руководителем Советского государства той поры. А гостиница «Россия» была пугающе огромная, и в Москве попросту отсутствовала пожарная и спасательная техника для такого рода сооружений. История легендарной гостиницы "Россия". Гостиница «Россия» появилась на месте непостроенной (восьмой) сталинской высотки в Зарядье. Гостиница «Россия» (Москва) являлась не только одним из известнейших отелей мира, но также символом советской эпохи. Здание гостиницы «Россия» построили всего за 5 лет.
Гулливер и лилипуты
- Смотрите также
- Почему гостиницу "Россия" необходимо было снести? | О Москве нескучно | Дзен
- Гостиница «Россия» (не сохранилась)
- Пожар высшего уровня
25 февраля почти полвека назад 42 человека погибли в пожаре в гостинице «Россия»
Живой свидетель Как вскоре выяснилось, Владимиру Кошевому довелось не только бывать в легендарной гостинице, но и даже жить в ней. На следующий день в 10 утра мы услышали громкий стук в дверь. Это горничная пришла нас будить и напомнить о выселении. Она так тарабанила в дверь, потом разговаривала с нами очень сурово — таким же металлическим голосом, как и персонаж Кати Вилковой — и при этом испепеляла нас немигающим взглядом, полным презрения. Она была непреклонна, как сама судьба. А еще через пару лет я уже работал журналистом, и в холле гостиницы «Россия» брал интервью у Раймонда Паулса и Лаймы Вайкуле. Тогда в гостинице «Россия» был главный концертный зал страны, и как раз был юбилейный концерт певицы, и она останавливалась в этой гостинице. Так что у меня с этим отелем много чего связано. И должен честно вам признаться, что на съемочной площадке все воссоздано настолько точно, что мне даже сначала стало немного не по себе — как будто я попал в прошлое. Его герой служит в управлении, конкурирующем с управлением капитана Ракитина.
Актер признался, что во время подготовки к роли у него была возможность пообщаться с бывшими сотрудниками КГБ. Вот такая старая школа! Если говорить о моем герое, то он правильный офицер, очень предан своему делу, целеустремленный, но человек не очень хороший. Правда, все, что он делает, он совершает во благо и на пользу своей страны. Есть у него и одно очень хорошее качество, которое мне в нем нравится.
Это был, возможно, единственный шанс на спасение. Пожарные кинулись вязать железки. Самодельная лестница-гигант устремилась к ресторану с вынесенными стеклами. По ней вверх метнулись спасатели — встречать погорельцев.
Но вместе с пожарными поднялся и представитель «Интуриста». Он сказал: «Товарищи, надо вперед пропустить иностранцев! Их пропустили. Заметим, не женщин и детей, а именно иностранцев, как всегда было принято в СССР. Спасенный постоялец-негр кинулся лобызать руки пожарным, которые страховали спускающихся. Он был в явном исступлении и чуть было не сбивал их с ног. Дмитрий Юрченко, понимая, что человек явно не в себе, привел его в чувство ударом могучего кулака. Африканец улетел в сугроб прямо на глазах троицы Политбюро. Зато тут же успокоился.
Применение насилия к иностранцу — уголовная статья, и Юрченко знал, чем рисковал. Но наверху были люди, и их надо было спасать, презрев изъявления чувств уже спасенных. Впрочем, на следующий день сам Щелоков на планерке оценил по достоинству поступок пожарного, заметив, что лично он бы «врезал сильнее». Тогдашний начальник караула 3-й пожарной части на Красной Пресне Виктор Лизогубов вспоминал, что, когда только подняли лестницу и начали эвакуацию, некоторые мужчины отталкивали женщин и пытались выбраться сами. Но, похоже, это были единичные случаи. Куда более характерными называли иные сцены. По воспоминанию представителя штаба тушения пожара Владимира Зайцева, по лестнице спускался здоровенный мужик, который тащил на ресторанной скатерти битком набитый портфель без ручки. Ему кричали, чтобы бросил свой хлам, ибо может запросто сорваться с шаткой лестницы. Тот — ни в какую.
Посчитали, что, вероятно у него секретные документы. Но, когда мужик спустился вниз, грохнул портфель к ногам пожарных — тот доверху был набит водкой и коньяком: «Вам, ребята, за спасение! Всего по этой лестнице удалось спустить 43 человека из ресторана. Всего же в этот вечер пожарные спасли около тысячи постояльцев. Толпы народа внизу, включая спасенных, мешали пожаротушению. В штабе позвонили в концертный зал, где продолжался концерт Аркадия Райкина, и максимально корректно попросили артиста немного продлить концерт, дабы вышедшие на улицу несколько тысяч зрителей совершенно не парализовали процесс. Сатирик, не зная толком, в чем собственно дело, отнесся к просьбе с пониманием и удлинил выступление более чем на полтора часа. Ничего не знавшая о полыхающем на верхних этажах пожаре публика была в восторге. Поиск крайнего За 4,5 часа борьбы с огнем совместными усилиями пожар удалось одолеть.
Всего, по официальным данным, 42 человека погибли, в том числе пять сотрудников гостиницы. Травмированных, обожженных и отравленных насчитали 52 человека, из них 13 пожарных. Выгорело порядка сотни гостиничных номеров с 4-го по 17-й этажи общей площадью три тысячи квадратных метров. Сумма материального ущерба была спорна, политического — вообще подсчету не поддавалась. Спалить лучшую гостиницу страны в год 60-летия Октября, за три года до Олимпиады — это пахло не только потерей партбилета и теплого кресла. Тут требовался козел отпущения. Расследовать причины ЧП стали сразу несколько ведомств, начавшие параллельные поиски. Прессе, попытавшейся было живописать подвиги спасателей, сразу же заткнули рот, дабы та не ляпнула лишнее. Лишь на четвертый день после пожара в газете «Труд» промелькнула коротенькая заметочка о ЧП с соболезнованиям семьям погибших, число которых, естественно, не указывалось.
Но вся Москва видела этот пожар, и слухи о его причинах понеслись по стране со скоростью курьерского поезда. Молва тут же приписала причину поджога всем известной борьбе двух ведомств — Щелокова и Андропова. То, что в гостинице были «свои», снабженные «жучками», номера, в которые селили «пасшихся клиентов», знали многие. И то, что силовики с удовольствием ставят друг другу палки в колеса, тоже ни для кого не являлось тайной. Ходил слух, что якобы одна из служб захотела пустить локального «красного петуха» своим друзьям-соперникам, а вышло слишком с большим размахом. Эту версию развивал писатель Эдуард Тополь в романе «Красная площадь». Другие знатоки авторитетно уверяли, что поджог — дело рук неких теневых преступных деятелей о каких-то «организованных преступных группировках» тогда и понятия не имели , которые-де не поделили что-то на столичном ипподроме, вот и попытались отомстить пожаром. Третьи привычно кляли западных шпионов, хотя в эту версию мало кто верил из-за ее явной несуразности. Интересно, что версию о поджоге всячески поддерживал сам Гришин, очевидно, понимая, что слишком тщательное расследование может припомнить, кто именно гнал строителей десять лет назад и принимал здание с явными ляпами.
До пожара его уже не раз осторожно прочили в наследники Брежнева, но теперь, после такого афронта, на первый план могли выйти другие потенциальные преемники генсека из КГБ и Политбюро. Поэтому для него так важно было отыскать злой умысел в поджоге столь знакового объекта. А спихнуть пожар на отсутствие бдительности — лишний повод пнуть конкурентов из силовых ведомств. На версии с поджогом, по понятным причинам, настаивал и проектировщик Виталий Мазурин, бывший в числе восьми главных архитекторов «русского Пентагона». Он уверял, что используемые при строительстве и отделке материалы никак не могли дать того огненосного эффекта, который вызвал столь скорый и масштабный пожар. Иначе под удар попадали уже сами спецслужбы с другим наследником генсека — Андроповым. Пожарным же необходимо было прикрыть себя и выставить виновными самих работников гостиницы. Благо для этого у них был многолетний ворох предписаний, вынесенных дирекции, и благоразумно сохраненная копия «особого мнения» на акте приемки «России» в 1967 году. Поэтому им тоже версия с поджогом была более выгодна.
Участвовавшие в тушении пожара Владимир Зайцев и Василий Лященко настаивали именно на этом, утверждая, что в гостинице было сразу несколько источников возгорания. Иными словами, все сводилось к «козлам отпущения» в отеле, первые лица которого также не горели желанием идти под суд. У них были хорошие связи в МГК у Гришина, да и у самих силовиков. За следствие поэтому рьяно взялись сразу несколько автономных групп: эксперта Игоря Таубкина официальная , который принимал участие в расследовании всех крупных аварий на территории СССР последних лет, и старшего следователя по особо важным делам КГБ СССР Олега Добровольского участвовал в расследовании уголовных дел капитана 3-го ранга Валерия Саблина, поднявшего в ноябре 1975 года мятеж на большом противолодочном корабле «Сторожевой», пилота-хулигана Маттиаса Руста.
В результате был возведен комплекс, представляющий собой четырехугольник. Каждый 12-этажный корпус смотрел на разные стороны света.
К северному корпусу примыкала высотка в 23 этажа, где располагались трехкомнатные люксы. Свои двери «Россия» открыла в 1967 году и сразу попала в Книгу рекордов Гиннеса как самый крупный отель в мире. Впервые номера представляли собой хорошую, удобную квартиру с кондиционером. Не удивительно, что многие гости жили там по несколько месяцев. В ней останавливались актеры, певцы, политические деятели. И, конечно, иностранные туристы.
Жить здесь было почетно и очень удобно. Концертный зал «Россия» стал лучшей площадкой в стране. Считалось, если артист выступил в «России», значит он состоялся. Муслим Магомаев. Источник: wikipedia На протяжении нескольких лет здесь жил со своей возлюбленной Муслим Магомаев. Впервые она увидела Магомаева на проходной в Доме звукозаписи.
Певцу не заказали пропуск, и он не мог пройти. Девушка побежала к редакторам и попросила решить эту проблему. Мила, как редактор, начала работать с артистом. Вскоре между молодыми людьми вспыхнул роман. Муслим, когда приезжал в Москву, останавливался только в «России». Но в гостинице действовали правила: после 23.
Пришлось влюбленным знакомиться со всем персоналом, договариваться, чтобы Людмилу не выгоняли из номера того, кто не являлся официально ее мужем. Хотя сама пара считала себя супругами. Им так надоело оправдываться или кого-то подкупать, что артист обратился за помощью к министру внутренних дел Николаю Анисимовичу Щелокову. Тот выдал справку, в которой говорилось: брак между Магомаевым и Каревой считать фактическим. С этим документом влюбленные жили беспрепятственно не только в «России», но и во всех советских гостиницах во время гастролей. Они были всегда вместе.
Но постепенно чувства угасли. Художественный вымысел В 70-е годы «Россия» стала одной из главных достопримечательностей столицы. Не удивительно, что отель стал звездой советского кинематографа. Так, в фильме 1979 года Александра Стефановича «Пена» Алла Пугачева сыграла певицу ресторана гостиницы. И, конечно же, любимая всеми картина «Мимино», герои которой случайно стали постояльцами престижного отеля. Однако в гостинице после выхода комедии разразился грандиозный скандал.
Они суют музыкантам деньги и заказывают любимые песни. В результате в КГБ были вызван весь оркестр ресторана, их попросили написать заявление «по собственному желанию», так как в советской гостинице не могут брать деньги за исполнение песен. Испуганные музыканты обратились за помощью к режиссеру Георгию Данелии, который написал письмо примерно такого содержания: «Я за свою жизнь не встречал музыкантов, которые берут деньги. В фильме показан художественный вымысел, необходимый для развития сюжета». Стоит добавить, что все эпизоды в «России» планировалось отснять за два дня. Но планам киношников помешала страшная трагедия.
В фильме «Мимино» гостиница стала одним из «героев».
Три двенадцатиэтажных корпуса, «сцепленных» между собой в единый комплекс, 6000 проживающих, сотни человек обслуживающего персонала... То есть присвоил пожару высший уровень опасности, — вспоминал Юрий Ковалев, который как раз в тот день был оперативным дежурным по гарнизону столичного Управления пожарной охраны. Когда свернули на улицу Разина нынешнюю Варварку , вот тут и открылась нам картина... Даже бывалые бойцы такого не видели!
По фасаду северного корпуса гуляют огромные языки пламени. Горят сразу несколько этажей. Там в проемах окон — гроздья людей. Кричат, машут руками, перевешиваются через подоконники... Кто-то пробует спуститься вниз на импровизированных веревках, наспех скрученных из белья, — и срывается с высоты!..
К горящему зданию съезжались все новые подразделения огнеборцев. Прибывший по тревоге начальник Управления пожарной охраны генерал Антонов распорядился направить сюда все силы московского гарнизона. В общей сложности в Зарядье той ночью съехалось почти 1400 пожарных и более 150 единиц спецтехники. Впрочем с техникой-то как раз оказалось далеко не все благополучно. К «России» вызвали все пожарные автолестницы, имевшиеся в столице, — 19 машин.
Еще столько же прибыли из Подмосковья. Однако практически все это были «30-метровки», которые дотягивались лишь до 7-8 этажа. А горело и на 9-м, и выше! Между тем на всю столицу имелась лишь пара 52-метровых автолестниц и одна 62-метровая, — этого было не достаточно. За неимением подходящего оборудования пришлось в очередной раз рассчитывать лишь на русскую смекалку и самоотверженность.
Чтобы добраться до людей, зовущих на помощь из окна 10 этажа, боец Журавлёв вскарабкался до самого верха автолестницы, а там, встав на верхней ее перекладине, поднял над собой «штурмовку» — 4-метровую лестницу со специальными крюками на конце. Вытянувшись в полный рост, балансируя на шаткой ступеньке, пожарный умудрился зацепить «штурмовку» за подоконник верхнего этажа и тем самым дал возможность постояльцам гостиницы спускаться вниз. Правда при этом сам Журавлёв оказался в роли соединительного звена между автолестницей и «штурмовкой». Люди спускались вниз, цепляясь за плечи, за пояс, за ноги бойца, рискующего в любой момент сорваться с зыбкой опоры. Подобные же «акробатические номера» повторяли и другие пожарные.
При этом возникали ситуации. Но гражданин — ни в какую. Так и добрался со своей поклажей до самого низа. Его наши ребята спрашивают: что у тебя там, драгоценности что ли? Мужик — явно «под мухой» — открывает портфель, а он набит бутылками водки: «Это я вам, спасителям своим, принес!
Некоторые этажи полыхали от края и до края, а соседние с ними почему-то вовсе не подвергались огненной атаке... Сильнее всего пожар разгулялся на верхних этажах здания. Для находившихся там сотен людей комфортабельный отель превратился в настоящую душегубку: коридоры с поразительной быстротой заполнялись черным дымом. Чтобы добраться до лестниц, ведущих вниз, к спасению, постояльцам «России» нужно было пробежать десятки метров сквозь ядовитую пелену, в абсолютной темноте электрическое освещение отключилось после возгорания. Некоторые смельчаки все-таки пробовали пробиться, однако многие из них теряли сознание и падали на пол, едва сделав несколько шагов.
Большинство обитателей гостиницы предпочли оставаться в своих номерах. Когда пожар подступал вплотную, эти бедолаги искали спасения в оконных проемах. Стремясь вырваться из огненного пекла, они выбивали стекла. Однако это лишь усугубляло ситуацию: возникающий сквозняк тотчас затягивал в комнату хищные языки пламени. И тогда в последнем, безумном порыве люди прыгали вниз.
Практически все они разбились насмерть. Некоторые надеялись спастись при помощи подручных средств. На глазах у пожарных щуплый парнишка, скрутив длинный жгут из занавесок и простыней, уже спустился было по нему вниз, к безопасному четвертому этажу, однако внезапно вырвавшиеся из лопнувшего окна на одном из верхних этажей языки пламени пережгли самодельную веревку. Между тем, реальные шансы спастись в огненном аду были. От людей требовалось всего лишь не паниковать и действовать, помня, чему учили на занятиях по гражданской обороне.
Позднее огнеборцы обнаружили в самой пострадавшей от огня зоне номер, где укрылся армейский генерал. Оказавшись отрезанным от пути на волю, он законопатил мокрыми тряпками все вентиляционные отверстия, все щели вокруг входной двери и постоянно поливал ее водой, так и не дав возможности огню проникнуть в номер. Не растерялись и несколько постояльце-японцев. Увидев, что коридоры отеля наполняются дымом, и пути вниз уже нет, они соорудили себе повязки на рот из ткани, смоченной водой, легли на пол и терпеливо ждали, когда их вызволят из беды. Как ни удивительно, были среди постояльцев, оказавшихся в зоне пожара, такие счастливчики, которые даже не знали, что им угрожает смертельная опасность.
Добравшись до одного из номеров, бойцы пожарного расчета увидели мило развлекающуюся в постели парочку: заезжего торговца фруктами и его подружку. Кавказец выразил недовольство визиту странных гостей и поначалу никак не хотел покидать комнату. К месту трагедии один за другим подъезжали черные лимузины. Сопровождающие их крепкие ребята из Управления охраны КГБ тут же начали расчищать территорию для своих «шефов». А тут подходят какие-то мужики в штатском и командуют: «Ну-ка, капитан, двигай в сторону!
Гостиница Россия
Гостиница "Россия" в историческом районе Зарядье, возведенная в 1964 -1967 гг. по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Павла Штеллера. В медиахолле парка организовали 4D-аттракционы «Машина времени» и «Полет над Россией»: зрители сидят на динамической платформе и наблюдают за событиями из истории Москвы или за природными локациями страны, снятыми с высоты. Разрушив гостиницу "Россия", Москва лишилась одной из своих легенд, хотя легенда эта, по совести, город уродовала. «Россия» — историческая гостиница в Москве на месте старинного района Зарядье.
Москва (гостиница, Москва) — Википедия с видео // WIKI 2
- Добавить комментарий
- Гостиница "Россия" в Москве | РИА Новости Медиабанк
- Причины ликвидации "России": Чем "провинилась" самая знаменитая в СССР гостиница |
- Грандиозный пожар в гостинице «Россия» 25 февраля 1977 года | MAXIM
- Москвичи решают, что появится на месте гостиницы "Россия" - Российская газета
«Гостиница «Россия» и грозные легенды СССР
Вечером пятницы 25 февраля 1977 года в концертном зале гостиницы «Россия» проходил вечер Аркадия Райкина. Вечером пятницы 25 февраля 1977 года в концертном зале гостиницы «Россия» проходил вечер Аркадия Райкина. Вид на гостиницу «Москва» из Александровского сада в конце 1950-х. Гостиница «Россия» строилась с 1964 по 1967 годы на месте, расчищенном в ходе сталинской реконструкции Москвы. «Россия» — гостиница, построенная в Москве в 1964—1967 годах на месте старинного района Зарядье. Итак, место действия – археологические раскопки на территории будущего парка «Зарядье», на месте бывшей гостиницы «Россия».
Как появилась и исчезла гостиница Россия. История в картинках
25 февраля 1977 года в 21:24 в УПО Москвы поступило первое сообщение о пожаре в гостинице «Россия». Строительство и причины сноса гостиницы «Россия», рассказ о пожаре 1977 года. Но вот уже не первый год самый центр Москвы, а точнее окрестности Кремля обезображивает огромный забор – на месте бывшей гостиницы Россия. Сегодня рассказ о гостинице «Россия».
Старое фото гостиницы «Россия» вызвало у москвичей воспоминания
Архитектор Анастасия Колчина обсудила с де Графом главные проблемы современной архитектуры в целом — и московской в частности. Нравится ли вам, например, парк «Зарядье»? Это два очень серьезных вопроса. Мне, наконец, удалось побывать в парке и внимательно его рассмотреть только вчера во время конференции. Я знаю, что этот проект планировался очень давно. Когда я впервые оказался в Москве, как мне кажется, это было в 2000-м году, на месте парка «Зарядье» еще была гостиница «Россия». Тогда ее собирались сносить. Я хорошо помню, какие споры велись вокруг этого проекта, но к сожалению, мне так не удалось побывать на этом месте во время стройки. Впервые я увидел парк вчера — и подумал, что получилось отлично: такое встраивание общественного пространства в городской ландшафт — обязательный пункт программы модернизации больших городов. В самом парке нет ничего плохого, но его в основе его строительства — осознанная попытка стереть конкретную — и очень важную — часть русской истории.
Насколько я знаю, такие же споры ведутся по поводу здания Третьяковской галереи на Крымском валу, которое, москвичи тоже невзлюбили, как и гостиницу «Россия».
Пожарные шли в два ряда. Первый ряд тушил пламя, а второй поливал спины своих товарищей, чтобы они не загорелись. Люди совершали подвиги при спасении людей.
Лестницы доставали только до десятого этажа. И тогда бойцы вставали на последнюю, шаткую ступеньку, брали в руки лестницу — «штурмовку» с крюками, которые цепляли за подоконники или балконы. И люди таким образом спускались, в том числе по рукам, спинам и ногам пожарных. Спасти удалось больше 1000 людей.
На следующий день ни в одной газете, ни в одном выпуске новостей не было сказано о крупнейшем пожаре столетия. По официальной версии, возгорание случилось из-за оставленного паяльника в радиорубке на 5-м этаже. Но очевидцы и пожарные отказывались в это верить. Было сразу несколько очагов возгорания.
Огонь вел себя очень странно: его заливали, шли дальше, а он за спинами вспыхивал вновь. Очевидцы говорили, что перед возгоранием слышали необычные хлопки, а также видели огненные ручейки, которые при попытки залить их водой начинали гореть еще сильнее. Споры о том, что это было, поджог или случайность, ведутся до сих пор. В октябре 2017 года вышел сериал «Гостиница «Россия».
Кадр из сериала Период распада Гостиницу восстановили за 3 месяца. Спешили к Съезду профсоюзов, который должен был состояться 6 мая 1977 года в Москве. Объект сдали 29 апреля. Официально на ремонт ушло около 20 миллионов рублей.
Но ходили слухи, что эта сумма была превышена в два раза. После пожара посадили двух человек, которых обвинили в халатности: начальника службы слабых токов на полтора года и старшего инженера на год. Жизнь гостиницы изменилась после перестройки. Вместо знаменитостей там начали жить криминальные авторитеты, проводиться воровские сходки.
А после шокирующего убийства директора гостиницы Евгения Цимбалистова 9 января 1998 года ее судьба была практически предрешена. Цимбалистов был известным и влиятельным человеком. Он напрямую мог позвонить Борису Ельцину. Таких персон в стране еще не убивали.
Но это здание заслуживает того, чтобы упомянуть о нем на страницах нашего сайта. По первоначальному плану от 1935 года на этом месте должен был вырасти Дом Наркомтяжпрома, но уже к 1947-му здесь планировали поднять очередную сталинскую высотку, которая стала бы восьмой в Москве. Масштаб будущего строения, проект которого был выполнен архитектором Дмитрием Николаевичем Чечулиным , впечатлял своими гигантскими размерами: высота 32-этажного дома должна была составить 275 метров для сравнения, самая высокая высотка в столице — здание МГУ — поднимается ввысь на 238 метров.
К строительству высотки приступили, но вскоре работы по неизвестным причинам свернули. Фото 1. Гостиница "Россия" в городе Москве на Москворецкой набережной В период с 1964 по 1967 годы на сохранившемся фундаменте высотного здания возвели гостиницу «Россия».
Архитектурный проект был выполнен все тем же Чечулиным. Гостиничный комплекс, который насчитывал 3128 номеров, был рассчитан на 5300 человек и на тот момент являлся крупнейшим на европейском континенте. Гостиница «Россия» была построена по типу каре и включала в себя 4 двенадцатиэтажных здания, расположенных по периметру прямоугольного внутреннего двора.
Так как между Москворецкой набережной и улицей Варваркой существовал 10-метровый перепад высот, 3 корпуса «России» подняли на высокий стилобат.
Сенцов «Мы собирали интерьер буквально по крохам. Несмотря на то, что в отелях существуют свои законы планировки, мы ничего заново не придумывали. Например, холл мы снимали в МГСУ. Номера мы снимали в павильоне, чтобы можно было подсветить маленькие комнатки и не зависеть при этом от времени суток. Гостиничные коридоры — тоже декорация, а один из коридоров гостиницы — это текстильный университет имени Косыгина. Ресторан мы снимали в одном из санаториев. У нас была задача сделать два ресторана из одного, и, по-моему, мы справились.
Почему демонтировали гостиницу Россия в Москве
Когда я впервые оказался в Москве, как мне кажется, это было в 2000-м году, на месте парка «Зарядье» еще была гостиница «Россия». Тогда ее собирались сносить. Я хорошо помню, какие споры велись вокруг этого проекта, но к сожалению, мне так не удалось побывать на этом месте во время стройки. Впервые я увидел парк вчера — и подумал, что получилось отлично: такое встраивание общественного пространства в городской ландшафт — обязательный пункт программы модернизации больших городов. В самом парке нет ничего плохого, но его в основе его строительства — осознанная попытка стереть конкретную — и очень важную — часть русской истории.
Насколько я знаю, такие же споры ведутся по поводу здания Третьяковской галереи на Крымском валу, которое, москвичи тоже невзлюбили, как и гостиницу «Россия». Но для меня оба эти здания являются неотъемлемой частью московского ландшафта и связаны с определённым периодом в истории страны, а потому заслуживают, чтобы их не сносили, а сохранили или перестроили, даже если снос означает появление прекрасного парка. Это великолепный пример современно архитектуры, парк очень хорошо спроектирован и продуман. Просто мне не по душе сам факт сноса гостиницы «Россия», так что я всегда буду смотреть на парк сквозь эту призму.
Но почему вас интересует мое мнение по поводу парка «Зарядье»? Это просто хорошая тема для начала разговора.
Здесь реконструировали фрагменты Великой улицы и создали 3D-модели старинных карт, планов, берестяных грамот и других артефактов. На фото — инфопавильон с QR-кодами, в которых зашифрована вся информация о парке. Сен 9 2017 в 12:54 PDT Пожалуй, самый яркий архитектурный объект на территории парка — так называемый парящий мост. У конструкции нет опор, ее поддерживают натянутые тросы.
Если говорить о моем герое, то он правильный офицер, очень предан своему делу, целеустремленный, но человек не очень хороший. Правда, все, что он делает, он совершает во благо и на пользу своей страны. Есть у него и одно очень хорошее качество, которое мне в нем нравится. Это прекрасное чувство юмора.
Оно помогает моему герою многого добиться. Павел рассказал и об одном мистическом обстоятельстве. Пожар сердца Итак, сотрудница орготдела гостиницы «Россия» Ксения Романовна Баскакова в исполнении очаровательной Екатерины Вилковой отвечает за прием и комфортное пребывание в отеле гостей, среди которых — по большей части, советская знать и высокопоставленные иностранцы. Получить работу в этой гостинице — большая удача, а удержаться на ней — непростая задача. Баскакова работает в атмосфере подозрительности и интриг. В гостинице «Россия» идет скрытая борьба за власть, и соблюсти нейтралитет не получается. Героине предстоит сделать не один сложный выбор, в том числе и в отношениях с любимым человеком. А когда все трудности и опасности, казалось бы, позади, в гостинице случается страшный пожар... Актриса очень многое привнесла в образ своей героини, — уверена продюсер фильма Елена Денисевич. В картине зрители увидят также Анатолия Горячева, Данилу Дунаева и других популярных актеров и актрис.
Премьера фильма «Гостиница "Россия"» запланирована на конец 2016 года.
Таким образом, снесение гостиницы Россия было обусловлено техническим состоянием здания и необходимостью модернизации гостиничного комплекса столицы. Однако это решение вызывало контроверсии и недовольство граждан. По его мнению, пожар был умышленным.
Антонов усомнился в версии о коротком замыкании, которую продвигали правоохранительные органы, и указал на многочисленные факторы, которые могли повлиять на возгорание. Мастер смены службы на вторые сутки после пожара покончил с собой. Пожар обнажил слабые места в системе пожаротушения и эвакуации, что привело к многим жертвам. Сигнал о возгорании поступил в 21:25.
На борьбу с пожаром было брошено свыше 1600 человек.
Полвека «России»: история самой известной советской гостиницы
Вот вид на гостиницу с запада - с южной части Красной площади; фотография была сделана мною в сентябре 2004 года. А здесь здание предстает с северо-запада в перспективе одной из улиц Китай-города близ ГУМа осенью 2003 года. Это одна из первых фотографий, сделанных моей первой цифровой камерой в конце мая 2002 года. Такой «Россия» выглядела с северо-востока - с древней улицы Варварки. Как было видно выше, гостиница и в самом деле зрительно и стилистически подавляла куда более скромную в размерах историческую застройку Зарядья.
Стоит взглянуть на старые фотографии этого района города, чтобы оценить масштабы утраты. Согласно археологическим данным, этот район был населен еще в XIII веке. Имя он получил от своего местоположения за длинными торговыми рядами, тянувшимися от Москвы-реки до улицы Варварки. Именно тут проходила одна из древнейших улиц города - Великая, позже названная Мокринским переулком.
В 1534-1538 годах Зарядье вместе со всем Китай-городом было обнесено оборонительной стеной, отделившей этот район в том числе и со стороны реки. Долгое время из-за отсутствия стока вод Зарядье, особенно нижняя его часть, было весьма грязным местом. Выход на набережную открыли только в 1782 году с обустройством в стене Китай-города Проломных ворот. Несмотря на престижную казалось бы близость к сосредоточию власти, район населял преимущественно мелкий торговый и ремесленный люд.
Ситуация не изменилась и после 1812 года, когда практически вся застройка выгорела в большом московском пожаре. К слову, именно в Зарядье находилось Глебовское подворье - единственное место в городе, где в течение большей части XIX века дозволялось останавливаться еврейским купцам, и тут даже возникло нечто вроде гетто. На данном снимке дан общий вид западной части Зарядья в 1930 году, что позволяет составить некоторое мнение об архитектурном облике района. Фотография того же года, вид на Зарядье и еще густо застроенный Васильевский спуск со стороны Большого Москворецкого моста.
В левом верхнем углу кадра можно заметить Покровский собор на Рву, более известный как храм Василия Блаженного. В глубине же район этот был весьма бедным и преимущественно депрессивным, в этом смысле мало чем отличаясь от лежащей невдалеке конечно, если рассматривать период уже после разорения криминального рассадника в последней. Однако сомнительная честь практически полного уничтожения старинного Зарядья, вопреки распространенному мнению, принадлежит вовсе не строительству гостиницы «Россия». Начало ему было положено значительно раньше.
Еще в 1934 году была снесена большая часть Китайгородской стены, и район стал полностью открыт со стороны набережной. Годом позже началось проектирование грандиозного здания Наркомата тяжелой промышленности, которое собирались строить примерно на этом же месте. И хотя проект в итоге заморозили, старые дома продолжали активно сносить, причем не только здания XIX века, но и куда более древние церкви, пережившие пожар 1812 года. В 1947 году в Зарядье затеяли строительство одного из восьми запланированных московских сталинских высотных домов другие семь были построены, среди прочего это главный корпус МГУ, гостиница «Украина», дом на Котельнической набережной и т.
Хотя строительство 32-тажного 275-метрового гиганта именно он изображен на этом эскизе успели начать, даже выполнили нулевой этап и возвели стальной каркас до высоты восьмого этажа, смерть Сталина поставила точку и в этом проекте. Вскоре Хрущев выступил с критикой «архитектурных излишеств», что окончательно решило судьбу амбиционной стройки. Однако к тому времени от былого Зарядья уже мало что уцелело… В 1964 году с использованием фундамента невозведенной высотки началось строительство крупнейшей в Европе гостиницы «Россия». По иронии судьбы руководителем проекта был тот же Дмитрий Николаевич Чечулин, являвшийся главным архитектором десятилетием ранее замороженного здесь высотного дома.
Новое здание, правда, было выдержано не духе сталинского ампира, а скорее в так называемом международном стиле - развитии модернистского. Огромное здание в плане представляло собою прямоугольник размерами 250 на 150 метров, образованный четырьмя 12-этажными корпусами, северный из которых был увенчан 23-этажной башней. В гостинице насчитывалось 3182 номера, несколько ресторанов, кафе и т. Главный фасад западного корпуса, обращенного в сторону Кремля.
Из-за такого расположения этот корпус считался самым престижным, тут находились только номера повышенной комфортности. Между тем до ближайшей станции метро - «Китай-город» -отсюда идти было дольше всего: приходилось сначала огибать западный вестибюль, а потом идти вдоль всего северного, и только после этого можно было попасть на Варварку около входа в южной части площади Варварских ворот. Вдали можно видеть Старое Английское подворье XVI века в свое время подаренное Иоанном IV Грозным английским купцам и отобранное царем Алексеем Михайловичем после Английской революции, послужившей формальным предлогом, на деле же главную роль сыграли интересы меркантилизма и угол храма Максима Блаженного на Варварке самого конца XVII столетия. Кое-какие памятники старины все же пережили градостроительные метаморфозы середины прошлого века.
Увенчанный башней северный фасад. Насколько я понял, в неофициальном гостиничном «табеле о рангах» этот корпус стоял на втором месте после западного. Тем не менее здесь уже встречались довольно-таки дешевые стандартные номера. В башне же, если не ошибаюсь, кроме ресторанов находились только люксы и полулюксы - там мне останавливаться не доводилось.
К северному вестибюлю подходила автомобильная эстакада, видимо, когда-то предназначенная в основном для туристических автобусов. Мне, часто жившему в этой гостинице, начиная с 2002 года и до самого ее закрытия, ни разу не доводилось видеть движение по этой эстакаде. Между тем наземные стоянки были достаточно обширны. Случались попытки сделать их платными, но всякий раз они заканчивались неудачей, вероятно, в борьбе с антимонопольщиками.
Кстати, с такси здесь вообще было очень просто. Дело в том что поблизости находится Старая площадь, где расположены соответствующие госструктуры, а шоферы служебных авто, возвращающиеся порожними, всегда не прочь заработать, благо бензин бесплатный, за амортизацию машины также платить не из своего кармана. Так что стоило выйти на Варварку, поднять руку - и максимум через пять минут уже можно было за удивительно небольшие по столичным меркам деньги ехать в салоне чванливой чиновничьей BMW или Audi с российским триколором вместо индекса региона на номере. Доводилось мне таким образом разъезжать и на машине с мигалкой, правда, последняя была отключена.
Фотографий восточного корпуса, к сожалению, у меня нет, хотя первое время из соображений экономии я чаще останавливался именно там. В феврале 2002 года, когда я впервые жил в «России», прельщенный ее удобным для командировочного расположением, двухместный номер я не любил тесные одноместные, благо разница в цене обычно была смехотворной стоил тысячу рублей в сутки. Однако на тот период пришлось начало стремительного подорожания столичных гостиниц. В итоге уже в августе того же года я предпочел перебраться в «Измайловскую» примерно на пару лет, пока там в свою очередь не начались неприятные новые веяния , где за меньшие деньги тогда можно было снять куда более приличный номер: с новой мебелью, чистым ковролином на полу, современной сантехникой, холодильником и т.
В противоположность восточному южный корпус я фотографировал. Это его вид с противоположной стороны Москвы-реки поздней осенью 2002 года. Тут видно, что выходящая к реке часть «России» из-за разницы высот с Варваркой была построена на 10-метровом стилобате, облицованном коричневым полированным гранитом. Южный корпус отличается от остальных отсутствием отдельного вестибюля для проживающих: даже стойка размещения у него общая с восточным.
Дело в том, что в южной части здания в 1971 году открылся концертный зал «Россия» на 2500 мест, а в стилобате разместили двухзальный кинотеатр «Зарядье». Вот он, южный вестибюль, служащий входом в концертный зал. Вид с 10-метровой высоты стилобата на Раушскую набережную. Именно из-за этой красочной картины я, пока не хватало денег на номера повышенной комфортности западного крыла, предпочитал останавливаться в считавшемся наименее престижным южном корпусе.
У юго-восточного угла гостиницы сохранилась церковь Зачатия св. Этот снимок я сделал в ноябре 2003 года, когда первый и единственный раз остановился в одноместном номере с окном, выходящим во внутренний двор. Если ничего не путаю, я тогда вообще не собирался выбирать «Россию», но надо было срочно лететь, а в «Измайловской» не оказалось устраивающих меня номеров. Зато у меня остался этот снимок, на котором хорошо видно не только башню, но и концертный зал «Россия».
Настало время показать сам номер этой трехзвездочной гостиницы. Снимков стандартных номеров у меня, увы, нет, почему-то не догадался в свое время их фотографировать, так могу предложить только виртуальную экскурсию по двухместному номеру повышенной комфортности западного корпуса с видом на Кремль. Это вид прихожей из комнаты. Слева можно видеть дверь стенного шкафа, по правую руку находится вход в санузел.
Вот последний собственной персоной. Стоил такой номер, если мне не изменяет память, от 3500 рублей где-то в самом начале 2005 года до 4200 рублей к декабрю. Меня порадовало, что там, в отличие от стандартных номеров, был телефонный аппарат, подключенный к европейской розетке, то есть его легко было отключить, просто выдернув штекер. В стандартных же номерах шнур наглухо уходил в стену.
Это было неприятно, если вспомнить, как часто звонили поздними вечерами агентства, предлагающие услуги дам легкого поведения.
Международный готовится съезд. Нету свободных в гостинице мест!
Самуил Маршак Стихотворение «Мистер Твистер», 1933 Вместимость 5300 человек позволила комплексу оказаться в Книге рекордов Гиннесса, что в те года казалось престижнее мишленовского путеводителя, в СССР не признанного. Постройку сдали в эксплуатацию по традиции к памятной дате — 50-летию Октябрьской социалистической революции, то есть в 1967 году. Выбранное место — микрорайон Зарядье — считалось у строителей слегка проклятым.
Ничего путного там не получалось возвести уже много десятилетий: мешали капризные почвы и близость Москвы-реки. Тем не менее стройку завершили победно. Только никто не подумал о том, что это здание вполне может стать советским аналогом «Титаника», на котором не хватало шлюпок.
А гостиница «Россия» была пугающе огромная, и в Москве попросту отсутствовала пожарная и спасательная техника для такого рода сооружений. На десятый год работы комплекс функционировал в штатном режиме. Само собой, с аншлагом.
В половине десятого вечера пожарные службы получили звонок, сообщавший о возгорании на 13-м этаже. Забавно, что в некоторых суеверных странах мира, например в Британии, в гостиницах частенько не бывает 13-го этажа, его от греха подальше именуют 12B.
Зима 2012 года В 2004 году власти Москвы решили снести гостиницу, мотивируя это тем, что здание сильно обветшало. На месте «России» планировалось построить многофункциональный гостинично-офисный комплекс общей площадью 410 тысяч квадратных метров с подземной парковкой на 2,5 тысячи машиномест.
Новый проект предполагал, во-первых, снижение высотности гостиницы — до 6 этажей, а во-вторых, максимальное приближение к стилю окружающей застройки. Номерной фонд будущего отеля также должен был уменьшиться — до 1500 номеров. В ноябре 2004 года был проведен конкурс на реконструкцию гостиницы, в котором участвовали Bauholding Strabag AG с компанией Dubai Investments в качестве соинвестора , компания «Монаб» дочерняя структура банка « Еврофинанс Моснарбанк » и принадлежащая Шалве Чигиринскому «СТ Девелопмент». Первые два участника предложили инвестировать в проект 2 и 1,45 миллиарда долларов соответственно, Чигиринский готов был расстаться с 830 миллионами — в итоге его компания и выиграла конкурс.
С 1 января 2006 года «Россия» была закрыта, а в марте начались работы по разборке здания. Гостиницу именно разобрали, а не снесли. Подрывать здание было нельзя из-за близости Кремля. Поэтому верхние пять этажей разобрали при помощи башенных кранов.
Краны были установлены на специально построенные для них колонны, так как ставить их на поверхность первого этажа было нельзя — в подвалах гостиницы «Россия» находились трансформаторные подстанции и коммуникации. Вес каждой панели, из которых были сложены стены гостиницы — более 8 тонн.
Тараканы и клопы отныне — новая визитная карточка здания, его представительский уровень стремительно снизился. Неожиданная попытка ускорить разборку «России» Снос гостиницы Россия Предприниматель Шалва Чигиринский с легкой руки Лужкова мог получить возможность реализации крупного инвестиционного проекта. В 2004 г. В том же году вышеупомянутый Чигиринский выиграл тендер на застройку «России» при странных обстоятельствах — была очевидна спешка, все сроки оформления и предоставления документов максимально сокращены, а размер предложенного бюджета не соответствовал минимальному.
Гостиница Россия Фото Внутри. Стало понятно, что условия тендера готовились «под Шалву», ведь за указанные 2 месяца было невозможно подготовить инвестиционный проект, доказать свою состоятельность. В итоге суд признал недействительными условия тендера. Гостиница была закрыта в 2006 г. В течение первого полугодия ее разобрали на четверть. Стройплощадка на месте бывшего величественного здания еще долго была окружена забором, пока через многие годы на этом месте не появился современный парк "Зарядье".
Смотровая площадка вечером Парк "Зарядье" вечером.
ИСТОРИЯ САМОГО РОСКОШНОГО ОТЕЛЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ПОЛНАЯ ИНТРИГ! Гостиница Россия. Русский Канал
Во время партийных съездов они по традиции размещались в гостинице «Москва», занимая все этажи, так что даже народным артистам, музыкантам и другим именитым гостям не всегда удавалось заполучить свободный номер. Требовался современный гостиничный комплекс в самом центре столицы, способный разместить не одну тысячу постояльцев. Его проектирование поручили группе архитекторов под руководством все того же Дмитрия Чечулина. Архитектор, до того времени прочно ассоциировавшийся со сталинским ампиром, стал автором одного из самых узнаваемых памятников советского модернизма. Возвести здание решили на фундаменте, оставшемся от высотки в Зарядье металлический каркас к тому времени уже был разобран и использован при строительстве стадиона «Лужники». Хрущев же, придя к власти, открыл Кремль, а в двух шагах от него построил гостиницу, как бы приглашая в Москву весь мир. Так что выбор места строительства «России» — очень символический жест», — объясняет историк архитектуры Наталья Самовер. Двухкомнатный номер в западном корпусе гостиницы «Россия». Грановский и А. Благодаря этому вместимость гостиницы выросла почти до 3 тыс. На высокий гранитный стилобат архитекторы водрузили три 12-этажных корпуса, обращенных к Москворецкой набережной.
Помимо номеров, здесь находилась просторная галерея и концертный зал на 2,5 тыс.
Гостиница "Россия" вдалеке за ГУМом. Вид от Старого Английского двора. Большой Москворецкий мост. Гостиница "Россия". Фото 2005. Вид на гостиницу "Россия" с Раушской набережной. Гостиница "Россия" и Большой Москворецкий мост. Вид с Софийской набережной. Гостиница "Россия", Большой Москворецкий мост и Раушская набережная.
Вид с Москвы-реки.
Всего были эвакуированы около одной тысячи постояльцев гостиницы. Пожар в гостинице «Россия» повредил свыше ста номеров, оснащённых самой современной на тот момент импортной техникой. По официальной версии, возгорание случилось из-за забытого включённого паяльника в радиорубке гостиницы.
Сотрудники радиослужбы, подозреваемые в нарушении правил пожарной безопасности, были в скором времени арестованы. На скамье подсудимых оказались два человека. Один из которых был приговорён к двум с половиной годам тюремного заключения, а другой получил срок в полтора года. Интересным фактом является то, что ещё до момента окончания судебного процесса на территорию гостиницы были допущены рабочие, начавшие производить ремонт здания.
Оценка масштаба бедствия Этот пожар признан одним из самых больших за весь двадцатый век. Причём не только на территории Советского Союза, но и в мировом масштабе. После этого события во всех подобных заведениях нашей страны стали тщательно контролировать соблюдение пожарной безопасности как сотрудниками, так и постояльцами. В зоне особого внимания оказались электрические нагревательные приборы бытовые и профессиональные.
Помимо официальной версии событий, существуют также несколько неофициальных. Самой распространенной из которых является версия о намеренном поджоге одного из корпусов гостиницы. Государственные средства массовой информации в течение долгого времени не упоминали о случившемся событии. Лишь спустя несколько дней было объявлено о происшествии.
От имени правительства семьям пострадавших было выражено соболезнование и дано обещание разобраться в произошедшей трагедии и найти виновников. Трагические события в гостинице «Россия» легли в основу сюжетов нескольких литературных произведений, также о пожаре был снят документальный телефильм. Последние годы существования гостиницы В начале нового тысячелетия правительство Москвы поставило вопрос о сносе гостиничного комплекса с последующим строительством на этой территории современного отеля с подземным гаражом на несколько тысяч автомобилей. При этом число этажей было решено сократить до шести, а само строение должно было соответствовать по стилю окружающему архитектурному ансамблю.
Соответственно, количество гостиничных номеров сокращалось в несколько раз. В 2004 году был проведён конкурс среди компаний, предлагавших свои услуги по реставрации гостиницы. Но выигравшей право проведения ремонтных работ не удалось достичь согласия по определённым вопросам с правительством Москвы. В итоге реконструкция была отменена, а сама гостиница через некоторое время закрылась для посетителей из-за аварийного состояния зданий.
Демонтаж комплекса В 2006 году принято решение об устранении комплекса, и в этом же году гостиница «Россия» демонтирована. Здания были разрушены именно таким способом. Из-за непосредственной близости Кремля подрыв строений совершать в этом районе запрещено. Поэтому гостиница была разобрана на составляющие её панельные блоки с использованием башенных кранов.
Краны, установленные на специальные цоколи, спускали вниз строительные блоки, которые затем были погружены на баржи и вывезены за пределы города по Москве-реке. В некоторых случаях блоки невозможно было поднять даже при помощи кранов, рассчитанных на поднятие многотонных грузов.
Не так чтобы полностью, но большую часть. А вот с башней не сложилось, хотя и стилобат выстроить успели, и нулевой цикл завершили, и даже стальной каркас до восьмого этажа возвели позже он был частично использован при строительстве Центрального стадиона в Лужниках. Но умер Сталин и стало не до высоток я хоть и иронизирую, но проект-то очень интересный был, только что совершенно не на месте. Фото сер.
Разборка построенных восьми этажей несостоявшейся высотки. Мачта ЛЭП видна, а их в кон. Плюс неоднократно читал, что частично каркас для Лужников использовали см. Лужники давно уже построили. И на ряде снимков конца 1950-х гг. Строить начали стекло-бетонные сараи.
И в Зарядье решили построить гостиницу. На фундаментах несостоявшейся высотки. Архитектором позвали всё того же Чечулина. А посему в начале 1960-х остатки Зарядья доломали окончательно. Фото 1960 г. Второй этап сноса Зарядья.
Точнее даже третий. Второй этап был в 1951 г. Этот бредовый проект со сносом церкви Максима Блаженного, Знаменского собора, здания Старого Гостинного двора, остатков Богоявленского и Заиконоспасского монастырей вызвал решительный протест Комиссии МОСХа и возмущение общественности Москвы. Письмо, подписанное художником Павлом Кориным и писателем Леонидом Леоновым, было направлено Хрущёву, который вынужден был приостановить эту чудовищную акцию. Благодаря этому мы имеем хотя бы те остатки былого Зарядья, которые можно увидеть по чётной стороне улицы Варварка. Да ещё церковь Зачатия св.
Анны, что в Углу. Фото 1961 г.
Как появилась и исчезла гостиница Россия. История в картинках
Комплекс гостиницы «Россия» в Москве включал в себя зал для проведения концертных мероприятий и кинотеатр, находившийся этажом выше. «Гостиница «Россия», эпический сериал «АМЕДИА Продакшн» и кинокомпании «Марс Медиа» – ретро о любви и интригах, бурных романах и политических тайнах. К гостинице «Россия» выехали пожарные Москвы и Московской области.