В древности на Руси праздник Нового года отмечали совсем не зимой, как принято сейчас, а весной – в день равноденствия. По разным версиям, славяне отмечали Новый год на Масленицу, в день весеннего или зимнего равноденствия.
Вам может быть интересно:
- Как празднуют Новый Год славяне в 2024 году?
- Православная встреча новолетия
- Год Огнегривого коня наступил у восточных славян 21 марта — LipetskMedia
- Почему русские отмечали Новый год 1 сентября
- Есть ли новый год у славян?
Славянский Новый год: история праздника
Главная» Новости» Когда праздновали новый год древние славяне 1 марта. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась в марте, в районе 20-го числа. Кроме привычного и навязанного нам Нового Года, который встречают зимой, у славян есть свой, который отмечают в день осеннего равноденствия. Древние славяне праздновали начало Нового года в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Празднование Нового года на первое января было перенесено Петром 1, а до этого славяне считали наступление подобных праздников самым важным событием.
Почему старый, если новый: Откуда взялся праздник-парадокс и как отметить Старый Новый год
Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась 22 марта, в день весеннего солнцестояния. Славянский новый год — Новая лета по славянскому календарю. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась в марте, в районе 20-го числа. Но исследователи склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Согласно славянскому календарю новый год начался 20 марта, но это вовсе не 2022 год, а 7530-й. После смещения Рождества на две недели вперёд Новый год стал приходиться на рождественский пост, поэтому сегодня непонятно, что делать с традиционным новогодним поросёнком.
Языческий «новый год» как новая русская национальная идея
Когда на Руси приняли христианство, новый год стали праздновать 1 сентября. Этот день считался Новолетием, так как, согласно Библии, Бог сотворил мир именно в сентябре. В больших городах проходили массовые гуляния, власти и богатые жители выставляли на улицу угощения и медовуху. В храмах проводились торжественные службы. А ночью в домах начинались чисто семейные застолья. С приходом к власти Петра I многое изменилось. Отмечать Новый год начали «по-европейски». В декабре 1699 года государь издал указ о том, что с 1 января 1700 года Новый год в России должен отмечаться 1 января. Данным указом повелевалось в новогоднюю ночь украшать дома елями, жечь потешные костры, учинять праздничную пальбу и большие гуляния. С тех пор мирской Новый год отмечается с 1 января, а церковный — с 1 сентября.
Таким праздник дошел и до наших дней.
В это время проходили гадания и прочие славянские ритуалы. Они также остались, и называются Рождественскими гаданиями, и также порицаются церковью. Какой из этого всего можно сделать вывод? Мне обидно, что, к примеру, китайцы, точно знают, когда будет китайский новый год и не то, что, не стыдятся его, но обширно отмечают. Более обширно, чем европейский. Нас же, славян, заставили забыть свои праздники, заменили их чужими и даже умудрились заставить нас их стыдиться! По поводу славянского язычества, хочу сказать, что все славянские боги были добрыми кроме одной богини , в отличие от, к примеру, Греческих. У нас даже бога войны не было, до приходи Германских племён. Также, греки являются православным народом и не только не стыдятся своих богов, но и гордятся ими!
А мы, славяне, должны своих почему-то стыдиться? Я думаю, над этим уже в то время поработали наши западные «Друзья»! Самое неприятное, что сейчас точно неизвестно, когда именно был Славянский новый год — в день Осеннего равноденствия или Весеннего. Поэтому, я считаю, что мы должны возрождать обычаи наших предков, наши праздники и календарь! По крайней мере знать, как он выглядел, а не изучать, к примеру, чуждый нам календарь Майя! Также, мы должны не только не стыдиться славянских богов, но и гордиться ими! В тоже время, оставаясь православными. Повторюсь, греки являются православными, но не только гордятся своими языческими богами, но и заставили весь мир выучить их имена и рассказы о них! А чем славяне хуже? Я скажу больше, не только не хуже, но и лучше!
Славяне были более культурными людьми, чем остальные народы в Европе! Нам преподают сильно искаженную историю до Христьянской эпохи! Так давайте же попробуем вспомнить нашу историю такую, какой она была на самом деле, а не ту, о которой нам рассказывают западные «Партнёры»! Видео Славянский Новый Год Я думаю, теперь вы имеете представление, когда начинается Славянский новый год и что он из себя представлял Новая лета по славянскому календарю! Может, часть из вас решит его провести я знаю, что многие люди уже проводят праздник Новолетье и другие славянские праздники! Успехов вам в новом году! С уважением, Андрей Зимин 27.
История и традиции славянского Нового года История и традиции праздника таковы.
Календарь славян изначально был лунным, само слово «месяц» указывает на связь этого отрезка времени с лунными циклами. Сначала Новый год у древних славян приходился на 12-ю ночь великого Йоля-Солнцеворота. После принятия юлианского календаря Новый год стали праздновать в первый весенний день — 1 марта по новому стилю 14 марта. После принятия христианства славянский Новый год не был забыт, однако получил другое название. В церковном календаре это день преподобной мученицы Евдокии, которая взяла на себя образ Весны Весенницы. А Новый год стали отмечать 1 сентября если переносить эту дату в 2023 год, она будет соответствовать 14 сентября. Это произошло после того, как 1 сентября 325 года на Первом Вселенском соборе в Никее было принято соответствующее решение.
Так сложилось исторически. Весенний Новый год отмечался примерно в 10-20-х числах марта. Этот праздник был связан с пробуждением природы и возвращением тепла после холодной зимы. Одним из главных обрядов было чествование богини весны Лады. Люди встречали весну песнями, танцами и шествиями, устраивали гуляния и праздничные пиршества. В это время обычно гуляли свадьбы. Традиционным был и праздник Масленицы.
Как празднуют Новый Год славяне в 2024 году?
Так праздновался Новый год у славян (не «бог», разумеется, а «временной цикл»). Новый Год для них ассоциировался с окончанием летних работ и заслуженным отдыхом. Что такое Славянский Новый год На 1 сентября (14 сентября по новому стилю) дату праздника назначили не случайно. Так праздновался Новый год у славян (не «бог», разумеется, а «временной цикл»). После смещения Рождества на две недели вперёд Новый год стал приходиться на рождественский пост, поэтому сегодня непонятно, что делать с традиционным новогодним поросёнком. 2024 год в славянском годослове является первым годом в 16-летнем цикле.
Новая лета. Славянский новый год.
23-го декабря Славянский мир прощался с уходящим годом, и начинал праздновать Коляду, рождение «новой жизни». Некоторое количество ученых-исследователей склоняются к тому, что новый год у славян и вовсе начинался с января, а именно со Святок. Что такое Славянский Новый год На 1 сентября (14 сентября по новому стилю) дату праздника назначили не случайно.
Как отмечали Новый год славянский народ
Верхушку ели должна была венчать символическая Вифлеемская звезда в память о той, что возвестила волхвам о рождении Исуса Христа. Ниже на ветвях развешивали яблоки, как символ запретного плода, который вкусили Адам и Ева, а также печенья и пряники в память о хлебе, используемом для совершения главного христианского таинства — Евхаристии. Стеклянные и пластмассовые шары символы именно запретного плода — яблока. В России рождественскую ель «утвердила» императрица Александра Федоровна бывшая немецкая принцесса из прусских стран , супруга Николая Первого. Именно она вызывала торжественное проведение рождественского праздника с нарядно украшенными еловыми ветками. Постепенно «елочная» зараза распространилась в дома знати, потом богатеньких купчиков, а потом и простого народа. Таким образом, «елочная» традиция для России достаточно нова.
Но надо отметить важный момент, что наряженная елка в России посвящалась не новому году, а сугубо Рождеству, естественно, в его «никонианском» понимании. Рождественские «увеселения» продолжались очень недолго, до октября 1917 года, когда Советская власть запретила любые торжества, связанные с религией. Но сами символы праздника оказались очень живучими. Они вскоре были возрождены большевиками, правда, с иным сущностным наполнением. Возрождение «елочной» традиции произошло в 1935 году. Правительство СССР постановило вернуть празднование только Нового года, а елка превратилась из рождественской в новогоднюю.
В 1937-м в Колонном зале Дома союзов бывшего Дворянского собрания была организована первая советская елка для детей. Вместо евангельской символики появилась коммунистическая. Вифлеемская восьмиконечная звезда сменилась пентаклем пятиконечной звездой. Вместо плюшевых ангелочков на ветках разместились человечки в буденовках и в пионерских галстуках. Елочные шары-яблоки заменили серпы и молоты. Новый год заменяет собой Рождество.
Именно в это время атрибутами «новогоднего праздника» становятся странные и удивительные персонажи, а сам «праздник» приобретает характер абсолютной, нечеловеческой вакханалии. Всем известно, что главной принадлежностью является Дед Мороз. Этот неоднозначный персонаж является своеобразным языческим божком, открывающий, венчающий и завершающий «новогоднее непотребство». Его приход участниками кощунственного действа ожидается почти с религиозным экстазом. Ну, а потом все начинается. На этом главном действующем лице мне и хотелось остановиться.
Дед Мороз — главное действующее лицо Откуда взялся этот необычный и противоестественный образ? Стоит остановиться на его внешнем и внутреннем содержании. Дедушка Мороз, который сопровождает все без исключения новогодние елки для детей и новогодние вечеринки для взрослых, многим представляется воплощением стародавнего русского обычая. Надо отметить, что само появление «дедушки» на новогодних праздниках произошло только с 1937 года, а до 1917 года этот «Мороз» не участвовал на Рождественских торжествах, и это было естественно. Обмирщение праздника Рождества в виде веселого спектакля все же не предполагало наличие не связанных с Рождеством действующих лиц. Дед Мороз — это персонаж сугубо советского времени.
Фигура, в которой мы имеем удовольствие созерцать «дедушку мороза», одетого в восточный расписной халат, валенки, в боярской шапке с огромной белой бородой и посохом, имеет достаточно давнюю историю. В 1840 году появился рассказ «Мороз Иванович», являющийся художественной обработкой русской сказки «Морозко». Внешний вид, доброта и человеколюбие нынешнего Деда Мороза целиком принадлежат писателю Одоевскому. Художественный образ Мороза Ивановича был с упоением принят образованной публикой как главное действующее лицо доброй и веселой сказки. Никто не задумался ни тогда, ни сейчас, с какого мифологического прототипа взял Одоевский образ своего деда весельчака. Закрепление образа в сознании безрелигиозной публики произошло с помощью талантливой пьесы Александра Островского «Снегурочка» 1873.
В пьесе Мороз обрел статус деда, у него появилось неведомое потомство, внучка-снегурочка. С советских времен дедушка и его внучка становятся неразлучными предстоятелями «новогодних кощун». В латинских странах роль Деда Мороза стал выполнять св. Западный Санта Клаус совершенно другой персонаж, чем Дед Мороз, но это отдельная история, и к нашему повествованию она не относится. Если сравнивать Деда Мороза с каким-либо другим мифологическим персонажем, то его ближайшим аналогом является финский «лесной человек» Йоулупукки. Сейчас Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта Клаус, с белой бородой, в красной шубе и шапке, но еще в XIX веке его изображали в козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками.
Этот обычай царь перенял у иностранцев, которые жили в Немецкой слободе. Для немцев ель была символом вечной жизни, а у славян испокон веков хвойные ветки соотносились с погребальными обрядами, поэтому многим было сложно принять новые обычаи. Также «в знак веселия» горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января по ночам «огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы», или наполненных ими смоляных бочек. Главное действие планировалось проводить на Красной площади: зажигать «огненные потехи», стрелять трижды из мушкетов, а напоследок «выпустить несколько ракет». Говоря современным языком, устраивать фейерверки и взрывать петарды. Так праздник отошел от церковных традиций и стал светским. Колокольный звон смешался с пушечной пальбой, а улицы осветились иллюминацией.
После петровского правления массовые гулянья постепенно исчезали из новогодней традиции — масштабные празднества проводились в основном в дворянских и императорских домах. При Елизавете I, любившей роскошь, появилась традиция новогодних балов-маскарадов. Гостей поили разными водками и наилучшими виноградными винами, а также кофеем, шоколадом, чаем, оршадом и лимонадом. А в XIX веке появились и другие атрибуты праздника — шампанское , елочные украшения , открытки.
Борис Кустодиев «Масленица», 1920.
Последнее делали люди всех возрастов — на санках, корытах, шкурах, обледенелых рогожах. Девушки скатывались с гор на своих донцах прялках — чтобы лён рос длинным и чтобы побольше напрясть. Особое внимание на Масленицу уделяли молодожёнам — они обязательно должны были скатиться с горы вдвоём и съездить в гости ко всем, кто побывал у них на свадьбе. Существовал обычай столбы — «выставка» молодожёнов, когда они в своих свадебных нарядах стояли вдоль улицы и по требованию зрителей должны были целоваться. В среду или пятницу на масляной неделе зятьям полагалось навещать своих тёщ с подарками, а тем — угощать их.
Народ сложил немало юмористических песен об этих визитах. А тем парням, кто в течение года так и не женился, женщины привязывали на ногу колодку — чтобы её снять, приходилось «откупаться» сладостями и водкой. Заканчивалась масляная неделя «проводами» Масленицы — куклы, которую одевали как девушку и давали ей в руки блин и помазок. Масленицу с песнями вывозили на санках за околицу селения в заснеженные поля, после чего разрывали её на части и разбрасывали по округе или сжигали — предполагалось, что это хорошо повлияет на будущий урожай. Весенние праздники С Масленицы до Пасхи больших праздников не было — семь недель шёл пост.
Но были весенние дни, с которыми связаны интересные языческие обычаи. Первый день весны по старому стилю приходился на Евдокию сейчас это 14 марта. С Евдокии дети начинали «кликать весну», для этого они залезали как можно выше — на крыши домов, на деревья — и пели песенки-веснянки. Весну вызывали издалека, как если бы она была перелётной птицей — славяне ассоциировали приход весны с возвращением птиц. Похожее происходило на Сороки День памяти 40 мучеников, 22 марта.
Об этом дне говорили: 40 морозов и 40 птиц прилетает. Чтобы птицы возвращались побыстрее, люди пекли печенье-жаворонки и давали их детям, чтобы те ели их и бегали с ними закликать весну и птиц. Жаворонков из теста вешали на палки, на ограды, оставляли на деревьях и крышах. С той же целью на Сороки выпускали из клеток предварительно пойманных живых птиц. Пасха Пасха по старому стилю проходила в промежутке между 22 марта и 25 апреля.
Сама по себе Пасха — не славянский праздник, она пришла к нам с христианством, а первоначально восходит к еврейским традициям. Но, будучи привнесённой на нашу культурную почву, она вобрала в себя славянские обычаи празднования весеннего равноденствия 19—20 марта и пробуждения природы. Как и все важные праздники народного календаря, она представляла собой цикл, который начинался со страстной недели, а затем переходил в Пасху, Радуницу, Красную горку и Вознесение. По народным представлениям, утром на Пасху солнце «играет» — двигается вверх-вниз возле горизонта и переливается разными цветами. Множество обычаев и примет было связано с пасхальной службой в церкви — когда в первый раз запоют «Христос воскресе», загадывали желание.
Обычай красить яйца на Пасху по своему происхождению дохристианский. Яйца считались священными потому, что это аналог зерна в животном мире — зерно завораживало наших предков своей способностью давать жизнь и приносить плод. Яйца очень часто использовались в ритуалах, связанных с земледелием — не только на Пасху, но и в троицкую неделю. Яйцами обменивались, приносили на могилы и на поля, играли с ними: чокались — стукались, чтобы расколоть одним яйцом другое, и катали их по специальным желобкам, чтобы сбить одним другое. Игры с пасхальными яйцами было развлечением для всей деревни.
Фото с сайта nazaccent. Также было принято обходить дома с поздравлениями и волочебными песнями, собирая от хозяев яйца, куличи и другую еду. Радуница Для пасхального цикла как праздника «пробуждения природы» большое значение имели взаимоотношения с покойниками. Главным днем общения с предками была Радуница — суббота на пасхальной неделе, которую называли родительской. Христосоваться с покойниками ходили и на Пасху.
О Радунице говорили: Утром пашут, днем плачут, вечером скачут. Хотя в это время уже начинаются полевые работы, обязательно было навестить кладбище, попричитать там, а затем разделить трапезу с живыми и умершими родственниками и повеселиться. Красная горка После Радуницы следовала Красная горка — первое воскресенье после Пасхи. Этот праздник был связан с браком — в него было принято свататься и устраивать свадьбы. Было также принято обходить молодожёнов и окликать их вьюнишными песнями.
А неженатая молодёжь обязана была принимать участие в совместных играх, посвящённых любви и браку. Летние праздники Михаил Боскин «Хоровод», 1910. Фото с сайта art-catalog. В этот день пекли печенья-лесенки, олицетворяющие одновременно и вознесение Христа на небо, и рост злаков. Лесенки из теста приносили на поле и подбрасывали, чтобы колоски были повыше, а потом съедали.
С этой же целью на Вознесение в поле катали яйца, жарили яичницу, а после съедения ложки бросали вверх. Или приносили на поле блин и яйцо, откусывали от них, а остальное закапывали в землю. Часть обычаев Вознесения похожа на то, что делали на троицкой неделе. Христианские праздники начала лета унаследовали древние традиции, связанные с летним солнцеворотом — как и в случае с зимними святками, ни один из них не совпадает с ним в точности, но все по-своему его дублируют.
Весенний Новый год отмечался примерно в 10-20-х числах марта. Этот праздник был связан с пробуждением природы и возвращением тепла после холодной зимы.
Одним из главных обрядов было чествование богини весны Лады. Люди встречали весну песнями, танцами и шествиями, устраивали гуляния и праздничные пиршества. В это время обычно гуляли свадьбы. Традиционным был и праздник Масленицы. Блины считались особым лакомством, символизирующим Солнце, которого народ заждался за долгую зиму.
Славянский новый год – это Коляда?
С этого момента малышей начинали приучать к труду и готовить ко взрослой жизни. После праздника у наших предков начинались так называемые засидки — работу проводили только в избах при огне, так как в полях больше делать было нечего. Славяне посвящали свое время различным ремеслам. С приходом православия на русскую землю славянский Новый год стали отмечать как Церковное новолетие, которое еще называется «началом индикта» нового лета. Праздновать его стали с 1363 года, тогда это воспринималось как дань византийской традиции. С 1492 празднику придали церковно-государственный статус. И только в 1700 году по указу Петра I государственный Новый год перенесли на 1 января.
В этот день приносили поздравление царю бояре и иноземные послы. Царь приветствовал благочестивый народ и по русскому обычаю разделял бедным богатую милостыню, в чем усердными подражателями ему являлись бояре и богатые купцы. Чин летопровождения отправлялся и в городах и селах, только гораздо проще; особенность его составляло троекратное обхождение вокруг церкви в торжественной церковной процессии см. Во всей России первый день сентября как новолетие праздновали по чину церковному единовременно только до 1700 года. Петр Великий в декабре 1699 года повелел в своей империи, по примеру других христианских государств, начинать новый год с января и считать годы не от сотворения мира, но от Рождества Христова. Тогда празднование Нового года по-старому прекратилось в Москве, и совершалась особая торжественная церемония 5 в первый день января, особенно в 1700 году. Уже накануне января царь приказал украсить улицы и дома заготовленным для того ельником 6. В полночь началась утреня и за ней Божественная литургия, совершенные митрополитом Рязанским Стефаном в присутствии многочисленного духовенства. Между тем находившиеся в Москве войска в строевом порядке спешили в Кремль с распущенными знаменами и расположились на Ивановской площади. По окончании литургии ученый митрополит произнес речь, в которой доказывал нужду и пользу перемены года, и затем совершил благодарственное Господу Богу молебствие с коленопреклонением. При возглашении многолетия царю открылся колокольный звон во всей Москве, сопровождаемый пушечными и ружейными выстрелами. После своего поздравления с Новым годом и столетием царь пригласил бояр, духовенство и иностранных особ к парадному столу, а для народа были предложены угощения на площади; вечером была затейливая иллюминация улиц, домов и фейерверки. Впрочем, сначала многие были недовольны нововведением Петра I и долго считали новый год по старому обычаю, но в присутственных местах во всем государстве начали от января писать новый год. В нашей Православной Церкви церковный год, однако, и доныне начинается с сентября. Следуя летосчислению от Рождества Христова, Церковь наша хранит летосчисление и от сотворения мира, и на книгах церковных, равно церковных грамотах означается год от сотворения мира и от Рождества по плоти Бога Слова. Для счисления времени у нас принят так называемый юлианский календарь, составленный Юлием Цезарем при содействии александрийского астронома Созигена за 46 лет до Рождества Христова приспособительно к солнечному году, при чем годы определены простые в 365 дней — три года сряду и високосные в 366 дней — четвертый год. Но общепризнано, что юлианский год не соответствует истинному солнечному году, которого он длиннее на 11 минут и 14 секунд. В Православной Церкви и ныне по древнему благочестивому обычаю совершается в день Нового года особое молебствие, многозначительное по своему содержанию. Церковь новозаветная не звуком левитских труб оглашает свое празднество новолетия, как древний Израиль праздник труб, Числ. В начале молебного пения Святая Церковь возглашает молитвенно-благодарственный псалом Давида 64, так живо изображающий попечение благодеющего Промысла о сохранении и благоденствии тварей.
Глава государства строго следил за тем, чтобы новогодний праздник отмечался с размахом, не уступая Европе. По царскому распоряжению по проезжим улицам ворота домов знатных людей были украшены композициями «от древ и ветвей сосновых и можжевеловых». Простолюдины должны были «хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею» поставить. Читайте также В первый день Нового 1700 года прошел большой парад на Красной площади в Москве, а вечером палили из пушек и запускали невиданные ранее разноцветные огни фейерверков. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. С тех пор празднование Нового года обрело светский, а не церковный характер. Привычный уклад жизни нарушила Октябрьская революция. Она принесла русскому народу не только власть Советов, но и смену календаря. Декрет Совета Народных Комиссаров перевел летоисчисление на григорианский вместо юлианского. Разница между старым и новым стилем составляла 13 дней. Но Старый Новый год настолько укрепился в генетической памяти, что отказаться от него не смогли. Кроме того, эти изменения не приняла церковь. Все православные праздники отмечаются по старому стилю, и современный Новый год выпадает на Рождественский пост. Поэтому верующие могут по-настоящему отметить приход только Старого Нового года. Какого числа празднуется Старый Новый год Читайте также Старый Новый год отмечают в ночь с 13 на 14 января. В православном календаре 13 января — это день преподобной Мелании, а 14 января — Обрезание Господне и день святителя Василия Великого. Поэтому последняя дата получила название Васильев вечер. Он считался в народе судьбоносным, так как влиял на последующие 12 месяцев. Он также известен как богатый святвечер. По традиции в это время за праздничным столом обязательно собиралась вся семья. Все были в чистой и выглаженной одежде, чтобы год был удачным. На Щедрый вечер хозяйки готовили к столу лучшие яства. Главным блюдом был жареный поросенок — символ плодовитости и плодородия — и обязательно богатая кутья. Ее стряпухи приправляли маслом, смальцем или молоком.
Может возникнуть вопрос: Так-ли это важно, когда встречать Новый год? Ну, подумаешь, раньше отмечали в одно время, сегодня по-другому. Что от этого меняется? Оказывается, очень многое. Основная особенность праздников наших предков состоит в том, что они выступали как общая гармонизирующая основа, обеспечивающая связь между родом и пращурами, родной природой и космосом. Дело в том, что космические процессы непосредственным образом влияют на организм человека, происходит перестройка многих систем и изменения в режиме их работы. Задача древних праздников как раз в том и состояла, чтобы правильно настроиться на ритмы Вселенной, Планеты и родной природы. Когда отмечали Новый год древние славяне Так, когда же отмечали Новый год наши предки? С каким событием это связано? В первую очередь, с осенним равноденствием - с одним из важнейшим астрономическим явлением года, когда день становится равен ночи. После осеннего равноденствия световой день начитает таять и сокращаться вплоть до зимнего солнцестояния. Но почему все-таки наши предки праздновали начало нового годового цикла именно осенью? Ведь ключевых точек в году четыре — осеннее и весеннее равноденствие, а также летнее и зимнее солнцестояние. Сегодня многие считают, что начало года нужно отмечать на Коляду, поскольку в это время возрождается само Солнце. Есть и сторонники празднования нового года на весеннее равноденствие. В это время Земля освобождается от снега, начинается весенний сев, возрождается природа. Да вот и римляне, к примеру, начинали год с весны. Логика в этих рассуждениях, конечно, есть. Но давайте вспомним несколько важных моментов.
Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте
Петр повелел «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», потешаться с огнем — разжигать новогодние костры, учинять стрельбу и гулянья. Царским указом предписывалось поздравлять друг друга с праздником. И теперь гражданский Новый год праздновали в начале января, а церковный Новый год остался прежним — 1 сентября. С того времени люди начали активнее готовиться к празднику, украшать дома хвоей. Появилась традиция дарить друг другу новогодние подарки, которую поддерживал и царь: отмечая со своими придворными Новый год, Петр I не забывал о народе и выставлял перед дворцом разные кушанья и чаны с пивом и вином.
Новогодняя елка Поначалу праздничная елка была скорее детской забавой. Выбирали красивую крепкую ель, обвешивали ее детскими игрушками и водили вокруг хороводы. Кто посмелее — мог залезть на елку и достать понравившиеся сладости и предметы. А то, что осталось, после праздника снимали и раздавали детям.
Позже наряд елки стал более изысканным, появились определенные правила украшения хвойной красавицы. Верхушку увенчала «Вифлеемская звезда». Шары изначально это были яблоки символизировали тот запретный плод, который вкусили Адам и Ева. Разнообразные фигурные пряники и печенье напоминали о пресных хлебцах, употребляемых во время обряда причастия.
С годами все упростилось, на елку стали вешать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. Неудивительно, что праздник с его весельем, подарками и сладостями сразу полюбился детям. Взрослые тоже радовали друг друга — обменивались презентами, попутно одаряя слуг, гувернанток и бедняков. Праздничный стол Вершиной новогоднего стола у наших предков был пирог.
Недаром хлеб воспринимался как главное блюдо и источник жизни. Перед праздничным ужином насыпали на стол семена ржи, пшеницы, овса. Затем стол покрывали чистой скатертью. У русских, украинцев и белорусов в числе обязательных яств были сладкая каша кутья, блины.
Кашу варили из цельных зерен, используя несколько видов злаков. Люди верили, что обильная праздничная трапеза ознаменует достаток в доме на весь год. Из теста лепили и выпекали фигурки коз, коров, телят, лошадей и прочего домашнего скота.
И только в 1700 году по указу Петра I государственный Новый год перенесли на 1 января.
Несмотря на это, Церковное новолетие никуда не исчезло. Оно и по сей день отмечается православными. Христиане специальными молитвами просят Бога благословить новое лето. Кстати, праздники в этом году совпали с началом климатической осени.
Напомним, летняя погода в столице продержалась 137 дней.
Всё индивидуально! Нам до них как до звёзд! Астрология раньше называлась Звездочтение.
Нашим Волхвам и Ведам не было равных на планете в этой сложной астрономической тригонометрии. Мы, современные астрологи, лишь по крупицам собираем утраченные знания великой Ведической цивилизации предков, с придыханием, с нежным трепетом в Душе! Традиции великого ведического прошлого планеты! Давайте будем укреплять наш РОДной эгрегор - нашу защиту, силу и смысл во имя чего! С Новолетием!
С новым 7532 летом! С астрономической точки зрения, правильнее отмечать Новолетие в день весеннего равноденствия. Именно в день весеннего равноденствия Солнце переходит в 1-й градус Овна.
Именно поэтому история Нового года изначально у всех народов начиналась 1 марта кстати, у современного Китай этот праздник очень приближен именно к этой дате. Перенос Нового года на 1 сентября В 1492 году Иван 3 издает указ, согласно которому празднование переносится на 1 сентября. Так начинается новая история Нового года в России. Этот указ был обусловлен тем, что на Руси уже давно было принято христианство и юлианский календарь. Этот календарь использовался и другими странами Европы, которые давно уже отмечали праздник 1 сентября. Соответственно России было необходимо ввести одинаковое летоисчисление со своими соседями. Примечательно, что формальный переход на празднование Нового года 1 сентября произошел сразу после принятия христианства. Но славяне крайне бережно подходят к своей истории и к своим традициям, поэтому, несмотря на внедрение юлианского календаря, люди продолжали праздновать Новый год 1 марта, как это делалась веками ранее. Интересно, что большой логики в начале года 1 сентября нет. Во многом поэтому славяне и не принимали эту дату. Перенос Нового года на 1 января В 1699 году Петр 1 издает указ, согласно которому новый 1700 год наступит не 1 сентября, а 1 января. Это указ известен под названием «О реформе календаря в России». Это был один из первых шагов русского царя после возвращения из Европы. Как известно Петр 1 был явный почитателем и подражателем всему, что делалось в Голландии и Англии. А поскольку там Новый год наступал уже 1 января — значит и в России нужно было сделать точно также.
История и традиции Славянского Нового года: когда отмечают Новолетие
Таким огнем топили бани и печи, предварительно очистив их от старой золы и старых углей. Также крестьяне благодарили уходящий год за собранный урожай, за его богатство, а также просили такого же в следующем году. Впервые у людей появлялась возможность отдохнуть, поскольку все полевые работы заканчивались. Женщины устраивали засидки, собираясь в одном большом доме и занимаясь рукоделием, а вечером все шли на общие гуляния, в ходе которых разжигали большой костер. Люди пели песни, водили хороводы, танцевали, устраивали различные состязания, обязательными из которых считались прыжки через костер. Дома в этот день сверкали особенной чистотой, а на столах в вазах стояли веточки рябины, над дверью висели яркие ягодные грозди. Хозяйки готовились к празднику основательно, готовя блюда из овощей нового урожая.
Никакого алкоголя не было и в помине. Была медовуха — это хмельной квасной напиток. Люди немного хмелили, но не пьянели! Другими словами, Новолетье — время всеобщего веселья у славян! Это было время как бы волшебства, сказки в этом данное время сильно напоминает современный Новый год! Разумеется, славянских племен было много и у каждого из них данный праздник имел свои особенности. Также, в такие праздники молодые люди знакомились, получше узнавали друг друга, создавались пары и через некоторое время игрались свадьбы! Алкоголь, как и другие новшества, принёс Пётр I из «Цивилизованной Европы». Поэтому, сказка о вечно пьяных русских оказывается в прямом смысле — Сказкой. Также, обычай наряжать Ёлки на Новый год пришел с этих времён. Правда, ёлки не срубали. Их живыми украшали различными украшениями, и не только ёлки, но и другие деревья. С приходом Христианства, Новый год стали праздновать 1 сентября. Я думаю, что просто люди привыкли примерно в это время встречать новое лето, поэтому, византийские реформаторы решили особо праздник не сдвигать. Советую почитать мою статью: — Голосовой переводчик на различные языки Славянский новый год когда наступит Другие историки считают, что аналогом нового года послужило другое астрономическое явление «День весеннего равноденствия» — 20 марта. Тут всё похоже, но с другим смыслом. Наконец закончилась зима, наступила весна, а вместе с весной, наступил и Новый год, то есть — Лето. Это также время празднеств, гуляний, подарков, розжигов костров, хороводов, знакомств и прочее перед весенними работами но свадьбы в это время обычно не играли, не до этого было. Нужно было готовиться к весенним работам. Вообще, у славян был довольно точный календарь, и такие астрономические явления, как — весеннее равноденствие, самый длинный день в году на Ивана Купалу , осеннее равноденствие и самая длинная ночь — были главными праздниками у славян с обширным гулянием и весельем! А что же наши предки делали в данное время, перед современным новым годом? Современный новый год ближе всего к славянскому празднику Каляда. То есть, к самой длинной ночи, с 21 — 22 декабря. В это время, проходили калядки. Люди наряжались в различных сказочных животных , ходили в гости, плясали, читали калядки. Им дарили подарки.
За две-три недели до наступления дня весеннего равноденствия славяне поминали предков, а позже начиналась Масленица, символизировавшая завершение зимних холодов. Всю Масленицу люди пекли блины, пряженцы и оладьи, которые ассоциировались с Солнцем. Народ веселился и пировал: плясали ряженные, играли музыканты, устраивались кулачные бои и потехи. А в хоромах князей и бояр вишневое дерево "дозаривалось" в кадках, зацветало и вокруг него устраивалось ритуальное действие - восхваление богов. С 988 года, после принятия христианства, Новый год на Руси стали праздновать в Симеонов день - 1 сентября.
Почитайте сказку «Конёк-Горбунок». Там упоминаются такие слова, как «Седмица» — седьмой день недели. Осьмица — восьмой и девятый носил название «Неделя». Остальные названия дней похожи на современные. В месяц состоял из 40 и 41 деня и назывались они по-другому. Месяцев было 9. С современными месяцами они не совпадали, да и не могли, если принять в расчет математику. Многие считают, что украинские название месяцев соответствуют славянским. Но, это заблуждение. Так как я уже сказал, что месяцев было 9, поэтому, по любому, три месяца выдуманы. Вообще не три, а все названия месяцев были выдуманы, после прихода Византийских реформаторов. Почти после каждого следует часть Летъ — год. Ну как, похожи данные названия месяцев на Украинские или Белорусские? Славянский новый год какого числа Как я уже сказал, такого понятия, как Новый год, у славян не было. Было похожее понятие — Новолетье. Это не совсем одно и тоже. Новолетье начиналось в ночь с 21 по 22 сентября, то есть в астрономический день осеннего равноденствия. В это время, считалось, что после весенних трудов человек может и отдохнуть. Другими словами, год прошел, начинается новый. Обычно, в это время урожай уже собран и проходили обширные гуляния. Люди собирались, разжигали костры и устраивали над ними пляски, водили хороводы в несколько кругов, обычно в три. Потом, молодые люди веселились и славили Правь мир богов. В это время многим детям давали имена. Ближе к полуночи, накрывали общие столы с общей трапезой. Как уже сказано, это время плясок и песен. Многие из плясок были с медведем, который являлся одним из тотемов славян Вот иностранцы обрадуются, когда узнают!
Славянский новый год, когда начинается и когда заканчивается
23-го декабря Славянский мир прощался с уходящим годом, и начинал праздновать Коляду, рождение «новой жизни». Новолетие славян приурочили к дням осеннего равноденствия (22-26 сентября) и начинали встречу Нового Лета с 14 сентября. Из многих древних песен и обычаев1 славян известно, что они праздновали Новый год в первый весенний месяц торжеством в честь Лада – бога солнца, или с летнего солнцеповорота. До сих пор учёные спорят, когда же славяне отмечали Новый год: кроме январской гипотезы существуют предположения и о том, что отсчёт для наших предков начинался весной, с началом сельскохозяйственных работ.