Как научить его дружить и найти свое место в коллективе, узнаем в этом выпуске программы «Счастливый ребенок» у психолога, тьютора Школы Макарун Владимира Мухина. Как помочь такому ребенку адаптироваться в коллективе, рассказала порталу психолог Ломоносовской школы №5 Василина Бычина.
Мы вам перезвоним ?
- Мой ребенок – интроверт | Статьи Академии AMAkids | Блог
- Психолог Глебова рассказала, что родителям детей-интровертов часто завидуют
- Психолог назвала отличие детей-интровертов: Ментальное здоровье: Забота о себе:
- Тихие дети | Пикабу
- Ребенок-интроверт: признаки
Мой ребенок — интроверт, или Тайная сила застенчивых подростков
Известно, что если мозг интроверта возбужден, то унять его бывает крайне сложно. Еще одна причина, по которой дети-интроверты плохо засыпают, объясняется чисто психологически: разлукой с родителями. Отход ко сну сопровождается пробуждением множества разных страхов, особенно у маленьких детей. В результате у многих возникают трудности с засыпанием и сном. Ребенок может просыпаться по четыре-пять раз за ночь. Способность проспать всю ночь без перерывов — это достижение, требующее определенной зрелости детской нервной системы. Пусть это будет колыбельная, сказка, стишок или недолгая спокойная игра.
Дети постарше могут перед сном почитать или пообщаться с родителями. Нарушения сна могут возникать также в периоды повышенного напряжения, привыкания к чему-то новому, при семейных драмах и в поворотные моменты развития ребенка. В любом случае мягко успокаивайте ребенка до тех пор, пока он не научится засыпать сам. Исследования показывают, что «внутренники» лучше спят, если прячут руки и ноги под одеяло. Мой внук-интроверт Кристофер до трехлетнего возраста спал в своих любимых пушистых тапочках. Что касается интровертов постарше, то им обычно помогает уснуть тихая музыка, расслабляющая возбужденный за день мозг.
Напротив, экстраверты лучше всего засыпают в абсолютной тишине и в темноте, отключая все внешние сигналы. Вместе с ребенком поищите чудовищ в темном углу комнаты. Я, например, брала бейсбольную биту и, размахивая ею, выгоняла злых гномов из-под кроватки дочери. Одна-две просьбы и все. Для маленьких детей можно рисовать купоны — «Просьбы на ночь», например: «Дай попить», «Пошли мне воздушный поцелуй» и т. Договоритесь тратить только по два купона за вечер.
Если ребенок начнет капризничать, скажите ему: «Ну все, хватит, ты уже потратил свои два купона. Теперь спать. Спокойной ночи». Ненавязчивая дисциплина Дисциплина готовит детей к самостоятельной взрослой жизни. Дисциплина создает определенные неудобства — и для вас, и для ребенка, — но она необходима. У родителей, откровенно говоря, довольно мало рычагов воздействия на ребенка.
Интересно, что лучший способ приучить ребенка к дисциплине — это позволить ему наблюдать за поведением родителей. На детей гораздо сильнее действует то, что вы делаете, чем то, что вы говорите. За сравнительно короткое время общения с ребенком вы можете показать ему очень многое: как держать себя в руках, как мыслить независимо и одновременно уважать чужой авторитет. Вы можете преподать ребенку важнейший урок: ответственность — цена независимости. В книге «У каждого свой дар» Изабель Майерс-Бриггс подчеркивает значимость самодисциплины, которую она называет «добросовестным суждением» — способностью сделать лучший выбор и поступать в соответствии с ним. Если этот фундамент не заложить в самом раннем возрасте, то с годами жизнь ребенка будет становиться только тяжелее.
Дети-интроверты самой природой предрасположены к самодисциплине. Они умеют говорить себе «нет», умеют объективно оценить ситуацию, а так как они склонны думать, прежде чем действовать, то, как правило, выбирают наилучшие варианты поведения. Если с детьми-интровертами тепло обращаются, то они сами легко вырабатывают у себя привычку к самодисциплине. Их просто надо ненавязчиво направить в нужное русло. Континуум дисциплины Существует целая шкала степеней дисциплинированности. На одном конце диапазона находятся дети, вообще не знающие, что такое дисциплина.
Им не приходится сталкиваться с последствиями своих поступков. В результате они вырастают, не понимая связи между своими решениями и событиями в их жизни. Из детского опыта они подсознательно делают вывод, что им позволено все. В своих проблемах они винят только других. На противоположном конце диапазона находятся сверхдисциплинированные дети. Слишком жесткие порядки для ребенка — это то же самое, что безветрие для парусника.
Малейшая неопределенность заставляет ребенка опустить руки и признать свою неудачу. Такие дети легко сдаются, так как лишены уверенности в своих силах. Нормальная дисциплинированность подразумевает здоровое равновесие между «слишком много» и «слишком мало». К счастью для вас, родителей, дети-интроверты от природы склонны к порядку. Они сами умеют обуздывать свое поведение. Поскольку они обычно берут паузу, прежде чем что-то сказать или сделать, они редко совершают необдуманные поступки.
По сравнению с детьми-экстравертами они лучше представляют себе последствия каждого своего шага. Более того, они наблюдательны и прекрасно понимают, что происходит вокруг. Обычно у детей-интровертов очень сильная воля. У них рано, пожалуй, даже преждевременно, появляются нравственные принципы. При этом они, конечно, все равно остаются детьми, и время от времени им надо попробовать перешагнуть границы дозволенного. Естественно, они могут ошибаться в своих суждениях.
Воспитывать привычку к дисциплине у интровертов и экстравертов надо по-разному. Основа характера интроверта — это склонность подавлять свои порывы. Экстраверты же не стесняют себя никакими рамками и часто ведут себя, как им вздумается. Им необходимо одобрение окружающих, но в число этих окружающих они не всегда включают собственных родителей. Оставшись без нужной им внешней стимуляции, дети-экстраверты могут устроить какую-нибудь шалость просто для того, чтобы пощекотать себе нервы. Такие дети получают настоящее удовольствие от конфликтов, испытывают от них приятное возбуждение.
Поскольку «наружники» могут быть импульсивными и несдержанными, воспитывать их надо в строгости и устанавливать для них четкие границы дозволенного. Экстраверты, в отличие от интровертов, не склонны испытывать стыд или чувство вины за свои поступки. Детям-интровертам нужны лишь поощрение и поддержка; в жестких ограничениях они не нуждаются. Им хватает разумного объяснения. Ты не мог бы часок-другой не играть на гитаре? Они испытывают трудности с обратной моделью поведения: когда нужно выразить несогласие или принять рискованное решение.
Для «внутренников» характерна одна особенность: они с готовностью берут на себя слишком большую ответственность и испытывают чувство вины даже в тех случаях, когда неудача произошла не по их вине. Многие дети-интроверты говорили мне, что, когда учительница в классе объявляла о какой-то пропаже, они чувствовали себя виноватыми, хотя не имели к этому никакого отношения. Вот почему следует проявлять мягкость и деликатность, приучая маленьких интровертов к дисциплине. Непременно следите, не давит ли на вашего малыша груз ответственности за произошедшую неприятность. Если он считает себя виноватым, то может надолго повиснуть на этом крючке. Помочь ему освободиться — ваша прямая обязанность.
Если, например, ребенок случайно наступит на лапу собаке, то он ужасно расстроится и разозлится на себя. Его не надо ругать или укорять — он сделает это сам и в будущем станет внимательнее смотреть под ноги. Принимать меры нужно только в тех случаях, когда ребенок не раскаивается, что причинил кому-то боль — животному или другому человеку. Устанавливая разумные границы поведения, осторожно направляйте детей-интровертов, но ни в коем случае не берите их в ежовые рукавицы и не лишайте уверенности в себе. Не всегда легко соблюсти этот тонкий баланс. Встроенный стоп-сигнал Дети-интроверты от природы склонны подавлять свои внутренние импульсы и оценивать последствия своих поступков.
Они в меньшей степени склонны к таким видам деструктивного поведения, как быстрая езда, воровство в магазинах или иные противоправные действия. Это можно только приветствовать. Мало того, дети-интроверты испытывают физический и психологический дискомфорт, если в их крови повышается содержание «возбуждающих соков» — обычных спутников риска. У детей-экстравертов такого встроенного стоп-сигнала нет, и выделение возбуждающих гормонов доставляет им большое наслаждение. Именно поэтому такие дети могут, не задумываясь, совершать дерзкие поступки, а порой и преступления. Выходит, что отрицательная сторона характера интровертов — излишняя податливость — компенсируется пониманием недопустимости неоправданного риска.
Интроверты с высоким уровнем самооценки, которых в детстве чаще поддерживали, чем критиковали, умеют при необходимости спрятать в карман свое самолюбие, на что далеко не каждый способен в нашем сегодняшнем мире, но, когда речь заходит о принципиальных вещах, в состоянии постоять за себя. В качестве образца для подражания они могут выбрать обладательницу «Оскара» актрису Хелен Хант, которая называет себя «дерзким интровертом». Она говорит, что может иногда робеть, но, если ей приходится покинуть свою зону комфорта, она может стать и по-настоящему нахальной. Помните: для того чтобы воспитать из ребенка-интроверта уверенную в своих силах личность, с ним непременно надо наладить доверительные отношения. Если ребенок не будет уверен, что его ценят и уважают, он никогда не вылезет из своей скорлупы. Самый надежный способ вырастить забитого, застенчивого и робкого ребенка — это обращаться с ним сурово, силой принуждать его к дисциплине.
Телесные наказания и другие средства унижения убеждают ребенка в том, что агрессия — наилучший способ решения любых проблем. Все исследования по развитию детей говорят о том, что бить, унижать, пороть, дразнить или сравнивать с другими хорошими детьми — значит отравлять нормальный процесс развития ребенка. Более того, эти методы дисциплинарного воздействия попросту не работают. Трудно быть родителями, и каждый время от времени может вспылить. Но если вы вообще не умеете сдерживать свой пылкий нрав, то подумайте, не следует ли вам обратиться к психотерапевту. Контроль или сотрудничество?
Многие родители думают, что должны употреблять власть и полностью контролировать поведение своего ребенка. Возможно, они сами этого даже не осознают, но такая диктатура имеет множество обличий: обвинения, поучения, угрозы, приказной тон, сарказм, сравнение с другими или разыгрывание из себя мученика. Противоположность контролю — это сотрудничество, когда и ребенок, и его родители отказываются от претензий на абсолютную власть. Наилучший способ пригласить ребенка к равноправному сотрудничеству — это дать ему понять, словом или делом, что он на многое способен. Сотрудничество с взрослыми членами семьи внушает ребенку уверенность в себе и своих силах, а это, в свою очередь, позволит ему в будущем эффективно взаимодействовать с другими людьми. Даже если вы прекрасно сознаете преимущества сотрудничества и тщетность авторитарных методов воспитания, иногда бывает очень трудно не сорваться на командный тон и не проявить властных наклонностей.
Во-первых, дети в определенном возрасте начинают включать свою самостоятельность. Многие слышали, какие сцены устраивают «ужасные двухлетки». К упрямству склонны и дети четырех с половиной лет. Далее идут дети шести, восьми, тринадцати и семнадцати лет — тоже серьезные испытания для терпения родителей. На этих опасных рубежах схватка за первенство может нежданно-негаданно вспыхнуть из-за любого пустяка. При том что ребенок-интроверт выглядит паинькой, он все равно любит, чтобы все было по его хотению.
Он слышит недоступный окружающим ритм, отбиваемый старым упрямым барабанщиком, и марширует в такт. Ребенок внешне проявляет особенное упорство, если внутри чувствует беспомощность, подавленность, гнев или страх. Но в борьбе участвуют двое, и вы, как родитель, не имеете права заглатывать брошенную вам наживку. Даже если вы и не чувствуете себя таковым, то все равно воздержитесь от борьбы. Перестаньте спорить. Если бой все же завязался, то это значит, что вы не признаёте права собственного ребенка на чувства и свою точку зрения.
Отступите и сделайте глубокий вдох. Подумайте: «Почему же мы зашли в тупик? Сделайте еще один глубокий вдох и посмотрите на все происходящее со стороны. Спросите себя: «Чего я к нему цепляюсь? Подумайте о том, что вы будете делать, а не о том, что вы хотите заставить сделать ребенка. Не злись, завтра после обеда будет новый десерт!
В результате я раздражаюсь, а ты опаздываешь в школу и расстраиваешься». Давай посмотрим, как нам быть». Если ребенок затрудняется что-то предложить, то придите ему на помощь и сами выскажите несколько идей: накануне выбрать одежду и сложить ее на стуле, заранее приготовить школьный завтрак, не включать утром телевизор. Сделайте это вместе с ребенком. Мы не опаздываем уже целых три дня кряду! В возрасте четырех-пяти лет у многих детей-интровертов, даже если у них не было кризиса двухлетнего возраста, появляются отчетливые желания и потребности, удовлетворения которых они домогаются всеми доступными средствами.
Дети начинают клянчить, ныть, отказываются разговаривать с родителями, если те не желают исполнять их капризы. Кроме того, бывают у ребенка и просто тяжелые дни, когда он неважно себя чувствует, ощущает себя загнанным в угол или буквально утопает в своих чувствах… а в результате может разразиться самый настоящий скандал. В таких случаях экстраверты выплескивают свой гнев на всех, кто попадается под горячую руку, чаще всего на родителей, обвиняя их в своих бедах. Интроверты по большей части склонны к интернализации — поэтому они замыкаются в себе, становятся вялыми и скорее расстраивают вас, чем провоцируют на скандал. Эти моменты — самое тяжкое испытание для родителей. Когда ребенок на взводе, любое ваше слово, любой поступок только ухудшают ситуацию.
Если страсти уж очень сильно накалились, сделайте паузу, успокойтесь и возьмите себя в руки. Теперь можете надеть свою шпионскую шляпу и попытаться выследить виновника скандала. Дети-интроверты чаще всего впадают в гнев, если они перегружены, раздражены чрезмерными внешними стимулами, сильно устали или голодны. Спросите, чего было слишком много чужих людей, всяческих неожиданностей или сахара в чае? Подумайте, а вдруг чего-то, наоборот, не хватило отдыха, глюкозы в крови ребенка или времени на восстановление сил? Покажите ребенку, что вы поняли его чувства и знаете их причину.
Скажите: «Я знаю, что ты хочешь получить эту игрушку, но я не стану тебе ее покупать». Не надо никаких извинений, уловок или объяснений. Варианты можете предлагать после того, как минует вспышка гнева.
Для них он очень объемный и состоит из множества запахов, звуков, они замечают много деталей явлений, которые их окружают. Рекомендация: Попробовать настроиться на неспешную волну ребенка. Разделить с ним размеренность и сосредоточенность на каждом действии, которое он делает. Поддержать его способность получать удовольствие от простых вещей, наслаждения моментом, пребывания в потоке жизни. Стремление к обучению. Жажда познания, любопытство, упорство, последовательность и гибкость в обучении свойственны почти всем интровертам. Особенно, если им встречаются внимательные и харизматичные преподаватели и тренеры, способные увлечь предметом и заметить талант ученика. Рекомендация: Поощрять интерес к учебе и выбранным предметам. Не беспокоиться о том, что ребенок много читает, не настаивать на том, чтобы он проводил больше времени на улице с друзьями. Предлагать подростку фестивали, выставки, события, связанные с его интересами, чтобы расширить его взгляд на мир, мотивировать на общение с другими людьми из "его стаи". Нестандартное мышление. Интровертные люди умеют справляться со своими трудностями путем творчества. Воображение помогает им преодолевать тревогу, находить выход из тупиков. Рекомендация: Поощрять творческое мышление и такой подход к непростым ситуациям. Находить занятия, которые развивают дар ребенка — кружки стихосложения, рисования, музыкальные. Родителю можно советоваться с подростком, просить дать его уникальный ответ на сложности, в которые родитель попадает в контакте с ним же. Высокий эмоциональный интеллект.
Интроверты обладают большими способностями для самомотивации, самоподдержки, саморазвития. Способны регулировать свое состояние, вовремя чувствуют опасность перегрузиться, способны позаботиться о себе». Психолог Евгения Глебова добавила, что у этих детей быстро развивается логическое и критическое мышление: «О них говорят — мудр не по годам. Интроверты любят рассуждать с самого детства, ищут причины и взаимосвязи, наблюдают за другими людьми и видят то, что укрывается от экстравертов. Им приходят неожиданные идеи и если они находят поддержку среди своего окружения, то делают все основательно. Им очень важен не сам процесс, а результат. Они могут терпеливо и долго идти к результату». Как строить отношения с ребенком-интровертом Детский психиатр Елена Балакирева уверяет, что самое важное — принять своего ребенка с таким типом личности: «Не надо пытаться исправлять и менять ребенка, это может травмировать. Надо уловить его самостоятельное желание выйти из зоны закрытости и в этот момент помочь в построении взаимоотношений. В начальной школе, возможно, ребенку будет тяжело адаптироваться — в таких случаях можно рекомендовать постепенно входить в коллектив. Проработать возможные пути помощи в адаптации, смене обстановки, общении с другими людьми, а также в помощи создания комфортной обстановки дома поможет психолог. При этом важно понимать, что каждый ребенок индивидуален, а интровертированность — это не психическое расстройство». Елена Балакирева порекомендовала обязательно быть внимательным к детям-интровертам, так как они часто не рассказывают о своих проблемах. Главное для родителей — увидеть возможности ребенка и помочь ему раскрыть свой потенциал», — объяснила детский психиатр. Евгения Глебова подчеркнула, что в подростковом возрасте с детьми-интровертами интересно дружить: «Если родители выстраивают теплую атмосферу в семье, то наградой им будет яркая и глубокая личность подростка-интроверта. К этому возрасту они накапливают достаточно большой опыт анализа информации. В результате они могут лучше, чем родители, разбираться в некоторых темах жизни и отношений. Интроверты выглядят уравновешенными и спокойными. Это результат того, что они не показывают своих эмоций «на людях», но могут быть достаточно эмоционально открытыми в семье. Они достаточно самостоятельны, умеют справиться с трудностями.
Потому что эти дети не очень соответствуют образу ребенка, который распространен в нашем обществе: дети должны быть оживленными, неугомонными, общительными, шумными и игривыми. Напротив, дети-интроверты любят играться в своих комнатах в одиночку и в тишине. Им нравится спокойно рисовать картины, слушать радио, читать книги или часами строить Lego. Шум и суета чаще отталкивают их; если окружение слишком суетливое, они быстро начинают нервничать и предпочитают уйти. При этом дети-интроверты часто социально очень прямолинейны, но они нелегко адаптируются. К чужим детям они не сразу приближаются, а сначала наблюдают за ними, прежде чем играть. Часто у них, на самом деле, мало друзей, но зато очень хорошие. Мы хорошие наблюдатели. Мы лучше слушаем и меньше говорим. Быть интровертом — значит обладать глубокой внутренней жизнью, а также серьезно относиться к этой внутренней жизни". Между тем исследователи предполагают, что интроверсия и экстраверсия являются врожденными. Хотя развитие личности — это процесс, который также подвержен многим факторам окружающей среды, но в целом врожденный темперамент считается мало изменчивым. Ведь проявление темперамента тесно связано с индивидуальными особенностями и особенностями человеческого мозга. В физиологии мозга выявляются различия между интровертами и экстравертами: так, исследования мозговой активности людей показали, что мозг интровертов в основном имел более высокую электрическую активность — независимо от того, были ли они заняты или отдыхали. Например, психолог по развитию Джерри Каган из Гарвардского университета обнаружил, что миндалина интровертов с рождения более возбудима, то есть та часть мозга, которая отвечает за восприятие чувств и, в частности, за реакцию стресса. Таким образом, у детей-интровертов выше нейронная активность, и поэтому у них большая потребность в защите от сенсорной перегрузки. Кроме того, дальнейшие исследования показали, что уровень нейромедиатора дофамина в мозге интровертов ниже обычного. Нейромедиатор регулирует наше ожидание вознаграждения, тем самым мотивируя нас к действию. Если дети более интровертны, поощрительные события, такие как мороженое или признание приятелей — менее мотивируют их к действиям. Награда и признание просто меньше интересуют детей-интровертов.
Ваш ребенок интроверт?
Однако не все дети соответствуют этому стандарту — некоторые из них предпочитают тихий уголок для чтения или интеллектуальные игры вместо шумных компаний. В подобных случаях возникает вопрос: какую форму обучения выбрать для ребенка-интроверта? Интроверты имеют особый способ мышления и предпочитают работать самостоятельно, не проводить много времени в обществе других людей. Для таких детей может быть сложно приспособиться к традиционной форме обучения, которая предполагает активную коммуникацию с педагогом и одноклассниками. В то же время, существует ряд альтернативных методов обучения, которые могут быть более подходящими для интровертов и помочь им раскрыть свой потенциал.
В данной статье мы рассмотрим различные подходы к обучению и дадим рекомендации, как выбрать наиболее эффективный для вашего ребенка-интроверта. Введение: понимание психологической особенности интровертных детей Интровертные дети - это те, кто предпочитает проводить больше времени в одиночестве, чем с другими людьми. Они обычно более замкнуты и рассудительны, склонны к глубокому мышлению и осознанию своих эмоций. Их поведение может отличаться от экстровертов, которые получают удовольствие от общения с другими и активных социальных событий.
Понимание психологических особенностей интровертных детей является ключевым фактором при выборе формы обучения для них. Важно учитывать, что не все интроверты одинаковы - каждый ребенок имеет свою уникальную комбинацию черт личности. Некоторые могут быть более экстравертированными в определенных ситуациях или социальной группе, тогда как другие могут быть полностью интровертированными. Когда дело доходит до выбора формы обучения для интроверта, есть несколько факторов, которые следует учесть.
Важно создать безопасное и поддерживающее окружение для ребенка, где он будет чувствовать себя комфортно и способным выражать свои мысли и чувства. Некоторые интроверты могут предпочитать учиться в тихой и спокойной атмосфере, где они могут сосредоточиться на задачах без постоянного взаимодействия с другими. Тем не менее, это не означает, что интроверты должны быть полностью изолированы от общения с другими. Даже самые замкнутые дети нуждаются в некотором уровне социальной интеракции для своего развития.
Поэтому родители и педагоги должны поощрять ребенка к участию в групповых проектах или активностях, которые помогут им развивать коммуникативные навыки и уверенность в себе. В зависимости от конкретных черт личности ребенка-интроверта, можно выбрать определенную форму обучения. Школьные программы, которые предлагают более гибкий подход к обучению, такие как самостоятельное обучение или работа в парах или малых группах, могут быть более подходящими для таких детей. Это позволяет им сохранять свою индивидуальность и работать в своем собственном темпе Влияние формы обучения на развитие интровертных детей Интровертные дети отличаются особым стилем восприятия мира и предпочитают уединение и спокойную обстановку.
Они ощущают себя комфортно, обдумывая свои мысли самостоятельно, и часто нуждаются в большем количестве времени для обработки информации.
Интроверты не всегда тихие и молчаливые, но при этом общаться им практически не нужно. Более того, настырные ровесники, проявляя открытый интерес к ребёнку-интроверту, скорее будут досаждать ему, чем наладят с ним дружеский контакт. Желающий побыть наедине с собой малыш в такой ситуации обычно отмалчивается или старается как можно быстрее уединиться. Существуют явные признаки, по которым можно распознать ребёнка-интроверта: большую часть свободного времени чадо предпочитает находиться в одиночестве; кроха не торопится делиться своими переживаниями, мыслями и чувствами с другими людьми даже с друзьями и родителями ; ребёнок усидчивый, легко сосредоточивается на работе или игре; малыш не уверен в себе, раним, обидчив; чадо обладает богатым внутренним миром, активно фантазирует, любит слушать сказки.
Том, который в детстве был чрезвычайно застенчивым, хорошо учится в школе; этот наблюдательный и спокойный парень любит свою девушку и родителей, часто беспокоится по любому поводу, любит учиться самостоятельно и решать интеллектуальные задачи.
Он планирует стать учёным. Напротив, Ральф — раскованный и уверенный в себе юноша. С членом команды Кагана, беседовавшим с ним, он вел себя как с равным, а не как с авторитетным человеком на двадцать пять лет старше его. Хотя Ральф очень способный ученик, недавно он получил плохие оценки по английскому языку и естественным наукам, потому что накануне бездельничал. Но он не беспокоится по этому поводу. Ральф всегда охотно признает свои ошибки.
Психологи часто обсуждают различия между темпераментом и характером. Темперамент — это врожденные поведенческие и эмоциональные особенности человека, имеющие биологическое происхождение и наблюдающиеся в младенчестве и раннем детстве. Характер — это сложная совокупность личностных качеств, формирующихся у человека под влиянием культуры и личного опыта. Некоторые говорят, что темперамент — это фундамент, на котором строится характер человека. Работа Джерома Кагана помогла установить связь между темпераментом человека в младенчестве и его личностными качествами в подростковом возрасте, как в случае Тома и Ральфа. Читайте также: Почему вечером учиться гораздо эффективнее, чем утром Как же Джером Каган понял, что малыши, которые энергично машут ручками, скорее всего, станут осторожными, рефлексирующими подростками такими как Том , а более спокойные младенцы — решительными, «слишком крутыми для школы» юношами и девушками такими как Ральф.
Ответ на этот вопрос лежит в физиологии. Помимо наблюдения за поведением детей в непривычных для них ситуациях команда Кагана проводила измерение физиологических показателей, таких как: частота пульса, кровяное давление, температура конечностей, а также другие параметры нервной системы. Каган выбрал именно эти критерии, поскольку считалось, что их контролирует один очень сильный орган головного мозга — миндалевидное тело. Этот орган находится в глубине лимбической системы — древнего участка головного мозга, который есть даже у таких примитивных животных, как мыши и крысы. В этом участке мозга который называют иногда «эмоциональным мозгом» формируются базовые инстинкты, которые свойственны нам, как и животным: голод, половое влечение и страх. Миндалевидное тело служит «эмоциональным коммутатором» головного мозга.
Оно получает информацию от органов чувств, а затем передает в остальную часть мозга и нервной системы сигналы о том, как следует реагировать на соответствующий раздражитель.
Вот список высказываний из замечательной книги Лейни «Непобедимый интроверт», которые могут помочь многис родителям распознать темперамент ребенка. Если ваши дети в основе своей интровертны, они, вероятно: наблюдают и слушают, перед тем как присоединиться к какому-то действию; глубоко сосредотачиваются на предмете своего интереса; радуются, когда остаются в одиночестве в своей комнате, заряжаясь через самонаблюдение; говорят только после того, как продумают тему; обладают ярко выраженным чувством личного пространства и не любят, чтобы кто-то сидел слишком близко или входил в их комнату без стука; уединяются в своём личном пространстве, и, чтобы узнать, что они думают и чувствуют, их нужно об этом спросить; им необходимо подтверждение собственной нормальности, они могут иметь иррациональные сомнения в самих себе; много говорят, если предмет их интересует или если им комфортно с людьми Важно помнить, что среди детей нечасто встретишь так называемые «чистые» типы экстраверсии и интроверсии. А возрастные кризисы могут смешивать карты и еще сильнее путать родителей. Фото Александра Соловьева Что делать и как обеспечить маленькому интроверту достаточный уровень комфорта? Многие интроверты во взрослом возрасте жалуются на непонимание со стороны близких. Они с каким-то особенным чувством вспоминют жуткие моменты, когда их силой выпихивали в центр комнаты и заставляли отвечать на многочисленные вопросы двоюродных тетушек.
Некоторые мои друзья откровенничали, что веселые и шумные родители даже немного стеснялись их, тихих и необщительных детей. Поэтому так важно знать о темпераменте ребенка и обеспечить ему в семье обстановку, в которой бы он не терял, а восстанавливал свою жизненную энергию. Интровертные дети критически нуждаются во времени для себя. Они как бы создают вокруг себя пузырь, доступ в который весьма и весьма ограничен. И этот пузырь помогает им мысленно перезагрузиться и начать новую деятельность с новыми силами. Жизнь у наших современных детей до краев наполненна социальными событиями. Мир, в котором ценности определяют экстраверты, диктует необходимость обладания навыком общения.
И интровертным деткам не так то просто отстоять свое право на одиночество. Верный признак, что такому ребенку нужно побыть одному, — это изменение настроения в худшую сторону. Дети сами могут не подозревать об особенностях своего темперамента. И тем более заглянуть настолько глубоко в самих себя, чтобы оценить момент, когда уже довольно. Для этого им нужны взрослые. Очень чуткие взрослые. Вы, папы и мамы, как никто другой зная своего ребенка, можете подсказать ему и научить его, как и когда делать перерыв от шумного общества.
Вы можете указать ему, когда он начинает злиться или отключаться, что нужно делать. Например, маленьким интровертам можно предложить почитать книгу в тихом месте. Или прихватить с собой плеер с его любимыми мелодиями и, в периоды особого напряжния, просто надеть на него наушники и нажать на кнопку «плей». При этом интровертный ребенок, и в целом интровертная личность, может очень даже стремиться в общество. И ребенок может запротестовать, когда вы предлагаете ему чуть-чуть отдохнуть. Тут стоит мягко, по-доброму увести ребенка, постоянно повторяя, что это только на пять минут и потом он сможет вернуться обратно в игру. Возвращение в игру, как, кстати, и начало игрового процесса, не самый простой момент для малыша интроверта.
Он может долго переминаться с ноги на ногу, не решаясь подойти и заговорить, взвешивать все «за» и «против», мысленно репетировать первую фразу. И тут вы снова должны ему напомнить, что для начала он может просто постоять и понаблюдать. И никто не торопит его поскорее присоединиться к группе детей.
Как понять, что ребенок интроверт
Ребенок-интроверт в большинстве случаев не поддается стадному чувству и всегда стремится выяснить суть вещей. Дети-интроверты сначала долго наблюдают за игрой или каким-либо мероприятием, и лишь затем решают к нему присоединиться. Как и взрослые интроверты, дети, как правило, внимательно слушают и запоминают, что говорит другой человек.
Сильные и слабые стороны ребенка-интроверта
- Особенности
- Что нужно обеспечить подростку-интроверту, чтобы он стал психологически здоровым взрослым?
- Особенности характера
- Сильные и слабые стороны ребенка-интроверта
- Ребенок-интроверт: какую форму обучения выбрать? — Детки.Про
Спецпроект РИА «Воронеж». Пусть мама увидит. Интроверт Денис
Интроверты практически не подвержены изменению, поэтому ребенка-интроверта нельзя «переделывать» и «ломать». Мало того, у нас во дворе есть весьма грустный пример «поломанного» ребенка-интроверта, которого мама с 2 лет чуть ли не насильственно отдала в сад. Я интроверт и меня пугает перспектива нахождения с ребенком в одном пространстве круглые сутки годами.
Ваш ребенок интроверт?
Поэтому воспитателю необходимо позаботиться о помощи дошкольнику в выступлении подсказать, стишок или движение в танце. И для стеснительных детей лучше минимизировать выступление перед всей группой. Если за день не случилось ничего особенного, то и рассказать не о чем. Они предпочитают ответить односложно. Таким дошкольникам нужно объяснить, что воспитателю и другим педагогам не важно что они скажут, а важно как они скажут. Задание на говорение- всего лишь возможность закрепить новые слова в речи. Не задавайте слишком личные вопросы, интроверты не любят делиться своими переживаниями.
Интроверты предпочитают работать в одиночестве, когда есть достаточно времени подумать и проявить свои творческие способности.
Родитель-экстраверт, скорее всего, сочтет это за личное оскорбление, в том случае если не знаком с тонкостями душевной организации своего ребенка. Не зная о потребности малыша в уединении и личном пространстве, он может решить, что ребенок не принимает или даже не любит его. Как ни печально, иногда родители-экстраверты просто перестают обращать внимание на маленьких интровертов и машут на них рукой, выказывая предпочтение более энергичным детям-экстравертам. У меня такое ощущение, что я волоку его за собой, как мешок картошки. Его целый день приходится подгонять». Правда, у этих отношений есть и обратная сторона.
Мама Габи говорит об этом так: «Думаю, теперь ей легче, потому что я стала терпеливее и помогаю ей общаться с людьми. Нам лучше разговаривать, когда мы что-то делаем вместе: гуляем, обедаем, едем в машине или копаемся в саду. В такие моменты мне проще переносить долгие паузы и молчание дочери». Данный текст является ознакомительным фрагментом. Кепку надеть — это не круто, нет!
Они создают себе свой собственный мирок, в котором ему комфортно. Несмотря на это, иногда у детей-интровертов возникает потребность в общении, но они не знают, как её восполнить. Поэтому родителям важно научить ребенка навыкам социализации. После того, как такой малыш побывал в месте большого скопления народа детский сад, школа, утренник , ему нужно побыть одному.
Характер интровертов обычно сдержанный и спокойный. Часто все свои чувства они хранят в себе. Даже если его что-то мучает, то он, скорее всего, не поделится тем, что его мучает. В коллективе такие дети собираются в маленькие группки или, что чаще всего, находят одного товарища. Чем меньше вокруг незнакомцев, тем лучше себя чувствует ребенок. Если вы наладите с ребенком-интровертом отличные отношения, то он сможет вам открыться, поделиться своими мыслями. Ребенок-интроверт: признаки Не смотрит в глаза. Особенно заметно это при общении с незнакомыми людьми.
Даже интроверт может раскрыться в коллективе детей, которым интересно то же, что и ему.
Ребёнок обожает рисовать? Художественная школа — вариант для тихих и задумчивых ребят, обожающих проводить время наедине с красками и белым полотном. Расскажите сыну или дочери о зоне комфорта. Чем раньше малыш столкнётся с этим понятием, тем проще в будущем ему будет её покидать или не покидать. Доступным языком объясните, что периодически приходится выходить из этой зоны, чтобы сходить в магазин или поехать на отдых, а в будущем — поступить в хороший ВУЗ и найти работу. Хвалите малыша за каждый сложный шажок в преодолении себя. Сам поднял руку на уроке? Поучаствовал в конкурсе на дне рождения одноклассницы? Классно же!
Обеспечьте ребёнку личное пространство. Процесс социализации интроверта не обходится без морального восстановления. Поэтому если ребёнок после школы или сада хочет уединения, не нужно этому препятствовать. Расскажите малышу о языке тела. Не заставляйте его круглосуточно улыбаться, но объясните, что иногда улыбка может сказать больше, чем слова.
Внимание, в классе интроверт! Советы школьного психолога
Дело в том, что в условиях удалённой работы дети-интроверты, которые стеснялись окружающих в обычных условиях, начали говорить. Детей-интровертов легче воспитывать, чем экстравертов, так как они отличаются осторожностью, заявила клинический психолог Евгения Глебова. Большой плюс ребенка-интроверта в том, что он требует гораздо меньшего сиюминутного внимания к себе. Подавляя и переделывая интроверта из лучших побуждений или же игнорируя его природные данные, родитель рискует получить инфантильного взрослого, ребенка. Подавляя и переделывая интроверта из лучших побуждений или же игнорируя его природные данные, родитель рискует получить инфантильного взрослого, ребенка. Большой плюс ребенка-интроверта в том, что он требует гораздо меньшего сиюминутного внимания к себе.
10 советов по воспитанию ребенка-интроверта
Основные признаки ребёнка-интроверта в полной мере можно наблюдать уже к младшему школьному возрасту. Интровертам труднее выстраивать социальные связи, они часто держатся особняком и мало говорят. Оптимальным решением для родителей в этом случае будет не ломка характера ребёнка, а создание комфортных условий для его адаптации. Так, образование и дополнительные знания дети могут получать дистанционно, без жёсткого контакта со сверстниками и учителями. Важно понимать, что эта особенность не диагноз и не негативная характеристика личности. У общительных родителей вполне может быть закрытый малыш. Это связано со спецификой строения и работы головного мозга, генетической предрасположенностью и гормональными свойствами. Основные черты личности закладываются в период плодового развития, до рождения ребёнка. Воспитание, окружающая среда и социализация корректируют эти свойства, но не меняют их кардинально. С осторожностью принимает новое Это проявляется в очень раннем возрасте.
Малыши-интроверты с большой опаской воспринимают первый прикорм, меньше бегают, редко испытывают тягу к изучению родительских шкафов. Такого ребёнка можно спокойно оставить в одиночестве с игрушками или книгой, ему нравится разбираться в сути вещей, а не наблюдать их большое количество. Старается ухватить суть Нежелание принимать быстрые решения до полной уверенности в безопасности действий свойственно интроверту. Он тщательно изучает детали механизмов, предметы, учебные материалы. Ему важно понять, почему то, что его окружает, работает именно так. Не разговаривает с незнакомцами Детям и подросткам интровартам нужно больше времени на то, чтобы привыкнуть к людям. Малыш предпочтёт молчать, не смотреть в глаза и не контактировать тактильно с новым человеком. Такое поведение диаметрально экстравертам, которые с удовольствием заводят новых друзей, спокойно общаются с незнакомыми взрослыми. Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат! Начать заниматься Отлично чувствует себя в одиночестве Многим родителям знакома проблема чрезмерной жажды внимания со стороны детей. Малыши хотят постоянного общения, требуют совместных игр и разговоров. Это не относится к интровертам. Им комфортно играть в одиночестве. Даже в компании сверстников они часто сидят в сторонке, занимаясь своими важными детскими делами. Быстро устает от шумных компаний После игр на детской площадке, дня в саду или в школе нервная система интроверта требует отдыха. После активного веселья ребёнок может капризничать и плакать, пока ему не дадут возможности побыть наедине с собой. Так его нервная система восполняет запасы энергии.
Обладает взрослым мышлением Рассуждения и вопросы, которые помогают проникнуть в суть окружающего мира, типичны для интроверта. Глубокие размышления и живой ум — плод размеренной мыслительной деятельности людей с таким типом темперамента. Имеет яркую личность Психологическая характеристика интровертов сводится к концентрации на себе. Поэтому личностные качества, тяга к самовыражению у таких детей выше, чем у сверстников. В более взрослом возрасте они могут уходить с головой в творчество или популярные субкультуры, в поиске способов трансформировать своё «я» в видимое для окружающего мира проявление. Тщательно подбирает слова Освоив навыки речи, ребёнок интроверт старается выстраивать свою речь, рационально подбирая выражения. Он может обстоятельно отвечать на поставленные вопросы, вести размеренные беседы. Со стороны кажется, что он почти не испытывает эмоций, всегда находится в спокойном состоянии. Такие дети охотно проявляют эмоции только в кругу хорошо знакомых людей.
Редко просит о помощи Интроверты — независимые личности. Им сложно или не хочется просить помощи у близких и тем более у посторонних людей. Им нравится разбираться со сложными задачами самостоятельно.
Что такое интроверсия и экстраверсия Понятия «интроверсия» и «экстраверсия» не новые в психологии. Как объяснила Любовь Григорович, психолог, профессор, заведующая кафедрой психологии образования Московского института психоанализа, их ввел основоположник аналитической психологии Карл Юнг для обозначения направленности личности. Не бывает чистых 100-процентных интровертов или экстравертов. Каждый из нас проявляет интровертированные и экстравертированные стратегии поведения. Однако среди нас есть более выраженные представители этих видов направленности. Выраженные экстраверты активны, коммуникабельны, часто оказываются в центре внимания, в случае неприятностей экстраверты обращаются за помощью к другим людям, склонны к демонстративным проявлениям, зависят от внешних оценок. Интроверты, напротив, обычно замкнуты, склонны к уединению, восстанавливаются в одиночестве, мало зависят от внешних оценок. При этом у них достаточно много сильных сторон», — рассказала Любовь Григорович. Физиологические отличия интровертов Наталья Коньшина, врач невролог, кандидат медицинских наук, специалист детской неврологической клиники «Прогноз», рассказала, как во время работы в перинатальном центре замечала разницу в реакции детей на мир: «Мы наблюдаем за малышом весь первый год, затем в год и три месяца и далее. Особенности личности маленького человека уже очевидны: кто-то просто ловит ваш взгляд, расплывается в широкой беззубой улыбке и щурит глаза, а кто-то, наоборот, не хочет терять из виду маму и начинает хныкать при виде чужого лица». На вопрос «Существуют ли физиологические особенности мозга и нервной системы, которые влияют на формировании личности ребенка-интроверта? Исследователи из Корнельского университета проводили эксперименты, чтобы изучить физиологические различия между интровертами и экстравертами. Участники принимали стимулирующий препарат действующее вещество метилфенидат , который повышает скорость реакций и настроение за счет стимуляции выработки дофамина. Интроверты практически не реагировали на препарат, в то время как экстраверты находились в возбужденном состоянии. То есть у интровертов высокая резистентность к дофамину, поэтому у них нет потребности в поиске социального признания». Также невролог отметила, что у интровертов в лобной доле головного мозга отвечает за организацию и планирование больше серого вещества: «Это объясняет их склонность к анализу информации и тщательному обдумыванию каждого шага. Кроме того, глубоко мыслить, концентрироваться на одном предмете и избегать внешних раздражителей интровертам помогает еще одна физиологическая особенность — повышенная выработка в организме нейротрансмиттера ацетилхолина, который осуществляет передачу нервных импульсов в ЦНС и отвечает за работу вегетативной нервной системы. Как родитель может понять, что его ребенок — интроверт «Ваш ребенок избегает активного общения с самого раннего возраста? Остается равнодушен к большому количеству игрушек и выбирает всего несколько любимых? Он с трудом привыкает к новому и не любит сюрпризы и перемены?
Они ценят дружбу и привязанность, искренне стараясь узнать людей на более глубоком уровне. Дети-интроверты, как и взрослые, хорошие слушатели. Они внимательно выслушают и запомнят ваши слова. Сами они говорят тихо или делают паузы, сразу прекращая говорить, если их перебивают или поторапливают. Они могут отводить взгляд, когда общаются, чтобы собраться с мыслями, но возобновляют зрительный контакт, когда слушают. Им трудно освоиться в коллективе Современное общество ценит экстравертов. Оно поощряет уверенность в себе, признание и внешние достижения, а не спокойное размышление и вдумчивость. Когда малыши-интроверты идут в детский сад или школу, им приходится проводить 6—7 часов в день с 30 другими детьми, активно участвуя в групповой динамике. Это трудная задача для интровертов, поэтому в раннем возрасте они лучше обучаются дома. Им проще адаптироваться к коллективу, когда они становятся старше. Экстраверты и интроверты общаются по-разному Дети-интроверты имеют только одного или двух близких друзей, считая остальных просто знакомыми, потому что ищут глубоких отношений, а не широкого круга знакомств. Они не будут общаться так активно, как их сверстники-экстраверты. Через некоторое время им потребуется уйти, чтобы подзарядиться энергией. Слишком интенсивное взаимодействие и шумные игры часто заканчиваются слезами, нервным срывом или приступом плохого настроения. Маленькие экстраверты, в отличие от интровертов, ведут себя по-другому: они говорят скороговоркой, громко и отрывисто, особенно когда нервничают или взволнованы; часто меняют тему разговора; изображают из себя всезнаек, даже если не имеют представления о предмете беседы; перебивают собеседника; придвигаются ближе к человеку, с которым разговаривают; отвлекаются или смотрят в сторону, когда слушают; очень выразительны в мимике и жестах; быстро начинают скучать и «отключаются», если разговор затягивается; считают большинство одноклассников своими друзьями; быстро осваиваются и уверенно чувствуют себя в незнакомых ситуациях; чувствуют заряд энергии и прилив сил после праздников, коллективных мероприятий; жалуются или чувствуют себя измученными, когда проводят много времени в одиночестве. Если ваш ребенок интроверт, лучшее, что вы можете сделать для него — это признать и уважать его темперамент. Помогите ребенку разобраться, почему он чувствует усталость или раздражение после интенсивного общения. Нет ничего плохого в том, чтобы проводить время в одиночестве. Никогда не позволяйте детям думать, что с ними что-то не так. Принимая маленьких интровертов такими, какие они есть, вы даете им уверенность, которая необходима, чтобы реализовать себя. Дети-интроверты зачастую молчаливы, все держат в себе, но если они смогут довериться человеку, то становятся интересными собеседникамм и внимательными слушателями. Они спокойны, а благодаря усидчивости добиваются успехов в учебе легче, чем экстраверты. Новые знакомства вызывают у детей-интровертов стресс. Поэтому родителям стоит заранее готовить ребенка-интроверта к переменам обстановки. Родители должны относиться к такому ребенку более внимательно. Если предстоит поход в незнакомое место, есть смысл рассказать малышу о предстоящем событии, обсудить, кого он может там встретить. Рассказать, зачем нужна дружба и как она прекрасна.
Ребенку-интроверту не нужно много друзей Это совершенно нормально, если ваш ребенок-интроверт не торопится называть друзьями детей, с которыми общается. Интроверты нацелены на глубокое и содержательное общение, они предпочитают узкий круг и не рвутся быть популярными. Один-два друга — это достаточное количество социальных связей для такого ребенка. Ребенок-интроверт может хотеть побыть в одиночестве Типичная ситуация, когда ребенок предпочитает уединение в своей комнате общению с семьей, не должна обижать и раздражать вас. Ему просто нужно время и покой для восстановления баланса сил, позвольте ему делать это без претензий и обид. Ребенок-интроверт — это подарок судьбы " Ошибкой было бы думать, что обстоятельства вынуждают вас принимать особенности вашего ребенка и смириться с его интровертностью. Все обстоит совсем не так — жизнь подарила вам вдумчивого, доброго, глубокого человека, который может быть отличным собеседником и со временем станет вам настоящим другом. Главное — не испортить все необдуманными воспитательными воздействиями. Чего делать не стоит, если ваш ребенок — интроверт Не нужно подшучивать Многие люди в близком общении любят поддевать друг друга. Желание повеселиться подобным образом похвально, когда устраивает обе стороны. Однако даже взрослые интроверты, а уж тем более дети, часто не понимают такого юмора, они обижаются. Оставьте свое остроумие для друзей, способных вам ответить. Абсолютно непростительная ошибка — подшучивать над ребенком в присутствии других людей. Даже если вам это кажется ужасно милым, сто раз подумайте, прежде чем веселить знакомых такими байками. Вполне возможно, что вашему ребенку это не кажется ни смешным, ни забавным, ни хоть сколько-то уместным. Не нужно подталкивать ребенка к общению Ваше желание развивать социальные навыки ребенка понятно и похвально, однако ваша настойчивость может давать отрицательный результат. Ребенок-интроверт, которого подталкивают к разговору, чувствует себя некомфортно и будет пытаться максимально быстро выйти из ситуации вынужденного общения. Некоторым интровертам требуется усилие, чтобы даже просто поздороваться со знакомыми людьми, и, прежде чем настаивать, хорошо подумайте — так ли уж это необходимо? Возможно, вполне достаточно просто кивнуть встреченному знакомому — научите ребенка этой маленькой хитрости вместо того, чтобы читать ему нотации о необходимом уровне вежливости. Не нужно выбирать ребенку приятелей Иногда вам может казаться, что в детской тусовке есть еще один замкнутый ребенок, который смог бы составить компанию вашему интроверту. У вас есть только одна попытка предложить свою помощь для начала общения, но ни в коем случае не настаивайте, дайте ребенку самому решить, нужно ли ему это сближение. Не нужно ставить ребенка в неловкое положение Каждый человек может пообещать что-то и не сделать, этим грешат даже взрослые люди любого темперамента. Вы же не станете стыдить и ругать другого взрослого человека прилюдно? Не нужно этого делать и по отношению к ребенку. Уважайте его обстоятельства, и, если вам непременно нужно выяснить, как так получилось, делайте это с глазу на глаз. Не нужно просить ребенка выступить публично Ваш маленький интроверт отлично поет или уморительно рассказывает анекдоты. Но далеко не факт, что ему нравится делать это на публику. Никогда не заставляйте ребенка выступать перед другими людьми, если вы не договорились об этом заранее.