Алексей Боголюбов — не только художник, но и профессиональный моряк, топограф и путешественник. Наибольшую известность ему принесли батальные полотна, изображающие сцены сражений российского флота. Алексей Боголюбов — один из главных русских пейзажистов XIX века. Александр II, представляя австрийскому императору художника Алексея Боголюбова, который был назначен комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, заметил: "Это прежде моряк, а потом художник".
Встреча с искусством «Художник-маринист Алексей Боголюбов»
Государь, видно, был сильно не в духе, обозвал мужиками-чучелами и отослал учиться фрунту и выправке обратно в Корпус, так что заместо того, чтобы надеть эполеты до праздника, нас всё Рождество учили гвардейские ефрейтора, и только 8 января 1841 года я сделался мичманом флота», - впоследствии напишет Боголюбов в своих мемуарах. Ещё, будучи кадетом, он баловался дружескими шаржами на товарищей и преподавателей, рисовал с натуры, даже приобрёл краски. Удачно служил на флоте, но был «как все», не выделяясь. А вот его зарисовки восторгали и сослуживцев, и профессионалов, на что указал ему принц Максимилиан Лейхтенбергский, муж царевны Марии Николаевны, старшей дочери Николая I. Тот иноземный королевич был ещё и главой Императорской Академии Художеств.
Можно ли не поверить человеку, разбиравшемуся в искусствах лучше иных профессоров? Так Боголюбов попал в Академию, где его муштровали не хуже, чем в Корпусе. Морскую форму-то снял, но морские и водные красоты не оставил. Первые его опыты, заслужившие похвалу — петербургские и ревельские пейзажи.
В выставочных залах представлены многие из них, в частности, «Вид Смольного монастыря с Охты». Серо-голубое небо, чуть подёрнутое скупым питерским солнцем, чётко прописанные линии монастыря, фигурки рыбаков, лодочки и — вода. Боголюбов словно бы каждый раз улавливал её нрав — она то капризная, то спокойная, то — грозящая омутами. Он ощущал воду, как родную стихию.
Великолепны точнейшие, скрупулёзно сотканные панорамы - «Катание на Неве», «Петербург при заходе солнца», «Вид города Ревеля», «Вид на Ревель с моря». Неудивительно, что ученик, имевший за плечами опыт военной службы, блестяще завершил курс, получив Золотую медаль. После этого он целых семь лет путешествовал по Европе, чтобы оттачивать уменье — Академия спонсировала вояжи отличников, разумеется, предполагая, что все они вернутся в Россию. В Париже наш моряк посещал мастерскую знаменитого мариниста Эжена Изабе, чьи картины также явлены в экспозиции.
От него Боголюбов взял, что называется, раскованность кисти и цветовые нюансы. Среди вещей этого периода наиболее броска, интересна «Ярмарка в Амстердаме» - силуэты города вырисовываются на фоне подсвеченных луной небес. Холодок мистики или страшной сказки! В те годы пейзажисты соревновались, кто лучше выразит прелесть лунных ночей.
Боголюбова 1824-1896 - художника, коллекционера, общественного деятеля, основателя первого в стране общедоступного музея в Саратове. В Вольском краеведческом музее открыта выставка книжной графики «Выдающийся художник-маринист Алексей Боголюбов» из библиотечного фонда музея. На выставке представлено редкое по красоте подарочное издание книги под названием «Алексей Боголюбов. Большая коллекция».
Специально к выставке будет отреставрирован задник к "Половецким пляскам", которые Сергей Дягилев представил в 1909 году в Париже. Открытие выставки запланировано в октябре 2023 года. Вторая часть выставки "Моя Третьяковка. От виртуального к реальному" объединит офлайн- и онлайн-площадки музея и познакомит аудиторию с собранием галереи.
Из новых поступлений", на которой покажут около 200 работ, поступивших в собрание музея за последние 20 лет.
Фото: Владимир КАЗИОНОВ В подарок императору Окончив полный курс академии, тщательно изучив карты местности и прекрасно зная корабли, Боголюбов создает серию рисунков о Синопском сражении — знаменитом разгроме турецкой эскадры русским черноморским флотом 18 ноября 1853 года под командованием вице-адмирала Нахимова. Рисунки преподнесли императору Николаю I, и тот сразу дал распоряжение перевести их в литографии. Через две недели альбом великолепного, поистине императорского качества был готов. А поскольку создавался по высочайшему заказу, тираж был ограниченным. В Омск альбом поступил в прекрасной сохранности — работы реставраторов не потребовалось.
Выставка «Посвящение. К 200-летию со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова»
В картинной галерее открыли «…чудный подарок…» памяти Алексея Боголюбова | Небольшая выставка «Истинно морских художников очень немного» приурочена к 200-летию со дня рождения выдающегося художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896). |
Анна Семененко: о выставке «Алексей Боголюбов: моряк и художник» | Алексей Боголюбов скончался в 1896 году во Франции, но захоронен в Санкт-Петербурге – том городе, что был сотворён, дабы стоять на море, грозить Западу и одновременно – удивлять всех роскошествами дворцов. |
Выставки. Стихия воды
- Встреча с искусством «Художник-маринист Алексей Боголюбов»
- Третьяковка запланировала выставки Николая Рериха и Алексея Боголюбова
- Художник моряка победил. Третьяковка заново открывает живопись Алексея Боголюбова
- Ретроспектива Алексея Боголюбова: море волнуется два
- Другие сюжеты
- Творчество художника
Выставка «Посвящение. К 200-летию со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова»
Это определило тематические разделы выставки: «Академик «по живописи морских видов», «Историограф российского флота», «Боголюбов и Товарищество передвижных художественных выставок», «Художник на этюдах. Ведущий лекций Александр Казанцев приглашает всех желающих на интересную лекцию, основанную на «Записках моряка-художника» Алексея Боголюбова. – Потомственный дворянин, внук Алексея Николаевича Радищева, Боголюбов вошел в историю изобразительного искусства как замечательный мастер, запечатлевший историю российского флота, – рассказывает хранитель фонда русской и зарубежной графики.
Художник моряка победил. Третьяковка заново открывает живопись Алексея Боголюбова
Алексея Боголюбова по праву называют «послом русской живописи». При поддержке Президентского Фонда культурных инициатив разработана масштабная кросс-культурная программа «Год А. Боголюбова», которая включает проведение художественно-музыкального фестиваля, концертов, творческих лабораторий-пленэров, съемку документального фильма о художнике и организацию выставочного проекта в открытом городском пространстве «Алексей Боголюбов и Император Александр III». Организаторами «Года А. Боголюбова» выступают Библиотека искусств им.
Яркая индивидуальность позволила ему не превратиться в подражателя выдающихся европейских мастеров. Сохранилось его большое графическое наследие. Сначала служа на Балтийском флоте, а затем, окончив Академию художеств, он много путешествовал и никогда не расставался со своим путевым альбомом, карандашом и красками. Посетив множество городов Франции, Италии, Германии, он привёз огромное количество рисунков, некоторые из которых хранятся в нашем музее и сейчас представлены на нашей выставке, — рассказала куратор выставки Анна Владимирова.
С 14 сентября 2023 г. Фестиваль профориентации «Мегаполис профессий» для старшеклассников и их родителей В проект, раскрывающий зрителю различные грани творчества выдающегося мариниста, вошли живописные виды моря, картины водных сражений, изображение урбанистических и природных ландшафтов. Потомственный дворянин, внук великого русского писателя А. Радищева, Алексей Петрович был близок ко двору. Получив профессиональное образование как военный гидрограф, Боголюбов стал академиком «по живописи морских видов» Императорской Академии художеств. Боголюбов посвятил множество работ победам отечественного военно-морского флота в период различных военных кампаний.
Сохранилось его большое графическое наследие. Сначала служа на Балтийском флоте, а затем, окончив Академию художеств, он много путешествовал и никогда не расставался со своим путевым альбомом, карандашом и красками. Посетив множество городов Франции, Италии, Германии, он привёз огромное количество рисунков, некоторые из которых хранятся в нашем музее и сейчас представлены на нашей выставке, — рассказала куратор выставки Анна Владимирова.
Художник Алексей Боголюбов, внук Радищева
Лаврус - Алексей Боголюбов Моряк-художник //Текст | Алексей Боголюбов был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, обладающего ныне наиболее значительным собранием работ художника. |
Музеи Петербурга проведут выставку к 200-летию художника-мариниста Боголюбова | Александр II, представляя австрийскому императору художника Алексея Боголюбова, который был назначен комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, заметил: "Это прежде моряк, а потом художник". |
Третьяковка запланировала выставки Николая Рериха и Алексея Боголюбова
И, действительно, он написал и нарисовал не менее ста его вариантов. В Дюссельдорфе постигал секреты реалистической живописи в мастерской пейзажиста Андрея Ахенбаха и под его руководством написал несколько больших картин, в том числе и «Ярмарку в Амстердаме», программную работу, символически подводящую итог его пенсионерству. В Россию Боголюбов вернулся в конце 1860 года со множеством картин и этюдов, которые с большим успехом были показаны на выставке в академии, утвердившей его в статусе большого художника. Император Александр II щедро заплатил за «Ярмарку в Амстердаме», все картины о Крымской войне 1853—1856 годов и сделал художнику новый заказ — написать историю морских сражений Петра Великого. Сенявина около острова Эзель со шведским флотом», 1866 Саратовский государственный художественный музей им. Радищева В свою эпоху он прославился как художник-маринист, мастер батальных сцен, равных которому благодаря опыту морского офицера не было.
Он запечатлел эпизоды морских сражений, начиная с петровского времени и заканчивая событиями Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Над петровским циклом работал в 1860—1870-х годах, постоянно перемещаясь между странами. На картине изображен эпизод первой победы русского корабельного флота в море в тот момент, когда русский флагман «Портсмут» дает залп по шведскому кораблю. Этот эскиз среди прочих произведений он передал в основанный им Радищевский музей в Саратове, который был открыт в 1885 году и стал первым публичным музеем в России за пределами столицы. Организация музея была делом всей жизни художника и немало сил потребовалось, чтобы он получил имя деда Боголюбова — опального писателя Александра Радищева, автора «Путешествия из Петербурга в Москву».
Во многом этому способствовала дружба с императором Александром III, но в приближенных к нему кругах еще долго судачили о том, на каком основании музей был назван именем революционера.
У нас не очень большое собрание его произведений, и так получалось, что долгие годы за Боголюбова отвечал Саратовский художественный музей, Петербургский военно-морской музей и Русский музей, где находятся самые большие и самые значимые коллекции произведений Боголюбова. Но такую дату — 200 лет со дня рождения мы не могли обойти и с большим интересом увлеченно занимались этой личностью», — рассказала заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова в ходе презентации выставки. Она отметила, что гости галереи смогут увидеть марины и баталии Боголюбова, связанные с историей военно-морского флота России, пейзажные этюды, а также графические произведения.
Однажды Боголюбов чуть было не пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию. Его простили, но взяли слово, что он не будет рисовать, пока не наденет эполет. С годами любовь к искусству у юного моряка возрастала. Моряк-художник — называл себя Алексей Петрович Боголюбов. Внук писателя Радищева, храбрый офицер, красавец, участвовал в нескольких боевых кампаниях. Боголюбов знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников.
Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате «Камчатка», он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой. В эти же годы на острове Мадейра произошла встреча Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов рассказывает так: «Брюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидев этюды с натуры, сказал: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже"». Тогда воодушевленный Алексей Боголюбов показал Брюллову свои рисунки-карикатуры. Это — разврат». Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посвятить себя целиком искусству. В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе «Камчатка» путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба. С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств.
В Академии художеств он учится у М. Воробьева и В. Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист И. Айвазовский, хотя он и не был профессором Академии художеств. С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире. Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: «... Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили». Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе.
В 1873 году Боголюбов, на тот момент академик и преподаватель, а также лицо, приближенное к государю-императору, вступил в бунтарское, по сути, общество Передвижников. Генеральная идея передвижничества - противопоставление себя академистам с их застывшей классикой и «устаревшей» гармонией. Боголюбов же слыл пожилым мэтром — возраст под пятьдесят, вдовец, да ещё и типичное лицо Академии. Неужто, гены Радищева дали о себе знать?! Тем не менее моряк-художник сдружился с Ильёй Репиным - тот был моложе на двадцать лет. Одно из почётных мест в экспозиции занимает репинский портрет Боголюбова, писаный с невероятным уважением к «модели». В 1870-х мастер открывает для себя Москву, и панорама от дома Хлудова, о которой было сказано выше — одна из длинного ряда картин на московскую тему. Щетинистый Кремль с его башнями, Василий Блаженный, соборы скученные, всех возможных стилей и архитектур, Замоскворечье - всё это было так чудно, так оригинально! Поскольку Боголюбов был по-военному точен, мы смело можем представлять, как выглядел город во второй половине XIX века. Допустим, вид Голицынской больницы, на тот момент считавшейся «построенной на отшибе» - теперь это Ленинский проспект, а писал художник, стоя на топком, болотистом бережку, где ныне располагается Фрунзенская набережная и …редакция газеты «Завтра». Куда как более узнаваем «Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве» - эта улица частично сберегла свой облик, да и восстановленный храм высится над рекой. Алексей Боголюбов, как и большинство интеллектуалов своего поколения, был радетелем-просветителем. Главное его детище — Саратовский художественный музей и школа рисования — сейчас это Художественное училище имени А. Он был отцом моей матери. Не думал я тогда, что сделаюсь почётным гражданином этого города и что свяжу навеки радищевское имя со своим, устроив здесь музей и школу рисования», - констатировал Боголюбов. Но, увы, художник всё чаще жил за границей, наездами бывая в России. В советские годы утверждалось, что он, как наследник Радищева, опечалился сворачиванием реформ, предпочтя эскапизм - лишь бы не глядеть на триумф тёмного консерватизма. Думается, причиной являлось желание раствориться в незнакомой толпе, где никто не ведает, что за бородач пишет набережную Гавра или сидит под зонтиком на холмах Экуана. Сложные взаимоотношения Боголюбова с новым царём — Александром III также имели место, хотя, прямого конфликта не наблюдалось — Боголюбов, как истый служака, оставался лоялистом. Разве что защитил Репина с его «Иваном Грозным», убившим сына — фабула взбесила Александра, но веское слово академика остудило монарший гнев — после ходатайства Боголюбова запрет на экспонирование был снят. Картины, созданные во Франции, кажутся написанными другим человеком — у Боголюбова появилась импрессионистская нотка.
Алексей Петрович Боголюбов и его документальное наследие в ОР РНБ. К 200-летию со дня рождения
Музеи Петербурга проведут выставку к 200-летию художника-мариниста Боголюбова | И уже как профессиональный художник умел передать любое настроение переменчивых волн. Впрочем, талант Боголюбова простирался дальше морских и батальных сцен. |
Русский француз — судьба русского за 100 лет до русского Парижа | биография художника и его самые известные работы. Подробную информацию о художнике и его произведениях читайте в Артхиве. |
Новости Радищевского музея | «Алексей Боголюбов – известный русский художник-пейзажист XIX века, интерес к творчеству которого, сегодня возрос. |
Сквер возле музея в Саратове назовут в честь художника Алексея Боголюбова | Фотография с творческого занятия «Морская служба художника Алексея Петровича Боголюбова», проведенного сотрудниками Музея морского флота в Книжной гостиной Новой Третьяковки. |
Коллекцию графических работ Алексея Боголюбова впервые представили в Музее ИЗО Карелии
Онлайн-мероприятие посвящено 200-летию со дня рождения известного русского живописца Алексея Петровича Боголюбова. Боголюбов — мастер русской батальной марины, замечательная, яркая фигура в русской культуре. Художник по праву считается одним из ведущих русских маринистов и мастером пейзажной живописи второй половины XIX века, но широкой публике его работы известны мало. Профессор Императорской Академии художеств по живописи морских видов, член Товарищества передвижных художественных выставок Алексей Боголюбов многое сделал для развития русской и европейской культуры. Бывший офицер флота и знаток кораблей, он исполнял заказы русских императоров, создавая великолепные картины из истории российского флота.
Самые ранние работы, представленные на выставке, принадлежат кисти художников-реалистов конца XIX — начала ХХ века: русских мастеров Алексея Боголюбова и Василия Сварога, немецкого живописца Августа фон Сигена. Андрей Харшак и Вадим Ковалев представляют советскую школу книжной графики. Виктор Васин продолжает живописные традиции Александра Дейнеки и Георгия Нисского, Иван Годлевский и Анатолий Завьялов используют приемы французских постимпрессионистов. Работы Владислава Афоничева навеяны упрощенными формами и геометрической абстракцией Пикассо, а Виктор Тузов работает в технике абстрактного экспрессионизма. В центре экспозиции — работы уроженца тосненской земли Алексея Боголюбова 1824—1896.
Знаменитый художник — выходец из дворянского сословия, внук писателя А.
Алексей Боголюбов помогал русским художникам за рубежом, по его инициативе в столице Франции было создано Общество взаимного вспомоществования русским художникам, он устроил в Саратове музей имени Радищева многие картины оттуда представлены на выставке. Художник, попечитель, морской офицер. Выставка работает до 21 января 2024 года.
Центральный военно-морской музей ЦВММ имени императора Петра Великого проведет совместно с другими учреждениями культуры в 2024 году масштабную выставку к 200-летию художника-мариниста Алексея Боголюбова. Выставка, посвященная Боголюбову, планируется в начале февраля. В ее работе будут принимать участие другие музеи Санкт-Петербурга", - сказал он. У посетителей выставки будет возможность увидеть произведения Боголюбова и его графические работы, которые обычно хранятся в запасниках. Его называют продолжателем и второй по величине фигурой среди российских художников-маринистов после Айвазовского.
Батальные картины и тонкие пейзажи А.П. Боголюбова
- Другие новости компании «Министерство обороны РФ (Минобороны)»
- Императорский живописец «два в одном»: путешествия Алексея Боголюбова - Статьи и репортажи РГО
- Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения»
- Платный контент
- Виртуальная выставка к 200-летию со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова. Рукописи
Выставка «Посвящение. К 200-летию со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова»
1896) - один из ведущих русских маринистов и баталистов, выдающийся мастер пейзажной живописи второй половины XIX века. О личности и жизни Алексея Боголюбова рассказывают во время экскурсии. Алексей Петрович Боголюбов – «моряк-художник», был замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком. К тому времени Алексей Боголюбов уже давно жил в Париже, где продолжал помогать другим живописцам, учредив "общество вспомоществования русских художников". В Париже Боголюбов сблизился с художниками барбизонской школы, тесно общался с Камилем Коро, дружил с Шарлем-Франсуа Добиньи.
Музеи Петербурга проведут выставку к 200-летию художника-мариниста Боголюбова
Жизнь подтолкнула Боголюбова к выбору стези художника как главного жизненного призвания. Как итог, 18 ноября 1853 года он вышел в отставку с чином титулярного советника. Она посвящена Алексею Боголюбову — художнику-маринисту, основателю Радищевского музея, и приурочена к 200-летию со дня его рождения. «Алексей Боголюбов – известный русский художник-пейзажист XIX века, интерес к творчеству которого, сегодня возрос. Дача бова и ой. В Инженерном корпусе проведут выставку "Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения художника" о русском маринисте и пейзажисте второй половины XIX века. в Омске открывается выставка художника Алексея Боголюбова.
Сквер возле музея в Саратове назовут в честь художника Алексея Боголюбова
В Государственной Третьяковской галерее представили выставку «Алексей Боголюбов. Алексей Петрович Боголюбов (16 (28) марта 1824, село Померанье, Новгородская губерния, Российская империя — 27 октября 1896, Париж, Франция). Алексей Боголюбов — один из главных русских пейзажистов XIX века.