16 января 1973 года автоматической станцией Луна-21 был доставлен на Луну Луноход-2 второй из серии советских лунных дистанционно-управляемых самоходных аппаратов-планетоходов. Вымпелы с барельефом В.И. Ленина, государственным флага СССР, герба СССР с надписью "50 лет СССР", "Лунохода-2" и станции "Луна-21", подготовленные для отправки на Луну. Рассекречены данные о миссии СССР на Луну ynews, СССР, луна, луноход, новости, рассекреченное. Советский аппарат 8ЕЛ №203, более известный, как "Луноход-1" успешно работал на поверхности Луны с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года, то есть 10,5 земных месяцев.
В советских луноходах были микросхемы из Таганрога
Транспорт для спутника: как в СССР создавали и испытывали луноходы | Вокруг Света | Лайф разбирался, какие причины привели к закрытию амбициозного советского проекта "Луноход". |
День в истории. Луноход: maysuryan — LiveJournal | Как Советский Союз совершил посадку на Луне. |
ВЗГЛЯД / Как «Луноход-1» стал советским ответом Америке :: Общество | Рассмотрим историю первого лунохода, разработанного и запущенного в Советском Союзе. |
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
Несмотря на такое расстояние от нашей планеты, устройство выполняло команды с задержкой всего в 5 секунд. Кстати, если вам интересно узнать о том, как Луна поможет нам найти жизнь в космосе, то переходите по ссылке на другой наш материал. Через определенные промежутки времени аппарат выходил на связь с Землей и передавал ученым данные о своих новых исследованиях. Однажды луноход не вышел на связь, и программа по исследованию спутника Земли была закрыта. Спутникам не удавалось засечь потерянный аппарат, и его посчитали пропавшим.
Спустя целых 40 лет астрономы из США заметили тот самый некогда потерянный на Луне аппарат. На верхней его части находился специальный отражатель.
Эта возможность в ходе эксплуатации никогда не была использована [1]. Аппарат был рассчитан на передвижение даже в случае, когда ведущими останутся лишь по два колеса с каждой стороны [2]. Внешние устройства лунохода имеют пассивное терморегулирование.
Гермоконтейнер обеспечивается стабилизацией температуры с помощью двухконтурной активной циркуляционной системы терморегулирования, включающей контуры нагрева и охлаждения. Контур нагрева соединяет изотопный теплогенератор, находящийся снаружи гермокорпуса, и внутренний теплообменник. Охлаждающий контур включает в себя радиатор-охладитель на верхнем основании гермоконтейнера и четыре испарителя-теплообменника, в которых газ-теплоноситель охлаждается за счёт испарения воды по незамкнутому циклу, то есть вода испаряется во внешнее пространство [2]. Испарители-теплообменники, расположенные на магистрали, соединяющей радиатор и гермоотсек, дополнительно охлаждают газ-теплоноситель во время движения при больших углах возвышения Солнца. Перемещение газа по магистралям и внутри гермоконтейнера обеспечивается системой заслонок и вентиляторов, управляемых автоматически.
Ориентация контролировалась с помощью внутренних гироскопов [2]. Запуск и эксплуатация[ править править код ] Автоматическая межпланетная станция « Луна-17 » с «Луноходом-1» стартовала 10 ноября 1970 года и 15 ноября вышла на орбиту искусственного спутника Луны. На поверхность Луны был доставлен пятиугольный вымпел с барельефом В. В 06:28 UT были откинуты пандусы, «Луноход-1» открыл крышки телекамер и передал панораму пандусов, чтобы убедиться в отсутствии препятствий, а затем съехал на лунный грунт, проехал 20 м по поверхности и поднял крышку с солнечной батареей для зарядки аккумулятора. За первые трое земных суток луноход проехал 197 метров и в связи с наступлением лунной ночи перешёл в ждущий режим [2].
В течение первых трёх месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки пилотируемой лунной кабины. После выполнения программы луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса 3 месяца.
Всемирно известный луноход Бабакина В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую лунную программу Георгию Николаевичу Бабакину в конструкторское бюро химкинского Машиностроительного завода имени С. Это решение Королёв принял с тяжёлым сердцем. Он привык в своём деле быть первым, но с колоссальным объёмом работы в одиночку не мог справиться даже его гений, поэтому мудро было работу разделить. Следует отметить, что с поставленной задачей Бабакин справился с блеском! Отчасти ему на руку сыграло то, что в 1966 году автоматическая межпланетная станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Селену, и советские учёные наконец-то получили точные представления о поверхности естественного спутника Земли. После этого внесли коррективы в проект лунохода, изменили ходовую часть, да и весь внешний вид претерпел существенные изменения.
Луноход Бабакина встретил восторженные отзывы всего мира — как среди учёных, так и среди простых людей. Едва ли какое-нибудь средство массовой информации в мире обошло вниманием это гениальное изобретение. Кажется, что и сейчас — фотографией из советского журнала — перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн. А всё-таки, какой он? По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Колёс у лунохода восемь, причём у каждого из них свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке в «кастрюле» размещалась аппаратура бортовых систем.
Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью. Она обеспечивала подзарядку всех систем.
После этого «Луна-25» начала пятидневный автономный полет. Никаких сбоев во время запуска не зафиксировали. Первая прошла 12 августа, вторая — 16 августа. После этого станция вышла на окололунную промежуточную орбиту. Представители Роскосмоса сообщали , что «все системы функционируют штатно, связь устойчивая». У станции нет посадочного модуля, поэтому она должна была сесть целиком. Планировалось, что устройство будет посылать к Луне радиосигналы и принимать отраженные от ее поверхности.
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
Третья версия лунного беспилотника, планетоход "Луноход-3", на свою планету снова не попал, поскольку СССР чуть раньше свернул лунную программу. серия советских роботизированных луноходов, предназначенных для посадки на Луну в период с 1969 по 1977 год. Ровно 50 лет назад Советский Союз стал первой страной, успешно доставившей на Луну самоходный аппарат – «Луноход-1». Подготовленный более 60 лет назад советскими инженерами документ содержит подробную информацию о работе бортовых передатчиков, антенных систем, систем телеметрии. 17 ноября 1970 года советская космическая программа совершила еще один эпохальный шаг – «Луноход-1» проехал свои первые метры по внеземной поверхности. Советский планетоход "Луноход-1" в павильоне №32 "Космос" на ВДНХ в 1971 году.
Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли
В советских луноходах были микросхемы из Таганрога | Журнал Кто Главный | Луноход-1 был первым из двух автоматических аппаратов, изучавших Луну в рамках советской программы «Луноход». |
«Луноход-1» | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов | новости Ростова и области. |
История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся
В 2024 году США планируют отправить к южному полюсу тяжелый луноход Viper, в этом же году начнется новый этап китайских миссий. За время работы «Лунохода» камера малокадрового телевидения передала водителям более 25 тысяч снимков. 17 ноября 1970 года начал работу первый в истории планетоход – советский "Луноход-1". Ровно 50 лет назад Советский Союз стал первой страной, успешно доставившей на Луну самоходный аппарат – «Луноход-1». «Луноход-3» так и не состоялся, хотя программы по дальнейшей разработке космических планетоходов Советский Союз вел достаточно активно. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья.
Советская Луна
Астрономы из США обнаружили пропавший 40 лет назад луноход СССР и хотят воспользоваться им для. Как Советский Союз совершил посадку на Луне. «В связи с выходом из строя навигационной системы лунохода при посадке экипажу лунохода пришлось ориентироваться по окружающей обстановке и Солнцу. «Лунохо́д-1» — луноход, первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луны с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года. Спустя всего три года советские ученые отправили на Луну еще один аппарат, брата-близнеца "Лунохода-1".
«Луна-17»: «Наш любимый лунный трактор…»
Масса "Лунохода-2" была потяжелее и равнялась 840 кг. Луноход имел две пары по четыре колеса, благодаря которым он и перемещался по поверхности Луны. Длина корпуса составляла около 170 см, ширина - около 160 см. Обязательно, скажем о том, что у "Лунохода-2" каждое колесо было оборудовано независимой подвеской, собственным мотором и тормозом. Это было прорывным решением, тем более, в начале 1970-х гг. АМС "Луна-21" на поверхности Луны.
Снимок, сделанный аппаратом LRO. Взято из открытых источников Второй луноход отличался от второго еще системой питания. Например, у "Лунохода-1" была установлена кремниевая солнечная панель, а вот у "Лунохода-2" уже использовался арсенид-галлиевые элементы. Благодаря им, на борту второго лунохода производилось до 1 кВт мощности. Кроме того, атомное топливо, имевшееся на борту "Лунохода-2" использовалось для обогрева аппарата во время длительной лунной ночи, составляющей, бе малого 14 дней, что очень долго, а значит, сложная аппаратура могла бы за это время, попросту, замерзнуть.
Ну и теперь, вернемся с Луны на Землю.
Температура внутри герметичного контейнера лунохода 15 сентября 1971 года начала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла, 30 сентября аппарат не вышел на связь, и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены. На «Луноходе-1» был установлен уголковый отражатель, с помощью которого ставились эксперименты по точному определению расстояния до Луны. Отражатель «Лунохода-1» в первые полтора года работы обеспечил порядка 20 наблюдений, но затем его положение утерялось. В марте 2010 года «Луноход-1» был обнаружен исследователями на снимках зонда LRO. Группа американских ученых из университета Калифорнии в Сан-Диего под руководством Тома Мерфи 22 апреля 2010 года сообщили, что смогли впервые с 1971 года получить отражение лазерного луча от отражателя «Лунохода-1».
No comments Log in or sign up to add a comment Next publication.
В камерах использовались специальные приёмные трубки — видиконы с регулируемой памятью пермахоны [2] типа ЛИ414, позволявшие экспонированное в сотые доли секунды изображение передавать в течение десятков секунд в узкой полосе частот с четкостью 500—600 линий [4]. Одна из телекамер находится строго по центру гермокорпуса, вторая смещена вправо на 400 мм, оптические оси обеих камер параллельны продольной оси лунохода [5]. Рядом с камерами находится остронаправленная антенна с электромеханическим приводом, обеспечивающим точное наведение антенны на Землю, и неподвижная коническая спиральная антенна, а также кронштейн с жёстко закреплённым оптическим уголковым отражателем [1].
На каждом из бортов корпуса установлены по две штыревые приёмные антенны и в приливах гермокорпуса по две панорамные телефотокамеры, снимающие панорамы перпендикулярно своей оси. Камера выдвинута так, чтобы крышка лунохода не перекрывала поле зрения сверху, её ось находится на высоте 1113 мм. Эти камеры, работая вместе, позволяют получить стереоскопические изображения со стереобазой 2,3 м участков поверхности, находящихся на расстоянии 4,5 м впереди и сзади лунохода. Кроме того, эти телефотокамеры конструктивно объединены с расположенными ниже их датчиками лунной вертикали, представляющими собой круглую стеклянную чашу с радиальной калибровочной шкалой и свободно катающимся в ней металлическим шариком.
Изображение калибровочных шкал и шариков передаётся как часть панорам [1] [5]. Все четыре панорамные телефотокамеры используют одноканальные фотоприёмники фотоумножитель ФЭУ-96, имеющий площадь фотокатода 3 мм2, на который передаётся свет с помощью системы оптико-механической развёртки [4]. Каждая панорамная камера имела фокусное расстояние 12,5 мм, относительное отверстие 1:6, расстояние фокусировки от 1,5 м до бесконечности. Панорамы могли передаваться с двумя скоростями 4 или 1 строка в секунду , соответственно полная 360-градусная панорама снималась за 25 или 100 минут.
В камерах использовалась автоматическая регулировка чувствительности по сигналу с постоянной времени 5…10 с, а также дополнительный режим работы с пониженной чувствительностью для съёмки Солнца. На задней части корпуса установлен изотопный теплогенератор, мерное ведомое колесо одометра , механический пенетрометр для исследования свойств грунта прибор оценки проходимости [1]. Оборудование в гермоконтейнере установлено на приборной раме, крепящейся на силовом шпангоуте днища. На этом же шпангоуте снаружи закреплены четыре кронштейна ходовой части, состоящей из восьмиколёсного движителя и индивидуальной эластичной подвески колёс.
В камерах использовались специальные приёмные трубки — видиконы с регулируемой памятью пермахоны [2] типа ЛИ414, позволявшие экспонированное в сотые доли секунды изображение передавать в течение десятков секунд в узкой полосе частот с четкостью 500—600 линий [4]. Одна из телекамер находится строго по центру гермокорпуса, вторая смещена вправо на 400 мм, оптические оси обеих камер параллельны продольной оси лунохода [5]. Рядом с камерами находится остронаправленная антенна с электромеханическим приводом, обеспечивающим точное наведение антенны на Землю, и неподвижная коническая спиральная антенна, а также кронштейн с жёстко закреплённым оптическим уголковым отражателем [1]. На каждом из бортов корпуса установлены по две штыревые приёмные антенны и в приливах гермокорпуса по две панорамные телефотокамеры, снимающие панорамы перпендикулярно своей оси. Камера выдвинута так, чтобы крышка лунохода не перекрывала поле зрения сверху, её ось находится на высоте 1113 мм. Эти камеры, работая вместе, позволяют получить стереоскопические изображения со стереобазой 2,3 м участков поверхности, находящихся на расстоянии 4,5 м впереди и сзади лунохода.
Кроме того, эти телефотокамеры конструктивно объединены с расположенными ниже их датчиками лунной вертикали, представляющими собой круглую стеклянную чашу с радиальной калибровочной шкалой и свободно катающимся в ней металлическим шариком. Изображение калибровочных шкал и шариков передаётся как часть панорам [1] [5]. Все четыре панорамные телефотокамеры используют одноканальные фотоприёмники фотоумножитель ФЭУ-96, имеющий площадь фотокатода 3 мм2, на который передаётся свет с помощью системы оптико-механической развёртки [4]. Каждая панорамная камера имела фокусное расстояние 12,5 мм, относительное отверстие 1:6, расстояние фокусировки от 1,5 м до бесконечности. Панорамы могли передаваться с двумя скоростями 4 или 1 строка в секунду , соответственно полная 360-градусная панорама снималась за 25 или 100 минут. В камерах использовалась автоматическая регулировка чувствительности по сигналу с постоянной времени 5…10 с, а также дополнительный режим работы с пониженной чувствительностью для съёмки Солнца.
На задней части корпуса установлен изотопный теплогенератор, мерное ведомое колесо одометра , механический пенетрометр для исследования свойств грунта прибор оценки проходимости [1]. Оборудование в гермоконтейнере установлено на приборной раме, крепящейся на силовом шпангоуте днища. На этом же шпангоуте снаружи закреплены четыре кронштейна ходовой части, состоящей из восьмиколёсного движителя и индивидуальной эластичной подвески колёс.
Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли
Транспорт для спутника: как в СССР создавали и испытывали луноходы | 17 ноября 1970 года на Луну был доставлен советский Луноход. |
Андрей Геращенко: 45 лет назад советский «Луноход-2» начал свою рекордную луннную одиссею | Обзор лунных роверов от советского Лунохода-1 до проектов луномобилей ближайшего будущего. |
Транспорт для спутника: как в СССР создавали и испытывали луноходы | «Луноход-3» создали в СССР с усовершенствованной телевизионной системой. |
Чем закончилась история первого лунохода, запущенного СССР? | Спустя всего три года советские ученые отправили на Луну еще один аппарат, брата-близнеца "Лунохода-1". |
Исследователь спутника Земли: 50 лет назад начал работать «Луноход-1»
Судя по стенограмме беседы от 8 мая 1969 за два с половиной месяца до высадки американцев на Луну , в СССР решили, что запустят «Луноход» в любом случае. Не будет ничего особенного, если мы произведем автоматическую поставку позже», — сказал Бабакин в день переговоров. Так и случилось: в июле 1969 астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин первыми шагнули на поверхность Луны, а в ноябре 1970 года советский аппарат «Луноход-1» начал свою миссию по исследованию поверхности небесного тела. Работа «Лунохода» Главной задачей «Лунохода» было изучить поверхность Луны, ее особенности, получить данные о космическом излучению и составе лунного грунта. В каждом таком экипаже был водитель, штурман, бортинженер, оператор, который отвечал за правильное наведение антенны, и командир, контролирующий работу экипажа.
Инженеры даже до конца не понимали, какой на Луне грунт, из-за чего правильно подобрать шасси под него было невозможно.
Модель, созданная специально для перемещения по «рыхлой, сыпучей земле», оказалась неудачной: ее гусеницы забивались песком, машина вязла и не могла двигаться дальше. Тогда Кемурджиан решил заменить гусеницы на опорные колеса, чтобы аппарат был более маневренным, и это помогло. Отправка «Лунохода-1» в космос В 1966 году на космодроме Байконур уже готовились к запуску человека на Луну. В это же время на Камчатке, в покрытой вулканической пылью пустыне, где грунт был очень похож на лунный, испытывали первый советский луноход. В феврале 1969-го на Байконуре впервые состоялся запуск космического корабля с планетоходом на борту, но на 52-й секунде полета у ракеты разрушился головной обтекатель, и она разбилась.
Отправить планетоход в космос получилось только 10 ноября 1970-го, когда на Луне уже успели побывать американцы. С помощью запущенной в сентябре того же года межпланетной станции «Луна-16» советские конструкторы смогли наконец добыть образцы настоящего лунного грунта, которые помогли доработать аппарат. На поверхности спутника Земли он находился 11 лунных дней — примерно 10 с половиной земных месяцев. За это время «Луноход-1» передал на Землю более 200 лунных панорам и 25 тысяч обычных фотографий — втрое больше, чем рассчитывали получить советские ученые. Аппарат проработал до 14 сентября 1970 года.
Сегодня он по-прежнему находится на поверхности Луны: в марте 2010 года он попал на снимки орбитального зонда. В «Луноход-2» для лучшего качества снимков и более подробного исследования лунных ландшафтов добавили еще одну фотокамеру на уровне человеческого роста. Кроме того, аппарат сделали значительно быстрее своего предшественника, и до сих пор он остается самым скоростным из советских лунных «роверов». За четыре месяца работы «Луноход-2» прошел 42 километра — рекордно большое расстояние, которое только в 2015 году смог превзойти американский планетоход Opportunity. На Землю советский планетоход передал 86 лунных панорам и около 80 тысяч снимков, после чего вышел из строя из-за перегрева.
К тому моменту производство планетоходов в СССР поставили на поток. В 1975 году завод имени Лавочкина выпустил еще одну модель — «Луноход-3», в которую была встроена полноценная телевизионная система.
В музее Космических войск, расположенном в Главном испытательном центре испытаний и управления космическими средствами им.
Титова, сохранился наземный пункт управления лунным аппаратом. Вячеслав Георгиевич Довгань, секретарь Совета ветеранов Космических войск, входивший в экипаж в качестве водителя «Лунохода-1» рассказал о том, как происходили те легендарные события. Сложность управления КА «Луноход-1» заключалась в том, что задержка сигнала из-за расстояния радиосигнал двигался до Луны и обратно около 2 секунд и применения малокадрового телевидения от 1 кадра в 4 секунды до 1 в 20 секунд доходила до 24 секунд.
Получалось, что к тому времени как придет новая картинка луноход продвинется на несколько метров. Именно поэтому опыт водителей наземных транспортных средств, привыкших оценивать ситуацию на основе сиюминутных ощущений, мешал управлять луноходом. Тогда было решено набрать инженеров-испытателей ракетно-космической техники.
В 1967 году в СССР был создан отряд водителей лунохода. Было отобрано 14 офицеров командно-измерительного комплекса КИК — в настоящее время Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами им. Командование КИК приняло решение о создании трех групп.
Одна — Ю. Васильев, А. Кожевников, Н.
Козлитин, Л. Мосензов и И. Федоров — была направлена в ОКБ им.
Лавочкина, где полным ходом шли испытания бортовых систем лунохода, другая — В. Довгань, Н. Еременко, Н.
Иванов, А.
Стартует изоляционный эксперимент SIRIUS с российско-американским экипажем «Сразу после посадки произведен сеанс радиосвязи с передачей фототелевизионного панорамного изображения, позволившего произвести оценку местности в районе посадки, состояние трапов для схода «Лунохода-1» с перелетной ступени и произвести выбор направления движения на Луне», — говорится в документе о первом сеансе радиосвязи с только что прилунившейся станцией. Гибель первого Описывались и первые проблемы на борту «Лунохода-1», и обстоятельства их возникновения. Второй передатчик функционировал нормально до седьмого лунного дня.
В сеансе связи 11 мая 1971 года постепенно уменьшалась информативная мощность, в некоторые моменты доходя до нуля. К моменту отказа передатчик наработал 212 часов 36 минут», — следует из документа.
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
Оно имеет вид обычных "корочек" с фотографией, где записано, что ему присвоена квалификация водителя лунохода. Несмотря на вполне гражданское предназначение лунохода, членов экипажа на долгие годы засекретили. Даже когда те давали небольшие интервью для телевидения, их представляли без имен. Фамилии сидячих космонавтов были названы лишь спустя 23 года. Луноход проработал на поверхности Луны до 14 сентября 1971 года, то есть одиннадцать лунных дней 10,5 земных месяцев. За это время он проехал 10 540 м, обследовав площадь в 80 000 м2, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. В марте 2010 года аппарат обнаружили на снимках LRO Лунного орбитального зонда. А 22 апреля этого же года группа американских учёных из университета Калифорнии в Сан-Диего смогли впервые с 1971 года получить отражение лазерного луча от отражателя "Лунохода-1".
Копию первого советского планетохота можно увидеть в Мемориальном музее космонавтики в Москве. Надо сказать, что судьба этого аппарата оказалось не столь успешной. Дело в том, что система навигации оказалась неисправной.
В короткие сроки был разработан технический проект аппарата, который должен был доставить ядерный заряд на Луну, проведены все необходимые расчёты, предварительно намечена точка лунной поверхности, где предполагалось провести ядерное испытание, началась адаптация ракеты под опасный груз.
Особых проблем не возникло, тем более что атомщики гарантировали быстрое изготовление заряда. В короткие сроки был разработан технический проект аппарата, который должен был доставить ядерный заряд на Луну, проведены все необходимые расчёты, была предварительно намечена точка лунной поверхности, где предполагалось провести ядерное испытание, началась адаптация ракеты под опасный груз. Особых проблем не возникло. Тем более что атомщики гарантировали быстрое изготовление заряда.
Но до реализации этого этапа дело также не дошло — учёные достаточно быстро поняли, что в отсутствии атмосферы на Луне взрыв вряд ли будет виден на Земле, а технические сложности, связанные с реализацией этой идеи, едва ли будут сопоставимы с произведённым эффектом. Поэтому проект отодвинули в сторону, хотя макет ядерного заряда был изготовлен. Пуски в рамках этих программ проводились начиная с января 1963 года. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, потребовалось создать станцию нового типа — Е-6.
На ней размещались система астроориентации, система управления движением и бортовой радиоаппаратурой, системы электропитания и терморегулирования, научное оборудование и другие системы. Для тех аппаратов, которые предназначались для мягкой посадки, была установлена тормозная двигательная установка. Путь к мягкой посадке оказался чрезвычайно труден, как это было в начале освоения Луны с задачей попадания в диск ночного светила. Тогда это удалось сделать с шестой попытки.
Мягкую же посадку смогла совершить только 12-я станция. Первые попытки потерпели неудачу на различных участках полёта. В одних случаях подвёл носитель, в других — система астроориентации, ещё в некоторых — тормозная двигательная установка. Естественно, сдвинулись вправо и сроки реализации задуманного.
Согласно первоначальным планам, выполнить мягкую посадку предполагалось в 1964 году, но удалось это сделать только 3 февраля 1966 года [2, 5]. На Землю был передан большой объём информации о нашей соседке. Впервые в мире передавалась телевизионная картинка непосредственно с поверхности другого небесного тела. В тот день спускаемый аппарат станции «Луна-9» прилунился в Океане Бурь.
А спустя два месяца после первой мягкой посадки первый земной аппарат был выведен на селеноцентрическую орбиту. Первым искусственным спутником Луны в истории космонавтики стала станция «Луна-10». На её борту была установлена разнообразная научная аппаратура: гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, прибор для изучения солнечной плазмы, приборы для регистрации инфракрасного излучения поверхности Луны, регистратор метеорных частиц. Естественно, размещалась и фотоаппаратура для съёмки лунной поверхности.
На орбите вокруг Луны станция активно функционировала 56 суток. В 1966—1968 годах состоялось ещё несколько полётов станций типа «Луна». Три космических аппарата «Луна-11», «Луна-12», «Луна-14» были выведены на орбиту вокруг Луны, а одна станция «Луна-13» совершила мягкую посадку на лунную поверхность. Полёты советских автоматических станций к Луне заложили основу для возможной отправки на неё человека.
Это был необходимый и, можно считать, достаточный шаг по подготовке пилотируемой экспедиции. А такая подготовка в нашей стране активно велась, но до воплощения в жизнь в силу разнообразных причин дело не дошло, несмотря на то, что в рамках подготовки пилотируемого полёта к Луне состоялось более 10 полётов беспилотных космических средств. Все они проходили в период с 1967 по 1971 год, и аппараты запускались под обозначениями «Зонд» и «Космос». Так как в статье речь идёт только о станциях с обозначением «Луна», то эти полёты останутся за рамками рассмотрения.
Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. Новые космические аппараты создавались с использованием тех технических решений, которые применялись при разработке пилотируемых средств. Их полёты в какой-то степени скрасили горечь от наших нереализованных надежд по отправке человека на Луну. Разработкой самоходных лунных аппаратов советские конструкторы занялись ещё в начале 1960-х годов.
Этим средствам передвижения по лунной поверхности, ставшим потом известными всему миру как луноходы, предназначалась роль «глаз Земли» ещё до того, как на лунную поверхность опустится человек. Они же должны были служить средством передвижения космонавтов по Луне. Лавочкина под руководством Г. Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года, а конструкторскую документацию подготовили спустя год.
Размеры аппарата, так же, как и его масса, определялись возможностями ракеты-носителя «Протон», с помощью которой предполагалось организовать доставку.
Зачем же американцам понадобился потерянный 40 лет назад луноход? Их интересует не весь аппарат, а лишь одна его часть — отражатель. Дело в том, что с помощью отраженного от лунохода луча можно измерить точное расстояние до Луны. Луч отразится в ту же точку, откуда исходил сигнал, только при условии, что точка будет находиться строго перпендикулярно к отражателю. А как вы думаете, удалось ли американским астрономам замерить расстояние до Луны таким образом? О том, какого на самом деле цвета спутник Земли, вы можете узнать из другого нашего материала.
В том же отчете сказано, что аппаратуру, которая была установлена на луноходе в испытаниях нагревали гораздо сильнее. И она продолжала работать. Мог разогнаться до 340 метров в час. Предшественник - «Луноход-1» двигался со скоростью 140 метров в час. На них видны и станция «Луна-21» и сам луноход и следы, которые он оставил. И по одной из легенд, поехал к площадке, на которой в 1972 году орудовали американцы и ездили на своем самоходном экипаже. Вроде бы «Луноход-2» должен был передать на Землю изображение оставленной астронавтами техники. И подтвердить, что они там действительно были. Следы "Лунохода-2".
Путь, пройденный "Луноходом-2" за 5 лунных дней. Ныне известно и место расположения «Лунохода-1», который долгое время считался пропавшим без вести.
50-летие «Лунохода-2»
Как Советский Союз совершил посадку на Луне. В 1966 году советским конструкторам удалось изобрести шасси будущего Лунохода. Всемирно известный луноход Бабакина СССР, луноход. В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую. 17 ноября 1970 года на Луну был доставлен советский Луноход. Китайский луноход уже несколько месяцев успешно передвигается по обратной стороне Луны, которой мы — до сих пор — гордимся, [в том смысле], что сняли первые. Луноход-1 стал первым успешным планетоходом, предназначенным для исследования других миров.