Восьмой факт Факт запуска Гагарина в космос предварительно не освещался в СМИ ввиду обеспечения секретности полета. Всего он провел в невесомости почти 553 дня, за это время семь раз выходил в открытый космос.
Полёт Гагарина длился не 108, а 106 минут
Все хотели выговориться, поделиться своим восторгом и радостью. Выпускающие редакторы хватались за голову, пытаясь хоть чуть- чуть разнообразить тон поступающих от зарубежных собкорров ТАСС заметок. Примечательно, что первым журналистом, написавшим о Гагарине, тоже был тассовец. В середине 50-х годов Евгений Иванов, впоследствии заместитель генерального директора ТАСС, работал в Саратове в областной комсомольской газете. Он выпустил репортаж "Один день на аэродроме", одним из героев которого стал учащийся индустриального техникума, член местного аэроклуба Юра Гагарин, совершивший тогда свой первый самостоятельный полет на Як-18. В своей книге "Дорога в космос" космонавт Ч 1 признался, вспомнив ту публикацию: "Первая похвала в печати многое значит в жизни человека".
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Конструкторы успели подготовить только три индивидуальных комплекта: для Германа Титова, Григория Нелюбова и Юрия Гагарина. В тот момент ракета «в сборе» уже стояла на стартовой позиции. Съемки того, как Гагарин и Титов забираются в «Восток», происходили в начале апреля. Будущие космонавты по очереди произнесли речи рядом с пусковой башней. В день «икс», 12 апреля 1961 года, сначала на площадке установщика появились врачи. Они «заложили питание» на тот случай, если у аппарата откажет система торможения, и космонавту придется пробыть в космосе дольше. Конструкция позволяла космическому кораблю при неполадках самостоятельно опуститься на землю благодаря естественному торможению.
Через несколько минут могучий космический корабль унесёт меня в далёкие просторы Вселенной. Вся жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновеньем…» Так Юрий Гагарин начал свою речь перед первым полётом в космос 12 апреля 1961 года. Он ещё не знал, будет ли его полёт успешным.
Удастся ли ему вернуться на Землю живым. За два дня до полёта он написал прощальное письмо жене — на всякий случай. На радио и телевидение были отправлены по три запечатанных пакета — с сообщениями о триумфальном свершении, о неудачном запуске и о трагической гибели космонавта. Один из пакетов нужно было открыть по команде сверху. Гагарин ещё был на орбите, а весь мир это уже знал. Вот только вернуться на Землю было не легче, чем оторваться от неё. Во время возвращения Гагарин был уверен, что погибнет. Долгие годы это, понятное дело, держали в тайне. Гагарин делился своими впечатлениями. Был невероятный гул, могучие двигатели запустили ракету вверх.
И тут же начали расти перегрузки. Гагарин в книге «Дорога в космос» вспоминал, как сила притяжения буквально вдавливала его в кресло. Юрий Алексеевич ответил бодро, а сам подумал: «Неужели только семьдесят секунд? Секунды длинные, как минуты». Перегрузки росли и дальше, но организм к ним привыкал. Материалы по теме «Трясёт час, как в лихорадке».
Самые главные 108 минут: к 60-летию полета Юрия Гагарина
Предположительной причиной там называется возможная потеря работоспособности экипажа из-за столкновения самолета с шаром либо чем-то другим или выполнение резкого маневра для предотвращения столкновения. Космонавт-испытатель Антон Шкаплеров моделировал полет самолета Гагарина и Серегина на специальном тренажере. Это показано в документальном фильме «Юрий Гагарин. Последний миг». Он проверял официальную версию — столкновение с шаром-зондом.
Результат: самолет Гагарина и Серегина мог свалиться в штопор, если было столкновение или уход от него. Исследовал катастрофу и главный научный сотрудник ЛИИ им. Громова, доктор технических наук Арсений Миронов. В 2010 году он сказал в интервью «Интерфаксу»: «Официальной версии трагедии, как вы знаете, нет.
Правительственная комиссия по итогам расследования никакого решения не приняла». Даже версия со столкновением с шаром-зондом позже опровергалась. Расчеты подтвердили — только в штопоре самолет Гагарина и Серегина мог за минуту долететь до земли. Вывод самолета МиГ-15УТИ из штопора с высоты около 400 метров невозможен — примерно с этой высоты Гагарин и Серегин до последнего пытались выровнять самолет.
Для успешного выполнения маневра нужна высота около 800 метров. В тот день на нем оставались два подвесных топливных бака. Емкость каждого — 260 литров. Они снижали допустимые перегрузки самолета.
Конструкция самолета предполагает, что первым катапультируется инструктор, который сидит сзади. Только потом — пилот. Так что произошло? Его мнение — первый взрыв самолета произошел еще в воздухе.
Падение самолета продолжалось около минуты. Каманин не исключал и взрыв от столкновения — писал об этом с отсылкой к версии с шаром-зондом. Взрыв в воздухе он доказывал четырьмя пунктами: 1. Согласно результатам специальных испытаний, разгерметизация кабин произошла в воздухе.
Разрушение остекления фонарями кабин в воздухе подтверждается тем, что при самом тщательном просеивании земли в районе падения самолета удалось подобрать только 38 процентов остекления кабин и 13 процентов остекления фонаря. Отсутствие радиосвязи и попыток катапультироваться. На сайте «Роскосмоса» есть материал о выводах правительственной комиссии: «Первое — самолет перед ударом о землю был целым. Второе — двигатель самолета работал в момент удара на оборотах, достаточных для горизонтального полета.
Третье — летчики не пытались катапультироваться. Четвертое — летчики были в рабочем состоянии». Жуковского, доктор технических наук. Осколки разбросало по длине до 600 метров и по ширине до 100 метров.
После взрыва от летчиков практически ничего не осталось. Николай Живоглядов, Гол. Якобы из-за этого он свалился в штопор. Об этом же говорил Алексей Леонов.
Он приводил в пример показания трех колхозников, которые видели сорвавшийся в облака самолет. Сначала Леонов говорил о самолете Су-11, потом — о Су-15 его модернизированная модель. Леонов утверждал : «Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов».
Фамилию летчика он не называл, потому что дал слово. В документальном фильме «Юрий Гагарин. Последний миг» раскрывается фамилия летчика Су-11. Им оказался летчик Кречетов — так указано в архивном расследовании.
Там же рассказывается, что при попадании в след от Су-11 самолет Гагарина и Серегина мог свалиться в штопор. Это результат еще одного эксперимента. В том же фильме опровергается версия о том, что самолет Су-11 поучаствовал в катастрофе. Установлено, что самолет Гагарина и Серегина разбился в 10:32.
Только через две минуты после этого Су-11 вошел в зону полетов аэродрома «Чкаловский». Поэтому его появление и след от полета — это не причина. Когда он пролетал, самолета Гагарина и Серегина там уже не было. В интервью ТАСС он тоже говорил о втором самолете, но о другом.
Миронов рассказывал, что параллельно с самолетом Гагарина и Серегина в то время проходил учебный полет другого МиГ-15. Им управлял летчик Андреев. Миронов говорил: «На запрос Гагарина в 10:29:57 — «Задание в зоне 20 закончил. Прошу разрешение на курс 320 градусов» — руководитель полетов или его помощник немедленно ответил — «Разрешаю», — по-видимому, не наблюдая опасного сближения меток целей самолетов Серегина-Гагарина и Андреева на экране локатора.
Если бы руководитель полетов выполнял свои обязанности, он должен был, посмотрев на экран локатора, немедленно дополнить команду «Разрешаю» всего двумя словами — «Без снижения». Но слов «Без снижения» не было произнесено. В итоге — катастрофа». Его мнение: Гагарин и Серегин резко заметили в облачности другой самолет, поэтому и совершили резкий маневр.
В книге «Дорогами испытаний» Аксенов объяснял еще одну возможную причину катастрофы — необычную облачность: «Нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты четырех тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость». Последнее сообщение Гагарина о выполнении летного задания было с высоты более четырех тысяч метров.
Дальше началось снижение самолета, которое можно выполнить двумя способами. Либо — спокойно, либо — интенсивно и с переворотом. Второй способ был предпочтителен в той ситуации из-за спешки, потому что дальше самолет требовался другим летчикам. Они недооценили обстановку и не могли грамотно пилотировать по приборам.
Вместе сложились несколько факторов. Аксенов говорил: «Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования». Объяснение из журнала «Огонек» по известным фактам в 1998 году косвенно подтверждает эту версию. Летчики получили ошибочный доклад, где нижняя граница облаков была на границе 900 метров.
Именно с такими данными они вышли в полет — на нее и реагировали в критичной ситуации. Еще одно дополнение: работа высотомера, по которому они следили за высотой. При интенсивном снижении самолета показания высотомера запаздывают. Он показывает большую высоту, чем есть на самом деле.
Обычно разница достигает примерно 200 метров. При штопоре разница в показателях и реальности может быть в 400 метров. Об этом летчики могли забыть и неправильно определить реальную высоту при попытке спасти самолет. Останки на ветках деревьев, увезенный на тракторе парашют, воронка от взрыва В книге Анны Гагариной «Память сердца» есть подробности ее разговора с Владимиром Шаталовым.
Тот тоже участвовал в полетах, но его вылет был запланирован уже после Гагарина. Шаталов говорил, что в момент катастрофы рассматривались обычные проблемы с радиопередатчиком. Бортинженер планировал починить его после приземления. Каманин писал: «Более четырех часов поиск был безрезультатным.
Здесь-то и началось становление Юрия Алексеевича как летчика и будущего космонавта. В голове Гагарина играла молодость: Юрий не был тихим «зубрилой», после занятий он мог отправиться на танцы знакомиться с девушками или в большой компании однокашников разбираться с «городскими». В свободное время он подрабатывал грузчиком в порту, а накопленные деньги тратил на подарки семье. В училище Гагарин умудрялся сохранять высокую успеваемость и при этом прослыть хулиганистой душой компании Саратовский аэроклуб ДОСААФ открыл отделение в Индустриальном училище, и Гагарин, учившийся на первом курсе, сразу же записался в него, чтобы научиться летать. Для всех мальчишек, переживших войну, образ военного летчика был чем-то невероятно романтичным и героическим, каждый юнец хотел управлять небесной машиной и улыбаться из кабины всем, кто остался на земле.
Но успеваемость «летунов» начала падать, и руководство училища закрыло филиал клуба. Только три года спустя Гагарин смог вновь записаться в аэроклуб и продолжить обучение. В аэроклубе ДОСААФ После окончания училища и получения диплома летчика-любителя, Гагарин встал перед выбором: стать литейщиком по распределению или сразу уйти в армию. Юрий Алексеевич выбрал второй путь, попросив в военкомате отправить его доучиваться на военного летчика. Гагарину пошли навстречу и зачислили его в Чкаловское Оренбургское летное училище без экзаменов.
Отец Гагарина не одобрил выбор сына, считая, что нужно работать по полученной специальности литейщика, а не заниматься ерундой. В училище Юрия назначили помощником командира взвода, с чем связана одна неприятная история в его биографии. На своем посту Гагарин не терпел разгильдяйства и нарушения устава, а потому предъявлял справедливые и жесткие требования к вверенным курсантам. За это сослуживцы избили Гагарина. Впоследствии Юрию Алексеевичу пришлось поправлять здоровье, а зачинщиков хулиганства военный трибунал приговорил к заключению.
В летном училище. Даже после драки с сослуживцами Гагарин не утратил уставной требовательности В ходе учебы Гагарину хорошо давалось управление реактивным МиГ-15, но с посадкой были проблемы — пилот выравнивал самолет над полосой ниже необходимого, что могло привести к поломке стойки шасси и приземлению на «брюхо». Тем не менее, два года спустя Гагарин закончил училище с отличием и в звании старшего лейтенанта отправился проходить службу в авиационному полку в Мурманской области. Юрий сам попросился служить на север страны. Запуск «Спутника-1» на ракете Р-7 стал результатом кропотливой работы советских ученых в области ракетной техники.
Ракета Р-7 была не просто чудом техники — она дала людям возможность вывода рукотворных объектов на орбиту. Ракета Р-7 с первым искусственным спутником Земли. На ее модифицированной версии полетит Гагарин «Спутник-1» был лишь демонстративной пробой пера. Эксперименты с запуском собак на геофизических ракетах начались в далеком 1951 году, но это были полеты по баллистической траектории. После успеха Р-7 в орбитальные полеты начали отправлять собак, первой из которых была Лайка.
Этот полет оказался неудачным и заведомо гибельным для Лайки, но в награду ее портрет украсил все газеты мира, включая обложку журнала Time. Отправка человека в космос была лишь вопросом времени. СССР и США начинали космическую гонку и шли ноздря в ноздрю — разведка докладывала, что американцы хотят запустить человека уже в марте 1961 года. Сергей Павлович Королёв нервничал и торопился, не желая упускать завоеванное страной на старте лидерство. Общие черты будущего обитаемого космического аппарата сформировались к весне 1958 года, а в апреле 1960 года разработали эскизный проект корабля, получившего имя «Восток-1».
Работая над советской космической программой, Королёв мыслил глобально, строил планы на десятилетия вперед. По его мнению, первыми космонавтами должны стать исключительно молодые, едва за 20 лет, летчики, чтобы к зрелости успеть наработать большой опыт и вести будущих покорителей космоса за собой. Набор проводился из числа летчиков-истребителей, способных выдерживать высокие перегрузки. Программа подготовки полета человека в космос строжайше засекретили. Не летчики подавали заявление о зачислении в отряд космонавтов, а особая комиссия под руководством генерала Николая Петровича Каманина рассматривала кандидатуры самых отличившихся из числа подходящих летчиков, после чего вызывала их в Москву.
Предполагается, что отобранные кандидаты даже не знали об истинных причинах их командировки в столицу. Первый отряд космонавтов и учебный персонал. Гагарин справа от Сергея Королёва в центре Неизвестно, знал ли Юрий Гагарин, что его утвердили, или же действительно он отправлялся в Москву по неизвестной для него причине. Так или иначе, в декабре 1960 года Гагарин покидает родную часть и отправляется на обследование в Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь. После успешного прохождения медкомиссии Юрия Алексеевича официально зачисляют в группу кандидатов в космонавты и вместе с семьей переводят в Подмосковье.
Всего комиссия рассмотрела дела 3461 летчика, из которых 347 вызвали для собеседования, 206 допустили для глубокого медобследования. В течение полугода 72 человека отказались быть космонавтами, 105 не прошли по медицинским показаниям. Врачи одобрили кандидатуры 29 человек, но только 20 из них сформировали Первый отряд космонавтов. Поговаривают, что Гагарин сразу приглянулся Королёву. Со временем вера Сергея Павловича в молодого летчика только утвердилась — получив однажды заслуженный нагоняй за отвлечение на занятиях, Юрий Алексеевич начал с максимальной ответственностью относиться ко всей программе подготовки.
По воспоминаниям нескольких участников событий, Гагарин был единственным из отряда, кто при осмотре капсулы корабля «Восток-1» снял обувь, прежде чем влезть внутрь. Королёв, относившийся к технике с любовью, был тронут таким отношением. Сергей Королёв планировал запуск «Востока-1» с человеком на борту на декабрь 1960 года, но испытания с необитаемым кораблем не ладились. Два пуска закончились аварией, еще два были успешными лишь условно, и только три прошли удачно. Работа велась в авральном режиме, некоторые решения не проходили должных проверок.
Конструктор Борис Евсеевич Черток, работавший над «Востоком», впоследствии вспоминал, что подписал документы о готовности корабля на свой страх и риск. Если бы не спешка, ни он, ни кто-либо другой не допустили бы «Восток-1» к полету в том состоянии, в каком он пребывал в начале 1961 года. Корабль «Восток-1», в котором предстояло совершить свой полет Юрию Гагарину Когда дата старта была наконец определена, настал черед выбора того, кто займет место в космическом корабле.
Такая радуга переходит.
Очень красиво! Все шло через правый иллюминатор. Вижу звезды через «взор», как проходят звезды. Очень красивое зрелище.
Продолжается полет в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звезды. Она так проходит слева направо по иллюминатору. Ушла звездочка.
Уходит, уходит»... Читать расшифровку записей, сделанных Гагариным на бортовом магнитофоне во время полета, интересно до сих пор. Первый «космонавт-практик» был спокоен, как тот самый Кедр, который стал его позывным на время полета. Недаром в условиях космической гонки с США Сергей Павлович Королев принял решение набирать в Первый отряд космонавтов исключительно военных летчиков-истребителей — людей, физически и психически готовых к огромным перегрузкам и стрессу.
Юрий Алексеевич вошел сначала в двадцатку, потом в «шорт-лист» из шести кандидатов, которые в декабре 1960-го начали подготовку к первому полету человека в космос. Это должны были быть люди от 25 до 30 лет, ростом не более 170 см рост Гагарина — 157 см , весом не более 70-72 кг. Алексей Леонов рассказывал, что у Королева было особо отношение к Гагарину — он считал его человеком выдающихся способностей. Он является олицетворением вечной молодости нашей планеты.
Если Юрию Гагарину дать надежное образование, то в ближайшее время мы услышим его имя среди имен выдающихся ученых нашей планеты», — приводил Леонов слова Сергея Павловича. Королев мыслил широко и понимал, что человек, впервые побывавший в космосе, станет лицом Советского Союза. И лицо это должно быть открытым, приветливым, располагающим к себе. О том, кто же все-таки полетит, космонавтам сообщили лишь 10 апреля.
Гагарину выпала честь испытать корабль «Восток-1» — совершить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 км с посадкой в заданном районе.
В течение недель и месяцев первому космонавту пришлось принять участие в десятках, а то и сотнях застолий. Поэтому он прилично поправился — прибавил около семи килограммов. Избавляться от них пришлось тяжёлыми тренировками. Гагарин вернулся в форму и даже подумывал о том, чтобы полететь в космос во второй раз, но этой мечте не суждено было сбыться. Современное восстановление Гагарин запустил процесс невероятного прогресса в освоении космоса. Сейчас космонавты проводят гораздо более длительное время на орбите. И, конечно, важнейшую роль играет восстановление после таких полётов. В невесомости они находятся дольше, что влияет на морфологические и функциональные изменения в организме. После длительных полётов в первые минуты и часы после посадки земное тяготение ощущается как перегрузка в две или три единицы.
Если говорить проще, долгое время вес тела кажется чрезмерным. Фото: РИА Новости В современной медицине разработана эффективная послеполётная реабилитация, на прохождение которой требуется от двух-трёх недель до практически двух месяцев. Для российских космонавтов реабилитация обычно проходит в Греции, Чехии, на Кипре и Канарских островах. С недавних пор открылся специальный центр и в Сочи. Материалы по теме «Играл лучше всех». Гагарин мог не полететь в космос — он был очень хорош в баскетболе В целом послеполётное восстановление делится на два этапа. Первый, с момента приземления космонавта, проходит в Звёздном городке, а второй, санаторно-курортный, — уже где-то на природе. Оба этапа длятся примерно по две-три недели. И только после завершения санаторно-курортного этапа считается, что космонавт полностью выполнил поставленную перед ним задачу. Для заключительного этапа космонавту необходимы чистый воздух, правильное питание, физиотерапия, восстановительные процедуры, бассейн, условия для пеших прогулок, площадки для тенниса и бадминтона.
Цель полета
- Кто такой Юрий Гагарин
- Ответы : Сколько времени был Ю. Гагарин в космосе и сколько витков вокруг Земли он сделал?
- Смотрите также
- 2. Двадцать претендентов и два дублера
- Время первых
Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов
Юрий Гагарин провел в космосе 1 час 48 минут и 40 секунд. Гагарин провел некоторое время без доступа воздуха. Время полета Юрия Гагарина в космосе составило всего 108 минут. Гагарин продолжил делать записи, но часть ценной информации о полёте из-за этого была утрачена навсегда. Столько же времени он провел в Великобритании.
Десять из 108 минут полета Юрий Гагарин находился на краю гибели
Юрий пользоваться всеобщими уважением и любовью. Он был доброжелательным, целеустремлённым, инициативным. Не представляя своей жизни без неба, Гагарин всецело отдавался занятиям. В октябре 1960 года Юрий и ещё пять его товарищей из отряда космонавтов — Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский приступили к подготовке к первому пилотируемому полету на космическом корабле «Восток». Его дублером был Герман Титов. Первый полёт человека в космос 12 апреля 1961 года состоялся исторический полет. С советского космодрома «Байконур» взлетел космический корабль «Восток-1» с летчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.
Его позывной был «Кедр». Полет длился 108 минут. Где приземлился Гагарин? Приземлился Гагарин неподалеку от деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Через месяц после возвращения из космоса первый космонавт отправился в тур с «Миссией мира». За два года он посетил более 20 стран, его везде восторженно принимали люди.
Гагарин встречался с королями и президентами, политическими деятелями, учёными, музыкантами, артистами. В 1968 году Гагарин окончил с отличием Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского и получил квалификацию «летчик-космонавт-инженер». С сентября 1965 года по апрель 1967-го Юрий Гагарин проходил подготовку к полету на корабле «Союз-1».
Ходили слухи и о других летчиках, которые якобы пилотировали ракеты, запущенные до 1961 года. Иностранная пресса, например, называла фамилии Шаборина и Ледовских. Даже сегодня иностранные журналисты пытаются сочинять истории про тех участников гагаринского набора, которые так и не стали космонавтами. А таких насчитывается девять человек.
Помимо уже упомянутых летчиков по личным мотивам ушел из команды Марс Рафиков. Дмитрий Заикин и Анатолий Карташов были отчислены неумолимыми медиками. Варламов получил серьезную травму позвоночника во время отпуска. В западной прессе до сих пор пишут, что все эти космонавты погибли, выполняя полеты в космос, а подробности, мол, тщательно замалчивались и замалчиваются. В дневнике тогдашнего руководителя Центра подготовки космонавтов генерал-лейтенанта авиации Николая Каманина есть запись: «После пуска ракеты на Венеру 4 февраля многие на Западе считают, что мы неудачно запустили в космос человека; итальянцы даже будто бы слышали стоны и прерывистую русскую речь. Все это совершенно беспочвенные выдумки. На самом деле мы упорно работаем над гарантированной посадкой космонавта.
С моей точки зрения, мы даже излишне осторожны в этом. Полной гарантии успешного первого полета в космос не будет никогда, а некоторая доля риска оправдывается величием задачи». Из досье «СП» Выписки из дневника руководителя Центра подготовки космонавтов Николая Каманина 11 апреля 1961 года В 13:00 на стартовой площадке состоялась встреча Гагарина с солдатами, сержантами и офицерами боевого расчета. Присутствовали Королев, Келдыш, представители промышленности. Я представил собравшимся старшего лейтенанта Гагарина. Юра произнес короткую, но прочувствованную речь, поблагодарил присутствующих за их большой труд по подготовке старта корабля. После этой встречи мы поехали в «маршальский» домик в нем обычно останавливался маршал Неделин , где Гагарину, Титову, Е.
Карпову, врачу А. Никитину и мне предстояло провести ночь перед стартом. Я вместе с Юрой попробовал очень сытный, но не особенно вкусный обед космонавта в тюбиках по 160 граммов каждый: на первое - пюре щавелевое с мясом, на второе - паштет мясной и на третье - шоколадный соус. Юра чувствует себя превосходно. Час назад ему наклеили датчики для регистрации физиологических функций в полете. Эта процедура продолжалась 1 час 20 минут, но никак не сказалась на его настроении. Он очень любит русские песни - магнитофон работает непрерывно.
Юра сидит напротив меня и говорит: «Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию». Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, все готово, вопросов нет, можно производить пуск". Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали - пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: «До встречи в районе Куйбышева через несколько часов».
Через 10 минут были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность. Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим.
За несколько секунд до старта на сообщение Королева - «Старт», Юра ответил: «Поехали! Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально. На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: «Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная». Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался.
Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее Сталинграда на 110 километров. После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой... На заводском аэродроме в Куйбышеве нас встретил полковник Чечиянц из Главного штаба ВВС и доложил обстановку: «Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву. К этому времени на аэродроме собралась уже значительная толпа народа. Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода.
Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолету, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолета, и первым стал спускаться Юра - он был в зимнем летном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались. Со всех сторон щелкали фотоаппараты, толпа людей нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомленным.
Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома. Дача обкома располагалась на высоком берегу Волги, с балкона третьего этажа открывался прекрасный вид на реку. Часов в десять вечера все собрались за столом. Присутствовали шесть космонавтов, члены Госкомиссии, руководители области. Руднев, Гагарин, Королев, Мурысев, Мрыкин произносили тосты, но пили очень немного - чувствовалось, что все очень устали. В одиннадцать часов разошлись по спальням.
Так закончился этот тревожный, радостный, победный день. День 12 апреля 1961 года человечество никогда не забудет, а имя Гагарина навеки впишется в историю и будет одним из самых известных. Нас замучили телефонные звонки и корреспонденты, пробравшиеся на дачу. Они готовы беспрерывно снимать, фотографировать и задавать бесконечные вопросы. Удалось лишь немного погулять и поиграть в бильярд. Во второй половине дня Юра начал готовиться к встрече в Москве.
Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Продолжительность полёта составила 1 час 48 мин. Во время нахождения на орбите Гагарин поддерживал радиосвязь с Землей, вёл наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР, в Саратовской области.
Как и планировалось, на высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и совершил посадку на парашюте вблизи спускаемого аппарата. Приземлился Юрий Гагарин в 10 час. Приказом Министра обороны СССР за успешное выполнение правительственного задания первому космонавту Земли старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное воинское звание «майор». Первый полёт человека в космос имел важнейшее значение для дальнейшего развития космонавтики и всего человечества.
В случае аварии космонавт должен был катапультироваться и упасть на нее.
Все это опробовали на семи пусках с собаками и манекенами. Рассказывают, что если на приборе стоял знак "Годен для 3КА", то это была гарантия по самым высоким критериям надежности. На борту космического корабля не было фотоаппарата, и Гагарин записывал карандашом чернильные авторучки в невесомости не пишут свои наблюдения и впечатления в бортовой журнал. После одной из записей он отпустил карандаш, и тот свободно поплыл по кабине вместе с планшетом. Но неожиданно развязался узелок шнурка, на котором был закреплен карандаш, и он нырнул куда-то под сиденье.
С этого момента Гагарин его больше не видел. Дальнейшие свои наблюдения ему пришлось передавать по радио и записывать на магнитофон. Уже после полета, на Земле, он написал знаменитые на весь мир строчки: Однако без нештатных ситуаций в полете не обошлось. В том числе и довольно серьезных. Так, по воспоминаниям главного специалиста РКК "Энергия" Виктора Благова, ракета вывела корабль на орбиту с апогеем на 100 км выше, чем планировалось.
Вся надежда оставалась на тормозной двигатель. Запуститься он запустился, но выключился на 4 секунды раньше: отказал один из клапанов. Это привело к недолету и посадке Гагарина в нерасчетный район, где его не ждали. Из Доклада Ю. Гагарина на заседании Государственной комиссии после космического полета: "13 апреля 1961 г.
Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 сек. По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет. На приборе "Спуск" не гаснет, "приготовиться к катапультированию" - не загорается.
Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем - второй и затем - первой команды. Подвижный индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время.
Прошло минуты две, а разделения нет. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч 6 есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч 8 км, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. По телефону доложил, что разделения не произошло. Я рассудил, что обстановка не аварийная. Ключом я передал "ВН" - все нормально.
60 лет назад Юрий Гагарин совершил первый исторический полет человека в космос
Сколько Гагарин был в космосе и как проходил его полет? | 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Юрий Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. |
Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов | Недавно мы делали опрос «Сколько на самом деле длился полёт Гагарина». 89 человек приняли участие, и за 108 минут проголосовало большинство — 58%. |
Юрий Алексеевич Гагарин
В 10:02 по московскому времени ТАСС передал сообщение о первом полете человека в космос. Гагарин во время раздачи автографов. Всего он провел в невесомости почти 553 дня, за это время семь раз выходил в открытый космос. 61 год назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Эту прощальную фразу Юрий Гагарин произнес во время заключительной стадии своего эпохального полета, который открыл новую эру освоения космоса. Во время полета Гагарин провел несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом.
Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире
Полет Гагарина в цифрах - Новости | 10 ч. 15 м. В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: «Полет, протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо». |
Полет Гагарина: 108 минут триумфа на грани гибели | Во время визита в Англию Юрия Гагарина пригласила на завтрак в Букингемский дворец королева Елизавета Вторая. |
Десять из 108 минут полета Юрий Гагарин находился на краю гибели | Космический полет ГАГАРИНА длился всего 108 минут, но он доказал, что человек может жить и работать в космосе. |
Полет Гагарина в цифрах - Новости | Время полета Юрия Гагарина в космосе составило всего 108 минут. |
Юрий Гагарин
Несмотря на это, многие интересные подробности о его космической миссии до сих пор остаются малоизвестными. Об одних годы спустя рассказали родные и коллеги Юрия Гагарина, другие стали понятны из рассекреченных документов. Мы выбрали восемь самых интересных. Босиком на «Восток» Знакомство Юрия Гагарина с космическим кораблем «Восток» произошло за девять месяцев до его запуска. В тот день главный конструктор СССР Сергей Королев, которого Гагарин впоследствии будет называть своим космическим отцом, встретился с шестью претендентами, отобранными для участия в историческом полете.
Он показывал разные типы космических кораблей, рассказывал об их устройстве, а в самом конце остановился у двухметрового серебристого шара. Им оказался «Восток». Юрий Гагарин вызвался первым: «Разрешите? Жест молодого летчика произвел впечатление на Сергея Королева.
Он шепнул заместителю: «Этот, пожалуй, и полетит первым». Двадцать претендентов и два дублера Для первого полета в космос у Юрия Гагарина был не один, а два дублера. Сергей Королев не сомневался: кандидата нужно искать в рядах реактивной истребительной авиации. Отбирали здоровых мужчин до 30 лет, ростом не выше 170 см и весом до 70 кг.
Все эти требования были продиктованы размерами «Востока» и ограниченной ракетной мощностью. После собеседований и медицинских обследований из 3461 кандидата осталось 20 человек. Хотя последний был подготовлен лучше, считается, что Юрий Гагарин полетел первым из-за «благозвучного» имени и образцово-славянской внешности. Титова и Нелюбова назначили дублерами.
Именно они провожали первого космонавта к стартовой площадке и были готовы полететь вместо него. Прощальное письмо Несмотря на успешные запуски с животными, никто точно не знал, что ждет первого космонавта на орбите.
В октябре 1955 года Гагарина призвали в вооружённые силы и направили в Чкалов этот город сегодня называется Оренбург в местное авиационное училище. Учился Гагарин у лётчика Ядкара Акбулатова, который в то время считался одним из лучших специалистов в своей сфере. Юрий Гагарин во времена своей учёбы в Оренбургском высшем авиационном училище В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. Но при этом он никак не мог в совершенстве овладеть посадкой — нос самолёта всё время немного клонился вниз. В один момент из-за этого было даже принято решение отчислить его. Но Гагарин умолял дать ему ещё шанс, заявлял, что не представляет свою жизнь без неба. В итоге ему удалось осуществить идеальную посадку.
В октябре 1957 года документ об окончании училища всё-таки был выдан Юрию Гагарину. Затем он два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» старшего лейтенанта. Вероятность успеха запуска не была стопроцентной Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее — власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта — об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене.
Гагарин с женой и одной из дочек А ТАСС главное информационное агентство Советского Союза заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной — корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел. Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю «Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 время московское. Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов — он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки. Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали! В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем.
Тогда-то и прозвучала эта прощальная фраза. Однако в тот день 12 апреля 1961 года он приобрел бессмертие, став первым человеком, побывавшим в космосе. Через год дата получила официальный статус всенародного праздника — Дня космонавтики. Полет в бессмертие Орбитальный полет Юрия Алексеевича Гагарина длился чуть более часа — 108 минут, однако он стал эпохальной вехой на пути освоения космического пространства. Имя первого космонавта планеты навсегда вписано в историю человечества.
Дата 12 апреля 1961 года стала официальным и всенародно любимым праздником в нашей стране — Днем космонавтики. В 1969 году по инициативе Международной авиационной федерации ее стали также величать Всемирным днем авиации и космонавтики, а в 2011 году появилось еще одно название даты — Международный день полета человека в космос. На этот раз идея нового наименования принадлежала Генассамблее ООН. Как бы ни называли этот праздник в мире, для соотечественников Юрия Гагарина он остается таким, каким его предложил Герман Титов — День космонавтики. Сегодня трудно представить, что первый полет на околоземную орбиту готовился с некоторой поспешностью, обусловленной гонкой за лидерство в освоении космоса с американцами.
В руководстве страны стало известно, что наши соперники готовятся запустить пилотируемый корабль в конце апреля. Поэтому решено было ускорить старт советского космического аппарата «Восток». О том, что риск был велик, свидетельствует факт, который долгое время оставался под грифом «совершенно секретно». Перед полетом Юрия Гагарина были заранее подготовлены три правительственных сообщения. В первом «успешном» говорилось о победе советской науки и подвиге первого космонавта планеты.
Во втором содержалась просьба о помощи в поиске корабля, если он приземлится не в заданном районе, а где-то в другой стране или в океане.
Около 30 лет, не более 170 см, до 68—70 кг — характеристики кандидатов на полет С учетом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты — люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные. В первом отряде космонавтов обозначились два лидера — Юрий Гагарин и Герман Титов. Хрущёв, где приняли решение о запуске человека в космос. Комиссия утвердила предложение допустить в полет Юрия Гагарина, а Титова утвердить как запасного космонавта.
Не очень удачный проект
- Гагарин Юрий Алексеевич
- Десять из 108 минут полета Юрий Гагарин находился на краю гибели - Российская газета
- Поделитесь статьей с друзьями
- Юрий Гагарин - первый человек в космосе
Десять из 108 минут полета Юрий Гагарин находился на краю гибели
На орбите Гагарин проводил простейшие эксперименты: ел, пил и делал записи карандашом. Ради своего «звездного часа» Гагарин находился в космосе 1 час 48 минут предшествовало огромное время подготовки и отбора претендентов. A posteriori вероятность благополучного возвращения Гагарина разными исследователями была оценена в 40–70%.
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
К слову, изначально в космос планировалось отправить лабораторию весом порядка 1.3-1.4 тонны. 10 ч. 15 м. В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: «Полет, протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо». Гагарин кораблем не управлял – ведь никто не знал, как поведет себя психика человека в космосе, – он проводил эксперименты, вел бортовой дневник, докладывал на Землю и в мельчайших подробностях запоминал все, что происходит. 7. Улетел Юрий Гагарин в космос в звании старшего лейтенанта, в приземлился уже в звании майора. Главная» Новости» Сколько длился полет гагарина в космос 12 апреля. Ради своего «звездного часа» Гагарин находился в космосе 1 час 48 минут предшествовало огромное время подготовки и отбора претендентов.
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
Космический полет ГАГАРИНА длился всего 108 минут, но он доказал, что человек может жить и работать в космосе. Из-за этого Гагарин рисковал остаться в космосе больше 20 дней. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Юрий Гагарин, была запущена с космодрома Байконур.