Новости достоевский в молодости

Фотографии Федора Михайловича Достоевского в молодости Знаменитости в молодости на идеи, которые Достоевский примет позже в жизни. В презентации рассказывается о детстве и юности Ф. М, Достоевского. учителю, Презентации, Дополнительное образование, «Детство и юность Фёдора Михайловича Достоевского». Молодой Достоевский в воспоминаниях А. Е. Ризенкампфа (по материалам рукописного фонда Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Загадочная смерть Михаила Андреевича Достоевского в 1839 году до сих пор вызывает дискуссии среди биографов писателя.

Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве.

1 (13) июля Уход вского в отставку и вскоре за тем переезд его в деревню. Федор Достоевский в воспоминаниях называл детство лучшей порой его жизни. Достоевский против Толстого. Кто кого больше критиковал? Федор Достоевский в воспоминаниях называл детство лучшей порой его жизни. 200 лет со дня рождения Федора Достоевского. «[Достоевский] был в молодости довольно кругленький, полненький, светлый блондин, с лицом округлённым и слегка вздёрнутым носом.

Глава 1. Детство и юность

Первые пьесы Достоевского потеряны. Они были написаны для театров и выходили малым тиражом. Федор Михайлович всю жизнь находился под наблюдением полиции. Даже после каторги интерес к писателю со стороны государственных органов не утихал. Ленин не любил Достоевского. Негативное отношение писателя к революционерам читается в романе "Бесы". Именно за них Ленин не любил классика. Тургенев называл писателя безнравственным человеком.

Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь …». К роману «Бесы» Достоевский приступил, прервав работу над широко задуманными эпопеями «Атеизм» и «Житие великого грешника» и наскоро сочинив «повестушку» «Вечный муж«.

Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И. Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов «Катехизис революционера» , фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг. Грановский, петрашевцы, Белинский, В. Печерин, А. Герцен, даже декабристы и П.

Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский Нечаев , а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. В июле 1871 года Достоевский с женой и дочерью возвратились в Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 г. Достоевский приобрел здесь дом. В 1872 г. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала «Гражданин». По просьбе издателя, поддержанный А.

Майковым и Тютчевым, Достоевский в декабре 1872 г. В «Гражданине» 1873 Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем , опубликовал ряд статей и заметок в том числе политические обзоры «Иностранные события». Скоро Достоевский начал тяготиться ред. Весной 1874 г. В связи с ухудшением здоровья усилившейся эмфиземой легких в июне 1847 года он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875, 1876 и 1879 гг.. В середине 1870-х гг. Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого. В конце 1875 г. Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — «моножурналу» «Дневник писателя» 1876 и 1877 , имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами.

Автор так определял характер издания: «Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично». В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда». Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг. В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 году он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 года писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина.

В январе 1877 года Достоевский под впечатлением «Последних песен» Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова. Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с «живой жизнью». Он посещает при содействии А. Кони колонии малолетних преступников 1875 и Воспитательный дом 1876. В 1878 г. Особенно волнуют писателя события в России. В марте 1878 г. Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 г. Млодецкого, стрелявшего в М. Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя.

В «Дневнике писателя» вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 г. Достоевский объявил о прекращении «Дневника» в связи с намерением заняться «одной художнической работой, сложившейся … в эти два года издания «Дневника» неприметно и невольно». История Карамазовых, как писал автор,— это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России». Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализма и христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема «отцов и детей» — такова проблематика романа. В «Братьях Карамазовых» уголовное преступление связано с великими мировыми «вопросами» и вечными художественно-философскими темами. В январе 1881 года Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», разучивает роль схимника в «Смерти Иоанна Грозного» А. Толстого для домашнего спектакля в салоне С. Толстой, принимает решение «непременно участвовать в пушкинском вечере» 29 января. Он собирался «издавать «Дневник писателя» … в течение двух лет, а затем мечтал написать вторую часть «Братьев Карамазовых», где появились бы почти все прежние герои…».

В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге. Переверзев В.

Жизненный и творческий путь ф.

Фёдор Достоевский молодой. Федор Федорович Достоевский в детстве. Ф М Достоевский в юности. Достоевский в детстве. Достоевский фёдор Михайлович в молодости портрет.

Федор Михайлович Достоевский без бороды. Достоевский детские годы. Федор Достоевский детство и Юность. Детство Юность отрочество Достоевский. Детство Достоевского кратко.

Федор Федорович Достоевский. Сын Достоевского Федор. Федор Федорович Достоевский сын писателя. Фёдор Михайлович Достоевский 1843. Достоевский в молодости фото.

Достоевский 1844. Константин Васильев портрет Достоевского. Достоевский портрет василь5в. Достоевский биография. Фёдор Михайлович Достоевский биография.

Жизнь и творчество Достоевского. Федор Михайлович Достоевский 1821-1881. Михаил Достоевский, брат писателя.. Федор Михайлович Достоевский учеба. Инженер прапорщик Достоевский.

Фёдор Михайлович Достоевский 16 лет.

И тут показалось ему, что «весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами, в этот сумеречный час походит на фантастическую грезу, на сон, который, в свою очередь, тотчас исчезнет, искурится паром к темно-синему небу». И вот в эту-то именно минуту открылся перед ним «совершенно новый мир», какие-то странные фигуры «вполне прозаические». И «замерещилась другая история, в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое...

Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя

Позже выяснилось, что Страхов имел мотив очернить репутацию писателя. После смерти Достоевского в 1881 году Страхова пригласили разбирать его архив, где он наткнулся на нелицеприятную запись о себе в записных тетрадях. Достоевский называл его абсолютно беспринципным человеком, «готовым продать все и вся». Как отметила исследовательница Лия Розенблюм, Страхов понимал, что этот текст когда-нибудь будет опубликован, как и переписка Толстого. Так появился план долгосрочной мести - и Страхов не прогадал: переписка Толстого была опубликована в 1910-х годах, а записная тетрадь Достоевского - лишь в 1970-х. Целых 60 лет Страхова никто не мог обвинить во лжи.

Вердикт: Неправда Легенда 4. Его приговорили к смертной казни, но помиловали за пару минут до расстрела Инсценирование казни на Семёновском плацу Б. Покровский Сейчас бы сказали, что Достоевский занимался распространением экстремистской литературы, призывающей к свержению власти в стране. За это его и приговорили к смертной казни вместе с другими заговорщиками. Речь идет о кружке петрашевцев назван так в честь мыслителя Михаила Буташевича-Петрашевского, у которого проходили эти встречи , где состоял молодой Достоевский.

Немногие петрашевцы действительно имели целью устроить революцию; большинство лишь изучали и пропагандировали социально-утопические мысли 19 века за что их называли «коммунистами» , а также говорили о безобразии крепостного права, цензуры и продажности чиновников. Многие петрашевцы были литераторами, писателями, учеными и студентами. Но именно за «попытку» свержения власти кружок разогнали. Его главу обвинили в «замысле на ниспровержение государственного устройства», а Достоевского и еще 19 человек - в том, что они распространяли копии критического по отношению к власти письма Виссариона Белинского к Николаю Гоголю. Вдобавок, никто из них не донес о собрании, где один петрашевец читал свое сочинение с рекомендациями, как свергнуть царя.

Осужденных привезли на площадь, чтобы расстрелять, и начали выводить к столбам по трое. Достоевский ждал своей очереди, он был шестым. Однако все это был лишь спектакль для запугивания, потому что уже было готово императорское помилование и решение заменить казнь на другие наказания. Кому-то уже успели завязать глаза и отдать приказ целиться. А потом объявили отбой.

Это переживание на «краю смерти» Достоевский потом описал в «Дневнике писателя»: «Почти все приговоренные были уверены, что он [приговор] будет исполнен, и вынесли, по крайней мере, десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Вердикт: Правда Легенда 5. Но поскольку к евреям у него накопилось много претензий, порой в весьма резких выражениях, многие записывали его в ряды антисемитов справедливости ради, претензии Достоевского сыпались не только в адрес евреев, но и поляков, французов, немцев и других народов, поскольку он однозначно относился с любовью только к «русскому народу-богоносцу». В тексте «Еврейский вопрос» он разъяснил свою позицию: он не мог думать о проблемах еврейского народа, когда слишком многие люди в стране находились в таких же, а то в худших условиях.

По приказу царя Николая I расстрел был заменен на ссылку.

В 1850 несостоявшийся революционер был приговорен к 4 годам ссылки в Сибирь, с утратой дворянского титула, состояния и офицерского звания. Инсценировка смертной казни на Семеновской пл. Петербурга За время каторги в далеком Омске не было написано ни одной строчки, осужденные не имели права ни на что, кроме каторжного труда. Достоевский жил вместе с другими арестантами в холодном и грязном бараке, ежедневно отрабатывая смену на кирпичном заводе. Полуголодное существование и тяжелый труд еще более ослабили его и так подорванное здоровье.

Периодически он попадал на лечение в тюремный госпиталь. Это были счастливые моменты, там была возможность передохнуть и поразмышлять над сюжетами будущих романов. В 1856 году писателя амнистировали. Благодаря хлопотам петербуржских знакомых, он вернул все свои утраченные после ареста привилегии, однако оставался под надзором полиции вплоть до 1876 года. Это произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих о каторге и жизни заключенных, их быте и нравах.

Для современников Достоевского «Записки из Мертвого дома» стали настоящим откровением. О жанре «Записок» литературоведы спорят до сих пор: с одной стороны, произведение строится на воспоминаниях автора и могло бы считаться мемуарами, с другой — Достоевский ввел в повесть вымышленного героя и не всегда придерживался фактической и хронологической точности. Личная жизнь Мария Исаева В 1854 году в Семипалатинске Достоевский знакомится с Марией Дмитриевной Исаевой, в девичестве Констант, женой таможенного чиновника, с которой у него закрутился бурный роман. Скучающая в провинции Исаева привечала столичного литератора. И когда ее супруг скоропостижно скончался, приняла предложение влюбленного писателя.

В 1857 году Федор Михайлович и Мария Дмитриевна поженились. Совместная жизнь продлилась недолго и не была счастливой. Слишком часто пара жила раздельно, а у Федора Михайловича даже были романы на стороне. Закончился брак со смертью Марии Дмитриевны спустя семь лет. Она умерла от туберкулеза.

Общих детей у пары не было, но Федор Михайлович до последнего дня своей жизни заботился о Павле — сыне Марии Исаевой. В 60-е годы Достоевский познакомился с Аполлинарией Сусловой. Однако временный роман ни к чему не привел. Анна Сниткина К сорока годам писатель встретил Анну Григорьевну Сниткину, которая стала его второй супругой, несмотря на то, что была вдвое младше. В этом браке на свет появилось четверо детей: Федор, Алексей, Софья и Любовь.

Достоевская стала не только верной супругой, матерью, но и надежным помощником классика, настоящей опорой и верной подругой. Она помогала наладить быт, обустроить дом. Дети писателя не последовали по пути знаменитого отца. Одна из дочерей, Софья, погибла в младенчестве. Именно Анна Григорьевна уговорила супруга покинуть Санкт-Петербург, подальше от губительного воздуха северной столицы и навязчивых родственников, которые одолевали просьбами мягкосердечного Федора Михайловича.

В Старой Руссе семейство провело несколько счастливых лет. Достоевский много гулял, проводил время с детьми, и увлеченно работал. Расцвет творчества В ссылке Достоевский многое пережил и переосмыслил. Тяготы, лишения и испытания каторги нашли свое отражение в романе «Униженные и оскорбленные», в котором все отчетливее звучит сакральный смысл всех последующих сочинений классика — нравственный выбор человека, безропотное страдание бедного, но благородного героя, в ответ на эгоизм и равнодушие окружающих.

Боброва, 1881 и 1883, и офорт М. Рундальцова, 1904. Поразительно, какое богатство нюансов удается извлечь художникам из этой обыкновенной, ничем не замечательной наружности. Их такое же множество, какое сам писатель извлекал из человеческого характера. Еще удивительнее, что портреты, которые восходят к одному и тому же образцу работе Перова или двум-трем фотографиям и точно его воспроизводят, так сильно различаются и настроением, и внутренним смыслом. Все вместе они словно приводят в движение первоначальный образ. В отзывах о Достоевском, как и о его внешности, мало расхождений, и они позволяют составить отчетливое представление о его психологическом облике. Некоторые из них счастливым образом совпадают с той или иной художественной трактовкой, раскрывая или дополняя ее. Вот три наиболее яркие оценки, весьма различные, но и не противоречащие друг другу. Особенно впечатляет бесценное свидетельство современницы — писательницы В. Тимофеевой О. Починковской , наблюдавшей Достоевского в минуты творческого одушевления: «Да, вот оно, это настоящее лицо Достоевского, каким я его представляла себе, читая его романы!.. Как бы озаренное властной думой, оживленно-бледное и совсем молодое, с проникновенным взглядом глубоких потемневших глаз, с выразительно замкнутым очертанием тонких губ, — оно дышало торжеством своей умственной силы, горделивым сознанием своей власти... Это было не доброе и не злое лицо. Оно как-то в одно и то же время и привлекало к себе и отталкивало, запугивало и пленяло... И я бессознательно, не отрываясь, смотрела на это лицо, как будто передо мной внезапно открылась «живая картина» с загадочным содержанием, когда жадно торопишься уловить ее смысл, зная, что еще один миг, и вся эта редкая красота исчезнет, как вспыхнувшая зарница. Такого лица я больше никогда не видала у Достоевского. Но в эти мгновения лицо его больше сказало мне о нем, чем все его статьи и романы. Это было лицо великого человека, историческое лицо. Я ощутила тогда всем моим существом, что это был человек необычайной духовной силы, неизмеримой глубины и величия, действительно гений, которому не надо слов, чтобы видеть и знать. Он все угадывал и все понимал каким-то особым чутьем» В. Тимофеева О. Год работы с знаменитым писателем. Совершенно в ином роде — физиогномическое описание Георга Брандеса в письме к Ницше 1888 , одновременно нелицеприятное и комплиментарное: «Взгляните на лицо Достоевского, наполовину лицо русского крестьянина, наполовину — физиономия преступника, плоский нос, пронзительный взгляд маленьких глаз под нервно подрагивающими веками, этот высокий, рельефно очерченный лоб, выразительный рот, который говорит о безмерных муках, неизбывной скорби, о болезненных страстях, о беспредельном сострадании и ярой зависти. Гений-эпилептик, одна уже внешность которого говорит о приливах кротости, заполнявших его душу, о приступах граничащей с безумием проницательности, озарявшей его голову; наконец, о честолюбии, о величии стремлений и о недоброжелательстве, порождающем мелочность души» Ф. Новые материалы и исследования. И наконец, знаменитое высказывание Дм. Мережковского: «Самый необычайный из всех, "человек из подполья", с губами, искривленными как будто вечною судорогою злости, с глазами, полными любви новой, еще неведомой миру, "Иоанновой", с тяжелым взором эпилептика, бывший петрашевец и каторжник, будущая противоестественная помесь реакционера с террористом, полубесноватый, полусвятой, Федор Михайлович Достоевский» Д. Грядущий Хам. В тихом омуте.

Это было не доброе и не злое лицо. Оно как-то в одно и то же время и привлекало к себе и отталкивало, запугивало и пленяло... И я бессознательно, не отрываясь, смотрела на это лицо, как будто передо мной внезапно открылась «живая картина» с загадочным содержанием, когда жадно торопишься уловить ее смысл, зная, что еще один миг, и вся эта редкая красота исчезнет, как вспыхнувшая зарница. Такого лица я больше никогда не видала у Достоевского. Но в эти мгновения лицо его больше сказало мне о нем, чем все его статьи и романы. Это было лицо великого человека, историческое лицо. Я ощутила тогда всем моим существом, что это был человек необычайной духовной силы, неизмеримой глубины и величия, действительно гений, которому не надо слов, чтобы видеть и знать. Он все угадывал и все понимал каким-то особым чутьем» В. Тимофеева О. Год работы с знаменитым писателем. Совершенно в ином роде — физиогномическое описание Георга Брандеса в письме к Ницше 1888 , одновременно нелицеприятное и комплиментарное: «Взгляните на лицо Достоевского, наполовину лицо русского крестьянина, наполовину — физиономия преступника, плоский нос, пронзительный взгляд маленьких глаз под нервно подрагивающими веками, этот высокий, рельефно очерченный лоб, выразительный рот, который говорит о безмерных муках, неизбывной скорби, о болезненных страстях, о беспредельном сострадании и ярой зависти. Гений-эпилептик, одна уже внешность которого говорит о приливах кротости, заполнявших его душу, о приступах граничащей с безумием проницательности, озарявшей его голову; наконец, о честолюбии, о величии стремлений и о недоброжелательстве, порождающем мелочность души» Ф. Новые материалы и исследования. И наконец, знаменитое высказывание Дм. Мережковского: «Самый необычайный из всех, "человек из подполья", с губами, искривленными как будто вечною судорогою злости, с глазами, полными любви новой, еще неведомой миру, "Иоанновой", с тяжелым взором эпилептика, бывший петрашевец и каторжник, будущая противоестественная помесь реакционера с террористом, полубесноватый, полусвятой, Федор Михайлович Достоевский» Д. Грядущий Хам. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. Парадоксальный факт: портреты, созданные в XX в. Обогащенные духовными прозрениями великих истолкователей Достоевского начала XX в. Преобладание авангардистского подхода в иконографии Достоевского как и в иллюстрациях к его произведениям можно объяснить тем, что его творчество сродни искусству авангарда, эстетику которого он предвосхищает. Как неисчерпаемо творчество Достоевского, так неисчерпаема его личность и так многолики его портреты: то лик «полусвятого» гравюра В. Линницкого, 1971 , то гримаса «полубесноватого» рисунок И. Шарлеманя, 1924 , то на нас устремлен скорбно-трагический, мрачный, «тяжелый взор эпилептика» портрет Н. Гусева, 1882; офорт Ю. Селиверстова, 1970 , то у писателя задумчивый, созерцательный, самоуглубленный или отстраненный взгляд работы Сарры Шор, 1970; А. Корсаковой, 1970-е; В. Фаворского, 1929. Из всего этого многообразия и складывается образ «великого инквизитора собственной и чужой души», образ великого «пророка» и «провидца» Ю. Силуэты русских писателей.

Ссылка Достоевского

Вскоре после того, как Достоевский прибыл по этапу в Семипалатинск, этот город стал столицей основанной Семипалатинской области. «[Достоевский] был в молодости довольно кругленький, полненький, светлый блондин, с лицом округлённым и слегка вздёрнутым носом. Читайте самые интересные моменты из личной жизни и творчества автора Федора Достоевского. Федор Михайлович Достоевский (30.10.1821–28.01.1881) в молодости внешне мало чем отличался от своих сверстников дворянского сословия: родился в Москве в православной семье врача, получил хорошее домашнее образование, поступил в привилегированный пансион. Врангель, местный прокурор, видел, как развиваются отношения этой пары, отмечал, что со стороны Исаевой было больше жалости «к несчастному, забитому судьбой человеку», тогда как Достоевский «влюбился со всем пылом молодости».

Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях

В сознательном возрасте, будучи молодым человеком, он поступил в духовную семинарию. Затем волей случая получил фундаментальную медицинскую подготовку. Собственными глазами видел события Отечественной войны 1812-го года, лечил раненых и больных. А затем боролся со вспышкой тифа. В течение последующих лет служил армейским лекарем. Фёдор Достоевский в детстве Со своей будущей супругой Достоевский старший познакомился в 1818 году, когда был откомандирован в Москву. Только в 1820-м после рождения сына Федора мужчина уволился из армии и перешел работать в больницу для бедных. Мать будущего писателя звали Мария Нечаева.

Она была дочерью богатого купца, который потерял все свое состояние после нашествия Наполеона. В 1820-м году пара обвенчалась в церкви. Федор Михайлович Достоевский появился на свет во флигеле Мариинской больницы для бедных, где работал его отец. Имя мальчик получил в честь деда по матери. Детство Достоевского было счастливым, несмотря на строгость порядков, которые царили в доме. Семейство жило при патриархальном укладе, и жестко следовали графику работы родителя. Достоевский в молодости без бороды И отец, и мать были людьми набожными и благочестивыми.

Религиозность они передали и своему сыну. В будущем мотивы христианства в авторской интерпретации нашли отражение в творчестве Федора Достоевского. В 1822-м году на свет появляется сестра писателя, Варвара. Чтобы облегчить домашний труд, семья нанимает няню, Алену Фроловну. Достоевский с теплотой вспоминал о своей воспитательнице. Именно она познакомила молодого человека с русскими народными и зарубежными сказками, оказала влияние на его будущее творчество. Несмотря на довольно скромное финансовое положение, члены семьи не были стеснены в быту.

Помимо самого Федора Михайловича в доме росло еще несколько братьев и сестер. Всем родители стремились дать хорошее образование. Сам Достоевский начал учиться в 4 года. По вечерам члены семьи устраивали домашние чтения, знакомились с творчеством Пушкина , Жуковского, Карамзина. Изучали историю, основы православной веры. Молодой Ф. Достоевский В начале 30-х годов отец решил отправить сына Федора в Московский благородный пансион.

Но быстро передумал, поскольку его преобразовали гимназию, где практиковали телесные наказания. Грубое, жестокое отношение к детям было не в духе воспитания старшего Достоевского. Хотя мужчина и отличался суровым нравом, был требовательным, строгим родителем. Вместо пансиона дети получали домашнее образование. Занимались со специально нанятыми учителями. Осваивали гуманитарные и точные науки. По воспоминаниям самого Достоевского, отец был человеком вспыльчивым, со сложным характером, с ним было непросто.

С 1834-го года Федор Михайлович учился в частном пансионе Леонтия Чермака, который считался одним из лучших в столице. В 1835-м мать Достоевского тяжело заболела. Врачи поставили чахотку, в те годы туберкулез был распространенным и вместе с тем неизлечимым.

Кажется, будто писатель держит на своих плечах груз страданий всего человечества. Московские торжества открытия памятника Пушкину в 1880 г. В его знаменитой пушкинской речи, воспринятой как откровение пророка, не только выразилась любовь Достоевского к своему кумиру, которую он пронес через всю свою жизнь и все творчество, но и сформулировано его литературное, философское и общественное кредо.

Крамскому же мы обязаны изображением писателя на смертном одре. Ни одно сочувствие, высказанное мне в это тяжелое время, не тронуло меня так глубоко, как Ваш подарок. Вы мне возвратили Федора Михайловича: он живой, он спит, он заснул счастливый». Боброва, 1881 и 1883, и офорт М. Рундальцова, 1904. Поразительно, какое богатство нюансов удается извлечь художникам из этой обыкновенной, ничем не замечательной наружности.

Их такое же множество, какое сам писатель извлекал из человеческого характера. Еще удивительнее, что портреты, которые восходят к одному и тому же образцу работе Перова или двум-трем фотографиям и точно его воспроизводят, так сильно различаются и настроением, и внутренним смыслом. Все вместе они словно приводят в движение первоначальный образ. В отзывах о Достоевском, как и о его внешности, мало расхождений, и они позволяют составить отчетливое представление о его психологическом облике. Некоторые из них счастливым образом совпадают с той или иной художественной трактовкой, раскрывая или дополняя ее. Вот три наиболее яркие оценки, весьма различные, но и не противоречащие друг другу.

Особенно впечатляет бесценное свидетельство современницы — писательницы В. Тимофеевой О. Починковской , наблюдавшей Достоевского в минуты творческого одушевления: «Да, вот оно, это настоящее лицо Достоевского, каким я его представляла себе, читая его романы!.. Как бы озаренное властной думой, оживленно-бледное и совсем молодое, с проникновенным взглядом глубоких потемневших глаз, с выразительно замкнутым очертанием тонких губ, — оно дышало торжеством своей умственной силы, горделивым сознанием своей власти... Это было не доброе и не злое лицо. Оно как-то в одно и то же время и привлекало к себе и отталкивало, запугивало и пленяло...

И я бессознательно, не отрываясь, смотрела на это лицо, как будто передо мной внезапно открылась «живая картина» с загадочным содержанием, когда жадно торопишься уловить ее смысл, зная, что еще один миг, и вся эта редкая красота исчезнет, как вспыхнувшая зарница. Такого лица я больше никогда не видала у Достоевского. Но в эти мгновения лицо его больше сказало мне о нем, чем все его статьи и романы. Это было лицо великого человека, историческое лицо. Я ощутила тогда всем моим существом, что это был человек необычайной духовной силы, неизмеримой глубины и величия, действительно гений, которому не надо слов, чтобы видеть и знать. Он все угадывал и все понимал каким-то особым чутьем» В.

Тимофеева О. Год работы с знаменитым писателем. Совершенно в ином роде — физиогномическое описание Георга Брандеса в письме к Ницше 1888 , одновременно нелицеприятное и комплиментарное: «Взгляните на лицо Достоевского, наполовину лицо русского крестьянина, наполовину — физиономия преступника, плоский нос, пронзительный взгляд маленьких глаз под нервно подрагивающими веками, этот высокий, рельефно очерченный лоб, выразительный рот, который говорит о безмерных муках, неизбывной скорби, о болезненных страстях, о беспредельном сострадании и ярой зависти.

Это высказывание из Евангелия от Иоанна, 12:24: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода". Первые пьесы Достоевского потеряны. Они были написаны для театров и выходили малым тиражом. Федор Михайлович всю жизнь находился под наблюдением полиции.

Даже после каторги интерес к писателю со стороны государственных органов не утихал. Ленин не любил Достоевского. Негативное отношение писателя к революционерам читается в романе "Бесы". Именно за них Ленин не любил классика.

Что-то, видимо, было на самом деле, нет дыма без огня.

Иван Сергеевич, судя по воспоминанию Минского, воспринял эту выходку Федора Михайловича исключительно как провокацию, направленную на оскорбление лично его, Тургенева. Отчасти это, вероятно, так и было, но при этом Тургенев как будто не замечает еще одного и не менее важного смысла неприличной выходки Достоевского. Комментируя эту историю, которая обсуждалась в русской печати, отец Сергий Булгаков в статье «Русская трагедия» 1914 г. Того же мнения впоследствии придерживался и Томас Манн. Нельзя забывать об особенности Достоевского как художника: он в себе и на себе «перетащил» всё, что переживали его герои.

Скажем, все места Петербурга Раскольникова автор исходил вослед своему герою, переживая всё, что тот пережил. Или вот Старая Русса «Братьев Карамазовых»: домом отцеубийства автор сделал собственный дом. Он мог целыми часами говорить словами и мыслями своего героя, старого князя». Можно также вспомнить, как Достоевский писал письма брату слогом господина Голядкина. Очевидно, это было ему необходимо, такое вживание в своих героев, своеобразный эксперимент на себе и на своих слушателях.

В воспоминаниях Е. Опочинина о беседах с Достоевским есть такая фраза: «Всего не буду записывать: пожалуй, уж слишком откровенно». Нечто подобное засвидетельствовал и Вс. Так что, видимо, Страхов, как и Висковатов, стал жертвой таких экспериментов Достоевского. Тайна творчества гения оказалась ему не по силам.

Но, кажется, ее хорошо понял Толстой, который Страхову впоследствии писал по поводу Достоевского, что чем глубже копнешь в себя, тем общее для других, то есть писатель переживает в себе то, что есть и в других, и эту способность к греху в том числе. Интересно, что Тургенев как будто забыл, а мог бы вспомнить, что сравнительно недавно он писал Достоевскому: «Вы до того полно и тонко схватили то, что я хотел выразить Базаровым, что я только руки расставлял от изумления — и удовольствия. Точно Вы в душу мне вошли и почувствовали даже то, что я не счел нужным вымолвить».

Достоевский Федор Михайлович

Мир Достоевского Врангель, местный прокурор, видел, как развиваются отношения этой пары, отмечал, что со стороны Исаевой было больше жалости «к несчастному, забитому судьбой человеку», тогда как Достоевский «влюбился со всем пылом молодости».
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях Первое прижизненное изображение молодого Достоевского периода его литературного дебюта.
Хронология жизни и творчества Достоевский — единственный в российской истории человек, который смог проделать путь из каторжан в национальные гении.
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях Отмечая, что в молодости у Достоевского «не было серьёзной горячей любви к какой-нибудь женщине» по причине того, что «он слишком рано начал жить жизнью умственной», и творчество, а затем и политика отодвинули личную жизнь на второй план.

Достоевский в молодости

Мы верили чему-то страстно, и хотя мы оба знали прекрасно все, что требовалось к экзамену из математики, но мечтали мы только о поэзии и о поэтах. Брат писал стихи, каждый день стихотворения по три, — даже дорогой, а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни». Однако в Петербурге старший Михаил не прошел медицинскую комиссию и вынужден был поступить в инженерные юнкера и уехать в Ревель, чтобы продолжить службу и учебу там. Эта первая неудача тяжело подействовала на Федора: ему не только пришлось расстаться с любимым, единственным в жизни другом, но и провести в одиночестве целые годы. В Главном Инженерном училище Ф. Достоевский начал обучение в январе 1838 года. Это учебное заведение располагалось в самом центре столицы, у Марсова поля, в Михайловском замке. Именно в этом замке в ночь с 11 на 12 марта 1801 года был убит Павел I.

Через много лет схему его убийства, совершенного с молчаливого согласия сына, Достоевский воспроизведет в своем романе «Братья Карамазовы». Никакого призвания к военному строительству будущий писатель не чувствовал совершенно. Ему бы учиться в Московском университете, рядом с Островским, Писемским, Аполлоном Григорьевым — его будущими товарищами по литературе. Но с творческими склонностями своих сыновей Михаил Достоевский не считался. По его разумению, он выбрал для сыновей блестящую карьеру — деятельность военных инженеров, которая считалась в то время самым выгодным поприщем. Определив старших сыновей на учебу, а дочерей отдав на попечение родственникам покойной жены Куманиным, сам Михаил Андреевич прожил недолго. Он скончался в 1839 году при до конца не выясненных обстоятельствах по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, но по воспоминаниям родственников и устным семейным преданиям — был убит крестьянами своего имения.

В конце своей жизни М. Достоевский, окончательно уединившись с младшими детьми в Даровом, опустился и крайне ожесточился, все чаще находя утешение на дне бутылки. Младший брат писателя Андрей, который жил в ту пору вместе с отцом, вспоминал об этом позднее: «Пристрастие его к спиртным напиткам, видимо, усиливалось, и он почти постоянно пребывал в ненормальном состоянии». Хотя отношение Федора к отцу оставалось непростым, он очень тяжело пережил его смерть. Это известие так потрясло его, что спровоцировало тяжелейший нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, которая преследовала Федора Михайловича до конца жизни. Живя в Инженерном училище строго по расписанию, в условиях суровой воинской дисциплины, будущий писатель только и мечтал о том, как бы поскорее закончить учебу. Обычный свой день здесь он описывал так: «…с раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить за лекциями.

Вечером мы не только не имеем свободного времени, но даже ни минутки… Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья, в которых никто не смеет не участвовать… ставят в караул, и в этом проходит все время…» Неудивительно, что склонный к лирическим фантазиям, начитанный молодой человек страдал от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества, его угнетали военная атмосфера и муштра.

С детства он восхищался лошадьми и связал свою жизнь с коневодством, получил два высших образования: он изучал биологию и право. В повседневной жизни он, как и сестра, был тяжелым, вспыльчивым и неулыбчивым человеком. Повзрослев, он пристрастился к азартным играм и поставил под угрозу финансовое благополучие семьи. Федор пробовал писать, но понимал, что нелестных сравнений с отцом ему не избежать, поэтому писал «в стол». Свет увидели лишь его статьи, посвященные коневодству. После Октябрьской революции сын Федора Михайловича разорился, кое-как сводил концы с концами, читая лекции. В 1920 году он умер, по некоторым данным, от голода. Сын Достоевского Супруга родила сыну писателя двоих детей. Одного по традиции назвали Федором.

В 16 лет подросток умер от брюшного тифа. Младший сын Андрей выжил и дожил до глубоких лет. Линия рода Достоевских продолжается. Потомки великого литератора по-прежнему живут в Петербурге. Правнук Дмитрий работал водителем трамвая, как и его сын Алексей, впоследствии перешедший на службу на судно Валаамского монастыря. Алексей воспитал двух дочерей Веру и Марию и сына Федора. Потомки Федора Михайловича Достоевского. Наши дни Достоевский — родом из священнической семьи Дед писателя, прадед и ряд других представителей рода Достоевских были священнослужителями. Учился в семинарии и его отец, Михаил Андреевич Достоевский. И хотя он не закончил курса обучения в семинарии, весь строй его личности был глубоко религиозным.

Михаил Андреевич Достоевский, отец Федора Михайловича. Фотография 1866 г. В соответствии с этим был организован и весь быт семьи Достоевских. Дневной обиход, как во всех православных семьях, сопровождала молитва. Регулярно соблюдались посты. Православие было впитано душой Достоевского с раннего детства в доме отца и оставалось неколебимым во все последующие годы его жизни, несмотря на испытания и искушения, с которыми ему пришлось столкнуться. Смерть В творческих планах гиганта русской литературы на 1881 год была работа над продолжением романа «Братья Карамазовы», но им не суждено было сбыться. Болезнь легких давала о себе знать. Более крепкий человек, скорее всего, выжил бы, но здоровье писателя было подорвано — последние 9 лет он страдал от легочной эмфиземы. Могила Фёдора Достоевского Проститься с величайшим писателям пришли сотни людей.

Его похоронили на Тихвинском кладбище Северной столицы. Фёдор Достоевский как зеркало русской души Мировая слава пришла к гению пера уже после кончины. Его творчество, ставшее эпохальным событием, переворотом в развитии мировой литературы, сравнивали с открытиями в науке Альберта Эйнштейна. В «Братьях Карамазовых» он высказал мысль о том, что постижение тайны всеобщей гармонии возможно только чувством и верой, но не разумом. А знаменитый физик-теоретик утверждал, что интуиция сильнее знания. Первая самостоятельно прочитанная Достоевским книга — пересказ Библии для детей По воспоминаниям А. Помню, как в недавнее уже время, а именно в 1870-х годах, я, разговаривая с братом Федором Михайловичем про наше детство, упомянул об этой книге; и с каким он восторгом объявил мне, что ему удалось разыскать этот же самый экземпляр книги то есть наш детский и что он бережет его как святыню». Библейский и евангельский мир был для Достоевского вечно живым и актуальным, его отсвет лежит на всем его творчестве. Рейтинг 2 оценки, среднее 5 из 5 Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно.

Они стали студентами Инженерного училища, хотя, как вспоминал позже Достоевский, мечтали о поэтах и поэзии. Он писал, что по вечерам у них нет ни минуты свободной, у них не было возможности даже закрепить пройденный в классе материал. Молодые люди занимались фехтованием, танцами и пением, и отказаться от этих занятий они не имели права. Кроме этого, каждый из них стоял в карауле, так и проходили все вечера в училище.

В 1843-м году Достоевскому вручили диплом об окончании училища. В том же году он получил распределение на должность полевого инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде. Однако спустя год подал рапорт об отставке. С тех пор его биография была неразрывно связана с литературой, которой он посвящал каждую минуту своей жизни.

Помимо этого его привлекало творчество соотечественников, среди которых самыми почитаемыми были Лермонтов и Державин, Гоголь и Карамзин. Но настоящий благоговейный трепет Достоевский испытывал по отношению к Александру Пушкину , он читал его стихи с ранних лет, многие знал наизусть. Именно смерть Пушкина стала вторым ударом после мамы для молодого Федора. Он даже говорил, что если бы не носил траура по любимой маме, он бы попросил отца разрешить ему носить траур по Александру Пушкину.

Началом творческой биографии Федора Достоевского стал роман «Бедные люди», работу над которым он закончил в мае 1845 года. Произведение начинающего писателя так понравилось модным литераторам того времени Николаю Некрасову и Виссариону Белинскому , что первый присвоил ему звание «нового Гоголя» и напечатал его произведение на страницах своего альманаха «Петербургский сборник». Белинский отметил, что автору удалось раскрыть такие подробности жизни на Руси и описать характеры людей, над которыми никто и никогда даже не задумывался. Он назвал работу Достоевского первым социальным романом, притом написанную так ярко и талантливо, что невозможно выразить словами.

Потом Федор начал работу над повестью «Двойник», и по мере написания читал отрывки этого произведения на заседаниях литературного кружка Белинского. Все слушали с нескрываемым интересом, но когда он наконец-то закончил работу, то сильно разочаровал публику. Ему сделали замечание, что его герой какой-то вялый и скучный, сюжет растянут до неимоверной длины, и отбивает всякую охоту читать. Достоевский начал переписывать повесть, избавился от ненужных описаний, второстепенных эпизодов, растянутых диалогов и размышлений героев — от всего, что мешало сосредоточиться на сюжете.

На допросах он давал минимум информации. О существовании тайного общества и других радикально настроенных членов, сторонников Спешнева следователи так и не узнали. Во многом это спасло как самого писателя, так и его сподвижников. Хотя жизнь литератора все равно висела на волоске. Достоевский и Ч. Фото 1858 г. После ареста Достоевский попал в заключение. На протяжении целых 8 месяцев он находился в Петропавловской крепости, где ожидал своей участи. Решением суда писателя приговорили к высшей мере наказания. В вину ему вменяли то, что он знал о содержании письма Белинского Гоголю, и не донес на автора.

Более того, распространял запрещенную информацию, тем самым подрывал государственный строй и устои общества. До исполнения приговора, однако, так и не дошло. Распоряжением самого императора, петрашевцев отправили в ссылку. Было ли столь суровое решение суда реальным действием, попыткой обезопасить царский режим или же искусно разыгранным спектаклем, чтобы напугать противников власти — сказать сложно. Точки зрения на этот вопрос различаются. Федор Михайлович Достоевский Интересно, что уже после принятого решения, петрашевцам о проявленной имперской милости не сказали. В положенный день их вывели на плац, объявили о приговоре и приготовились расстрелять. Об отмене сурового наказания сказали в последний момент. Инсценировка казни произвела на Достоевского серьезное впечатление. Некоторые приговоренные после разыгранного властями спектакля сошли с ума.

Писателя отправили на каторгу в Омск на 4 года. После этого, решением императора, еще столько же он должен был служить рядовым в войсках. Свое наказание Достоевский отбыл практически полностью, когда скончался император Николай I. Надеясь на помилование, писатель попросил давних знакомых ходатайствовать о нем перед императором. Благодаря его стараниям, Достоевский был амнистирован. Однако по приказу нового правителя за ним устанавливалась тайная слежка, чтобы убедиться в благонадежности ссыльного литератора. Расцвет творчества Бытность каторжника, сложные условия ссылки, впечатления от заключения и мнимого расстрела, все это нашло отражение в творчестве писателя. Воспоминания о неволе вылились в «Записки из Мертвого дома». Были и другие произведения. Однако прежде чем приступить к работе всей своей жизни, литератору потребовалось некоторое время, чтобы перевести дух.

Расцвет творчества писателя пришелся на 60-80 годы 19-го века. В этот период Достоевский готовит и издает романы, которые получили название «великого пятикнижия». В 1866 появляется «Преступление и наказание». Через 2 года, в 1868, Достоевский публикует «Идиота». В 1875 был напечатан роман «Подросток». Последней работой в череде крупнейших произведений стали «Братья Карамазовы» 1880 , которых автор закончил всего за несколько месяцев до своей смерти. Личная жизнь Классик отечественной литературы был женат 2 раза. Первой супругой литератора стала Мария Исаева, с которой тот познакомился после долгих лет ссылки и каторги. Семейная жизнь пары была короткой.

Жизнь и творчество

Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в холодный день 11 ноября 1821 года. 1 (13) июля Уход вского в отставку и вскоре за тем переезд его в деревню. Достоевский фёдор Михайлович в юности. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием. В 25 лет Достоевский опубликовал свой первый роман "Бедные люди", и на него обратили внимание. Достоевский против Толстого. Кто кого больше критиковал?

Биография Федора Достоевского

1 (13) июля Уход вского в отставку и вскоре за тем переезд его в деревню. Подробная информация по теме: "Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского" в материале Вообще, детство и юность Фёдора Достоевского прошли скорее в мире книг и вымысла, нежели в суровой действительности: он взахлёб читал стихи и романы, был полон мечтаний и возвышенных стремлений. Подробная информация по теме: "Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского" в материале Прибывших в острог петрашевцев Достоевского и Дурова отвели в кордегардию (караульную), где им немедленно придали новое обличие арестантов.

К.К.Истомин. Из жизни и творчества Достоевского в молодости

Расшифровывая свой записанный стенографическими знаками дневник за 1867 год, она значительно сократила и смягчила описания ссор с мужем. Но ни измен, ни обманов в их жизни не было. В бордели Достоевский ходил только в юности. В письме к брату 1845 года есть исчерпывающее свидетельство: «Минушки, Кларушки, Марианны и т.

На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь». На сифилис, впрочем, он тогда не жаловался, только на геморрой и расстройство нервов Ф. Полное собрание сочинений.

Письма, 1832—1859. Достоевский был педофилом Вердикт: это неправда. Кадр из фильма «Бесы» по одноименному роману Федора Достоевского.

Режиссер Владимир Хотиненко. Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка» Переписка Л. Толстого с Н.

Толстой на это никак не отреагировал. По ее словам, история совращения маленькой девочки, которую привела в баню гувернантка, была только в черновых материалах к роману «Бесы». Этот сюжет Достоевский хотел использовать в главе «У Тихона», в которой Ставрогин соблазняет совсем юную Матрешу.

Если это так, то почему Страхов решился оговорить одного великого писателя в переписке со вторым? После смерти Достоевского в 1881 году Страхова пригласили разбирать его архив для подготовки собрания сочинений. Записные книжки и тетради 1860—1881 гг.

Как отметила исследовательница Лия Розенблюм, Страхов понимал, что этот текст рано или поздно будет опубликован, как и переписка Толстого Л. Неизданный Достоевский. Легенда 7.

А также православным фанатиком Вердикт: это почти правда. Центральная часть триптиха «Легенда о великом инквизиторе». Но некоторые исследователи считают, что у него была своя собственная концепция православия.

Достоевский придавал особое значение фигуре Христа — называл его «идеалом человека во плоти» Ф. Это противоречит ортодоксальной христианской идее, что рай на земле невозможен. Идеологические споры затрагивают и биографию писателя.

Все согласны, что с каторги Достоевский вернулся религиозным человеком, но как он относился к христианству в юности — об этом не могут договориться. Другая — что он с детства был религиозен, а в 1840-е годы даже спорил о христианстве с Белинским и с петрашевцами. Во второй половине 1860-х , во время работы над романом «Идиот», он был вовсе равнодушен к Церкви.

Она была первой учительницей всех своих детей. Великий писатель всегда отзывался о ней с горячей любовью и, вероятно, думал о ее грустном облике, создавая кротких и обреченных героинь своего позднего творчества. Взгляд молодой женщины ласковый и задумчивый, лоб высокий и развитой, еле уловимая улыбка оживляет тонкие губы. Лицо одухотворенное, умное, чуть грустное и матерински приветливое. Сын Федор напоминал мать очертаниями лба, удлиненным разрезом век и пристальным взглядом, но только исполненным пытливого и скорбного раздумья. В году семья перебралась в другой флигель больничного здания, где и прошло все детство Феди с двухлетнего возраста. Старшим мальчикам вскоре отвели особую комнатку, отгородив часть передней. Описывая впоследствии тесные петербургские мансарды, похожие на шкаф или гроб, где даже мысль теряет способность к полету, Достоевский, вероятно, вспоминал и мрачный чулан на Божедомке, где впервые стали развертываться его поэтические видения. Но и сама жизнь уже раскрывала ему свои подлинные драмы и вызывала его мысли на первые недоумения и раздумья.

В больничном саду он любил разговаривать с больными в казенных халатах верблюжьего цвета, любил всматриваться в этих бледных и грустных людей, полураздавленных скрытым страданием. Гостей у Достоевских почти не бывало. От этой влиятельной родственницы шли к подрастающим племянникам воззрения и предания московского купечества разных разрядов — от мелких промышленников Сыромятной слободы до потомственных дворян и пайщиков крупнейших предприятий, связанных с Российско-американской компанией. От представительницы этой торговой среды младшие Достоевские воспринимали исконные воззрения всего ее круга о всемогущей власти денег в людских делах и мирских отношениях. Неотразимым воплощением этой материальной мощи высился в одном из тихих переулков Покровки над живописным обрывом к реке нарядный куманинский особняк, разукрашенный фарфором, бронзой, картинами и зеркалами. В скромную лекарскую семью на Божедомку Александра Федоровна приезжала в карете цугом в упряжке четырех лошадей, с выездным лакеем на запятках и форейтором на козлах. Родственные беседы в тесной гостиной больничного флигеля незаметно утверждали в сознании подростков правила благочестия, слагавшиеся веками в патриархальном мире московской купли-продажи. Преданность церкви и верноподданность царю, соблюдение православных обычаев и непрерывное наполнение несгораемых касс — вот к чему сводился идеал этой среднемещанской и крупнокупеческой среды. Из таких разнородных социальных влияний слагалось раннее мироощущение Достоевского.

Предания обедневшего рода литовских шляхтичей переплетались с житейскими навыками третьегильдейских московских купцов, сумевших породниться с крупнейшими столичными негоциантами. Но, быть может, сильнее всего здесь сказывалась традиция умственной культуры, восходящая к начетчику XVIII века — прадеду писателя Михайле Котельницкому, выправлявшему в московской духовной типографии наборы философских трактатов и богословских сводов. От него шла в коммерческую среду Нечаевых любовь к книге, поэзии, умозрению, картинной речи. Был в роду Достоевских и поэт. Путь поэтов рано стал манить старших сыновей штаб-лекаря. Жизнь с малых лет приобщила их к миру искусств. Первым выдающимся событием детства Достоевского было его раннее знакомство с народным творчеством. В большом, многодетном семействе никогда не переводились кормилицы из ближайших деревень.

Ему сделали замечание, что его герой какой-то вялый и скучный, сюжет растянут до неимоверной длины, и отбивает всякую охоту читать. Достоевский начал переписывать повесть, избавился от ненужных описаний, второстепенных эпизодов, растянутых диалогов и размышлений героев — от всего, что мешало сосредоточиться на сюжете. В 1847-м Достоевского увлекли идеи социализма. Он стал постоянным участником кружка Петрашевского, где активно шло обсуждение судебной реформы, свободы книгоиздательства, отмены крепостного права. На одном из заседаний кружка Достоевский познакомил публику с письмом Белинского к Николаю Гоголю, которое считалось запрещенным. За это в апреле 1849-го он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, в которой пробыл восемь месяцев. Решением суда он был признан главным преступником, потому что не донес на Белинского и распространял текст запрещенного письма, в котором автор подрывал устои церкви и правительства. Он получил высшую меру наказания — расстрел, но буквально перед самой казнью вышел указ императора о смягчении приговора петрашевцам. Вместо расстрела Достоевский отправился в Омск на четыре года, отбывать каторгу, после которой служил рядовым в Семипалатинске. В 1856-м, после коронации Александра II , Федора амнистировали. Великое пятикнижие Годы пребывания писателя в Омске нашли отражение в его повести «Записки из Мертвого дома». Автор одним из первых описал каторгу, существование заключенных, быт и нравы, царящие в этом мрачном месте. Современники писателя по-разному оценили его произведение. Для одних повесть стала откровением, другие ее просто не признали. Жанр этой повести не определили и до наших дней. Одни говорят, что ее вполне можно признать мемуарами, потому, что там слишком много воспоминаний Достоевского, другие считают, что присутствие вымышленного персонажа и не соблюдение точности исторических фактов не дает ей право называться автобиографической. Достоевский не прекращает работу ни на один день, и вскоре представил на суд читателей свое новое детище — роман «Униженные и оскорбленные». Затем издал рассказ под названием «Скверный анекдот», повесть «Записки из подполья» и очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1861 году Федор и Михаил Достоевские начали издавать собственный литературно-политический журнал «Время». В 1863-м его закрыли, и братья переключились на выпуск нового журнала, получившего название «Эпоха».

За год до создания портрета в «Петербургском сборнике» была опубликована первая повесть Достоевского «Бедные люди», сразу удостоенная великой чести, восторженной похвалы самого Белинского. Публикации предшествовала настоящая романтическая история, вполне в духе Достоевского — внезапный ночной визит к нему Некрасова и Григоровича с выражением восторга по поводу только что прочитанной повести, а потом и «самая восхитительная минута» — встреча с Белинским, вспоминая о которой, он на каторге «укреплялся духом» об этом подробно рассказано в «Дневнике писателя, 1877». Такое победоносное вступление в литературу не только повлияло на самоощущение Достоевского, но и внешне изменило его жизнь. Он знакомится с кругом Белинского, становится вхож в литературные кружки и салоны, в частности в дом Панаевых — один из центров культурной жизни Петербурга, где начинающий автор впервые читал «Бедных людей». Описание внешнего облика Достоевского, оставленное Авдотьей Панаевой, вполне соответствует впечатлению от портрета: «С первого взгляда на Достоевского видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. При всей своей мнительности Достоевский, ошеломленный неожиданным успехом, совершенно потерял чувство реальности, и хлестаковские интонации то и дело слышны в его письмах. Тем чувствительнее после недолгого триумфа было отрезвление — охлаждение к нему Белинского, вызванное «Двойником» и другими повестями. Как замечает Д. Григорович, «неожиданность перехода от поклонения и возвышения автора «Бедных людей» чуть ли не на степень гения к безнадежному отрицанию в нем литературного дарования могла сокрушить и не такого впечатлительного и самолюбивого человека, каким был Достоевский. Он стал избегать лиц из кружка Белинского, замкнулся весь в себя еще больше прежнего и сделался раздражительным до последней степени» Там же. С этого времени наметилась трещина во взаимоотношениях Достоевского с Тургеневым, в которого он в начале знакомства «едва ль не влюбился». Тот сочинил на него вместе с Некрасовым ядовитую эпиграмму «Витязь горестной фигуры», глубоко уязвившую самолюбивого и мнительного начинающего литератора. Много лет спустя эта трещина превратилась в пропасть после исторической ссоры писателей в Баден-Бадене, поводом к чему послужил роман Тургенева «Дым», и Достоевский наконец отомстил за давнюю обиду. Он написал «донесение потомству», сделав эту ссору достоянием третьих лиц, а в 1871 г. В начале 1847 г. Достоевский расходится с Белинским, а с весны открывается новая и роковая страница в его жизни стоившая ему четырехлетней сибирской каторги и последующей ссылки — он начинает посещать пятницы Петрашевского. Иконографическая традиция, интерпретирующая Достоевского как «страдальца и страстотерпца», была заложена еще при жизни писателя. Начало свое она ведет с портрета Перова, впервые запечатлевшего в его чертах выражение скорби и страдания, которое не улавливается в большинстве фотографий. По мнению И. Крамского, это «не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще» И. О портрете Ф. Достоевская рассказывает, как художник работал над ним. Еще до начала сеансов он ежедневно навещал писателя в течение недели, заставал «в самых различных настроениях, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение», когда тот «был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Пе-ров уловил на портрете «минуту творчества» Достоевского. Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит», и уйдешь, ничего не сказав» Ф. Портрет был написан для Третьяковской галереи, имел большой успех на Передвижных выставках 1872 и 1874 гг. Если фотопортреты больше говорят о натуре и характере Достоевского и особенно интересны физиономистам и психологам, то в графических работах, сделанных по этим снимкам, личные свойства не имеют принципиального значения: перед нами пророк и провидец, как бы вовсе лишенный житейских качеств. Правда, среди фотографий Достоевского выделяются снимки последних лет, «когда его лицо сделалось еще знаменательнее, еще глубже и трагичнее» Н. Лоренковича, 1878 и М. Панова, 1880.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий