Зураб Церетели назвал веру и любовь секретом своего долголетия. Тбилиси) в грузинской семье. Похоже, Зураб Церетели приходилось всю жизнь отстаивать свою позицию, и он в полной мере освоил искусство компромисса. Зураб Церетели прошёл огромный путь от малоизвестного живописца до президента Российской академии художеств, на эту должность он был избран в 1994 году. Зураб Церетели: Я здесь живу уже 40 лет, все, что создавал, выставил (показывает памятники).
ГЕНИЙ КИТЧА: КАК ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ СТАЛ ГЛАВНЫМ СКУЛЬПТОРОМ МОСКВЫ
Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в грузинской семье. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия. Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё. Полномочия Зураба Церетели на посту президента Российской академии художеств (РАХ) продлены на пять лет. Церетели Зураб Константинович – выдающийся художник, скульптор, живописец, график, мастер монументально-декоративного искусства, председатель Союза дизайнеров Грузии, академик Академии художеств СССР, народный художник СССР. Экспозиция развернется на двух этажах здания, в котором четверть века назад открылся Московский музей современного искусства (MMOMA), основателем и директором которого стал Зураб Церетели. Зураб Церетели — все новости о персоне на сайте издания Всего-то полмиллиарда!
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Выбор билетов
- Читайте также:
- Скандальная слава монументов мэтра Церетели
- 4 скандальных работы Церетели, от которых отказались жители
- Церетели, Зураб Константинович | это... Что такое Церетели, Зураб Константинович?
Зураб Церетели
биография художника и его самые известные работы. Подробную информацию о художнике и его произведениях читайте в Артхиве. биография художника и его самые известные работы. Подробную информацию о художнике и его произведениях читайте в Артхиве. В 1993-1995 гг. Зураб Церетели осуществлял художественное руководство строительством Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Зураб Церетели вступил на путь художника-монументалиста в 60-е годы.
Прославленному скульптору, художнику, педагогу Зурабу Церетели исполнилось 90 лет
Родился Зураб Церетели 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье с княжескими корнями. Последние новости о персоне Зураб Церетели новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия. 4 января 1934 года родился Зураб Константинович Церетели, грузинский художник, плодовитый скульптор, главный ваятель земли русской, президент Российской академии художеств.
Прославленному скульптору, художнику, педагогу Зурабу Церетели исполнилось 90 лет
Власти подумали, что мы хотим остаться в Париже. Зураб Церетели. Декоративное панно. Санаторно-оздоровительный комплекс, Пицунда, Абхазия. Courtesy автор Мария Кравцова: А вы хотели? Зураб Церетели: Идеи такой у меня не было. Я родился в Грузии, трудился, занимался искусством, никаких проблем у меня не было. Андроникашвили, тете и дяде моей супруги, сначала не понравилось, что она не приехала, немного не так поначалу на меня они смотрели, но потом полюбили, принимали хорошо. Мария Кравцова: Насколько важно для вас аристократическое происхождение вашей семьи?
Имеет ли это сегодня какое-то значение? Зураб Церетели: Никакого значения не имеет, никакого. Я люблю искусство. Мария Кравцова: Вы помните свои первые впечатления от Парижа? Зураб Церетели: Как не помнить! Что понравилось? Безусловно, Елисейские Поля, понравилось место, где собирались художники. Мария Кравцова: В разные времена парижские художники собирались в разных местах, где это было в 1960-х?
Зураб Церетели: На Монпарнасе. Потом я посмотрел музеи, и для меня это было грандиозное событие. Дядя и тетя Андроникашвили устроили мне встречу с Шарлем де Голлем. Я потом свои впечатления от этой встречи — как он вышел, как стоял, — воплотил в памятнике. Памятник генералу Шарлю де Голлю. Проспект Мира, Москва. Courtesy автор Мария Кравцова: А о чем вы говорили с де Голлем? Зураб Церетели: Ничего не обсуждали, просто познакомились, он дал команду показать мне хорошие места в Париже.
Мне показали музеи, познакомили с художниками, которых я любил. Мои грузинские педагоги рассказывали мне о том, какими гигантами были Матисс и Пикассо. Я видел их работы, хотя показывать их у нас было запрещено. Попав в мастерскую Пикассо, я понял, что художник может заниматься одновременно и скульптурой, и живописью, и графикой. А у нас так не разрешали! Говорили: «Ты — живописец, вот и занимайся живописью. Ты скульптор? Занимайся скульптурой!
Я с Шагалом еще познакомился. Он потом, когда в Москву приезжал, бывал у меня. За три месяца до смерти я был у него в последний раз. После его смерти умолял Ваву поехать со мной. Она очень переживала, плохо чувствовала себя. Потом она тоже ушла из жизни. Какие требования предъявлялись к тем художникам, которые получали такие ответственные государственные заказы? Зураб Церетели: Я не знаю, почему меня выбрали, но я прошел хорошую школу, может, поэтому.
Школу синтеза архитектуры и монументального искусства! У меня были хорошие учителя. Осака, Токио, Нью-Йорк, Вашингтон... Ипатьевская ночь. Галерея искусств Зураба Церетели, Москва. Courtesy автор Мария Кравцова: Какая идеологическая программа перед вами стояла? Вид Москвы. Начиная с Петровской эпохи рука художника касалась всего.
Посмотрите на Санкт-Петербург, на его фасады, орнаменты, барельефы... Совместная работа архитектора и художника полезна. Искусство полезно для всех, просто для развития творческого мышления. Почему нам в детском саду давали цветные карандаши? Не для того чтобы буквально из каждого ребенка сделать художника, а для того чтобы развивать мозг, руку, глаз! Россия и сегодня богата на талантливых художников. Нужно на все смотреть через искусство, и тогда народ России будет самым счастливым в мире! Расскажите о нем.
Зураб Церетели: Он построил очень хороший город Бразилиа! В нем нет пробок, потому что планировка правильная! Я был счастлив научиться чему-то в Бразилии, пройти эту школу. Я каждый день работал, писал людей, натюрморты и так далее.
Она делилась с ним своими рассказами, читала стихи и учила немецкому языку. Из-за своей болезни женщина была практически обездвижена и всегда с нетерпением ожидала прихода Зураба. По возвращении из школы он быстро перекусывал и внимательно следил за двором. Как только свет загорался в её окне, он мчался к соседке.
Возможно, Зураб смог бы свободно говорить на немецком языке, если бы не произошла трагедия. Однажды, вернувшись из школы, Зураб увидел, как милиция увозит соседку вместе с её инвалидным креслом. Узнав, что она больше не вернется, будущий художник расплакался и мгновенно позабыл все, чему учила женщина, которую сам он называл своей доброй волшебницей. После того дня в Зурабе Церетели что-то словно надломилось, и он так и не смог освоить ни один иностранный язык. Однажды он шел из Тбилисской академии художеств и заметил на улице девушку, чья красота поразила его в самое сердце, но он не успел даже спросить её имя и адрес. Это на самом деле была судьба, потому что вскоре его пригласили в гости, и возле дома он увидел ту, которая с момента первой встречи не выходила у него из головы. Конечно, он начал за ней ухаживать, и в 1958 году влюблённые поженились. Зураб Церетели и Инесса Андроникашвили прожили вместе 40 лет, до последнего дня жизни супруги художника.
Их дочь Елена или Лика, как все её называют, пошла по стопам отца и тоже стала художницей, но работает она со стеклом. Художница Татьяна Кочемасова младше мастера на 46 лет, но это вовсе не мешает ей любить Зураба Константиновича и быть ему и женой, и верным другом, и первой помощницей во всех делах. Она же занимает должность вице-президента Академии художеств, президентом которой является Зураб Церетели. Мифы и реальность Зураб Церетели. Он хотел походить на Тициана, который вызывал восторг всего венецианского сената. И ему удалось на самом деле стать не только известным, но и очень богатым художником. Начинал он всего с 22 рублей зарплаты в месяц, рисовал карикатуры, иллюстрации для детских книжек, жил вместе с женой на чердаке.
Тем не менее они стали жить у нас. У Лики была своя комната, у сестер — своя. Но воспитывал я всех троих абсолютно одинаково.
После школы Лика поступила в МГУ на искусствоведение. Защитила кандидатскую в Санкт-Петербурге. Сейчас мы издаем ее книгу. Люда с Таней окончили институт. Таня вышла замуж за грузина, осела дома. Люда — за русского парня, музыканта. Я приобрел им квартиру. Вы не думайте, они не лодыри. Просто когда у девочек появились свои семьи, я чувствовал себя перед ними обязанным. У меня какой-то странный характер в этом плане.
Я всегда чувствовал ответственность за тех, кто рядом, чувствовал, как будто я виноват перед ними, и начинал опекать. Знаете, вот с Высоцким я дружил. Так вот, с холодильником — это я был. Или взять свадьбу Марины с Высоцким. Лиля сделала пирог яблочный. Андрей Вознесенский две бутылки шампанского купил... А свадьба — я знаю, какая должна быть. Грузины стихи читают, поют — не дают возможности Высоцкому спеть. Марина — умирает от смеха. А она в центре сидела и случайно задела один из столов.
Они вдруг опрокинулись. И все фамильные андрониковские сервизы — бр-р-ра-м на пол. Эта мысль-заноза все сидела во мне, я все беды ждал, и раз — действительно, жизнь у Марины с Володей не состоялась... Если подумать, у меня много детей оказалось. Люда родила двух девочек. В честь моей жены и дочери назвала их Инессой и Ликой. Люда с мужем все шесть лет помогали моей супруге, когда она болела и лежала в американском госпитале. Там Инессе давали серьезные лекарства и благодаря этому продлили жизнь... Удивительное наследство Помню, у нас во дворе жила иранская подданная, женщина в летах. Она уже даже ходить не могла.
Когда я возвращался из школы, я кушал, потом сверху смотрел на ее окна: если там горел свет — спускался и занимался с ней немецким языком. У меня получалось очень хорошо. Я даже пел на немецком: тогда такая мода была в Грузии. А однажды вижу: возле нашего дома стоит машина — началась ссылка иранских подданных и евреев. Моя учительница только и успела помахать мне. Я плакал. Я так ее любил! Никто не мог занять ее место. Так постепенно немецкий у меня атрофировался... С супругой мы разговаривали на русском.
А с дочкой я говорил и по-русски, и по-грузински. Сейчас я понял, что обязательно надо было выучить иностранный язык. Хочу, чтобы дети получили то, чего не хватало мне в жизни. Мой старший внук Вася учился в Америке. Сначала он занимался английским в Тбилиси. И я оставил Васю за границей: там можно узнать язык лучше, чем здесь через педагога. Моя супруга осталась там с внуком как раз тогда она параллельно проверяла свое здоровье в американском госпитале.
Через секунду я увидел напротив фотографа, который узнал Дали и активно его снимал. А Дали затем смеялся, говорил: «Увидишь потом, что обо мне напишут. Это реклама». Но если ты так видишь — спасибо! Действительно, краски должны полюбить друг друга на холсте, тогда получится цельная работа. Любовь вообще самое главное в нашей жизни. Я верующий человек, с детства бабушка читала мне Библию, когда это еще было запрещено. Она уводила меня гулять в лес и там рассказывала разные истории. Позже я понял, что это и были библейские сюжеты. Она повесила мне крест на шею.
Новости по теме
- Зураб Церетели - биография, личная жизнь, фото
- "Солнечный сад" Зураба Церетели расцвел в Музее современного искусства
- Дата рождения
- Зураб Церетели написал картину на открытии собственной выставки | Знаменитости с фото и видео
- "Солнечный сад" Зураба Церетели расцвел в Музее современного искусства - Российская газета
Зураб Церетели: Я и мама, и папа, и тёща, и свекровь
Но и тут, муниципалитет отказался от дара, заявив, что большинство жителей не хотят видеть эту слезу, а в местной прессе будущий шедевр и вовсе окрестили «вульвой». Тем не менее, Церетели удалось найти для своего монумента Байонн — местечко в устье реки Гудзон, на заброшенном пирсе бывшей военной базы, где до сих пор красуются таблички: «Осторожно, зараженное место! В 2009 году на Соловках Церетели планировал установить 100-метровую статую Иисуса Христа, что вызвало аргументированные возражения у руководства Соловецкого музея-заповедника. В 2009 году в Баден-Бадене был установлен медный заяц ростом более трех метров — увеличенная в 30 раз копия серебряного зайца работы Фаберже. Памятник является частью диптиха — другой частью которого является памятник Борису Пастернаку. Этот памятник установлен в Мучкапе — районном центре Тамбовской области. В 2013 году в Рузе был установлен памятник Зое Космодемьянской работы Церетели. В 2015 году в Ялте открылся памятник Сталину, Рузвельту и Черчиллю, по мотивам Ялтинской конференции.
Скульптурная композиция «Воин-лыжник». Установлена в парке «Патриот» в 2017 году. В 2017 году в Москве, в Петроверигском переулке, Церетели изготовил Аллею правителей, состоящую из бюстов всех правителей России. В 2017 году в городе Апатиты установлен Памятник Пушкину в сквере имени Пушкина. Церетели также является директором Московского музея современного искусства и директором Галереи искусств Церетели. В середине февраля 2010 года Зураб Церетели был удостоен звания Кавалера ордена Почётного легиона. Церетели стал первым грузинским и российским художником, удостоенным такой награды.
Путина на Украине и в Крыму.
Творческий путь Творческая биография будущего монументалиста начиналась тогда, когда само время будто подталкивало сделать выбор именно в данном направлении. Шестидесятые годы, время освоение целины, индустриализации, массовых застроек, решение и принятие глобальных задач, переселение — все это заставляло юный ум стремиться к новизне и желанию внести свою собственную лепту. Должность художника-архитектора, которую получил талантливый Церители дала возможность молодому человеку воплотить в реальность свои масштабные задумки. Среди самых значимых работ этого периода воплощение художественных задумок и оформление на таких грузинских курортах как Сухуми, Гагры, Пицунда и Боржоми. Большой частью творчества становится мозаика, которую художник использует на арт-объектах. Самыми запоминающимися примерами стали созданные в начале шестидесятых годов в Абхазии скульптуры в виде по истине фантастических обитателей морских глубин.
Зураб Церетели пишет картину Кроме декоративно-художественной работы, Зураб Церетели становится постоянным участником выставок. Первый значимый успех в его жизни пришел после представления публике полотна под названием «На страже мира», в рамках одноименной экспозиции, которая проходила в Москве. В 1967 году была организована уже персональная выставка Церетели в родном Тбилиси, что для мастера было символично. Тогда же его удостоили почетного звания «Заслуженный художник Грузии». В эти же годы не забывает Церители и о расширении географии своего творчества. Заказы на него сыплются один за одним. В Москве это Дом кино в период с 1967 по 1968 год.
Одновременно с этими заказами, Зураб Церетели, занимая с 1970 года пост главного художника Министерства иностранных дел в СССР работает над оформлением зданий посольств в различных зарубежных странах. Для этого ему приходится много путешествовать, а также знакомиться с известными в мире искусства художниками и скульпторами. В родной стране работы также не становится меньше, а особенности в преддверии Олимпиады, которая должна была пройти в Москве в 1980 году. В том же году Зураба Церетели удостоили звания «народный художник» Советского союза.
Казалось бы, как связаны политпросвещение и такой странный беспредметный модернизм? Более того, Дом политпросвещения возводился не в самое благополучное время — эпоха застоя и канун перестройки — однако и тогда художник смог защитить проект своей абстрактной и причудливой мозаичной картины. Часть территории здания перестраивалась после развала СССР, но мозаика Церетели все еще на месте — это подлинный памятник советского искусства. Детский городок в Гагре Фото tourister. Причина этой популярности проста — в «остановках» встретились дух советского конструктивизма и красочное буйство фантазии. А теперь представьте, что у вас целый сквер из таких «остановок», трансформирующихся одна в другую.
Примерно так выглядит Детский городок. Плавные, но непростые формы скульптур расцвечены характерной мозаикой Церетели. Попадите в этот пестрый лабиринт и испытайте то удивление миром, на которое, казалось бы, способны только дети. Памятник Петру традиционно вызывает у людей вопросы, недоумение и даже истерику и протесты. Скульптура высотой 98 метров поднимается над Москвой-рекой и представляет собой триумфальную фигуру Петра I на колонне из кораблей. Тут-то и начинается критика.
Кстати, эта украшенная скульптура-елка не раз попадала в рейтинги стран с самыми необыкновенными и красивыми новогодними деревьями. Собраться с силами и пережить. Переживаю всегда за моих близких, молюсь, чтобы все было хорошо.
На все воля Божья". Герой романа Зураб Константинович фигурирует в качестве неутомимого жизнерадостного художника-скульптора Звиада Цуриндели в романе писателя Сергея Соколкина "Русская чурка".
ЦЕРЕТЕ́ЛИ ЗУРАБ КОНСТАНТИНОВИЧ
С конца 1960-х годов Зураб Церетели начал активно работать в области монументального искусства. Зураб Церетели не нуждается в долгих представлениях. Галерея искусств Зураба Церетели Зурабом интересовались архитекторы, которые работали над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде.
Зураб Церетели: Я и мама, и папа, и тёща, и свекровь
Биография скульптора Зураба Церетели: личная жизнь, место проживания, организация свадьбы Владимира Высоцкого, отношения с женой. Зрителю предоставляются лучшие произведения художника. Биография Зураба Церетели: личная жизнь, последние новости 2018, музей, скульптуры, галерея, памятник Петру I, выставки. Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилиси (СССР, ныне Грузия) в грузинской семье, имеющей дворянское происхождение.
Зураб Церетели: «Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды»
С 1987 г. В 1994-1996 гг. В 1996 г. С апреля 1997 г. В 1999 г. Зураб Церетели при поддержке столичного правительства основал и возглавил Московский музей современного искусства является его директором по настоящее время. Начало собранию положила личная коллекция Церетели, включавшая более 2 000 произведений известных художников XX в.
С середины 2000-х гг. Зураб Церетели является профессором кафедры живописи и композиции Московского государственного академического художественного института им. Сурикова при Российской академии художеств. Творческая деятельность В 1965 г. В 1967 г. В 1968 г.
В 1973 г. Адлера Краснодарский край. С 1980-х гг. Зураб Церетели известен как скульптор-монументалист, в разных странах мира установлено более 100 его произведений. В 1982 г.
Полотно «На страже мира» принесло ему первый успех.
В 1967 году состоялась персональная выставка мастера в Тбилиси. Зураб Константинович, расширяя географию своей деятельности, занимается оформлением разных сооружений и зданий: Дворец профсоюзов в Тбилиси, Дом кино в Москве, бассейн «Морское дно» в Ульяновске, гостиница «Ялта-Интурист» в Крыму, курортный комплекс в Адлере и другое. В 70-80-тые годы скульптор плодотворно работает. В 1970 году получил должность главного художника Министерства иностранных дел СССР и задание художественно оформить посольства Советского Союза за рубежом. Он много ездит и заводит знакомства с иностранными художниками. В 80-тые годы с проведением Олимпиады в Москве Зураб Церетели был назначен главным художником.
За проделанную работу получил звание Народного художника. В 1983 году он создал монумент «Дружба навеки» в Москве, посвященный 200-летнему юбилею со дня подписания Георгиевского трактата между Грузией и Россией. В том же году было открыто мозаичное панно на Крестовом перевале у Военно-Грузинской дороги — Арка дружбы.
Также Зураб Константинович является директором Московского музея современного искусства и директором Галереи искусств Церетели. Различные награды скульптор получил не только на территории бывшего СССР. Такая заметная фигура не могла не получить международного признания, а потому в начале июня 2010 года Национальное общество искусств США присудило ему золотую «Медаль Почёта», сделав его грузинским и российским художником, удостоенным её за всю историю. Скандалы вокруг творчества Церетели Работы Зураба Церетели. Но особенной страстью художника являются монументальные памятники, в которые он вкладывал весь свой талант, переживания и душу. Однако в последние годы скульптор нередко сталкивается с непониманием и неоднозначной реакцией широкой общественности и критиков. Поэтому не единожды оказывался в эпицентре скандалов мирового масштаба. Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, а сам мастер часто из-за нее попадает в анекдотичные ситуации. Но, невзирая на жесткую критику, мэтр по-прежнему считает, что «размер имеет значение». Именно этим правилом художник часто руководствуется при создании не только скульптур, но и живописных картин. Так, за последние десятилетия целый ряд известнейших монументов, созданных Церетели, вызвали бурю негодования и у критиков, и у заказчиков, и у горожан — при том не только в России. В Москве вблизи гостиницы «Космос» был водружен еще один «отказник» — 10-метровый монумент «Памятник Жандарму» «Луи». Это изваяние было создано в честь лидера Французского Сопротивления Шарля де Голля и готовилось в качестве презента для народа Франции, однако французские власти наотрез отказались от подарка, после чего памятник был установлен в России. После его открытия французские, и российские СМИ разнесли в пух и прах это творение. Так, пресса писала, что «великий лидер больше похож на мученика или раба, его лицо искажено всеми муками ада, а силуэт вообще выглядит комично». Многие считали, что образ Шарля де Голля очень уж смахивает на Луи де Фюнеса — известного французского комика, игравшего главную роль в серии кинофильмов о жандармах. Журналисты даже спорили о том, вызовет ли монумент международный скандал или сведется к дипломатическому инциденту. Московский музей современного искусства З. Церетели является основателем Московского музея современного искусства. Музею принадлежат здания на улице Петровка, 25, в Ермолаевском переулке, 17, Гоголевском бульваре, 10 и Тверском бульваре, 9. В октябре 2010 года стало известно ещё об одном здании музея — в Волковом переулке, которое, по некоторым данным, находится в частной собственности Церетели. По этому адресу находится особняк Платона Зубова, внука полководца Александра Суворова. Он построен в 1846 году из дерева на подклете каменного дома рубежа XVIII—XIX веков и представляет собой один из немногих сохранившихся образцов исторической застройки Пресненского района. Несмотря на ценность особняка, к зданию сооружена самовольная пристройка, искажающая исторический вид здания. Детство и юность Самый известный художник-монументалист нашего времени родился 4 января 1934 года в Тбилиси. Становление юного Зураба на путь творчества определила атмосфера, в которой прошло детство мальчика. Родители не принадлежали к миру искусства: мать Тамара Нижарадзе посвятила жизнь дому и детям, отец Константин Церетели работал горным инженером, преподавал в техническом вузе. Зураб Церетели Зато брат матери Георгий Нижарадзе был живописцем. Бывая в его доме, маленький Зураб не только учился рисовать, но и проникался аурой разговоров об искусстве, ведь в гости к дяде приходили передовые люди того времени. В 8 лет Зураб поступил в Тбилисскую государственную академию художеств, которую окончил «на отлично» в 1958 году. Общественное мнение и критика Нередко памятники Церетели вызывают очень большой резонанс, критику и даже неприятие. Многие его творения вызывали большое общественное волнение и отрицательные оценки со стороны специалистов. Так, очень много нареканий получила его работа над храмом Христа Спасителя, в котором скульптор допустил очень серьезные отступления от проекта реконструкции, что нарушило исторический образ восстанавливаемого объекта. По поводу его памятника Петру Первому не высказался только ленивый: Церетели обвинили в нарушении исторической перспективы города, в китче и безвкусии. Известная работа «Слеза скорби», которую мастер хотел подарить США в память о жертвах 11 сентября, вызвала много споров, которые привели к тому, что несколько городов отказались от дара, и скульптору пришлось потратить немало времени, чтобы найти монументу место. Та же история повторилась с фигурой Иисуса Христа в России. Многие искусствоведы говорят, что художественные способности Церетели не превышают уровня среднего художника-оформителя. А психиатры всерьез размышляют о комплексах художника, глядя на его страсть к гигантским сооружениям.
Церетели создал несметное число монументальных произведений по всей планете. Он не замечает злобных критиков, не желает оглядываться назад и не собирается останавливаться. Может быть, потому Церетели так успешен, что за всю свою долгую творческую жизнь он никогда не изменял себе, и шел только вперед. Дмитрий Кириллов: В вашем роду были художники, скульпторы? Зураб Церетели: Да. Дмитрий Кириллов: Вашу дипломную работу "Песня о Тбилиси" запретили и сказали, что это не советская картина, и это совершенно не подходит для советского художника? Зураб Церетели: Это да. Точно так и было. Дмитрий Кириллов: Вы были лично знакомы с Шарлем далее Голлем? Дмитрий Кириллов: 33 бюста российских правителей — это целая историческая аллея. Вы не задумываетесь делать в полный рост? Зураб Церетели: Безусловно. Я сделал 18 фигур в полный рост. Они стоят в музее на Пречистенке. У меня остались еще две большие фигуры. Дмитрий Кириллов: Известный мексиканский художник Сикейрос, увидев ваш детский городок в Адлере, пришел в полный восторг? Зураб Церетели: Да, это было. Дмитрий Кириллов: У Грузии и у России всегда было единое культурное пространство. Новое поколение, молодое, юное поколение также знает сейчас или нет? Зураб Церетели: Педагоги стараются. Это существует в учебной программе. Дмитрий Кириллов: В 1967 году великий Пабло Пикассо предсказал вам большое будущее. Это дает какие-то плоды? Зураб Церетели: Безусловно, это важно. Дмитрий Кириллов: Бабушкин крестик вы носите всю свою жизнь? Зураб Церетели: Да, ношу. Голос за кадром: Надев нательный крест на шею внука, бабушка задала ему нравственные ориентиры на всю его жизнь: любить Бога и людей, быть бесстрашным и абсолютно свободным, таким, каким и должен быть настоящий художник. И такой пример у маленького Зураба был перед глазами — его дядя Георгий Нижарадзе. Зураб Церетели: Я был маленький, и смотрел, как к моему дяде приходили художники. Мой дядя был интересным, он был атлет, спортивный, и хороший художник. Он вообще был интересным. И я думал, что если я буду художником, то буду таким интересным, красивым, буду таким атлетом. Дмитрий Кириллов: А что вы рисовали? Какие у вас были первые рисунки? Зураб Церетели: Сейчас скажу. Он меня брал в зоопарк. В зоопарке на природе рисовали. Он объяснял мне, что от Солнца, от природы не бывает однотонного. Он говорил мне: "Видишь, сколько там цветов? Это большая симфония". Дмитрий Кириллов: Считал, что художник?.. Зураб Церетели: Да, было такое. А дяде нравилось то, как шло мое развитие. Он сам рисовал, и меня заставлял рисовать. Дмитрий Кириллов: Он просто увидел в вас талант, увидел, что у вас есть способность. Зураб Церетели: И он очень хотел, чтобы я пошел в академию, пошел на таких рельсах, чтобы быть художником. Педагоги были уникальные в Тбилиси. Кого-то даже выгоняли отсюда. Дмитрий Кириллов: Все ехали в Тбилиси. Зураб Церетели: Кавказ был местом ссылки. Они тоже не имели права там преподавать. Допустим, Шухаев. Когда были лозунги о свободе и так далее, Шухаев вернулся из Парижа. Когда таможенник открыл его рисунки и увидел голую женскую фигуру: "О! Такой у нас нет! Дмитрий Кириллов: Знаменитый на всю Европу художник Василий Шухаев был обвинен советскими властями в шпионаже. Оказавшись после сталинских лагерей в Тбилиси, профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств Шухаев занял заметное место в культурной жизни всей Грузии. В его мастерской учился и любимый студент Зураб Церетели. Голос за кадром: Шухаев научил рисовать быстро, моментально схватывать характер, развил художественно память, обострил видение. Он заставлял рисовать, стоя спиной к натуре, по памяти. Зураб Церетели: Висит бумага, сзади стоит натурщица, и рисуем. И он сидел и смотрел, говорил: "Вы потом будете благодарить, что будете рисовать наизусть". Он был прав.