сакральный (от латинского sacralis — священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного. Значение слова сакральный в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Словарь медицинских терминов.
Сакральный — Значение слова
Несмотря на то, что сакральный смысл может быть как явным, так и неявным, он всегда влечет за собой некоторую таинственность, неопределенность и магическое ощущение. Рассказывать о сакральном смысле в простых словах — задача сложная, но возможная. Главное — это обращать внимание на тонкости и контекст, в которых он формируется.
Сакральный первая гласная буква А - от латинского sacer, что значит «священный». Слово характеризует все, что связано с религией, верой, ритуалом. Говорят, например, о сакральном значении религиозных обрядов. Но есть родственное слово «сакраментальный».
А почему - священный, и почему - посвящённый Богу? Об этом ни слова...
Но если обратиться к русскому языку, то смысл этого, якобы "чужеземного" слова, раскрывается очень просто. Для начала построим и прочитаем вслух следующую лексическую цепочку: sacer, sacri, sacralis - сакер, сакри, сакралис... Затем повторим её по русски - сокрыл скрыл , сакри-тый сокрытый, скрытый... Сходство чувствуете? И причём здесь священный? Ведь священный, значит: освещённый божественным светом! А если божественного света нет? Тогда и смысл божественных деяний от простых смертных будет скрыт, сокрыт...
Видите, мы без труда разобрались и с происхождением этого "загадочного" понятия и с его смыслом. Потому что оно изначально из русского языка!
Идею негативного сакрального, связанного со смертью, насилием и эксцессом, хотя и в различных ключах, развивали Ж. Батай и Р. Батай противопоставляет профанное и сакральное как замкнутость человека в своей единичности и состояние континуальности, коллективного бытия или единства с мировым целым, которое для него ассоциируется со смертью, насилием и трансгрессией запретов и провоцирует двойной эффект влечения и отвращения. Одним из важнейших понятий для него является также трата, т. Особенно он подчёркивает момент, связанный с насилием. В работе «Эротизм» 1957 он пишет: «Сакральность выражает себя как проклятие, связанное с яростью violence », где понятие violence можно перевести также и как «насилие» Батай. Сакральное становится у него высшей ценностью и единственным спасением в ситуации «падшего» мира обособленных друг от друга людей.
Последним выдающимся представителем французской социологической школы считается Р. Жирар, создатель миметической теории , основанной на идее о подражательной природе желания. В книге «Насилие и священное» 1972 философ отмечал, что если каждый заимствует свои желания у других, между людьми возникает насилие, которое грозит им уничтожением; спасением от него служит механизм козла отпущения, когда общее насилие переносится на невинную жертву. Далее жертва обожествляется и возникает сакральное — трансцендентный буфер насилия. При этом насилие образует «подлинную сердцевину и тайную душу священного» Жирар. В дальнейшем, развивая свою теорию, автор пришёл к идее, что иудео-христианское откровение разоблачает механизм козла отпущения , а Страсти Христовы нарушают его работу, так что сакрального в современном мире более не осталось Жирар. Из этого изложения можно сделать несколько выводов: во-первых, сакральное является понятием очень гибким и в дисциплинарном плане подвижным, оно может свободно обрастать научными, философскими и теологическими импликациями, а также перемещаться между различными сферами знания или зависать в промежутках; и во-вторых, начиная с 1-й четверти 20 в. Иногда эта ценность может быть и негативной Р. Жирар, Э.
Левинас , но гораздо чаще ею наделяется профанное как тёмное, отделяющее от бытия начало. Рудольф Отто. Проект феноменологии религии оформился в начале 20 в. Гуссерля и К. Ясперса , философии жизни В. Дильтея , немецкой философии чувства и веры , кантианства и либеральной протестантской теологии. Хотя само понятие феноменологии религии встречается ещё в работах отцов-основателей религиоведения, нидерландских учёных П. Шантепи де ла Соссе и К. Тиле , где обозначает метод синхронного рассмотрения инвариантных религиозных феноменов, возникновение этого проекта связывают со знаменитым трудом «Священное» Р.
Отто 1917. Философ в кантианском духе представляет религиозность как априорную форму познания sui generis, однако она не сводится к сакральному: «... Этот «своеобразный первоначальный момент» Отто называет нуминозным: это изначально неморальный и иррациональный опыт восприятия предельной реальности, который обрастает моральным и рациональным компонентами и становится сакральным. Нуминозное схватывается в ряде «моментов», среди которых — инаковость, mysterium, tremendum, majestas, augustum, energicum и fascinans, т. Амбивалентность сакрального относится у Отто не к самой его сущности, а к вызываемому им аффекту, и здесь к его психологизирующей трактовке примыкают также З. Фрейд и К. В книге «Тотем и табу» 1913 Фрейд писал: «... С одной стороны, оно означает — святой, освященный, с другой стороны — жуткий, опасный, запретный, нечистый» Фрейд. В свою очередь Юнг заимствовал у Отто понятие нуминозного для обозначения бессознательной силы, действующей на сознание: «Нуминозное — это либо качество видимого объекта, либо невидимое присутствие чего-то, вызывающее особого рода изменение сознания» Юнг.
Несмотря на то что начатый Отто проект часто пересекался у тех или иных мыслителей с идеями французских социологов Ж. Батая, Р. Кайуа, М. Элиаде , его стремление к синтезу философии и теологии с религиоведением подвергалось критике. В 1930—1950-х гг. Это Ф. Хайлер с его типологией молитвы и анализом пророческого и мистического благочестия, Й. Вах , привнесший в феноменологию религии герменевтику Шлейермахера, а также Г. Кристенсен , К.
Блеекер, Г. Виденгрен и Элиаде. Феноменология религии претендовала на роль интегральной теории религии, но после 2-й мировой войны подверглась резкой критике за европо- и христианоцентризм и теологические импликации. В 1970-х гг. К неофеноменологии религии обычно относят также В. Гантке и О. Идейное сходство с представителями феноменологии религии обнаруживают также некоторые русские религиозные философы — П. Флоренский и В. Флоренский вместо священного писал об освящённости и рассматривал её как приобщение земной жизни к вечному источнику жизни, истины и бытия: «Задача культа может быть выполнена только иерархической организацией жизни — так, чтобы вся жизнь была освящена, но чтобы притом в самом освящении её были свои...
В целом же его концепция по форме и содержанию напоминает платонизм Элиаде. Розанов обозначал как священное одну привилегированную «вещь» — а именно пол и связанное с ним таинство плодородия и зарождения новой жизни.
Вы точно человек?
Что говорят словарные источники? Значение слова "сакральный" несёт в себе смысл незыблемости, чего-то неопровержимого и истинного. Называя вещи или события этим термином, подразумевают связь с неземными вещами. Всегда присутствует некий культ, святость в происхождении описываемых свойств. Отследим, что означает слово "сакральный", по существующим словарям: Смысловое содержание слова противопоставляется сущему и мирскому.
Сакральный относится к духовному состоянию человека. Предполагается, что смысл слова познается сердцем за счёт веры или надежды. Любовь становится инструментом для понимания таинственного значения термина. Вещи, названные словом "сакральное", тщательно оберегаются людьми от посягательств.
В основу закладывается неоспоримая святость, не требующая доказательств. Значение слова "сакральный" относится к таким определениям, как святое, истинное, заветное, неземное. Сакральные признаки можно обнаружить в любой религии, их ассоциируют с ценными идеалами, чаще духовными. Истоки сакрального закладываются обществом через семью, государство, другие структуры.
Откуда берутся таинственные знания? Значение слова "сакральный" передаётся из поколения в поколение путём таинств, молитв, через воспитание подрастающего потомства. Смысловое содержание сакральных вещей невозможно описать словами. Это можно только прочувствовать.
Оно неосязаемо и доступно людям только с чистой душой. Смысл слова "сакральный" заключен в священных писаниях. Только верующему человеку доступны инструменты к достижению познания вездесущего знания. Сакральным может быть предмет, ценность которого неоспорима.
Для человека он становится святыней, ради неё он мог бы отдать жизнь. Сакральный предмет можно осквернить словом или действием. За что виновник получит гнев и проклятия от верующих в таинства людей. Церковные обряды имеют в основе обычные земные действа, приобретающие иную значимость для участников процесса.
Религия и таинства Сакральные действа может совершать только человек, заслуживший признания верующих. Он является связующим звеном с параллельным миром , проводником в потусторонний мир. Подразумевается, что любого человека можно просвятить и приобщить к таинствам вселенной путём обряда. Сакральный смысл тем доступнее, чем выше у человека уровень духовной составляющей.
Священник относится к носителю таинства, и к нему обращаются, чтобы приблизиться к Богу, являющемуся источником всего сакрального на Земле. Так или иначе, все люди стремятся познать непреложную истину и приобщаются к священнослужителям, следуя установленным канонам. Дополнительные определения термина Историки и философы значение определения сакральности используют несколько в ином смысле. В трудах Дюркгейма слово обозначено как понятие подлинности бытия всего человечества, где существованию общинности противопоставлены потребности индивида.
Передаются эти таинства путём коммуникаций между людьми. Сакральность в обществе хранится во многих отраслях человеческой жизни. База знаний формируется благодаря нормам, правилам, общей идеологии поведения. С малолетства каждый человек уверяется в непреложности истинных вещей.
К таким относится любовь, вера, существование души, Бога. На формирование сакральных знаний уходят столетия, человеку не нужны доказательства существования таинственных знаний. Подтверждением для него являются чудеса, происходящие в ежедневной жизни благодаря обрядам, молитвам, действиям священнослужителей. Что такое сакральность?
Пользователь удален Сакральное лат. Термин введён Мирча Элиаде. Вовлечение в сферу религии общественного, группового, индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов. Кроме того, наделение материальных предметов, персон, действий, речевых формул, норм поведения и пр.
Религиозные ценности - вера, истины вероисповедания, таинства, церковь. Кроме того, совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул, зданий и пр. Противопоставляется мирскому. Что означает слово "сакральный"?
Как понимать "сакральный"? Что это такое? Это мистическое слово? Сакральный может быть магическим?
Это какая-то большая тайна? Андрей головлев Слово сакральный связано с латинскими словами sacralis - священный, sacrum - крестец, os sacrum - священная кость. Вроде бы странное сочетание священный и кость. Но на самом деле странного нет, так как святость это связь с Богом таких людей, которые заслужили это от Бога своей жизнью, называют святыми.
И как святой дух связывает людей с Богом, так и основные кости крестец, позвонки связываю т ткани человека в единый корпус физического тела. То есть можно сказать, что сакральный во всех случаях имеет значение "основная связь ", и это может быть: кость; святой дух; обряд с предметами, используемыми в нём крещение, венчание,... Сакральный охраняется от понимания другими людьми. Его невозможно доказать рациональным способом.
Сакральный должен вначале быть принят на веру. Да, это часто мистический и даже сверхъестественный. Другое понимание слово сакральный - это священный.
Сакральное становится у него высшей ценностью и единственным спасением в ситуации «падшего» мира обособленных друг от друга людей. Последним выдающимся представителем французской социологической школы считается Р. Жирар, создатель миметической теории , основанной на идее о подражательной природе желания. В книге «Насилие и священное» 1972 философ отмечал, что если каждый заимствует свои желания у других, между людьми возникает насилие, которое грозит им уничтожением; спасением от него служит механизм козла отпущения, когда общее насилие переносится на невинную жертву. Далее жертва обожествляется и возникает сакральное — трансцендентный буфер насилия. При этом насилие образует «подлинную сердцевину и тайную душу священного» Жирар. В дальнейшем, развивая свою теорию, автор пришёл к идее, что иудео-христианское откровение разоблачает механизм козла отпущения , а Страсти Христовы нарушают его работу, так что сакрального в современном мире более не осталось Жирар. Из этого изложения можно сделать несколько выводов: во-первых, сакральное является понятием очень гибким и в дисциплинарном плане подвижным, оно может свободно обрастать научными, философскими и теологическими импликациями, а также перемещаться между различными сферами знания или зависать в промежутках; и во-вторых, начиная с 1-й четверти 20 в. Иногда эта ценность может быть и негативной Р. Жирар, Э. Левинас , но гораздо чаще ею наделяется профанное как тёмное, отделяющее от бытия начало. Рудольф Отто. Проект феноменологии религии оформился в начале 20 в. Гуссерля и К. Ясперса , философии жизни В. Дильтея , немецкой философии чувства и веры , кантианства и либеральной протестантской теологии. Хотя само понятие феноменологии религии встречается ещё в работах отцов-основателей религиоведения, нидерландских учёных П. Шантепи де ла Соссе и К. Тиле , где обозначает метод синхронного рассмотрения инвариантных религиозных феноменов, возникновение этого проекта связывают со знаменитым трудом «Священное» Р. Отто 1917. Философ в кантианском духе представляет религиозность как априорную форму познания sui generis, однако она не сводится к сакральному: «... Этот «своеобразный первоначальный момент» Отто называет нуминозным: это изначально неморальный и иррациональный опыт восприятия предельной реальности, который обрастает моральным и рациональным компонентами и становится сакральным. Нуминозное схватывается в ряде «моментов», среди которых — инаковость, mysterium, tremendum, majestas, augustum, energicum и fascinans, т. Амбивалентность сакрального относится у Отто не к самой его сущности, а к вызываемому им аффекту, и здесь к его психологизирующей трактовке примыкают также З. Фрейд и К. В книге «Тотем и табу» 1913 Фрейд писал: «... С одной стороны, оно означает — святой, освященный, с другой стороны — жуткий, опасный, запретный, нечистый» Фрейд. В свою очередь Юнг заимствовал у Отто понятие нуминозного для обозначения бессознательной силы, действующей на сознание: «Нуминозное — это либо качество видимого объекта, либо невидимое присутствие чего-то, вызывающее особого рода изменение сознания» Юнг. Несмотря на то что начатый Отто проект часто пересекался у тех или иных мыслителей с идеями французских социологов Ж. Батая, Р. Кайуа, М. Элиаде , его стремление к синтезу философии и теологии с религиоведением подвергалось критике. В 1930—1950-х гг. Это Ф. Хайлер с его типологией молитвы и анализом пророческого и мистического благочестия, Й. Вах , привнесший в феноменологию религии герменевтику Шлейермахера, а также Г. Кристенсен , К. Блеекер, Г. Виденгрен и Элиаде. Феноменология религии претендовала на роль интегральной теории религии, но после 2-й мировой войны подверглась резкой критике за европо- и христианоцентризм и теологические импликации. В 1970-х гг. К неофеноменологии религии обычно относят также В. Гантке и О. Идейное сходство с представителями феноменологии религии обнаруживают также некоторые русские религиозные философы — П. Флоренский и В. Флоренский вместо священного писал об освящённости и рассматривал её как приобщение земной жизни к вечному источнику жизни, истины и бытия: «Задача культа может быть выполнена только иерархической организацией жизни — так, чтобы вся жизнь была освящена, но чтобы притом в самом освящении её были свои... В целом же его концепция по форме и содержанию напоминает платонизм Элиаде. Розанов обозначал как священное одну привилегированную «вещь» — а именно пол и связанное с ним таинство плодородия и зарождения новой жизни. Ещё одним чисто конфессиональным проектом, задействующим понятие сакрального, стала философская феноменология священного, предложенная рядом немецких католических теологов во главе с Б. Вельте среди других авторов — К. Хеммерле и Й. В основу их подхода была положена фундаментальная онтология М. Хайдеггера , в особенности его поздние, написанные после «поворота» 1930-х гг. Последним интеллектуальным течением 20 в.
В справочнике представлены также статьи о развитии культуры и различных культурных феноменах, как исторических, так и современных. Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся современной историей и культурой, но будет полезен также студентам вузов и специалистам. Словарь по мифологии М. Ладыгин, О. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.
Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др. Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Читайте также: Осетины - мусульмане или христиане? Религия осетин Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби.
В чем разница между понятиями «сакральный» и «сакраментальный»?
Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др. Другой пример сакрального пространства — храм.
Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии - раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Сакральные знания - это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка.
Сакральные тексты Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным — от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений.
Во-первых, это богослужебные мероприятия — возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр. В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека — сложенные на груди или вскинутые к небу руки, крестное знамение, поклон и так далее. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко — характеристики внутреннего содержания личности?
Святое, священное, сакральное - сравнение понятий Святость - это атрибут Божества и Божественного. Святое - это обладающее Божественными качествами или уникальными благодатными свойствами, близкое или посвященное Богу, отмеченное Божественным присутствием. Священное обычно означает конкретные предметы и действия, посвящённые Богу или богам, и используемые в религиозных ритуалах, священнодействиях.
Значения понятий священное и святое частично перекрываются, однако священное выражает в большей степени религиозное предназначение субъекта, чем его внутренние свойства, подчеркивает его отделенность от мирского, необходимость особого к нему отношения. В отличие от обоих предыдущих понятий, Сакральное появилось не в религиозном, а в научном лексиконе и используется при описании всех религий, включая язычество, первоначальные верования и мифологию. Существует несколько позиций, с которыми связано понятие сакрального.
Среди них - нуминозность, хтоническое, индифферентное отношение к системе знакового обмена, несоответствие идее количественного, неартикулированный и сокрытый характер, представление о сакральном как о Другом. Сакральное - это все, что создает, восстанавливает или подчеркивает связь человека с потусторонним. Что скрывает значение слова "сакральный"?
Значение слова сакральный можно найти ещё в древней литературе. Слово ассоциируется с религией, чем-то таинственным, божественным. Смысловое содержание относится к истокам всего сущего на Земле.
Что говорят словарные источники? Значение слова "сакральный" несёт в себе смысл незыблемости, чего-то неопровержимого и истинного. Называя вещи или события этим термином, подразумевают связь с неземными вещами.
Всегда присутствует некий культ, святость в происхождении описываемых свойств. Отследим, что означает слово "сакральный", по существующим словарям: Смысловое содержание слова противопоставляется сущему и мирскому. Сакральный относится к духовному состоянию человека.
Предполагается, что смысл слова познается сердцем за счёт веры или надежды. Любовь становится инструментом для понимания таинственного значения термина. Вещи, названные словом "сакральное", тщательно оберегаются людьми от посягательств.
В основу закладывается неоспоримая святость, не требующая доказательств. Значение слова "сакральный" относится к таким определениям, как святое, истинное, заветное, неземное. Сакральные признаки можно обнаружить в любой религии, их ассоциируют с ценными идеалами, чаще духовными.
Истоки сакрального закладываются обществом через семью, государство, другие структуры. Откуда берутся таинственные знания? Значение слова "сакральный" передаётся из поколения в поколение путём таинств, молитв, через воспитание подрастающего потомства.
Смысловое содержание сакральных вещей невозможно описать словами. Это можно только прочувствовать. Оно неосязаемо и доступно людям только с чистой душой.
Смысл слова "сакральный" заключен в священных писаниях. Только верующему человеку доступны инструменты к достижению познания вездесущего знания. Сакральным может быть предмет, ценность которого неоспорима.
Для человека он становится святыней, ради неё он мог бы отдать жизнь. Сакральный предмет можно осквернить словом или действием. За что виновник получит гнев и проклятия от верующих в таинства людей.
Церковные обряды имеют в основе обычные земные действа, приобретающие иную значимость для участников процесса. Религия и таинства Сакральные действа может совершать только человек, заслуживший признания верующих. Он является связующим звеном с параллельным миром, проводником в потусторонний мир.
Подразумевается, что любого человека можно просвятить и приобщить к таинствам вселенной путём обряда. Сакральный смысл тем доступнее, чем выше у человека уровень духовной составляющей. Священник относится к носителю таинства, и к нему обращаются, чтобы приблизиться к Богу, являющемуся источником всего сакрального на Земле.
Так или иначе, все люди стремятся познать непреложную истину и приобщаются к священнослужителям, следуя установленным канонам. Дополнительные определения термина Историки и философы значение определения сакральности используют несколько в ином смысле. В трудах Дюркгейма слово обозначено как понятие подлинности бытия всего человечества, где существованию общинности противопоставлены потребности индивида.
Передаются эти таинства путём коммуникаций между людьми. Сакральность в обществе хранится во многих отраслях человеческой жизни. База знаний формируется благодаря нормам, правилам, общей идеологии поведения.
С малолетства каждый человек уверяется в непреложности истинных вещей. К таким относится любовь, вера, существование души, Бога. На формирование сакральных знаний уходят столетия, человеку не нужны доказательства существования таинственных знаний.
Подтверждением для него являются чудеса, происходящие в ежедневной жизни благодаря обрядам, молитвам, действиям священнослужителей. Что такое сакральность? Пользователь удален Сакральное лат.
Термин введён Мирча Элиаде. Вовлечение в сферу религии общественного, группового, индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов. Кроме того, наделение материальных предметов, персон, действий, речевых формул, норм поведения и пр.
Религиозные ценности - вера, истины вероисповедания, таинства, церковь. Кроме того, совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул, зданий и пр. Противопоставляется мирскому.
Что означает слово "сакральный"? Как понимать "сакральный"?
Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого — «ограждать, защищать». Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» — это «отделенный, защищенный». Религиозное сознание со временем углубило понимание термина, внеся в него оттенок целенаправленности такого отделения. То есть священный — это не просто отделенный от мира, в противоположность профанному , а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками.
Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» — святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» — это определение инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности. Области распространения сакрального Его область может быть чрезвычайно широка. Особенно в наше время — в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места.
Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли. Сакральное искусство Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной. Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное — усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу.
В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание. Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие: — Сакральная живопись. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда «маген Давид», китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера.
Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода — могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия.
Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др.
Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения.
Но что я обнаружил, что оказывается большинство людей не умеют наклеивать стикеры, невероятно, но этому искусству тоже надо учить.
Думающие человечки Человечки иногда не думают, а знают или осознают! Невероятно, вы только подумайте, что оказывается мы можем вкладывать свои мысли в головы других людей! Да, сначала на рисунках, на схемах, у человечков появляются некие мысли. А затем, эти мысли через образы придуманных персонажей переселяются в головы тех людей, которые смотрят или изучают эти схемы. Часто чем сложнее и непонятнее схема, тем лучше идет перенос мыслей, ведь человек начинает задумываться и хвататься за любые подсказки.
Этот прием освоили многие методологи владеющие словом онтология, что позволяет доносить мысли вот таким вот социальным способом, зная нашу способность сопереживать и сочувствовать человечкам попавшим на схему со сложной ситуацией А теперь танцы!
Дюшан и Манцони таким образом находятся в старой, доброй традиции профанации сакрального - с учетом не менее традиционной замены святого на нечистое» [2]. Вряд ли, однако, речь в данном случае идёт о десакрализации. Скорее тут необходимо говорить о новом смысле сакрального, который, на самом деле, не противоречит изначальному его смыслу. Этот «новый смысл» сакрального заключается в том, чтобы обнажить перед человеком саму реальность, находящуюся по ту сторону добра и зла. В этом, очевидно, и состоит сакральный смысл современного искусства, которое следует понимать как искусство трансгрессии, нарушения запретов.
Возвращение к реальности, в данном случае, означает прежде всего возвращение к тому, что вытеснено современной культурой из сознания человека. Таким тотально вытесненным является смерть. Отмена смерти - наш фантазм, развивающийся во все стороны: в религиях это фантазм загробной жизни и вечности, в науке - фантазм истины, в экономике - фантазм производительности и накопления. Ни одна другая культура не знает подобной различительной оппозиции жизни и смерти, где жизнь выступала бы как положительный член: жизнь как накопление, смерть как расплата» [1; С. Смерть как истина человеческого существования, безусловно, имеет сакральный смысл. Но это сакральное не в смысле чего-то позитивно переживаемого, а именно, сакральное в собственном смысле слова: сакральное как тайна, как невозможность быть постигнутым, как сам предел человеческого, который сакрализует его само.
Смерть сакральна именно как моя смерть, поскольку выступает в качестве абсолюта, придающего смысл всему моему существованию. Смысл окончательный и завершённый. Если современный человек утрачивает осознание трагизма своего существования, в чём, согласно Бодрийяру, и заключается главный его трагизм, то это потому, что он утрачивает способность мыслить смерть как свою. Поэтому искусство должно вернуть ему эту способность, вернув ему тем самым и антропологическую форму его существования. Искусство является тем институтом, который способен говорить о смерти, не скрывая её прямого смысла. Этим оно принципиально отличается от религии.
Этой работой скорби питается вся западноевропейская метафизика смерти, начиная с христианства и вплоть до метафизического понятия влечения к смерти» [1; С. Таким образом, современная секулярная культура, в целом, вытесняет смерть из сознания человека, однако благодаря искусству смерть вновь возвращается в виде некого симптома, проглядывающего в произведениях искусства. Тем самым искусство осуществляет процесс ресакрализации социального пространства и возвращения человека к традиционной шкале ценностей, интериоризация которой становится возможной лишь в результате осуществления определённого опыта. Искусство способно приобщить нас к подобному опыту благодаря тому, что оно может репрезентировать те вещи, которые никогда не могут быть нами пережиты реально. Одна из таких вещей - смерть. Смерть как сакральное и как условие сакрального, позволяющее пережить его опыт в силу своего присутствия в имманенции человеческого существования, так же не упразднима из человеческой реальности, как и само сакральное.
Поэтому, отвечая на вопросы, поставленные нами в начале, можно сказать, что в условиях современного секулярного общества именно искусство способно внести сакральный смысл в существование человека, удерживая это существование от тотальной профанации и опошления.
Сакральный викисловарь. Что означает слово сакральный
Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Сакральный смысл герба нашего Российского. происхождение: Лат. sacrum — священный. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]. Сакральное понимается как нечто, являющееся или конкретным предметом непосредственного наблюдаемого мира (волшебной палочкой, камнем, изображением или изваянием божества), и\или значением (тайным смыслом) наблюдаемых физических явлений и предметов.
Эволюция понятия сакрального в 17–19 вв.
- Навигация по записям
- Как найти сакральные знания
- Как найти сакральные знания.
- Культурология. Словарь-справочник
Сакральный
Значение слова "сакральный" передаётся из поколения в поколение путём таинств, молитв, через воспитание подрастающего потомства. Значение слова сакральный в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Словарь медицинских терминов. Сакральный – это священный, относящийся к религиозным культам или ритуалам. Таким образом, сакральный, это значит тайный, что-то таинственное, доступное не всем. Сакральный смысл может быть связан с религиозными или духовными традициями, символикой и мифологией, но это не означает, что он доступен только тем, кто разделяет такие верования.
Праздник в теории сакрального
Чем «сакральный» отличается от «священный» и «святой» «Священный» и «святой» - термины, которые используются в рамках конкретных религий. Они относятся к предметам, людям или понятиям, которые почитаются последователями этой религии. Он может применяться к любым религиозным аспектам, в том числе к язычеству, мифологии и древним верованиям. Таким образом, «сакральный» выступает как научный термин, позволяющий описывать различные проявления религиозности в культуре человечества. А «священный» и «святой» связаны с конкретными религиями. Что может быть сакральным в современном мире В современном мире сакральным может считаться все, что так или иначе связано с религиозностью, духовностью, верой в потусторонние силы. Это могут быть религиозные обряды и праздники, атрибуты культа, а также различные элементы народных суеверий и эзотерики.
К сакральному относятся объекты, тексты, действия, наделенные особым, «таинственным» значением. Например, для христиан сакральное значение имеет Библия, для мусульман - Коран, для иудеев - Тора. Также сакральными могут считаться религиозные реликвии, иконы, кресты.
Однако, как пишет тот же Гройс, смысл сакрального двойствен: под ним следует понимать не только возвышенное и святое, но и нечистое, табуированное. По меньшей мере со времен Роже Кайуа и Жоржа Батая мы знаем, что все относящееся к испражнениям сакрально, то есть запретно, табуизировано. Дюшан и Манцони таким образом находятся в старой, доброй традиции профанации сакрального - с учетом не менее традиционной замены святого на нечистое» [2]. Вряд ли, однако, речь в данном случае идёт о десакрализации. Скорее тут необходимо говорить о новом смысле сакрального, который, на самом деле, не противоречит изначальному его смыслу. Этот «новый смысл» сакрального заключается в том, чтобы обнажить перед человеком саму реальность, находящуюся по ту сторону добра и зла.
В этом, очевидно, и состоит сакральный смысл современного искусства, которое следует понимать как искусство трансгрессии, нарушения запретов. Возвращение к реальности, в данном случае, означает прежде всего возвращение к тому, что вытеснено современной культурой из сознания человека. Таким тотально вытесненным является смерть. Отмена смерти - наш фантазм, развивающийся во все стороны: в религиях это фантазм загробной жизни и вечности, в науке - фантазм истины, в экономике - фантазм производительности и накопления. Ни одна другая культура не знает подобной различительной оппозиции жизни и смерти, где жизнь выступала бы как положительный член: жизнь как накопление, смерть как расплата» [1; С. Смерть как истина человеческого существования, безусловно, имеет сакральный смысл. Но это сакральное не в смысле чего-то позитивно переживаемого, а именно, сакральное в собственном смысле слова: сакральное как тайна, как невозможность быть постигнутым, как сам предел человеческого, который сакрализует его само. Смерть сакральна именно как моя смерть, поскольку выступает в качестве абсолюта, придающего смысл всему моему существованию. Смысл окончательный и завершённый.
Если современный человек утрачивает осознание трагизма своего существования, в чём, согласно Бодрийяру, и заключается главный его трагизм, то это потому, что он утрачивает способность мыслить смерть как свою. Поэтому искусство должно вернуть ему эту способность, вернув ему тем самым и антропологическую форму его существования. Искусство является тем институтом, который способен говорить о смерти, не скрывая её прямого смысла. Этим оно принципиально отличается от религии. Этой работой скорби питается вся западноевропейская метафизика смерти, начиная с христианства и вплоть до метафизического понятия влечения к смерти» [1; С. Таким образом, современная секулярная культура, в целом, вытесняет смерть из сознания человека, однако благодаря искусству смерть вновь возвращается в виде некого симптома, проглядывающего в произведениях искусства. Тем самым искусство осуществляет процесс ресакрализации социального пространства и возвращения человека к традиционной шкале ценностей, интериоризация которой становится возможной лишь в результате осуществления определённого опыта. Искусство способно приобщить нас к подобному опыту благодаря тому, что оно может репрезентировать те вещи, которые никогда не могут быть нами пережиты реально. Одна из таких вещей - смерть.
Антоним к слову «сакральный» — «профанный», то есть мирской, обыденный, не связанный с верой и религией. Сакральный смысл и сакральная жертва — что это значит? Сакральный смысл — это высший духовный смысл, связанный с верой и религией. В переносном значении — глубокий смысл, скрытый в чем-либо.
Так можно сказать и с иронией — о чем-то, лишенном серьезного объяснения: «Петя, ну зачем ты туда поперся? В чем сакральный смысл? Обычно этими словами намекают, что именно соратники убили или толкнули человека на смерть. Например: «Буданов — сакральная жертва.
Когда избранный объект сакрализован, в его реальность верят сильнее, нежели в эмпирически данные вещи. Высшая степень С. Всякая религиозность сопряжена с С. Святых немного, их пример служит ориентиром для обычных людей. Степени С. Пивоваров 3 Сакральное - чувство религиозного. Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении « Сакральное » 1917 определяет как «чувство творческого состояния», или чувство «нуминозного», подразумевающего божественное величие. Сакральное включает в себя элемент « страха » перед абсолютным могуществом, причем это не страх перед опасностью, не тоска от неопределенности будущего; а также — элемент «тайны» непознаваемого; оно чемто напоминает чувство «громадного», в то время как его объект обладает:вполне определенной «чарующей» силой. В целом, страх, тайна и очарование будут тремя составляющими чувства сакрального.
Любое религиозное чувство греха, искупления и т. Сакральное противоположно профанному в той мере, в какой оно обладает «могуществом», которого профанное лишено. Сакральное от лат. Благодаря сакральным традициям и актуально существующей системе сакрализации общество добивается воспроизводства определенной религии во всех своих горизонталях социальные группы, классы и вертикалях поколения. Пивоваров чувство религиозного. Особенно для нашей страны и для ее духовной культуры в частности. Крепостные стены прежнего миросозерцания рухнули, и над миром русского человека взошло неведомое дотоле солнце заграничной духовности. Американский евангелизм, восточные культы, разного рода оккультные школы за минувшие четверть века успели глубоко пустить корни в России. Это имело и положительные стороны - сегодня все больше людей задумываются над духовным измерением своей жизни и стремятся гармонизировать ее с высшим, сакральным смыслом.
Поэтому очень важно понять, что такое сакральное, запредельное измерение бытия. Этимология слова Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого - «ограждать, защищать». Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» - это «отделенный, защищенный». То есть священный - это не просто отделенный от мира, в противоположность профанному , а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» - святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» - инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности. Области распространения сакрального Его область может быть чрезвычайно широка.
Особенно в наше время - в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли. Сакральное искусство Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной. Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное - усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание.
Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие: Сакральная живопись. Сакральная геометрия. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда "маген Давид", китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. Сакральная архитектура. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Сакральная музыка. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов - литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр.
Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области - кулинария, литература, шитье одежды и даже мода - могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи - конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками - флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого.
Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам - духам и др. Другой пример сакрального пространства - храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место.
Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени.
Сакральный смысл что это значит простыми
Сакра́льное — в широком смысле — всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому. Сакральные знания сосредоточены в первую очередь в священных текстах – Библии, Коране, Ведах, Махабхарате, Ригведах и др. священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.
Как найти сакральные знания
САКРАЛЬНЫЙ. священный, связанный с верой, относящийся к религиозному культу, обрядовый, ритуальный (см. Ритуал). САКРАЛЬНЫЙ найдено 26 значений слова сакральный 1. прил. Относящийся к религиозному культу; обрядовый, ритуальный. Сакральное понимается как нечто, являющееся или конкретным предметом непосредственного наблюдаемого мира (волшебной палочкой, камнем, изображением или изваянием божества), и\или значением (тайным смыслом) наблюдаемых физических явлений и предметов. Данная трактовка особенно значима в контексте учета элементов сакрального в ходе исследования имиджевых технологий, агитационно-пропагандистских материалов и актуализации основных идеологий.