Павел Николаевич Филонов. Год. 1926-1928. Его картинам было суждено долгое насильственное забвение, затем выход из небытия и признание, но все равно Филонов остается непостижимой, одинокой и трагической фигурой в искусстве ХХ века. выдающийся русский художник-авангардист в энциклопедии создателей предметов старины ARTLOT24.
Филонов Павел Николаевич (1883-1941)
Это особенно досадно, поскольку видимые разнобразные оттенки влияния на его творчество работ Босха, Брейгеля, Кранаха, Микеланджело, Леонардо да Винчи - только предположения, редко поддержанные документальными свидетельствами. При оценке места Филонова в истории русского авангарда мы должны напоминать общие места, которые, поскольку они общие, часто исключаются из серьезного обсуждения. Филонов был фанатически убежден, что «аналитическое искусство» - единственно законная, революционная система, и он высказывал свои аргументы и мнения, чтобы продвигать и вводить в действие эту систему. Даже в те времена, когда политический конформизм и уравниловка достигли вершины, Филонов рвался спорить со Сталиным и НКВД, а на своих лекциях он даже смел противостоять диктату Карла Маркса, о чем позже вспоминал Григорий Серый: «Маркс говорил... А Филонов говорит... Образ Филонова также сопровождают многочисленные легенды, такие как, например, его пребывание в сумасшедшем доме на попечении Владимира Бехтерева[3] и что для него не было различия между процессами живописи и рисунка - «я пишу инком»[4]. Разрешение этих вопросов осложнено молчанием самого Филонова относительно своей личной жизни «я не люблю говорить о жизни своей» [5], но, несмотря на опасность ошибки, один из наших авторов, Александр Лозовой, пробует поднять завесу, предугадывая или, временами, предполагая то, о чем «молчал» Филонов. Кроме этого, главные теоретические термины Филонова - «аналитическая живопись», «формула» и «сделанность» - все еще не поддаются окончательному определению, несмотря на его усилия объяснить и распространить мировой расцвет своего мировоззрения. Даже дневники Филонова и его жены лишь слегка приоткрывают внутренний мир художника и его путь в искусстве. Сборник выходит в свет вслед за международным симпозиумом «Пропевень о проросли мировой: Поэзия и Живопись Павла Филонова», прошедшим в прошлом году в Центре исследований им. Пола Гетти в Лос-Анджелесе.
В рамках симпозиума были прочитаны л екции и исполнена первая часть поэмы «Пропевень о проросли мировой», после чего состоялось обсуждение этой постановки. Спонсируемый Институтом современной русской культуры и Университетом Южной Калифорнии «Пропевень о проросли мировой» состоялся не только как общественный форум с целью более широкого исследования жизни и искусства Филонова, но и как лаборатория для анализа конкретных проблем и частных вопросов, связанных с мировозрением художника, таких, например, как процессы разложения и реэволюции, смертное и девичье в немецком Ренессансе, Первая мировая война, драматическая структура «Пропевени о проросли мировой» и др. Главная цель выпуска - содействовать большему пониманию одного из самых загадочных художников в истории современной русской культуры, равного по высоте и значению таким творцам русского авангарда, как Казимир Малевич и Владимир Татлин. Так, в сборник включены статьи, освещающие малоизвестные аспекты жизни и творчества Филонова, особенно его раннего периода.
Он не продавал свои работы и редко дарил. Все произведения хотел отдать государству и страстно мечтал о создании музея аналитического искусства… Павел Филонов искал первооснову всего сущего, те элементарные частицы, из которых сотворён мир. Этот метод он называл аналитическим, хотя, как утверждают исследователи, фактически это был анализо-синтез. Филонов ввел понятия «видящего» и «знающего глаза».
Картины Филонова ни с кем не перепутаешь. Они особенные и его стиль не вписывается в какое-либо из направлений. Не каждый способен создать свой мир! Художник хотел понять сущность мироустройства, размышлял о взаимоотношении человека и мира, что отразилось в его работах. Наиболее личностный характер эта тема приобрела в композиции «Первая симфония Шостаковича» 1935. Единственная симфония композитора несёт в себе философскую проблематику, близкую филоновскому творчеству, Шостакович решает её в такой же суровой и драматической интонации, в какой Филонов пишет лица в своём произведении. Сейчас эту картину с подписью «Дар Г. Костаки» можно увидеть в Третьяковской галерее.
Первая симфония Шостаковича Работы Филонова надо долго рассматривать с разного расстояния. Они не беспредметны, как может показаться поверхностному взгляду. К примеру, в «Первой симфонии Шостаковича» множество форм постепенно складываются в человеческие лица. Создаётся впечатление, будто Павел Филонов передает скрытые от глаз процессы, которые возникают в голове, когда слушаешь музыку Дмитрия Шостаковича. Он раскрывает собственное впечатление после прослушивания произведения по радио. Его захватила идея музыкальной формы симфонии и он сумел визуализировать её в своём совершенно особом «атомном» стиле. Обычно Филонов начинал с карандашного эскиза из угловой точки холста, далее работал кисточкой создавая форму, затем от элемента к элементу прорисовывал каждый атом. Хмурые, зеркально перевёрнутые лица в нижней части картины соответствуют тревожному музыкальному вступлению.
Женский цветной профиль с румянцем соотносится со звучанием флейты во второй части. Строгие мужские профили в верхней части — это третья часть симфонии с трагическими нотами и темой рока. Белые пятна, голубые прозрачные лучи — образ надежды на будущее. Однако лучше понять творение мастера поможет музыка Шостаковича, которую стоит включить, рассматривая картину. Павел Филонов Павла Филонова называли «очевидцем незримого», «футуристом-консерватором». На западе его творчество усилило интерес к авангардистским течениям в СССР. Критики были едины: его искусство имеет аналитический характер, пытается доказать, что форма и цвет — не единственные инструменты передачи изобразительной мысли. Только вот беда, не многие способны это воспринять.
Отсюда и проблемы… Его не понимали, не принимали, хотя и считали гением. Так кто же он, Павел Николаевич Филонов? Обычно о нём говорят так: русский и советский художник, иллюстратор, поэт, преподаватель, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени. Родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Отец Николай Иванов, крестьянин села Реневка Ефремовского уезда Тульской губернии, до августа 1880 года — «бесфамильный».
На этой же выставке выяснилось, что шесть экспонируемых рисунков Филонова были украдены из Русского музея, и их вернули. Художник принципиально не продавал своих работ за рубеж, поэтому практически всё его наследие хранится в Русском музее. Ученики Павла Филонова Одна из крупных школ русского авангарда. Создана Филоновым в 1925 г.
Официально признана в 1927 г.
Павел Филонов. Несмотря на обыденное занятие отец был извозчиком, а мать — прачкой , родители поддерживали стремление сына к творчеству. Он на отлично закончил «Каретнорядную» школу местного прихода, делая уроки по ночам, а днём подрабатывая. После переезда с сестрой в Петербург, 14-летний подросток устроился в живописно-малярные мастерские.
Павел Филонов
«Культура» рада представить читателям главу № 32 «Павел Филонов» из книги художника, философа Максима Кантора «Чертополох и терн», которая выйдет в августе в издательстве АСТ. Картина художника Павла Филонова «Победитель города» 1914-15 г. Картон, масло. ФИЛОНОВ Павел Николаевич 20 января 1883 (Москва) — 3 декабря 1941 (Ленинград) Живописец, график. К тому же Филонов обладал могучим грудным басом очень красивого тембра и говорить умел – увлекал, убеждал слушателей».
Память дня, Павел Филонов
В ней провозглашается реабилитация живописи в противовес концепции и методу Казимира Малевича, «живописному анекдоту» Владимира Татлина — «сделанных картин и сделанных рисунков»: «Цель наша — работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. В дальнейшем у художника получится развивать тезисы манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клеточка цветка с цветом». Первая мировая Осенью 1916 года Павел Николаевич отправляется на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии. Затем принимает активное участие в революции, занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии и т. Порой ему удавалось рисовать. Это были рисунки с натуры — «Румынские офицеры», «Мотоциклисты» и другие. Своему другу, поэту Хлебникову, он скажет: «Я воюю не за пространство, а за время.
Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени». А потом признает: «Я был на войне 1,5 года, и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня». В 1918 году Филонов был направлен в Петроград, чтобы передать товарищу Подвойскому знамёна трёх полков Балтийской дивизии и невручённые Георгиевские кресты. У него был шанс сделать карьеру: он обладал прекрасными деловыми качествами, талантом, его многие уважали, а его происхождение было идеальным для того времени. Но Филонов отказался. Он не хотел становиться «комиссаром» и не стремился попасть в гущу революционных событий. Павел Филонов на ней был представлен двумя иллюстрациями к «Изборнику» Хлебникова.
Тогда же он участвует в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений — грандиозной выставке в Зимнем дворце. Виктор Шкловский приветствует Филонова, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». На выставке были представлены картины из цикла «Ввод в мировой расцвет», состоявшего из 22 работ. Две работы: «Мать» 1916 г. В 1918-1919 годах пишет картину «Формула космоса» — первую чистую абстракцию, вслед за которой появились «Белая картина» 1919 , «Победа над вечностью» 1920-1921. В 1922 году «Формулу петроградского пролетариата» и ещё одну дарит Русскому музею. Тогда его идеи не находят официальной поддержки.
Но ему всё-таки удаётся прочитать ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Тогда же он создал и в дальнейшем всеми силами поддерживал собственную художественную школу — коллектив «мастеров аналитического искусства» — МАИ. В 1927 г. К этому периоду относятся такие работы Филонова, как два варианта «Формулы весны» 1927-1929 гг. В 1929 году Русский музей собирался сделать его персональную выставку. Более того, картины заняли свои места в экспозиции, был изготовлен буклет, однако перед самым открытием на двери появился замок.
Тираж буклета был уничтожен. Зато появилось более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, где доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой стране Советов. Организаторы устроили несколько закрытых просмотров и пригласили представителей рабочих организаций. Они были уверены, что простые, малообразованные люди выскажутся категорически против открытия выставки.
Азибера с сыном», «Портрет А. Гуэ», «Портрет певицы Е. Все — ГРМ. Изображая членов своей семьи, он писал их лица по всем законам реалистического искусства, продемонстрировав и высочайшую академическую выучку, и умение учитывать вкусы портретируемых.
Одновременно с реалистическими портретами появились и первые беспредметные произведения — «Композиция. Ввод в мировый расцвет» 1914—1915. ГТГ , «Две девочки» 1915. Подобная свобода в смене стиля и методов работы в среде художников-авангардистов была большой редкостью. Филонов знал законы ремесла и всегда отделял его от экспериментального творчества. В предвоенное время укрепился и подвижнический настрой Филонова. Он часто мог существовать «вне общих правил» — жил жизнью аскета, когда к нему пришёл успех; писал многодельные «сделанные картины», поражающие зрителей огромным внутренним напряжением, во время господства провокационного небрежного стиля кубофутуристов. Важной чертой личности художника стало харизматичное отношение к искусству, что определило многие его действия и в советское время: голодая, он всё же решительно отказывался от каких-либо материальных поблажек, и даже от назначенной ему «по старости», а не за «заслуги» пенсии.
Не случайно, ещё до революции творчество Филонова дважды становилось предметом внимания его соратников по «Союзу молодёжи» и их специальных исследований. Так, в тезисах доклада 1913 Н. Бурлюка была отмечена связь образов художника с произведениями Гойи, Босха, Эдгара По, обращёнными к подсознанию человека, а также с культурами народов Индии, Китая и Монголии. Современники подмечали в образах Филонова особую органичность, сращение элементов мира фантазии с конкретностью отдельных деталей мира реального. В работах ярче всего в двух вариантах «Пира королей» колорит древних восточных и западных цивилизаций словно вплавлен в язык нового искусства. Бурлюк в докладе рефлексирует и по поводу таких картин Филонова, как «Восток и Запад» «Запад и Восток» 1912—1913 , программных в то время для общей платформы «Союза молодёжи». В статье Матюшина 1916 о художниках «новой меры» имя Филонова было названо одним из первых. Матюшин утверждает явное первенство Филонова после того, как увидел в мастерской художника совершенно новые работы, «сделанные» по принципу органического роста, «Цветы мирового расцвета» 1915.
ГРМ , «Две девочки», тогда ещё нигде не выставлявшиеся. На фронте Филонов получил опыт участия в революционной деятельности на посту избранного солдатами председателя военно-революционного комитета Отдельной Балтийской морской дивизии, однако после демобилизации в 1918 комиссаром от искусства не стал. Тем не менее личные знакомства с профессиональным революционером Н. Глебовым-Путиловским и художником П. Мансуровым привели Филонова к увлечению утопическими революционными идеями. В 1918—1923 развивает многомерное символическое понятие-образ «мирового расцвета». Религиозные в своей основе мысли художника о торжестве вселенского расцвета, проникнутые в момент зарождения в 1913—1916 новыми для искусства идеями органического перехода жизни от одной формы к другой, в послереволюционный период постепенно трансформировались. Образ-символ, метафора будущей картины мира, стал наполняться пафосом социальных смыслов, революционной фразеологией.
На 1-й государственной свободной выставке произведений искусства 1919 цикл «Ввод в мировый расцвет» из двадцати двух произведений «выглядел Араратом на выставке» — по мысли В. Шкловского был самым важным и концептуальным авангардным проектом. Сложное символическое содержание цикла построено по ассоциативному принципу, с опорой на некоторые узнаваемые евангельские сюжеты. Но замысел художника заглублён, он лежит вне плоскости однозначных толкований. Одна из причин полисемантического значения цикла Филонова заключена в уникальности момента его возникновения. Единый ряд из разноформатных живописных и графических работ, созданных в разное время и до экспонирования в 1919 выставлявшихся ранее самостоятельно, оказался собранным под единым названием, возможно, только перед экспонированием. На выставке Государственным музейным фондом были закуплены сразу девять работ, и как целое цикл распался на отдельные произведения. Весь состав см.
После успеха в 1919 начался короткий период светлых «революционных ожиданий» художника и самых авангардных, светлых по цвету, абстрактных произведений на философские темы — о революции в России, о космосе и человеке «Космос», «Земля в пространстве», «Человек в мире». Жизненные обстоятельства немало способствовали позитивизму: в 1919 он обрёл первое своё жилье в Доме литераторов ул. Литераторов, 19 , где будет вести безвозмездные занятия с учениками до 1941; в 1922 он встретил Е. Серебрякову, ставшую его женой, а его младший пасынок, П. Серебряков, стал одним из первых учеников и по духу — сыном.
Юлиан Халтурин, например, пишет об учебе Филонова в мастерской Дмитриева-Кавказского; Ирина Пронина исследует соотношения реальных мест и пейзажей Филонова; Николетта Мислер соединяет ранние работы художника с традициями немецкого Ренессанса; Людмила Правоверова напоминает нам о плотных философских слоях, ставших основанием мировоззрения Филонова; Николай Школьник подчеркивает достижения Филонова в качестве дизайнера и художника прикладного искусства; Евгения Петрова дает переоценку понятия «коммунист Филонов»; Галина Марушина повторно «посещает» трагическую «невыставку» Филонова 1929 года; а Наталия Скоморовская напоминает о том, как относились к Филонову советские бюрократы и аппаратчики.
Комментарии Ирины Карасик и Елены Спицыной во многом способствуют раскрытию всестороннего контекста этих публикаций. Подобно Велемиру Хлебникову и Михаилу Врубелю, Филонова часто посещали яркие видения, и он был измучен жестоким напряжением между призраком эстетики и его бледным отражением, мгновенно схваченным в визуальном отчете, между внутренней идеей и ее внешним образом. Действительно, Филонов обладал оптическим аппаратом чрезвычайной мощи, но годы шли, зрение ослабевало, и ему приходилось вести еще более ожесточенное сражение, чтобы переносить свое особое видение на поверхность холста или бумаги. Когда-то он сказал Алексею Крученых: «Вот, видите, как я работаю. Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея. От всегдашнего сильного напряжения воли я наполовину сжевал свои зубы»6.
И писатель Владимир Метальников также упомянул «страдальчески напряженное» настроение картин Филонова7. Специальный выпуск Эксперимента является лишь частью более глобального исследования творчества Филонова и совпадает с полной ретроспективной выставкой картин Филонова в Государственном Русском музее летом и осенью 2006 года. К этому событию был издан каталог и - впервые на русском языке - антология теоретических и критических текстов художника. Выставка была показана также в Государственном музее изобразительных искусств им.
Узнать свои результаты каждый из них сможет на официальном сайте диктантпобеды. Также принять участие можно было и в онлайн-формате. Навигация по новостям.
Работы учеников авангардиста Павла Филонова представили в Русском музее
Похожие. Следующий слайд. Павел Николаевич Филонов. Живопись в моей голове Ridero. Одним из этого миллиона был художник Павел Филонов, умерший в своей каморке от голода и холода в декабре 1941 года. Картины и биография Филонова Павла Николаевича в социальной сети коллекционеров и дилеров живописи Артхив. художник-авангардист, ныне почитается как один из лидеров русского авангардного искусства и основатель аналитического искусства.
Art Investment
А то, что осел ничем не отличается от человека — как раз не странно. Это сказал испанский монах Хосе де Сигуенса о Босхе. Но как подходит к Филонову, при всех его отличиях от Босха.
По мнению художника, картина должна была развиваться из точки, как произрастающее зерно. Ф илонов работал маленькой кистью, и каждая точка, которую он ставил на картине, символизировала атом — так он «выращивал» сложные организмы своих картин. До 19 февраля 2023 работы Ф илонова экспонируются в Еврейском музее и центре толерантности в рамках выставки «Мир как беспредметность.
Действительно, Филонов обладал оптическим аппаратом чрезвычайной мощи, но годы шли, зрение ослабевало, и ему приходилось вести еще более ожесточенное сражение, чтобы переносить свое особое видение на поверхность холста или бумаги.
Когда-то он сказал Алексею Крученых: «Вот, видите, как я работаю. Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея. От всегдашнего сильного напряжения воли я наполовину сжевал свои зубы»6. И писатель Владимир Метальников также упомянул «страдальчески напряженное» настроение картин Филонова7. Специальный выпуск Эксперимента является лишь частью более глобального исследования творчества Филонова и совпадает с полной ретроспективной выставкой картин Филонова в Государственном Русском музее летом и осенью 2006 года. К этому событию был издан каталог и - впервые на русском языке - антология теоретических и критических текстов художника.
Выставка была показана также в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина и в европейских и американских музеях. Интервью с Григорием Серым псевдоним Григория Гингера , с. Эткинд , оп.
Ещё мне в последнее время нравятся работы Юлия Юльевича Клевера-старшего. Владислав Меня же вдохновляет Павел Николаевич Филонов. Я нахожу в его картинах глубокий родной смысл. А из современных мне нравится творчество Елизаветы Палицыной. Она кстати ещё пишет замечательные стихи. В её художественных работах я нахожу отдушину, есть в них что-то трепетное, приятное. Варвара Планируются ли новые проекты? Хороший вопрос, пока точно сказать, когда, сложно. Однако в мыслях есть такие планы. Поверьте, если мы решим что-то организовать, о нас точно все услышат. Владислав и Варвара Проект «Русский вернисаж.
Голод: Павел Филонов / М. Колеров
Павел Филонов, борясь за жизнь и личную свободу, получил в Москве и Санкт-Петербурге начальное и минимальное специальное образование, рано избрав путь художника. Картина художника Павла Филонова «Победитель города» 1914-15 г. Картон, масло. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и т. п. не просто дань уважения великому художнику, но практически первое с начала 30-х официальное упоминание о Павле Николаевиче Филонове.
Работы учеников авангардиста Павла Филонова представили в Русском музее
Её работы хранятся в музеях России и частных коллекциях, помимо участия в выставках Ольга ведёт мастер-классы для детей и взрослых. Её экспозиция на «Русском вернисаже» посвящена 1000-летию Суздаля. Чтобы лучше познакомиться с кураторами, мы задали им несколько вопросов. Варвара, Владислав, как Вы стали кураторами этой выставки? Как-то раз мы стояли на улице, и я рассказал об идее организовать выставку, а Варе моя задумка понравилась. Владислав Какая картина на выставке вам нравится больше всего? Я хотела бы продолжить кураторскую деятельность, мне это занятие очень импонирует, оно меня вдохновляет. Скажу лучше так: у меня к кураторству лежит душа! Варвара Я же хочу достичь такого уровня, чтобы было о чем рассказать на выставке. Стать более разносторонним, качественно делать свои проекты. Владислав Какие маэстро прошлого Вас вдохновляют?
Создана Филоновым в 1925 г. Официально признана в 1927 г. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» Петербург, 1914 г. Официально МАИ существовала до весны 1932 г.
Павел Филонов. Несмотря на обыденное занятие отец был извозчиком, а мать — прачкой , родители поддерживали стремление сына к творчеству.
Он на отлично закончил «Каретнорядную» школу местного прихода, делая уроки по ночам, а днём подрабатывая. После переезда с сестрой в Петербург, 14-летний подросток устроился в живописно-малярные мастерские.
Ещё один автор, Демьянчук Виктор Борисович, в своих пейзажах и портретах стремится изобразить больше образов и мыслей, чем может показаться на первый взгляд. По его словам, на полотнах отражается всё, что он пережил и испытал сам. Проект представляет не только картины. Например, посетители могут ознакомиться с ювелирными украшениями - их создаёт Ольга Иркли. Она использует необычные материалы, например кожу, дерево, натуральные камни, когти и клыки животных, а ещё плетёт из металла и бересты. Ольга -лауреат многих ювелирных выставок, фестивалей моды. Её работы хранятся в музеях России и частных коллекциях, помимо участия в выставках Ольга ведёт мастер-классы для детей и взрослых. Её экспозиция на «Русском вернисаже» посвящена 1000-летию Суздаля.
Чтобы лучше познакомиться с кураторами, мы задали им несколько вопросов. Варвара, Владислав, как Вы стали кураторами этой выставки? Как-то раз мы стояли на улице, и я рассказал об идее организовать выставку, а Варе моя задумка понравилась.
140 лет со дня рождения художника Павла Филонова
Павел Николаевич Филонов (1883 – 1941) – один из ярких представителей русского авангарда. Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна. Павел Филонов родился в 1883 году в крестьянской семье, которая перебралась в Москву тремя годами ранее. Павел Николаевич Филонов умер в тяжелые времена блокады Ленинграда в 1941 году. Филонов терпеливо, очень пространно отвечал ему, стараясь быть понятным, но когда он кончал, Лукстынь задавал свой вопрос снова так, как будто Павел Николаевич ничего ему не объяснял. 1941 Автопортрет.
Филонов Павел Николаевич (1883-1941)
Павел Николаевич обжаловал решение о своём исключении и даже добился успеха, но вскоре, поняв, что в Академии учиться ему больше нечему, оставил учёбу добровольно. Несомненно, Павел Филонов такому сравнению бы не обрадовался– для пролетарского художника-аналитика, каким он себя считал, сравнение с певцами мещанских красивостей– оскорбительно. Павел Николаевич Филонов в воспоминаниях современников, документальный фильм, 1987, Россия. Ну у Филонова в этом цикле все работы похожи). Председатель ревкома Павел Николаевич Филонов, второй справа, в свои 34 года, действительно, выглядел молодо.