Так как гагаузы уже тысячу лет живут оседлой жизнью земледельцев, у них особенные обряды, связанные с этим культом, рассказала Ирина Константинова. Автономная область Гагаузия, где проживает тюркское меньшинство, говорящее на русском и гагаузском языках. Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Напомним, что население Гагаузии составляет около 135 тысяч человек и состоит в основном из тюркоязычных переселенцев с Балканского полуострова, однако русский язык по-прежнему считается там одним из официальных наряду с гагаузским и румынским. Русский язык для гагаузов — это пуповина, благодаря которой гагаузский народ выживает в современной Молдавии.
Содержание
- ИСТОРИЯ - СОЮЗ ГАГАУЗОВ
- Гагаузы, кто они?
- МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии
- Кто такие гагаузы и почему они говорят на турецком
- Православные турки
- «Гага Ностра»
Гагаузы, как появились православные тюрки и почему их предки отказались от ислама
Глава Гагаузской автономии Евгения Гуцул заявила, что официальный Кишинев пугает расправой жителей Гагаузии, которые будут пользоваться банковскими картами российской платежной системы «Мир». Власти Молдовы пытаются взять под контроль общественное телевидение Гагаузии, а то и вовсе закрыть, об этом в своем Telegram написала башкан автономии Евгения Гуцул. Приднестровскую проблему и сложные отношения Кишинева с Гагаузской автономией можно решить путем превращения Молдавии в федерацию, заявил РИА Новости оппозиционный молдавский политик Илан Шор. Глава Гагаузии Евгения Гуцул не явилась в прокуратуру для ознакомления с материалами уголовного дела о незаконном финансировании политсилы, заявил в эфире кишиневского телеканала Pro TV исполняющий генпрокурора республики Ион Мунтяну.
По мнению специалистов, история этого уникального народа начиналась с кочевых племён, которые заселяли степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н. Когда же князь Святослав в 965 году разгромил хазар, печенеги, огузы и куманы переместились западнее. В XI веке в письменных византийских источниках упоминаются племена узов, которые переправились через Дунай и поселились в Македонии, Паристрионе, Греции и Болгарии.
Вероятно, с этого времени огузы начали вести оседлый образ жизни и приняли православное христианство. Гагаузы обосновались между Волгой и Дунаем и основали там вокруг Коварны государственное образование. Оно просуществовало более двух веков и было уничтожено османскими завоевателями в XV веке, но и после этого гагаузы сохранили некоторую независимость и православную веру. В середине XVIII века они начали эмигрировать в Россию через Дунай и получили от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Переселение гагаузов в центральный Буджак продолжалось почти 100 лет с 1769 по 1854 годы и было обусловлено в основном русско-турецкими войнами, в которых гагаузы приняли российскую сторону. Столыпинские реформы способствовали переселению гагаузов в Казахстан и Узбекистан.
В 1906 году гагаузы учредили самопровозглашённую Комратскую республику, которая была независимой пять дней. В 1918-1940 годах Бессарабия находилась в составе Румынии. В 1988 году гагаузские активисты основали движение «Гагауз Халкы» «Гагаузский народ» , и решили создать в Молдове гагаузскую автономию со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было объявлено о создании Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало эту декларацию. Это побудило гагаузский народ активно противодействовать кишинёвским властям. В итоге в 1994 году парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии Гагауз Ери.
В её состав вошли 3 города и 27 сел. Древний культ волка силён у гагаузов до сих пор. На флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова. В старину гагаузы носили амулеты из волчьих зубов и украшения с изображением этого священного для них животного. Волчий праздник длился целую неделю. В это время гагаузы загоняли на зиму скот в стойла, что заставляло волков подходить ближе к их селениям.
Поэтому для отпугивания хищников гагаузы пекли в это время лепёшки с дырками, как от волчьих зубов, не вязали и не шили одежду из шерсти, не пользовались ножами и другими острыми предметами, а женщины вдобавок замазывали заслонку печи глиной, как будто это уши, глаза и пасть волка, чтобы сбить зверя со следа. Кроме того, гагаузы по-особенному празднуют День Святого Николая. Он у них считался мужским праздником с шумными застольями и обязательными рыбными блюдами.
Первоначально предки гагаузов жили отдельными группами на территории современных Болгарии, Греции, Румынии, Македонии, европейской части Турции. В средние века эти земли составляли исторические области: Добруджа, Македония, Фракия, которые входили тогда в состав Византийской империи. История гагаузского народа до настоящего времени мало изучена.
Ранняя этническая история гагаузов также изучена слабо. До настоящего времени вопрос об их происхождении спорен. В начале XX века болгарский историк Г. Димитров, обобщая литературные сведения о гагаузах, указал на существование 19 различных мнений о происхождении этого народа. Позднее известный исследователь гагаузской этнографии М. Губогло указал на существование 21 версии о происхождении гагаузов.
Гипотезы о происхождении гагаузов многовариантны: отуреченные христиане или христианизированные турки, болгары, воспринявшие тюркский язык и другие. В Турции популярна сельджукская теория, согласно которой гагаузы - потомки малоазийских турок, переселившихся в XIII в. Современные русские, молдавские, гагаузские исследователи считают, что гагаузы - самостоятельный народ, сформировавшийся на основе северо-тюркских племен - печенегов, узов, половцев, оседавших на Балканах, начиная с X в. Тюрки-узы - это огузы или тюрк-огузы, которых в русских летописях называли черными клобуками и печенегами. Большинство специалистов, изучающих раннюю историю гагаузов сходятся в том, что предки гагаузов осели на Балканском полуострове еще задолго до появления на этой территории турок-сельджуков и завоевания ее турками-османами. Ранняя этническая история гагаузов связана с переселениями, когда их предки через Великую степь перешли из Средней Азии на Балканы.
На раннем этапе своей этнической истории предки гагаузов приняли христианство в форме православия. Гагаузы, будучи православными христианами, отличаются от основной массы тюркских народов своим вероисповеданием. Время принятия предками гагаузов христианства пока не установлено. Одни историки относили этот процесс к IX-XI вв. Христианство наложило отпечаток на культуру и на этническое самосознание гагаузов, которые не относят себя ни к болгарскому, ни к турецкому этносу, как это пытались доказать некоторые историки. Гагаузы считают себя самостоятельным тюркским народом, имеющим свой язык, культуру и этническую территорию Буджак.
Изучение процессов этнодемографического развития гагаузов затруднено в связи с немногочисленностью письменных источников, а также разрозненности их в архивах разных стран.
В период расцвета Советского Союза гагаузы активничали в управлении на местах, смело напоминая о собственной идентичности. Гагаузов во властных структурах допускалось очень мало на фоне молдавских представителей. Подобные притеснения и обострили внутренний конфликт 80-90х. Формировались национальные общественные движения, вспыхивали митинги, съезды гагаузских депутатов. Особенно важным стало собрание в ноябре 1989 года, когда гагаузы объявили о создании в рамках Молдовы автономии. Но Кишинев не одобрил сепаратистские амбиции, не среагировала и Москва. Важной вехой тогда стало экспертное заключение о народной самостоятельности гагаузов при достаточной численности и хозяйственной рентабельности. В южной Молдавии, где компактно проживали гагаузы, начались смелые протесты. Народ вслух заговорил о создании отдельного государства.
Для укрощения сепаратистов в октябре 1990-го в сегодняшнюю Гагаузию выдвинулись молдавские националисты-добровольцы. Когда до жителей гагаузских сел дошли слухи о приближающейся угрозе, они решительно вооружились топорами, молотками, палками и арматурой, готовясь к уличным боям. Остановить гражданские столкновения удалось прибывшим в зону конфликта советским солдатам. Молдавские чиновники взяли четкий курс на сближение с румынами и упразднили в стране русский язык. Близкие России гагаузы заявили о неприятии подобных перспектив и провозгласили Гагаузскую Республику. Молдова такие шаги законными не признала, да и ресурса Гагаузии было недостаточно для отдельного существования.
Буджакский историко-этнографический регион и гагаузы
Негенетические исследования подтверждают участие в формировании этого этноса кыпчаков, печенегов, половцев, огузов, булгар-тюрок и схожесть с формированием этносов ногайцев, крымских татар, чуваш, волжских татар, башкир. Внешне гагаузы больше всего похожи на молдаван, южных украинцев, болгар, сербов, македонцев, но достаточно часто встречаются татарские и турецкие лица. Когда в 19 веке османы почти полностью потеряли свое господство над Европой, на Балканах началось время безвластья. Полуостров продолжали делить между собой две империи — Российская и Османская, война шла уже давно. Россия при этом предлагала жителям Балкан обосноваться в малонаселенной южной Бессарабии. Эмигранты получали от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии. Условия были выгодными и часть крестьян, в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали на дикие земли, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья.
Не считая тех лет 1918-1940 , когда Бессарабия входила в состав Румынии, она с начала 19 века была в составе Российской империи, затем Советского Союза — Молдавской ССР. Еще одна часть гагаузского населения ушла на Кавказ. В 1918 году, в хаосе гражданской войны, горцы разоряли крестьянские хозяйства гагаузов и те перекочевали в Семипалатинскую губернию. Через 7 лет они обратились к руководству Кабардино-Балкарской Республики с просьбой разрешить им вернуться обратно. До переселения в Бессарабию гагаузы принадлежали к Болгарской и Греческой православным церквям. После переселения в начале XIX века части населения гагаузов на территорию Бессарабии они перешли в лоно Русской православной церкви.
Большинство гагаузов в настоящее время исповедует православие, хотя есть среди них и протестанты. Их переход к христианству в 13 веке связывают с активной миссионерской деятельностью некоего Сары Салтыка, под именем которого, по балканским легендам, мог скрываться св. Георгий, св. Илья, св. Симеон, св.
Соответствующий законопроект Минобороны Румынии находится сейчас на общественном обсуждении.
Как военное, так и невоенное, на территории Румынии или за ее пределами будет проходить по рекомендации президента и с одобрения Высшего совета национальной обороны», — говорится в документе. И это не смотря на то, что ещё в июне Клаус Йоханнис исключал возможность подобного вмешательства в ту же Молдову, теперь румыны развязывают себе руки при принятии решений о военных интервенциях. Лет 10 назад на западе придумали «хайли-лайкли», чтобы оправдывать незаконные односторонние действия и ограничения, теперь у всех на устах новая универсальная фишка — можно точно также безнаказанно нести любую «пургу» и, что самое страшное, развязывать политический террор.
На этом настояла специально созданная комиссия по рас-следованию причин, приведших к обострению обстановки в Буджаке. Освобождение виновных от их должностей было успехом гагаузских и болгарских колонистов. Пережив трехлетнюю засуху в 1831 -1833 гг. Затем в их жизни было относительно спокойное время. Аграрная эволюция несла с собой большие положительные сдвиги.
Но в Европе все явственнее ощущалось приближение Крымской войны 1853-1856 гг. В этой войне бессарабские гагаузы и болгары еще больше использовались в качестве погонщиков, чем в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. По архивным данным, в тыловых частях русской армии их было 1270 человек. Они занимались обеспечением войск продовольствием, боеприпасами, перевозили раненых с поля боя. Для царской России важно было, чтобы переселенцы обеспечивали русскую армию сельхоз - продуктами, фуражом, поставляли для нужд фронта волов и лошадей. Для пополнения армейских запасов в 1854 г. Было конфисковано также немало продуктивного скота, а в следующем году Бессарабию вновь поразила засуха. Переселенцы широко использовались для ремонта дорог, строительства мостов, рытья окопов, укрепления Измаильской крепости.
В 1853 г. В разных работах было занято более 10 тысяч человек. Русские полки останавливались в до-мах гагаузов и болгар. В памяти России останутся неизгладимыми ваше усердие, ревностность, ваша любовь к общему делу", - говори-лось в Указе царского правительства, адресованном бессарабским колонистам. Технико-экономическая и военная отсталость феодально-крепостнической России обусловили ее поражение в Крымской войне. Они были переданы Молдавскому княжеству, находившемуся под господством Османской империи. На отторгнутой территории, названной "Бессарабским участком", оказались 7 гагаузских сел. Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково.
Новая граница, установленная в марте 1857 г. В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф. По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем. Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения. После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы.
Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г. В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит. В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту... Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества. Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу. Церковь и верующие были разобщены. Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии.
По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г. Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М. Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И. Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с. На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России.
Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью. Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И. Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар.
Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России.
Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты.
В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке. На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития.
Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г.
Язык гагаузов имеет очень отчетливое сходство с языком анатолийских турок. У гагаузов немало заимствованных слов из арабского и персидского языков - это еще одно доказательство того, что их происхождение происходит из Анатолии. Хотя гагаузы исповедуют православие, в повседневной жизни они обращаются к Богу как к Аллаху и используют арабские слова для обозначения некоторых религиозных понятий.
Что свидетельствует: предки гагаузов могли исповедовать ислам. Сами гагаузы часто говорят о себе, как об eski Bulgar - древних булгарах, живших тут еще с VI века нашей эры. Есть и мнение, что гагаузы - это далекие потомки других исчезнувших тюркских народов - печенегов или половцев. Гагаузы сохранились в Молдове, главным образом в нынешней Гагаузии и Комратской области.
Гагаузия ждёт русскую армию в Одессе, чтобы уйти из Молдавии
В прошлой статье «Гагаузы — между двумя мирами» мы уже коснулись темы этногенеза гагаузского народа. Гагаузы вместе с болгарами пытались противостоять политике Кишинева, однако между обоими народами возникли разногласия. Предки тюркоязычных кочевых народов гагаузы. Власти Молдавии оказывают давление на главу Гагаузии Евгению Гуцул, поскольку она мешает планам Кишинева по объединению с Румынией и сотрудничает с оппозиционером Иланом Шором, который выступает за сближение республики с Россией. Гагаузы – малочисленный загадочный народ, вызывающий неподдельный интерес у историков и этнографов.
Дискриминация гагаузов
- Страна трех городов и двадцати девяти сел
- Что такое Гагаузия?
- Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии
- МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии
- Конгаз - самое большое село в Европе. Что едят гагаузы, как выглядят их дома и подвалы
Гагаузы Молдовы. История формирования гагаузского народа, языка и традиции гагаузов
Гагаузы вместе с болгарами пытались противостоять политике Кишинева, однако между обоими народами возникли разногласия. Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове. потомки древних тюркоязычных народов, предположительно огузов, живших в степях Монголии и Центральной Азии до XI столетия.
Гагаузы: что за нация и где они живут
Гагаузы, помимо гагаузского языка, также владеют русским языком, который используется в общении с другими этническими группами и в официальных сферах жизни. Более того, в последние десятилетия гагаузы стали активно изучать английский и другие иностранные языки, чтобы быть более глобально ориентированными и обеспечить себе широкие возможности для развития и общения с другими культурами. Гагаузский язык обладает своей алфавитной системой, основанной на латинице. Однако современное образование в гагаузских школах проводится на русском языке, хотя государственной политикой Молдавии признается и защищается мультиязычие и многообразие культурных традиций этносов. Гагаузы гордятся своей лингвистической и культурной идентичностью и стараются сохранить и развивать свою родную речь, как одну из важнейших составляющих своего этнического наследия. Гагаузы: их культурное наследие и традиции Гагаузы, народ, живущий в Молдове и некоторых соседних странах, обладают богатым культурным наследием и глубокими традициями. Они имеют свою уникальную историю и язык, которые отличают их от окружающих народов.
Как это отразилось в том числе на менталитете и на культурном коде гагаузов? Не нужно думать, что в Молдавии или в Румынии было по-другому. Еще в средневековье наши молдавские цари, князья, как известно, писали на кириллице и знали славянский язык.
Богослужение проходило, главным образом, на основе славянской службы. Ну, и, конечно, местная молдавская составляющая была. Такова была сила влияния богослужебного языка, составленного на основе кириллицы, славянских текстов! Какие еще качества отличают этот народ? Не все народы, безусловно, одинаковы, и это отражено даже в фольклоре, в шутливых пословицах. Скажем, у вас есть пословица о Рязани: «У нас, в Рязани, грибы с глазами, их едят, а они глядят». Но вместе с тем даже нет намека, что мы, мол, лучше соседей. Но, к сожалению, свойство гагаузского народа — доверчивость, доверие — сегодня разрушается. И нужно эти понятия возвращать, возрождать.
Доверие должно все время присутствовать в современном многополярном обществе, в межнациональных, межконфессиональных отношениях. Не должны быть все против всех, хотя, увы, сегодня тенденция именно такова. Должны сохраняться традиционные свойства народов, которые они оберегали, создавали путем взаимопроникновения, единства веры, путем общения, встреч на ярмарках, на храмовых праздниках. Вот у нас, в Молдавии, так создавалось доверие между народами, которые живут на территории Гагаузии. Почему теряется доверие? Доверие разрушается под влиянием различных групп, которые преследуют свои интересы. Под видом демократии приходят суждения другого толка, нежели были всегда, в традиционном обществе наших народов. А так было 200 тысяч. Он может призывать к стойкости, к верности.
Уникальная культура и традиции Язык гагаузов относится к отдельной группе тюркских языков и является одной из основных составляющих их культуры. Гагаузы активно сохраняют и развивают свою родную речь, о которой они гордятся. Гагаузы известны своими национальными костюмами, которые они носят на праздниках и торжествах. Они отличаются яркими красками и богатыми вышивками. Костюмы гагаузов передают их историю и культуру, они являются непременным атрибутом национального самосознания. Гагаузы также славятся своими национальными праздниками, которые отмечаются с особым великолепием и радостью. Одним из самых известных праздников гагаузского народа является День Гагаузского прославления, который отмечается в последнюю субботу апреля.
Её подвязывали передником. Голову украшали небольшим белым шарфом, который накрывали чёрным или пёстрым крупным платком.
Традиционный гагаузский мужской костюм состоял из рубахи и штанов. В качестве пояса использовали красный кушак. Летом голову покрывали короткополой шляпой, зимой надевали меховой колпак. Пастухи в холодное время носили шубы из овечьей шерсти мехом внутрь. Они остались христианами, а принципы этой религии остаются господствующими и в наши дни. Но, что интересно, христианские обычаи тесно переплелись с языческими обрядами, причём это можно заметить и в наше время. Одним из любимейших праздников гагаузов стал День Святого Николая. Обязательными блюдами становятся в этот день заливное и пшеничная каша с рыбой. Именно эти угощения считаются своеобразными жертвоприношениями Николаю.
Одним из самых ценных подарков для гагаузов остаётся изображение волка или любой другой «волчий» предмет. Издавна у этого народа существовал культ волка, причём он сохранился до сих пор. Путешественники, побывавшие на их родине, рассказывают, что этот народ крайне доброжелателен, а его гостеприимство не знает границ. Но гордятся гагаузы не этими качествами, а своей стойкостью, благодаря которой сумели сохранить религию и культуру.
Москва дала Гагаузии финансовую независимость от Кишинева
83,8%, болгары - 4,9%, молдаване - 4,7%, русские - 3,2%, украинцы - 2,5%, другие - 0,9% (по результатам переписи населения 2014 года в Молдавии). Фольклор гагаузов Гагаузы - где живут и численность Гагаузы в XIX—XX вв. Традиции гагаузов Жилище и одежда гагаузов. Гагау́зы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на севере Балканского полуострова вблизи Черноморского побережья в таких городах, как Варна, Каварна, Добруджа. Потому что в Гагаузии есть церковь, гагаузы — патриархальный, верующий народ.
Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России
Сегодня большая часть гагаузов живёт в Молдове, там, где когда-то начинали строить свою независимость их предки. Об этом РИА Новости заявила глава Гагаузии Евгения Гуцул. 42. Гагаузы получили широкую автономию и живут во-многом как хотят, однако молдавские власти республику по понятным причинам недолюбливают, и всячески пытаются эту автономию уменьшить.