Для христиан на Крещение главное — посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду. Праздник Крещения Господня, или Богоявление, связан с евангельским событием — крещением Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан. Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Мусульмане отмечают один из двух главных праздников в исламе — Ураза-байрам.
Праздник Крещения: история, традиции
Главная традиция праздника Крещения Господня — освящение воды. Утром 19 января святят воду — или в церкви, или, где это возможно, возле озера, реки или ручья. Православные верующие будут отмечать 19 января 2024 года один из важнейших церковных праздников — Богоявление, или Крещение Господне. Православные верующие будут отмечать 19 января 2024 года один из важнейших церковных праздников — Богоявление, или Крещение Господне. Мусульмане отмечают один из двух главных праздников в исламе — Ураза-байрам. Да, с XI-XII веков в церковной жизни закрепилась традиция в Крещенский сочельник и в день самого праздника Крещения Господня специальными молитвами освящать воду.
Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2024 году
Крещение Господне. Обычаи и традиции русского народа | Православные верующие будут отмечать 19 января 2024 года один из важнейших церковных праздников — Богоявление, или Крещение Господне. |
Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2024 году | В середине января православные верующие отмечают Крещение Господне или праздник Богоявления, неотъемлемой традицией которого является купание в проруби. |
Крещение Господне — традиции, обычаи, обряды, приметы, поздравления | Традиции праздника ведут начало от первых веков христианства, когда произошло Крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. |
19 января – Крещение Господне: история праздника, традиции, запреты, приметы | С праздником Крещения связано уже множество церковных традиций и народных примет. |
Что ни в коем случае нельзя делать на Крещение
Однако на Мадабской карте VI века место Крещения изображено напротив Иерихона на западном берегу реки, то есть не за Иорданом, если смотреть с западного берега. Существует предположение, что автор Мадабской карты, живший на восточном берегу Иордана, понял словосочетание за Иорданом в смысле места, находящегося на другом берегу по отношению к нему, хотя автор Евангелия, естественно, понимал предлог за, как к расположенному на восточном берегу [8]. Паломник Феодосий ru de V—VI вв. До VI—VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины 640 год местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега [6]. Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше [10]. При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср-эль-Яхуд контролируется Израилем [12] [13] , на восточном, напротив него — Эль-Махтас Вади-эль-Харар в Иордании [14] [15]. В ходе раскопок в Вади-эль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием [5] [16]. Происхождение даты[ править править код ] На христианском Востоке в Армянской церкви — до сих пор 6 января считалось датой Рождества Христова , и лишь после IV века распространяется западная традиция праздновать Рождество 25 декабря.
Происхождение обеих дат остаётся предметом дискуссии между двумя конкурирующими теориями. Согласно гипотезе «Школы истории религий», они появились в качестве христианской замены языческим праздникам. Калькулятивная гипотеза утверждает, что даты были плодом внутрихристианских хронологических вычислений, и строится на тезисе, что зачатие и крестная смерть Христа произошли в один и тот же день 25 марта на Западе, 7 апреля на Востоке , от которого отсчитывали 9 месяцев беременности Богородицы [17].
Спаситель, будучи безгрешен изначально, не имел нужды в Иоанновом Крещении покаяния, но по смирению Своему принял Крещение водою, освятив при этом Собою водное естество. Накануне Крещения, 18 января, верующие постятся — ничего не едят до вечера, а вечером отмечают второй Святой Вечер или "Голодную кутю". На ужин подают постные блюда — жареную рыбу, вареники с капустой, гречневые блины на масле, кутю и узвар. Вся семья, как и перед Рождеством собирается за столом, к которому подаются лишь постные кушанья, из риса, меда и изюма готовится кутья сочиво. В этот вечер, вернувшись из церкви с молебна, люди ставили мелом или копотью свечи кресты над всеми окнами и дверями. После ужина все ложки собирают в одну миску, а сверху кладут хлеб — "чтобы хлеб родился". Этими же ложками девушки гадали: выходили на порог и стучали ими, пока где-то не залает пес — в эту же сторону девушка и замуж пойдет. Главная традиция праздника Крещения Господня — освящение воды. Утром 19 января святят воду — или в церкви, или, где это возможно, возле озера, реки или ручья. Считается, что на Крещение, с полуночи до полуночи, вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года. Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных. Для науки остается загадкой тот факт, что крещенская вода не портится, не имеет запаха и может храниться в течение года и дольше. В старину, накануне Йордана, во льду вырубали большой крест "йордан" и устанавливали его вертикально рядом с лункой. Ледяной крест украшали барвинком и ветвями сосны или обливали свекольным квасом, от чего он становился красным. Вода освящается в источниках, а там, где такой возможности нет — во дворе храма. Освящая воду, священник опускает крест в специальную крещенскую прорубь, называемую «иорданью», освященная вода именуется «великой агиасмой», то есть великой святыней. Считается, что крещенская вода обладает такой же чудодейственной силой, как и воды Иордана, в которые входил Иисус Христос.
По восхождению первой звезды все семья собирается за праздничным ужином. Обязательными блюдами постной вечерней трапезы в канун Крещения являются: " бедная кутя " - сочиво без орехов и изюма, блины , узвар. В принципе, блюда на столе могут быть те же, что на Рождественский Сочельник, но более постными. По традиции число праздничных блюд следует подавать на стол нечетное: 7, 9 или 12. Прежде чем приступить к трапезе, полагается сделать пару глотков принесенной из храма воды и сбрызнуть ею еду. Многие православные считают, что в ночь на Крещение открываются небеса, в тот самый миг, когда Иисус начинает входить в воду. Поэтому каждый, кто станет свидетелем этого чуда, сможет попросить у Господа исполнить желание и получит просимое. По стародавним верованиям знаком отвержения неба является волнение воды в чашке или стакане. По восхождению первой звезды все семья собирается за праздничным ужином Великое водоосвящение: значение и обряды Великое водоосвящение - обряд, совершение которого ждет весь христианский мир, веря в то, что святая вода способна очистить душу от земных грехов, а тело от болезней. Проходит в ночь с 18 на 19 января. Обычно вода освящается в источниках, а в тех приходах, где такой возможности нет - в купели, установленной по центру храма. Прорубь в водоемах готовят накануне: мастера, благословенные батюшкой, вырубают отверстие в форме креста - Иордань согласно названию реки в которой крестился Спаситель. В день Крещения после святой службы верующие во главе со священником отправляются к проруби. Священнослужитель проводит торжественный молитвенный обряд, а затем совершает водоосвящение трижды погружая крест и подсвечник в реку. С того момента, вода не только в водоеме где проводился обряд, но и во всех других источниках, считается освященной и имеет чудотворную силу. А каждый, кто искупается в проруби до восхода солнца, очистит свою душу и тело.
Богоявленский храм в пос. Красное-на-Волге Костромской области В честь Богоявления освящена церковь в с. Челмужи Республики Карелия. Храм был построен в 1605 г. Церковь имеет необычную композицию: большой шатер располагается не на стенах четверика главного помещения церкви, как обычно, а частично над трапезной, частично над основным помещением храма, то есть ось шатра приходится примерно на внутреннюю стену церкви. Таким образом, наружные стены четверика, западная и восточная, опираются не на стены, а на систему балок, передающих нагрузку от них на южную и северную стены церкви. Очень своеобразно крыльцо с двумя всходами, с резными столбами. Это уникальный памятник архитектуры, так как шестигранных деревянных церквей больше не сохранилось. Построена в 1617 году. Основу церкви составляет бревенчатый шестигранный сруб. Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом. С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей. Для освещения в стенах прорублены квадратные и прямоугольные окна. Описанный вид церкви не является изначальным. Шестерик на подклете он убран в начале XX века завершался открытым ярусом звона и высоким шатром. Церковь Богоявления Господня в с. Пянтег в Пермской области В д. Кодлозеро Архангельской области существовала Богоявленская церковь. Приход располагался по обоим берегам реки Пуксы, впадающей в Мехреньгу, и по реке Мехреньге, в 200 верстах от Холмогор. Церковь, вероятно, была построена одновременно с возникновением здесь пустыни в 1618 г. В 1933 г. Церковь Богоявления Господня располагалась в г. Мценске Орловской области. Первое упоминание о храме содержится в Писцовой книге писца Василия Васильевича Чернышева и подьячего Осипа Богданова 1625-1626 гг. Позднее в Сметных книгах и Росписных списках г. Мценска второй половины XVII в. Богоявленская церковь была закрыта в 30-е годы XX в. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, и вскоре после ее окончания руины церкви снесли. На берегу Елгомского озера в бассейне реки Моша Каргопольского уезда ныне Няндомский район Архангельской области при впадении речки Елгома в озеро располагалась Елгомская пустынь. Точное появление обители неизвестно. Первое упоминание относится к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старцем Тарасием Москвитиным 1631-1642 гг. В книге «Русское деревянное зодчество» 1942 г. Позднее церковь была обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. До наших дней Елгомская пустынь с ее храмами не сохранилась. Богоявленская церковь в Елгомской пустыни. Фото из книги И. Грабаря «История русского искусства» Т. Труфановская Архангельской области. В состав Красновского погоста, наряду с пятиглавой Богоявленской церковью 1640 года постройки, входила церковь Параскевы Пятницы. Богоявленская церковь на Красновском погосте. Фото из архива Мининых Во имя Богоявления освящен один из храмом Ферапонтова монастыря, который располагается в с. Ферапонтово Вологодской области. Храм датируется 1649 годом. Церковь является типичным образцом шатровых построек XVII века. К ней примыкает церковь св. Церкви Богоявления Господня и св. Ферапонта В г. Орше Республики Беларусь в 1623 г. Обитель располагалась в Кутейно — юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор был построен в 1623-1626 гг. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. Богоявленский Кутеинский монастырь возрожден в 1992 г. Богоявленский монастырь в Беларуси Во имя Богоявления освящена церковь в г. Остроге Украина.
Крещение Господне. Обычаи и традиции русского народа
19 января православные христиане отметят один из величайших праздников – Крещение Господне. Главная традиция в день Крещения 19 января 2023 года — нырять в крещенскую воду с очищенным телом и добрыми мыслями, поскольку обливания ледяной водой сами по себе благодати не принесут. В праздник Богоявления Русская православная церковь празднует крещение Христа, которое тот принял в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Под особым запретом на Крещение стоит стирка: вся вода на планете, по убеждению верующих, в день праздника становится святой, а значит, ее нельзя осквернять.
Крещение Господне в 2023 году: вся ли вода святая и когда ее набирать
Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские посвященные Господу Иисусу Христу и Богородичные посвященные Божией Матери. Богоявление — Господский праздник. Когда празднуется Крещение Господне Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю 6 января по старому стилю. Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство — один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника. Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства. События Крещения Господня После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения.
Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом. Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос.
Но и чудесное сохранение крещенской воды не гарантировано человеку, который не будет относиться к ней благоговейно. Лучше перелить воду из пластиковой посуды в стеклянную, и хранить ее рядом с иконами.
Также и пить эту воду следует с молитвой, чтобы этот дар Господень был нам во здравие души и тела. Крещенская вода может годами стоять и не портиться. Гадание на Крещение В крещенский вечер девушка должна выйти из дома и пойти по улице. Если она встретить на своем пути первого молодого и симпатичного мужчину, велика вероятность, что в этом году она выйдет замуж. Если прохожий будет старым, то замужество еще не скоро. На Крещение кроме традиционных новогодних и рождественских гаданий, издревле практиковали особое гадание — с кутьей.
Суть его состояла в том, что гадальщицы, захватив в чашку горячей кутьи и скрыв ее под фартуком или платком, бежали на улицу и первому попавшемуся мужчине швыряли в лицо кутьей, спрашивая его имя. Еще более оригинален другой вид специального крещенского гадания: в сочельник, после заката солнца, девушки нагишом выходили на улицу, «пололи» снег, кидали его через плечо и затем слушали — в которой стороне послышится что-нибудь, в ту сторону и замуж выдадут. Если звезды светят ярко, то лето будет сухим и жарким, а весна начнется рано. Более того, осень также будет теплой и затяжной. Также яркие звезды на небе в Крещение говорят о том, что год будет спокойным, без политических или экономических сотрясений. Наоборот, если на Крещение много снега — это к крепкому здоровью.
Считается, что собаки зовут на охоту, которая сулит отличную добычу. Поздравления на Крещение Господне.
В эти дни священнослужители прорубают "иордань" - полынью в форме креста, рядом с которой ставят аналой и деревянный крест. После литургии верующие идут крестным ходом к проруби, священник служит молебен и трижды опускает крест в воду, испрашивая Божие благословение. После чина освящения вода уже становится крещенской.
Все желающие могут подойти умыться ей или даже окунуться в проруби. Крещенской водой также принято окроплять жилище, исполняя тропарь Богоявления. Купание в проруби на Крещение 2023 Купание в проруби - неотъемлемый атрибут Крещения. Считается, что купание в крещенской ледяной проруби очищает от грехов.
Не обходилось без суеверий, доставшихся нашим предкам от их прадедов. Накануне Крещения полагалось рисовать кресты над окнами и дверями.
Люди верили, что это защитит их жилище от нечистой силы. Что нельзя делать в Крещение Запретов, связанных с праздником Богоявления, было много. Упоминания о них можно найти во многих произведениях русских писателей. Главные касались святой воды, емкость с которой нельзя было ставить на пол, чтобы после этого не заболеть. Также запрещается: Заниматься гаданиями и обрядами. Запрет касался времени, следующего за Крещением.
Считается, что после этого можно забыть и о счастье, и о здоровье. Набирать много святой воды, а также разбавлять ее. Освященная вода, как говорили в старину, — это мощное духовное богатство, которое надо беречь. Давать деньги в долг. Это приведет к нищете. Отказывать в милостыне нуждающимся.
Это грех, такие люди могут сами ощутить нужду. Сплетничать, завидовать, желать кому-либо плохого. Все возвратится бумерангом. Перед Крещением и в день Богоявления нельзя ничего выносить из дома. Наши предки связывали это с удачей и здоровьем семьи. Также категорически запрещается ругаться.
Зря вы это делаете: 6 ошибок, которые совершают в Крещение даже верующие
Крещение Господне — традиции, обычаи, обряды, приметы, поздравления — DRIVE2 | Кроме того, Крещение Господне относится к непереходящим праздникам, то есть имеет фиксированную дату, которая не меняется из года в год. |
Крещение Господне — Википедия | Хорошая новость в том, что в Крещение любая вода считается священной – в этот день освящается вся водная стихия на же делать с крещенской водой? |
Народные приметы на 18 января. Какие традиции нужно обязательно соблюдать в Крещенский сочельник?
Маленьких детей тем более не стоит нести к открытой воде. Их на Крещение причащают в храме так же, как и крестят. Кстати, богослужение еще и отличный вариант, если у вас водобоязнь. Если вы сделали прививку от коронавируса или планируете поставить вакцину в ближайшее время, откажитесь от крещенских купаний — организм может дать непредсказуемый иммунный ответ. И он может оказаться разным, последствия могут быть непредсказуемыми. Тут надо учитывать риски. В случае когда скорейшее свидание с Всевышним не входит в ваши планы, не спешите соваться к ледяной воде поздней ночью, особенно в уставшем состоянии. Ночью лучше хорошенько выспитесь, а окунуться можно и утром. На тот момент нужно быть выспавшимся, — рассказывает Матвей Дёмин. Это минимизирует риски и стрессы.
То, что купели открываются в полночь, связано лишь с церковной традицией, святости час от часа в проруби меньше не становится. Днем у купелей, кстати, и народу обычно меньше.
После чина освящения вода уже становится крещенской.
Все желающие могут подойти умыться ей или даже окунуться в проруби. Крещенской водой также принято окроплять жилище, исполняя тропарь Богоявления. Купание в проруби на Крещение 2023 Купание в проруби - неотъемлемый атрибут Крещения.
Считается, что купание в крещенской ледяной проруби очищает от грехов. На самом деле это заблуждение, поскольку обряд купания относится к народным, а не церковным традициям. Купание в проруби считается для верующих исключительно добровольным делом.
Период существования единого праздника Теофании в Кафолической Церкви длился около двух веков. Это время христологических споров. Разделение праздника Теофании на две части шло в ключе выработки догматики Церкви. Служба на Крещение Господне складывалась постепенно, песнопения к ней были написаны такими выдающимися церковными гимнографами, как свв. Церковные песнопения на праздник Крещения Господня выражают непостижимое сочетание смирения и величия, уничижения и славы Сына Божия. И вместе с тем они наполнены глубоким богословско-догматическим содержанием о спасении людей. Богослужение на Крещение Господне схоже со службой на праздник Рождества Христова. Богоявление имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.
В песнопениях предпразднества показывается тесная связь праздника Крещения с двумя другими великими праздниками — Рождеством Христовым и Пасхой. Суббота и Неделя перед праздником называются субботой и Неделей перед Просвещением. В эти дни полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к празднику. В дни предпразднства на повечериях поются трипеснцы. На повечерии 5 января канон, подобный канону Великой Субботы. Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей по Просвещении. В них читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, так же имеющие отношение к празднику. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника и первым читается канон праздника.
В день навечерия Церковь в богослужении «представляет из Писания Ветхого и Нового Завета все, что относится к веществу, прообразованию, пророчествам, событию и плодам Крещения. Канун праздника Крещения называется сочельником. Если навечерие случается в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день уставом предписывается строгий пост. Утром в этот день будут совершаться Царские часы. Затем совершается вечерня с Литургией св. Василия Великого. После литургии бывает Великое освящение воды. Богослужение в самый день праздника начинается великим повечерием, на котором, «как и в день Рождества Христова, Церковь славословит единение Божества с человечеством словами пророка Исаии: «Яко с нами Бог.
Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием. Великое повечерие оканчивается литией, переходящие в утреню. Литургию в день праздника положено совершать «порану». Антифоны поются праздничные, состоящие из стихов 113, 114 и 117 псалмов, пророчески изобразившие Крещение Господа. Далее Церковь возглашает: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», — и тем издревле напоминает принявшим Таинство Крещения о долге христианина. Апостольское чтение Тит.
Традиционным блюдом была свинина, семьи победнее обходились курицей. В день Богоявления главным событием было освящение воды и купание в проруби. В связи с этим праздник получил в народе название Водокрещи. Как и в наше время, церковнослужители освящали воду дважды: в сочельник на вечерней службе в храме и собственно в праздничный день на реке. Заранее подготовленную прорубь — иордань — украшали елями, рядом устанавливали вырезанный изо льда крест. Считалось, что особенно в купании и, соответственно, в очищении нуждались гадавшие и колядники, которые ходили на Святки ряжеными. Больше других стремились омыться святою водой те, кто запятнал себя на Святках гаданием. Они должны были «смыть личину беса». В течение недели после праздника в освященной реке нельзя было стирать белье. А воду, набранную в проруби сразу после водосвятия или принесенную из церкви, хранили весь год. Ей поили больных домочадцев и скот, использовали ее в заговорах на красоту и здоровье. Столь же целебным считался крещенский снег. Растопленный снег добавляли в воду в бане, выливали в колодец, чтобы летом он не пересыхал. Считалось, что только крещенским снегом можно отбелить холсты. На Вологодчине ровно в полночь на Богоявление брали воду из колодца, которая тоже считалась святой. На Богоявление изгоняли бесов не только из душ и телес, но и из домов. Для этого стреляли из ружей, гремели посудой, парни с криками и гиканьем скакали верхом по деревне и лупили метлами и кнутами по углам и закоулкам. В северных губерниях разваленная куча дров свидетельствовала о том, что здесь святьё проехало. Святьём называлась вся нечистая сила. Чтобы защититься от нее, на воротах, дверях, притолоках мелом или углем чертили кресты. Дома, хозяйственные постройки, скотину окропляли святой водой. После освящения проруби начинались игры и забавы, напоминавшие о грядущей Масленице: кулачные бои на льду, катания с горок. На Дону в лед вбивали кол и надевали на него колесо, к которому с помощью оглоблей крепили несколько саней. Взрослые вращали колесо, а дети катались на импровизированной карусели. В Иркутской губернии у иордани устраивали лошадиные бега, чтобы лошади передавили копытами чертей. В Череповецком уезде Вологодской губернии на Крещение молодые люди обменивались подарками: юноши покупали понравившимся девушкам конфеты, а девицы вышивали для потенциальных женихов платочки и кисеты. Повсеместно проходили смотрины. В день Крещения разнаряженных во все самое лучшее девушек сажали в сани и в сопровождении матерей катали от церкви до «Ердани». В некоторых областях девицы стояли на горе, а парни под горой, высматривая самую красивую и самую богато одетую. В других областях девушек выстраивали в ряд, и пожилая опытная в домашнем хозяйстве женщина поочередно распахивала полы верхней одежды и «смотрела подольницы» - подолы рубах, сарафанов и передников, оценивала качество вышивки, кружева, белизну холста, ведь способность вести хозяйство было самым важным критерием в вопросе выбора невесты. На будущих невест порой надевали по пять - шесть рубашек, пару сарафанов и несчетное количество передников, чтобы всем показать, «кака у нас невеста богата». Обычай устраивать на Крещенье так называемые дивьи девичьи смотрины принадлежит к числу вымирающих. Смотрины происходят либо в церкви во время литургии, либо на городской площади, где катаются матери с дочками, а мужской пол стоит стеной и производит наблюдение. Между невестами называемыми также «славушницами» прохаживаются парни, сопровождаемые своими родительницами, и выбирают себе суженую. При этом заботливая родительница не только внимательно рассматривает, но даже щупает платья девиц и берет их за руки, чтобы узнать, не слишком ли холодны руки у славушницы. Если руки холодны, то такая невеста считается зябкой и потому не подходящей для суровой крестьянской жизни. Сергей Максимов, «Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903 год. Если рука была холодная, значит, у девушки кровь недостаточно горяча, она будет плохой хозяйкой, с ленцой, да и рожать будет тяжело.
Крещение Господне в 2024 году
Кроме того, Крещение Господне относится к непереходящим праздникам, то есть имеет фиксированную дату, которая не меняется из года в год. Крещение — большой христианский праздник с древней историей, а его главной традицией является освящение воды, которая сохраняет свои благостные свойства в течение всего следующего года. Народные традиции и обычаи на праздник Крещения Господнего. Крещенский Сочельник не менее важный день в истории христианства, поскольку именно с него начинается подготовка к самому Богоявлению. Крещение — большой христианский праздник с древней историей, а его главной традицией является освящение воды, которая сохраняет свои благостные свойства в течение всего следующего года. Под особым запретом на Крещение стоит стирка: вся вода на планете, по убеждению верующих, в день праздника становится святой, а значит, ее нельзя осквернять.
Крещение Господне в 2024 году
Важнее всего для православного христианина посетить в праздник Крещения ночную службу, причаститься и принять освященную крещенскую воду. Ко всем традициям, связанным с праздником Крещения, верующие люди во многом подходят именно с аллегорическим пониманием. В праздник Богоявления Русская православная церковь празднует крещение Христа, которое тот принял в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Крещение Господне: какого числа, какие традиции и значение праздника.
Народные приметы 19 января
В ранних изображениях могут присутствовать пророки на рельефе саркофага из Арля 4—5 вв. В византийских мозаиках в монастыре Осиос-Лукас в Фокиде 1030—1040-е гг. В памятниках древнерусского искусства Богоявление встречается с 12 в. Наряду с лаконичной схемой с 12 в. В пещерной церкви Сретенского монастыря в Метеорах Греция в сцену Крещения Господня введён ловящий рыбу мальчик как символ крещения — обретения вылавливания для Бога человеческих душ 1366—1367; символ заимствован из живописи катакомб. Иногда в Богоявлении представляли сцену проповеди Иоанна Крестителя икона середины 14 в. В 14—15 вв. Икона «Богоявление» входит в состав праздничного ряда иконостасов в том числе три иконостаса, связанные с кругом Андрея Рублёва. В русских иконах 16—17 вв. В технике «золотой наводки» Богоявление изображалось на церковных вратах: западные врата Рождественского собора в Суздале 1227—1238 , Васильевские врата в Троицком соборе Александрова 14 в.
Павлинов Павел Сергеевич Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. После 1437. Национальная галерея, Лондон. The National Gallery, London. Начиная с Раннего Возрождения Иоанн Предтеча поливает водой стоящего по колени или по щиколотки в Иордане препоясанного Христа; они окружены ангелами и свидетелями, среди которых возможны портреты современников мастеров: произведения Пьеро делла Франчески 1449—1455, Национальная галерея , Лондон , Андреа дель Верроккьо при участии Леонардо да Винчи 1476, Уффици , Флоренция. В искусстве стран Центральной и Северной Европы сцена Крещения Господня часто изображалась на фоне панорамного пейзажа, в окружении музицирующих и поющих ангелов, хора святых на небесах композиция Мастера алтаря святого Варфоломея , конец 15 в.
В Костромской губернии перед гаданием место, где оно проводилось, обскакивали на левой ноге против солнца против часовой стрелки , приговаривая: «Чертово место, черт с тобой!
Как и на Рождество, в ночь на Богоявление загадывали желание: считалось, что небо «открывается» и любая просьба доходит до Спасителя. Знаком того, что небеса отверзлись, было колыхание воды в бочке или стакане. Оно символизировало момент, когда Христос вошел в реку Иордан, чтобы принять крещение. Ночь с 18 на 19 января считалась особенной, «волшебной». В эту ночь сам Дух Святый сходил на землю и поэтому вся вода, где бы она ни находилась, становилась «святой». Ждали полночи — в полночь увидишь, как в посудине святая вода «колыхнется». А еще бегали за околицу — посмотреть, как о полночь небеса открываются и начинают «сиять» — то Божья благодать сходит на землю. Если в этот момент в небо прокричать свои заветные желания, то все они исполнятся.
Считали, что святой становилась не только вода, но и снег. В снегу валялись «для здоровья и молодости», его добавляли в пойло скоту и курам в корм - верили, что от этого животные будут более плодовитыми и здоровыми. На крещенском снегу раскладывали тканые холсты - считалось, что он придает льну особую белизну. В колодцы ссыпали несколько ведер снега - чтобы вода не иссякала и не портилась. В особых прорубях, которые называют «иордань» в воспоминание крещения Христа в Иордане есть традиция купания. Богоявленская, или Крещенская, вода Агиасма издревле считалась святыней. Ее хранили и теперь хранят в продолжение года, ею окропляют вещи, принимают ее в болезни и дают пить тем, кто по каким-то причинам не может причаститься. В сам праздник с утра шли в храм к обедне и на великое освящение воды.
Затем шли на праздничную трапезу, где подавали каши, щедро сдобренные маслом, блины, наваристые борщи, холодцы, колбасы и запеченную свинину. В некоторых местностях угощались «квадратными» блинами - «чтобы водились деньги». В день Крещения Господня начинался зимний мясоед. Традиционным блюдом была свинина, семьи победнее обходились курицей. В день Богоявления главным событием было освящение воды и купание в проруби. В связи с этим праздник получил в народе название Водокрещи. Как и в наше время, церковнослужители освящали воду дважды: в сочельник на вечерней службе в храме и собственно в праздничный день на реке. Заранее подготовленную прорубь — иордань — украшали елями, рядом устанавливали вырезанный изо льда крест.
Считалось, что особенно в купании и, соответственно, в очищении нуждались гадавшие и колядники, которые ходили на Святки ряжеными. Больше других стремились омыться святою водой те, кто запятнал себя на Святках гаданием. Они должны были «смыть личину беса». В течение недели после праздника в освященной реке нельзя было стирать белье. А воду, набранную в проруби сразу после водосвятия или принесенную из церкви, хранили весь год. Ей поили больных домочадцев и скот, использовали ее в заговорах на красоту и здоровье. Столь же целебным считался крещенский снег. Растопленный снег добавляли в воду в бане, выливали в колодец, чтобы летом он не пересыхал.
Считалось, что только крещенским снегом можно отбелить холсты. На Вологодчине ровно в полночь на Богоявление брали воду из колодца, которая тоже считалась святой. На Богоявление изгоняли бесов не только из душ и телес, но и из домов. Для этого стреляли из ружей, гремели посудой, парни с криками и гиканьем скакали верхом по деревне и лупили метлами и кнутами по углам и закоулкам. В северных губерниях разваленная куча дров свидетельствовала о том, что здесь святьё проехало.
Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» Ин. Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» Лк. Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех , как всякого человека. Современный православный храм Иоанна Предтечи. Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген [5] , но он расположил её на западном берегу Иордана [6]. Однако на Мадабской карте VI века место Крещения изображено напротив Иерихона на западном берегу реки, то есть не за Иорданом, если смотреть с западного берега. Существует предположение, что автор Мадабской карты, живший на восточном берегу Иордана, понял словосочетание за Иорданом в смысле места, находящегося на другом берегу по отношению к нему, хотя автор Евангелия, естественно, понимал предлог за, как к расположенному на восточном берегу [8]. Паломник Феодосий ru de V—VI вв. До VI—VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины 640 год местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега [6]. Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше [10].
Именно после Богоявления за Спасителем последовали первые ученики. По старому стилю этот праздник приходился на 6 января и закрывал святочный цикл, который начинался с Рождества. Крещение завершало 12-дневные гулянья с вечеринками, колядками и гаданиями — в этот день люди изгоняли нечисть, хозяйничавшую на Святках, и замаливали собственный грех «бесовских игрищ». В этот день наши предки не только заготавливали святую воду и окунались в прорубь: они внимательно наблюдали за окружающим миром. Считается, что Крещенские приметы самые точные — ведь это особенный день и большой праздник. Издавна в канун 19 января народ готовился к большому христианскому празднику. Крещенский сочельник. День, предшествующий великому двунадесятому празднику Крещения Господня 19 января , именуется Крещенским сочельником. Так же, как и сочельник Рождественский, это — день строгого поста, которым заканчиваются святки — праздничные дни после Рождества Христова. В этот день совершается Литургия святителя Василия Великого, читаются паремии — отрывки из Ветхого Завета, в них прообразовательно говорится о Святом Крещении, о таинственных свойствах воды, через которую сообщается людям благодать Божия. Так же, как и в сам праздник Крещения, в храмах совершается особый чин — великое освящение воды. Вода, освященная в эти дни, именуется крещенской или великой агиасмой и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. Канун Крещения как и канун Рождества, называли сочельником. Крещенская трапеза во многом повторяла постное рождественское меню. На стол ставили кашу кутью и ритуальный хлеб, разнообразную выпечку, блины, десерты из сухофруктов и орехов. Хозяйки на Крещение готовили только нечетное количество блюд. Из-за того, что этот день считался постным, в народе крещенский сочельник называли голодной кутьей. Во многих регионах на Крещение повторяли рождественский обряд приглашения на ужин умерших предков. На столе зажигали свечу для мертвых, ставили дополнительные приборы по числу покойных родственников. Перед Богоявлением прощались со Святками. Со стола убирали сено, торжественно внесенное накануне Рождества. С Рождества же возле икон лежал праздничный хлеб, который на Крещение скармливали скотине или птице. Все 12 святочных дней нельзя было выносить мусор, а также делать многие домашние дела, например прясть и ткать. В Крещение эти запреты снимались — из избы выносили сор, выметали золу из печи. В этот же вечер молодежь устраивала заключительные игрища. По дворам ходили ряженые, исполнявшие колядки — песни с пожеланиями хозяевам дома. Считалось, что чем больше колядующих одарят хозяева, тем больше доброго случится с семьей в новом году. В колядках восхвалялся хозяин дома и посредством колядок у хозяина выпрашивалось угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц» , хозяюшку — «красным солнцем», детей их — «чистыми звездами». Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто давал угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали шутливые угрозы: «Кто не даст пирога — сведем корову за рога, к то не даст ветчины — тем расколем чугуны…» Хозяева принимали гостей, давали кто что мог. В Торопце Псковской губернии Святки слывут «Субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов… для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Когда девушки собрались… ворота отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы.