Новости предательство мазепы

В какой-то мере Мазепа сослужил России службу своим предательством – ибо Карл рассчитывал на казаков, как на довольно-таки мощную силу против русской армии.

Миф о Мазепе, или Предательство как национальная идея —«Украинство…» XXII

Незаметно сея рознь, они развязывали на просторах великой страны нескончаемые гражданские войны, сталкивая целые поколения отцов и детей, дедов и внуков. Имя украинского гетмана Ивана Степановича Мазепы 1644-1709 вошло в историю как символ вероломного предательства и национальной измены. Мазепа изменил Украине, украинскому народу, русскому царю и братской России. Выходец из украинской шляхты Правобережной Украины, он с юных лет воспитывался при дворе польского короля Яна Казимира. Своё обучение он "совершенствовал" в школе иезуитов и несколько лет учился за границей. Самих иезуитов уподобляли острому мечу, "рукоять которого в Римском Ватикане, а жало где угодно". В 1663 году Мазепа участвовал в походе короля на Левобережную Украину с целью её отторжения от России. После похода, как "агент влияния" из "шестой 666-колОнны", он остался на Украине. С этого времени и начинается двойная игра Мазепы, искусно лавировавшего между Россией и польским двором. Умом, образованностью, внешним лоском и изысканной речью Мазепа выделялся среди казацкой старшины.

Будучи хитрым, честолюбивым и коварным, он шаг за шагом прокладывал себе путь к гетманской булаве, служа то гетману Дорошенко, то Самойловичу. Своему благодетелю Ивану Самойловичу Мазепа отплатил чёрной неблагодарностью, обвинив в измене и возглавив в июле 1687 года - после неудачного Крымского похода - заговор казацкой старшины и получив интригами, лестью и подкупом вожделенную гетманскую власть и булаву. Католик-поляк по вере и иезуит по воспитанию и поведению, Мазепа искал только выгод и удобств привольной жизни, легко вступал в сделку с совестью и по корысти и расчёту готов был одинаково служить и Москве, и Польше и Швеции. На протяжении своего 20-летнего гетманства 1687-1708 Мазепа проводил глубоко антинародную политику на Украине и в Запорожье, пытаясь спровоцировать столкновения между русским правительством, украинским народом и запорожскими казаками. Подготавливая передачу левобережных украинских земель под власть Польши, он стремился поссорить Украину с Россией и посеять вражду среди народов-братьев. Налоги и поборы при его гетманстве настолько увеличились, вызывая непосИльем многочисленные волнения и восстания. Такую же политику лукавый и вероломный гетман проводил в отношении Запорожской Сечи. Строя на запорожских землях города и собственные селитровые промыслы, Мазепа творил свои притеснения именем русского царя, перекладывая свою вину на "Москву" и озлобляя запорожцев против России. Усиливая недовольство сечевиков, он тайно им внушал, что царь Пётр собирается снести Сечь и уничтожить запорожцев - "загнать в Сибирь, как скот" или сделать драгунами и солдатами, а "весь малороссийский народ подвергнуть вечному рабству".

Стремясь подтолкнуть русское правительство на вооруженное противостояние с Запорожской Сечью - "того проклятого гнезда искоренити силою оружия", - он неоднократно призывал к этому в 1702, 1703 и 1705 годах, одновременно налаживая связи с Карлом XII и его ставленником на польском троне Станиславом Лещинским. Для достижения своей преступной цели - отторжения Украины от России двуличный предатель не брезговал никакими средствами - он связывался с Польшей, Турцией и Крымом, "чтоб турки и татары мир разорвали с его величеством царским". Свои предательские планы и действия вероломный и коварный изменник тщательно и ловко маскировал, говоря: "Я бы хотел, чтобы и рубашка моя не знала". Лично знавший Мазепу Феофан Прокопович 1681-1736 отмечал в своей "Истории императора Петра Великого", что в той мере, в какой в глубине души своей Мазепа был предан полякам, в такой же мере он ненавидел русских. Но никто не мог этого заметить, поскольку многоликий гетман-иезуит всегда притворялся "любовным, доброжелательным и приветливым". О таких в народе говорят: "Змея один раз в год меняет кожу, а предатель каждый день". Быстро и толково исполняя распоряжения царя, он успел заслужить уважение и доверие русского монарха, долго не обращавшего внимания ни на какие доносы, полученные на гетмана из Украины. Полностью ему доверяя, Пётр Великий в Москве в феврале 1700 года лично наградил вторым по счёту орденом Андрея Первозванного гетмана Ивана Мазепу - "за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы". Девиз первого российского ордена гласил: "За веру и верность".

На службе русскому царю Мазепа получил практически всё, о чём он мог мечтать. Огромные поместья, несметные богатства, плодородные земли на Украине и юге России, сто тысяч крестьянских душ во владении. Известно также, что в 1703 году польский король Август II наградил Мазепу орденом Белого Орла, назвав себя в грамоте - "верным другом его". Опытному заговорщику и злейшему врагу братских славянских народов долгие годы удавалось создавать видимость дружелюбного и преданного отношения к России и Великому Петру. Мазепу и обоих королей объединяла общая ненависть к России и стремление сломить её всё возрастающую силу и мощь. Изменник-гетман обещал передать Украину, как законное достояние польских королей, под власть Польши, для шведов он обязался установить на реках мосты-переправы и предоставить им Стародуб, Новгород-Северский, Батурин, Чернигов и другие города и крепости, куда предусмотрительно начал свозить боеприпасы, артиллерию и огромные запасы продовольствия. Здесь шведская армия должна была перезимовать и оставаться до сосредоточения Мазепой 50-тысячного украинского казацкого войска и привлечения им к союзу со шведами донских казаков-булавинцев и Белгородской татарской орды. Мазепа обещал привлечь к военному союзу против России и многотысячное калмыцкое войско хана Аюки. В предстоящем походе на Москву Мазепа с войском должен был присоединиться к шведской армии, обязуясь полностью снабжать её продовольствием, боеприпасами и фуражом из Гетманщины и Слободской Украины.

Из Польши должны были прийти Станислав Лещинский с "коронным войском" и шведский генерал Крассау. Войска Лещинского должны были двигаться на Москву двумя путями: коренное польское войско - через Киев, а литовское - через Смоленск. В то же время 12-тысячный корпус шведского генерала Либекера должен был занять Новгородскую и Псковскую земли и овладеть Петербургом. К новому нашествию на Русь должны были присоединиться запорожские казаки, крымские татары и многотысячные турецкие легионы. К вся эта многоязычная и разноплеменная "интернациональная орда" должна была нанести сокрушительный удар по России с последующим её разорением и расчленением на малые княжества и воеводства - под контролем вооружённых "миротворцев" с Запада и Востока.

Сейчас на Украине многие политики и историки говорят, что Мазепа — борец за независимость Незалежной.

Ранее в американском журнале Popular Mechanics российские танки Т-72 и Т-80 назвали двумя из пяти худших в мире.

Сложная политическая конструкция того времени, когда в конфликт одновременно были включены все ведущие державы региона, угрожала бизнесу и власти. Особенно не зашли Ивану Степановичу директивы, предписывающие сжигать населенные пункты, которые могла занять шведская армия.

Поэтому его решение перейти на сторону как ему на тот момент показалось более сильного было обычным шкурным вопросом. Просто очень большого масштаба. Итог же говорит сам за себя: военно-стратегический и политический результат такого решения оказался равен нулю.

За гетманом пошло абсолютное меньшинство, сам он потерял всё хотя казну прихватил , а нанести урон коммуникациям русской армии не удалось. На русские редуты в Полтавской битве ходила в атаку кучка добровольцев, в то время как остальные силы изменника в 6—8 тыс. В то время как «пророссийские» казаки нового гетмана Ивана Скоропадского и принимали масштабное участие в сражении, и партизанили по тылам шведов.

Так что после Полтавы Мазепе оставалось только поспешное бегство и бесславная смерть на чужбине. Что же касается «народа», то эстафету подхватил его преемник в изгнании Филипп Орлик, заложивший в своей «конституции» всё то же сословное неравенство и личные выгоды казацкой старшины. Для этих сынов своего времени мир был понятен и прост: надо урвать своё любой ценой.

Так что в сухом остатке для самого Мазепы и его ближайшего круга никакого предательства не было, только бизнес. Как не было и «борьбы за независимость», поскольку правильная зависимость напрямую влияла на успех этого бизнеса. То, что такой финт не понравился Петру, — понятно.

Но он своей рукой казнил людей, которые своевременно сообщали о предательстве вассала, так что обижаться ему нужно было только на себя. А что касается многочисленных попыток снять с гетмана анафему, наложенную по петровскому приказу, то она выглядит как настоящая ирония судьбы. В 2018 году Вселенский Патриарх провозгласил незаконным и неканоничным акт анафематствования ввиду того, что он является использованием религии в политических целях, а сам Мазепа умер как верующий Матери Церкви Вселенского патриархата.

Однако же сам покойничек напрямую причастен к переходу в 1686 году Киевской митрополичьей кафедры под юрисдикцию Русской церкви. Так что черти жарят его на большой сковородке совершенно законно.

По настоянию декана И. Фроянова, выдающегося историка-патриота, который не мог смириться с активным участием Яковлевой в деятельности украинского националистического движения РУХ. Да, но надо знать дальнейшую судьбу самого Фроянова. Очень скоро он уже не был деканом, и гонения на него приняли невероятный размах. Довели до смерти… А что же Яковлева? Со временем вернулась и в Санкт-Петербургский университет, где проработала с 2003 по 2022 год, защитив в 2004-м докторскую диссертацию. Этот год для профессора Яковлевой-Таировой стал в своём роде этапным. И абсолютно предсказуемо было, какую направленность этот центр обретёт.

Ради оправдания предательства Давайте переведём дух и осознаем, что значило такое предприятие под руководством такого директора. Я думаю, наш собкор на месте сумеет подробнее разобраться в содержании проводившихся исследований. Но у меня на основе состоявшихся телефонных разговоров сложилось следующее горькое впечатление. В городе, основанном по замыслу Петра Великого, почти двадцать лет действовал так называемый научный центр, основополагающей задачей которого стало обеление и прославление одного из главных врагов Петра — одиозного предателя Мазепы. Как могло это произойти? Но произошло же! У меня абсолютная уверенность, что оправдание громкого предательства трёхсотлетней давности продиктовано сугубо злободневным интересом: перевернуть историю с ног на голову. Ради этого директор центра не только сама изощрялась, но и мобилизовала весь свой коллектив. В их непосильном и неблагодарном труде особо поражает стремление уйти от исторической правды, которая за века уже многократно доказана и прочно утверждена. Разве можно просто отмахнуться от характеристик, которые давали Мазепе многие современники и самые компетентные историки?

Одного из них — Н. Костомарова «Правда» в своей беседе недавно цитировала: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидел, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался». Величайший благодетель — это, конечно, царь Пётр. Почему измена Мазепы вызвала у него столь бурный и яростный гнев, память о котором запечатлели многие современники? Да потому, что проглядел негодяя, доверился ему и превознёс его. Достаточно сказать, что после учреждения ордена Андрея Первозванного как высшей государственной российской награды Мазепа стал вторым, кто по личному царскому указанию был её удостоен. Так оценил Пётр реальные заслуги украинского гетмана, особенно во время второго Азовского похода; так выразил и надежду на дальнейшую достойную его службу.

Увы, не сбылось. Другой знаменитый предатель иного времени — генерал Власов после Московской битвы в 1941-м тоже чествовался как один из её героев. А что потом? Но доскажу про Мазепу и высокий орден его. Сперва в Троицком соборе города Глухова, где находился тогда Пётр, в царском присутствии, а также сослужении других архиереев митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф Кроковский совершил литургию и молебен, после чего «предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев». Одновременно анафема низвергнутому гетману была провозглашена в Успенском соборе московского Кремля. Что же касается награды, как я уже раньше сказал, по поручению Петра I специально для Мазепы был изготовлен «орден Иуды». А прежнего, наивысшего российского ордена лишили его публично — перед символической казнью, учинённой в упомянутом Глухове. Вот как описал происшедшее один из наблюдателей: «Вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы. Прочитан приговор о преступлении и казни его.

Разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного: снята с чучелы орденская лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника. Все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на верёвке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил». Каково ваше впечатление и какие следуют выводы?

Гетман — покровитель Петра I

  • Какую роль сыграл гетман Мазепа в истории России и Украины
  • Похожие материалы
  • 4 ноября 1708 раскрылось предательство Мазепы. |
  • Предательство Мазепы: почему Петр I не поверил в это

Миф о Мазепе, или Предательство как национальная идея —«Украинство…» XXII

В какой-то мере Мазепа сослужил России службу своим предательством – ибо Карл рассчитывал на казаков, как на довольно-таки мощную силу против русской армии. Выступивших против спецоперации на Украине Россиян ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, который предал Петра I во время Северной войны. У Мазепы были все основания считать себя равноправным участником договора с московским царем. Иван Степанович Мазепа, гетман Войска Запорожского – одна из самых заметных фигур петровской эпохи. Новость о предательстве соратника поразила Петра, но он отреагировал быстро и жестко. Новость о предательстве соратника поразила Петра, но он отреагировал быстро и жестко.

Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы

Помимо обязательства снабжать шведскую армию провиантом и фуражем Мазепа обещал передать шведам Стародуб, Новгород-Северский, Мглин и Брянск. Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. Получив доказательства измены Мазепы, Меншиков в ноябре 1708 года взял штурмом и до основания разрушил Батурин, а весь гарнизон сердюков был уничтожен. За государственную измену Русская православная церковь 23 ноября 1708 года предала анафеме Ивана Мазепу, с лишением всех титулов и наград. по-большому счету все предательство Мазепы заключалось в передаче русских казаков под шведское командование.

МазЭпа. История подлЕйшего предАтельства!!!

Тех, кто в такие судьбоносные дни предпочел отвернуться от нашей страны, ждет судьба изменника-Мазепы. Сейчас на Украине многие политики и историки говорят, что Мазепа — борец за независимость Незалежной.

Принимал участие в Переяславских переговорах с русскими боярами. Не поддержал Переяславский договор и в дальнейшем принимал участие вместе с гетманом Выговским в создании Великого княжества Русского в составе Речи Посполитой, однако результатов не добился. В 1662 году польским королём был назначен на должность подчашего Черниговского и эту должность занимал вплоть до своей смерти в 1665 году. Мать - Марина Мокиевская, происходила из старинного шляхетского православного рода на Белоцерковщине, которые занимали руководящие должности в Киевском казачьем полку. Ее отец и брат были старшинами у Хмельницкого и погибли в боях с поляками - отец под Чортковом 1655 , а брат на Дрожи-поле 1655. После смерти мужа приняла постриг под именем Мария и была настоятельницей Киево-Печерского Вознесенского и игуменьей Глуховского женских монастырей. Дед - Михаил Мазепа, был на службе у русского царя, охранял южные границы Русского царства от набегов татар и, по некоторым сведениям, погиб в 1620 году в битве с турками.

Учился в Киево-Могилянском коллегиуме, затем - в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира, где состоял в числе «покоевых» дворян. Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга - «Государь» Никколо Макиавелли. В 1661 году Мазепа оговорил перед королем своего товарища Пасека, которого арестовали, разобрали дело, оправдали и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удален от двора. В следующем 1662 году Пасек, не забыв причинённого ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, тот схватился за оружие.

Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные - сторону Пасека. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны». Он призвал к себе Пасека и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления. Пасек в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни, истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника. В то же время согласно летописи Величка Мазепа оставил придворную службу тогда, когда король Ян-Казимир предпринял поход с войском на левую сторону Украины под Глухов и на пути остановился в Белой Церкви. Мазепа отклонился от войска короля и остался при своём старом отце, жившем в своём имении, в селе Мазепинцах. В 1665 году, после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского. В конце 1669 года его тесть, генеральный обозный Семён Половец помог ему выдвинуться в кругу гетмана Дорошенко: Мазепа стал ротмистром гетманской надворной гвардии, потом генеральным писарем.

В июне 1674 года Дорошенко отправил Мазепу посланником в Крымское ханство и Турцию. Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко. Схватившие Мазепу запорожские казаки хотели его казнить за участие в конвоировании их товарищей в неволю, но затем переправили его левобережному гетману Самойловичу. Тот поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула. Гетман Войска Запорожского В правление царицы Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 год на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Мазепа принял активное участие в интриге по смещению Самойловича, его подпись стоит в коллективном доносе старшин, поданном Голицыну.

Костомаров писал: «Голицын и Матвеев оба принадлежали к людям своего времени и сочувствовали польско-малорусским приёмам образованности, которыми отличался и блистал Мазепа. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну». Тогда же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. Костомаров отмечал участие Мазепы в интриге против гетмана Самойловича: «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича». В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, что Мазепа подкупил Голицына. Известна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие. В 1689 году, после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную.

Он доносил царю, что Леонтий Неплюев угрозами вынудил у него дать князю Голицыну отчасти из пожитков отрешённого гетмана Самойловича, а отчасти из собственного своего имения 11 000 рублей червонцами и ефимками, более трёх пудов серебряной посуды, на 5000 рублей драгоценных вещей и три турецких коня с убором.

Гетьман Мазепа, исходя из восприятия России не как Родины, а как протектората, который, по его мнению, плохо выполнял главную функцию — защиту территории Малороссии, а также из убеждённости в непобедимости шведской армии, пытается «спасти» гетьманскую Украину. Мазепа обещает шведскому королю поддержку провиантом, зимними квартирами и живой силой.

А шведской марионетке, кандидату на польский трон Станиславу Лещинскому, Мазепа предлагает принять Гетьманщину как «наследие своё». Этим поступком он предал свою землю. Но справедливости ради нужно отметить, что реального урона стратегии Петра I и пользы Карлу XII предательство Мазепы не принесло, оно попросту оказалось напрасным.

Измена Карлу XII. Он сделал ставку на шведского короля и жестоко ошибся. Тот же, в свою очередь, ошибся в Мазепе.

Находясь в очень затруднительном положении после полтавской битвы 27 июня 1709 года, Мазепа предпринимает последнюю попытку выбраться из него: через посланника предлагает царю предать в его руки Карла XII, а взамен — полное прощение и гетьманскую булаву. Это была чистой воды авантюра и сбыться ей было не суждено. После решающей битвы Шведский король, а с ним и Мазепа, бегут в Бендеры к турецкому султану.

Позади взлёт карьеры, высокое положение и сказочное богатство Мазепы. Никому не известный и всеми забытый, бесславно заканчивает он свои дни на чужбине. Существует версия, что его отравили или он сам принял яд, потому что не смог перенести всего произошедшего.

Печально в этой истории только одно: одарённый многими талантами человек с государственным мышлением и незаурядным умом оказался хитрым авантюристом. Амбиции привели его к такому грустному итогу жизни. А гетьман Дорошенка также был личностью незаурядной.

Он даже приходился предком жены Александра Пушкина. Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.

С октября 1708 г. Она занимала примерно пятую часть современной Украины. В 20-х числах сентября 1708 г.

Пиперу было доставлено письмо от Мазепы, и первый министр уговорил короля свернуть в «Казакию», которая якобы предоставит изморённым солдатам продовольствие и по слухам, добавит королю 200 тысяч казаков. Это было чистой фантазией — сильные русские гарнизоны в Киеве, Чернигове, Нежине и Переяславе не дали бы шведам свободы действий. Шведский король Карл отправил в резиденцию Мазепы — Батурин письмо с призывом встать на сторону короля и предоставить ему зимние квартиры. На Северской Гетманщине или вокруг резиденции гетмана Мазепы шведы рассчитывали «избрать себе место на гнездо».

Шведы не были твёрдо уверены, что Мазепа 1639 — 1709 перекинется к ним — так писал Д. Чтобы безусловно получить в руки гетмана и не идти по опустошённой земле, король решил опередить Русскую армию. О страшно-изнурительном броске на Северщину 19-25 сентября 1708 г. Юлленшерн писал: «наступил самый злосчастный и тяжкий поход на свете, — мы должны были пробираться сквозь дебри, которые протянулись на 18 миль и через которые раньше не проходил ни один отряд, не то что армия.

Там не было ни нормальных дорог, ни деревень. Лишь то там, то тут [стояло] несколько домов, которые большей частью были сожжены. К тому же лес кишел казаками, так что если кто-то сбивался с пути, он тут же бывал убит или взят в плен. Мы не осмеливались отправлять по сторонам небольшие отряды для сбора провизии.

Люди и лошади издыхали в таких количествах, что тем, кто шёл позади, не требовалось показывать путь, ибо дороги были завалены трупами. Однако более всех пострадала наша артиллерия. К тому же в соответствии с приказом мы должны были жечь всё лишнее, мундиры и оружие, а также много другой клади, так как лошади передохли, и было столько заболевших, что мы едва могли везти их дальше. Кроме того, враг стоял повсюду, где были хоть какие-нибудь реки или большие болота.

Это не причиняло вреда, но, тем не менее, мы всегда должны были быть настороже, что сильно утомляло и изматывало людей. Я с моим полком по 26 часов сидел в седле, ни разу не спешиваясь». Встряску шведов при прорыве сквозь дебри в «Казакию» ещё ярче описал Д. Крман: «Загоняя коней мы все дни и ночи спешили.

Кто бы мог видеть, сколько чистопородных лошадей, выдохнувшихся до изнеможения, валилось наземь, превращая конницу в пехоту! Кто бы знал, сколько повозок было разбито, кто бы слышал все выражения солдат об этом нежданном повороте! Временами дорога была так узка, что повозки не могли протиснуться между сваленными деревьями, которые нужно было оттаскивать или обрубать. У многих донельзя уставшие лошади едва переставляли ноги, не говоря уже о том, чтобы тянуть нагруженные фуры.

Когда один воз заваливался, все остальные останавливались. Если пытались обойти его, то ещё больше все запутывались и застревали. Возницы же гнали коней, хлеща их до крови. Непрестанно раздавались крики, ругань, проклятья, никто не хотел уступать другому.

Обозное начальство честило всякого, кто задерживал остальных. Солдаты немилосердно колотили лошадей палками. За эти 14 дней подохло несколько сотен коней, многие из них вставали без сил и даже есть не могли. Часто мы были в ужасе от жестокости шведов и литвинов над лошадьми».

Не победители, а «изнищалые и изголодалые» люди вступили на землю «Казакии». Фельдмаршал упрекал Пипера, что марш на юг нанёс большой ущерб шведской армии и привел даже к людским потерям. С последней трети XVII века определяющей линией русско-гетманских отношений на два века стало сближение «конвергенция» от лат. Большое количество малороссов включилось в строительство царства, империи и русской православной церкви.

Обрела силу идея политического объединения малороссов и великороссов. Самойловиче 1672-1687 и И. Мазепе 1687-1708 Гетманщина вступила, как пишут украинские историки, в период экономической стабильности и расцвета, «мазепинского ренессанса» — 21 год правления гетмана Мазепы. После «Руины» и окончания Турецкой войны 1683-1699 гг.

Напротив, Русское самодержавное государство, имея в виду напряженные отношения с османами и крымскими татарами, считало целесообразным сохранять автономию казаков на Левобережье Днепра. Отдельное малороссийское войско подчинялось гетману даже при совместных военных действиях против Турции и Швеции. Оно, как Донское и Калмыцкое, никогда не ставилось в линейных сражениях, где русские солдаты терпели жесточайший урон. Рекрутских наборов вплоть до 1783 г.

Под русским протекторатом Гетманщина представляла отдельную таможенную территорию и таможенные сборы обогащали только гетманскую казну. Правительство Петра I даже не знало величины и источников доходов гетмана и старшины малороссийской шляхты. Налогообложения в пользу единого государства с гетманства не было. Не существовало и общего законодательства.

Для русских войск в Малороссии из гетманской казны средства не поступали. Обременительные постои солдат на дворах казаков и старшины не допускались. Старшину и казаков не заставляли насильно менять одежду и сбривать растительность на голове, как в России. Благодаря русскому протекторату и договорам с Речью Посполитой 1686, 1704 г.

Гетман Мазепа в «процветавшем Левобережье дал старшине сытую, зажиточную жизнь»,8 углубив расхождение между ней и малороссискими низами. На Правобережье Днепра Москва защищала малороссийские интересы, занимая антипольскую позицию против союзной Речи Посполитой. Не было заселения гетманских земель русскими, наоборот, шла интенсивная колонизация русских территорий малороссами, искавших защиты от поляков и крымцев под защитой России. О «неволе» и колониальной зависимости Гетманщины от России не могло быть и речи.

Казачья старшина на Левобережье Днепра, хотя не называла себя ни шляхтой, ни дворянством, но, присвоив права шляхты, владела имениями, судилась по шляхетским правам, выбирала из своей среды управителей на все административные должности, не платила налогов и не несла общих повинностей. Дети старшины пользовались преимуществами по службе. Общество Гетманщины расслоилось на привилегированных и зависимых. Гетманщина управлялась классом, наделённым теми же привилегиями, против которых боролся народ с 1648 г.

Грушевский, старшина «превращалась в помещичий класс, захватывала земли свободные перед тем или считавшиеся войсковыми; закрепощала крестьян и казаков и верно служила московскому правительству за содействие в этих делах… В руках старшины собралась огромная масса земель... Новая панщина сильно раздражала крестьянство». Среди другой части старшины не было желания присоединяться к Польше, ибо с приходом поляков возникала угроза лишиться имений, но она могла иметь единство взглядов против России и петровских реформ на Малороссии. Губернии России В 1687-1708 гг.

Гетманская автономия в самодержавной России стояла как никогда высоко, причём Мазепа имел безоговорочную поддержку Москвы. Как «гаранту стабильности» на юге России, 14 июня 1708 г. Высшие чины царства именовали его «сиятельнейшим и превосходительнейшим господином гетманом и кавалером, милостивым благодетелем». Начиная с Великого посольства Петра I , русская дипломатия стремилась охватить все страны Европы.

Региональная гетманская программа в антипольском и антиосманском аспекте хорошо вписывалась в русскую. Идея «соборной Гетманщины» состояла в том, чтобы собрать воедино как можно больше земель на Правобережье Днепра, Запорожье и при возможности, русскую территорию, заселенную малороссами земли Белгородского разряда — «Слобожанщину» при максимальном расширении автономии в составе России. Войны России с Турцией и Крымским ханством приветствовались, как средство предотвращения угона рабов с пограничных южнорусских территорий. Совместные походы малороссийского и великороссийского войска в Причерноморье, на Азов и турецкие форты на нижнем Днепре не считались «бичом» для Гетманщины, как ныне пишет украинская историография.

Самостоятельное завоевание причерноморских степей и выхода к Чёрному морю, распространение гетманской власти на западно-славянские земли Волынь, Галичину и др. Балтийская политика Петра I, начатая в 1700 г. Никакого смысла для себя в пробивании «окна в Европу» малороссийские старшины не видели. Известно, что основная тягота войны против шведов легла на великорусские земли, из которых беспощадно собирались деньги, кровь и пот.

Тяжким бременем были рекрутские наборы в армию и флот, где служба была крайне тяжёлой, в отличие от службы казаков в милиционных территориальных полках. На галерные корабли, где условия были схожи с каторжными, малороссийских казаков не посылали. И, несмотря на это, казачьи старшины воспринимали болезненно привлечение малороссисского казачества для обычной казацкой службы — набегов, конвоя на северном театре военных действий, называли это «московским ярмом». С 1687 г.

Под русским протекторатом за 21 год любимец Петра I, гетман Мазепа «благодаря щедрым дарам царя собрал около 20 тысяч имений и стал одним из самых богатых феодалов Европы». Значительная часть богатств была сосредоточена в гетманской резиденции — Батурине. В Севском уезде России ему принадлежало две волости тоже с несколькими тысячами крестьян. Доходы гетмана Мазепы превышали 200 тысяч рублей в год.

Малороссийский «народ от сего Июды проклятого зело утеснённый всегда плакал, чего мы не ведали доселе» — сокрушался Пётр уже после измены гетмана. Ища поддержки у духовенства, часть выжатых из народа денег Мазепа тратил на строительство церквей и монастырей, наделял церковников вкладами и сёлами и собрал огромную личную казну. По твёрдости воли, мужеству, энергии и полководческому дару Мазепу нельзя поставить в ряд с европейскими героями, открыто бросавшими вызов угнетателям и не жалея себя, боровшихся с ними — русским князем Дмитрием Донским в 1378-1380 , чехом Яном Жижкой в 1419-1424 , албанцем Георгом Скандербегом в 1444-1468 , молдаванином Стефаном III Великим в 1457-1504 , венграми Яношем Хуньяди в1439-1456 , Матьяшем Хуньяди-Корвиным в 1456-1490 , Ференцем II Ракоци в 1703-11 и малороссом Богданом Хмельницким в 1648-57 гг. Роль Мазепы в истории можно сопоставить лишь с господарем Валахии К.

Брынковяну 1654-1714 , тоже скопившим значительные богатства и развернувшим культурное строительство. Иван Мазепа не считал Верность верхом добродетели. Внимательно следя за политической конъюнктурой и страстно желая пробиться наверх, он семь раз менял хозяев и неоднократно изменял «малороссийской идее». В 1654 г.

Около 1655 г. Заметив его рвение, король за свой счёт послал его в Европу на три года «шлифовать образование». В тяжёлый 1660 год русских поражений Мазепа приложил руку к переходу гетмана Юрия Хмельницкого на сторону ляхов. Как писал в своих мемуарах шляхтич Ян Хризостом Пасек 1636-1701 , Мазепа предал 1661 г.

Юрия, обвинив в том, что он якобы пытался поднять литовское войско против польского короля. Насквозь пропитанный польской культурой Мазепа перенял идеи польской мегаломании «мании величия« и мессионизма — «Польша форпост католицизма против азиатской дичи», эти идеи широко распространялись с конца XVI века. Однажды в приёмной короля после издевательского приветствия Паском: «Челом, пан есаул! Оба схватились за сабли, их разняли.

В 1663 г. Мазепа принял участие в дипломатической подготовке польского похода на Левобережье Днепра. Мазепа бросил польскую королевскую службу и остался у Тетери. По-видимому, это случилось из-за его скандального адюльтера с женой магната пана Фальбовского и последовавшего после этого позора.

В 1666 г. Мазепа перекинулся на службу восставшего против поляков гетмана Петра Дорошенко. При нём он возглавлял его личную охрану и получил чин войскового писаря. Вместе с Дорошенко Мазепа с 1669 г.

В 1674 г. Мазепа, сменив обличье, стал служить православному государю и Самойловичу, поднявшему его до чина генерального есаула. Вместе с Самойловичем Мазепа побуждал Москву воевать не против османов, а против поляков. Однако тогда это шло вразрез с политикой России, стремившейся закрепить за собой Левобережье Днепра путём мирного соглашения с Речью Посполитой.

Самойлович же пытался объединить оба малороссийских берега Днепра и порицал русско-польский Вечный мир 1686 г. Такая позиция гетмана не устраивала царевну Софью и «канцлера» князя В. Мазепа, вопреки «малороссийской идее» Самойловича, поддержал их «пропольскую» политику. Неудачу Крымского похода 1687 г.

Благодаря В. Голицыну и смене очередного покровителя, 25 июля 1687 г. После присяги Мазепе были вручены гетманская булава, бунчук и царская хоругвь. В октябре 1708 г.

Вместе с тем русский царь не был для Мазепы «заклятым врагом». Он не думал о «независимости» Малороссии вплоть до Карпат. Главным для Мазепы было сохранение богатства, стремление властвовать вместе со старшинской верхушкой над крестьянством, как шляхта в Польше, с предпочтением остаться вне военных действий и под крылом победителя. Увидев плачевное состояние Шведской армии, гетман попытался в седьмой раз совершить измену и в обмен за прощение при условии гарантии европейских держав обещал Петру I захватить в плен шведского короля Карла XII и снова вернуться под протекторат России подробнее см.

Нельзя не признать, что Мазепа, как мастер скрытных действий и тонкий психолог, обладал виртуозным, почти гипнотическим даром внушать свои идеи и чувства. Можно поражаться мастерству его лицедейства: при внутренней неприязни к великорусской культуре и русским, он стал почитаемым политиком в глазах Москвы и почти другом Петра I. Собственный политический опыт и ум он ставил выше, чем у всей казацкой старшины и московской верхушки вместе взятой. Он был мал, худ, с волосами завитыми на польский манер.

Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю

Мазепа же рассчитывал отдаться под власть нового польского монарха, который, как он надеялся, предоставит Малороссии достаточную самостоятельность. Мазепа дожидается, пока его патрон, король Ян Казимир, в 1663 году решит вторгнуться на территорию Украины, и во время боевого похода легко и непринужденно предает Казимира. Царь, со своей стороны, неизменно поддерживал Мазепу, не слушал наветов, карал его врагов, и измена гетмана стала для него полной неожиданностью и настоящим ударом. Вопрос о снятии анафемы с бывшего гетмана Ивана Мазепы возник сегодня с подачи филаретовских раскольников. На предательство Мазепу толкала, наряду с личной обидой, боязнь оказаться на стороне побеждённого. Еще при жизни более 300 лет назад Русская православная церковь подвергла его анафеме за государственную измену.

Полтавская битва и предательство Мазепы

проекта «Единой России» сравнил россиян, не поддерживающих спецоперацию на территории Украины, с изменником Иваном Мазепой, предавшим Петра I. Об этом сообщает РИА Новости. Демидов подчеркнул: повод для изготовления медали именно сейчас не менее веский, чем три столетия назад – предательство Зеленского сопоставимо с предательством Мазепы. И все же измена Мазепы произвела на царя сильнейшее впечатление, практически потрясение. Бывшие русские предавали веру и становились ляхами, а не украинцами, которых тогда просто не было. Представители Константинопольского патриархата квалифицировали анафему, наложенную Русской церковью на гетмана Ивана Мазепу за предательство. Мазепа предает короля и остается у правобережных казаков, выгодно женится на дочери одного из приближенных гетмана Дорошенко.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий