С каждой такой новостью я все больше думаю о том, что вопрос принадлежности к этой «церкви» становится вопросом морали. Новости Гродно и области в Одноклассниках. Бизнес-портал Гродно –
В Гродно пройдет процессия Божьего Тела: в центре ограничат движение
Наше выступление на Днях Молодёжи в Лиде(Гродно-Катедра). Ежегодный смотр-конкурс любительского художественного творчества среди работников предприятий, учреждений и организаций Октябрьского района города Гродно «Нашему району. Grodno Katedra. Крестный ход в честь праздника Божьего Тела прошел вечером 16 июня по улицам Гродно. С 17 по 21 марта, на первой седмице Великого поста, в Покровском кафедральном соборе города Гродно будет пребывать великая святыня – частица Честного Пояса Пресвятой. Находится он в двух десятках километров от Гродно, по пути на Августовский канал, и считается одной из архитектурных жемчужин региона.
Please wait while your request is being verified...
Кафедральный собор — собор Святого Франциска Ксаверия в Гродно, имеющий почётный статус «малой базилики». Искать: Везде Новости Фото Видео Инфографика Официальные видео Пресс-центр Плакаты. С каждой такой новостью я все больше думаю о том, что вопрос принадлежности к этой «церкви» становится вопросом морали. Кафедральный собор — собор Святого Франциска Ксаверия в Гродно, имеющий почётный статус «малой базилики». Костёл Пресвятого Искупителя в Гродно. Рыма-каталіцкі Касцёл на Гродзеншчыне. Навіны і падзеі з жыцця лакальнага касцёла, карысная інфармацыя, афіцыйныя дакументы. Заўсёды актуальныя навіны.
3я неделя адвента. Grodno Katedra 11.12.2022
You are free: to share — to copy, distribute and transmit the work to remix — to adapt the work Under the following conditions: attribution — You must give appropriate credit, provide a link to the license, and indicate if changes were made. You may do so in any reasonable manner, but not in any way that suggests the licensor endorses you or your use. This licensing tag was added to this file as part of the GFDL licensing update.
Гродненская область внесла немалый вклад в эту копилку, отметила начальник управления культуры и народного творчества Министерства культуры Ирина Карпович. Так, например, 13-й фестиваль национальных культур получил специальную премию Президента. Также на форуме регионов Беларуси и России культура была представлена весьма широко и выглядела достойно. Впервые в Свислочском районе прошел фестиваль «Бацькава булка». Он стал своеобразным брендом и, безусловно, получит продолжение. Работники учреждений культуры своим кропотливым трудом делают то большое дело, которое мы видим ежедневно в театрах, кино, библиотеках, музеях. Они прикладывают усилия для того, чтобы наша Беларусь становилась богаче на культурные традиции, — сказала Ирина Карпович. Подводя итоги работы за 2022 год, начальник управления культуры облисполкома Елена Климович отметила, что сфера культуры Гродненской области справилась с поставленными задачами.
Работники и коллективы учреждений культуры одержали победы и получили признание на республиканском уровне.
State Cultural Institution "Musical Theater "Rada" - a modern and creative creative theater and entertainment organization, actively and boldly declaring itself not only in the Republic of Belarus, but also beyond. Since then, the team has been intensively touring and developing. The requirements of this Policy are binding on all employees of the Institution The team leader is Milay Ruslan Vladimirovich. Graduated from the Belarusian State Academy of Music in accordion class, qualified as an artist, orchestra leader and conductor. Has a long teaching experience as a teacher at the Grodno State Music College.
Many of its graduates continued their education in the leading music universities of the Republic of Belarus.. For some time he was engaged in scientific activities, studying at the postgraduate course at the Belarusian State Academy of Music with Professor, Doctor of Arts Chaban V. Repeatedly participated in international scientific conferences, has a number of publications.
You may do so in any reasonable manner, but not in any way that suggests the licensor endorses you or your use. This licensing tag was added to this file as part of the GFDL licensing update.
Итоговая коллегия управления культуры облисполкома прошла в Гродно
Спали тогда на матрасах, набитых конским волосом, сверху клали перины. Интерьеры восстанавливали тщательно — искали данные в архивах, что-то делали по западным образцам. Так поступили и с каплицей, мебель и витражи — по лекалам европейских домовых храмов. Но когда строители сняли старую штукатурку, обнаружили один из ценнейших экспонатов.
Людмила Хомбак, научный сотрудник Гродненского государственного историко-археологического музея: «При проведении реставрационных работ была обнаружена фреска XVI века. Уникальная фреска с ренессансным рисунком, растительным рисунком, который созвучен сюжету райского сада. Именно поэтому фреска находится в каплице».
Реставрация замка началась около 5 лет назад. За это время он приобрел свой знаменитый внешний вид — восстановили две башни, въездные ворота, крепостную стену и галерею. Специалисты не спешат, задача — сохранить максимум аутентичности, объект знаковый.
Работы финансируются из фондов области и республики. Удовольствие недешевое — уже обошлось в 34 млн рублей. Виктор Пранюк, заместитель председателя Гродненского облисполкома: «Институт Гродногражданпроект использует современные технологии, доступные немногим странам, для того, чтобы продолжить проектирование.
К слову, с мая еженедельно по воскресеньям телеканал «Гродно Плюс» вместе с Гродненской епархией римско-католической церкви организует прямые эфиры богослужений. Такой формат позволяет минимизировать риск заражения Covid-19 и в тоже время дает верующим возможность принять участие в молитве. Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале.
Там расположились гостиничные номера.
Внутри отделка под классику: все-таки постояльцы должны помнить, что они находятся в старинном дворце. Впрочем, в тех же санузлах установлено самое современное оборудование. Что по ценам? Номер на одного обойдется примерно в 160 рублей за сутки.
Но подробности лучше уточнять в официальном инстаграм-аккаунте комплекса. Чуть дальше на берегу пруда разместился гостевой дом. Внутри есть не только номера для отдыха, но и баня. Напротив расположился ресторан с пивоварней.
Храм на гравюре Т. Построенный для иезуитов костёл Батория, позднее известный как Фара Витовта. Прочитав этот текст не трудно убедится в том, что первая Фара была связанна с именами многих венценосных особ того времени.
Однако знание исследователей о первом храме всё же весьма неполные. Некоторые специалисты даже предполагают, что каменный храм появился ещё до Батория. Учёным известно лишь одно изображение этого первого костёла.
Оно помещено на гравюре авторства Матвея Цюндта, датированной 1568 годом. Дискуссионным остаётся и вопрос расположения этого храма. Предполагается, что он стоял на месте ампирного здания дома профсоюзов, по улице Советской.
Но есть и другие предположения, к примеру, Мечислав Супрон высказал догадку о размещении старого храма на месте дома номер 3, по улице Замковой. Такая насыщенная королевскими именами летопись, могла бы прославить любой храм ВКЛ, но для Фары Витовта это был лишь первый этап её бурной истории. В восьмидесятых годах XVI века Стефан Баторий, питавший особую любовь к городу над Неманом, построил в Гродно новый каменный храм, который должен был стать его усыпальницей.
Это был огромный, по меркам Речи Посполитой, готико-ренессансный костёл, сопоставимый по площади с Виленской катедрой. Фара Витовта в конце XVI века. Научная реконструкция М.
Строился храм совсем не как городской собор. Новый костёл должен был принадлежать ордену иезуитов, которых король планировал заманить в свой любимый Гродно, с целью организации достойного учебного заведения. Иезуиты, однако, не спешили принять королевское предложение, хотя монарх и был чрезвычайно настойчив.
В итоге храм так и не был принят орденом, а Баторий скончался в Гродно, в конце 1586 года. Как же выглядел иезуитский костёл, построенный Баторием? Некоторое представление о храме даёт известная гравюра Маковского, датированная 1600 годом.
Именно это здание Батория стало позднее широко известно под именем Фары Витовта и, пережив различные перестройки, просуществовало до 1961 года. Представление о размерах храма можно получить благодаря обмерным рисункам начала XIX века: судя по ним костёл имел около 58 метров длинны и примерно 24 метра ширины. Здание представляло собой базилику, центральный неф которой поднимался на высоту более 17 метров.
Высокая башня в начале XIX века не имела купола, но даже без него её высота была более 40 метров. Изначальная высота башни может служить предметом дискуссии специалистов. Известно, что здание не раз разрушалось и башня костёла запечатлена разрушенной ещё на рисунке, который датируется XVIII веком.
Судя по гравюре Маковского, башня была выше, чем на обмерном плане и завершалась округлым куполом. Стоит с осторожностью подходить к интерпретации данных гравюры, тем не менее она является важным источником данных об облике храма на начальных этапах его истории. Вместе с высоким куполом и крестом высота башни видимо превышала 50 метров.
А если предположить наличие дополнительных ярусов башни храма и взять за основу для расчётов пропорции костёла на гравюре Маковского, то можно предположить, что высота Фары достигала 70 метров! Размеры храма были значительно меньше крупнейших готических соборов Европы, но зато вполне сопоставимы с размерами виленского и вавельского соборов, или, к примеру, кафедрального собора Стокгольма. Зарисовки Фары Витовта.
Начало XIX века. Апсида костёла выходила в сторону нынешней улицы Советской и имела большие готические окна. Входы в храм выделялись ренессансными порталами с богатой резьбой по камню.
Существует достаточно большое количество реконструкций облика храма. Одна из самых старых и известных — реконструкция знаменитой исследовательницы архитектуры Беларуси Елены Квитницкой. Из более современных выделяется отличная работа Мечислава Супрона.
Архитектором храма зачастую называют королевского зодчего Санти Гучи. Однако существуют небезосновательные гипотезы об авторстве Яна Марии Бернардони, создателя костёла иезуитов в Несвиже. Эта гипотеза выглядит убедительной не только потому, что план храма находится в так называемом Киевском альбоме Бернардони, но и потому, что знаменитый итальянский зодчий был иезуитом, а как уже было отмечено выше: храм строился именно как иезуитский.
После отказа ордена иезуитов принять костёл, он стал главных католическим собором Гродно. Старая Фара Витовта, которая, как считают исследователи, всё ещё существовала неподалёку от нового храма — была разобрана, а костёл построенный Баторием как бы унаследовал её имя и историю. Некоторые дополнения вносились в облик храма ещё в XVII веке, к примеру, род известных в Гродно шляхтичей Халецких пристроил к костёлу каплицу.
Но храму не было суждено долгое и спокойное существование, наполненное работами по его дальнейшему украшению. Во время оккупации Гродно московскими войсками, в пятидесятых годах XVII века, храм был значительно повреждён. На рисунке храм показан в достаточно неблагополучном состоянии.
Нескончаемые беды Фары вынудили горожан придать статус фарного костёла храму иезуитов, которые в первой половине XVII века всё-таки выполнили волю Стефана Батория и обосновались в Гродно, а затем возвели великолепный костёл Св. Франтишка Ксаверия, прямо напротив Фары Витовта. Государственной религией этой державы являлось православие.
Логичным было создание значительного православного собора в новом губернском городе, который имел большое количество крупных католических храмов. Так появилась идея перестройки Фары Витовта в православный собор. Фара Витовта перестроенная в Софийский собор.
Архитектура здания претерпела лишь незначительные изменения и всё ещё крайне мало напоминала обычные православные храмы тогдашней России. Собор сохранил даже свои готические окна. Башня получила округлый купол, напоминающий тот, что был запечатлён на гравюре Маковского 1600 года.
На месте часовни Халецких была построена так называемая «тёплая церковь». Таким образом общая площадь храма значительно возросла. В таком виде храм стал попадать в объективы появившихся в Гродно фотографов и был изображён известным художником Наполеоном Ордой.
Брама Софийского собора. В такой браме, над проездом, могла помещаться каплица, как в знаменитой «Острой браме». Выходила на площадь.
Место брамы свободно. Однако православное духовенство не могло оставаться равнодушных к тому, что «собор более походит на костел, чем на православную церковь». Это предопределило дальнейшие изменения облика храма.
Ближе к концу XIX века выдался и подходящий случай. В 1892 году собор охватил разрушительный пожар. Была предпринята очередная перестройка и в 1898 году работы в основном завершили.
Вот так появился на центральной площади Гродно огромный псевдорусский собор. С северной стороны был построен ещё один предел, аналогичный «тёплой церкви». Высокая звонница храма господствовала в городской панораме.
Софийский собор стал самым большим по площади православным храмом из числа существовавших на территории будущей Беларуси! Псевдорусская версия Софийского собора. Фото начала XX века.
Но период власти Российской Империи над этими землями и само её существование близились к концу. Гродно оказался в составе возрождённой Польши. В двадцатых годах XX века, Софийский собор, уже возвращённый католикам, был перестроен в гарнизонный костёл.
Причём храм прошёл как бы несколько стадий своей трансформации, постепенно теряя облик псевдорусского собора. Архитектор вернул готические окна, но ему не была известна гравюра Маковского, поэтому завершение башни зодчему довелось просто придумать. Гарнизонный костёл, промежуточная версия.
Храм пережил II Мировую и первые годы владычества коммунистов. Однако новая власть не была заинтересована в возвращении святыни верующим. В здании прописались различные советские организации, далёкие от религии.
В конце 1950-х возникла идея создать в здании бывшего костёла кинотеатр. Кроме того, предлагалось расположить в нём Дом физкультуры. Но этим проектам не суждено было воплотиться.
В 1961 году было принято решение о сносе храма. Горожане пытались охранять костёл. Многие гродненцы до сих пор вспоминают рассказы своих бабушек о том, как те защищали храм.
Но в ночь с 28 на 29 ноября 1961 года здание было оцеплено солдатами и взорвано ленинградскими подрывниками. Финальная версия гарнизонного костёла. Так был уничтожен этот важнейший для ВКЛ храм с богатейшей историей.
Какое же значение имеет этот утраченный храм для современных белорусов? Известно, что главные готические соборы Европы являются своего рода символами своих стран и важнейшими национальными памятниками, связанными с именами правителей и прочих значительных личностей. Собор Св.
Вита в Праге, Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское Аббатство — значение этих храмов как национальных символов чрезвычайно велико. Даже американцы посчитали нужным построить огромный готический собор-символ. Речь, конечно же, о Вашингтонском Национальном Соборе.
Но есть ли такой храм у белорусов? Прежде всего им может считаться Виленская катедра. Храм давно утратил готические черты, но в нём захоронены правители ВКЛ и другие значительные личности.
Однако этот собор находится на территории независимой Литовской Республики. На территории Беларуси на такую роль национального храма-символа может претендовать гродненская Фара Витовта — самый большой храм на территориях будущей Беларуси в XVI веке. Храм не так огромен и раскошен, как великие соборы Западной Европы, но это не умаляет его значения для белорусов.
Можно констатировать, что дискуссии о восстановлении храма не прекращаются.
ФОТОФАКТ: Крестный ход в честь праздника Божьего Тела прошел в Гродно
25 апреля клирик прихода храма Рождества Христова города Гродно протоиерей Александр Казакевич и клирик прихода храма святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Искать: Везде Новости Фото Видео Инфографика Официальные видео Пресс-центр Плакаты. Новости организаций. Новости. Лента новостей. Видеогалерея. Фотогалерея. Смотреть все видео пользователя Grodno Katedra. Видеороликов: 179.
Please wait while your request is being verified...
Грязь, нищета, болезни и голод стали постоянными спутниками обитателей гетто. Благо особо сердобольные сельчане, не боясь наказания, перебрасывали продукты питания за ограждение. К тому же среди евреев было немало хороших швей, к которым местные обращались с просьбой подлатать одежду. За услуги мастериц они расплачивались съестным. Билет в один конец Вторая волна Холокоста прокатилась по западным областям Беларуси в 1942 году, после того как в январе на Ванзейской конференции обсудили политику «окончательного решения еврейского вопроса». К этому времени партизанское и подпольное движение на Гродненщине превратилось в силу, с которой немцы уже не могли не считаться: огромное влияние на его подъем оказала победа советских войск под Москвой. В ночь с воскресенья на понедельник 14 июля 1942 года партизанский отряд под командованием Георгия Картухина разгромил вражеский гарнизон в Озерах. Народные мстители открыли ворота гетто. Однако, как позже рассказывал один из партизан по фамилии Потапов, уйти в лес согласились только 17 человек. К сожалению, многие не поверили, что их собираются уничтожить, и отказались бежать.
Гетто в Озерах стерли с лица земли осенью 1942 года. Нацисты собрали всех, у кого были лошади и повозки, у ворот на рыночной площади. Евреям приказали садиться в повозки по 8-9 человек.
Во время богослужений в соборе играет орган, который является самым большим историческим органом в Белоруссии. Деревянный алтарь — главная достопримечательность костела, его высота достигает 20 метров, что сравнимо с высотой семиэтажного дома. Алтарь был возведен польским мастеров Яном Смита в 1736 году из дерева, позднее его тонировали под цвет мрамора. Алтарь был установлен на пожертвования супружеской пары Лозовых, в благодарность их скульптуры были установлены в алтарной композиции.
Алтарь имеет несколько ярусов, его украшают редкие скульптуры святых, апостолов, меценатов, докторов католической церкви. В центральной части первого яруса располагается скульптура небесного хранителя костела Святого Франциска Ксаверия. На боковых консолях установлены скульптуры меценатов супружеской пары Лозовых. На втором ярусе по центру располагается скульптура Христа, по бокам 4 скульптуры апостолов: Марка, Матвея, Иоанна, Луки, 4 фигуры великих докторов католической церкви: Святых Григория, Августина, Иеронима, Амвросия. Венчает композицию «Глория», которая провозглашает победу добра над злом. Она окружает витражное окно, над которым изображен Святой Дух. С обеих сторон изображены женщины, олицетворяющие 4 континента, они приклоняют колено.
Помимо главного алтаря в костеле расположено 12 боковых алтарей, на которых располагаются иконы Божьей матери, Святой троиц, Михаила Архангела, Святого Иосифа и другим святым католической церкви. В костеле установлен бюст Стефана Батория, именно этот великий король Речи Посполитой пригласил иезуитов в город Гродно, резиденция в котором была его любимым местом. Стефан Батория пожертвовал в XVI веке 10000 золотых на строительство храма Святого Ксаверия, который возвели уже после его смерти. Одной из жемчужин в кафедральном соборе является икона Божьей Матери Студенческой Конгрегатской. Этот образ польский дворянин Жалеровский подарил студентам гродненского коллегиума, после чего икона Богоматери прославилась своей чудотворностью и исцелениями. Каждый год 5 августа в Гродно празднуется день в честь Святой Богоматери Студенческой. Композиция с множеством скульптур в старинном алтаре, монументальные опорные столбы, оформленные колонками иконостасов, придают внутреннему убранству особую красоту и величие.
Иезуиты при украшении храма не пожалели сил и золота: удивительная резьба по дереву, фрески, редкие статуи и фигуры. Фресковая роспись на сводах, в нишах храма датируется 1752 годом, состоит из множества сюжетных композиций, образов евангелистов. Пожар в костеле в 2006 году В 2006 году в храме из-за короткого замыкания случилось возгорание главного алтаря, сильно пострадал уникальный деревянный шедевр. Была утрачена четверть алтаря: рельефные колонны, частично балюстрады, 4 скульптуры. Все фигуры были восстановлены по фото резчиками по дереву Казимиром Мисюрой и его сына Игорем.
Дзержинского — ул.
У врат Покровского кафедрального собора участники крестного хода встретили Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина. Затем в соборе была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Вениамин. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний, архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Пинский и Лунинецкий Георгий , секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, секретарь Гродненской епархии протоиерей Николай Лабынько, настоятель прихода храма в честь благоверного великого князя Александра Невского города Минска протоиерей Николай Коржич, настоятель прихода храма в честь святителя Николая Чудотворца поселка Привольный Минского района протоиерей Анатолий Иващук, настоятель Петропавловского кафедрального собора города Волковыска архимандрит Василий Коржич , настоятель Покровского кафедрального собора города Гродно протоиерей Григорий Беляцкий, благочинный Гродненского городского церковного округа протоиерей Александр Велисейчик и духовенство Гродненской епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Покровского кафедрального собора под управлением Юлии Шепелевой. В храме молились: настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного митрополичьего женского монастыря города Гродно игумения Гавриила Глухова , исполняющий обязанности генерального консула Российской Федерации в городе Гродно П.
Морозов, председатель Гродненского областного совета депутатов Е. Пасюта, председатель Гродненского районного исполнительного комитета В.
Заменгофа в областном центре горит автомобиль Volkswagen-T4. Прибывшие к месту вызова работники МЧС оперативно ликвидировали пожар. Огнем поврежден моторный отсек, салон автомобиля и лобовое стекло.
Причина огненного происшествия устанавливается. По одной из версий, к пожару могло привести короткое замыкание электропроводки в моторном отсеке.