На Тайване, в Гонконге, Сингапуре и Малайзии растёт количество последователей тибетского буддизма. Количество буддистов. история, численность последователей и основные учения религии Буддийские храмы и монастыри В России существует множество буддийских храмов и монастырей, расположенных на территории различных регионов. В 2023 году численность исповедующих буддизм в России достигла значительных показателей, однако по сравнению с другими религиозными группами все же остается невысокой. Буддисты России отмечают свой главный праздник. Согласно предсказаниям буддистов 2023 год будет полной противоположностью 2022 году. Об этом пишет «РИА Новости».
Буддизм по странам - Buddhism by country
Происхождение : основано на верованиях Иисуса из Назарета, христианстве времен императора Тиберия, после смерти еврейского пророка. И Дхарма Будды - индийская религия или философская традиция, основанная на ряде оригинальных учений, приписываемых Гаутаме Будде. Буддизм возник в древней Индии как традиция шаманов между VI и IV веками до нашей эры и распространился по большей части Азии. Буддизм включает в себя множество традиций, верований и духовных практик, в значительной степени основанных на учениях Будды и их последующих философских интерпретациях.
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран…. Отличие этих мнений обусловлено различными подходами в оценке результатов социологических исследований. На первый взгляд — это христианство. По последним данным, эту религию исповедуют около 2,4 млрд.
Второе место занимает ислам — 1,3 млрд. Буддизм замыкает тройку лидеров с полумиллионным числом последователей. Некоторые смотрят на данный вопрос с несколько иной стороны. Ведь, мол, христианство далеко не монолитно, не едино. Есть католицизм, протестантизм, а также менее многочисленные конфессии — греко-восточное православие, монофизитство и т. Внутри христианства пальма первенства по числу верующих, безусловно, принадлежит католичеству — в мире 1,13 млрд. Протестантизм — на втором месте.
Так вот на основании сопоставления количества исповедующих ислам и католицизм заявляется, что самая распространенная религия в мире — ислам. Такая точка зрения явно отдает предвзятостью, у которой могут… 11 Из общей численности населения мира 4495 млн.
Индуизм - 3 место Индуизм - религия большинства жителей Индии. На самом деле индуизм не является одной религией с множеством конфессий, как в буддизме или христианстве.
В индуизме можно выделить четыре наиболее крупные индуистские традиции, которые имеют много общего между собой: вайшнавизм, шиваизм, шактизм и неоиндуизм. Это одна из самых быстрорастущих религий. Индуски совершают ритуал омовения. Ислам - 2 место Ислам принято считать самой молодой мировой религией.
Мусульмане в основном сконцентрированы в азиатских и африканских странах. Самое большое количество мусульман проживает в Индонезии. Всего в мире насчитывается около 1,9 млрд мусульман. По прогнозам некоторых исследовательских центров, существует вероятность, что ислам к 2070 году станет самой многочисленной религией мира.
Мусульмане молятся на фоне мавзолея-мечети Тадж-Махала.
Об этом свидетельствуют данные специалистов из университета Тилбурга Марселя Поортхауса и Тео Салеминка, опубликованные в общенациональной газете "Фолкскрант". Если в 1998 году в стране насчитывалось 16 тысяч буддистов, из которых всего 4 тысячи были коренными голландцами, а 12 - иммигрантами из стран Азии, то сейчас из 16,5 миллионов жителей Нидерландов буддизм исповедуют уже 250 тысяч человек, причем преимущественно коренные голландцы. По словам исследователей, рост столь внушителен, что впору говорить о "буддизации" Нидерландов, по аналогии с исламизацией. Марсель Поортхаус считает "странным", что никто в обществе не обеспокоен ростом числа приверженцев буддизма, в отличие от исламизации, которая воспринимается рядом голландских политиков, в первую очередь скандально известным Гертом Вилдерсом, как явная угроза.
Статистика: Сравнение численности последователей Буддизма, Христианства и Ислама по всему миру
Определение его пути было составлено самим Буддой и получило название «четыре благородных истины»: 1 Дуккха - жизнь всегда сопровождается страданиями; 2 Самудайя - источник всего сущего лежит в страсти и похоти; 3 Ниродха - избавиться от вращающегося колеса от рождений и смертей можно только путем устранения похоти; 4 Марга, практика - человек может достичь всех духовных добродетелей, взобравшись на следующие четыре шага к Нирване. Первый шаг - это пробуждение сердца, когда последователь узнает тайну горя, заложенную в самой жизни. Этот шаг связан с самим Буддой как учителем и источником, представляющим первый шаг на пути к спасению. Второй этап - освобождение от нечистых мыслей. Чтобы достичь третьей стадии, верующий должен избавиться от всех злых желаний, преодолеть невежество, сомнение, ересь, недоброжелательность и раздражительность. Тот факт, что буддизм не способствовал кастеизму и фактически был против него, был основной причиной популярности буддизма в Индии в первые годы. Однако, несмотря на первоначальный рост числа приверженцев, религия вскоре должна была быть омрачена различными школами индуизма в стране. Китай Буддизм, однако, более популярен в странах за пределами Индии с наибольшим количеством последователей в Китае.
С незапамятных времен Китай принял любое учение, которое способствовало бы поддержанию или сохранению существующей власти и политической основы общества. Конфуцианство, широко распространенное в Китае на протяжении веков, учит людей уважать и выполнять свой долг перед обществом.
Одной из крупнейших религий в мире является христианство. Христианство базируется на учении Иисуса Христа, который, согласно Библии, является Сыном Божьим и спасителем людей. Согласно статистике, в настоящее время в мире примерно 2. В разных частях мира христианство имеет свои особенности, например, в Католической церкви имеется понятие Папы, который является главой церкви и признается верующими как непосредственный представитель Христа на земле. Другой крупной мировой религией является ислам, основанный на учении пророка Мухаммада. Верующие ислама называются мусульманами. Они верят, что Коран, священная книга ислама, была непосредственно откровена пророку Мухаммаду от Всевышнего. Сегодня количество мусульман в мире составляет примерно 1,8 миллиарда человек, что делает ислам второй по величине религией в мире.
Значительная часть мусульман проживает в странах Ближнего Востока и Северной Африки, они исповедуют суннитский и шиитский ислам. Цитата из Корана: «Воистину, настолько велика в сравнении с иными науками религия мусульманская, что все прочие науки кажутся относительными и временными. Буддизм проповедует освобождение от страданий и достижение просветления через развитие мудрости и сострадания. В мире примерно 500 миллионов буддистов, большинство из которых живут в Азии. Кроме того, существуют и другие религии, такие как индуизм, синтоизм, джайнизм и другие, которые имеют свои уникальные учения и практики и имеют своих последователей по всему миру. Религия играет важную роль в жизни миллиардов людей и помогает им находить смысл и цель в своей жизни.
Ежедневная религиозная практика может включать поднесение на алтарь риса, воды или саке вместе с произнесением молитв. Люди молятся Будде за успокоение душ своих предков, а также обращают свои молитвы и к самим предкам, прося у них защиты для своей семьи. В реальности культ предков не является буддийским и восходит к добуддийским культам или к конфуцианской морали. Буддизм и синто Современные японцы обращаются к религии для защиты себя и своих семей от зла и привлечения удачи в свою жизнь. Для этой цели они посещают как синтоистские, так и буддийские храмы. При этом далеко не все усматривают разницу между этими религиями. Японцы привыкли, что синтоизм и буддизм сосуществуют в их культуре много столетий, и в массовом сознании они сливаются в единую национальную религию Японии. Тем не менее, большинство японцев посещают именно синтоистские храмы для проведения обрядов, связанных с рождением ребенка. Обряды защиты здоровья детей проводятся по синтоистскому обычаю в возрасте 3, 5 и 7 лет. Кроме того, как правило, синтоистские священники проводят обряды освящения земли под строительство. Как уже отмечалось, японцы неизменно обращаются в буддийские храмы за проведением похоронных и поминальных обрядов. Очевидно четкое правило: обряды жизни, здоровья и роста находятся в сфере компетенции синтоизма, а смерти и посмертного существования — буддизма. Сюда же можно отнести и гадание. Японцы к нему очень неравнодушны. Гадателей можно найти в маленьких лавочках или прямо на уличных мостовых. За предсказаниями гадатели часто обращаются к буддам и бодхисаттвам. Буддизм как культурная основа И буддизм, и синтоизм исповедуются японцами в основном в форме обрядовой системы. Помимо своего религиозного значения, эти религии до сих пор являются источником культурного вдохновения, а также несут в себе огромное культурное наследие.
Ислам утверждает, что учение Бога Аллаха записано в священной книге - Коране, — которая является основным текстом приверженцев этой религии. Большинство мусульман принадлежат к одной из двух основных ветвей ислама: сунниты включают примерно 80 процентов мусульман, а шииты - примерно 15 процентов. Остальные принадлежат более мелким конфессиям. Индуизм практикуется в основном в Индии где около 80 процентов населения идентифицирует себя как индуисты , Непале и Индонезии. Мало что известно о том, как возник индуизм, но его учения глубоко влияют почти на все аспекты жизни верующих. В последние годы некоторые аспекты индуизма стали популярными на Западе, такие как практика йоги, а также использование чакр энергетические точки, найденные по всему телу для выявления и лечения болезней. Основанная на учении Гаутамы Будды, эта религия была основана в Индии почти 2500 лет назад. Существует две основные ветви буддизма: буддизм Тхеравады и буддизм Махаяны.
Число последователей буддизма
В этой части мы поговорим о буддизме в современном мире. Цель международного собрания последователей Будды – поиск ответов на глобальные вызовы современного мира в учениях Будды. По данным всероссийского исследования «Атлас религий и национальностей РФ», последователями буддизма являются 0,5% россиян.
Количество последователей буддизма мирового масштаба и его значимость в современном обществе
Азия богата такими странами. В них вера является регулятором не только нравственности и взглядов, но и распорядка дня, общения, стиля одежды. Мировая религия — это верование, которое распространено в различных странах, на разных континентах. Всего выделяют три мировых религии: буддизм, христианство, ислам. Какая религия самая многочисленная в мире На протяжении многих веков самой многочисленной религией в мире является христианство. По данным статистики, ее исповедует более тридцати процентов населения планеты. Это около двух с половиной миллиардов человек.
Самая многочисленная религия впервые появилась две тысячи лет назад. В ее основе — учения и жизненный путь Христа. По мнению экспертов-историков, она могла возникнуть и раньше. Сегодня христиане есть практически в каждом государстве. Для людей существует единственный Бог, пославший своего сына на землю для спасения человечества. Он проповедовал мир и добро, старался распространить заповеди через Библию — Священное Писание.
Согласно христианству, у каждого человека есть душа, которая живет вечно.
Около 400 млн человек исповедуют сравнительно молодые конфессии, такие как синтоизм, сикхизм и другие. Буддизм — одна из древнейших религий Сегодня у восточных религий появляется всё больше и больше последователей. Для одних это дань моде, для других — жизненный путь. Сколько буддистов в мире?
Это насущный вопрос, связанный с популярностью учения Сидхартхи. Буддизм называют «бодхи», что означает «учение о пробуждении». Он возник ещё в 1-м тысячелетии до н. По сути, буддизм — это сложное религиозно-философское учение. Последователи называют его «Дхармой», что в переводе означает «Закон», или «Буддадхарма», ссылаясь на основателя — царевича Сидхартху Гаутаму, впоследствии и по сей день именуемого Буддой Шакъямуни.
Сколько существует ответвлений и школ буддизма? Выделяют 3 основных направления: Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна. Тхеравада Самая древняя школа, сохранилась в исконном виде с начала проповедничества Будды. Изначально буддизм был не религией, а философским учением. Главная особенность Тхеравады — отсутствие объекта всеобщего поклонения, за исключением Будды.
Это обусловливает простоту ритуалов и внешних атрибутов религии.
Индуизм - 3 место Индуизм - религия большинства жителей Индии. На самом деле индуизм не является одной религией с множеством конфессий, как в буддизме или христианстве. В индуизме можно выделить четыре наиболее крупные индуистские традиции, которые имеют много общего между собой: вайшнавизм, шиваизм, шактизм и неоиндуизм. Это одна из самых быстрорастущих религий. Индуски совершают ритуал омовения. Ислам - 2 место Ислам принято считать самой молодой мировой религией. Мусульмане в основном сконцентрированы в азиатских и африканских странах. Самое большое количество мусульман проживает в Индонезии. Всего в мире насчитывается около 1,9 млрд мусульман.
По прогнозам некоторых исследовательских центров, существует вероятность, что ислам к 2070 году станет самой многочисленной религией мира. Мусульмане молятся на фоне мавзолея-мечети Тадж-Махала.
Существуют несколько основных тенденций в развитии этой религии: 1. Рост числа последователей. Возрастает количество людей, принимающих буддизм в качестве своей религиозной веры. Это связано с распространением информации о буддизме и его учениях, а также с появлением новых буддистских центров и храмов в разных регионах мира. Модернизация и адаптация учений. С развитием общества буддистские монахи и мудрецы активно работают над приспособлением учений буддизма к современным реалиям. Они адаптируют учения Будды к современному стилю жизни, чтобы они оставались актуальными для современных людей. Распространение буддизма за пределами Восточной Азии.
Религия расширяет свои границы и становится все более популярной в других регионах, в том числе в Европе, Северной Америке и Австралии.
Какая религия самая распространенная в мире: интересный факт
Буддизм замыкает тройку лидеров с полумиллионным числом последователей. Цель международного собрания последователей Будды – поиск ответов на глобальные вызовы современного мира в учениях Будды. По оценкам специалистов, количество последователей буддизма составляет примерно 6% всего населения Земли1, хотя проверить эту цифру трудно ввиду способности буддизма сливаться с любой культурой и влиять на представления, лежащие в ее основе. В этой части мы поговорим о буддизме в современном мире. Четвертая по распространенности религия — буддизм, насчитывающий около 500 миллионов последователей во всем мире и более 250 миллионов только в Китае. Цель международного собрания последователей Будды – поиск ответов на глобальные вызовы современного мира в учениях Будды.
Численность исповедующих буддизм в России в 2023 году: актуальная статистика
Буддизм сегодня | По данным всероссийского исследования «Атлас религий и национальностей РФ», последователями буддизма являются 0,5% россиян. |
Число последователей буддизма - 89 фото | The Costa Rican News. |
Буддизм в жизни современных японцев: 7 показательных фактов
Буддизм является одним из крупнейших религиозных течений в мире и имеет значительное количество последователей. Цель международного собрания последователей Будды – поиск ответов на глобальные вызовы современного мира в учениях Будды. история, численность последователей и основные учения религии Буддийские храмы и монастыри В России существует множество буддийских храмов и монастырей, расположенных на территории различных регионов. Буддизм, однако, более популярен в странах за пределами Индии с наибольшим количеством последователей в Китае. Что касается Буддизма, то количество его приверженцев практически останется тем же.
Численность исповедующих буддизм в России в 2023 году: актуальная статистика
В буддизме эта тактика получила название упая каушалья «искусные средства» [обращения живых существ в буддизм]. Хотя принцип благорасположенности ко всем живым существам провозглашался и другими индийскими религиями, именно буддизм выдвинул его в центр своей этики. При этом в буддизме, прежде всего в раннем, добродетель больше ориентирована на непричинение зла, чем на активное делание добра, что вытекает из предпочтения нравственного мотива в сравнении с нравственным действием. Изначальная нацеленность на слушателя, реципиента позволила буддизму ассимилировать огромное количество местных верований. Иногда историческое развитие буддизма рассматривается как деградация первоначального учения Будды. Такой взгляд существует как среди буддистов прежде всего тхеравадинов, считающих себя носителями учения «самого Будды» , так и среди буддологов например, исследователей из Общества палийских текстов в конце 19 — начале 20 вв. Ольденберга, супругов Т. Рис-Дэвидс и др. Однако распространение и развитие буддизма всецело соответствуют принципу упая каушалья, согласно которому учение Будды не истина, а лишь инструмент обретения истины, которая выше всех учений Будда говорил о нём как о плоте, который надо использовать для переправы через бурную реку, а потом просто выбросить. Поэтому, как бы ни были велики различия между направлениями и школами буддизма, все они, сохраняя учения о 4 благородных истинах и срединном пути, о взаимозависимом возникновении пратитьясамутпада , об изменчивости анитья , отсутствии постоянной сущности анатма и подверженности духкхе всех элементов существования дхарм , являются формами одной и той же религии, которую проповедовал Будда Шакьямуни.
Школы Абхидхармы В течение нескольких веков после смерти Будды буддийская община сангха из содружества бродячих отшельников-одиночек превратилась в сообщество монахов, постоянно живущих в обителях вихара , расположенных вблизи деревень и городов остатки древнейшей вихары были найдены в штате Бихар, в окрестностях древней столицы Магадхи — Раджагрихи. Это позволяло буддийским монахам, никогда не занимавшимся хозяйственной деятельностью, существовать исключительно за счёт подаяний мирян. Распорядок дня монахов предполагал не только походы за милостыней и медитации, но и совместное изучение и обсуждение разных аспектов учения Будды, нередко перераставшие в дискуссии что было одной из важных причин образования новых школ. Чаще всего обсуждались вопросы о природе освобождения нирваны и о статусе освобождённого архата : является ли нирвана бытием или небытием, сохраняются ли в архате какие-то клеши омрачения , может ли существовать более одного освобождённого в определённом мировом пространстве лока , следует ли поклоняться тем, кто приближается к освобождению бодхисаттвам , и т. Вместо притч и поучительных историй, характерных для ранней устной традиции, в этих дискуссиях использовались определения, классификации и строгие процедуры доказательства с применением чётко очерченного терминологического аппарата. Этот метод, получивший название «абхидхарма» «дополнение, или прояснение, учения» , служил прежде всего сотериологической цели: указывать буддисту, какие аспекты опыта надо культивировать, а какие пресекать. Хотя традиция абхидхармы представляет себя продолжением учения Будды, в её рамках были разработаны и новые доктрины, и новые методы экзегезы. Не случайно, что при почти полном совпадении в разных школах первых двух частей «корзин» — питака канона — Винаи и Сутры пали — Сутты , третья часть — Абхидхарма пали — Абхидхамма — у каждой своя. До нашего времени дошли Абхидхамма тхеравады на языке пали Шри-Ланка и Юго-Восточная Азия и сохранившаяся фрагментарно Абхидхарма сарвастивады на санскрите север и северо-запад Индии, а также Центральная Азия; до нашего времени она дошла в составе китайского буддийского канона в переводе на китайский язык.
Философские идеи этих школ отражены в «Абхидхармакоше» , тексте, созданном в 4 в. Хотя некоторые элементы абхидхармистского анализа содержались в Сутра-питаке, именно с Абхидхармой обычно связывают появление первого систематического философского учения буддизма — теории дхарм как единственно реальных элементов существования. Свою главную цель абхидхармики видели в создании исчерпывающей классификации дхарм. Они также разработали принципы герменевтики , согласно которым принадлежность Будде тех или иных высказываний определяется в конечном итоге соответствием духу его учения, а противоречащие друг другу высказывания — следствие приспособления Будды к уровню понимания его слушателей по контрасту с экзегезой махаяны, которая рассматривала тексты как выражение либо абсолютной, либо относительной истины. Придавая первостепенное значение внутреннему миру человека, традиционные буддисты строили свою концепцию Вселенной, беря за основу уровень духовного развития населяющих её существ. Например, с точки зрения тхеравады во Вселенной существует бесконечное множество миров как капель в океане или песчинок в пустыне , каждый из которых разделён на три сферы: сферу желаний кама-дхату , включающую землю, ад, небеса и населённую людьми, животными, падшими существами и отдельными дэвами; сферу форм рупа-дхату — 4 этажа небес, соответствующие первым четырём уровням 8-ступенчатой медитации и населённые дэвами, преодолевшими свои желания, но сохранившими форму; сферу не-форм арупа-дхату — состояния сознания, соответствующие последним четырём уровням медитации. Идеалом святого в традиционном буддизме считается архат — монах, с помощью праведного поведения, аскезы и медитации искоренивший в себе все аффекты и обретший высшее знание и освобождение от сансары. К архатству ведут три ступени: 1 «вошедшего в поток» сотапанна , т. Махаяна Как отдельное направление махаяна оформляется примерно в начале нашей эры в связи с появлением цикла сутр совершенства мудрости сутры Праджняпарамиты , претендующих на изложение «сокровенного учения Будды», а её расцвет и появление философских школ относится к середине и второй половине 1-го тысячелетия и связан с деятельностью Нагарджуны, Асанги , Васубандху, Дигнаги , Дхармакирти , Чандракирти , Шантаракшиты и др.
Бодхисаттва в пещерах Аджанты Индия. В традиционном буддизме миряне могли уповать лишь на лучшее перерождение освобождение от сансары считалось прерогативой исключительно монахов. Однако роль простых доноров или благодетелей сангхи в обмен на «облегчённый вариант» наставления и крайне отдалённую перспективу нирваны уже не соответствовала растущему влиянию мирян и их стремлению найти в буддизме способ удовлетворения и своих более насущных религиозных потребностей — в вере, в утешении, в защите от жизненных невзгод. Монахи традиционного направления, подражая Будде, т. Последователи же махаяны, считая это «узким путём» хинаяной , выдвинули на первый план сострадание каруна и благожелательность по отношению ко всем живым существам майтри. Идеал святого, пекущегося о спасении других, — бодхисаттвы — пришёл на смену «эгоистическому» идеалу архата. Отказом от собственной нирваны бодхисаттвы способны обрести религиозную заслугу, часть которой могут передать верующим, чтобы те смогли переродиться в небесных обителях будд Чистых землях и там готовиться к окончательному освобождению. Однако иногда считается, что высшие небесные бодхисаттвы уже достигли нирваны и продолжают постоянно переживать её. К бодхисаттвам как главным объектам почитания в махаяне наиболее известны Авалокитешвара , Манджушри , Кшитигарбха добавляются другие будды особенно популярны Майтрея , Амитабха , Акшобхья , а также боги и богини разных индийских религий.
Так из сотериологического учения для монахов буддизм превратился в универсальную религию со своим пантеоном, культом и философской доктриной. Согласно махаяне, в каждом человеке и вообще в каждом живом существе содержится «природа Будды», которую он может раскрыть в себе разными способами, в том числе продолжая жить в миру и поклоняясь буддам и бодхисаттвам самое полное и систематическое развитие это учение получает в китайском буддизме. Основной ритуал махаяниста состоит в ежедневном покаянии в своих прегрешениях, посвящении своих заслуг другим, а также в мольбе к буддам, чтобы они оставались в нашем мире ради блага страждущих существ. Хотя махаянская сангха включает в себя наряду с монахами и мирских последователей, основными центрами буддийской философии и учёности остаются монастыри, где наряду с махаянскими изучаются и «хинаянские» тексты. На смену доктрине о всеобщем непостоянстве и отсутствии «я» приходит учение махаяны об имманентности постоянного нирваны, «природы Будды» непостоянному сансаре. В развитом мадхъямакой учении о пустоте шуньята дхарм как высшей реальности, Абсолюте, был сделан шаг от плюрализма абхидхармистских школ к последовательному монизму махаяны, получившему новый поворот в школе йогачаров «тех, чьё поведение соответствует йоге» , или виджнянавадинов «сторонников учения о сознании» , трактовавших пустоту как отсутствие реальности вне сознания. При этом важнейшее понятие этой школы — «сокровищница сознания» алая-виджняна , т. Новое направление получает в школах махаяны и традиционная практика медитации: её высшей целью становится полное освобождение сознания от всех форм феноменального бытия и реализация высшей пустоты, но при неизменном сострадании ко всему живому, поэтому считается, что «освобождённые» должны не уходить в нирвану, а вернуться в мир, чтобы помогать другим. Соединение махаяны с тантристской практикой приводит в 7 в.
Ваджраяна, опирающаяся на тексты практического характера тантры , к 9 в. Буддизм в Китае Процесс становления и развития буддизма на китайской почве можно разделить на 4 этапа: Статуя Будды в пещерном храме горы Юнган Китай. Статуя Будды в пещерном храме горы Юнган Китай. Проникновение индийских и центрально-азиатских форм буддизма 1—4 вв. Становление их китайских версий, адаптация буддизма в борьбе с антибуддийской пропагандой 5—6 вв. Оформление оригинальных школ китайского буддизма конец 6 — 12 вв. Закрепление синтетических форм китайского буддизма в рамках религиозного синкретизма с 12—13 вв. Буддизм стал проникать в Китай на рубеже нашей эры благодаря купцам, приходившим в Китай по Великому шёлковому пути из государств Центральной Азии. Впоследствии проповедники буддизма прибывали в страну также с юга, морским путём.
Традиция считает первым центром буддизма монастырь Баймасы близ Лояна — столицы империи Поздняя Хань. В начале 2 в. Основоположником буддизма в Китае считается парфянский монах Ань Шигао , прибывший в Лоян в 148 г. Уже в 165 г. Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. Согласно легенде «о просвещении варваров», созданной, видимо, первыми апологетами буддизма в Китае, основоположник даосизма Лао-цзы, ушедший на Запад, стал в Индии учителем Будды и подлинным основателем буддизма. Сближение с даосизмом отразилось в первых переводах на китайский язык буддийских сутр: в них индийский термин зачастую передавался через то или иное понятие даосской философии; например, бодхи «просветление» обозначался термином дао путь , а нирвана — термином у вэй недеяние. Особый вклад в развитие китайского буддизма внёс монах Даоань 312—385 , который занимался комментаторской и миссионерской деятельностью, создал образцовый монастырский устав, ввёл культ будды Майтреи , один из самых распространённых в раннесредневековом Китае, а также положил начало обычаю присваивать всем буддийским монахам фамилию Ши от Шакья — род, из которого происходил Будда. Ученик Даоаня монах Хуэйюань 334—416 защищал тезис о неотмирности и неподвластности буддийской сангхи правителю, основал культ будды Амитабхи , ставшего наиболее популярным буддийским божеством на Дальнем Востоке.
Виднейшим проповедником буддизма и выдающимся переводчиком был индийский монах Кумараджива начало 5 в. Ученик Кумарадживы — Даошэн ум. При этом он не вытеснил традиционных китайских учений — конфуцианства и даосизма, а вместе с ними составил синкретический комплекс «трёх учений» сань цзяо. Сторонники концепции «единства трёх учений» полагали, что буддизм выражает «внутреннюю», «сокровенную» сторону наследия древних китайских мудрецов. Почти исключительно в ведении буддистов оказались заупокойные обряды, с 6 в. Другим популярным праздником стал День рождения Будды , отмечавшийся в 8-й день 4-го месяца. В быт китайцев также прочно вошёл буддийский обряд «освобождения живности», когда на волю отпускают различных водяных тварей. Взаимодействие буддизма с китайской философской мыслью привело к существенной трансформации буддийской философии в Китае. Это проявилось уже в 5—6 вв.
Стержнем дискуссий стала проблема «неуничтожимости души духа » шэнь бу ме. Трактуя психику как субстанциальный дух шэнь , а череду психических состояний как неизменную духовную сущность наподобие брахманистского атмана , китайские адепты буддизма фактически отстаивали отвергнутое индийскими буддистами учение о неизменности, вечности и самотождественности психики. Тезис о «неуничтожимости души» встретил отпор со стороны конфуцианских мыслителей, не допускавших мысли о посмертном существовании духовного «я» вне индивидуального психосоматического единства. Будда в аспекте Дхармакая «Тело Закона» начал восприниматься как субстанция и основа всего сущего, источник и конечная цель мира. В конце 6 — начале 7 вв. Их можно разделить на 3 основные группы: 1 «школы трактатов» лунь-цзун , базирующиеся на одной из индийских шастр и занимающиеся по преимуществу философской проблематикой: саньлунь-цзун [«школа трёх трактатов», созданная Цзицзаном 549—623 ] развивала доктрину мадхъямаки прежде всего, учение о «пустоте» ; фасян-цзун [«школа свойств дхарм», основоположниками её были Сюаньцзан 602—664 и его ученик Куйцзи 632—692 ], восходящая к традиции виджнянавады йогачары , как и вэйши-цзун «школа только сознания» ; 2 «школы сутр» цзин-цзун , базирующиеся на том или ином тексте, приписываемом традицией Будде. К ним относятся такие не имеющие индийских аналогов школы, как тяньтай-цзун «школа горы Тянь», где находился её главный монастырь , основным каноническим текстом которой была «Лотосовая сутра» , и Хуаянь-цзун, основанная на индийской «Аватамсака-сутре» «Сутра цветочной гирлянды», кит. Тяньтай-цзун, основанная монахом Чжии 538—597 , стремилась к всеобъемлющему синтезу буддийской мысли и настаивала на присутствии «природы Будды» во всём сущем — и в том, что воспринимается как живое, и в том, что считается неживым. Хуаянь-цзун, фундамент учения которой был заложен монахом Душунем Фашунем, 557—640 и систематизирован Фацзаном 643—712 , акцентировала разработку философских проблем бытия, рассматривая мир как универсум, полностью присутствующий в каждом из его элементов дхарм, кит.
Особое место в китайском буддизме занимает цзинту — школа Чистой земли — влиятельная до настоящего времени и декларирующая спасение верой в будду Амитабху, владыку буддийского рая — Чистой земли. В течение длительного времени буддизм пользовался покровительством императорского двора, однако в 845 г.
Накануне этого важного события служба «Среда» представляет данные о том, какие взгляды и ценности разделяют последователи буддизма в России и как они отличаются от остальных россиян. Соотношение числа мужчин и женщин среди них не отличается от среднего по России, в то время как молодых людей среди буддистов можно встретить чаще. По сравнению со средним по России буддисты чаще имеют доход от 4 000 до 9 000 рублей или отказываются говорить о своём материальном положении.
Главная особенность Теравады заключается в строгом следовании учениям Будды и отсутствии единого духовенства. В этом направлении буддизма большое внимание уделяется медитации и достижению самосовершенствования. Махаяна Махаяна — одно из наиболее распространенных направлений буддизма. Махаяна ориентирован на спасение всех существ и учение о Бодхисаттвах — существах, которые стремятся достичь просветления и помочь другим.
Одной из школ Махаяны является Зен. Она придерживается особого подхода к достижению просветления через медитацию и непосредственный опыт. Ваджраяна Ваджраяна — направление буддизма, которое преимущественно распространено в Тибете, Непале, Бутане и Монголии. Ваджраяна считается дорогой мистики и использует разнообразные ритуалы, мантры, мудры и медитации для достижения просветления. Главным символом Ваджраяны является мандала — геометрическое изображение, представляющее собой космическую карту мира. Эти три основных направления буддизма представляют собой разные подходы к учению Будды, но все они нацелены на достижение просветления и освобождение от страданий. В каждом из направлений буддизма есть свои особенности, ритуалы и практики, которые помогают последователям на этом пути к просветлению. Сравнение буддизма с другими религиями Буддизм, будучи одной из самых старых религий в мире, имеет свои уникальные особенности и отличия от других религиозных систем. Рассмотрим некоторые из них и сравним буддизм с другими важными мировыми религиями.
Буддизм и христианство Христианство и буддизм — две крупные мировые религии, получившие широкое распространение в разных частях света. Однако, у них есть заметные различия. Характеристики буддизма: Буддизм учит о реинкарнации и карме, в то время как христианство проповедует идею о вечной жизни. Буддизм не признает существование личного бога, в то время как христианство почитает Бога и проповедует веру в откровение. Буддизм сосредоточен на постижении и пробуждении своего собственного ума, в то время как христианство подчеркивает отношение к Богу и спасение через Иисуса Христа. Характеристики христианства: Христианство учит о единстве Бога, в то время как буддизм не признает личного бога. Христианство проповедует идею спасения через веру и благодать, в то время как буддизм признает самоспасение через просветление. Христианство стремится к духовному возрождению через веру в Христа, в то время как буддизм стремится к пробуждению и переходу к нирване.
Немало иудеев в Европе — 1,9 млн. В Латинской Америке иудаизм исповедуют 907 тыс. Большинство сикхов проживают в Индии 22,9 млн ; в остальных азиатских странах насчитывается 400 тыс. Благодаря эмиграции заметные общины сикхов появились в Северной Америке 680 тыс. На остальных континентах численность сикхов невелика: Африка — 58 тыс. Принято выделять 3 основных направления в буддизме: махаяна, тхеравада и тибетский буддизм. Большинство буддистов проживают в Азии.