Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) назвала «откровенной ложью» сообщения об ограничении допуска СМИ на голосование по Конституции. По мнению экспертов НОМ, такое постепенное развитие нормативно-правовой базы ДЭГ позволяет избежать трудно исправимых ошибок и не дает ДЭГ увязнуть в нормах, не учитывающих специфику именно электронного голосования. Представитель ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) 15 сентября побывал в Белгороде и встретился с председателем облизбиркома.
В Югре представили доклад НОМ о деятельности института общественного наблюдения
В 60 субъектах было применено видеонаблюдение. Общественный контроль за голосованием осуществляли более 56 тыс. Ассоциация констатировала: «Ход избирательной кампании продемонстрировал политическое многообразие и публичную состязательность кандидатов, партий, их предвыборных программ. Главной особенностью избирательного цикла ЕДГ — 2020 стала высокая политическая конкуренция на всех уровнях выборов, рост политической активности и расширение партийной палитры в год, предшествующий выборам депутатов Госдумы.
Новые партии — дебютанты профессионально подошли к ведению избирательной кампании и, как показали результаты выборов в ряде регионов, смогли найти своего избирателя. На региональных выборах в бюллетенях было представлено рекордное число партийных списков в электоральной истории современной России — 8,4 в среднем на регион на выборах в законодательные собрания. Абсолютным рекордом партийного представительства в региональном законодательном собрании по итогам кампании стало прохождение семи политических партий в Рязанскую областную Думу».
И в этой открытости и прозрачности мы все сегодня заинтересованы. Профессор ВГУИТ, доктор политических наук, эксперт Общественного штаба Роман Савенков: - Наблюдение за процедурой голосования требует не только юридических знаний, но и психологической подготовки по урегулированию конфликтов, а также мужества требовать от участников голосования соблюдения всех правовых процедур. Этому нужно специально учиться.
Для обучения была разработана единая федеральная методическая программа на полный день, включающая большое количество практических и интерактивных модулей. Очевидно, что лекциями и рассказами навыку наблюдения не обучишь. Усилиями Общественной палаты Воронежской области была сформирована команда тренеров по подготовке общественных наблюдателей на выборах Президента РФ из разных общественных сфер: университета, НКО, юридических компаний...
В результате почти 5 тыс. Пять тысяч пар глаз на 1700 участках области в дни голосования — это серьезная армия на страже интересов граждан. Иногда события и факты подаются в искаженном виде.
Мониторинговая группа общественного штаба по наблюдению за выборами отслеживает публикации в СМИ и социальных сетях и передает их на правовую оценку юридической группе. Опровержение фейков и недостоверной информации - одна из важнейших задач Штаба.
Мы всегда готовы к конструктивной критике. Первый проректор Уральского федерального университета им. Таким событием станут и выборы, поэтому, чтобы минимизировать негатив, нужно подходить к ним, в том числе, и с точки зрения ивент-менеджмента. Подводя итог своему визиту в Свердловскую область, Александр Брод высоко оценил готовность региона к осенним выборам: — Вашему региону я могу поставить твердую четверку, с учетом, что за ближайшие полтора месяца область сможет нарастить обороты. Я считаю, что все возможности у региона есть: открытость Избирательной комиссии Свердловской области, взаимодействие общественников, политических партий, тесное сотрудничество со СМИ, авторитет экспертов. Это все работает на общую картину хорошо организованной избирательной кампании.
Пока у нас сейчас только один серьезный инцидент произошел», - констатировал Спесивов. А вот что пишут наблюдатели с мест. Хочу отметить тенденцию на сегодня среди прибывающих избирателей: много людей старшего поколения спешат воспользоваться своим гражданским правом, но молодые люди тоже не отстают. Все понимают, что результат зависит от каждого голоса». Общественный наблюдатель из поселка Лысые Горы Екатерина Султанхузина отмечает: «В этом году я являюсь общественным наблюдателем на выборах. Это уже не первый мой опыт, я хорошо знаю, как устроена избирательная система, что можно делать наблюдателю, что нельзя. Я осознаю, что наблюдатель - это важная роль, ведь я помогаю осуществлять прозрачные выборы. Сегодня второй день голосования.
Общественники помогут выполнить задание Путина по выборам
Политический смысл высокой явки — это голосование граждан России за перспективу стратегической победы России, олицетворением которой выступает президент РФ В. Дополнительным мотиватором активного голосования в Нижегородской области было адресное, персонализированное видеообращение губернатора Г. Никитина: ссылка на ролик приходила на смартфон избирателя, в открываемом ролике губернатор обращается к избирателю по имени или по имени отчеству и говорит о важности участия в голосовании, приглашает принять участие в выборах президента РФ. Столь персонализированное, живое видео-обращение главы региона было использовано впервые. Во-вторых, необходимо обратить внимание на волну дезинформации избирателя, которую генерировали СМИ недружественных стран и иностранные агенты на территории России.
Мы делаем замечание представителю комиссии, чтобы оперативно и в короткие сроки решить проблему. Наши «коллеги» устраивают из этого скандалы», — заявил он, отметив, что независимый общественный контроль важно развивать и в медийной плоскости. В свою очередь эксперты-политологи высоко оценили весь комплекс инициатив по обучению членов избирательных комиссий. Того, что сделано в последнее время для организации качественного общественного наблюдения все еще недостаточно. Давным-давно пора, сделать следующий шаг, чтобы прекратилось это безобразие, когда мошенники, которые вовсе не ставят своей целью чистоту выборов, а наоборот изобретают способы провокации, способствуют делигитимации, мешают волеизъявлению граждан, дискредитируют государство, власть, политическую систему и действуют в интересах политических иностранных заказчиков, имеют право что-то у нас в России наблюдать. Давно ясно, что эти индивиды никакими наблюдателями не являются, они — солдаты информационной войны, а это место должно быть в полной мере занято корпусом абсолютно независимых, профессиональных, сертифицированных наблюдателей, которые прошли все необходимые уровни обучения, знают закон и практически отработали свои навыки», — считает политолог Олег Матвейчев.
Поскольку независимое общественное наблюдение — ключевой элемент общественного контроля за выборами, задачу взяли на себя общественные палаты и профильные некоммерческие организации, такие как ассоциация «Независимый общественный мониторинг». Уже известно, что к этой работе, организуемой отдельно от обучения членов избиркомов, привлекаются серьезные специалисты в области избирательного права и практики, что должно сделать общественное наблюдение на выборах-2021 действенным инструментом контроля за соблюдением избирательных прав граждан и гарантировать легитимность выборов», — отмечает эксперт. Член Общественной палаты Российской Федерации Азамат Тлисов заявляет, что эта работа позволила снять, с одной стороны, недоверие к институту выборов, с другой — оградить от различного рода нарушений и возможных спекуляций. Совершенно понятно, что какие бы сложности в прошлом наблюдателям не удалось успешно пройти, изменения в законодательстве требуют актуализации тех знаний, которые у них есть, также специалистам необходимо регулярно практиковаться. А без системного обучения обеспечить должный уровень компетенции команды наблюдателей будет сложно», — отмечает член ОП РФ. Большинство ошибок члены избиркомов совершают не по злому умыслу, а из-за недостатка необходимых знаний и навыков. Обучение поможет это минимизировать.
Об этом в Едином информационном центре в Казани сообщил председатель исполнительного комитета татарстанского отделения Ассоциации юристов России Тимур Какохо. Ассоциация независимого общественного мониторинга имеет мобильное приложение НОМ-24 Независимый общественный мониторинг , где каждую минуту публикуется информация. Любой человек может зайти на этот портал, посмотреть и проверить информацию. Благодаря мобильному приложению наблюдатели могут проверить свои знания избирательного законодательства и ответить примерно на 30 вопросов», — объяснил он.
На стадии попытки совершения выявлено два нарушения в части провокации незаконной агитации и заполнения 14 бюллетеней — материалы направлены в правоохранительные органы, — пишет Лукаш на своей странице в Facebook. Выявленные нарушения на результаты голосования не повлияли, заверил эксперт. По мнению Лукаша, прошедшие выборы продемонстрировали высокий уровень чистоты и прозрачности.
Воронежские эксперты высказались об опасности фейк-ньюз накануне выборов
Всего, по словам федерального координатора Ассоциации НОМ Алексея Пескова, на середину первого дня на Карту пришло более 4,5 тысячи сообщений от наблюдателей. Абсолютное большинство сообщений, поступающих на "Карту", носит информационный характер", - пояснил он. Эксперт отметил, что большинство сообщений проблемного характера относятся к вопросам незаконной агитации - каждый случай эксперты центра также разбирают и отслеживают.
А та обратная связь от общественных наблюдателей, которую мы получаем на всех этапах подготовки и после завершения самого процесса является тому подтверждением», — рассказала Алсу Маганова. Именно югорчане, отметила председатель, являются свидетелями того, что происходит в этот период и как осуществляется работа.
А устойчивость механизмов общественного контроля позволяет успешно отражать информационные атаки со стороны недружественных государств. Общественный мониторинг на выборах в Ханты-Мансийском округе проводится не первый год, и региональная Общественная палата была первопроходцем этого процесса, отметил модератор встречи, член ОП региона Владимир Меркушев. Уверен, доклад будет полезен нашим коллегам, потому что наблюдением в первую очередь занимается Общественная палата, и эксперты НОМ подчеркивают, что на общественников ложится существенная функция по подтверждению легитимности выборов и соблюдению прав наших граждан», — сказал Владимир Меркушев. Далее слово было предоставлено эксперту Независимого общественного мониторинга Станиславу Розенко, который озвучил основные тезисы доклада.
Они рассмотрели истоки становления этого института, Прежде всего критически осмыслен имеющийся опыт к настоящему времени и высказаны предложения по развитию общественного наблюдения в будущем», — рассказал Станислав Розенко. Создание общественного контроля отвечало потребностям российского государства и общества, отметил эксперт. Когда создавался этот институт, к выборам в России высказывались различные претензии и возникла необходимость утверждения легитимности избирательного процесса в нашей стране. В этот процесс были вовлечены широкие слои населения, ставка была сделана на регионы и молодежь.
Тот общественный контроль, который был в 2018-2020-ых годах и то, что имеет место быть сейчас — это качественно разные явления. Была показана легитимность российских выборов. Общественная палата в этой работе выступила в качестве того, кто объединяет российское общество и политические партии.
Именно оно окажется в прицеле тех, кто в столь непростое для России время будет пытаться влиять на граждан, распространяя фейковую информацию о кандидатах, а особенно о работе избирательных комиссий и процессе голосования. Элла Памфилова, председатель Центральной избирательной комиссии РФ, неслучайно заявила о необходимости оградить избирательную систему РФ «от всех внешних и внутренних угроз… Четко прогнозируем, что этот уровень интенсивности, напряженности, изощренности действий, направленных на дискредитацию выборов президента-2024, будет беспрецедентным».
Всей мощью информационно-пропагандистская «машина» недружественных стран уже сегодня, на стадии выдвижения кандидатов, формирует общественное мнение, что российские выборы недемократичны. На мой взгляд, единственное средство, «Наш ответ Чемберлену», - ответственное отношение каждого к участию в выборах Президента России. И дело здесь не только в том, кого мы, россияне, изберем, но и в том, что каждый голос — это забота об авторитете нашей Отчизны. Антон Бурлуцкий, помощник ректора ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», медиа-специалист: - Согласно докладу Ассоциации «Независимый общественный мониторинг», на выборах Президента РФ в 2024 году ожидается широкое применение инновационных технологий, опробованных за последние 5-7 лет. По данным ЦИК, на 1 июля 2023 года численность избирателей в России без учета избирателей в новых регионах составляет свыше 110 млн человек из них около 2 млн проживает за пределами РФ.
Выборы продлятся три дня — с 15 по 17 марта. Но если практика трехдневного голосования стала уже привычной, то голосование без открепительных удостоверений — важное нововведение. По заявлению Председателя избирательной комиссии Оренбургской области Евгении Ивлевой на пресс-конференции 19 декабря 2023 года, жителям нашего региона предстоит голосовать в привычной форме — на участках и на дому по предусмотренным законодательством обстоятельствам. Выборы в России остаются высокотехнологичными с точки зрения видеоконтроля. В марте 2024 года видеонаблюдение будет применяться в помещениях для голосования участковых и территориальных избирательных комиссий, а также в ТИКах дистанционного электронного голосования.
Важно, что фото- и видеосъемку могут вести только аккредитованные СМИ и наблюдатели. При Общественной палате РФ традиционно действует Координационный Совет по общественному контролю за голосованием. Здесь обсуждают вопросы избирательного законодательства и правоприменения, готовят предложения и рекомендации по совершенствованию избирательных процедур на основании экспертного мнения. Приоритетным направлением в ходе подготовки к президентским выборам является обучение общественных наблюдателей, реализуемое в форме семинаров, вебинаров, мастер-классов. Базой для подготовки общественных наблюдателей является «золотой стандарт» наблюдения, подготовленный в Общественной палате.
Общественные штабы по наблюдению за выборами, создававшиеся в большинстве регионов России, действуют как постоянные центры координации общественного контроля и наблюдения. Но, похоже, еще более пристально, чем наши наблюдатели, за выборами будет наблюдать Запад. В октябре 2023 года Парламентская ассамблея Совета Европы обратилась с призывом к государствам — членам Совета Европы не признавать легитимность власти Владимира Путина в случае его избрания Президентом Российской Федерации в 2024 году. Отметим, что срок окончания полномочий Владимира Путина — 7 мая 2024 года.
Проверка всех сообщений была многоуровневой: в эту работу включались наблюдатели на местах, центры видеонаблюдения, эксперты Ассоциации НОМ и общественные штабы", — заявила Булгакова. Как подчеркнул председатель Координационного совета при Общественной палате по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев, выборы депутатов Госдумы прошли в острой конкурентной борьбе и при наличии электоральной интриги.
Авторы доклада отмечают, что подтверждением тренда на политическое многообразие является тот факт, что в российский парламент нового созыва прошло пять политических партий. Работали на выборах и международные эксперты - они высоко оценили организацию выборов", — заявил Григорьев. Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, эксперт НОМ Владимир Шаповалов заявил, что за всю историю выборов такого высокого уровня зарубежного вмешательства, как на думской кампании, зафиксировано не было.
Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) проверила готовность Кузбасса к выборам
В Общественной палате Хакасии обсудили тезисы доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024г.: итоги общественного наблюдения». Впервые технологической основой наблюдения на предстоящих президентских выборах станет портал «Национальный общественный мониторинг» (). В Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» отметили важность работы наблюдателей на выборах. Автор Редактор / Новости. Международные эксперты из Италии, Франции, Грузии, Ирана, Кении, Уганды и других государств посетили экспертный центр «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) и мониторинговой рабочей группы Совета при президенте РФ по развитию. В преддверии выборов Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» подготовила доклад «Общественное наблюдение на выборах Президента России-2024. Система общественного наблюдения НОМ обеспечила оперативное реагирования на акты дезинформации, касавшиеся процедуры голосования.
Описание приложения
- Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) проверила готовность Кузбасса к выборам
- НОМ представил доклад об институционализации общественного контроля на выборах
- Официальные события
- Эксперты ассоциации НОМ представили проект рекомендаций к будущим выборам
Эксперты ассоциации НОМ представили проект рекомендаций к будущим выборам
В Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» отметили важность работы наблюдателей на выборах. Ассоциация НОМ (ИНН 9702002703) Москва реквизиты и контактные данные организации. Юридический адрес, руководство, учредители и другие данные на Rusprofile. Добро пожаловать в мобильное приложение «Независимый общественный мониторинг»! Автор Редактор / Новости. Международные эксперты из Италии, Франции, Грузии, Ирана, Кении, Уганды и других государств посетили экспертный центр «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) и мониторинговой рабочей группы Совета при президенте РФ по развитию. Впервые технологической основой наблюдения на предстоящих президентских выборах станет портал «Национальный общественный мониторинг» ().
За два дня на саратовских выборах мониторинг НОМ выявил одно нарушение
Может быть, это и не самое важное косвенное подтверждение тому, что власти начали гонку за три месяца до официальной даты, но значительное. Потому что оно показывает, какие технологии еще будут дорабатываться, а какие — станут применяться в уже отработанном виде. Это, например, как ДЭГ, так и надомное голосование и экстерриториальные участки, которые в рамках ЕДГ-2023 показали, что они дают результат. Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «По всем признакам президентская кампания стартовала в публичной сфере, что видно и по высказываниям президента, и по выступлениям лидеров думских фракций, и, конечно, по этому докладу НОМ. По сути дела, дискуссия уже идет и по кандидатам, и по механизмам проведения кампании». По его мнению, сомнительные электоральные процедуры, которые в том числе активно критикует и КПРФ, останутся. Защита имиджа выборов будет идти посредством дискредитации партийных наблюдателей, ведь Запад и ЕСПЧ нам уже не указ. Конечно, лучшей защитой выборов была бы их законность и честность их проведения, открытость и демократичность. Но проще использовать против критиков и имеющиеся инструменты вроде признания иноагентами, и возможные новые — какой-нибудь закон «о дискредитации выборов» или «против распространения фейков о выборах», — подчеркнул Обухов. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что на этот счет нечего и гадать, «общественных наблюдателей станет больше в 2024 году просто потому, что это будут не партийные выборы».
Отдельное место в Докладе занимает тема уточнения порядка проведения выборов федерального уровня в условиях действия правового режима военного положения на части территории Российской Федерации, об обеспечении основных гарантий избирательных прав граждан в новых субъектах Российской Федерации, возможности его реализации в условиях проведения СВО. Сложившаяся мировая ситуация противостояния ряда стран и их сателлитов, а также продолжающиеся недружественные действия в отношении граждан России, проживающих за рубежом, вызвали необходимость скорректировать условия проведения голосования за пределами Российской Федерации. Согласно поправкам, на избирательных участках, организованных за пределами территории Российской Федерации, время начала и окончания голосования, его продолжительность могут быть изменены по решению руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения, если проведение голосования может представлять угрозу жизни и здоровью российских граждан. В докладе разъясняется нецелесообразность использования ДЭГ за пределами РФ: в условиях развязанной Западом гибридной войны и попыток дестабилизации выборного процесса, возникающие многочисленные информационно-технологические риски существенно перевешивают плюсы такого решения. Тем более, необходимость данного решения вызывается тем фактом, что в отдельных зарубежных странах отказались от использования ДЭГ по причинам безопасности собственной политической системы и соблюдения принципа тайности при голосовании, признавая уязвимость такой системы голосования. Особое внимание Доклад уделяет утвержденным правовым документам и принятым соответствующим решениям об ограничении на территории Российской Федерации доступа к информационным ресурсам, принадлежащим организациям, признанным экстремистскими, последовательно нарушающих законодательство, распространяя недостоверную информацию. Отдельно в Докладе упомянут ряд изменений, внесенных в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» в соответствии с общими принципами избирательного законодательства в части прав и полномочий участников избирательного процесса, направленных на обеспечение общественного порядка в помещениях для голосования и соблюдение принципа тайны голосования при сохранении необходимого инструментария общественного контроля. Изменения, внесенные в законодательство о выборах Президента Российской Федерации, обоснованы общим развитием избирательного законодательства России. В них присутствуют ранее не применявшиеся нормы, предназначенные специально для данных выборов. Свое правовое закрепление получили уже зарекомендовавшие себя в ходе проведения выборов различного уровня формы волеизъявления граждан, практики обеспечения прозрачности избирательных процедур.
Действия законодателей укрепляют единое правовое пространство в сфере организации и проведения выборов. Артур Аллагулов, заведующий кафедрой педагогики и социологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор: - В докладе охарактеризована правовая база подготовки и проведения выборов, определена готовность избирательной системы и системы общественного контроля, анализируется применение электоральных технологий, выявлены риски и угрозы внешнего вмешательства в российские выборы. Оценивая итоги доклада, отметим, что в настоящее время в Российской Федерации полностью сформирована система избирательных комиссий. Изменения в нормативных правовых основах проведения выборов направлены на защиту суверенитета Российской Федерации, создание эффективных механизмов противодействия внешнему воздействию, повышение степени защищенности российского политико-правового пространства. Права граждан Российской Федерации позволяют им самостоятельно и ответственно определять будущее страны. На наш взгляд, сегодня невозможно недооценивать внешнее вмешательство в предстоящие президентские выборы. Как справедливо указывается в докладе, в настоящее время внешние заказчики не считают нужным скрывать своих намерений - выборы и их результаты объявлены нелегитимными еще до старта кампании. По сути, мы имеем уже начавшуюся активную информационную атаку на предстоящие выборы со стороны коллективного Запада, которые ее даже не скрывают. В данной связи перед всеми институтами гражданского общества стоит главная задача — общими усилиями обеспечить объективную и достоверную информацию о подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации. Татьяна Денисова, политолог, политтехнолог, член Оренбургского регионального центра политических исследований: - Началась избирательная кампания по выборам Президента Российской Федерации.
Прежде всего, надо отметить, что законодательные нормы позволят гражданам России участвовать в выборах как на избирательных участках традиционным способом, так и дистанционно.
Оно появилось 6 лет назад. В докладе отмечается, что в России развернута полномасштабная, постоянно действующая система общественного контроля за выборами, включающая постоянные и создаваемые на период выборов организационные структуры во всех субъектах Российской Федерации, действующие в интересах российских избирателей по единым стандартам наблюдения, со своей системой отбора и подготовки потенциальных наблюдателей. Я считаю, что общественное наблюдение — это то звено, которого придало нашей избирательной системе структурную завершённость. И что ещё очень важно: введение общественного наблюдения вовлекло в организацию выборов сотни тысяч новых людей, которые увидели весь процесс изнутри, получили понимание работы избирательной системы, удостоверились в её открытости и честности.
Впервые в новейшей истории России проходили на протяжении трех дней: наряду с основным днем голосования также осуществлялось досрочное голосование, проводимое 11 и 12 сентября.
Наряду с этим, в условиях, связанных с распространением коронавирусной инфекции, голосование в течение нескольких дней является эффективным решением», — отмечается в докладе. В 59 субъектах на выборах в ЕДГ использовались технические средства подсчета голосов, в том числе 5 тыс. В 60 субъектах было применено видеонаблюдение. Общественный контроль за голосованием осуществляли более 56 тыс. Ассоциация констатировала: «Ход избирательной кампании продемонстрировал политическое многообразие и публичную состязательность кандидатов, партий, их предвыборных программ. Главной особенностью избирательного цикла ЕДГ — 2020 стала высокая политическая конкуренция на всех уровнях выборов, рост политической активности и расширение партийной палитры в год, предшествующий выборам депутатов Госдумы.
Эксперты ассоциации НОМ представили проект рекомендаций к будущим выборам
Система общественного наблюдения НОМ обеспечила оперативное реагирования на акты дезинформации, касавшиеся процедуры голосования. платформа для мониторинга электоральных процессов поможет подготовиться к наблюдению, пройти обучение, легко найти нужную норму закона и рассказать о ходе голосования в дни его проведения. Участвуй в независимом общественным контроле! «Общественное наблюдение на выборах Президента России-2024: инструменты, инфраструктура, практики». Независимый общественный мониторинг предлагает несколько направлений деятельности, которые сделают нашу избирательную систему более устойчивой. Об этом заявили эксперты ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) на заседании в Общественной палате РФ, представляя 27 марта проект рекомендаций к будущим выборам по итогам наблюдения за президентской кампанией.
Эксперты Общественного штаба по наблюдению за выборами прокомментировали доклад НОМ
Исполнительный директор ассоциации «Независимый общественный мониторинг», председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю и работе с обращениями граждан Алена Булгакова рассказала, что в докладе НОМ подробно. Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) представила доклад об итогах единого дня голосования (ЕДГ) 2023 года. Исполнительный директор ассоциации «Независимый общественный мониторинг», председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю и работе с обращениями граждан Алена Булгакова рассказала, что в докладе НОМ подробно. Такую статистику привели представители Экспертного ситуационного центра НОМ и Мониторинговой рабочей группы по Совета по правам человека. Григорий Зданович, эксперт Независимого общественного мониторинга: Модель общественного контроля за выборами в Волгоградской области включает четыре базовых направления: наблюдение на местах, видеонаблюдение/видеофиксация.