Новости календарь народных примет

бесценная копилка старинной мудрости и векового опыта.

Что запрещено делать в Пудов день. Народные приметы 28 апреля

Чем можно заменить вербу По словам протодиакона, нет никакой разницы, какое именно растение приносить в храм. Как мы уже отмечали выше, верующие встречали Христа пальмовыми ветвями — так что освятить в церкви можно любое цветущее растение. Степень цветения при этом неважна. Вербу приносят прежде всего потому, что никакие другие растения не успевают расцвести к празднику. Впрочем, в этом году такой проблемы у воронежцев точно не будет. Что делать с засохшей вербой Ветви вербы могут храниться достаточно долго, но в конечном итоге, разумеется, засыхают. Выкидывать их в мусорку, как многие делают, нельзя. Вербу или другое ваше освящённое растение стоит сжечь в кастрюле или в другой ёмкости. После этого пепел надо закопать в «непопираемом месте» — например, в собственном саду или огороде. Народные приметы По Вербному воскресенью определяли, какими будут весна и лето и даже прогнозировали, хорошим ли будет урожай. Считается, что если в Вербное воскресенье ветрено, то лето будет прохладным.

Если же ударил мороз, можно ждать хороший урожай пшеницы.

Рассказанный секрет может вам навредить. Народные приметы на 28 апреля Грачи играют — к солнечной погоде. Пчелы в ульях сидят весь день или прилетели с лугов и полей раньше обычного — скоро пойдет дождь Пчелиный рой залетел во двор — у хозяина будет счастье. Заяц дорогу перебежал — к счастью.

Чтобы не заболеть, 29 апреля избегайте глажки белья. Во всяком случае, в это верили в старину. Народные приметы на 29 апреля: что можно делать 29 апреля можно сходить в храм. Верующие молятся и дома, если посетить церковь у них нет возможности. Если вы все-таки отправитесь на службу, обязательно подайте милостыню нуждающимся. Хорошо, если в этот день у вас получится кому-то помочь. Все добро, которое вы сделаете, обязательно вернется к вам. Дата подходит для общения с родными и близкими друзьями. Вы можете поддержать тех, кто в этом нуждается. Также у вас будет возможность получить ценный совет по вопросу, который беспокоил вас долгое время. Чтобы привлечь деньги в дом, на рассвете наберите воду из колодца и бросьте в нее предмет из серебра, например, монету, ложку или какое-то украшение. Ведро должно простоять на улице сутки, чтобы побывать и под солнечными лучами, и под лунным светом. Ровно через 24 часа этой водой нужно умыться, а серебряную вещь спрятать на кухне, чтобы никто не нашел. Народные приметы о погоде на 29 апреля Согласно наблюдениям наших предков, проливной дождь 29 апреля сулит щедрый урожай зерновых.

Он отмечается за неделю до Пасхи и известен в церковной традиции как Вход Господень в Иерусалим. Этот день символизирует торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, где Его встречали как мессию, машущего ветвями пальм, сообщает портал aniva-utro. Исторический контекст Истоки праздника уходят в III век, когда уже упоминалось об освящении пальмовых ветвей и проведении шествий. Эта традиция, известная как неделя ваий, описывается в римских богослужебных книгах начиная с VII—VIII веков и предположительно была впервые установлена в Иерусалиме. На Руси до упразднения патриаршества Петром I шествие "на осляти" стало символическим изображением этого события: патриарх, символизирующий Христа, на ослике проезжал маршрут от Успенского собора до Покровского и обратно, воссоздавая библейский эпизод. Традиции празднования Вербное воскресенье начинается с всенощного бдения, во время которого верующие держат в руках свечи и веточки вербы, символизируя пальмы.

МЕСЯЦЕСЛОВ. Русский Народный календарь

Календарь природы и народные советы на каждый день Народные приметы по месяцам.
Народный календарь 2021. Приметы традиции народа | FairySoft Приметы сегодняшнего дня по народному церковному календарю.

оБТПДОЩК ЛБМЕОДБТШ РТЙНЕФ

Народные приметы. Связан день и со множеством примет, по которым судили, каким будет год. Дошли до наших дней и народные приметы, которые не связаны с верой. 28 апреля, согласно народному календарю, отмечается Пудов день.

28 апреля: народные приметы

По народному календарю 29 апреля 2024 года отмечается день Арины, православная церковь вспоминает трех мучениц Солунских — сестер Агапии, Хионии и Ирины. Вербное воскресенье — это особенный день, в 2024 году выпавший на 28 апреля, в православном календаре наступает за неделю до Пасхи. Религия - 28 апреля 2024 - Новости Москвы - Календарь народных примет на каждый день. В народном календаре 29 апреля 2024 года — Ирина Рассадница или Арина — «урви берега», а в церковном — день памяти святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии. Суббота, 27 апреля – день полон недобрых примет, связанных с воронами.

28 апреля: народные приметы

Хлеб затем делят и раздают для лечения людей и домашней живности. Лук — добро и в бою и во щах. Непереходящий двунадесятый праздник. Народное название праздника — Госпожинки или Пречистая другая, в отличие от дня Успения Богородицы. Есть еще несколько названий праздника — Аспожок, Спасов или Аспосов день — троякое производное от слов Спас, Госпожа и пожни — после жатвы. Аспосовой зовется и вся эта неделя.

Древний Праздник Урожая. Благодарение Матери Земли. В земледельческом календаре этот день назывался "осенинами" или "оспожинками " и отмечался как праздник урожая. Русские женщины с овсяным хлебом выходили на ранней зорьке встречать матушку осенину. Потом этим хлебом полагалось кормить домашнюю скотину.

Полагалось в избе загасить огнь старый и возжечь новый, который добывали по старинке. Ходили в гости к молодым, после сытного обеда смотрели их хозяйство, учили уму-разуму Вторая встреча осени. Осенний солнцеворот. К этому дню всякому лету конец — астрономическое начало осени. Луков день; другие названия: Пасиков день, Аспосов день, Аспожа.

Луков и Пасиков происходят от слов «лук» и «пасека». Это время сбора лука и работы на пасеке. Заготовляли рябину впрок, делали рябиновый квас, помогавший от воспалений. Федорин день — "Всякое лето кончается". Не всякое лето до Федора дотянет, даже бабье.

Юлиан Иулиан. Устраивались вечеринки — капустники. По преданиям, в эти дни змеи праздновали свадьбу своего царя. В этот же день запрещалось ходить в лес. Второй месяц осени.

В древней Руси Октябрь был восьмым месяцем, а с XV в. У древних славян этот месяц назывался "листопад", "паздерник" от паздереи, кострики — в эту пору, обыкновенно, начинали мять лён и коноплю. Другое название — свадебник в октябре традиционно было много свадеб. Октябрь то плачет, то смеется. Весна да осень — на дню погод восемь.

Октябрь землю прикрывает где листком, а где и снежком. Октябрь ни колеса, ни полоза не любит. А если их не видно в этот день — раньше Артемьего дня 2 ноября не ударить ни одному морозу. Ульи отправляют на зиму в омшанник. Иногда дело это откладывают до Савватия 10 октября.

До Савватея продолжается пчелиная девятина. Устраиваются Трофимовы вечерки: пришло время выбирать женихов. Астафьевы ветра-листобои. Рубят капусту. Если он упадет, когда на вишне нет листа — жди скорую зиму.

Покровские заморозки. На Покров потопи хату без дров утеплялись жилища. Встреча Осени с Зимой. Первые инеи покрывают землю. Окончены полевые работы, идёт подготовка к зиме.

С этих дней начинали топить в избах. На Ерофеев день лешие дурят по лесам — бродят, кричат, хлопают в ладоши, хохочут, но с пением первых петухов проваливаются сквозь землю — до будущего тепла. Суеверные люди в лес не ходят. Настоящей зимы нужно ждать через месяц, если снегом укроет землю на Сергия, ибо с Сергия начинается, а с Матрены 22 ноября устанавливается зима. Первый прочный снег падает ночью, а дневной — вовсе не лежит.

Если вы не уверены во второй половинке, не нужно изводить ее подозрениями и демонстрировать ревность. Есть риск рассориться и даже расстаться. Чтобы этого не произошло, отложите выяснение отношений на более удачный момент. Ходить на свидания можно, но только с тем, с кем вы уже образовали пару.

С малознакомыми девушками и молодыми людьми в этот день встречаться опасно, — они могут оказаться обманщиками и даже втянуть вас в неприятную историю. Начинать новые проекты 21 октября в старину не рекомендовали. Считалось, что время будет потрачено впустую, а вложенные деньги — потеряны. При этом работать в день Трифона и Пелагеи нужно обязательно, лентяев в скором будущем ждут серьезные неприятности.

Во всяком случае, так говорили наши предки. На Руси к этой дате люди приводили в порядок теплые вещи. Доставая куртку или пальто из шкафа, обязательно проверьте карманы. Если обнаружится дырка — зашейте.

Выход из дома в требующей ремонта одежде — дурной знак, сулящий нищету.

Количество веточек вербы должно быть нечётным! Их может быть 1, 3, 5, 7, 9, 11 и так далее. По истечении года, веточки не выбрасываются в мусор, так как это плохая примета, а спускаются по воде или сжигаются.

Женщины, которые страдают бесплодием или никак не могут забеременеть, срезают веточки вербы своими руками, относят в церковь для освящения, после чего хранят весь год в своей спальне. У большинства людей в воскресенье выходной, и принимать на себя лишнюю работу не стоит. Нельзя ругаться, выяснять отношения, вступать в конфликты, употреблять бранные слова, чертыхаться — всё это приведёт к последующим проблемам в разных сферах жизни, особенно отношениях с окружающими. Если вас кто-то обижает словом, поддевает, провоцирует, стоит сохранить спокойствие, уйти от разговора, чтобы не сказать что-то, о чём впоследствии придётся жалеть.

Продолжается Великий пост. Действуют ограничения для верующих на продукты животного происхождения — мясо, молоко, яйца. Нельзя испытывать негативные мысли, задумывать недоброе, мстить, разводить сплетни, врать и преувеличивать факты.

Также считалось, что он помогает избавиться от вредных привычек без боли и страданий. В этот день также особое внимание уделялось заботе о птицах. Люди кормили их зерном и крошками от пасхальной еды, которые нельзя было выбрасывать. Согласно народным поверьям, каждый, кто накормит птицу в день "Мартына Лисогона", будет избавлен от финансовых проблем и удачлив в делах на весь следующий год. Что нельзя делать 27 апреля 2024 года в день «Мартына Лисогона»: - Нельзя было отправляться на охоту или ловить лис: человек будет страдать от действий мошенников всю жизнь; - Не следовало прогонять ворон: они могут накаркать в ответ беду; - Запрещалось лгать, льстить и ссориться: это к неприятностям; - Не рекомендовалось стирать вместе вещи мужа и жены: может навлечь семейные ссоры. Народные приметы на 27 апреля 2024 года в день «Мартына Лисогона»: 1.

Русские народные праздники, приметы, традиции апреля 2024 на каждый день.

Календарь народных примет на каждый день ноября в 2023 году. Лунный календарь садовода и огородника Приметы на сегодня, завтра и апрель. В народном календаре этот день известен как "Мартын Лисогон" и окутан уникальными традициями, запретами и поверьями, сохранившимися до наших дней.

Народные приметы на сегодня, завтра и текущий месяц

Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести. Когда он въезжал на ослике в Иерусалимские ворота, все вокруг восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Эти дни подводят нас к особому периоду — Страстной седмице, которая, хотя и является постной, но уже вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая — особая неделя в церковном году, когда мы переживаем пребывание Христа в Иерусалиме, Его предательство Иудой, Тайную вечерю, Распятие и положение во гроб. Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим».

Почему второе название дня — Вербное воскресенье? В народе этот праздник называют Вербным Воскресеньем. Верующие идут в храмы с веточками и целыми букетами вербы.

Рядом с вами могут оказаться сплетники, которые с радостью расскажут все ваши секреты кому не нужно. Народные приметы на 21 октября: что можно делать На Трифона и Пелагею нужно встать как можно раньше, чтобы успеть разобраться со всеми делами. Успех приходит только к тем, кто не залеживается в постели, остальных же ждут мелкие неприятности. День подходит для труда и решения хозяйственных проблем. Можно заниматься готовкой и наводить порядок в доме.

Мусор выбрасывать лучше в светлое время суток, чтобы удача не покинула вашу семью. В старину 21 октября люди отправляли на дно водоемов бочки с солеными огурцами и квашеной капустой. Там, в холоде, разносолы могли храниться очень долго. Зимой, соскучившись по овощам, мужчины прорубали лед и доставали из речки или озера заготовки. На Руси дата считалась удачной для торговцев. И сейчас многие отправляются в магазины и на рынки, чтобы обновить гардероб к зиме. Покупки в этот день будут удачными, если вы приобретаете вещь к предстоящему сезону и планируете ее сразу же носить. Она прослужит долго, и вам не будет жаль потраченных денег.

В России и на Украине на праздник Сретения Господня освящают в церквах воду. Освященная сретенская вода считается лечебным средством против разного рода болезней. По имени этого праздника последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими. Главное сретенское гадание — «на росу». Каждый хозяин на ночь выставлял на двор миску с зерном. Если утром в миске появлялась роса — на урожай, не было ее — плохой признак.

Преподобного исповедника, игумена Студийского. Студеный Николай. Никольские морозы. Святого Феодосия, архиепископа Черниговского. Чтится память святой мученицы Агафьи — покровительницы домашнего скота, заступницы от пожаров. В этот день освящают хлеб с солью, и хранят как надежнейшее средство от огня.

Во время пожара бросают этот хлеб и соль в пылающее пламя или совершенно в сторону, в чистое поле, чтобы туда направился ветер с пожара. Этот день еще носил название коровятницы, скотницы, голендухи голодуха. В неурожайные годы к этому дню кончались корма — по крестьянским дворам ходила коровья смерть, мор. Чтобы не пускать ее во двор, крестьяне убирали хлевы старыми лаптями, пропитанными дегтем, от которых коровья смерть бежит без оглядки. На святого Вукола телятся жуколы так называли коров и телят, рождающихся в феврале. Заботились о благополучном исходе весеннего отела коров.

Власьев день — в честь Белеса — покровителя скота. Он глубоко уважается в народе. В некоторых местах есть обычай в этот день сгонять коров к церквам, где они окропляются святою водой. Особенно это наблюдается во время болезней и падежа скота. В этот день также носят образ св. Власия по хлевам и окропляют весь домашний скот крещенскою водой и окуривают его ладаном.

По имени св. Власия у нас известны Власьевские морозы, которые приходятся около дня памяти этого угодника и считаются последними морозами зимы. Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь и многие богослужебные книги, ввели богослужение на славянском языке. По природе болезненный и слабый Кирилл от многих трудов вскоре заболел и скончался в 869 году, завещав брату продолжить христианское просвещение славян. Народное название этого дня — Кирилл Указник. Последняя неделя февраля — масленица.

Праздновалась победа сил света и тепла над силами холода. Божество зимы Моран уступает свое владычество божеству весны Ладе. Каждый день масленицы имел свое название: Понедельник — «встреча». В этот день устраивали и раскатывали горки.

Грешникам, отступникам от церкви дается надежда на возврат в ее лоно, как блудному сыну в отчий дом. Третья неделя называется «мясопустной» или «неделей Страшного суда», так как о нем читается во время литургии. Верующим напоминают об ожидающем их последнем суде живых и мертвых, чтобы жили они в страхе Божьем и помнили о грядущем наказании за грехи и беззакония. В течение семи дней церковным уставом еще разрешается употреблять в пищу мясо. Мясо запрещено есть в последнюю подготовительную неделю, известную в народе как масленичная, или сыропустная неделя. На протяжении семи дней, предваряющих Великий пост, употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца. В церковных проповедях и песнопениях в эти дни верующим напоминается о необходимости воздержания, о том, что близится час покаяния. Заканчивается Масленица Прощеным воскресеньем. Святая Четыредесятница Первая неделя седмица Великого поста отличается особой строгостью. На Руси в течение этой недели питались хлебом, луком и квасом. В первые четыре дня первой недели на Великом повечерии читается покаянный канон преподобного Андрея Критского: «Откуда начну плаката окаянного моего жития деяний; кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию…» Скорбь о грехах, об утраченной чистоте, надежда на восстание, на избавление от рабства страстей — эти чувства теперь владеют православными христианами. Даже богослужение меняет свой характер, преобладает чтение, хор поет реже, плачет монотонными унылыми ударами колокол. И от этих ударов «смущается» душа, так как вспоминает о том, что звон колокольный — образ ангельской трубы, созывающей на Страшный суд. Во все время Великого поста, на утренних и вечерних службах, читаются книги Ветхого Завета. С самой первой вечерни предлагаются для чтения: книга Бытия и книга Прит чей Соломоновых. Чтение Бытия следует по порядку ее глав, но в дни литургии, когда собирается больше народа в храме, предложены два важнейшие сказания о судьбе всего человечества: в среду — сотворение по образу Божию и подобию, а в пятницу — изгнание из рая. Изменяется и порядок церковных служб. Ежедневное совершение Божественной литургии прекращается. Ее служат в субботние и воскресные дни поста. На неделе же в среду и пятницу бывает литургия Преждеосвященных Даров, во время которой верующие причащаются Святыми Дарами, освященными в прошлое воскресенье. В первую пятницу Великого поста, перед окончанием обедни, выносится посреди церкви и благословляется коливо, то есть вареные хлебные семена с сухими плодами, и поется канон на память святого Феодора Тирона, бывшего ратником и мучеником во дни гонений христиан. История происхождения колива. Юлиан-богоотступник тайно велел осквернить кровью от идольской жертвы христианскую пищу на рынке. Но Бог, чрез великомученика Феодора Тирона, повелел христианам не есть ее, а питаться коливом — вареной пшеницей с медом; с тех пор церковь установила совершать в сей день ежегодно воспоминание его благой помощи. В первое воскресенье Великого поста церковь совершает чин Торжества Православия. От совершаемого пения и сам день называют Неделей Православия слово «неделя» в древнем русском языке означало «воскресенье». Многие в начале поста отправлялись на богомолье к святым местам. Вторая и третья неделя не считались особенно важными и не были отмечены обрядами, третья даже называлась в народе «Безымянной» по церковному календарю она начинается с воскресенья святого Григория Паламы. Субботы, приходящиеся на 2, 3 и 4 недели, признавались церковью как родительские, предназначенные для поминовения покойных «родителей». На четвертую неделю приходится середина сорокадневного поста, что предопределило ее особое значение. В ночь на воскресенье, которое ей предшествует, на всенощной после великого славословия из алтаря через царские врата выносят запрестольный крест. Его кладут на аналой посреди церкви и оставляют лежать до пятницы для поклонения верующих. Поэтому неделя называлась «Крестопоклонной». Это действие совершается, как его поясняет церковь, чтобы напомнить верующим о страданиях и смерти Христа и укрепить постящихся к продолжению поста. Так как середина Великого поста приходится на среду, народ дал и другое название четвертой неделе — «Средокрестная». Крестьяне пекли «кресты» крестики, крестушки, хрестцы, хрясты — печение из ржаной муки, пресного или кислого теста в форме креста. Указывая на важность печения «крестов» в середине поста, говорили: «Ломается говенье — крестов печенье». Пятая неделя — Похвальная. В четверг в церкви на утрене совершается так называемое стояние в честь святой Марии Египетской: прочитывается весь покаянный канон святого Андрея Крицкого и канон в честь святой преподобной Марии Египетской, которая была раскаявшейся великой грешницей. Делается это для того, чтобы показать пример покаяния. В субботу этой недели церковью установлено моление к Пресвятой Богородице, называемое акафистом или похвалою, от которого неделя и получила свое название. В народе название недели — «похвальная» — связано с началом весны, приметы которой подмечали крестьяне и говорили: «На похвальной неделе сорока яйцом похваляется». Шестая неделя, Неделя Ваий или Вербная, в пятницу которой заканчивается Четыредесятница, предшествовала празднику Вход Господен в Иерусалим, название неделе дал обычай в этот день освящать в церкви ветки вербы. Седьмая, последняя неделя Великого поста называется Страстной и является отдельным, наиболее строгим шестидневным постом, посвященным событиям последних дней земной жизни Христа, его пленения и распятия; следующее за ней воскресенье — Пасха. В жизни русской деревни Великий пост был особым временем. С его началом менялся привычный ход жизни и внешний облик деревни. Крестьяне надевали скромную, траурную, одежду; прекращались молодежные посиделки, запрещались гуляния; пение песен, игра на музыкальных инструментах считались грехом; не было свадеб, гощений и больших празднований. Даже похороны проводились скромнее. Вводились 4 степени строгого поста: 1. В субботу и воскресенье дается разрешение на «вино и елей». От понедельника до пятницы положено «сухоядение», «варение без елея». Скоромного — мяса, рыбы, молока, яиц — не давали даже маленьким детям и больным. Нарушение поста считалось не только страшным грехом, но и могло повлечь за собой божественное наказание: болезнь или травму. Основой каждодневного пищевого рациона были ржаной хлеб, щи, каши на постном масле, репа, картофель, соления, кисели, квас, моченые ягоды и т. Строгий запрет налагался церковью на супружеские отношения. По народным представлениям, муж не должен был спать с женой в период поста еще и потому, что от этого могли родиться больные или слабоумные дети. Непременным атрибутом постного времени было хождение в церковь к исповеди: на первой неделе и на последней перед Пасхой, Страстной неделе, вторая исповедь считалась наиболее важной. Издавна обряды, приходившиеся на завершение поста, служили средством очищения и защиты окружающего пространства и человека от нечистой силы и являли границу между периодом безвременья — Пост — и периодом возрождения и обновления жизни и природы — Пасха. На время Великого поста приходились многочисленные обряды кликания весны, подготовки и проведения пахоты и сева. Особое значение имели отдельные дни и недели Поста: Чистый понедельник на первой неделе, среда или четверг Средокрестие на четвертой, Крестопоклонной неделе, Вербное воскресенье, Чистый четверг на Страстной неделе. Великий пост являлся важным хозяйственным периодом, на него обычно приходилось начало нового хозяйственного сезона, подготовка и проведение земледельческих работ — сева и пахоты. С началом Великого поста женщины садились за кросна, сначала ткали, а затем белили холсты, которыми за пост надо было запастись на весь будущий год. Мужчины занимались заготовкой дров и леса для построек, витьем веревок, починкой сельскохозяйственного инвентаря, ограждений вокруг полей и выгонов и т. Великий пост — это не только отказ от «скоромной пищи». В это время особенно следили за своими словами, так как верили, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». На протяжении семи недель Великого поста устанавливается особое, молитвенное состояние верующих, готовность исповедоваться и принимать причастие. Напряжение достигает кульминации в Страстную неделю и разряжается самой пышной и торжественной церковной службой с выносом плащаницы, крестным ходом, колокольным звоном. Вербное воскресенье Вербное воскресенье — воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник — Вход Господень в Иерусалим. Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскрешения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями называемыми «ваии» и хвалебной песней: «Осанна спасение Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне». На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье». Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пирогирыбники. Пирог разделать из постного теста закрытым или открытым, выбрав любую форму. На разделанный нижний пласт теста уложить предварительно подсоленное филе, сбрызнуть маслом. Величина пирога небольшая и печется он по времени поменьше, чем крупный. Готовый пирог смазать растительным маслом и подать горячим. В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра. Канун Вербного воскресенья шумно и весело праздновала молодежь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины. В полночь молодежь с пением песен выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». В народе верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками вербы детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров! Страстная неделя Страстная неделя страшная — последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. Она получила свое название в вспоминание о «Страстях» — страданиях Иисуса Хрис та. Церковные службы дней Страстной недели посвящены событиям последних дней земной жизни Спасителя, ввиду важности которых каждый день недели называется Великим Страстным. На протяжении всей недели в знак скорби церковь предписывает особенно строгое воздержание, которое становится еще более суровым ближе к Пас хе: с Великого четверга по Великую субботу. Но идея Великого поста — очищение через воздержание, покаяние и причастие, на Страстной неделе находит отражение не только в церковных службах и ритуалах, но и в многочисленных народных очистительных и предохранительных обрядах, основная масса которых сосредоточена вокруг Чистого четверга. В первые три дня Страстной недели в церквах вспоминается пребывание Христа в Иерусалиме и его пророчества о своей грядущей кончине. На утрене после шестопсалмия поется: «Се жених грядет в полунощи», а после канона: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, и одежды не имам, да вниду в он: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя». На часах читаются четыре Евангелия. В русской деревне с понедельника начиналась подготовка к Светлому Христову Воскресенью Пасхе : крестьянки стирали, мыли избу, прибирали двор. В народе говорили: «Страшной понедельник на двор идет — всю дорогу вербой метет! Мужики-хозяева заготавливали припасы и корм для скотины на все праздники. Крестьянки делали «соченое молоко», которому приписывали магические свойства. Женщины рано утром до восхода солнца сметали по закромам льняное и конопляное семя, которое толкли в ступах и разбавляли водой. Полученным «молоком» поили захворавшую скотину, при этом замечали, если животное отказывается пить, отворачивается, значит на него и на весь его приплод напущена порча и никакое лечение уже не поможет. Как изготовление, так и применение «соченого молока» считалось исключительно «бабьим делом»; крестьянки верили, что, если оно случайно попадалось на глаза мужику, то теряло все свои лечебные свойства. На Страстную среду приходились некоторые очистительные и охранительные обычаи следующего дня Страстной недели — Чистого четверга. Например, обливание скотины талой водой, из снега, собранного по оврагам, посоленной заготовленной в прошлом году четверговой солью. Считалось, что эта вода предохраняет двор от порчи целый год. В западной Сибири некоторые четверговые обряды начинались с вечера Великой среды. В последние дни Страстной недели делались последние приготовления к Пасхе: заканчивалась уборка, крестьяне запасались провизией, красили яйца, пекли куличи, варили пиво. В вымытых и прибранных домах, пол в которых посыпали белым речным песком, расстилались новые половики, на стены, окна, божницу развешивали белые вышитые полотенца, подвязанные бантами или украшенные цветными шелковыми лоскутками или искусственными цветами. Все это великолепие не снимали вплоть до конца Пасхальной недели. В церкви тоже готовились к Пасхе: начищали подсвечники и паникадила, заполняли лампады маслом, вставляли новые свечи. С четверга по субботу пост был особенно строг. Наиболее истово верующие в память о страданиях Христа вовсе отказывали себе в пище и питье, проводили эти дни в молчании, остальные старались есть один-два раза в день, ограничиваясь невареной пищей. В Великий, Чистый четверг крестьяне обязательно посещали церковь, в которой в этот день вспоминают Тайную вечерю и предательство Иуды, читают 12 Евангелий 12 евангельских отрывков, повествующих о страданиях Иисуса Христа. В Великую пятницу в память о мучениях и распятии Христа из алтаря выносят лежащую на престоле плащаницу, поклониться которой собирается народ. В Страстную субботу служба в храме идет в течение всего дня. В этот день церковью вспоминается пребывание Спасителя телом во гробе, а душой сошедшего в ад и сокрушившего силой Своей адские врата, связавшего Сатану и освободившего из ада прародителей Адама и Еву, библейских пророков, душу благочестивого разбойника, распятого вместе с Ним. Приведя спасенных в рай, сам Он воссел на престоле с Отцом и Святым Духом. Во время утренней службы, начинающейся в полночь, священник и дьякон выходят из алтаря, становятся посреди храма, рядом с плащаницей, и поют стихи из псалма «Блажени непорочнии», символизирующие погребальное пение, затем совершается обряд символического погребения Христа, перенесения Его тела с Голгофы в сад Иосифа Аримофейского. Оно заключается в торжественном обнесении плащаницы вокруг храма под погребальный звон колоколов. Подойдя вновь к церковным дверям, крестный ход останавливается, и верующие с горящими свечами в руках проходят в открытую дверь под плащаницей, которую над головой держат священнослужители. По возвращении в церковь плащаницу сначала подносят к раскрытым царским вратам, а затем вновь устанавливают в центре храма до вечера. В Великую субботу служится соединяющаяся с вечерей литургия Василия Великого, во время которой темные, траурные одежды престола и священнослужителей заменяются светлыми, праздничными, читаются псалмы, пророчествующие Христово Воскресение, завершается литургия благословением хлебов и вина.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий