1593), жил в XVI веке и снискал себе славу одного из самых загадочных и своеобразных художников своего времени. Вы можете заказать оригинальную картину Никаса Сафронова, а также авторскую репродукцию на холсте или акварельной бумаге с любой картины Никаса Сафронова. Джузеппе Арчимбольди, известный как Арчимбольдо (1526 или 1527 — 1593), получил первое художественное образование в мастерской своего отца Бьяджо в Милане.
Причудливые иллюзии в картинах 16-го века художника Джузеппе Арчимбольдо
Сын конюшего обхаживал Арчимбольдо месяца два, все умолял: -Нарисуйте Марушку! Если папаша увидит портрет, мессир, он полюбит мою невесту как родную дочь! Художник согласился — и вот результат: пражане уверены, что в гибели девушки виноват его портрет! Впрочем, думать о бедной Маринке некогда, надо торопиться к императору. Нетерпеливый Рудольф ждать не любит, особенно когда на него накатывают волны черной меланхолии. Помнится, пару месяцев назад Арчимбольдо замешкался и застал Рудольфа в ужасном состоянии: глаза безумные, на губах пена. Несколько дней он не отходил от обессиленного припадком императора — отпаивал его целебными настойками.
Рудольф, которому повсюду мерещились отравители, доверял только своему придворному живописцу. К тому же Арчимбольдо был для него не только художником. С юных лет он учил Рудольфа разбираться в искусстве и живописи, читать карты звездного неба, составлять гороскопы и рассчитывать солнечные и лунные затмения. Благодаря старшему наставнику болезненный от рождения юноша знал, какие настои помогают от простуды, уныния и апатии. Однако с возрастом Рудольф впадал в уныние все чаще, особенно после смерти отца, когда на его плечи лег груз власти. Тогда-то и появились при его дворе алхимики, астрологи, маги и колдуны — словом, те, чьи усилия могли излечить тяжкий недуг властителя или хотя бы развлечь его.
В плену у неизвестного заказчика — Сюда, мессир! И вот он, почтенный художник, но при этом доверчивый дурак, заперт в подземелье… …Джузеппе поднял руку, ладонь уперлась в сырой каменный свод. Он — пленник!.. Но кто посмел заточить в подземелье самого Джузеппе Арчимбольдо — любимца всесильного императора?! Арчимбольдо нервно закашлялся. Подземелье отозвалось низким эхом.
Это просто ужас какой-то… А может, всего лишь дурной сон?.. Арчимбольдо поглубже запахнул плащ. Глаза, привыкшие к темноте, различили вдали слабый свет. Осторожно ступая, художник побрел вперед. Коридор круто завернул, и ошарашенный узник увидел прикрученные к стене факелы. Их свет словно заманивал в глубь подземелья — все дальше и дальше.
Джузеппе в страхе вспомнил о наводнивших город слухах: якобы в тайных подземельях Старого града ученый-чудотворец Лёв бен Бецалель создал жуткого монстра Голема, который охотится на людей. Раньше, услышав подобное, Арчимбольдо лишь посмеялся бы — чего только не выдумают эти неучи! Он сам не раз встречался с бен Бецалелем. Мудрец действительно мечтал создать искусственного человека, но дальше непонятных опытов и бурных дискуссий в «Рудольфинском ученом кружке» дело не шло. Впрочем, недавно бен Бецалель имел долгую приватную беседу с императором. Может, и вправду докладывал об успехе?..
Арчимбольдо замер — подземелье пронзил странный звук, не то вой, не то скрежет. Неужто и вправду жуткий Голем?.. Но он поборол минутную слабость, выдернул из железного кольца факел и бесстрашно двинулся вперед. Пусть визжит, кто хочет — Голем или сам дьявол, его не запугать! Подземный ход опять круто завернул и вывел к каменной лестнице. Ступени уперлись в приоткрытую кованую дверь.
Джузеппе толкнул ее плечом и замер на пороге. Он увидел вовсе не мрачную мастерскую алхимика, а небольшую светлую комнату с четырьмя оконцами. В центре стол, пара стульев и… мольберт с натянутым холстом. На столе разложены кисти и краски. У стены Джузеппе заметил лавку, на которой в вазах и бадьях стояли разнообразные цветы — такие же, как те, что он рисует на своих картинах. Что за черт?!
Выходит, кто-то его похитил, чтобы заставить рисовать? Но что?! Арчимбольдо снова повернулся к мольберту. Как же он не заметил? К холсту приколота записка: «Пока не напишешь прекрасную Йошку в образе нимфы, отсюда не выйдешь! Ну и дела!
Кому понадобилось столь странным способом заказывать портрет дочки дворцового садовника?! Ведь если о похищении узнает император, любому, даже самому высокопоставленному поклоннику прекрасной Йошки, несдобровать!.. Джузеппе опустился на стул и принялся смешивать краски. С портретом Йошки он управится быстро: розы — на щеки, сливы — на темные от страсти глаза, смородинка — на родинку у виска. Кисть привычно скользила по холсту, кружась и выписывая округлости лепестков. Арчимбольдо работал, не замечая времени.
Когда в комнате стало смеркаться, опустился на стул, чтобы передохнуть, и заснул. Очнулся от скрипа: оказалось, пока он спал, принесли еду — хлеб и воду. Однако художник отодвинул тюремное угощение и снова взялся за кисти. Когда последним взмахом проставил подпись, перед глазами уже все плыло. Он выпил воды и провалился в темноту.
В качестве уха — сучок, оставшийся от сломанной ветки. Старик мерзнет от холода и его защищает соломенная циновка. Но о том, что зима — это не навсегда, говорят два лимона - желтого и оранжевого цвета, контрастирующих с общим темным фоном. Они вносят в унылую атмосферу проблеск солнечного света и тепла. Символом грядущей весны являются зеленые листочки плюща, растущие на затылке старика, а также клубок переплетенных лиан над головой, напоминающий корону. На циновке виден герб как знак того, что картина выполнена по заказу императора. Диалог Сезонов и Стихий: "Зима" - "Вода" «Весна» - прямая противоположность «Зиме»: ее профиль развернут влево, в отличие от зимы, чей профиль развернут вправо. Весна - это буйство красок и множество цветов, из которых составлена голова молодой девушки с нежной улыбкой на губах. Она олицетворяет весну. На картине Арчимольбо проявляет себя как большой знаток флоры. Кожа, волосы, платье составлены из нежных лепестков и стеблей весенних цветов, выписанных в мельчайших деталях. Щеки и кожа девушки состоят из белых и розовых бутонов, волосы — великолепная шапка из множества красочных цветов, платье — из трав и цветов зеленого цвета. Нос — бутон лилии, ухо — тюльпан, глаза — пара паслёновых в момент их цветения, ярко-розовые губы и подбородок — цветы розы. Шею украшает воротник из белых цветов. Весь образ дышит свежестью, юностью и благоуханием. Год вступает в пору зрелости, весеннее цветение юности закончилось. Пору плодоношения художник изображает в образе молодой женщины, состоящей уже не из нежных весенних цветов, а из летних фруктов, овощей и ягод.
Мы получили подробный фото-отчет о сем событии. Привлекла внимание следующая фотография. Giuseppe Arcimboldo; 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. В его творчестве некоторые критики и художники ХХ века усматривали предвосхищение сюрреализма.
Джузеппе Арчимбольдо по праву можно считать дедушкой сюрреализма. В 16 веке, когда остальные художники писали картины на различные религиозные темы, Джузеппе создавал необычные портреты, составленные из предметов быта и продуктов питания. Художник родился в 1526 году в Милане. С ранних лет помогал отцу расписывать церкви, попутно создавал эскизы для витражей. С 1562 года работал придворным живописцем в Вене у римского императора Максимилиана второго, а затем у его наследника Рудольфа второго в Праге. Живопись, не единственная работа, которой был занят у императора Джузеппе. Он также организовывал увеселительные мероприятия, которые декорировал, занимался покупкой предметов искусства и был инженером.
Личность Джузеппе Арчимбольдо сравнима с личностью великого Леонардо Да Винчи
Итальянский натюрморт долгое время находился в тени и не привлекал внимание исследователей. По словам куратора выставки Виктории Марковой, объясняется это тем, что «натюрморт в Италии не был жанром первого уровня. Безусловный приоритет имела фигуративная живопись на библейские сюжеты. Эпоха Возрождения с титанами, которых не было ни в одной другой стране, привела к тому, что всё, что происходило в итальянском искусстве после, оценивалось как второстепенное». В 1962 году вышла монография «Итальянский натюрморт» Джузеппе де Логу.
Через пару лет прошли выставки под тем же названием в Неаполе, Цюрихе и Роттердаме, которые привлекли внимание к теме натюрморта. Возник международный интерес, так как картины итальянских мастеров рассеяны по музеям и частным собраниям разных стран. С тех пор музеи изучают итальянский натюрморт, организуют выставки, делают публикации. Карел ван Фогелар.
В собрании как Пушкинского, так и других российских музеев имеются произведения этого жанра. Они начали попадать в Россию ещё при Петре I и Екатерине Великой и до настоящего времени практически не изучались.
Принять участие Программа Выставку организовала студия «АртДинамикс».
Посетители экспозиции узнают интересные истории необычных полотен мастера. Зритель сможет увидеть каждую картину в форме уникального анимационного представления, в котором между собой взаимодействуют множество объектов. Они соединяются в единый композиционный образ.
Посетители смогут увидеть проекции лучших работ художника на тончайших, почти незаметных сетках, которые расположены в двух залах музея. Джузеппе Арчимбольдо. Выставка «Фантасмагория Арчимбольдо».
Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций Все права на материалы, находящиеся на сайте m24. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Второй вариант этой серии датируется 1573 г. Цикл «Стихии» относится к 1566—1571 гг. Картины эти были вывезены из Праги в 1648 г. Некоторые из картин Арчимбольдо, включая знаменитого «Вертумна», до сих пор находятся в Швеции в замке Шкоклостер — бывшей резиденции маршала. Тот факт, что картины Арчимбольдо несколько столетий «скрывались» в частных собраниях, стал причиной того, что искусство его до середины 20-х годов прошлого столетия было практически неизвестно широкой публике. И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. Обратимся теперь непосредственно к «Временам года».
В картине «Лето» 1573, Лувр развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость. Плоды «Лета» будто вырастают из золотистых колосьев пшеницы. Цвет здесь «знойный», насыщенный, «летний». Спелые рубиновые вишни, изумрудные огурцы, наливающиеся розовые яблоки и груши — таков колорит картины. В картине есть одна деталь, которая позволяет нам подробнее остановиться на некоторых аспектах искусства художника. Это латинская надпись: «Guseppe Arcimboldo. F» и ниже: «1573».
Арчимбольдо здесь следует за неоплатониками в понимании художественного гения: поэт творит, оживляет неживую природу, подобно магу. В картине «Осень» 1573, Лувр тема «среднего возраста» находит свое развитие в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца. Рыжеватые осенние листья, тяжелые грозди золотистого винограда, грибы и овощи — все это создает удивительную картину изобилия и богатства природы. В этой картине поражают удивительная естественность, полное отсутствие всякой «заданности», мастерство, с которым художник компонует многочисленные плоды и овощи, будто сами собой составляющие лицо «Осени». Это свидетельствует о редчайшем композиционном даре, вкусе, незаурядном владении рисунком и цветом. Все это ненавязчиво и естественно помогает созданию единого, цельного образа. Эпоха, в которую творил художник, характерна тем, что в это время дальнейшее обогащение ренессансной мысли происходило главным образом в натурфилософии.
Одна из главных ее идей — учение о живом Космосе, исполненном внутренних сил, имеющем в себе самом достаточные основания своего бытия, движения и развития. Мир, исполненный таинственных сил, мог представляться создателям натурфилософских систем в качестве некоего объекта магических действий. При дворе Рудольфа II, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского 1486—1535 , построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно — всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени. В своем главном сочинении «О тайной философии» 1510 Агриппа пишет: «Имеются всего четыре стихии, или элемента, то есть четыре основания для всех телесных вещей. Это суть огонь, земля, вода и воздух. Из них образуется всё, но образуется не путем смешения. А путем соединения и преобразования, и обратно, всё, что приходит к концу, разлагается на четыре элемента.
Каждый из элементов имеет два особых свойства, из которых одно принадлежит специально этому элементу, между тем как другое составляет переход к следующему элементу. Огонь горяч и сух, земля суха и холодна, вода холодна и влажна, воздух влажен и горяч. Так элементы противостоят один другому по своим противоположным свойствам: огонь—вода, земля—воздух. И это есть принципы и начало всех тел, их свойств и их чудесных действий. Таким образом, как только кто-либо познает свойства элементов и их смесей, он сможет легко оперировать чудесными и удивительными вещами и в совершенстве заниматься натуральной магией». Эти идеи наиболее ярко отразились в картине Арчимбольдо «Огонь» 1566, Вена , входящей в цикл «Стихии». Так, здесь мы находим четыре вида пламени, о которых говорит Агриппа.
Продукты первого относятся к неорганической природе, второго — к растительной среде, третьего — к животной сфере и четвертого — к человеческому миру. Интересно решены третий и четвертый типы. Для третьего он выбирает изображение барана из ордена Золотого Руна, а для четвертого — пушки и аркебузу. Кроме того, мы здесь находим все образцы «симпатий», характерные для данной стихии.
Джузеппе Арчимбольдо в арт-музее Денвера
Проекции лучших произведений автора изящно проявляются на тончайших, почти невидимых сетках, инсталлированных в двух залах музея. Издали полотна похожи на обычные портреты или натюрморты, но в реальности это — совокупность действий частей картины, которые трансформируются в художественное произведение. Разгадать представленные в нём сюжеты — задача зрителей. Объекты Арчимбольдо выбирал не случайно, каждый из них связан с определённой характеристикой персонажа.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа».
Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г.
Художник создал шедевр, что называется, «на удаленке»: на склоне лет он продолжал выполнять монаршие заказы в родном Милане, куда перебрался из Праги — столицы Рудольфа II. Но и среди них Арчимбольдо выделялся оригинальностью: изображение человека складывал из растений, животных и неожиданных предметов. Так он написал и императора. Однако это не сатира, как можно было бы подумать, а панегирик.
Рудольф II предстает в образе Вертумна — древнеримского бога, отвечавшего за круговорот времен года и прочие перемены. Государей той эпохи нередко изображали в виде божеств, но не в такой экстравагантной манере. Голова, шея, плечи Вертумна «сложены» из растительных атрибутов четырех сезонов. С одной стороны, такая многосоставность воплощает популярную у интеллектуалов XVI века идею неоплатоников об отражении макрокосма, то есть Вселенной во всем ее величии, в микрокосме — человеке. Но на картине не простой человек, а государь; недаром колосья и виноград на голове Вертумна складываются в монарший венец. В Европе Средних веков и Раннего нового времени существовало представление о двух телах короля: смертном физическом и нематериальном, бессмертном, политическом — неразрывной общности с государством и подданными.
На портрете Арчимбольдо тело императора состоит из богатого урожая его земель. Профессор Принстонского университета Томас ДаКоста Кауфманн отмечает, что атрибуты складываются в гармоничное единство, универсальный сезон, в котором ни в чем нет недостатка.
Джузеппе начал карьеру в мастерских Миланского собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых. Сложно сказать, где и у кого он учился. Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи; известно также, что Арчимбольдо исполнял картоны для шпалер в Ферраре. В 1562 году художник был приглашен ко двору Габсбургов в Вену в качестве портретиста и придворного мастера императора Фердинанда I, однако тот вскоре умер после прибытия итальянского живописца.
Выставка "Фантасмагория Арчимбольдо"
Описание: Монтаж картины «Мужская голова / Корзина фруктов» художника Джузеппе Арчимбольдо в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Однако, в XVI веке Джузеппе Арчимбольдо предоставил собственное видение этого жанра, объединив его с натюрмортом и удивив современников своими экстраординарными композиционными решениями. 1593), жил в XVI веке и снискал себе славу одного из самых загадочных и своеобразных художников своего времени. В рубрике «АртВинегрет» – Джузеппе Арчимбольдо – он же Мастер Празнеств и Джузеппе Великолепный, первый в истории сюрреалист. «Джузеппе Арчимбольдо совершенен своей уникальностью, как совершенны только великие» Андре Пьейр де Мандьярг.
Универсальный сезон: что прячется за грудой фруктов и овощей на картине Джузеппе Арчимбольдо
Все картины Джузеппе Арчимбольдо | Произведение итальянского маньериста XVI века Джузеппе Арчимбольдо «Мужская голова» / «Корзина фруктов» из частного собрания впервые выставлено в ГМИИ им. Пушкина. |
«Времена года» Джузеппе Арчимбольдо | Шедевр за 1 минуту | АРЧИМБОЛЬДО (Arcimboldo) Джузеппе [ок. Однако наиболее известен как автор картин, принадлежащих к числу самых причудливых произведений маньеризма. |
Средневековый сюрреалист Джузеппе Арчимбольдо | Картина Джузеппе Арчимбольдо открывает экспозицию выставки «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко». |
Арчимбольдо библиотекарь. вертумн, библиотекарь
Джузеппе Арчимбольдо родился в семье миланского художника; с юных лет он помогал отцу создавать церковные росписи, а также специализировался на выполнении эскизов гобеленов и витражей. Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо известен своими оригинальными портретами из фруктов, овощей, цветов и рыб. Картины Джузеппе Арчимбольдо пользовались огромные успехом уже при жизни художника. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. В Россию впервые привезут картины Джузеппе Арчимбольдо, знаменитого итальянского художника. великий итальянский живописец и инженер, забытый гений эпохи Возрождения.
Необычные растительные лица Джузеппе Арчимбольдо восхищали векам
Он также организовывал увеселительные мероприятия, которые декорировал, занимался покупкой предметов искусства и был инженером. В это время он открывает собственный стиль. Арчимбольдо был придворным живописцем при трех императорах. Тот стал императором в возрасте 24 лет, был страстным ценителем разнообразных диковинок. В его огромной коллекции были собраны не только роскошные предметы искусства, но и «курьезы», привезенные из разных уголков мира, и экзотические животные. По разным свидетельствам, в сокровищницу императора Рудольфа II входили корни мандрагоры, безоаровый камень, огромные ракушки, гвозди от Ноева ковчега, заспиртованный гомункулус, редкие минералы и кубок из рога единорога.
Джузеппе Арчимбольдо выбрал для картины холст размером 76х64 см.
Сегодня работа находится в Лувре. Картина была написана в 1573 году на холсте размером 76х64 см. Для создания творения использовались масляные краски темных оттенков, передающие мрак. Образ передает роль дряблого и корявого тела — старика. В качестве носа Джузеппе Арчимбольдо использовал корявую палку, а подбородок — вырост дерева, который снабжен несколькими побегами. В качестве губ выступают грибы-трутовики, а ухо — крупная гнилая ветка.
За основу волос были взяты корни дерева. На полотне расположился портрет женщины, выполненных из цветов. Для создания образа использовались лепестки и бутоны, которые позволили сложить определенные черты лица и воротник. Одежда же героини состоит из ниспадающей листвы. На голове женщины расположился венок, выполненный из цветов яркого окраса — красной лилии. В нижней части воротника расположилась желтая лилия, которая напоминает фонарик.
При этом Джузеппе Арчимбольдо удалось сделать глаза живыми, придать им собственного выражения, чтобы зритель почувствовал на себе взгляд героини. Картина была написана в 1591 году. Для написания мастер использовал холст, размер которого достигал 73х56 см. Портрет выполнен, используя жемчужно-серые оттенки на черном фоне. На полотне виднеется женский портрет, который выполнен из морских обитателей. Полотно имеет следующие характеристики: Джузеппе Арчимбольдо написал работу 1566 году.
Для создания шедевра художником было использовано дерево размерами 66. Работа выполнена маслом. Сегодня картина располагается в Художественно-историческом музее в Вене. Картина была создана в 1566 году на дереве размерами 66. Сегодня полотно располагается в Художественно-историческом музее на территории Вены. Образ создан из предметов, связанных с огнем: кремня, образующего щеку, крупной свечи и лампы масленой, которые используются в качестве шеи и подбородка.
О высокой чести, оказываемой ему двором, говорит тот факт, что в 1592 году Джузеппе Арчибальдо был пожалован дворянский титул с правом на собственный герб и должность пфальцграфа, управляющего королевским дворцом при отсутствии хозяина. Картины художника при жизни вызывали споры. Кто-то говорил, что это плод его больной фантазии, навеянный Кунсткамерой, кому-то картины очень нравились и художника считали экспериментатором.
Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, совершенно незнакомое. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Что это такое?
Это литературно-художественное направление позднего ренессанса, характеризуемое утратой высоких идеалов эпохи Возрождения. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Маньеризму присуща претенциозность.
Уникальное наследие Художник рисовал полотна в классическом стиле, но много произведений было утрачено, сохранилось три, написанных по всем канонам живописи, — с изображением поклоняющихся волхвов, портрет принцессы и семейный портрет первого покровителя художника Максимилиана II.
Это человек, созданный из того, чем он является, из бесконечных книг. Арчимбольдо — это такой художник, который запускает в художественное пространство очень важную вещь: текст. Художники, которые оставляли надписи, которые заставляли нас вспоминать, как вещи называются, и от этого картин... Giuseppe Arcimboldo, ок. Замок Скуклостер, Стокгольм 1. Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна.
Замок Скуклостер, Стокгольм 2. Национальный музей, Стокгольм 3. Национальная галерея, Прага 4. Мадонна с длинной шеей. Francesco Parmigianino, 1503—1540. Галерея Уффици, Флоренция 5. Сцены из жития святой Екатерины.
Миланский собор 6. Слева — Портрет Рудольфа II. Joseph Heintz, 1564—1609. Музей истории искусств, Вена. Художник — Джузеппе Арчимбольдо итал. Замок Скуклостер, Стокгольм 7. Портрет императора Максимилиана II с семьей.
Музей истории искусств, Вена 8. Мужчина в рыцарском шлеме и доспехах. Галерея Уффици, Флоренция 9. Замок Скуклостер, Стокгольм 10. Палаццо Россо, Генуя 11. Из серии «Времена года». Лувр, Париж 12.
СТРАСТИ ПО ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДО
Работы Джузеппе Арчимбольдо достаточно увидеть один раз, и забыть их уже невозможно. Вставка "Живые портреты Джузеппе Арчимбольдо" будет работать до 30 сентября 2023 года. Трехметровые и трехмерные, картины Арчимбольдо возвышались над поляной музейного парка эдакими колоссами из стекловолокна, шокируя аудиторию своим необычным видом. Расписание, отзывы и рецензии на выставку «Живые портреты Джузеппе Арчимбольдо», Центр «Марс», Москва. 1801 гг.): "Все поэтически созданное должно быть живым индивидом. Но самое известное сокровище Скоклостера — «Виртумн», знаменитая картина Джузеппе Арчимбольдо, портрет императора Рудольфа II, составленный из изображений фруктов и овощей.
Джузеппе Арчимбольдо
При этом в Италии натюрморты пользовались не меньшей популярностью. Они украшали городские палаццо и загородные виллы аристократов. Один из первых натюрмортов — знаменитая «Корзина фруктов» Караваджо, которая во многом определила этот жанр и положила начало истории западноевропейского натюрморта. Итальянский натюрморт долгое время находился в тени и не привлекал внимание исследователей. По словам куратора выставки Виктории Марковой, объясняется это тем, что «натюрморт в Италии не был жанром первого уровня. Безусловный приоритет имела фигуративная живопись на библейские сюжеты. Эпоха Возрождения с титанами, которых не было ни в одной другой стране, привела к тому, что всё, что происходило в итальянском искусстве после, оценивалось как второстепенное». В 1962 году вышла монография «Итальянский натюрморт» Джузеппе де Логу. Через пару лет прошли выставки под тем же названием в Неаполе, Цюрихе и Роттердаме, которые привлекли внимание к теме натюрморта.
Возник международный интерес, так как картины итальянских мастеров рассеяны по музеям и частным собраниям разных стран. С тех пор музеи изучают итальянский натюрморт, организуют выставки, делают публикации.
Именно этот экзотический стиль парадоксально, забавно и причудливо сочетает формы и образы. Картины Арчимбольдо С первых лет службы при дворе императора, художник написал несколько его портретов, одиночных и групповых — с семьёй. Но прославился не ими. Он стал популярным при жизни и вошёл в историю благодаря произведениям: «Библиотекарь» — одна из первых работ при дворе, из серии карикатурных портретов людей, окружающих императора 1562 ; «Времена года» — серия из четырёх картин, экспонирующихся в разных музеях Европы по мнению разных исследователей, работа может датироваться как 1563, так и 1569 годом ; «Четыре стихии» — серия также из четырёх картин, оригиналы трёх из них хранятся в Вене, копия «Воздуха» в Швейцарии — оригинал не сохранился 1566 ; «Юрист» — портрет-карикатура 1566 ; «Повар» — картина-перевёртыш 1570 ; «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна» написан уже после отставки, в Милане, и выслан императору в Прагу в 1590 году ; «Голова и корзина с фруктами» — картина-перевёртыш 1590. Эти работы чрезвычайно остроумны, полны тонких психологических уловок и провоцируют зрителя на долгое и внимательное созерцание и разгадывание замысла художника. Последние годы В 1587 году после отставки Арчимбольдо вернулся на родину, где продолжал много работать — он был ещё полон сил и творческих замыслов.
Выполнял заказы по живописи и росписи. В частности, одним из последних монарших заказов, по свидетельствам современников, была роспись вазы. Свои работы отсылал в Прагу императору, с которым за долгие годы сблизился и даже сдружился. Пфальцграф, граф дворца — таким титулом наградил император художника в 1592 году. В XVI веке это очень почётное звание, обозначающее право управлять дворцом в отсутствие монарха. В 1593 году Милан накрыла эпидемия чумы, но не она стала причиной смерти художника.
На самом деле, его художественная продукция состояла в основном из более традиционных образов. Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году в семье художника и начал свою карьеру с росписи религиозных предметов, фресок и изготовления витражей. В 1562 году он был назначен придворным портретистом Фердинанда I при дворе Габсбургов. Известно, что Габсбурги обладали чутьем к искусству и культуре, которое выходило за рамки условностей в мире науки и диковинок. При их дворе Арчимбольдо также выступал в роли художника по костюмам и делал гобелены и витражи. Возможно, неудивительно, что именно там, в любопытном дворе императора Священной Римской империи, процветали растительные видения Арчимбольдо. Первые аллегорические изображения Арчимбольдо, возможно, являются его самыми известными — «Времена года», серия, созданная для Максимилиана II в 1563 году. Эти «портреты», Весна, Лето, Осень и Зима, были составлены из сезонных фруктов, овощей и растений. Весна и Лето выглядят как молодые женщины, Осень и Зима выглядят как седые старики. С приближением сезона сбора урожая мы решили поближе познакомиться с «Осенью Арчимбольдо» и обнаружили три факта, которые могут просто изменить то, как вы ее видите. Осень продемонстрировала глобальный охват Габсбургов Деталь осени - Джузеппе Арчимбольдо. Из деревянной бочки высовывается голова мужчины.
Осторожно ступая, художник побрел вперед. Коридор круто завернул, и ошарашенный узник увидел прикрученные к стене факелы. Их свет словно заманивал в глубь подземелья — все дальше и дальше. Джузеппе в страхе вспомнил о наводнивших город слухах: якобы в тайных подземельях Старого града ученый-чудотворец Лёв бен Бецалель создал жуткого монстра Голема, который охотится на людей. Раньше, услышав подобное, Арчимбольдо лишь посмеялся бы — чего только не выдумают эти неучи! Он сам не раз встречался с бен Бецалелем. Мудрец действительно мечтал создать искусственного человека, но дальше непонятных опытов и бурных дискуссий в «Рудольфинском ученом кружке» дело не шло. Впрочем, недавно бен Бецалель имел долгую приватную беседу с императором. Может, и вправду докладывал об успехе?.. Арчимбольдо замер — подземелье пронзил странный звук, не то вой, не то скрежет. Неужто и вправду жуткий Голем?.. Но он поборол минутную слабость, выдернул из железного кольца факел и бесстрашно двинулся вперед. Пусть визжит, кто хочет — Голем или сам дьявол, его не запугать! Подземный ход опять круто завернул и вывел к каменной лестнице. Ступени уперлись в приоткрытую кованую дверь. Джузеппе толкнул ее плечом и замер на пороге. Он увидел вовсе не мрачную мастерскую алхимика, а небольшую светлую комнату с четырьмя оконцами. В центре стол, пара стульев и… мольберт с натянутым холстом. На столе разложены кисти и краски. У стены Джузеппе заметил лавку, на которой в вазах и бадьях стояли разнообразные цветы — такие же, как те, что он рисует на своих картинах. Что за черт?! Выходит, кто-то его похитил, чтобы заставить рисовать? Но что?! Арчимбольдо снова повернулся к мольберту. Как же он не заметил? К холсту приколота записка: «Пока не напишешь прекрасную Йошку в образе нимфы, отсюда не выйдешь! Ну и дела! Кому понадобилось столь странным способом заказывать портрет дочки дворцового садовника?! Ведь если о похищении узнает император, любому, даже самому высокопоставленному поклоннику прекрасной Йошки, несдобровать!.. Джузеппе опустился на стул и принялся смешивать краски. С портретом Йошки он управится быстро: розы — на щеки, сливы — на темные от страсти глаза, смородинка — на родинку у виска. Кисть привычно скользила по холсту, кружась и выписывая округлости лепестков. Арчимбольдо работал, не замечая времени. Когда в комнате стало смеркаться, опустился на стул, чтобы передохнуть, и заснул. Очнулся от скрипа: оказалось, пока он спал, принесли еду — хлеб и воду. Однако художник отодвинул тюремное угощение и снова взялся за кисти. Когда последним взмахом проставил подпись, перед глазами уже все плыло. Он выпил воды и провалился в темноту. Еще в Милане, едва он начал помогать отцу, посыпались упреки в семейственности: якобы живописец миланского собора Бьяджо Арчимбольдо требует для сына-подмастерья слишком высокую плату. Но ведь юный Джузеппе трудился наравне со взрослыми живописцами и в двадцать лет создал картины для витражей из жизни Святой Екатерины, которыми восторгался весь Милан. Но сами витражи поручили делать иностранцу — мастеру Коррало де Мокису из Кельна. Не помогло даже заступничество епископа Миланского, между прочим, приходившегося Арчимбольдо дядей. Зато император Фердинанд I, которому епископ Миланский послал в подарок пять картин племянника, пришел в восторг и пригласил Арчимбольдо ко двору. Впрочем, и при дворе завистников хватало, ведь никому неизвестный молодой художник быстро стал любимцем императора. Арчимбольдо был трудолюбив, весел, обходителен. Однажды монарх пожелал послать в дар своему родственнику — наследному принцу Испании Филиппу картину. Но ты, мой живописец, должен их превзойти! Арчимбольдо оторопел: чем он может превзойти великих мастеров прошлого? Разве какой-либо выдумкой… Он вспомнил диковатые картины Иеронима Босха и рисунки Леонардо да Винчи, наполненные то ужасными животными, то оживающими растениями. Метаморфозы — вот неизведанный жанр. Разве люди не похожи на различных животных и птиц и разве порой не кажется: этот господин — вылитый осел, хорек или заяц? Впрочем, вряд ли наследнику трона понравится осел или хорек. Нет, тут надо придумать нечто изящное, тонкое. Не попробовать ли нарисовать аллегорический портрет, например, Весны, составленный из цветов? Наутро Арчимбольдо принес с рынка охапку цветов и приступил к зарисовкам. Розы зацветут на щеках румянцем, бутон лилии прекрасно изобразит нос, ухо выйдет из круглого тюльпана, а вместо глаз засверкают ягоды белладонны. Из белых флоксов получится атласная кожа лица, а из ромашек — жабо воротника. Ну, а из сочного кочана молодого салата выйдет пышный рукав платья. Чем овощи хуже цветов? Конечно, поначалу работа шла медленно.