Экспорт в Азию вырос на 10% (226 миллиардов долларов), а импорт на 40% (139 миллиардов долларов). Доля азиатских стран в товарообороте составила 69%, это на 20% больше, чем в прошлом году. Доля России в мировом экспорте продовольствия составляет 2,1%, а основные экспортные продукты — пшеница и подсолнечное масло. Деятельность Финансовые рынки Документы и данные О Банке России Сервисы.
Почему российский промышленный экспорт ушел в минус
Одним из ключевых факторов роста экспорта российской продукции являются страны-покупатели, которые проявляют повышенный интерес к качественным продуктам из России. Также следует отметить страны Азии, такие как Китай, Вьетнам и Монголия, которые становятся все более заинтересованными в российских продуктах. Важно отметить, что российская продукция завоевывает доверие и признание на мировом рынке благодаря своему качеству и соответствию международным стандартам.
Также зарубежные участники опроса обратили внимание на невысокий уровень доступности информации о российских товарах и условиях для их импорта. Больше новостей АПК — в нашем Telegram-канале.
Татьяна Кулистикова.
Причины роста экспорта российской агропродукции По мнению экспертов, на увеличение поставок продовольствия из России на мировой рынок повлияло два основных фактора. Главный состоит в успешном развитии российского агросектора. Благодаря эмбарго на поставки продукции из недружественных стран и государственной поддержке сельхозпроизводителей повысилась эффективность производства, оснащенность новыми технологиями, в отрасль потянулись частные инвестиции, появились излишки для формирования экспортных ресурсов.
При этом в кейсе предложений российских экспортеров не только традиционные зерно и растительное масло, но и другие виды продуктов. Тренд смещается в сторону производства экспортной продукции, готовой к употреблению, в том числе мясной и молочной групп. Во-вторых, в мире отмечается общий спрос на продовольствие и со стороны бедных стран, и со стороны богатых. Основная тенденция — рост потребления как сельхозсырья, так и качественных белковых, жировых и растительных продуктов высокого передела. В современных реалиях Россия переориентировала экспорт агропродукции на дружественные страны.
И это позволило в 2022 году расширить географию поставок мяса в 41 страну. А в 2023 году было получено право на поставку еще 9 видов продовольственных товаров в 5 стран. Кроме того, Правительство РФ проводило активную политику по снятию барьеров и фитосанитарных ограничений на вывоз продуктов. Для поиска новых рынков сбыта и лоббирования интересов российских сельхозпроизводителей на местном уровне работает сеть сельхозатташе. Итоги экспорта Зерно По данным агентства Bloomberg, благодаря высоким урожаям и низкой стоимости продукции Россия в 2023 году закрепила свое лидирующее положение на рынке пшеницы и может теперь диктовать минимальный уровень цен на зерно.
Как сообщает Росстат, сбор зерна в 2023 году составил 142,6 млн тонн. Пшеницы при этом собрано 92,8 млн тонн. Для стабилизации цен на внутреннем рынке Правительством РФ вводились временные ограничения на вывоз риса и твердой пшеницы. По данным Федеральной таможенной службы, поставка зерновых на внешний рынок в 2023 году превысила прошлогодние показатели. Основной объем отгрузок — дружественные страны: Тунис, Бразилия, Йемен, Танзания и др.
Возобновились поставки пшеницы в Индонезию с приличным годовым объемом в 11 млн тонн. Важным событием года стало исключение бодяка полевого из фитосанитарных ограничений Вьетнама на ввоз российской пшеницы, что ранее приводило к сокращению поставок.
Есть покупатели и партнеры, которые хотят и готовы покупать российское. Мы недавно провели большой опрос для форума "Сделано в России". Они либо уже нашли, либо понимают, как им искать новых покупателей. Они видят, что та продукция, которую они производят, конкурентоспособна по цене, качественным характеристикам, а также подходит покупателям по срокам и ритмичности поставок, объемам и т. Сегодня бизнес готов развиваться, готов жить дальше в новых условиях и не боится работать с рисками.
Этой силе предпринимательства надо дать все возможности и все меры поддержки. Какие меры поддержки сейчас наиболее востребованы у экспортеров? Насколько они эффективны? Вероника Никишина: Мы ведем активную работу по поддержке экспортеров на всех этапах экспортной сделки, и у каждой компании свои запросы на поддержку. Если брать государственную поддержку экспорта, программы Правительства, то, как я уже сказала выше, РЭЦ, как агент Правительства, на данный момент реализует 10 программ государственной поддержки, и эти программы пользуются высоким спросом у экспортёров. Здесь много примеров, мы получаем в прямом смысле слова тысячи заявок, по отдельным программам поддержки в этом году мы получили даже более 2000 заявок, по некоторым бюджет программы был исчерпан за половину установленного срока проведения отбора. Среди самых востребованных программ по итогам 2023 года - компенсация затрат на транспортировку сельскохозяйственной продукции и продукции промышленности, участие в деловых миссиях в рамках коллективных экспозиций Made in Russia, компенсация затрат на сертификацию продукции на внешних рынках.
А самые популярные услуги от РЭЦ - образовательные и аналитические услуги консультации по экспорту в отдельные страны, товарно-страновая аналитическая информация, База знаний экспортера новый цифровой продукт, включающий информацию по широкому набору тем, нетарифным барьерам и пр. В этом году мы провели более 140 консультаций для бизнеса по всем основным вопросам ВЭД - от особенностей отдельных рынков в том числе и таких, как Буркина-Фасо и Эквадор, например и стратегия продвижения на них до тонкостей деловой коммуникации и вопросов регистрации и сертификации. Это одна из самых востребованных услуг: ею воспользовались за год более 3 тысяч уникальных экспортеров. А более 7,5 тысячи уникальных компаний прошли обучение в Школе экспорта РЭЦ. За 9 месяцев объем продаж в нацмагазинах более чем в 3 раза превысил показатель за весь 2022 год и составил порядка 800 млн рублей. Чем помогаете небольшим компаниям? Вероника Никишина: Мы видим существенный рост спроса на экспортную поддержку МСП, изменение его структуры и стараемся максимально оперативно реагировать на запросы бизнеса.
Поиск, в широком смысле этого слова, включает в себя такие меры поддержки, как участие в выставках и бизнес-миссиях за рубежом, организацию B2B переговоров, размещение продукции на маркетплейсах. География - 18 приоритетных, "теплых" для экспортеров стран. И результат - заключены экспортные контракты на сумму свыше 16 млрд рублей. В том числе, например, помогли частной пивоваренной компании выйти на поставки в Индию и Иран, производителю гастроэнтерологического оборудования - выйти в Турцию благодаря выставке Expomed. Был и кейс, когда наш производитель АПК на бизнес-миссии вышел на контракт на сумму 1 млрд рублей. Отмечу, что МСП в целом - это значимый драйвер экспорта. В прошлом году малые и средние компании поставили товаров ННЭ на 46 млрд долл.
То есть каждый пятый доллар несырьевого неэнергетического экспорта обеспечен компаниями именно МСП сегмента. Для чего эта гонка российским экспортерам? Конечно, китайский рынок - крайне перспективный для российских товаров, стратегически важный в условиях внешнего давления. Однако он отличается очень жесткой конкуренцией, присутствуют все ключевые транснациональные компании. Сейчас, особенно после открытия китайского рынка и снятия ковидных ограничений, рынок Китай вызывает колоссальный интерес у экспортеров, и РЭЦ ведет активную работу по продвижению российского экспорта в Китай. Планируем масштабно выводить российских экспортеров в Китай. Ведется работа и над снятием барьеров: например, в этом году на рынок наконец-то получили доступ наши производители свинины, это большой прорыв.
РЭЦ присутствует на ключевых деловых площадках Китая, организует экспозицию под брендом "Сделано в России" для участия российских компаний в крупнейших выставках Китая, а также организует многоотраслевые и узкоспециализированные бизнес-миссии. РЭЦ также организовал деловые миссии в сфере рыбной промышленности в КНР и в сфере промышленного оборудования в рамках Международной китайской выставки импортных товаров и услуг. На предстоящий год также запланированы ряд мероприятий China International Import Expo и деловая миссия в сфере сельского хозяйства в рамках выставки World Agricultural Expo. Учитывая тенденции развития электронной торговли, РЭЦ c 2019 года реализует программу развития сети национальных магазинов российских товаров в Китае. Всего РЭЦ открыл 24 национальных магазина под брендом Made in Russia на ключевых зарубежных маркетплейсах. Это онлайн супермаркеты, где иностранный потребитель может купить все необходимое: например, сладости, бытовую химию, косметику, даже уголь для мангала. Всего представлена продукция более 700 компаний, и мы продолжаем расширяться.
В этом году бренд "Сделано в России" зазвучал по-новому. Насколько востребована поддержка продвижения именно под общим знаменем? Вероника Никишина: Всё упирается в узнаваемость и репутацию. Их отсутствие - один из самых сильных барьеров для роста продаж нашей продукции в других странах. Мировой опыт показывает, что продвигать продукцию намного эффективнее под зонтиком "Сделано в" такой-то стране. Вы продвигаете не только сам товар, но и транслируете культурный код страны, определенные ценности. За рубежом во многом сохраняется стереотипное и архаичное восприятие России и продукции, которую она может предложить, особенно на фоне постоянно усиливающейся конкуренции.
Без изменения этого образа, наполнения его новыми современными смыслами, которые отвечали бы реальной ситуации, осуществить такой рывок просто невозможно. Наша цель - сделать так, чтобы российскую продукцию потребители на новых рынках узнавали сразу. Основное условие участия в программе для бизнеса - прохождение добровольной сертификации "Сделано в России", которая подтверждает улучшенные характеристики продукции по 4 направлениям: надежность, экологичность, органическое происхождение, уникальность. За год отечественные производители из самых разных отраслей получили сертификат "Сделано в России" уже более чем на тысячу товаров. Так создается пул активных компаний, которые задают планку качества продукции для продвижения на внешних рынках.
Что экспортирует Россия кроме нефти и газа?
ФТС оценила объем внешней торговли России - Финансы | Бизнес - 20 июля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - |
Почему Россия не использует против Запада титановое оружие | Экспорт в Азию вырос на 10% (226 миллиардов долларов), а импорт на 40% (139 миллиардов долларов). Доля азиатских стран в товарообороте составила 69%, это на 20% больше, чем в прошлом году. |
Сальдо внешней торговли России сократилось в 2023 году в 2,4 раза | Санкции помогли России увеличить экспорт нефти и поставить рекорд внешней торговли. |
ФТС назвала лидеров российского экспорта за десять месяцев - 15.12.2023, ПРАЙМ | новости, фтс россии, экспорт, удобрения. |
Трамплин в Азию: раскрыт объем российской внешней торговли за 2023 год
Российский рынок в полной мере насыщен отечественными продуктами. Россия является крупнейшим экспортером зерна и сейчас стала крупным поставщиком мяса на мировой рынок: в 2022 году его экспорт достиг рекордных 650 тысяч тонн, превысив импорт, рассказал на встрече с премьером Мишустиным глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. Сокращение или остановка российского экспорта приведёт к росту цен и снижению урожаев сельхозпродукции с резким подорожанием продовольствия, отметили в ведущей мировой гуманитарной организации «Всемирная продовольственная программа (ВПП) ООН».
Что продает Россия на мировом рынке 2023
Россия нарастила экспорт золота в Гонконг в 7,5 раза. Россия увеличила объем экспорта золота в Гонконг в 7,5 раза по итогам января-сентября 2023 года — до 33,72 миллиарда гонконгских долларов (около 4,3 миллиарда долларов США). Россия является крупнейшим экспортером зерна и сейчас стала крупным поставщиком мяса на мировой рынок: в 2022 году его экспорт достиг рекордных 650 тысяч тонн, превысив импорт, рассказал на встрече с премьером Мишустиным глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. РФ, нарастившая экспорт товаров в прошлом году до 591,5 миллиарда долларов, поднялась за год на две строчки среди крупнейших экспортеров в мире и заняла 10-е место. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на сведения национальных статистических служб. Тенденции на мировых рынках, полный список стран по объемам экспорта. В частности, под ограничения попали поставки оборудования на российский рынок, которое занимает основную долю в структуре импорта России, отмечает она.
Путин поручил вытеснять импорт за счет конкуренции
Экспорт российской рыбы за 2023 год расширили на 18 стран | Новости рынков. Аналитика и Прогнозы. |
От пеньки до лазера. Чем ещё, кроме нефти и газа, торгует Россия? | Аргументы и Факты | Также на рост стоимостного объема импорта могли повлиять и глобальная инфляция, и рост транзакционных издержек при смене поставщиков и маршрутов торговли, считают специалисты. |
Топ экспорта и импорта России: подробный обзор 2024 | Среднемесячные показатели экспорта и импорта России товаров в первом полугодии 2023 года вернулись к уровням двухгодичной давности, следует из анализа РИА Новости данных ЦБ РФ. |
Российская продукция покоряет мировые рынки: динамика экспорта в 2023 году - новости аквакультуры | Российский рынок в полной мере насыщен отечественными продуктами. |
Что продает Россия на мировом рынке 2023
Подобного комплекса преимуществ на мировом рынке найти не удалось. Кстати, есть данные, что и Boeing, вопреки санкциям, закупал титан в России. Новости рынков. Аналитика и Прогнозы. новости, фтс россии, экспорт, удобрения. Экспертами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» был подготовлен доклад, рассматривающий нынешнее состояние российского несырьевого экспорта, а также перспективы участия России в конкуренции на мировых постиндустриальных рынках. Импорт в Россию из Европы сократился за девять месяцев 2023 года на 8,7% год к году (более показательным должно быть сравнение с периодом январь-сентябрь 2021 года), доля Европы сократилась с 35,9 до 27,7%. Доля Азии увеличилась с 55 до 65%.
Вероника Никишина: Россия переориентировала экспорт сырья и несырьевой продукции низких переделов
Примечательно, что показатели экспорта в декабре 2023 года приблизились к пиковым уровням, зафиксированным в декабре 2021 года, что свидетельствует о потенциальном восстановлении мирового спроса на российские товары. С другой стороны, импорт также увеличился и достиг 28 204 миллионов долларов США в декабре, превысив показатели ноября 24 591 миллион долларов США. Несмотря на этот рост, среднегодовой импорт остался на уровне 15 136,67 миллиона долларов, что свидетельствует о сохранении зависимости от импортных товаров для удовлетворения внутренних потребностей. Эти тенденции подчеркивают динамичность российской торговли и ее взаимосвязь с мировыми рынками. Основные статьи экспорта России В структуре российского экспорта преобладают сырьевые товары. Доходы от продажи нефти, нефтепродуктов и природного газа играют ключевую роль в обеспечении экономики страны, составляя почти половину федерального бюджета России. Основные статьи экспорта страны включают широкий спектр товаров, при этом топливно-энергетические товары составляют большую часть — 63 процента от общего объема поставок, а основными поставщиками являются неочищенная нефть и природный газ.
Поиск, в широком смысле этого слова, включает в себя такие меры поддержки, как участие в выставках и бизнес-миссиях за рубежом, организацию B2B переговоров, размещение продукции на маркетплейсах. География - 18 приоритетных, "теплых" для экспортеров стран. И результат - заключены экспортные контракты на сумму свыше 16 млрд рублей. В том числе, например, помогли частной пивоваренной компании выйти на поставки в Индию и Иран, производителю гастроэнтерологического оборудования - выйти в Турцию благодаря выставке Expomed. Был и кейс, когда наш производитель АПК на бизнес-миссии вышел на контракт на сумму 1 млрд рублей.
Отмечу, что МСП в целом - это значимый драйвер экспорта. В прошлом году малые и средние компании поставили товаров ННЭ на 46 млрд долл. То есть каждый пятый доллар несырьевого неэнергетического экспорта обеспечен компаниями именно МСП сегмента. Для чего эта гонка российским экспортерам? Конечно, китайский рынок - крайне перспективный для российских товаров, стратегически важный в условиях внешнего давления.
Однако он отличается очень жесткой конкуренцией, присутствуют все ключевые транснациональные компании. Сейчас, особенно после открытия китайского рынка и снятия ковидных ограничений, рынок Китай вызывает колоссальный интерес у экспортеров, и РЭЦ ведет активную работу по продвижению российского экспорта в Китай. Планируем масштабно выводить российских экспортеров в Китай. Ведется работа и над снятием барьеров: например, в этом году на рынок наконец-то получили доступ наши производители свинины, это большой прорыв. РЭЦ присутствует на ключевых деловых площадках Китая, организует экспозицию под брендом "Сделано в России" для участия российских компаний в крупнейших выставках Китая, а также организует многоотраслевые и узкоспециализированные бизнес-миссии.
РЭЦ также организовал деловые миссии в сфере рыбной промышленности в КНР и в сфере промышленного оборудования в рамках Международной китайской выставки импортных товаров и услуг. На предстоящий год также запланированы ряд мероприятий China International Import Expo и деловая миссия в сфере сельского хозяйства в рамках выставки World Agricultural Expo. Учитывая тенденции развития электронной торговли, РЭЦ c 2019 года реализует программу развития сети национальных магазинов российских товаров в Китае. Всего РЭЦ открыл 24 национальных магазина под брендом Made in Russia на ключевых зарубежных маркетплейсах. Это онлайн супермаркеты, где иностранный потребитель может купить все необходимое: например, сладости, бытовую химию, косметику, даже уголь для мангала.
Всего представлена продукция более 700 компаний, и мы продолжаем расширяться. В этом году бренд "Сделано в России" зазвучал по-новому. Насколько востребована поддержка продвижения именно под общим знаменем? Вероника Никишина: Всё упирается в узнаваемость и репутацию. Их отсутствие - один из самых сильных барьеров для роста продаж нашей продукции в других странах.
Мировой опыт показывает, что продвигать продукцию намного эффективнее под зонтиком "Сделано в" такой-то стране. Вы продвигаете не только сам товар, но и транслируете культурный код страны, определенные ценности. За рубежом во многом сохраняется стереотипное и архаичное восприятие России и продукции, которую она может предложить, особенно на фоне постоянно усиливающейся конкуренции. Без изменения этого образа, наполнения его новыми современными смыслами, которые отвечали бы реальной ситуации, осуществить такой рывок просто невозможно. Наша цель - сделать так, чтобы российскую продукцию потребители на новых рынках узнавали сразу.
Основное условие участия в программе для бизнеса - прохождение добровольной сертификации "Сделано в России", которая подтверждает улучшенные характеристики продукции по 4 направлениям: надежность, экологичность, органическое происхождение, уникальность. За год отечественные производители из самых разных отраслей получили сертификат "Сделано в России" уже более чем на тысячу товаров. Так создается пул активных компаний, которые задают планку качества продукции для продвижения на внешних рынках. Зарубежные рынки очень разные, но под каждую отрасль, под каждую страну, которую мы считаем перспективной для развития торгово-экономических отношений, мы используем свои инструменты "Сделано в России" и обеспечиваем индивидуальный, таргетированный подход к продвижению на каждом рынке под зонтиком нашей "птички". Куда будет двигаться РЭЦ?
Поделитесь планами. Вероника Никишина: Мы верим, что для российских товаров и услуг нет границ. И РЭЦ продолжит оказывать полную поддержку российским компаниям на пути к внешним рынкам в меняющихся реалиях. Куда мы идем и к чему мы готовимся? Наша система поддержки экспорта, принципы работы этой инфраструктуры десятилетие выстраивались в логике универсальных мировых правил торговли, предполагающих открытую конкуренцию и соблюдение всеми игроками правил в отношении друг друга.
Мы создавали возможности для экспортеров, ориентированные на опережающий рост объема ННЭ на мировые рынки. Но реалии сегодня быстро меняются, и внешнеэкономическая стратегия России, и система поддержки экспорта, и мотивации компаний должны этому соответствовать. В будущем вместо "мирового рынка" наши компании должны целиться в частично связанные рынки региональных и мегарегиональных коалиций. Первый сигнал для такого изменения - мы видим, что крупнейшие страны все более и более широко применяют внеэкономические рычаги, санкции для недобросовестной конкуренции на внешних рынках. Это не случайность, условия внешнеэкономического взаимодействия действительно сильно меняются под влиянием ряда трендов.
Первый тренд - появление на глобальном рынке новых "суперэкономик", выступающих региональными центрами притяжения торговых, производственных и финансовых связей, а также способных отстаивать более справедливый миропорядок и уважение норм международного права. В последнее время в этот перечень вошли Индия и Бразилия, на подходе - Индонезия, Турция, крупнейшие арабские страны. Эти страны по мере роста понимают свое уязвимое положение в мировой торговле, технологиях, инфраструктуре, хотят укреплять экономический и технологический суверенитет. Второй тренд - рост использования технологий как инструмента контроля в целях закрепления лидерских позиций на рынках. Применение новых технологий ведет к стремительному изменению облика экономики за счет развития следующих направлений: цифровизация и искусственный интеллект в том числе новые способы вычислений, обработки, передачи и хранения данных , космический сервис в том числе телекоммуникация, интернет, мобильная связь , биомедицинские технологии, электротранспорт в том числе развитие накопителей энергии , беспилотный транспорт.
В развитии и внедрении вышеперечисленных технологий многие страны видят новый источник экономического роста, а в их экспорте - укрепление мировой конкурентоспособности. При этом в основе - сквозные технологии, контроль над которыми в странах коллективного Запада, которые пытаются ограничить потенциал и возможность других стран самостоятельно разрабатывать и внедрять новые технологии - с помощью введения торгово-технологических, и санкционных ограничений, "технологического протекционизма".
Растут стоимость фрахта судов и их страховка Финансовые риски и риски безопасности, связанные с торговлей с Россией, и усугубляемые проблемами судоходства в Черном море, увеличивают стоимость фрахта для Москвы и вынуждают ее использовать более старые и маленькие суда, которыми управляют менее известные судоходные операторы, сообщает Reuters. По словам источников, ситуация вызывает сомнения в том, сможет ли Россия поддерживать рекордные темпы экспорта, а, если нет, это может привести к росту мировых цен на пшеницу. В прошлом году Россия экспортировала рекордный объем пшеницы на судах, зафрахтованных у международных компаний и трейдеров. Однако в последние несколько месяцев России пришлось все больше полагаться на «теневой флот» из старых судов, обычно эксплуатируемых компаниями, базирующимися в Турции и Китае, сообщили три источника в судоходной отрасли.
Эксперты отмечают, что количество запросов на фрахт в июле удвоилось по сравнению с тем же месяцем прошлого года. А в то же время, западные судоходные группы сообщили агентству, что прекратили сотрудничество с Россией после начала СВО в Украине. После прекращения «зерновой сделки» и Россия, и Украина, как известно, предупредили, что все суда, направляющиеся в порты друг друга, могут рассматриваться как законные военные цели, что, по словам трех источников в морском страховании, стало еще одним ударом рынку зерна. Страхование судов, направляющихся в российские черноморские порты, в настоящее время обходится в десятки тысяч долларов в виде дополнительных ежедневных взносов, сообщили три источника, причем ставки выросли после атак России на другие водные пути Украины через Дунай в последние дни и реакции на них Киева.
В стране есть собственные площадки: крупнейшие маркетплейсы Americanas 129 млн и Casas Bahia 83 млн. Чтобы начать продавать без посредников, стоит адаптировать сайт интернет-магазина, предложив онлайн-покупателям версию на испанском и португальском языках.
При выходе в страны Латинской Америки необходимо помнить о возможных налогах и таможенных пошлинах в стране назначения. Безусловными лидерами остаются Мексика и Бразилия. Для экспортеров, которые фокусировались на рынок США, - этот регион является прекрасной возможностью расширить бизнес. Покупательские предпочтения тут схожи и, если товар пользовался хорошим спросом на Amazon или Ebay, стоит попробовать разместить его и на местных маркетплейсах. Африка По прогнозам Международной торговой палаты, количество онлайн-покупателей в регионе к 2025 году превысит 500 млн человек. Среди всех континентов именно в Африке - самая большая доля молодого населения.
Учитывая экономические и демографические тенденции, в ближайшие десять лет рынок товаров и повседневных услуг тут будет развиваться быстрее других регионов. Локальные производители не смогут так быстро удовлетворить внутренний спрос. Это даёт российским экспортерам возможность занять существенную долю рынка.