25 февраля 1977 года в 21:24 в УПО Москвы поступило первое сообщение о пожаре в гостинице «Россия». «Россия» — историческая гостиница в Москве на месте старинного района Зарядье.
Гостиница „Россия“. За парадным фасадом
«Здание перейдет в управление сети Azimut Hotels, договор с бывшим владельцем гостиницы «Москва» уже подписан. Гостиница "Россия" в историческом районе Зарядье, возведенная в 1964 -1967 гг. по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Павла Штеллера. Но вот уже не первый год самый центр Москвы, а точнее окрестности Кремля обезображивает огромный забор – на месте бывшей гостиницы Россия.
Старое фото гостиницы «Россия» вызвало у москвичей воспоминания
Москва, 1976 год. Ксения — сотрудница орготдела гостиницы «Россия». Она отвечает за прием и комфортное пребывание гостей, среди которых в основном советская знать и высокопоставленные иностранцы. Гостиница — целый мир, не похожий на обыденную советскую реальность.
Конструкция из этих панелей держала жесткость всего здания. Часть панелей удалось снять целиком, а часть в так называемых «мертвых зонах» пришлось резать пополам. Нижние 5 этажей сломали с помощью тяжелой техники. Долгое время на месте гостиницы «Россия» был пустырь. Уже в конце 2017 года парк на месте гостиницы «Россия» принял первых гостей.
Говорят, что... Никита Сергеевич Хрущев чуть не довел Чечулина до инфаркта, когда велел увеличить высоту гостиницы на 3 этажа. Также планировали все корпуса «России» сделать одинаковыми по высоте, но когда построили первую часть, люди стали возмущаться этой «громадиной». Тогда высоту здания быстренько скорректировали. Так и осталась на северном корпусе одинокая башня. Он «искренне» покаялся в своих грехах и стал работать на полицию. Ванька доносил на своих коллег, но при этом брал взятки от тех, кто не хотел оказаться за решеткой.
Его застрелили из газового пистолета, переделанного под боевые патроны. За несколько дней до преступления директор нанял нового личного водителя, который впоследствии и обнаружил труп. Еще одна загадка: Цимбалистов по утрам выходил к служебной машине через парадный выход. В то роковое утро он почему-то пошел через черный вход, где его и застрелили. На основе этих фактов следователи сделали вывод, что гендиректора убил кто-то из знакомых. Но преступление так и не было раскрыто. Тогда выдвигались несколько версий убийства. В конце 90-х 100 процентов акций гостиницы принадлежали муниципальным властям. Денег на реконструкцию такой махины у города не было, не выделялись средства даже на борьбу с тараканами, о которых ходили легенды, что они полчищами гуляют по «России» и чувствуют себя полноправными хозяевами. Чтобы найти деньги на содержание отеля, его руководство начало сдавать помещения в аренду: под торговлю, рестораны, казино. Говорят, это приносило администрации очень хороший доход, который проходил «черным налом». Поговаривали, что только с некоторых арендаторов Цимбалистов и компания получали около 10 тысяч долларов в месяц. Еще часть денег уходила бандитской «крыше» и самим бизнесменам. В какой-то момент генеральный директор решил поднять арендную плату для некоторых предпринимателей почти в два раза. По слухам, больше всех от этой меры пострадали чеченская и казанская группировки, которые назвали действия Цимбалистова беспределом.
Позднее случилась вторая «ночь длинных ковшей»: в ночь с 28 на 29 августа 2016 года снесли еще 107 построек 30,5 тысячи квадратных метров — тогда, как и в первый раз, для собственников это стало неожиданностью. Уже бывший на тот момент мэр Лужков назвал случившееся расправой над малым бизнесом и добавил, что борьба с ларьками для новой власти стала «какой-то идеей фикс». К малому бизнесу нужно относиться по-другому» Юрий Лужков, бывший мэр Москвы «Соловей» умолк навсегда Киноцентр «Соловей» находился на Красной Пресне — недалеко от зоопарка. Он был известен далеко за пределами Москвы: кинотеатр был самым крупным во всей Восточной Европе: фильмы показывали в 24 залах. Репертуар формировался по предпочтениям посетителей: фильмы продолжали крутить, пока на них ходили — даже если в зале был всего один человек. Рекорд по длительности проката в «Соловье» побил французский фильм «Амели». Картину Жан-Пьера Жене показывали в течение 37 месяцев. Решение о сносе киноцентра прогремело как гром среди ясного неба: осенью 2018 года правительство Москвы заявило, что на месте «Соловья» возведут гостиничный комплекс. Москвичи сразу же начали сбор подписей против демонтажа здания. В числе протестующих оказались многие политики, а также общественные и культурные деятели, в том числе режиссер Никита Михалков. Собянин в ответ на волнения москвичей заявил, что в кинотеатре всё равно были «грязь», «антисанитария» и «просиженные кресла дырявые». Владимир Мединский, который занимал тогда пост министра культуры, пообещал разобраться в ситуации и направить Собянину запрос, но снос всё равно начался 4 декабря 2019 года. Несмотря на это, в 2019 году «Соловей» стал самым посещаемым кинотеатром страны. Последний сеанс в киноцентре прошел 1 декабря. На нем зрителям показали фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор». В последний день работы «Соловья» зрители устроили акцию «Обнимем киноцентр»: вокруг отправленного под снос здания люди встали в круг, некоторые приносили к дверям лампады и цветы. В настоящее время строительство еще продолжается. Как вы считаете, при каком мэре в Москве жилось лучше? RU пообщалась с москвичами о том, чем им запомнился киноцентр и почему они скучают по «Соловью». Кроме того, мы рассказывали, чем отличались программы реновации Лужкова и Собянина и при каком мэре борьба с аварийными хрущевками проходила лучше.
Гостиница "Россия" в Москве: строительство, пожар, демонтаж. Парк на месте гостиницы "Россия"
Гостиница «Россия», открывшая свои двери в 1967 году, стала свидетельницей самых разных романов. Чаще они продолжались недолго — командированные в Москву по делам службы влюблялись и быстро разлетались по домам. А вот этот роман длился много лет. Его называли певцом любви. В Муслима Магомаева были влюблены все, а он выбрал ее — очаровательную блондинку Людмилу Кареву.
Эти романтические отношения продолжались десять лет, и почти все это время они прожили вместе в «люксе» в северной башне гостиницы. О своей любви Людмила Карева предельно искренне рассказывает в нашем фильме. Ее красивый роман закончился в 70-е — в стране менялся политический климат. Оттепель сменялась застоем.
В эти годы гостиница становится официальной достопримечательностью Москвы наравне с Кремлем и Красной площадью. В нее селят все зарубежные делегации, всех мировых кинозвезд. В холлах и номерах гостиницы снимают кино. Но, пожалуй, навсегда увековечил «Россию» режиссер Георгий Данелия в своем фильме «Мимино».
Эту картину обожают все, но мало кто знает, какой скандал разразился после выхода фильма. Оказывается, высокое начальство так потрясла сцена, в которой музыканты ресторана «России» исполняют песни по просьбам граждан за деньги, что бедных музыкантов решили… уволить!
Если бы Савельев не написал донос на Щусева, то его имя не стали бы вычеркивать из всей документации». Ради кого эту советскую «Москву» возводили?
Раймонд Паулс, композитор: «Считалось честью попасть туда. Но самое смешное, что в ванных были тараканы». Депутаты и делегаты, ударники труда, начиная с 30-х , могли здесь мыться в ваннах, стричься в парикмахерской и есть в роскошных ресторанах, где каждое блюдо кричало, что ты в советской столице. Сомелье Алексей Сидоров в 80-х был в «Москве» официантом.
Место было во всех смыслах хлебное, стоял запах нафталина и денег. Это был ресторан на 650 мест, колонны, потолки расписаны вручную. Стояла очередь, швейцар был с усами, все ему давали трешку, чтобы пропустил — но нет. А вот за десятку — пожалуйста».
Сейчас на месте того самого ресторана находится бальный зал. За несколько сотен тысяч рублей в нем можно отпраздновать свадьбу. Колонны, конечно, не родные, как и все остальное.
В фильме показан художественный вымысел, необходимый для развития сюжета».
Стоит добавить, что все эпизоды в «России» планировалось отснять за два дня. Но планам киношников помешала страшная трагедия. В фильме «Мимино» гостиница стала одним из «героев». Кадр из фильма Страшная беда 25 февраля 1977 года в начале десятого вечера на пульт пожарной охраны поступил первый звонок о пожаре в «России».
После чего телефоны диспетчеров разрывались от вызовов. Звонили постояльцы, персонал и просто прохожие с уличных телефонов-автоматов. Прибывшие на место наряды присвоили пожару высший уровень сложности. За считанные минуты огонь распространился по всей длине северного корпуса, а это около 300 метров.
Здание загорелось одновременно на 5-м, 11-м и 12-м этажах. При этом 10-й этаж огонь практически не тронул, как и некоторые номера. Читайте также: Калашный ряд — что это такое? Прибывавшим на место трагедии пожарным открывалась шокирующая картина: языки пламени вырывались из окон, люди кричат, стоят на подоконниках и балконах.
Некоторые пытаются спуститься по связанным простыням, но срываются вниз. Тогда в Москве было 25 градусов мороза. Вода тут же замерзала, а в гостинице плавился бетон. Пожарные шли в два ряда.
Первый ряд тушил пламя, а второй поливал спины своих товарищей, чтобы они не загорелись. Люди совершали подвиги при спасении людей. Лестницы доставали только до десятого этажа. И тогда бойцы вставали на последнюю, шаткую ступеньку, брали в руки лестницу — «штурмовку» с крюками, которые цепляли за подоконники или балконы.
И люди таким образом спускались, в том числе по рукам, спинам и ногам пожарных. Спасти удалось больше 1000 людей. На следующий день ни в одной газете, ни в одном выпуске новостей не было сказано о крупнейшем пожаре столетия. По официальной версии, возгорание случилось из-за оставленного паяльника в радиорубке на 5-м этаже.
Но очевидцы и пожарные отказывались в это верить. Было сразу несколько очагов возгорания. Огонь вел себя очень странно: его заливали, шли дальше, а он за спинами вспыхивал вновь. Очевидцы говорили, что перед возгоранием слышали необычные хлопки, а также видели огненные ручейки, которые при попытки залить их водой начинали гореть еще сильнее.
Споры о том, что это было, поджог или случайность, ведутся до сих пор. В октябре 2017 года вышел сериал «Гостиница «Россия». Кадр из сериала Период распада Гостиницу восстановили за 3 месяца. Спешили к Съезду профсоюзов, который должен был состояться 6 мая 1977 года в Москве.
Объект сдали 29 апреля. Официально на ремонт ушло около 20 миллионов рублей. Но ходили слухи, что эта сумма была превышена в два раза. После пожара посадили двух человек, которых обвинили в халатности: начальника службы слабых токов на полтора года и старшего инженера на год.
Жизнь гостиницы изменилась после перестройки. Вместо знаменитостей там начали жить криминальные авторитеты, проводиться воровские сходки.
Логично найти ему новое применение. Тем более, туристические автобусы ежегодно подвозят к Красной площади полмиллиона туристов. Правда, есть щекотливое обстоятельство: стилобат - объект секретный. Тем не менее архитекторы не считают это поводом не проектировать подземную часть. Мы не "полезем" на спецобъект, вряд ли нам кто-то это разрешит. Но будут четко выделены зоны, где можно устроить парковку. Концертный зал У варианта эстрадно-концертной площадки в этом месте - мощное лобби. Активнее всего за него выступают эстрадные артисты и деятели искусства.
Как напомнил на открытии конкурса главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, многие из них начинали здесь свою карьеру. Действительно, концертный зал "Россия" до сноса был одной из самых престижных площадок. В 2007 году он, как тогда казалось, временно переехал во Дворец спорта "Лужники". Учитывая, что спорткомплекс тоже ждет большая реконструкция в преддверии чемпионата мира по футболу-2018, эстрада может вернуться на прежнее место.
Гостиница "Россия" в Москве: строительство, пожар, демонтаж. Парк на месте гостиницы "Россия"
За это время через нее прошли миллионы постояльцев. В номерах снималась шпионская «Ошибка резидента», в ресторане на 22-м этаже под шум кинокамеры лихо отплясывали Валико и Рубик-джан из «Мимино». Выступать в концертном зале гостиницы, втором по престижности после Колонного зала Дома Союзов, считали за честь главные звезды советской эстрады. Что было далеко не так просто, ибо даже самый большой в СССР отель никогда не пустовал. Тем более что обилие иностранцев делало его важным объектом для работы спецслужб. Теперь уже не секрет, что у КГБ в «России» существовали отдельные номера для собственных сотрудников и номера, в стены которых была вмонтирована подслушивающая аппаратура для особо значимых персон, которых тут селили. Гостиница работала, но и через десять лет после ее ввода в эксплуатацию никто не удосужился ликвидировать те недоделки, с которыми объект принимали под юбилей. Сдали и забыли, надеясь на авось. Пожарные ежегодно представляли дирекции свои грозные требования об устранении недостатков, на что те просто махали рукой.
Последнее предупреждение от пожнадзора потупило аккурат в утро перед трагедией. Однако повешенное на стене ружье в виде конструкционных недоделок рано или поздно должно было выстрелить. И пальнуло оно так, что вся столица содрогнулась. Вечером в пятницу, 25 февраля 1977 года Москва и ее гости наслаждались заслуженным за рабочую неделю отдыхом. Счастливчики, сумевшие достать билеты на концерт Аркадия Райкина, битком набили зал на 2600 местах по списку странным образом оказались около трех тысяч зрителей. Великий актер рассказывал историю своего посещения «Греческого зала», отчего публика буквально каталась по полу со смеху. А в ресторане на 22-м этаже, в банкетном зале северной высотной пристройки, окна которого выходили на изящные церкви Варварки тогда еще улицу Стеньки Разина , группа выпускников механического факультета МВТУ имени Баумана отмечала 20-летие выпуска. Пришли 26 человек и веселились от души.
Всего же в переполненном зале ресторана гуляли до 250 человек. Бойкие официанты лихо подносили из-под полы посетителям запасы импортного алкоголя, оставшегося после празднования Дня Советской Армии и Военно-морского флота. Веселились и постояльцы в своих номерах — пятница в СССР всегда была поводом для особого отдохновения души и тела. Впоследствии пожарные и спасатели отмечали, что очень многие из жильцов были изрядно навеселе и слабо ориентировались в происходящем. Видимо, очень радовались за космонавтов «Союза-24» Виктора Горбатко и Юрия Глазкова, репортаж о возвращении которых как раз в это время транслировали по центральному телевидению. Свои поводы для веселья были в радиоузле так называемая служба слабых токов на пятом этаже северного корпуса. К двум дежурным смены пришли в гости два приятеля, которые привели с собой дам. Понятное дело, пятница-развратница, пришли не только чаю попить — гульба шла вовсю.
Дабы освежиться, кто-то из гостей включил в соседней комнате кофейник, но за очередным тостом о нем забыли. Видимо, нашлись дела поважнее. Раскаленный кофейник прожег стол и упал на пол возле шкафа, где находилась большая бухта телефонного провода. Она-то и полыхнула. Официальное следствие подобными данными не располагало. По утверждению возглавлявшего экспертную комиссию по расследованию причин пожара Игоря Таубкина, в итоговых документах уголовного дела было записано: «Установить категорически и однозначно техническую причину пожара экспертными методами не представилось возможным». В любом случае в радиоузле запах дыма почувствовали приблизительно в 20. Как именно пыталась справиться с возгоранием и пыталась ли вообще это сделать пьяная компания «радистов» и их разгулявшиеся гости, осталось непонятным.
Вроде бы какая-то возня имела место, но то ли действительно кто-то пытался тушить пламя, то ли просто сматывали удочки и спасали вещички, все это покрыто алкогольным туманом. Во всяком случае почти 40 минут о том, что пламя пожирает стены крупнейшего отеля Европы «радисты» никому знать не давали. Вот здесь и аукнулась юбилейная штурмовщина — по незаделанным нишам между этажами дым и продукты горения начали распространяться вверх. Синтетические ковровые дорожки и обои стали для здания миной замедленного действия. Отсутствующие двери между лифтовыми холлами и коридорами также не стали препятствием для расползания ядовитого фосгена токсичный газ, выделяющийся в результате сгорания синтетических красителей по номерам отеля. В печи огненной Первый сигнал о задымлении в «России» на пульт пожарной службы, на котором дежурила сержант Нина Переверзева, поступил в 21. Следом за ним последовал вал звонков от обитателей и служащих отеля. Пожар в нескольких сотнях метрах от Кремля — вещь чрезвычайная вообще, а в гостинице — символе СССР — чрезвычайная до крайности.
Поэтому уже через пять минут первые машины караула 47-й военно-пожарной части 81 человек при 14 пожарных машинах, включая три автоцистерны и пять автонасосов разматывали брандспойты в сквере перед отелем. Начальника караула младший лейтенант Алексей Буканов был в шоке — дым валил уже по верху северного корпуса от пятого этажа и выше, с громкими хлопками лопались оконные стекла. А у него самая высокая автолестница всего одна, и доставала она только до седьмого этажа. Особенно его поразило то, что огонь вырывался из окон одновременно на разных этажах «параллелепипеда». Парень стиснул зубы и, понимая, что его ждет за такое решение, объявил «пожар по пятому номеру» — высший уровень ЧП, означавший аврал и стягивание к месту всех наличных частей и соединений огнеборцев. При этом к месту пожара по «пятому номеру» должно съезжаться и высокое начальство, у которого такая самонадеянность младшего лейтенанта в пятничный вечер точно могла вызвать непредвиденную реакцию. Но вот как раз об этом Леша Буканов меньше всего в том момент думал, ибо первые бойцы караула уже карабкались наверх, куда только доставали пожарные лестницы, и неслись по этажам, барабаня в двери и предупреждая всех. Но как раз это было делом едва ли не самым хлопотным.
Кто из постояльцев был в адекватном состоянии, сами уже чуяли запах гари и стремились покинуть номера. Но многие просто не верили в то, что в такой гостинице, как «Россия», может случиться что-то чрезвычайное. Некоторые к позднему вечеру уже приняли на грудь и мирно посапывали в номерах. Анатолий Брежнев, тогда начальник дежурной части управления пожарной охраны: — Прибыв на пожар, я по выдвижной лестнице поднялся на седьмой этаж. Все сильно задымлено. Стучу в первую попавшуюся дверь номера. Ее долго никто не открывал, наконец в проеме появляется пьяный мужик в трусах. Я ему кричу, чтобы выходил, а он: «Я не сгорю».
И дверь захлопывает. Приказываю подоспевшим пожарным топорами рубить замок. Оказывается, у него дама была. Та быстро сообразила, что к чему, вещи в охапку и — чуть ли не ползком по коридору. А кавалер нацепил пиджак с медалями и давай возмущаться.
Не в лучшую сторону менялся его социальный состав: эта местность в двух шагах от Кремля привлекала жуликов и бандитов всех мастей.
В Зарядье расцвели воровские малины, а порядочные граждане старались не появляться здесь после наступления темноты. Поэтому многие москвичи обрадовались сносу Зарядья после войны ради строительства восьмой сталинской высотки. Однако проект застопорился. Довольно долго район уродовала заброшенная стройплощадка. К планам облагородить Зарядье величественным сооружением вернулись в 1960-е, но теперь здесь должна была появиться огромная гостиница. Утверждал проект «России» еще Никита Хрущев — он, кстати, велел срезать несколько этажей, — а возводили гостиницу уже при Леониде Брежневе.
Новый объект на ка рте Москвы включ ал четыре 12-этажных корпуса и башню в 23 этажа — архитектурно это напоминало средневековый замок с донжоном и не совсем вписывалось в исторический облик древнего города. Гостиница стала крупнейшей в странах соцблока и могла одновременно принять 5300 постояльцев в 3100 номерах. Она пользовалась популярностью не только у гостей столицы, но и у самих москвичей, проложивших дорожку в кинотеатр «Зарядье» и концертный зал «Россия», где выступали главные звезды СССР. Всего за несколько лет гостиница превратилась в настоящий символ Москвы и всей страны. Останавливаться в «России» почитали за честь именитые иностранцы и высокопоставленные чиновники из союзных республик. По масштабам и резонансу это было крупнейшей катастрофой за несколько десятилетий.
В тот день в Москве прошло совещание пожарных разных уровней. В своем докладе их руководство акцентировало внимание на плохом техническом оснащении служб. Особенно остро чувствовалась нехватка машин с длинными выдвижными лестницами. Выяснилось, что возгорание началось в северном корпусе — как считается, на трех этажах одновременно — на 5-м, 11-м и 12-м. Быстро воспламенились пластик и ковры в коридорах. Ядовитый дым отравлял тех, кто пытался спастись бегством.
Загорелись шахты лифтов, по которым огонь пополз вверх, отрезая людям пути к отступлению. Николай Статейкин в те годы проходил срочную службу в пожарной части Киевского района Москвы и готовился к дембелю. Именно в его части имелась единственная на весь пожарный гарнизон механическая лестница немецкого производства, выдвигавшаяся на 58 метров — это примерно высота 20-этажного дома. Пожару в «России» присвоили пятую — высшую — категорию сложности. Часть, в которой служил Статейкин, подняли по тревоге для дополнительной помощи, поскольку прибывшие первыми пожарные расчеты не справлялись. Из пяти стоявших в карауле машин к гостинице отправились четыре: совсем без автоцистерн Киевский район оставить было нельзя.
Я был связным у начальника караула. Время было позднее — сначала мы даже подумали, что едем на учения. Потом слышим по рации: команды других машин передают, что на пути следования видно зарево. Вскоре и мы тоже увидели большое пламя и дым. Подъехали на Москворецкую набережную и сразу приступили к тушению. Мы работали в паре с сослуживцем Александром Храповым.
Помню, оцепление из курсантов, машины скорой помощи. Мы пытались качать воду из Москвы-реки и ни как не могли закачать. Стоял мороз, вода замерзала в пожарных рукавах. Огонь бушевал одновременно на шести этажах северного корпуса и башни. Многие лестницы не доставали до верхних этажей, люди глотали дым и в отчаянии лезли из окон по связанным шторам.
Для строительства будущей гостиницы решили использовать фундамент той самой восьмой высотки. Изначально планировали, что этажей будет 10.
Однако по личному распоряжению Хрущева, цифру увеличили на 3. Это позволило добиться большей вместимости. Три корпуса, обращенные к Москворецкой набережной расположились на высоком гранитном стилобате. Еще один, выходивший на Варварку, был увенчан 23-этажной башней с металлическим шпилем. Как так? По словам архитекторов, Чечулин заложил в образ здания диалог с Кремлем. Якобы белый камень и золотистый металл — это колористическая гамма сердца Кремля и его соборов.
Честно говоря, на мой взгляд, связь не прослеживается…Но, специалистам, наверное, виднее… Необычным стало и название гостиницы — «Россия». Это слово вообще после революции 1917 старались не употреблять и забыть. Вроде как причиной наименования гостиницы стала Хрущевская «оттепель». Об историческом наследии начали вспоминать. Но точных данных на этот счет нет. Самая-самая Строительство гостиницы завершили за рекордные 3 года. Для посетителей она открылась в 1967 году.
И сразу стала самой известной и любимой практически у всех. Здесь были красивые номера с прекрасными видами не столицу, в том числе и на Красную площадь. Автор фото: Л. В отделке использовались самые современные на тот момент материалы. Например, металл и пластик. Есть версия, что именно они поспособствовали распространению огня в 1977 году. Тогда в гостинице произошел очень серьезный пожар.
Кстати, его реальная причина не установлена до сих пор. Хотя официально считается, что все произошло из-за возгорания паяльника. Но это было потом…А сразу после открытия обстановка номеров больше напоминала идеальную квартиру в представлении людей того времени. Было не так много мебели, отсутствовали шикарные гардины. Зато во многих номерах были кондиционеры. А в башне располагались трёхкомнатные люксы. Там проживали только самые известные и высокопоставленные гости.
Интерьер двухкомнатного номера в гостинице "Россия", 1966.
В постановлении суда указывалось, что организаторы конкурса нарушили Земельный кодекс, предоставив «СТ-Девелопмент» в аренду землю под гостиницей «Россия» без проведения торгов, что противоречит нормам земельного законодательства. Как было сказано во время заседания, в результате конкурса были нарушены права пользователей подвальных помещений гостиницы, находившихся в федеральной, а не в муниципальной собственности, на балансе российских спецслужб. Журналисты, следившие за судебными разбирательствами по искам «Монаб» были немало удивлены беспрецедентным решением суда высшей инстанции, которое прямо противоречило интересам правительства Москвы. Ответчик — тендерный комитет Москвы Однако, вскоре после публикации постановления суда стало понятно, что правительство Москвы не намерено его исполнять. От лица ответчика в суде выступали опытные юрисконсульты тендерного комитета Москвы, обнаружившие в законе лазейку — действовавшее законодательство Гражданский кодекс, статья 449 четко не определяло последствия именно такого решения суда.
Для признания незаконными контрактов, заключенных между «СТ-Девелопмент» и тогдашним правительством Москвы требовалось постановление суда, касающееся правомерности самих сделок. Через две недели после судебного вердикта заместитель мэра Москвы Иосиф Орджоникидзе заявил, что «никто не собирается спорить с решением Высшего арбитражного суда», однако московские власти не планируют проводить новый конкурс, а все контракты, заключенные с «СТ-Девелопмент» останутся в силе, работа по ним будет продолжена. Параллельно с этим сам Юрий Лужков пытался для решения проблемы задействовать свои аппаратные возможности, в том числе в Конституционном суде страны. К концу января 2007 года, признав недействительными сами торги, высшая инстанция арбитражного суда оставила главный вопрос о судьбе инвестконтракта без ответа, отправив его на рассмотрение арбитражного суда города Москвы, в котором шансы истца на успех сильно уменьшались. Действительно, первые же слушания дела в арбитражном суде Москвы начали складываться не в пользу юристов «Монаб»: суд отказался удовлетворить просьбу адвокатов «Монаб» истребовать у московских властей протокол заседания столичного правительства 8 июня 2004 года. По сведениям юристов «Монаб», уже тогда, то есть за полгода до инвестиционного конкурса, в заседании правительства Москвы по вопросу о сносе гостиницы «Россия» и освоении ее территории принимали участие представители «СТ-Девелопмент».
Cудья потребовала от представителей «Монаб» объяснить, какие именно его права нарушили договоры между «СТ-Девелопмент» и правительством Москвы. Пока шли разбирательства в суде, практически без остановки, круглосуточно продолжался демонтаж советской мегаструктуры, день за днем «таявшей на глазах». Возвращение Зарядья в Москву Руководство «Монаб» попыталось оспорить и это решение московского суда. Оно было отменено в октябре того же года Девятым арбитражным апелляционным судом. За этим последовал новый иск «Монаб» о признании недействительным договора аренды земли между Департаментом земельных ресурсов Москвы и «СТ-Девелопмент». Наконец, 1 апреля 2008 года Девятый арбитражный апелляционный суд признал недействительными все три договора, включая инвестконтракт на строительство.
На этот раз правительство Москвы было вынуждено подчиниться. И начались новые судебные процессы. Теперь уже истцом выступала «СТ-Девелопмент», а ответчиком правительство Москвы. Чигиринский требовал компенсировать понесенные им затраты на расселение арендаторов и демонтаж сооружения, которые он оценивал в два с половиной миллиарда рублей. После тяжб принадлежащее городу ОАО «Россия» по другим сведениям — ОАО «Гостиничная компания» , на балансе которого теперь находился огороженный забором участок, компенсировало структурам Чигиринского затраты лишь в размере около 500 миллионов рублей. По воспоминаниям инсайдеров этих событий, в это время произошло резкое ухудшение отношений московского мэра с Шалвой Чигиринским, закончившееся разбирательством в британских судах в 2009—2010 годах: «В какой-то момент Чигиринский стал восприниматься мэрией Москвы в качестве врага, те, кто до этого искал его расположения, от него отвернулись».
Россия (гостиница, Москва)
Почему гостиницу «Россия» необходимо было снести? | Гостиница «Россия» в Москве: последние новости и события. На чтение 6 мин Опубликовано 18.11.2023 Обновлено 18.11.2023. |
Полвека «России»: история самой известной советской гостиницы | Гостиница «Россия» была гордостью Москвы, однако страшный пожар, причины которого так и не выяснили, изрядно подпортил ее репутацию. |. |
Как снимали сериал «Гостиница «Россия»» | Девелопер уже зарегистрировал несколько интернет-доменов с названием гостиницы: hotel-russia, moscowhotelrussia, россия-мгк. |
Гостиница „Россия“. За парадным фасадом | Сегодня я хочу поговорить об одном очень неоднозначном здании, сорок лет занимавшем значительную часть одного из древнейших районов Москвы и уже успевшим стать историей. Речь пойдет, конечно, о гостинице Россия. |
Гостиница «Россия» (не сохранилась) | Гостиница была построена в 1964-1967 годах на месте старинного района Зарядье. |
Снос гостиницы. История гостиницы «Россия. Спасибо за внимание! Всех благ
Значение гостиницы «Россия» для Москвы Гостиница «Россия» была одним из символов Москвы и являлась значимым элементом городского пейзажа. Строительство гостиницы «Россия», 1964 год. 40 лет назад в самой большой советской гостинице «Россия» вспыхнул пожар, ставший одним из самых крупных в XX веке. Гостиница была построена в 1964-1967 годах на месте старинного района Зарядье.
Разрушили «Москву», уничтожили «Россию». Что снесли в столице России Лужков и Собянин: часть 1
Что касается гостиницы "Россия", то в 2004 г. озвучил решение мэрии о её сносе. Демонтаж легендарной гостиницы и концертного зала "Россия" обернулся возмутительным долгостроем в центре Москвы. Итак, место действия – археологические раскопки на территории будущего парка «Зарядье», на месте бывшей гостиницы «Россия». руководителем Советского государства той поры. Детективная история сотрудников и гостей гостиницы «Россия» на пике ее успеха, в 1970-е годы. Правительство Москвы вынесло решение о ликвидации гостиницы «Россия» в Зарядье.
История открытия и строительства
- Сообщи о фактах коррупции
- Гостиница «Россия» - Прогулки по Москве — LiveJournal
- Гостиница "Россия" в Москве
- Торговый отдел
- Гостиница «Россия» - Прогулки по Москве — LiveJournal
Пожар в гостинице «Россия»
Тот выдал справку, в которой говорилось: брак между Магомаевым и Каревой считать фактическим. С этим документом влюбленные жили беспрепятственно не только в «России», но и во всех советских гостиницах во время гастролей. Они были всегда вместе. Но постепенно чувства угасли. Художественный вымысел В 70-е годы «Россия» стала одной из главных достопримечательностей столицы. Не удивительно, что отель стал звездой советского кинематографа. Так, в фильме 1979 года Александра Стефановича «Пена» Алла Пугачева сыграла певицу ресторана гостиницы. И, конечно же, любимая всеми картина «Мимино», герои которой случайно стали постояльцами престижного отеля.
Однако в гостинице после выхода комедии разразился грандиозный скандал. Они суют музыкантам деньги и заказывают любимые песни. В результате в КГБ были вызван весь оркестр ресторана, их попросили написать заявление «по собственному желанию», так как в советской гостинице не могут брать деньги за исполнение песен. Испуганные музыканты обратились за помощью к режиссеру Георгию Данелии, который написал письмо примерно такого содержания: «Я за свою жизнь не встречал музыкантов, которые берут деньги. В фильме показан художественный вымысел, необходимый для развития сюжета». Стоит добавить, что все эпизоды в «России» планировалось отснять за два дня. Но планам киношников помешала страшная трагедия.
В фильме «Мимино» гостиница стала одним из «героев». Кадр из фильма Страшная беда 25 февраля 1977 года в начале десятого вечера на пульт пожарной охраны поступил первый звонок о пожаре в «России». После чего телефоны диспетчеров разрывались от вызовов. Звонили постояльцы, персонал и просто прохожие с уличных телефонов-автоматов. Прибывшие на место наряды присвоили пожару высший уровень сложности. За считанные минуты огонь распространился по всей длине северного корпуса, а это около 300 метров. Здание загорелось одновременно на 5-м, 11-м и 12-м этажах.
При этом 10-й этаж огонь практически не тронул, как и некоторые номера. Прибывавшим на место трагедии пожарным открывалась шокирующая картина: языки пламени вырывались из окон, люди кричат, стоят на подоконниках и балконах. Некоторые пытаются спуститься по связанным простыням, но срываются вниз. Тогда в Москве было 25 градусов мороза. Вода тут же замерзала, а в гостинице плавился бетон.
В проемах окон — гроздья людей. Кричат, машут руками, перевешиваются через подоконники… Кто-то пробует спуститься вниз на импровизированных веревках, наспех скрученных из белья, и срывается с высоты!.. Тушить «Россию» кинулись все пожарные расчеты Москвы, подключилось и Подмосковье, где в этот момент проходили республиканские сборы. Всего в тушении участвовало около 1400 пожарных и 150 спецмашин. К «России» съехались высшие руководители страны — Андропов, Косыгин, Щелоков. Из-за большого скопления техники и людей Райкина и попросили продлить концерт: появление 2500 ни о чем не ведающих зрителей осложнило бы ситуацию. Пожар начался одновременно на 5-м, 11-м и 12-м этажах. Огонь стремительно поднимался выше. Через час горели уже 13 этажей, с 4-го по 17-й.
Она вошла в историю Москвы как один из символов столицы и достижений советской эпохи, попала даже в Книгу рекордов Гиннеса. Знаменитый отель начал работать в 1967 году, а спустя 39 лет его начали стирать с лица земли, вместе со всеми его тайнами и загадочными смертями. Сегодня, гуляя по парку «Зарядье», о многих из них и не вспомнишь — а зря. Они взяли под усиленный контроль одну из частей здания — угол восточного и северного корпусов, к последнему была пристроена 23-этажная высотка с трехкомнатными люксами. По слухам, именно там находился вход в секретный бункер, который начали строить еще при Сталине. Как известно гостиницу построили для депутатов, которые должны были заседать во Дворце съездов, возведенном на территории Кремля в 1960-м. И предположительно, от Кремля шла целая система подземных ходов, которая вела через «Россию», Покровский бульвар и до Садового кольца. Тогда говорили, что в бункере может находиться несколько сотен человек и все системы поддерживаются в рабочем состоянии. Насколько это правда — сказать никто не может, так как строителей или диггеров к секретному входу не подпускали. Предположения так и остались на уровне слухов. Единственное, можно добавить, что гостиницу возвели на месте восьмой сталинской высотки, для которой уже был построен фундамент. Но после смерти вождя проект был закрыт, а на расчищенной в Зарядье площадке возвели самую большую на тот момент гостиницу в мире, которая даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. В пятницу, 9 января 1998 года, в Москве было совершено громкое преступление: застрелили генерального директора «России» Евгения Цимбалистова, человека весьма влиятельного в столице, общающегося напрямую с Борисом Ельциным тогда президент РФ и тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым. Цимбалистов работал в гостинице с 1984 года, а возглавлял ее коллектив два с половиной года. Его застрелили из газового пистолета, переделанного под боевые патроны.
Между тем, следствие по делу о пожаре началось в буквальном смысле по горячим следам. Работники Прокуратуры, товарищи из органов ходили по разоренным огнем этажам, опрашивали пожарных, постояльцев, сотрудников отеля... Но еще пару дней спустя всякая возможность провести доскональное расследование причин катастрофы и вовсе исчезла. По распоряжению сверху в «Россию» был направлен полк гражданской обороны, солдаты проводили тотальную уборку в северном корпусе, готовя его к срочному ремонту. В ходе этой зачистки исчезла основная масса вещественных доказательств, которые могли бы помочь разобраться в причинах пожара. На верхнем этаже я нашел и показал следователю очень характерное повреждение: толстая алюминиевая коробка дверного проема, ведущего на центральную лестницу, с одной стороны проплавлена насквозь, и края этой дыры вывернуты вовнутрь — явный след какого-то очень мощного огненного факела. Сотрудник прокуратуры только хмыкнул и пошел дальше. А уже на следующее утро этот алюминиевый косяк исчез бесследно. Через несколько дней после трагедии газета «Правда» опубликовала кратенькое официальное обращение Политбюро и Совета Министров с соболезнованиями родным и близким граждан, погибших в результате несчастного случая в гостинице «Россия». Но если «наверху» уже сказали, что имел место несчастный случай, разве могут появляться какие-то иные выводы?! Оставалось только найти подходящую причину и кого-нибудь примерно наказать. Первыми попало под раздачу руководство отеля: директора и главного инженера отстранили от должностей. Однако требовались и непосредственные виновники трагедии. Сначала следствие ухватилось было за версию с лифтами, — мол, закоротило провода где-то в лифтовом электрооборудовании, и отсюда по шахтам пламя пошло на этажи. Но специалисты финской фирмы, которая делала эти пассажирские подъемники, доказали полное «алиби» своей техники: кабины и прочие конструкции были сделаны, оказывается, из негорючих материалов. Тогда выдвинули иное предположение: огонь появился сперва в комнате гостиничного радиоузла, расположенной на 5 этаже как раз по соседству с шахтами лифтов. Якобы кто-то из сотрудников оставил без присмотра включенный в розетку паяльник. На заседании Мосгорсуда, состоявшемся 5 мая 1978 года, по обвинению в халатности начальника гостиничной Службы слабых токов приговорили к 1,5 годам заключения, а его старшему инженеру дали год. Вот только те, кто хоть немного был в курсе дела, в роковую роль паяльника не верили. Кому был нужен теракт? Катастрофа в «России» менее всего напоминала последствия банального бытового возгорания. В первую очередь вызывает недоумение скорость распространения огня. Судя по рассказам пожарных, буквально за 10-15 минут пламя успело охватить 8 верхних этажей огромного корпуса. Это озадачило даже самых опытных специалистов. Виталий Мазурин: «Когда следователи спрашивали меня, каким образом огонь мог так быстро перекинуться из одного конца 240-метрового корпуса в другой его конец, я им прямо отвечал: такое возможно, если по всему коридору разложить поленья сухих дров! Но даже в этом случае пожару понадобилось бы на путешествие в несколько сот метров немало времени». Попытки объяснить «реактивность» пожара в «России» были: все дело, мол, в обилии горючих материалов, использовавшихся при отделке интерьеров гостиницы: синтетические ковровые покрытия на полах, моющиеся обои на стенах номеров. Кроме того существовала версия, что огонь легко проникал с этажа на этаж по вентиляционным коробам, в которых накопилось много горючих отложений, и по стоякам, где проходили внутренние коммуникации. Виталий Мазурин: «Если где-то на стенках вентиляционных магистралей и образовались наслоения жира или синтетического ворса, они могли только медленно коптить. Мы специально проверяли это на эксперименте, когда шло расследование. И синтетические материалы на стенах и полах гостиницы обладали весьма плохой горючестью. Оказавшись в зоне огня, они не вспыхивали, а начинали плавиться. Подтверждение тому я видел собственными глазами, когда ходил по северному корпусу на следующий день после пожара: ковровые покрытия были мокрые, грязные, в них образовались от высокой температуры дырки, но следов горения этой синтетики я нигде не встретил. Обои оказались сильно закопченными и местами просто оплавились. Что же касается распространения огня по зданию через коммуникации... Приведу лишь несколько фактов. Начиная с открытия гостиницы в 1967 году, в ней случилось более сотни возгораний и пожаров от утюгов, кипятильников и прочих электробытовых приборов. Но практически все они закончились лишь небольшим переполохом, в худшем случае — выгоревшей обстановкой в комнате». Все эти факты заставляют задуматься о теракте — преднамеренном поджоге огромной столичной гостиницы. И факты, говорящие именно об этом, корреспонденту «МК» довелось услышать. Василий Лященко: «Россия» была оборудована системой автоматического обнаружения пожара. В помещениях имелись дымовые и тепловые датчики. В тот злополучный вечер на пульт слежения почти одновременно поступили сигналы о срабатывании этих датчиков сразу с нескольких этажей. Дежурный диспетчер просто ахнул от изумления. А наш лейтенант Буканов, первым прибывший к гостинице, рассказывал потом: «Гляжу и глазам не верю, — горит в трех точках на разных этажах! По результатам обследований мы отмечали цветным карандашом на планах гостиничных этажей наиболее пострадавшие помещения. Когда взглянул на эту «мозаику», глаза на лоб полезли от удивления: разноцветные квадратики на схеме явно показывали, что в «России» было несколько десятков очагов пожара. Между сгоревшими номерами оставались помещения, вовсе не тронутые огнем... Почти полностью уничтожены пятый и двенадцатый этажи, сильно пострадал одиннадцатый, зато соседний с ним десятый остался практически целехонек. Несколько человек из числа обслуживающего персонала гостиницы, оказавшиеся в момент начала пожара в коридорах, слышали какие-то странные хлопки, наподобие взрывов и видели огненные ручейки, которые появлялись из-под дверей. Попытки залить эти ручейки водой приводили к прямо противоположному результату: загадочное вещество начинало полыхать еще жарче. Конечно, можно было бы посчитать подобные рассказы фантазиями людей, чудом уцелевших во время страшной катастрофы. Однако раньше мне довелось читать в газете «Красная Звезда» статью о новом изобретении пиротехников: брикет с особым порошком самостоятельно воспламеняется через несколько минут после вскрытия упаковки и горит, создавая очень высокую температуру... Как знать, возможно эти ручейки и «горящий порошок» — одно и то же?
Какие тайны скрывала самая знаменитая советская гостиница «Россия»
«Гостиница «Россия», эпический сериал «АМЕДИА Продакшн» и кинокомпании «Марс Медиа» – ретро о любви и интригах, бурных романах и политических тайнах. В 22:05 к зданию гостиницы «Россия» прибыл начальник Управления пожарной охраны Мосгорисполкома генерал Иван Антонов. Когда я впервые оказался в Москве, как мне кажется, это было в 2000-м году, на месте парка «Зарядье» еще была гостиница «Россия».
Москвичи решают, что появится на месте гостиницы "Россия"
Деревянные постройки Зарядья регулярно горели еще со времен вторжения татар, а знаменитый пожар 1812 года и вовсе ничего не оставил от старинного района «за рядами». В том пожаре сгорели многочисленные боярские и купеческие палаты. Зарядье восстановили, но прежнего великолепия было уже не вернуть — район превратился в обиталище мелких торговцев и ремесленников, каковым и оставался весь XIX век. К концу XIX века Зарядье также напоминало некое подобие еврейского гетто, поскольку евреи, в большом количестве приезжавшие в Москву, оседали преимущественно там.
Но общий облик Зарядья, ставшего к тому времени воплощением «московской старины», почти не менялся. Советский писатель Леонид Леонов, выросший в дореволюционном Зарядье, так описывал этот район: «Жизнь здесь течет крутая и суровая. В безвыходных каменных щелях домов в обрез набилось разного народа всех видов и ремесел, мелкая муравьиная родня… Городские шумы и трески не заходят сюда — зарядцы уважают чистоту тишины».
Перемены начались вскоре после революции. Прежде всего, после переезда советского правительства в Московский Кремль, район начали очищать от «враждебного элемента». Но даже после того как Зарядье «зачистили» от купцов, оно не стало выглядеть по-социалистически, оставаясь, как тогда говорили, «захолустьем в центре столицы».
Исторический, но неказистый район, ветшавший под самыми стенами Кремля, был обречен на реконструкцию. В 1935 году Сталин одобрил генеральный план реконструкции Москвы, по которому предполагалось «высокий холмистый берег Зарядье освободить от мелких построек с сооружением на этом участке монументального здания». После этого Зарядье начали постепенно ломать, но самое ценное все-таки не тронули.
Так, палаты бояр Романовых XVI века, Старый Английский двор, церковь Великомученицы Варвары и ряд других памятников остались стоять на своих местах, где пребывают и сегодня. Вторая расхожая легенда, связанная с «Россией», говорит о том, что гостиницу строили в невероятной спешке, лишь бы успеть к 50-летию Октября, а потому толком не успели ее доделать. Легенда эта отчасти верна, поскольку корпуса отеля действительно возводились ударными темпами, но верно и то, что работы по застройке Зарядья на самом деле тянулись почти 30 лет.
Прежде всего, власти долго не могли решить, что именно строить в непосредственной близости от Кремля, отчего различные проекты рассматривались с особой тщательностью. Сначала было решено строить в Зарядье здание Наркомтяжпрома «Дом промышленности» , которое ранее планировалось возвести прямо на Красной площади.
Розенбаума не признавали официальные власти — его творчество слишком диссонировало с окружающей действительностью. Его прорыв произошел на волне перестройки в 1986 году. Поклонники наконец-то увидели певца в телепрограмме «Вокруг смеха»: он спел «Вальс-бостон» и наутро проснулся уже всенародно любимым. О своей жизни в гостинице певец расскажет в нашем фильме.
Еще одной постоянной гостьей «России» была певица Лайма Вайкуле. Она до сих пор не может забыть свои выступления в концертном зале «Россия». А чего только ни происходило с ней в гостинице, где она останавливалась много лет подряд! Пропадали и находились концертные костюмы, а однажды Лайма подверглась нападению «сумасшедшей» поклонницы, которая пробралась к ней прямо в охраняемый номер! Но для депутата Елены Драпеко конец 90-х — переломные, но отнюдь не мрачные годы жизни. Вместе с дочерью она уезжает из родного Питера в Москву и заселяется в «Россию».
Молодой политик, в прошлом актриса, звезда картины «А зори здесь тихие» движима честолюбивыми планами — она начинает работать в Госдуме. Но гостиница, в которую раньше невозможно было попасть простому гостю столицы, переживает тяжелые времена. Номера сдаются в аренду различным бизнес-структурам, в коридорах полно мигрантов из союзных республик. Страну сотрясают громкие убийства, и гостиница, названная в честь страны, тоже становится ареной для разборок враждующих кланов. В 1998 году директор гостиницы Евгений Цимбалистов был застрелен у подъезда собственного дома.
Она вошла в историю Москвы как один из символов столицы и достижений советской эпохи, попала даже в Книгу рекордов Гиннеса. Знаменитый отель начал работать в 1967 году, а спустя 39 лет его начали стирать с лица земли, вместе со всеми его тайнами и загадочными смертями.
Сегодня, гуляя по парку «Зарядье», о многих из них и не вспомнишь — а зря. Они взяли под усиленный контроль одну из частей здания — угол восточного и северного корпусов, к последнему была пристроена 23-этажная высотка с трехкомнатными люксами. По слухам, именно там находился вход в секретный бункер, который начали строить еще при Сталине. Как известно гостиницу построили для депутатов, которые должны были заседать во Дворце съездов, возведенном на территории Кремля в 1960-м. И предположительно, от Кремля шла целая система подземных ходов, которая вела через «Россию», Покровский бульвар и до Садового кольца. Тогда говорили, что в бункере может находиться несколько сотен человек и все системы поддерживаются в рабочем состоянии. Насколько это правда — сказать никто не может, так как строителей или диггеров к секретному входу не подпускали.
Предположения так и остались на уровне слухов. Единственное, можно добавить, что гостиницу возвели на месте восьмой сталинской высотки, для которой уже был построен фундамент. Но после смерти вождя проект был закрыт, а на расчищенной в Зарядье площадке возвели самую большую на тот момент гостиницу в мире, которая даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. В пятницу, 9 января 1998 года, в Москве было совершено громкое преступление: застрелили генерального директора «России» Евгения Цимбалистова, человека весьма влиятельного в столице, общающегося напрямую с Борисом Ельциным тогда президент РФ и тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым. Цимбалистов работал в гостинице с 1984 года, а возглавлял ее коллектив два с половиной года. Его застрелили из газового пистолета, переделанного под боевые патроны.
Кто-то из комментаторов его поддержал, а кто-то высказал противоположное мнение. Ранее москвичи вспомнили одну из закрытых наземных станций метро. Формально станция существует по сей день, однако теперь она приспособлена под нужды депо.
Снос гостиницы. История гостиницы «Россия. Спасибо за внимание! Всех благ
Несмотря на то, что у «России» практически сразу появилось множество критиков и противников, полагавших, что вторжение гигантского комплекса в историческую часть Москвы нарушает ее архитектурный ансамбль, для советских властей новая гостиница была предметом гордости. Гостиница «Россия» была гордостью Москвы, однако страшный пожар, причины которого так и не выяснили, изрядно подпортил ее репутацию. К гостинице «Россия» выехали пожарные Москвы и Московской области.