Главная» Новости» Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления. Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). Главная» Новости» Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления.
Как создать эффективную новостную заметку: основы композиции и секреты привлекательности
По нашему мнению, при выработке правил для композиции рерайтерских новостных сообщений целесообразно исходить из следующих посылок: 1. В объемных и тем более длящихся сообщениях присутствие не одного, а сразу целого ряда одинаково значимых новостных фактов — явление закономерное и вполне допустимое. В первую очередь, хедлайн должен давать корректное общее представление о содержании материала, а лид — сообщать обо всех имеющихся в материале значимых новостных фактах. Предложение по хедлайну Если поменялся главный новостной факт, следует поменять и хедлайн.
В то же время он должен оставаться узнаваемым. Поэтому рерайтер, предполагая, что начатый им материал может оказаться длящимся, должен дать ему двучастный хедлайн. Естественно, она должна иметь достаточно общий, «стратегический» характер, который не изменится в процессе онтогенеза.
В принципе первый вариант такого сообщения может иметь хедлайн в виде только «постоянной части». Нобутака Матимура срочно едет в Пекин 15. Мы считаем целесообразным придавать лиду вид и функцию анонса или оглавления : представить его в виде списка значимых новостных фактов, имеющихся в материале.
Пункт указание на факт оформляется в виде гиперссылки, выводящей на его подробное изложение в корпусе сообщения. Для удобства прочтения можно оформлять в виде гиперссылки не весь пункт списка, а только его начало, одно-два слова. Указанный подход к составлению лида выгоден еще по одной причине.
Однако соблюдение этого правила, хотя и выделяет главный факт, зачастую препятствует его пониманию. Так же удобно излагать материал и рерайтеру. Предлагаемый нами метод существенно упрощает задачу рерайтера.
Ему нет необходимости при каждом обновлении новостных фактов перекраивать корпус, передвигая на первое место наиболее актуальный в данный момент факт. Новостные факты можно будет размещать так, как сочтет нужным составитель материала.
Стернин и др. Неправильные приёмы в начальной части выступления случаи «коммуникативного самоубийства» : говорить, что вы не оратор и т. Основная часть публичной речи. Способы расположения материала Функции основной части, как я уже отмечал, определяются видом речи и её целевой установкой. Однако независимо от вида речи основное требование, предъявляемое к главной части выступления, — это логическая последовательность и стройность изложения материала. Поэтому в современной ораторской литературе описываются методы построения речевых отрезков выступления. Способы расположения материала Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему.
Оратор начинает основную часть выступления с рассмотрения конкретных случаев, примеров и подводит слушателей к главному обобщающему положению, выводам. Примерная модель индуктивного построения основной части следующая: Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях и т. Общетеоретическое положение, выводимое из частных положений, определяющее тему и основную мысль выступления. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какое-то положение, а потом на частных примерах разъясняет его смысл, показывает состоятельность и т. Примерная модель дедуктивного построения основной части следующая: Общетеоретическое положение, определяющее тему выступления. Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях, рассуждения о частностях, деталях и т. Метод аналогии — сопоставление сравнение различных явлений, событий, фактов. Параллель нужно проводить с тем, что хорошо известно слушателям.
Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы. При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является заявленная на обсуждение проблема. Характеризуется постоянным возвращением к проблеме путём последовательного углубления и развития выдвинутого ранее положения. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим, без явного возвращения к уже рассмотренным. Широко используется в академическом и социально-политическом красноречии, когда в выступлении рассматриваются несколько вопросов, иногда даже не взаимосвязанных. При этом оратор нередко объявляет план выступления. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности.
Следуя античным канонам, большинство авторов П. Сопер, Е. Ширяев, Н. Кохтев, Х. Леммерман, Е. Зарецкая, А. Васильева, Е. Клюев, М. Львов в классической композиции речи выделяют три основных компонента: введение — главная часть — заключение. Введениепредставляет вступительные замечания, изложение цели оратора, пояснение, обзор содержания [3, с. Основной отрезок образует главная часть главная тема и «ключевые мысли»; объяснение, пример, следствие и доказательство.
При этом оратор нередко объявляет план выступления. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности. Типичные недостатки композиции основной части композиционные ошибки Следует обратить внимание на типичные недостатки композиции, которые нужно избегать при подготовке выступления: Нарушение логической последовательности в изложении материала ассоциативный тип построения речи, «Лоскутное одеяло» и др. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями. Отсутствие доказательности основных положений. Обилие затронутых вопросов и проблем. Оратору не следует освещать много вопросов в своём выступлении. Это лишает возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые проблемы, кроме того, утомляет слушателей. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов. Шаблонное, трафаретное построение речи. Концовка публичного выступления В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен регламент. Прерванное выступление придаёт речи в целом незавершённость, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как основная часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания. Варианты концовок публичной речи Рассмотрим типичные варианты концовок публичной речи по И. Цитата, афоризм, поговорка и т. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «И помните: самолёты в плохую погоду не летают, а с работы можно вылететь в любую погоду! Выводы сделайте сами…». Обобщающий вывод. Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами, например: «Итак…»; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.
Николаев А. И. Основы литературоведения
Параллель нужно проводить с тем, что хорошо известно слушателям. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы. При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является заявленная на обсуждение проблема. Характеризуется постоянным возвращением к проблеме путём последовательного углубления и развития выдвинутого ранее положения. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим, без явного возвращения к уже рассмотренным. Широко используется в академическом и социально-политическом красноречии, когда в выступлении рассматриваются несколько вопросов, иногда даже не взаимосвязанных. При этом оратор нередко объявляет план выступления. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности.
Типичные недостатки композиции основной части композиционные ошибки Следует обратить внимание на типичные недостатки композиции, которые нужно избегать при подготовке выступления: Нарушение логической последовательности в изложении материала ассоциативный тип построения речи, «Лоскутное одеяло» и др. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями. Отсутствие доказательности основных положений. Обилие затронутых вопросов и проблем. Оратору не следует освещать много вопросов в своём выступлении. Это лишает возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые проблемы, кроме того, утомляет слушателей. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов.
Шаблонное, трафаретное построение речи. Концовка публичного выступления В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен регламент. Прерванное выступление придаёт речи в целом незавершённость, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как основная часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания. Варианты концовок публичной речи Рассмотрим типичные варианты концовок публичной речи по И.
Цитата, афоризм, поговорка и т.
Стандартное расположение информации на странице характерно и для электронных средств массовой коммуникации. Здесь тоже важна привычка пользователя к типичному расположению текстов, видео- и фотоматериалов, что позволяет ему легче ориентироваться и находить интересующую его информацию. Интернет-издания, в отличие от печатных, в силу технических особенностей имеют больше возможностей для организации материалов по разным критериям: не только по темам и жанрам, но и по времени появления материала и его популярности, причем возможна перегруппировка по разным критериям в зависимости от желания читателя.
Тем не менее лишь некоторые критерии оказываются основными и характерными для большинства изданий, другие же оказываются на периферии. Временной критерий становится главенствующим для организации домашней страницы издания, здесь расположены, как правило, самые новые материалы, возможно, учитывается и мнение редакции о важности материала. Информационные материалы располагаются в центральной части страницы, но не в виде полных текстов, а в виде начальных блоков, представляющих собой обычно фото или видео, заголовок, лид, иногда первые строки статьи. Эти начальные блоки составляют вертикальную полосу.
Таким образом, на странице помещается довольно большое количество информации, о которой пользователь может получить начальное представление, сориентироваться и сделать выбор. От каждого начального блока можно перейти к тексту или текстам, видео или фото. Другим ведущим критерием, ориентирующим пользователя в информации электронных изданий, является распределение их по тематическим рубрикам, обычно не отличающимся от рубрик печатных СМИ, например: в Spiegel Online: Politik, Wirtschaft, Panorama, Sport, Kultur u. Названия можно увидеть сразу на верхней горизонтальной панели.
Кроме того, после основных новостей на домашней странице еще раз следуют названия рубрик и соответствующие начальные блоки. Тематически рубрики могут пересекаться, поэтому один и тот же начальный блок может оказаться на разных тематических страницах в окружении различных материалов. Жанровая принадлежность текста не является явно выраженным организующим критерием для электронных изданий. Наиболее последовательно разделение текстов по жанрам наблюдается в FAZ.
Focus Online не учитывает критерий жанровой принадлежности. То же можно наблюдать на сайтах бульварной прессы, например, Bild. Практически во всех интернет-изданиях можно обнаружить рейтинг популярности материалов, таким образом пользователь может руководствоваться критерием популярности для ориентирования в материалах издания. Начальный информационный блок и его функции Начальные информационные блоки, построенные стандартно и состоящие обычно из визуального материала, текста и лида, являются оригинальной особенностью интернет-изданий.
Некоторые исследователи считают их даже особым новым публицистическим жанром [2, с. Они выполняют важные функции: привлекают внимание читателя, ориентируют его и информируют. От того, насколько привлекательно, интересно и убедительно будут реализованы интратекстуальные связи, т. Значение начального блока важно еще и потому, что, в отличие от читателя газеты, пользователь не может видеть сразу весь материал, т.
Важную роль, несомненно, играет фотография и ее интегриро-ванность в общую структуру начального информационного блока. Фотографии часто носят конкретно-иллюстративный характер. Это снимки тех людей и событий, о которых говорится в тексте, например Ангела Меркель возлагает цветы к мемориалу на Бернауэр Штрас-се в память о погибших www. Иллюстрация может быть и условной и таким образом указывать только на тему статьи.
Например, фото с наведенным фокусом на женские туфли к статье о парламентском споре по поводу квоты женщин на руководящих постах www. На сайте Bild. На сервисных сайтах применение этих средств объясняется тем, что основной целью пользователей является чтение электронной почты и использование других интернет-услуг, и для привлечения внимания к новостной информации необходимы особые средства.
Все занятия очень разнообразны. Много практики, что раскрепощает с первых занятий. Небольшие группы, что дает максимум заинтересованности к каждому. Что добавить: возможно добавить срок обучения, не хочется расставаться. Огромное спасибо за Ваш курс. Занятия настолько интересны, что не замечаешь усталости в конце рабочего дня и в прямом смысле сломя голову несешься получать […] Медведев Михаил Очень понравились занятия, хорошие упражнения как для развития себя, так и для поднятия настроения. Выходил с курсов очень воодушевленным, становилось легче общаться с людьми. Вообще: море хорошей энергии! Можно было бы добавить побольше занятий на разных концах Москвы. Дорога до Авиамоторной немного тяжела в связи с проведением ремонтных работ.
Обобщение — это мысленное объединение отдельных предметов в некоторое понятие. Интересной, представляется главная часть композиции публичной политической речи по П. Главная часть соответствует в его работе тому или иному плану. Сопер отмечает, что планы не являются взаимоисключающими и имеют только ориентировочный характер. Он выделяет 8 планов: 1. Сопер подчёркивает, что «первые четыре плана наиболее употребительны в речах, имеющих целью убедить в вопросах факта; другие, особенно пятый и шестой, чаще применяют в речах с намерением убедить в вопросах, связанных с линией поведения, и последние два — в речах, воодушевляющих и зовущих к действию» [4, с. Наиболее развёрнутое и подробное членение компонентов композиции политической речи представлено в работах Е. Зарецкой и М. Львова, выделившие в структуре публичной политической речи восемь компонентов и принявшие за основу структуру Квинтилиана. Зарецкая, вслед за большинством лингвистов придерживается классической композиции политической речи и также выделяет 3 компонента композиции речи: 1 установление контакта; 2 обоснование главной мыслью; 3 заключение. Далее автор вычленяет в структуре публичного политического выступления составляющие компоненты композиции речи, подчёркивая, что последовательность этих составляющих компонентов композиции речи может не соблюдаться, в зависимости от объёма речи и её содержания: 1.
Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича
Работа по проекту «Медиа-студия «Звучащая книга» продолжается. Приглашаем участников проекта и всех желающих на мастер-класс по ораторскому искусству «Структ. Композиция речи играет важную роль в любом тексте, помогая автору передать свои мысли и чувства с максимальной эффективностью. Композиция речи является одним из основных элементов языка и представляет собой упорядоченное сочетание слов и фраз, которые образуют смысловое целое.
Николаев А. И. Основы литературоведения
Закон тождества — всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна неизменна самой себе, то есть иметь устойчивое основание. Закон непротиворечия — два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, истинно только одно из них. Закон достаточного основания — всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание, то есть должна быть достаточно обоснованной. Закон исключенного третьего — утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.
На собственных примерах он может рассказать о ситуациях из своей жизни, связанных с обсуждаемой темой. И не стоит забывать об общении с аудиторией. Слушатели любят, когда им уделяют внимание и задают вопросы. Способы выступлений Как только речь будет готова, нужно прочитать ее вслух и уделить внимание тембру и громкости голоса, интонации, темпу произношения слов. Некоторым проще выучить текст наизусть. Другим сложно запомнить длинную речь. Но выступать можно по-разному: воспроизводить по памяти; импровизировать. Проще всего читать написанный текст. Но обычно так делают во время дипломатических встреч, экономических или политических собраний. А также читают на юбилеях и других торжественных встречах. Заучивать речь нежелательно, так как в любой момент ее можно забыть. Хотя ораторы, обладающие отменной памятью, досконально изучают свои тексты. Импровизация уместна в ситуациях, когда нужно постоянно поддерживать общение с аудиторией. В этом случае выступающий получает моментальную живую реакцию от слушателей. Но идеальным вариантом считается запоминание текста с возможностью прочитать его с листка. То есть оратор должен знать свою речь наизусть, но важные цифры и данные, цитаты он не заучивает. Запоминать информацию проще, если она визуализирована. Текст стоит дополнить графиками, таблицами, диаграммами, схемами. Некоторые части можно написать в виде песни или стихов — рифма тоже способствует быстрому запоминанию. Но такой прием лучше использовать только в речи, написанной для неофициальных поводов.
Не существует универсальных правил построения выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед ритором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы структурирования речи. В частности, к основным относятся: 1 принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима; 2 принцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу рассуждения; 3 принцип органического единства — распределение материала и распределение его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора; 4 принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Очень точно определил сущность композиции известный русский писатель К. Федин: «Композиция есть логика развития темы».
Основная и дополнительная литература. Основная литература: Власенков А. Русский язык. Власенков, Л. Юфа — Манн, Иванов и Фербер, 2017 - 264 с. От Сократа до Джобса. Терешиной — Эксмо, 2014 - 384 с. Культура речи. Петрякова, — М. Русская риторика и культура речи: учеб. Голуб, В. Теоретический материал для самостоятельного изучения. Спонтанность, разговорная лексика и просторечия - всё это не характерно для качественной публичной речи, но, например, эмоциональность, большое количество вопросительных и восклицательных предложения - эти черты мы встретим как в дружеской беседе, так и в речи оратора. То есть публичная речь является одним из видов устной формы русского литературного языка. Композиция публичного выступления состоит из знакомых вам частей: вступления, основной части и заключения. Во вступлении оратору необходимо пробудить интерес к своему выступлению, установить контакт со слушателями, обозначить его тему.
Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи
Композиция является неотъемлемой частью речи, так как позволяет повысить эффективность воздействия на аудиторию, помогая оратору правильно определить способ обоснования тезиса. Композиция речи — последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора — должна быть прозрачной. Новости Новости. Композиция речи является одним из основных элементов языка и представляет собой упорядоченное сочетание слов и фраз, которые образуют смысловое целое.
Композиция английской письменной речи
- Композиция речи, Публичные выступления. Презентация, материалы. Русский язык онлайн. Бесплатно.
- Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи
- Композиция английской письменной речи
- Наша ТОП-новинка 2024
Как написать понятный новостной текст и не только
В теории ораторского искусства под композицией выступления понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему. Вне зависимости от конкретной композиции выступления, эффективная речь должна соответствовать четырем главным принципам: логической последовательности. Композиция речи представляет собой реально-речевую внешнюю структуру выступления, в которой отражается мотивированное соотношение частей по их цели, объему, стилистическим. Искусство композиции предполагает динамику смены в речи различных “точек зрения” (т. е. внешних и внутренних, объективных и субъективных, пространственных и временных. Систематизированы и обобщены теоретические основы композиции письменного текста. Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления.
Композиция речи
И ветер,и дождик, и мгла над холодной пустыней воды И. Градация лат. Не жалею, не зову, не плачу С. Это пример восходящей градации. Нисходящая градация : Не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам О. Параллелизм греч. В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут А. Пушкин ; Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет Лебедев-Кумач. Риторический вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению : Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Риторическое обращение -подчеркнутое обращение к кому- или чему-либо неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу.
Назначение - выразить отношение к предмету речи. Мечты, мечты! Где ваша сладость? Эллипсис -намеренный, художественно выразительный пропуск слов.
Композиция речи Изобретенная речь должна быть соответствующим образом расположена. Они все внимание обращают на прелестные выражения, на цветущие слова и картины, не думая и не подозревая, что истинное красноречие всех веков и народов состоит... Пушкина Н. Это понятие сложнейшее, многоаспектное, не сводимое к статичным представлениям о вступлении, средней части и заключении.
Например, на сообщение «Зимние Олимпийские игры» автор затратил 10 минут — из них 8 говорил об истории Олимпийских игр и только 2 минуты непосредственно по теме. Слушатели остались недовольны. План — основа композиции. Назначение планов и их виды Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. План — это модель проектируемого выступления. На разных этапах подготовки речи составляются разные по цели и назначению планы. После выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Он помогает продумать структуру выступления. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей. Хотя план речи не всегда оглашается оратором. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой план состоит из 3-6 пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. Микротемный план — предельная детализация отдельных вопросов. Иногда говорят, что план сковывает оратора, снижает его творческое начало и не дает простора для импровизации. Возможно, что в такой критике есть доля истины. Импровизация — Божий дар, и ею владеет не каждый. Многие ораторы, составив план речи, полного текста не составляют, импровизируют его, и в этих случаях план помогает им: он как ведет оратора, не дает ему сбиться с намеченного пути или пропустить что-либо важное. Составные элементы композиции. Начало, развертывание и завершение речи После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Развернутая композиция включает до вступления начало речи, введение. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Начало речи может открываться специальными оборотами, которые превратились в своеобразные клише — ораторские этикетные формулы. Это может быть обращение, приветствие, представление, изъявление радости: Уважаемые коллеги…, я рад счастливой возможности выступить перед вами… Вступление несет чрезвычайно важную нагрузку: « Доброе начало — полдела». Оно должно задать атмосферу взаимной заинтересованности оратора и слушателей, обеспечить их расположенность друг к другу и настроить аудиторию к доверительному и благожелательному или, во всяком случае, заинтересованному восприятию той информации, которую должен сообщить говорящий.
По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой план состоит из 3-6 пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. Микротемный план — предельная детализация отдельных вопросов. Иногда говорят, что план сковывает оратора, снижает его творческое начало и не дает простора для импровизации. Возможно, что в такой критике есть доля истины. Импровизация — Божий дар, и ею владеет не каждый. Многие ораторы, составив план речи, полного текста не составляют, импровизируют его, и в этих случаях план помогает им: он как ведет оратора, не дает ему сбиться с намеченного пути или пропустить что-либо важное. Составные элементы композиции. Начало, развертывание и завершение речи После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Развернутая композиция включает до вступления начало речи, введение. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Начало речи может открываться специальными оборотами, которые превратились в своеобразные клише — ораторские этикетные формулы. Это может быть обращение, приветствие, представление, изъявление радости: Уважаемые коллеги…, я рад счастливой возможности выступить перед вами… Вступление несет чрезвычайно важную нагрузку: « Доброе начало — полдела». Оно должно задать атмосферу взаимной заинтересованности оратора и слушателей, обеспечить их расположенность друг к другу и настроить аудиторию к доверительному и благожелательному или, во всяком случае, заинтересованному восприятию той информации, которую должен сообщить говорящий. Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами: интерес к теме, обязанность присутствия и т. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается теория вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Значимость вводной части речи была известна еще с древности: «Предисловие есть начало речи — то же, что в поэтическом тексте пролог, а игре на флейте — прелюдия. Она как бы прокладывает путь для последующего». Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Кони писал, что первые слова лектора должны быть просты, доступны, понятны и интересны должны привлечь, зацепить внимание. Этих зацепляющих «крючков» - вступлений может быть очень много. Существует ряд приемов проблемный вопрос, прием апелляции к непосредственным интересам аудитории, обращение к личности оратора, апелляция к авторитетам, к официальным источникам информации; игровая ситуация, юмористическое замечание, исторический анекдот. Когда лектор ощутил, что контакт с аудиторией налажен и её внимание устремлено на него предмет речи , он должен перейти к центральному этапу своего выступления — к основной части. Главная часть — самая большая по длительности часть публичного выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Главная часть — наиболее ответственная в ораторском выступлении. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.