16 сентября 2023 года в Москве на Красной площади состоится X Арт-фестиваль «Рисуем Покровский собор», председателем жюри которого станет заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Анатолий Егорович Денисов. В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России — Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Гран-при III Всероссийского фестиваля авторской песни "Покровский собор" получил дуэт "Струны Струны" из Мурманска, в число лауреатов вошли братья Валентин и Михаил Золотухины из Луганска, сообщил РИА Новости в понедель. Гостей ждут праздничные Покровского собора 2023С1923 года вПокровском соборе создан историко-архитектурный музей, Москва События в Москве no@ed. Кстати, Покровский собор был в то время самым высоким сооружением в Москве.
Православные верующие отмечают праздник Покрова Божией Матери
Также в рамках фестиваля «Покровский собор» состоялись поэтические чтения, организованные литературным порталом Стихи. Президент Российского союза писателей Дмитрий Кравчук наградил победителей дипломами. Они прочитали свои стихи на главной сцене фестиваля. Произведения этих авторов будут опубликованы в ежегодном премиальном издании «Антология русской поэзии» за счет РСП.
Однако большинство исследователей склоняется к мнению, что зодчими стали древнерусские мастера Постник и Барма. Их имена удалось узнать только в конце XIX века, когда в архивах Румянцевского музея обнаружили летопись с их упоминанием. Правда, позже учёные выдвинули гипотезу о том, что Постник и Барма — это один человек, но подтвердить или опровергнуть её так и не удалось. Зато многим знакома легенда о жестокой расправе с архитекторами Покровского собора. Говорят, Иван Грозный боялся, что зодчие построят второй столь же великолепный храм, и потому велел их ослепить. Конечно, никаких тому подтверждений исследователи не нашли, зато смогли опровергнуть предание: в летописных хрониках обнаружили упоминания новых зданий, построенных Постником уже после Покровского собора. Подземные сокровища Распространён миф о несметных богатствах, которые скрываются в подземелье Покровского собора.
И у него есть вполне достоверные исторические основания. Дело в том, что фундаментом собора служит кирпичный подклет — цокольный этаж, на который «опираются» все церкви. Чтобы стены выдержали нагрузку и не растрескались от перепада температур, зодчие сделали внутри ниши-пустоты. Когда строительство завершилось, небольшие комнатки переоборудовали под хранилища с замысловатыми замками. Чтобы их открыть, требовалось сразу несколько ключей. Согласно летописям, в этих тайниках держали ценные вещи, принадлежавшие собору, а также хранили богатства зажиточных москвичей. Некоторое время здесь находилась царская казна. Благодаря отличной вентиляции, в подклете держали даже книги. Сейчас в нишах подклета размещена музейная экспозиция. Подвалы храма.
Фото: grushenka Реплика мечети Миф об исламских истоках собора с уверенностью можно назвать самым экстравагантным. Он гласит, что Иван IV, завоевав Казань, приказал разрушить главную городскую мечеть в начале 2000-х на её месте возвели знаменитую Кул-Шариф , но был настолько потрясён красотой исламской святыни, что приказал построить православную церковь, похожую на мусульманский храм. В подтверждение этой гипотезы казанские исследователи ссылаются на сходство композиции храма с планировкой исламских святынь. Например, у собора нет главного фасада, купола напоминают тюрбан, а стены расписаны яркими растительными орнаментами. Однако все эти аргументы разбились об исторические факты. Что касается куполов, то изначально они были гладкими и монохромными. А рельефными стали после восстановительных работ в конце XVI столетия. То же касается и росписей с растительным орнаментом, которые появились вследствие модных веяний XVII века. Кроме того, основной мотив фресок — изображение виноградной лозы — распространён в христианстве. Богослужения Возобновились в 1990-х, когда здание передали в ведение РПЦ.
При этом научно-исследовательская деятельность не прекратилась. Сейчас собор работает одновременно как действующий храм и как филиал Государственного исторического музея. Основное экспозиционное пространство организовали в подклете, а в восстановленных интерьерах церквей постарались сохранить аутентичную атмосферу — здесь практически нет витрин и мультимедийного оборудования. Богослужения проходят по воскресеньям и в праздничные дни в приделе Василия Блаженного. В других церквях службы проводят в престольные праздники, а также на Пасху. Например, на Покров Богородицы 14 октября открывают центральную церковь, а в Вербное воскресенье — церковь Входа Господня в Иерусалим. Вход в собор в дни служб бесплатный. Фото: «Музей А. Суворова в с. Удобнее всего добираться до собора на метро.
На автобусе можно доехать до остановки «Красная площадь». Красная площадь Как попасть в храм Покровский собор открыт каждый день с 10:00 до 17:00.
Мы благодарим всех благодетелей, тайных и явных жертвователей на строительство храма и установку куполов и крестов нашего Покровского собора. Монастырь открыт для посещения потрудиться, помолиться во Славу Божию , вы можете осуществить жертву на строительство храма и свечи, написать имена тех, о ком помолиться! Пожертвования на требы: На один год 1 имя -1200 рублей с выниманием частицы Полугодовая 1 имя -600 рублей с выниманием частицы Полугодовая на полуношнице 1 имя - 500 рублей Годовая на полуношнице 1 имя - 800 рублей Псалтирь 40 дн 1 имя - 400 рублей Обедня заказная 1 имя - 10 рублей Обедня заказная с прошением в алтаре Врачу душ и телес 1 имя - 20 рублей О путешествующих 1 имя - 20 рублей О умиротворении враждующих 1 имя - 20 рублей На начало доброго дела 1 имя - 20 рублей Благодарственное Господу 1 имя - 20 рублей Во блаженном успении 1 имя - 20 рублей Сорокоуст с частичкой - 400 рублей Вечное поминовение 1 имя с выниманием частицы -10 000 рублей Молебен 1 имя -20 рублей Молебен прп.
Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. В середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры. Тогда же впервые на фасадах собора появилась яркая декоративная роспись.
Храм Василия Блаженного — история и загадки
Заполярные авторы достойно представили регион на фестивале «Покровский собор» в Москве | Путешествуем по собору, изучаем его композицию, говорим о строительных секретах мастеров и пробуем сами собрать точную копию храма — большую объемную модель Покровского собора. |
Храм Василия Блаженного — Википедия | Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве). |
Дорогие братья и сестры
Первоначально образ «Спас Москворецкий» размещался недалеко от Покровского собора — в нише Москворецких ворот Китайгородской стены, снесенных в начале XIX века, затем был передан в храм Василия Блаженного. 19 декабря 2021 года в Гостином Дворе состоится самое ожидаемое музыкальное событие страны — второй всероссийский патриотический фестиваль авторской песни «Покровский собор», который соберет более 5 тыс. гостей и зрителей со всех уголков России. Покровский кафедральный собор на Рогожском встретил свой престольный праздник. Первоначальный вид Покровского собора имел существенные отличия от его нынешнего вида, тем не менее, храм с самого начала был довольно нарядным и многоглавым, хотя и отличался некоторой строгостью декора. Храм Покрова в Москве был возведен в 1555-1561 годах по велению царя Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством.
Покровский храм
Вернувшись в Москву, он воссоздал её образ в Покровском соборе, что также говорит о том, что архитектор не был ослеплён. Сегодня Покровский собор — филиал Государственного исторического музея, он входит в Список объектов Всемирного наследия и охраняется ЮНЕСКО. В Москве, в Гостином дворе прошло грандиозное мероприятие — Всероссийский фестиваль авторской песни и поэзии «Покровский собор». Вернувшись в Москву, он воссоздал её образ в Покровском соборе, что также говорит о том, что архитектор не был ослеплён. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного.
Престольный праздник в Покровском кафедральном соборе
Марфо-Мариинская обитель отметила столетие освящения своего главного храма - | первое, что видят посетители, входя на территорию Марфо-Мариинской обители. |
В церковь храма Василия Блаженного вернули отреставрированный иконостас | «После двухнедельного перерыва Покровский собор вновь распахнул свои двери для посетителей. |
"Это Москва. Строительство": реставрация Покровского храма в Филях | 16 сентября 2023 года в Москве на Красной площади состоится X Арт-фестиваль «Рисуем Покровский собор», председателем жюри которого станет заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Анатолий Егорович Денисов. |
Заупокойное богослужение пройдёт возле "Крокуса" на 40-й день после теракта | Кстати, Покровский собор был в то время самым высоким сооружением в Москве. |
Храм Василия Блаженного — история и загадки | Также заупокойное богослужение на 40-й день после чудовищной трагедии проведут и в Никольском соборе в Павшинской пойме, добавил священнослужитель. |
Престольный праздник в Покровском кафедральном соборе
Покровский собор являлся центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». После двухнедельного перерыва Покровский собор вновь распахнул свои двери для посетителей. Уничтожено много храмов в Москве, но разрушение именно этого уникального вызывает особые обескураживающие чувства! Для размещения делегации в Москве была выбрана гостиница «Покровская».
Храм Василия Блаженного (Покровский собор)
Обратилась ко мне со словами благодарности. Минута была не из легких. Я набрал воздуха в грудь, собрался с духом, и рассказал ей о беде с центральной фреской. Первую минуту Елизавета Федоровна была растеряна, а потом вдруг принялась меня утешать, уговаривать оставить картину, полагая, что со временем дырки можно будет закрасить, картину можно будет сохранить. Но мы сделали все же так, как действительно было нужно.
Счистили картину, и я переписал ее на медном листе. Мы стояли у «Благовещения» и Елизавета Федоровна сказала: «Я преклоняюсь перед вашим смирением. Должно быть, вы научились ему у Той, Которая всегда с любовью умела принимать любую волю Божью». Под Покровским собором располагается третий храм во имя Сил Небесных и Всех Святых Усыпальница Место, где, по преданию, Великая Княгиня Елизавета Федоровна желала быть погребенной, расположено рядом с усыпальницей В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу.
Ее расписывал Павел Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там Елизавета Федоровна завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, а в Москве, в стенах своей обители. Через этот собор прошло очень много святых людей.
Мы сейчас приобщаемся к той благодати, которую они оставили после себя. И в этом смысле несем некую ответственность. Можно сказать, что это храм милосердия, он и поныне несет свое главное служение.
Но почему Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного и связывать его не с Иваном Грозным и Казанским походом, а с именем юродивого? Дело в том, что в 1588 году к собору с северо-восточной стороны был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного.
Построен он был по повелению сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича над захоронением Василия Блаженного, который умер в 1557 году и был захоронен у стен строящегося собора. Сам знаменитый юродивый стал известен в Москве где-то в конце пятнадцатого века. Вся его одежда зимой и летом состояла лишь из железных вериг. Москвичи очень любили Василия за незлобивый нрав, в том числе и молодой царь, хотя юродивый порой не боялся перечить ему и укорять его. При Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного в 1586 году.
Фрагмент декора собора С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Ранее службы в нем шли только в теплое время года. Собор не отапливался, а вот храм Василия Блаженного был теплым. Кроме того, поскольку собор сооружался как мемориальный, в его церквях из-за их небольших размеров очень трудно было проводить богослужения.
Поместиться могла разве что царская семья. Вскоре и возникает народное название собора — храм Василия Блаженного. Ослепили ли Барму и Постника? Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем история об ослеплении строителей собора по приказу Грозного не подтверждается никакими реальными историческими свидетельствами.
Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. Так впервые стали известны имена строителей собора.
Ранее сообщалось, что Всероссийский патриотический фестиваль авторской песни «Покровский собор» пройдёт 13 января в Гостином Дворе в Москве.
Второй ярус Колокольня Колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы. Сведений о звоннице сохранилось мало. Самое раннее ее изображение на миниатюре Лицевого летописного свода 1560-е гг. Мы видим двухъярусное трехпролетное сооружение с шатровым верхом и большими колоколами в арках. Более точное представление о древней звоннице дает «Годунов чертеж» и так называемый «Кремленоград» план 1595-1600 гг. Трехъярусная звонница с тремя шатрами стоит к юго-востоку от собора на высоком постаменте, облицованном камнем или кирпичом. Ко второй половине XVII в.
В 1680-х гг. Ее основание — массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединенными арочными пролетами, и увенчана высоким восьмигранным шатром. Ребра шатра украшены разноцветными изразцами с белой, желтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты фигурной зеленой черепицей. Завершает шатер небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре устроены небольшие окошки — так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов. Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв.
В 1990 г. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм. Одна из четырех больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Ее высота 21 м. В процессе реставрации 1920-х гг. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль — символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» — глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука резонаторы.
Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI в. На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса «тябла» — деревянные балки с пазами, между которыми крепились иконы вплотную друг к другу. Особенность иконостаса — необычная форма низких царских врат и трехрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный. Наверх Церковь св. Василия Блаженного Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 г. Василия Блаженного, Христа ради Юродивого, московского чудотворца. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича, сына Ивана IV. Бесстолпный кубический храм перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой.
Ее покрытие выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора. Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора 1905 г. В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане — праотцы, в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — Евангелисты с символами.