «Собор новомучеников бежецких». |
Храму в Алматинской области подарили икону китайских новомучеников
Но центром композиции является образ святителя Петра над сценой убийства -- как образ торжества над смертью. В центральной части иконы -- среднике -- 128 фигур самых почитаемых из новомучеников изображены на фоне московского храма Христа Спасителя. Но это не только изображение реального храма, это собирательный образ Церкви, символ Царства Небесного». Перед храмом -- престол, облаченный в красные ризы. Красный цвет -- символ вечной, пасхальной радости, победы над адом и смертью. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» Мф. Вверху, над храмом, вместо клейм -- деисусный чин, то есть изображение святых, молящихся ко Христу за всех людей.
Кроме древних подвижников здесь написаны русские святые: прп. Серафим Саровский, св. Иоанн Кронштадтский, прп. Амвросий Оптинский и другие, кто духовно подготовил или благословил новомучеников на их подвиг. Образ Спасителя в центре деисуса объясняет смысл мученичества -- это следование за Господом по крестному пути. Центр композиции иконы -- крест, символ подвига всех святых мучеников.
Справа и слева от креста у престола стоят Святейший Патриарх Тихон, святой митрополит Петр Полянский , преемник патриарха и митрополиты Кирилл Смирнов Казанский и Агафангел Преображенский Ярославский, которые также были названы в завещании патриарха Тихона кандидатами в местоблюстители патриаршего престола. Суд над священномучеником Вениамином Казанским , митрополитом Петроградским и Гдовским, и сним пострадавшими В 1922 году священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский, и большая группа верующих были осуждены по ложному обвинению и расстреляны. В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый -- стоящим. Здесь же, чтобы точнее передать факты, иконописцы отошли от канона. Кроме того, использован прием «мертвого угла»: подсудимые и судья повернуты друг ко другу в три четверти -- они одновременно обращены и друг к другу, и к зрителю.
Алексеем и с известным специалистом по истории старообрядчества Е. Чтобы не утратить важные моменты жизни протопопа, пришлось пойти на композиционную сложность и вместить в каждое клеймо по два-три события, чтобы наиболее полно иллюстрировать Житие. В центре иконы священномученик изображен сидящим — за образец был взят образ сидящего на престоле Спиридона Тримифийского. Окружают св.
Аввакума верные духовные чада и ближайшие друзья, сподвижники и мученики: инокиня Феодора боярыня Морозова , княгиня Евдокия Урусова, инок Епифаний, диакон Феодор и другие. Также Борис Владимирович подробно рассказал о содержании каждого изображенного на иконе сюжета в отдельности: рождение священномученика, поставление в иереи, события из жизни в Лопатицах, в Москве, в ссылке… Икона, находящаяся в храме свт. Николы, не единственная житийная икона священномученика Аввакума в Боровском музее хранится образ священномученика работы иконописца Милованова , но она пока единственная житийная, доступная для поклонения в старообрядческом храме.
В 2023 году тема конкурса была заявлена как «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Осуждённые Тверской области представили на конкурс изображения российских и местночтимых святых, картины, отражающие библейские сюжеты, события и праздники церковной жизни.
Решением жюри победа в региональном этапе конкурса была присуждена работе осуждённых ИК-6 Бежецка — иконе «Собор новомучеников бежецких».
Мария Валерьевна рассказала о посещении иконой воинских подразделений на территории специальной военной операции. Губернатор выразил надежду на то, что икона Божией Матери «Августовская победа» послужит «защите наших солдат, которые с честью выполняют воинский долг на передовой и будет утешением и подспорьем всем семьям, родным и близким воинов, чтобы они могли молиться за здоровье и возвращение с победой». Митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к верующим с архипастырским словом: - Дорогие братья и сестры. Все всегда наполнено глубоким смыслом и содержанием. В деле защиты Отечества мы все нуждаемся в поддержке как физической, так и духовной. Почему такое название «Августовская победа»? Слово «август» не только обозначает месяц в году, но имеет более глубокий смысл, переводится как «божественное, всесильное, всепобеждающее».
Икона мученика Авраамия Болгарского передана в дар Серафимо-Дивеевскому монастырю
Тогда в Старой Руссе епископ Владимир стал вводить внебогослужебные беседы пастырей и паствы. Митрополит Владимир и другие новомученики представлены на новой иконе «Собор святых Антониева монастыря» в университетском храме Сретения Господня. Здесь можно увидеть священномученика Варсонофия Лебедева , талантливого миссионера. Он родился в Боровичском уезде, окончил Боровичское духовное училище, затем Новгородскую духовную семинарию. К слову, он принял монашеский постриг в церкви Сретения Господня.
Рядом со святыми древних времен на иконе присутствуют священномученики Нового времени Пётр Зверев , архиепископ Воронежский; епископ Андроник Никольский , священники Михаил Борисов, Философ Орнатский, Владимир Дмитриевский и другие святые — все они связаны с Антониевым монастырем и нашей семинарей. Об этой удивительно красивой и наполненной глубокими смыслами иконе, о древних святых Антониева монастыря и новомучениках рассказали настоятель университетского храма, заведующий кафедрой теологии НовГУ иерей Евгений Зайцев, кандидат педагогических наук Михаил Раненко, кандидат исторических наук Светлана Коварская.
Написана уникальная икона новомучеников Кубанских По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора создан уникальный и единственный на Краснодарского края образ, собравший лики всех прославленных кубанских святых, написал который известный иконописец Юрий Найденов. Чин освящения совершил секретарь Екатеринодарской епархии, настоятель храма протоиерей Евгений Хаджипараш. По благословению главы Кубанской митрополии в новый образ вставлена частица мощей священномученика Александра Флегинского , которые были торжественно обретены 19 сентября 2017 года и ныне покоятся в Екатерининском кафедральном соборе краевой столицы.
В этот день отмечается 15-летие интронизации Его Святейшества. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к молившимся в храме со словом. Наследие Анатолий Торкунов: «По настоящему важно это сколько студентов участвуют в сборе крови» О счастье, умении прощать, нормальной молодежи и церкви в стенах университета Анатолий Васильевич рассказал в программе «Парсуна» на канале «Спас». Патриарх Всех благодарю за молитву Сердечно благодарю всех вас за молитву обо мне. Знаю, что эта молитва каждодневная, вся Церковь молится, и, наверное, без этой молитвы было бы невозможно осуществлять Патриаршее служение. Но когда за меня молятся в этот день, личный день, с которым связано само явление человека в жизнь, то, думаю, эта молитва слышится Господом, и помощь изливается на того, о ком молятся. И через присутствующих здесь благодарю сейчас всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, кто сегодня по всему лицу земли нашей, во всей Полноте Церкви нашей возносили и возносят молитвы о Патриархе. Наследие Алексей Савватеев: «Мудрость - это ты берешь на себя ровно те проблемы, которые ты можешь решить» Жизнь —— это не разум, жизнь — это иррациональная, совершенно хаотическая штука, и, если эти заразы когда-нибудь сделают человека разумного, то есть превратят его в робота, — это будет конец истории.
Она говорила, что святые, несмотря на то, что их на иконе много, не должны быть на одно лицо. Да, общая стилистика важна, но должен и прочитываться характер каждого лика. В начале работы над образом святого предложила мне делать сначала зарисовки с фотографий, выделяя характерные черты. В начале работы над иконой новомучеников и исповедников Российских нужно было определиться с общей композицией этой иконы. Мы делали разные эскизы, примеры разных вариантов иконографий. Сначала мы взяли за основу иконографию иконы «Всех святых, в земле Российской просиявших», написанной Иулианией Соколовой , затем иконографию иконы «Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских». В центре иконы сначала было помещено изображение Успенского собора в Кремле, как патриаршего, главного храма Русской Церкви. Но митрополит Ювеналий, возглавлявший Синодальную комиссию по канонизации святых, благословил в центре изобразить храм Христа Спасителя, храм-мученик. Также было принято решение делать клейма, располагая их с севера на юг. Эскизов было сделано множество; член комиссии по канонизации протоиерей Владимир Воробьев, ректор нашего университета, и, протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств, выбирали, какие события, места должны быть изображены в этой иконе: например, Соловки, Лисья балка в Казахстане, зимовье Хэ, где пострадал митрополит Петр Полянский. Одни клейма со святыми появлялись, от других отказывались, хотелось многое вместить в эту икону! В результате остановились на самых эпохальных местах и событиях. Мы работали над созданием иконы очень долго, приходилось и ночью работать. Советы отца Владимира и отца Александра по написанию изображений священномучеников были необычайно ценными и очень нам помогали. Например, у меня долго не получался образ Государя Николая II — портретное сходство вроде бы есть, а образ не складывается. Отец Александр сказал, что Царь — олицетворение Христа на земле, и потому образ нужно писать, глядя на иконографию Спасителя. Отец Александр Салтыков говорил нам тогда, что надо внимательно смотреть, какое духовное служение у святого, каких он достиг добродетелей, какие у него плоды Духа Святого — мир? Самые главные части лика — глаза и уста, они должны отражать главные добродетели этого святого. Объяснял, как достичь этого в иконе. Благодарна я и отцу Владимиру Воробьеву, он тоже нам помогал своими советами. О том, как показать точно характер святого, должен думать сам иконописец, а вот по созданию духовного образа хорошо консультироваться с грамотными представителями духовенства. Расскажите о некоторых. Например, вместе с коллегой, теперь монахиней Ксенией Устиновой мы разрабатывала икону «Собор новомучеников и исповедников Казахстанских». Всегда помня совет опираться на древние иконы, в этом случае за цветовую основу мы взяли икону «Борис и Глеб, с житием» второй половины XIV века, которая хранится в Третьяковской галерее. В иконе всегда важна пластическая идея, ритм — это все продумывается заранее, как и общее цветовое решение. Я заметила, что, когда пишешь икону новомучеников, чувствуешь большую поддержку, помощь Божию. При этом обязательно возникают какие-то серьёзные искушения. Новомученики претерпевали невероятные страдания, и, если ты пишешь их образы из своей благополучной спокойной жизни, пусть и со всем благочестием, Господь посылает что-то, что заставляет тебя сильнее и глубже молиться. С другой стороны, постоянно ощущаешь заступничество новомучеников. Все значимые события в моей жизни происходят в дни их памяти. В том числе — образы красноармейцев. Как было решено писать их именно так? Красноармейцы — плоскостные фигуры с бледными лицами у святых совершенно другой цвет ликов , мы их сознательно отделили, как воплощение сил зла. Причём прежде, чем рисовать их форму, мы ее изучали по документам, изучали, как устроено оружие, а потом стилизовали. То есть одновременно здесь реальность, но реальность — стилизованная, это не конкретные люди, а именно, как я уже сказала, некое воплощение зла. От них остались фотографии, порой видеохроника, а не просто письменные и устные источники. Это усложняет или упрощает работу над созданием их образов? Например, разрабатывала я иконографию священномученика Василия Надеждина. Это был удивительный опыт. Отец Василий умер в лагере очень молодым, в 35 лет, в момент смерти у него было пятеро маленьких детей, шестой, самый младший, родился через 3 месяца после гибели отца. И к моменту написания иконы некоторые дети были живы, были живы и духовные чада отца Василия. Когда я делала эскизы, искала образ, то показывала их прихожанам, детям, которые еще помнили отца, они внимательно смотрели, говорили, похож или не похож.
Please wait while your request is being verified...
One moment, please... | Во втором ряду слева – священномученики Иоанн Державин и Александр Смирнов, справа – священномученик Феодор Ремизов и мученик Николай Гусев. |
Освящение иконы Новомучеников Истринских в Лужках » Истринское благочиние | Ветераны Вооруженных сил Сербии подарили Главному храму ВС РФ икону «Ясеновацких новомучеников», сообщает Минобороны. |
ИКОНА СВЯТЫХ БРОННИЦКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ | Контакты. Главная / Святыни / Икона «Собор новомучеников Химкинского благочиния». |
Иоанновская семья
Митрополитом Константином освящена новонаписанная икона Собора новомучеников и исповедников Карельских. При написании икон новомучеников-мирян возникает проблема: в какой одежде их писать. Ветераны Вооруженных сил Сербии подарили икону «Ясеновацких новомучеников» Главному храму ВС РФ. В конце праздничной литургии в честь престольного праздника 27 марта в Феодоровском соборе освятили икону парижских новомучеников. Об этой удивительно красивой и наполненной глубокими смыслами иконе, о древних святых Антониева монастыря и новомучениках рассказали настоятель университетского храма.
В День памяти Красноярских святых Ачинский благочинный освятил иконы новомучеников
В икону вставлена частица мощей священномученика Александра Флегинского, мощи которого покоятся в Екатерининском кафедральном соборе Краснодара. Также в нашем храме появилась икона девяти святых Левашовских новомучеников, мощи которых покоятся на Левашовском мемориальном кладбище. Иван Ковшаров и Юрий Новицкий были причислены к новомученикам только в 1992 году, а посвящённая им икона появилась в 2016 году. В кафедральном соборе святителя Стефана Пермского замироточила икона мученика Евгения Родионова — российского солдата, жестоко убитого боевиками во время Первой Чеченской. Подробное объяснение иконографии образа "Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных", читает протоиерей Владимир.
В Апатитский храм прибыла новая мозаичная икона
Всего в иконе новомучеников 15 клейм. Разорение одной из величайших русских святынь - Троице-Сергиевой лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского Кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в 1919 году стало первым шагом антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей в храмах и монастырях России. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. Была сфабрикована грубая фальшивка, согласно которой престарелый наместник Лавры архимандрит Кронид составил заговор с целью объявить Лавру «русским Ватиканом». В клейме изображен главный вход в Троице-Сергиеву лавру, загороженный солдатом, рука которого угрожающе поднята в сторону уходящей группы монахов. В другую сторону четверо солдат уносят гроб с мощами преподобного. Прием изображения монахов и солдат в виде двух групп, расходящихся от центра, а также расходящиеся верхний и нижний контуры стен усиливают эффект движения в разные стороны. На колокольне отсутствуют колокола, что означает разорение и закрытие обители. Образ безымянной святой жены с детьми В этом клейме два сюжета, их композиция тесно связана.
Слева в белом платке изображена мать с прижавшимися к ней детьми -- это собирательный образ безымянной святой жены, ей грозит винтовкой солдат, арестовывающий священника следующая композиция. Безвестные монахини, бесчисленные простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах во времена гонений. Остававшиеся на свободе оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения. Справа изображен небольшой однокупольный храм с белыми стенами -- таких храмов было бесчисленное множество по всей России. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом -- безымянный святой священник в светлых ризах. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир, другие арестовывают священника, руки которого связаны. Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского, в Чимкенте 7 20 ноября 1937 года На иконе изображено исполнение смертного приговора над святителем Кириллом, митрополитом Казанским в Чимкенте Казахстан в 1937 году. Его величественный образ, поднятые в молитве руки, литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей.
Темный, сливающийся тройной профиль солдат, направляющих винтовки на святого, выражает бессильную ярость адских сил.
На территории данного учреждения при колонийском храме действует дом трудолюбия, в котором осужденные осваивают различные церковные ремесла, в том числе учатся иконописи и живописи. В прошлом году первое место в региональном конкурсе также заняла икона, выполненная в бежецкой исправительной колонии. Последние записи:.
Подпиши — и мучения прекратятся, подпиши — и мы тебя отпустим.
Но рука не поднималась, и люди умирали за то, что оставались верными своему слову, чести и Христу. Почитаемые нами мученики претерпели страдания ради любви к Богу и любви к ближнему. Не будем забывать этого, почерпнем силы в их подвиге, приобретая собственный духовный опыт».
За годы служения он открыл и содержал 29 школ и 2 гимназии в Верхнеуральском уезде, сумел обустроить храм при Верхнеуральской тюрьме.
Родственникам погибших не позволили даже предать тела погребению. Лишь в августе с уходом большевиков православные люди нашли место расстрела и перенесли тела на Верхнеуральский погост. В 1981 году Русской Православной Церковью заграницей протоиерей Михаил Громогласов был причислен к лику святых.
Иоанновская семья
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской: житие, иконы, день памяти | С благословения владыки Евлогия семья Антоновых заказала икону Священномученика Петра Скипетрова в Александро-Невской Лавре, где он служил и погиб. |
Новая икона Новомучеников | Храм Святого Мученика Уара | Он служил в Петропавловском храме, поэтому икону новомучеников освятили именно там. |
В Московский храм Девяти мучеников Кизических принесена мироточивая икона царя Николая Второго. | Украинские силовики изымают у духовенства канонической Украинской православной церкви иконы семьи царственных мучеников, заявил настоятель Свято-Тихвинского РИА Новости. |
Икона Собор новомучеников Балашихинских в дар епископу Николаю. | Андрея Критского произошло историческое событие – была освящена первая с момента прославления икона священномученика Сергия (Дружинина), епископа Нарвского, бывшего. |
Иконописцы православной мастерской создают образы новомучеников | Настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Кунцеве протоиерей Алексий Буканов после Божественной литургии освятил икону новомученика протоирея Александра Русинова. |
12 августа в Свято-Владимирский храм доставлена икона Новомучеников Петроградских
В правом верхнем углу изображена Женевьева Парижская, святая V века, которую почитают в Католической и Православных церквах. Над мощами святой Женевьевы в Сент-Этьен-дю-Мон в Париже расположены таблички со словами благодарности, многие из которых написаны русскими эмигрантами. Сама мать Мария также почитается многими парижанами, о чем сказал присутствовавший на ее прославлении архиепископ Парижа кардинал Жан-Мари Люстиже. Из-за десятилетий безбожия в нашей стране из памяти людей стерто почитание новомучеников.
А там люди до сих пор помнят, чтят и любят своих святых». Текст: Татьяна Цветкова.
Приглашаем к чтению описания клейм иконы! В честь новых святых Российских мучеников и исповедников по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, группой ведущих иконописцев Православного Свято-Тихоновского Богословского Института написана икона Собора святых новомучеников и исповедников Российских. Икона написана в стиле памятников начала XVI века. Подвиги святых, в первую очередь подвиги мучеников, преподаются в иконе не как видимая, ощутимая глазом реальность, а лишь как воспоминание, очерченное в основных признаках воспоминаемого события и необходимое как свидетельство о подвиге, победе святых над силами зла, но, при этом, подаваемое в контексте образов Царствия Небесного.
Прием изображения монахов и солдат в виде двух групп, расходящихся от центра, а также расходящиеся верхний и нижний контуры стен усиливают эффект движения в разные стороны. На колокольне отсутствуют колокола, что означает разорение и закрытие обители. Образ безымянной святой жены с детьми В этом клейме два сюжета, их композиция тесно связана. Слева в белом платке изображена мать с прижавшимися к ней детьми -- это собирательный образ безымянной святой жены, ей грозит винтовкой солдат, арестовывающий священника следующая композиция. Безвестные монахини, бесчисленные простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах во времена гонений. Остававшиеся на свободе оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения.
Справа изображен небольшой однокупольный храм с белыми стенами -- таких храмов было бесчисленное множество по всей России. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом -- безымянный святой священник в светлых ризах. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир, другие арестовывают священника, руки которого связаны. Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского, в Чимкенте 7 20 ноября 1937 года На иконе изображено исполнение смертного приговора над святителем Кириллом, митрополитом Казанским в Чимкенте Казахстан в 1937 году. Его величественный образ, поднятые в молитве руки, литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей. Темный, сливающийся тройной профиль солдат, направляющих винтовки на святого, выражает бессильную ярость адских сил. Пейзажные горки, имея необходимую иконную стилистику, сохраняют общее сходство с известным по фотографии пейзажем той местности. Композиция с убиением святителя Кирилла -- последнее клеймо иконы, завершающе драматическую композицию. В храм Живоначальной Троицы в Хохлах была написана новая икона святых новомучеников и исповедников Российский, пострадавших в Ипатьевском доме и Алапаевской шахте. В сюжете иконы используется текст из Апокалипсиса надписанный справа и слева на полях : "И егда отверзе пятую печать, видех под алтарем души избиенных за слово Божие и за свидетелство, еже имеяху.
И возопиша гласом великим, глаголюще: далее текст переходит на свиток доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мстиши крове нашел от живущих на земли; свиток кончился И даны быша коемуждо их ризы белы, и речено бысть им, да почиют еще время мало, дондеже и скончаются и клеврети их и братия их, имущие избиени быти, якоже и тии" Откр.
Затем все пришедшие на торжественную встречу святыни смогли приложиться к ней. При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Екатерина Шеко: Иконы новомучеников надо «рождать»
Иоанн Кронштадтский, прп. Амвросий Оптинский и другие, кто духовно подготовил или благословил новомучеников на их подвиг. Образ Спасителя в центре деисуса объясняет смысл мученичества — это следование за Господом по крестному пути. Центр композиции иконы — крест, символ подвига всех святых мучеников. Справа и слева от креста у престола стоят Святейший Патриарх Тихон, святой митрополит Петр Полянский , преемник патриарха и митрополиты Кирилл Смирнов Казанский и Агафангел Преображенский Ярославский, которые также были названы в завещании патриарха Тихона кандидатами в местоблюстители патриаршего престола. Суд над священномучеником Вениамином Казанским , митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими. В 1922 году священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский, и большая группа верующих были осуждены по ложному обвинению и расстреляны. В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый — стоящим. Здесь же, чтобы точнее передать факты, иконописцы отошли от канона.
Кроме того, использован прием «мертвого угла»: подсудимые и судья повернуты друг ко другу в три четверти — они одновременно обращены и друг к другу, и к зрителю. На свитке в руке неправедного судьи вместо приговора читаются только имена обвиняемых, без самого текста обвинения — этот прием показывает, что святые принимают смерть безвинно, за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет своих палачей. За стеной, отделяющей пространство зала суда, изображена петроградская тюрьма «Кресты», где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море. Вокруг них расположены фигуры еще 55 святителей того времени, что намного меньше реального количества святых епископов, но иконописцы при помощи церковных историков и комиссии по канонизации постарались выбрать самых значимых. Лик каждого святого писался по сохранившимся фотографиям. Причем собиралась специальная комиссия, чтобы выбрать, какое фото взять за образец, — например, лагерное, с измученным лицом или, наоборот, семейную фотографию мирного времени. В каждом случае этот вопрос решался отдельно.
Царь-мученик Николай II изображен в центре — как помазанник Божий и молитвенник за Россию, но ниже святых епископов, так как на царствование государя помазывала Церковь.
Литургию возглавил настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин в сослужении настоятеля собора Феодоровской иконы Божией Матери протоиерея Александра Сорокина и клириков храма. Прежде чем икона займет свое место в храме в ротонде , она будет представлена на выставке «Ходить по воде: жизнь и свидетельство матери Марии Скобцовой , поэта, художника, богослова, героини Сопротивления, преподобномученицы Марии Парижской 1891-1945 » , которая откроется в выставочном пространстве Феодоровского собора 30 марта. Икона написана по мотивам уже существующего образа, созданного Марией Ельчаниновой-Струве в честь прославления матери Марии Скобцовой как преподобномученицы Константинопольским патриархатом 16 января 2004. Кроме матери Марии на иконе изображены канонизированные вместе с ней священник Димитрий Клепинин, ее сын Юрий Скобцов и Илья Фондаминский. Как рассказал инициатор создания иконы Антон Криворуцкий, мать Мария не просто помогала беженцам, вынужденным бежать из Российской империи, спасая их от нищеты, при этом многие находились в пограничном состоянии психики или теряли рассудок.
Она буквально вытаскивала этих людей из психических лечебниц и возвращала к жизни. Отец Димитрий Клепинин, Юрий Скобцов и Илья Фондаминский были ближайшими сподвижниками матери Марии, вместе с ней они служили выходцам из Российской империи, кормили их, находили работу, помогали восстановить силы и найти место в эмигрантском мире.
Всегда помня совет опираться на древние иконы, в этом случае за цветовую основу мы взяли икону «Борис и Глеб, с житием» второй половины XIV века, которая хранится в Третьяковской галерее. В иконе всегда важна пластическая идея, ритм — это все продумывается заранее, как и общее цветовое решение. Я заметила, что, когда пишешь икону новомучеников, чувствуешь большую поддержку, помощь Божию. При этом обязательно возникают какие-то серьёзные искушения. Новомученики претерпевали невероятные страдания, и, если ты пишешь их образы из своей благополучной спокойной жизни, пусть и со всем благочестием, Господь посылает что-то, что заставляет тебя сильнее и глубже молиться. С другой стороны, постоянно ощущаешь заступничество новомучеников.
Все значимые события в моей жизни происходят в дни их памяти. В том числе — образы красноармейцев. Как было решено писать их именно так? Красноармейцы — плоскостные фигуры с бледными лицами у святых совершенно другой цвет ликов , мы их сознательно отделили, как воплощение сил зла. Причём прежде, чем рисовать их форму, мы ее изучали по документам, изучали, как устроено оружие, а потом стилизовали. То есть одновременно здесь реальность, но реальность — стилизованная, это не конкретные люди, а именно, как я уже сказала, некое воплощение зла. От них остались фотографии, порой видеохроника, а не просто письменные и устные источники. Это усложняет или упрощает работу над созданием их образов?
Например, разрабатывала я иконографию священномученика Василия Надеждина. Это был удивительный опыт. Отец Василий умер в лагере очень молодым, в 35 лет, в момент смерти у него было пятеро маленьких детей, шестой, самый младший, родился через 3 месяца после гибели отца. И к моменту написания иконы некоторые дети были живы, были живы и духовные чада отца Василия. Когда я делала эскизы, искала образ, то показывала их прихожанам, детям, которые еще помнили отца, они внимательно смотрели, говорили, похож или не похож. Их замечания способствовали созданию иконографии, я исправляла лик до тех пор, пока не услышала: «Вот теперь это образ нашего батюшки». Но они не просто делали замечания, а все молились за меня, чтобы образ святого получился. Так что когда создается новый образ, очень важна молитва за иконописца.
Ведь создание новой иконографии — дело Церкви. А иконописцу важно помнить, что не он один создает образ, его создает Церковь. Наука цвета в иконе — Вы преподаёте с 1995 года. Что для вас преподавательская работа? Кроме ПСТГУ, я преподаю еще в Суриковском институте: на кафедре живописи веду предмет «Копирование темперной живописи» в мастерской реставрации под руководством А. Козьмина, долго занимались у меня и студенты из монументальной мастерской. Обучение там я строю на изучении и копировании икон в залах Третьяковской галереи и в экспозиции музея им. Андрея Рублева: для будущих реставраторов и монументалистов это очень важный опыт, который пригодится в будущем в их профессии.
Мои старшие коллеги — художники академик Евгений Николаевич Максимов, профессор Сергей Александрович Гавриляченко — подвижники преподавания, отдающие все силы для воспитания молодого поколения художников, и для меня их преподавательский труд и опыт является примером. Ведь преподаватель проживает каждую работу студента. То же самое могу сказать и о моих преподавателях в иконописной школе сейчас это иконописный факультет. Я стараюсь работать так же, ведь преподавание — это особая деятельность, ты помогаешь человеку понять, что такое икона, найти себя в иконописи, грамотно реализовать себя. Сергей Александрович более 20 лет является председателем нашей государственной экзаменационной комиссии, и защиты дипломов проходят очень содержательно и интересно. Его замечания и советы высокопрофессиональны, они создают особую творческую атмосферу дискуссии, ставят проблемы и задачи для молодых церковных художников. Ученики и последователи уникальной программы по академическому рисунку Сергея Александровича Гавриляченко преподают на монументальной и иконописной кафедрах, эти занятия очень важны для освоения студентами иконописного рисунка. Евгений Николаевич Максимов, руководитель нашей монументальной кафедры, где преподают его ученики, возглавляет художественные советы в нашем университете.
Бывает, что некоторые поступают по совету родных и не до конца понимают выбранную специальность, тогда случается, что понимание и усердие к занятиям приходит у них позже, раньше такого не было. Первые студенты часто приходили, имея за плечами академическое художественное образование, опыт выстраданной веры, и их выбор пути иконописца был продуман, осознан. Учились они, соответственно, с полной отдачей. Многие сейчас ведут свои иконописные школы, кто-то стал священником, есть такие выпускники, кто, изучив предметы в университете, смогли построить по своим архитектурным чертежам часовню, написать службу святому и разработать икону с клеймами для прославления.
При работе с ликами использовались фотографии и другие архивные материалы. Поля иконы украшают оригинальные узоры, выполненные вручную по золоту цировка.
Фон иконы также золотой, символизирующий вечную память и Божественную благодать.
Please wait while your request is being verified...
В икону вставлена частица мощей священномученика Александра Флегинского, мощи которого покоятся в Екатерининском кафедральном соборе Краснодара. Украинские силовики изымают у духовенства канонической Украинской православной церкви иконы семьи царственных мучеников, заявил настоятель Свято-Тихвинского РИА Новости. 1-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя. Икона священномученика протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары с частицами мощей отныне будет постоянно пребывать в елабужском Покровском соборе. Он служил в Петропавловском храме, поэтому икону новомучеников освятили именно там. Перед мироточивой иконой Царственных мучеников была совершена коленопреклоненная молитва Царю-мученику Николаю.