поразительная женщина «как по способности издеваться над одарёнными людьми, так и по степени её чудовищно-садистического эгоизма.
Мучительница
Аполлинария Суслова чудо как хороша | Роковая муза Достоевского и Розанова Аполлинария Суслова | Фото: и Есть женщины, которые вдохновляют людей творчества на создание новых произведений. |
Блог Цифровая история | Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной». |
Суслова Аполлинария Прокофьевна, возлюбленная Ф. М. Достоевского: биография, личная жизнь :: | Ее любовь принесла только разочарование и горечь им и сделала саму Аполлинарию Суслову несчастной. |
«БЫВШАЯ ДОСТОЕВСКОГО И РОЗАНОВА» — 3
Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Ежедневная аудитория портала Проза.
К славе — тайно завистлива. Ума — среднего, скорее даже небольшого. Но стиль, стиль…», - писал об Аполлинарии Василий Розанов, много лет состоявший с ней в тяжелом, изнуряющем браке.
Однажды она посетила публичную лекцию известного писателя Достоевского и поставила себе новую цель — бросить его к своим ногам. А к цели она, как правило, шла напролом. Писатель Федор Достоевский Фото: peoples.
Темпераментная барышня без труда обратила на себя внимание писателя — она написала ему пылкое письмо, в котором с присущей ей склонностью к театральным эффектам «раскрыла свое сердце». И решительная девушка своего добилась — вскоре Достоевский стал ее любовником. Аполлинарию не смущало ни то, что писатель был женат, ни то, что он не намеревался уходить от болеющей жены. Писатель, для которого его молодая муза стала злым гением Фото: zhurnalko. Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале «Время». И хотя писательницей она была посредственной, Достоевский шел у нее на поводу и выполнял все капризы. Аполлинария Суслова и Федор Достоевский Фото: archive. После очередной бурной ссоры она уехала в Париж, завела себе там любовника, а когда Достоевский отправился следом за ней, обошлась с ним холодно и заставила утешать ее после расставания с неверным поклонником.
Аполлинария разыграла перед ним целый спектакль, схватив нож и заявив о том, что собирается убить любовника. Писателю пришлось долго отговаривать ее и успокаивать, а потом он увез ее с собой в Германию, рассчитывая на примирение. Вместо этого они окончательно разругались и расстались. Позже Достоевский понял, что этим спас себя от помешательства.
Тут она безвременно увядала». В Аполлинарии он также находил черты раскольницы «поморского согласия» или «хлыстовской Богородицы». Замечу, что схожие черты акцентировала и сама Суслова в автобиографической героине повести «Чужие и свои»: «…не всем видимая, но глубокая печать того рокового фанатизма, которым отличаются лица мадонн и христианских мучениц, лежала на этом лице». Но вот совсем иной взгляд через образную призму другого возможного прототипа. Мне всегда казалось, что это он [Достоевский] написал о Суслихе».
В действительности в романе сказано ещё более остро: «…сам маркиз де Сад мог бы у неё поучиться». Принять ли это розановское свидетельство на веру? Как знать! Но невольно вспоминаются слова Свидригайлова: «…никогда не ручайтесь в делах, бывших между мужем и женой или любовником и любовницей. Тут есть всегда один уголок, который всегда всему свету остается неизвестным и который известен только им двум». И уж совершенно невозможно комментировать ещё одно свидетельство из того же письма: «Её любимый тип в литературе и мифах — Медея, когда она из-за измены Язона убивает детей»… — Обстоятельства, при которых познакомились Суслова и Достоевский, неизвестны? Принята версия Любови Достоевской, которая в своей книге об отце, называя Суслову Полиной N, сообщает в главе «Любовное приключение»: «Она крутилась около моего отца, делала ему авансы любовные. Тогда она написала ему письмо — признание в любви. Это письмо сохранилось в бумагах моего отца; оно написано просто, наивно и поэтично.
Можно подумать, что слышишь робкую юную девушку, ослеплённую гением великого писателя. Достоевский был взволнован и тронут письмом Полины. Это признание в любви пришло в такой момент, когда он больше всего в этом нуждался. Предательство жены терзало ему сердце… И вдруг девушка, юная и цветущая, дарит ему своё сердце!.. Достоевский на лету подхватил этот подарок судьбы». В книге дочери писателя много недостоверного. О существовании подобного письма Сусловой, с которого начались их отношения с Достоевским, исследователям ничего не известно. Слова об измене первой жены писателя, Марии Дмитриевны, — чистый вымысел. Сомнительно также, чтобы Достоевский рассказывал об обстоятельствах знакомства с Аполлинарией своей второй жене с ревностью относившейся к прежним связям мужа с женщинами , от которой об этом могла бы услышать и дочь Люба.
Но другой версии у биографов писателя нет. Аполлинария Суслова, 1890 год. Фото: wikimedia. Литературовед Аркадий Долинин в 1920-е годы объяснял публикацию этого посредственного, по его оценке, произведения в журнале братьев Достоевских тем, что Фёдор Михайлович уже сблизился к этому времени с Аполлинарией. Возможно, это произошло и раньше.
Суслова, Аполлинария Прокофьевна
Суслова, Аполлинария Прокофьевна — Аполлинария Прокофьевна Суслова фотография 1867 года Дата рождения: 1839 год(1839) Дата смерти: 1918 год(1918) Аполлинария Прокофьевна Суслова (1839—1918) — возлюбленная Ф. М. Достоевского (1861—1866). 1919. Писательница, жена В.В. Розанова. PRO-ВзлЁт Город и горожане Новости Новости компаний. О бурной судьбе Аполлинарии Сусловой расскажет историк Егор Яковлев, автор проекта «Цифровая история».
Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области
ЖЗЛ. Аполлинария Суслова. Сараскина Л. И. | Ее любовь принесла только разочарование и горечь им и сделала саму Аполлинарию Суслову несчастной. |
Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой | Аннотация: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф.М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой. |
Аполлинария Суслова и Достоевский | Достоевский и Аполлинария Суслова вместе путешествовали по Европе, ссорились, расставались и снова встречались, но вскоре поняли, что эти отношения обоим им затрудняют. |
Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...: lovers_of_art — LiveJournal | Аполлинария Суслова вошла в историю как роковая женщина, издевавшаяся над Достоевским и Розановым. |
Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой
Яркими провозвестницами идей феминизма в Российской империи были сёстры Надежда и Аполлинария Сусловы, чьи жизнь и деятельность неразрывно связаны с Крымом. Аполлинария Суслова была связана с Достоевским многие годы и послужила прототипом некоторых его женских образов. продажа с быстрой доставкой по всей России. Стриженные по тогдашней моде и совершенно между собой несхожие сестры Сусловы — Аполлинария и Надежда, появившиеся в петербургских студенческих кружках.
Больше, чем «бывшая Достоевского и Розанова»: кем была Аполлинария Суслова
В 1861 году Аполлинария Суслова впервые посетила открытую лекцию Достоевского и влюбилась в него. В фильме "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского" с чудесной Симоновой (стенографистка, да) мелькнула пару раз Аполлинария Суслова. Первая биография А. П. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных. Роковая муза Достоевского и Розанова Аполлинария Суслова | Фото: и Есть женщины, которые вдохновляют людей творчества на создание новых произведений.
«СОЛНЦЕ МОЕЙ ЖИЗНИ ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ»
Требовала от Федора Михайловича развода, потом вдруг намекала, что, помимо Достоевского, у нее есть и другие поклонники — статусом повыше… Она могла бить посуду, а могла целовать его руки. В ней было столько страсти и жизни! Достоевский был уже усталым человеком, обремененным сплошными безрадостными обязательствами. Перед женой, угасающей от чахотки, перед приемным сыном. Перед братом, вместе с которым издавал, без особого финансового успеха, литературный журнал... А она, Аполлинария, давала... Впоследствии она признавалась, что не прочла ни одной его книги...
Измена Париж, 26 августа 1863 года. В этот раз за границу собирались ехать вместе, но Федора Михайловича задержали издательские дела: надо было закрывать журнал. Аполлинария поехала одна, договорились встретиться в Париже. И вот долгожданный день настал. Сейчас он увидит ее. Сейчас обнимет и вдохнет любимый запах приторно-резких духов… Как этот аромат шел ей, его вздорной Аполлинарии!
Она резко поднялась навстречу, и он задохнулся от волны холода, которым его обдал взгляд ее светлых глаз. Какое письмо? Почему — не приезжал? Ангел мой… Он вдруг вспомнил, совсем некстати, как с братом-погодком, Мишей, летом ловили бабочку и накалывали булавкой, чтобы сделать коллекцию. Как потом он, Федя, рыдал всю ночь и подходил поглядеть на бабочку — умерла или жива? А она все была жива, и все била крыльями, и от этого было страшно и горько.
Вот и он, как та давняя бабочка. Сейчас Аполлинария вонзит ему иголку прямо в сердце… — Потому что поздно. Я полюбила другого. Ты сам виноват: не разводился с этой… Достоевский заплакал: «Ангел мой, Поленька, а как, скажи, мог я развестись с женой, которая вот-вот отдаст Богу душу… Я не люблю ее, люблю тебя, хотя нет, и ее люблю — но по-другому… Она больна, тяжело больна, как же брошу я ее в этот страшный час, она и так обо всем знает. Но что я без тебя — дрожащая бабочка, проткнутая булавкой… Расскажи мне все — я так люблю, что прощу…» И она рассказала, уже не таясь и даже злобно усмехаясь, про красавчика, испанца Сальвадора, студента. Не жалела ни Достоевского, ни себя.
Она ведь тоже, оказывается, нелюбимая. Она смотрела на Достоевского не просто как на бабочку — как на гусеницу, которую можно легко раздавить туфелькой. Достоевский зарыдал, упал к ее ногам… Дави, дави… — Ты не найдешь другого сердца, как мое, — разобрала Аполлинария сквозь рыдания. На край света?
Многое поражало писателя в этой страстной натуре - Аполлинарии. Её готовности пойти на какой угодно подвиг сопутствовал неистребимый эгоизм. Вызывающее нежелание следовать нормам и приличиям, которые она считала предрассудками общества, переплеталось с уважением русских народных традиций и обычаев. В одном характере все противоречия прекрасно уживались. Предвижу: она будет несчастна Достоевский и Апполинария Суслова Писатель предложил Аполлинарии поехать в Европу, где их ничто не отвлечёт от чувств: ни работа писателя в издательстве, ни надоедливые кредиторы, ни бесконечные хвори супруги.
Но возникшие проблемы с журналом «Время» и ухудшение самочувствия жены Марии Дмитриевны, которую врачи настоятельно рекомендовали увезти из Петербурга, не позволяли мечтам сбыться. Фёдору Михайловичу необходимо было заняться этими неотложными житейскими делами: увезти во Владимир обречённую жену, найти надёжную семью для присмотра за пасынком Пашей. Достоевский уговорил Суслову поехать одной, без него. От нетерпения поскорее переменить обстановку, она уехала в Париж и настойчиво стала звать его в письмах. Однако он со встречей не торопился, прошло несколько месяцев после расставания, и лишь взволнованный тем, что любовница вдруг замолчала - последние три недели ни строчки не получил от неё - писатель отправился в путь. Правда, внезапное молчание Аполлинарии не помешало Федору Михайловичу задержаться на три дня в Висбадене и попытать рулеточного счастья. Три дня прошли, страсть утолена, выигрыш, чуть ли единственный случай в жизни Достоевского, когда рулетка благосклонно к нему отнеслась, был разделен между умирающей женой и ждущей на берегу Сены любовницей. За эти три дня весточки от неё так и не было, зато письмо ждало его в Париже, которое Аполлинария оставила за неделю до приезда друга. Ты как-то говорил, что я не скоро могу отдать своё сердце.
Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверенности, почти без надежды, что меня любят… Ты меня не знал, да и я сама себя не знала. Прощай, милый! Молодой любовник клялся, что очень занят, утомлён занятиями, сказывался больным, подсылал своего приятеля с заверениями в любви, но невозможностью свиданий.
Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении. Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес. Первая биография А.
К славе — тайно завистлива. Ума — среднего, скорее даже небольшого.
Но стиль, стиль…», - писал об Аполлинарии Василий Розанов, много лет состоявший с ней в тяжелом, изнуряющем браке.
«БЫВШАЯ ДОСТОЕВСКОГО И РОЗАНОВА» — 3
Писатель, для которого его молодая муза стала злым гением Фото: zhurnalko. Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале «Время». И хотя писательницей она была посредственной, Достоевский шел у нее на поводу и выполнял все капризы. Аполлинария Суслова и Федор Достоевский Фото: archive. После очередной бурной ссоры она уехала в Париж, завела себе там любовника, а когда Достоевский отправился следом за ней, обошлась с ним холодно и заставила утешать ее после расставания с неверным поклонником. Аполлинария разыграла перед ним целый спектакль, схватив нож и заявив о том, что собирается убить любовника.
Писателю пришлось долго отговаривать ее и успокаивать, а потом он увез ее с собой в Германию, рассчитывая на примирение. Вместо этого они окончательно разругались и расстались. Позже Достоевский понял, что этим спас себя от помешательства. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны… Я люблю ее еще до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить ее. Она не стоит такой любви.
Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдет себе друга и счастья. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья», — сокрушался он. Портрет писателя Ф.
Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она нигде не найдет себе друга и счастья. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья... А впереди у Аполлинарии Сусловой был яркий брак с неординарным человеком. Было у нее удивительное чутье на гениев.
Новая жертва В 1880 году за год до смерти Достоевского 40-летняя Аполлинария Суслова вышла замуж. За человека значительно моложе себя, значительно талантливее и образованнее… Это был Василий Розанов, которому исполнилось в то время 24 года. Его ослепляющая любовь к уже зрелой женщине во многом была обусловлена тем, что «ее любил сам Достоевский». Замечательное ее описание оставил потомкам Розанов. Вся в черном, без воротничков и рукавчиков, со «следами былой» замечательной красоты — она была «русская легитимистка»... Взглядом «опытной кокетки» она поняла, что «ушибла» меня — говорила холодно, спокойно. И словом, вся — «Екатерина Медичи». На Катьку Медичи она в самом деле была похожа. Равнодушно бы она совершила преступление, убила бы — слишком равнодушно...
Еще такой русской я не видел. Она была по стилю души совершенно русская, а если русская, то раскольница бы «поморского согласия» или еще лучше — «хлыстовская богородица»». Впрочем, Суслова была вполне земная и всегда умела «преподнести себя». Удивительная самоуверенность, королевские повадки, заставляющие окружающих вдруг почувствовать себя ничтожными подданными… И юный Розанов вдруг обернулся новой бабочкой, пришпиленной булавкой. И так же бил крылышками, пытаясь освободиться. И так же, как его кумиру Достоевскому, ему это не удалось. Шесть лет брака оказались шестью годами унижений и слез для величайшего ума России. Может быть, именно брак и сделал его философом? Закончилось все плохо: Суслова бросила в итоге Василия Васильевича, укатив в закат с его приятелем.
Он умолял жену вернуться, на что получил жестокое: «Тысяча мужей находятся в вашем положении и не воют — люди не собаки». Но и Розанов, отплакав и отстрадав, смог встретить другую женщину, Варвару Дмитриевну Бутягину, вдову священника, учителя елецкой гимназии. Это была совершенно другая любовь: не страсть, но понимание и забота. Уязвленная Аполлинария Прокофьевна двадцать лет «из принципа» не давала развода Розанову, обрекая Варвару и совместных детей на унизительное положение в обществе. Невозможно забыть А провидец Достоевский оказался прав: Суслова «нигде не нашла себе друга и счастья». Эпоха многочисленных романов закончилась.
This image may not be in the public domain in these countries, which moreover do not implement the rule of the shorter term. Honduras has a general copyright term of 75 years, but it does implement the rule of the shorter term. This usually means that one of the following conditions is fulfilled.
Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви». И хотя письмо это в архиве писателя так и не нашли, но доподлинно известно, что их роковая встреча произошла в 1861 году. Роман Сусловой с Достоевским Роман развивался стремительно. Это была всепоглощающая страсть, которую в литературе принято сравнивать с помрачением рассудка или солнечным ударом. Достоевскому было уже сорок четыре года. Он был женат на тяжелобольной женщине, содержал пасынка и не вылезал из долгов. Сусловой было 28 лет, и она поражала Достоевского своим эгоизмом и самоотверженностью одновременно. Однако со временем молодая пылкая любовница все чаще показывала коготки. Аполлинария Суслова требовала от Достоевского развестись «со своей чахоточной» и жениться на ней. Или хотя бы... И если на первое богобоязненный Достоевский решиться не мог, то на второе согласился легко. Но внезапное ухудшение здоровья жены и нелады в его журнале «Время» потребовали от писателя на какое-то время задержаться в России. В итоге разгневанная Полина укатила в Париж одна. И - тишина, за месяц от нее не было ни одной весточки. Достоевский мучился от неизвестности, и как только его дела поправились, собрался во Францию. Долгожданное письмо от Сусловой застало его буквально «на чемоданах». Оно гласило следующее: «Ты едешь немножко поздно... Еще очень недавно я мечтала ехать с тобой в Италию и даже начала учиться итальянскому языку: все изменилось в несколько дней. Ты как-то говорил, что я нескоро могу отдать свое сердце. Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверенности, почти без надежды, что меня любят... Ты меня не знал, да и я сама себя не знала. Прощай, милый». Достоевский мчался в Париж, терзаемый самыми страшными предчувствиями, и они его не обманули. Выяснилось, что сразу по приезде в Париж Суслова влюбилась в молодого испанского красавца-врача Сальвадора и была готова пойти с ним под венец. Но, увы, к моменту появления Достоевского тот уже бросил опостылевшую русскую любовницу, а она не находила себе места, бродя по парижским улицам ночи напролет. Суслова беззастенчиво рассказывала Достоевскому все подробности «своего падения» и просила его совета, как вернуть неблагодарного молодчика... Однажды ранним утром она заявилась в гостиничный номер к писателю, разбудила его и показала огромный кинжал, театрально вынув его из-за лифа корсета: «Знай, милый, я нынче же пойду и перережу горло этому подлецу, чтобы смыть мой позор! Все кончено, я пришла попрощаться». Достоевский был потрясен: с одной стороны, он понимал, как это пошло и глупо, но в то же время поймал себя на мысли, что такой - порочной, экзальтированной, с безумными глазами и лихорадочным румянцем - она желанна ему как женщина еще больше, чем прежде. Взбалмошными чертами Аполлинарии он впоследствии щедро одарит своих Настасью Филипповну и Грушеньку, а пока... Пока он бухнулся в ноги «бедной Полиньке» и принялся умолять: «Не надо, душа моя! Он того не стоит!
Злой гений Достоевского и Розанова
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Они собирались ехать вместе в Италию , однако дела вынудили Федора Михайловича задержаться. Полина решила ехать одна в Париж.
И хотя писатель собирался к ней присоединиться, ее самостоятельное путешествие напоминало бегство. Во Франции Суслова познакомилась с молодым испанцем Сальвадором, чья деятельность была связана с медициной. Девушку пленил этот мужчина, пусть и не одаренный творчески, но простой в общении. Она бросилась в чувства как в омут с головой.
Новые отношения Полины продлились недолго: всего несколько месяцев. Сальвадор очень быстро охладел к девушке, в то время как она хваталась за их союз как за спасительную соломинку. Ей приходилось унижаться в надежде сохранить любовь. Суслова пыталась прельстить Сальвадора деньгами отца, писала ему сентиментальные или грубые письма, а также выслеживала его на улице.
Однако мужчина был непреклонен. Наигравшись с девушкой, он ушел, оставив в ее сердце неизгладимый след. Порой она просыпалась среди ночи и начинала плакать. Она испытывала также жгучее чувство стыда перед Федором Михайловичем.
Приближалась дата их встречи, и Суслова хотела избежать ее. Девушка поспешила написать Достоевскому письмо с укором: «Ты едешь немножко поздно... Все изменилось в несколько дней». В то же время она описывала его в дневнике как великодушного и благородного человека, с которым ей грустно прощаться.
Однако Федор Михайлович не успел получить то письмо: он уже был на пути к Сусловой. Когда бывшие возлюбленные встретились, Полина рассказала все о своем несчастливом романе. Писатель упал к ногам девушки и зарыдал: «Я потерял тебя, я это знал! Во время их путешествия Суслова пребывала в горестных мыслях, а Федор Михайлович был жизнерадостен как никогда.
Биографы считают, что измена возлюбленной не оттолкнула Достоевского, а, напротив, разожгла огонь еще больше.
Мука-любовь К моменту их встречи Фёдор Михайлович уже был настоящей звездой поколения. Он только вернулся из ссылки — попал туда за близость к кружку петрашевцев, готовивших государственный переворот. Прогрессивная молодёжь зачитывалась его повестями и романами, он выступал перед студентами в Санкт-Петербургском университете. На одной из таких встреч его и увидела Аполлинария. Набравшись храбрости, она протянула ему свою первую повесть «Покуда». Повесть была совершенно посредственной, но Достоевский решился опубликовать её в своём журнале «Время». Так у них с Аполлинарией появился легальный повод для встреч. Вскоре стало понятно, что объединяет их не только интерес к литературе.
То, что Достоевский женат, Суслову не смущало. Да и брак этот нельзя было назвать счастливым. Она была замужем за местным спивающимся чиновником. Вскоре тот умер от затяжной болезни. Достоевский сразу же сделал предложение молодой вдове и получил унизительный отказ. Она выбирала между ним и местным учителем, в которого была влюблена. В конце концов во многом из жалости Мария всё-таки решилась выйти замуж за Достоевского, но семейная жизнь не задалась. В первую же брачную ночь у него случился эпилептический припадок. Жена была в ужасе и стала избегать близости с мужем.
Ссоры, скандалы, обоюдные измены — совместная жизнь изрядно расшатали нервы обоих. Аполлинария была самой сумасшедшей страстью гения Вдобавок у Марии обнаружилась чахотка. Жить вместе с мужем в суровом климате Петербурга она не могла и находилась то в Москве, то во Владимире. Достоевский же тем временем блистал в столице. Любовь молодой девушки поначалу была для него настоящей отдушиной. Достоевскому был 41 год, Сусловой — всего 22. Для Аполлинарии он был наставником и кумиром.
То было время торжества Писарева и Чернышевского, время хождения русской молодежи «в народ», время тайных прокламаций и политических процессов, время резкого обострения так называемого «женского вопроса» и новой антисемейной морали. И если мужчины так или иначе сумели «переварить» новую идеологию и обогатиться, то множество зараженных ею, как эпидемией чумы, представительниц слабого пола оказались выбиты из привычной колеи и зачастую погибали, не зная, за какую соломинку уцепиться. С-ва» Стриженные по тогдашней моде и совершенно между собой несхожие сестры Сусловы — Аполлинария и Надежда, появившиеся в петербургских студенческих кружках, были из того нового поколения молодых женщин, которое более не желало топить, хранить и украшать домашний очаг, качать колыбель и быть во всем рабой мужа. И потому в многочисленных студенческих демонстрациях за право женщины на образование — они всегда в первых рядах. Высшие женские курсы в России в то время еще не были созданы, но правительство, под давлением молодежи, пошло на некоторые уступки и позволило дамам слушать лекции в университете. Страсть к самостоятельности и профессиональной деятельности наравне с мужчиной кружила этим барышням голову так, как раньше кружила только любовь. Сестры Сусловы, как и их эмансипированные товарки, искренне считали любовь «пережитком», «предрассудком» и, разумеется, полагали, что уж они-то — выше этого. Зачем вам вся эта политика, эта ученость! Вот только увернуться ученый муж не успел — вольнослушательница Суслова не долго думая влепила ему пощечину. Полина, как ее звали домашние, проcто не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Ее вспоминают порывистой, горячей, резкой на язык, то есть усвоившей все поведение эмансипантки, или «синего чулка», — так в приличном обществе именовали новую женскую поросль. Но выражение глаз Полины резко контрастировало с этим отчасти деланым нравом: у нее были глубокие, страстные, словно засасывающие в свой запредельный омут глаза. Она еще не догадывалась об их власти. В ноябре 1861 года вышел в свет 5-й номер семейного журнала братьев Достоевских «Время». Поклонники Достоевского, как и весь читающий Петербург, были весьма удивлены: между 8-й главой «Записок из мертвого дома» и романом в стихах Якова Полонского «Свежее предание» была напечатана довольно рыхлая, беспомощная повесть «Покуда», подписанная «А. Кто она такая? Откуда взялась? А главное, зачем ее опубликовали? Тотчас поползли всевозможные слухи и домыслы. Федор Достоевский, окруженный ореолом мученичества, уже известный писатель, всего год назад вернувшийся из ссылки, пользовался в северной столице колоссальной популярностью и авторитетом, особенно в кругах студенческой молодежи. Впрочем, до сих пор точно неизвестно, где и когда произошло знакомство 21-летней Полины и 40-летнего Достоевского. Говорили, что, увлекшись писателем после его многочисленных выступлений в университете, Полина первая написала ему «наивное поэтическое любовное письмо». Так, например, полагала дочь Достоевского Любовь Федоровна. Хотя такового письма в архиве писателя так никогда и не нашли. Да и вообще всему тому, что касается Аполлинарии Сусловой, верить дочери писателя следует с большой оглядкой: госпоже Достоевской слишком очевидно хотелось очернить ее — Полина была неистребимо опасной соперницей ее матери. Любовь Федоровна незамысловатой, черно-белой краской так рисовала портрет Сусловой: «Тогда в моду вошла свободная любовь. Молодая и красивая Полина усердно следовала веянию времени, служа Венере, переходила от одного студента к другому и полагала, что служит европейской цивилизации. Услышав об успехе Достоевского, она поспешила разделить новую страсть студентов. Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Он не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснениями в любви» Любовь Успенская дочь Фёдора Достоевского Знавшие Полину говорили, что и в самом деле в ее характере было сделать первый шаг, но все же — не такой. В среде презирающих любовь и романтические бредни девиц писание поэтических любовных писем было сродни тому, как если бы вдруг заговорила ослица. Их увлекала отнюдь не практика «свободной любви», а размышления о свободной любви и о праве женщины на таковую вообще. А это совершенно разные вещи. Как и все их сверстницы, сестры Сусловы мечтали: например, Надежда, строгая, почти аскетично-суровая девушка, желала стать первой в России женщиной-врачом — вот что было ее непреложной целью. Студенты-медики подтрунивали над ее фанатичным и фантастичным прожектерством: дама в белом халате со стетоскопом, да где же это видано? В разгар романтической связи с Полиной Федор Михайлович выглядел настоящим щеголем Источник: Mikhail Borisovich Tulinov, Public domain, via Wikimedia Commons Полина же, о чем свидетельствует ее дневник, мечтала вообще: надо приносить обществу пользу, надо найти смысл жизни, надо чему-нибудь выучиться и куда-нибудь пойти работать… Тогда едва ли не все вокруг пописывали. Даже Надя отнесла в «Современник» свой небольшой рассказ, тут же одобренный и напечатанный редакторами Чернышевским и Некрасовым. Чтобы не отстать от сестры, Полина мучительно грызла карандаш, маясь над своей первой повестью «Покуда». Скорее всего, впервые предстала она перед Достоевским в его редакторском кабинете робкой дебютанткой. Для нее он был почти «небожителем», мастером, учителем… Смущенно сунула тетрадку. Но присмотревшись к нему наедине, неожиданно для себя отметила его застенчивость, угловатость. Ему же запомнились ее строгий темный костюм и обволакивающие, слишком женские глаза. Они стали встречаться — сначала в редакции, потом у общих знакомых, а потом и наедине… Вскоре Федор Михайлович уже знал о Полине все. Кстати, судя по ее манерам, он предположил, что в ней течет кровь аристократки, но ошибся — она оказалась чистокровной крестьянкой. Ее отец был крепостным графа Шереметева.
Мучительница
И уж совершенно невозможно комментировать ещё одно свидетельство из того же письма: «Её любимый тип в литературе и мифах — Медея, когда она из-за измены Язона убивает детей»… — Обстоятельства, при которых познакомились Суслова и Достоевский, неизвестны? Принята версия Любови Достоевской, которая в своей книге об отце, называя Суслову Полиной N, сообщает в главе «Любовное приключение»: «Она крутилась около моего отца, делала ему авансы любовные. Тогда она написала ему письмо — признание в любви. Это письмо сохранилось в бумагах моего отца; оно написано просто, наивно и поэтично. Можно подумать, что слышишь робкую юную девушку, ослеплённую гением великого писателя. Достоевский был взволнован и тронут письмом Полины. Это признание в любви пришло в такой момент, когда он больше всего в этом нуждался. Предательство жены терзало ему сердце… И вдруг девушка, юная и цветущая, дарит ему своё сердце!.. Достоевский на лету подхватил этот подарок судьбы». В книге дочери писателя много недостоверного. О существовании подобного письма Сусловой, с которого начались их отношения с Достоевским, исследователям ничего не известно.
Слова об измене первой жены писателя, Марии Дмитриевны, — чистый вымысел. Сомнительно также, чтобы Достоевский рассказывал об обстоятельствах знакомства с Аполлинарией своей второй жене с ревностью относившейся к прежним связям мужа с женщинами , от которой об этом могла бы услышать и дочь Люба. Но другой версии у биографов писателя нет. Аполлинария Суслова, 1890 год. Фото: wikimedia. Литературовед Аркадий Долинин в 1920-е годы объяснял публикацию этого посредственного, по его оценке, произведения в журнале братьев Достоевских тем, что Фёдор Михайлович уже сблизился к этому времени с Аполлинарией. Возможно, это произошло и раньше. В другой повести Сусловой, «Чужие и свой», опубликованной лишь посмертно, в XX веке, где образ героини по имени Анна имеет автобиографический характер, а Достоевский явился прототипом влюблённого в неё героя — Лосницкого, Анне 22 года и упоминается, что их связь длится уже год. Сусловой исполнилось 22 года в январе 1861 года. Значит, можно было бы заключить, что они познакомились с Достоевским в конце 1860-го, вскоре после его возвращения из Сибири.
Но, увы, художественное произведение — не биографический документ. Ещё с первой половины 1920-х годов, когда начали появляться первые исследования на тему «Достоевский и Суслова», укрепилось мнение, что её дебютная повесть «Покуда» — самое слабое её произведение. Я не разделяю этого мнения: повесть «Чужие и свой», имеющая тот интерес, что в ней отразились их отношения с Достоевским, в силу чего её особенно часто перепечатывают, мне представляется гораздо более слабой. Оригинальная черта повести «Покуда» состоит в том, что повествование ней ведёт герой-мужчина и это заставляет вспомнить незавершенный роман Достоевского «Неточка Незванова», написанный от лица женщины. Начальный абзац: «Как странно создан человек! Говорят — существо свободное… какой вздор! Я не знаю существа более зависящего: развитие его ума, характера, его взгляд на вещи — всё зависит от внешних причин.
Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскалёнными щипцами…».
Образ Дунечки Раскольниковой оказывается как бы «идеальным зеркалом», в котором отразилась одна из сторон сложной и противоречивой натуры Аполлинарии Сусловой. Заместитель директора по научной работе Литературно-мемориального музея Ф. Достоевского в Санкт-Петербурге Борис Тихомиров. Тут она безвременно увядала». В Аполлинарии он также находил черты раскольницы «поморского согласия» или «хлыстовской Богородицы». Замечу, что схожие черты акцентировала и сама Суслова в автобиографической героине повести «Чужие и свои»: «…не всем видимая, но глубокая печать того рокового фанатизма, которым отличаются лица мадонн и христианских мучениц, лежала на этом лице». Но вот совсем иной взгляд через образную призму другого возможного прототипа. Мне всегда казалось, что это он [Достоевский] написал о Суслихе».
В действительности в романе сказано ещё более остро: «…сам маркиз де Сад мог бы у неё поучиться». Принять ли это розановское свидетельство на веру? Как знать! Но невольно вспоминаются слова Свидригайлова: «…никогда не ручайтесь в делах, бывших между мужем и женой или любовником и любовницей. Тут есть всегда один уголок, который всегда всему свету остается неизвестным и который известен только им двум». И уж совершенно невозможно комментировать ещё одно свидетельство из того же письма: «Её любимый тип в литературе и мифах — Медея, когда она из-за измены Язона убивает детей»… — Обстоятельства, при которых познакомились Суслова и Достоевский, неизвестны? Принята версия Любови Достоевской, которая в своей книге об отце, называя Суслову Полиной N, сообщает в главе «Любовное приключение»: «Она крутилась около моего отца, делала ему авансы любовные. Тогда она написала ему письмо — признание в любви.
Это письмо сохранилось в бумагах моего отца; оно написано просто, наивно и поэтично. Можно подумать, что слышишь робкую юную девушку, ослеплённую гением великого писателя. Достоевский был взволнован и тронут письмом Полины. Это признание в любви пришло в такой момент, когда он больше всего в этом нуждался. Предательство жены терзало ему сердце… И вдруг девушка, юная и цветущая, дарит ему своё сердце!.. Достоевский на лету подхватил этот подарок судьбы». В книге дочери писателя много недостоверного. О существовании подобного письма Сусловой, с которого начались их отношения с Достоевским, исследователям ничего не известно.
Слова об измене первой жены писателя, Марии Дмитриевны, — чистый вымысел. Сомнительно также, чтобы Достоевский рассказывал об обстоятельствах знакомства с Аполлинарией своей второй жене с ревностью относившейся к прежним связям мужа с женщинами , от которой об этом могла бы услышать и дочь Люба. Но другой версии у биографов писателя нет.
Но то, что у Достоевского и молодой студентки завязался роман, известно доподлинно. Тайные встречи. Литературная помощь. В семейном журнале братьев Достоевских «Время» появляется повесть Сусловой — слабая, претенциозная… Их отношения можно было охарактеризовать как любовь-ненависть.
От Аполлинарии Федор Михайлович постоянно слышал упреки, требования развестись со «своей чахоточной женой». Потом Достоевский напишет: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет се бя от самых малейших обязанностей к людям». Достоевский приехал во Францию чуть позже… Аполлинария даже и не ждала его. У нее появился некий господин из тех, кто нравился женщинам. Вот как вспоминает Любовь Федоровна Достоевская о дальнейшем развитии событий: «Весной Полина написала отцу из Парижа и сообщила о неудачном окончании ее романа.
Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж. Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой — излюбленная угроза русских женщин. Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу. Но так как Полина нашла Достоевского слишком холодным, то прибегла к крайним средствам. В один прекрасный день она явилась к моему отцу в 7 часов утра, разбудила его и, вытащив огромный нож, заявила, что ее возлюбленный — подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку и сейчас направляется к нему, но сначала хотела еще раз увидеть моего отца… Я не знаю, позволил ли Федор Михайлович себя одурачить этой вульгарной комедией, во всяком случае, он посоветовал Полине оставить свой нож в Париже и сопровождать его в Германию. Полина согласилась, это было именно то, чего она хотела». Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Федора Михайловича.
Для Сусловой Достоевский был не великий писатель, а всего лишь поклонник, книг его она почти не читала, так что весь богатейший внутренний мир Федора Михайловича для нее словно и не существовал.
Поначалу Достоевский не обращал внимания на молодую слушательницу. Но ее настойчивость и привлекательность сделали своё дело. На иждивении у писателя были жена, больная чахоткой, и её сыновья. Усложняла ситуацию куча долгов.
На фоне этих житейских трудностей связь с юной красоткой рисовалась в воображении праздником. Однако все оказалось не так романтично. Аполлинария писала в своих дневниках о том, что она отдалась Достоевскому «любя, не спрашивая ничего, ни на что не рассчитывая». Но о бескорыстии в ее отношениях с писателем не шло и речи. Начало романа было традиционным — нежные письма друг другу, тайные встречи.
Вскоре Суслова озвучила свой первый каприз — она настояла на том, чтобы писатель опубликовал ее повесть «Покуда» в журнале «Время», который Достоевский выпускал вместе с братом. Произведение Аполлинарии оказалось так себе, но Федору Михайловичу было проще согласиться издать его, чем объяснять Сусловой недостатки повести. Освоившись в роли любовницы, Полина решила — пора повышать свой статус. Она начала требовать, чтобы Достоевский развелся с женой и женился на ней.
Как сложилась жизнь роковой музы Достоевского после их разрыва?
О бурной судьбе Аполлинарии Сусловой расскажет историк Егор Яковлев, автор проекта «Цифровая история». Аполлинария только ядовито усмехнулась на это требование и показала законному мужу кукиш. «Аполлинария Суслова прожила странную, парадоксальную, может быть, даже призрачную жизнь. О бурной судьбе Аполлинарии Сусловой расскажет историк Егор Яковлев, автор проекта «Цифровая история». Любовница Достоевского Аполлинария Суслова. «Аполлинария Суслова прожила странную, парадоксальную, может быть, даже призрачную жизнь.