Новости восстановление ленинграда после войны

В этом же году им предстояло начать первый этап по восстановлению и развитию Ленинграда согласно принятому Генплану. Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г., Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году».

Вы точно человек?

В ночь накануне наступления девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника", — рассказывал командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант Иван Федюнинский. Ход операции "Январский гром" Красная армия действовала по плану. К 17 января 1944 года прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области.

Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны. Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена — кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать. Когда салют кончился, мы прокричали "Ура! К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из почти трех миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысячи до одного миллиона ленинградцев.

Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей. Всего в 1941—1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуированы 1,7 миллиона человек. Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда. Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда. Героизм альпинистов.

У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40. Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей. В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было.

А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро.

Об этом много и подробно описано в книге В. Кутузова «Возрождение» 1977 года выпуска. Там в статье О. Шилиной «Врачеватели красоты» есть интересный пример, имеющий отношение к укрытию Александрийского столпа - гранитной колонны высотой в 47,5 метров. Известно, что она держится на постаменте благодаря силе собственной тяжести.

Выдвигались разные предложения, однако решение было такое: «Ладно, пусть так стоит». И памятник в честь Победы 1812 года, без которой немыслима и вся торжественная Дворцовая площадь —выстоял. Также лектор на примере двух знаменитых объектов - Исаакиевского собора и Зимнего дворца — рассказала, с каким трудом восстанавливали и оберегали живописные фрески и витражные окна, лепнину и гранитные столпы, купола и музейные ценности.

Увеличивался выпуск продукции на ранее действовавших предприятиях. Восстановительные капитальные работы развернулись на заводах «Станколит», «Ильич», имени Свердлова и других.

Ленинград стал давать фронту большое количество боевой техники, боеприпасов, снаряжения. На ряде заводов стало налаживаться производство радиолокационной, летно-испытательной и другой сложной аппаратуры, мощных радиостанций, кузнечно-прессового оборудования и так далее. Промышленность восстанавливалась на новом, более высоком уровне, с учетом передовой науки и техники, новой технологии. Одновременно с восстановлением и развитием индустрии города ленинградцы восстанавливали жилые здания и архитектурные памятники. Под лозунгом «Мы отстояли Ленинград — мы сделаем его еще краше и лучше» коммунисты города поднимали на активное участие в восстановительных работах сотни тысяч жителей.

Откровенно говоря, мы считали это скорее политическим актом, чем реальным делом. Не до того ведь было. Но люди в ватниках, синих халатах продолжали рыться, работать среди развалин. Потом начались субботники, куда выезжали ленинградцы, помогая расчищать парки. Из укрытий, из ям извлекались припрятанные статуи, памятники.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ

Фотографии позволяют охарактеризовать парадные залы как практически не пострадавшие в годы оккупации. В жилых комнатах Николая II и Александры Федоровны запечатлен хаос и разгром, но высокая степень сохранности многих элементов отделки потрясает, так как к настоящему времени она утрачена полностью. Особенно впечатляет практически не пострадавший во время оккупации лепной декор Кленовой гостиной. Однако надо учитывать, что при анализе сейчас этих фото есть эффект сожаления, связанный не только с объективной горечью потери, но и потребностями сегодняшнего дня: в данный момент даже небольшой фрагмент облицовки Мавританской уборной решил бы многие вопросы при проектировании, в то время как на фотографии этого интерьера 1944 г. Единственным решением, спасшим бы сохранившуюся отделку, было устройство музея семьи Николая II, что подразумевало значительные работы по воссозданию утраченного убранства. Приспособление памятника под любую другую функцию обрекало оставшиеся элементы декора на демонтаж — иначе разместить что-то в помещениях было практически невозможно. В этой связи большой интерес представляет схема разрушений Александровского дворца, составленная в 1944 г. На ней только Сиреневый кабинет отнесен к категории «внутренняя отделка не сохранилась», «Домашняя церковь» Малиновая гостиная — «сохранились отдельные детали внутренней отделки» при том, что в этот интерьер было прямое попадание снаряда , а остальные комнаты восточного флигеля и парадные залы — «сохранилась основная часть внутренней отделки». При этом интерьеры восточного флигеля обозначались как «неделимый комплекс: личные комнаты Николая II и Александры Федоровны» 12.

Эта оптимистичная характеристика степени сохранности интерьеров после оккупации не нашла отражения в документах по восстановлению дворца. В 1944 г. Необходимые работы во дворце подразумевались в буквальном смысле восстановлением, то есть возвращением к первоначальному облику, задуманному Дж. Сейчас это видится крайне спорным, тогда — вполне оправданным. Объекты пригородных ансамблей оценивались с художественной точки зрения как памятники искусства, творения выдающихся архитекторов и мастеров. Характеристика дворца как историко-бытового памятника, тем более, XIX — начала ХХ века, не виделась важной. Решение о воссоздании экспозиции в комнатах восточного флигеля в тот момент не могло быть принято по этим причинам, к которым прибавился обусловленный идеологией отказ от признания ценной памяти о Николае II. К тому же с административной и финансовой точек зрения, возродить все музеи, существовавшие в пригородах к 1941 г.

Поэтому органы власти видели выход в передачи ряда объектов разным организациям — чаще всего военным. В этом смысле Александровскому дворцу повезло. Центральное хранилище как временная структура пробыла в дворце недолго. Весной 1946 г. Это означало, что дворец не будет заброшен или не станет закрытым военным институтом. Чтобы дать адекватную оценку проектным решениям, осуществленным в 1947—1949 гг. Пушкине научного городка, посвященного истории русской литературы. В ведение Академии наук был также передан Лицей именно тогда ставший музеем , дача Китаевой, дома Теппера де Фергюссона и Е.

Энгельгардта и еще несколько зданий для устройства в них квартир сотрудников 14. Александровскому дворцу в этой системе отводилась ключевая роль: литературного музея и хранилища бесценного рукописного собрания Пушкинского дома. Проект, разработанный архитектором Л. Безверхним, исходил из этих целей. Демонтировался балкон, устроенный в 1890-е гг. Данини, в жилых покоях Александры Федоровны пробивались новые дверные проемы, Кленовая гостиная делилась на два помещения. Пушкинский дом действовал согласно своим целям и логике времени, а из памятника тем самым стирался целый пласт его истории. Под его председательством 19 апреля 1947 г.

В остальных комнатах: бассейной и камердинерской желательно восстановить историческую отделку в пределах совмещения отделки с экспозициями музея» 15. Институт русской литературы аргументировано возражал, указывая на невозможность размещения задуманных ими экспозиций при соблюдении этих условий. Тем не менее, в чем-то удалось прийти к компромиссу и благодаря Н. Белехову до наших дней дошла в значительной степени подлинная отделка Приемной и Парадного кабинета Николая II. Понять атмосферу, в которой принимались тогда решения по Александровскому дворцу, помогает источник личного происхождения — удивительный в своей искренности и глубине дневник президента АН СССР С. Вавилова, регулярно посещавшего объекты Института в г. Александровский дворец с провалившимися потолками, прогнившими балками, страшным запахом сырости» 17. Интересна запись от 30 августа 1946 г.

На стенах огромные самоувековечивающие надписи каких-то прятавшихся испанцев. От этого чувства никак избавиться не могу» 18. Когда работы уже шли полным ходом, 19 февраля 1948 г. Вавилов напишет: «Александровский дворец, по-видимому, процесс необратимый.

Последними интерьерами, где работы курировала еще Е. Казанская, были Парадная Купеческая лестница и Танцевальный Купеческий зал к их проектированию приступили еще в 1950-х гг. Возрождение интерьеров завершили их ученики. Здесь, так же, как и в Статсдамской, во всем великолепии восстановлены барочные резные композиции Ф. Растрелли с использованием зеркал, живописных вставок на стенах, плафонной живописи и наборных паркетов. Статсдамская была открыта для посетителей в 1979 г. Следующие залы восстанавливали ученики тех замечательных первопроходцев, подвижников и талантливых мастеров своего дела, которые спасли погибающее сокровище национальной культуры, но это уже следующая глава в летописи уникального памятника. В историю Санкт-Петербурга навсегда вписаны имена реставраторов, которые в суровые послевоенные годы получили образование в ремесленных училищах и стали мастерами высочайшего уровня. Они восприняли те знания и опыт, которые передали им преподаватели и мастера дореволюционной школы. Последние еще застали те времена, когда высокий художественный стиль и вкус были востребованы и могли быть по достоинству оценены ревностными критиками, способными различать тончайшие оттенки и нюансы в исполнении произведений монументального и декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Спустя 75 лет после победоносного окончания Великой Отечественной войны, пытаясь осмыслить масштабы и значение небывалых по размаху и энтузиазму ремонтно-восстановительных и реставрационных работ, можно уверенно утверждать, что это был важнейший этап в истории ансамбля. Несмотря на тяжелейшие испытания военного времени, реставраторам удалось осуществить задуманное и выполнить свой святой долг — не допустить утрату ценнейшего памятника национальной культуры. Леонтьев, ГМЗ «Петергоф». В петровскую эпоху плоскости потолков не оставляли без украшения — их заполняли росписями и лепкой. Монплезир не стал исключением. Росписи были выполнены во всех помещениях дворца, за исключением кухни: в Парадном зале, пяти комнатах, двух галереях и павильонах-люстгаузах. Для их исполнения летом 1718 г. Генерал-архитектор Жан-Батист Леблон дал ему прекрасную характеристику: «…Пильман живописец гротеске и арабеске и украсительных вещей есть только один сего таланта, который обретается в службе у вашего императорского величества. Можно употребить его писать потолоки и ламбри в палатах Петергофских и других…». Дворец Марли, разрушения. Как летний дворец, изначально он не предназначался для отопления и проживания в зимнее время. Возможно, именно поэтому Пильман выбрал для монументальной росписи более сложную технику — темперу по сухой штукатурке, а не масло по холсту. При благоприятных условиях такие произведения сохраняются весьма длительное время. Устройство потолочных перекрытий оказалось очень подходящим для долгой жизни живописных плафонов в подобных условиях. Они состоят из деревянных балок, довольно тонкой дощатой подшивки 2,5—5,0 см , под которой расположена дранка из щипаных березовых прутьев. На дранку нанесены известковый намет, гипсовый грунт, а затем живопись. Кроме того, на чердаке дворца не сделано утепление, что также сыграло существенную роль в сохранении расписанных потолков. На некоторые росписи негативно повлияло неблагоприятное время их исполнения. Так, работы в западной галерее и люстгаузах проводились в холодное время года с февраля по апрель. Поэтому спустя всего лишь 17 месяцев, в октябре 1722 г. Бушуев, М. Хотя мастера заранее предупреждали, что в зимнее время в холодном помещении работать нельзя, «а ежели де держать в ней жар или печь поставить, и оттого де сверху угар велик и в морозы от тепла станет мокнуть, а внизу де теплу быть не можно…». В 1725 г. Спустя 27 лет в документах Гоф-интендантской конторы указывается, что в 1752 г. Местоположение Монплезира на самом берегу Финского залива, где от бушующих волн его отделяла лишь подпорная стенка из валунов и небольшая терраса, также обусловило необходимость частых ремонтных работ из-за сырости и после неоднократных наводнений. В 1902 г. Успенский отметил, что «после наводнения в 1770 году Монплезир капитально ремонтируется. Надо отдать справедливость — весьма толково. Характер петровского времени сохранен вполне. По документам известно, что в 1823 г. В 1856 г. Комаров сообщил в Петергофское дворцовое управление, что «на будущее необходимо иметь в виду в Монплезире правку плафонов». В 1898 г. Министерство Императорского Двора даже утвердило план по капитальному ремонту всех зданий Монплезира, который начали претворять в жизнь в начале XX в. В 1913 г. В то время плафоны Пильмана по своему колориту были уже неузнаваемы. Нет данных о проведении каких-либо работ в Голландском домике до 40-х гг. Петергоф оккупировали фашистские войска. Через два года и четыре месяца, 19 января 1944 г. В последнем акте Дирекции дворцов-музеев от 22 сентября 1941 г. Оконные и дверные проемы зашиты досками. Комнаты освобождены от убранства…. Совсем иную картину увидели сотрудники музея 31 января 1944 г. Даже маленькие павильоны на концах галерей кажутся совсем целыми…». Однако Монплезир оказался «поврежден гораздо серьезнее, чем это казалось с первого взгляда. Боковые галереи лишились не только рам своих больших окон-дверей, но и части подпорных столбов. Вопреки стихиям и невзгодам Монплезир опять выстоял, уцелел. Из его подвалов саперы вынули пять мин замедленного действия. На морской террасе фашисты построили дзот, а рядом установили орудие. В Монплезирском саду расположили несколько блиндажей. Парадный зал дворца использовали в качестве прохода между террасой и садом, а жилые комнаты — в качестве караульного помещения: здесь соорудили двухъярусные нары, для отопления установили печки-времянки, их трубы вывели в дымоходы через изящную лепку каминов. Сначала показалось, что росписи сильно пострадали, но уже в процессе реставрационных работ обнаружилось, что повреждения некоторых плафонов незначительны. Удалось установить, по каким причинам они возникли: протечки, конденсат, перепады температур, механические повреждения, в том числе от взрывной волны, осколочных попаданий и вандализма оккупантов. Самые значительные утраты произошли из-за протечек кровли: были повреждены известковый намет и гипсовый грунт, в некоторых местах было ослаблено их сцепление с дранкой, и появились осыпания вместе с красочным слоем. В некоторых местах, наоборот, известковый намет и гипсовый грунт с красочным слоем оставались целыми, а дранка была поражена гнилью и жучком-точильщиком. В этом случае поздние поновления росписей масляными красками отрицательно сказались на их сохранности. При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно. Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности. Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся. В Монплезире от протечек пострадали кессонированные потолочные перекрытия и три падуги в Парадном зале, значительная часть плафона в Спальне Петра I, северо-западный медальон в Секретарской, а также росписи в галереях и люстгаузах. Плафон Буфетной до реставрации. Северо-западный угол дворца разрушился от взрывной волны, и часть росписи в Морском кабинете Петра I погибла. Провалилась крыша восточного люстгауза. Фигура Аполлона в куполе центрального зала была изрешечена пулями. Поскольку потолочные перекрытия достаточно тонкие, на чердаке можно передвигаться исключительно по балкам. Хождение по дощатой подшивке неизменно приводило к образованию трещин на живописи и даже к осыпанию красочного слоя, что и произошло во время войны. На состоянии росписей негативно сказалось использование печек-времянок, размещенных фашистами в Спальне и Кабинете Петра I, Секретарской, Лаковом кабинете. При нагревании помещений разогревались росписи, гипсовый грунт, известковый намет, а со стороны чердака, наоборот, происходило сильное охлаждение. Все это способствовало появлению конденсата. Длительный срок такого состояния ослабил грунт, и он начал отслаиваться вместе с росписями в виде небольших чешуек. Кроме того, плафоны в указанных интерьерах покрылись копотью и потемнели. Жар, исходивший от печек, отрицательно повлиял и на живопись Парадного зала, хотя он не отапливался. Дело в том, что теплый и влажный воздух вырывался из теплых помещений и, соприкасаясь с холодными потолками в зале, конденсировался. При низкой температуре эта влага намерзала на росписях, ослабляя красочный слой. Летом 1945 г. К сожалению, имена многих реставраторов остались неизвестными для потомков, сведения о других ограничены только фамилией и инициалами. Поскольку самые большие повреждения случились из-за протечек, в первую очередь на крыше промазали все щели. Параллельно архитекторы четвертой мастерской Ленпроекта Л. Гольдвассер и Б. Кикин составили проект реставрации Парадного зала, галерей и люстгаузов21. В следующем году отремонтировали перекрытия, соорудили временную кровлю, после чего произвели консервацию дворца, а в восточной галерее поставили поддерживающую конструкцию перекрытий, чтобы избежать их обвала вместе с росписями. В 1947 г. Казанская и А. Гессен начали работу над проектом пяти жилых комнат и кухни. В восточной галерее была проведена консервация живописи. Научные сотрудники Петергофа Н. Архипов, М. Андреева, Н. Удаленков, М. Тихомирова собирали необходимые для реставрации рисунки, чертежи и фотографии по архивам, музеям и библиотекам. Без этих данных выполнять реставрационные работы было невозможно. Все это требовало времени, но живопись не могла ждать, она могла погибнуть. Поэтому первоочередной задачей специалисты считали «не удаление поздних записей, которые можно удалить в любое время, а сохранение и консервацию разрушающегося красочного слоя росписей такими, какими они сохранились на сегодняшний день». Эти работы были проведены в 1950 г. Слева Плафон Морского кабинета Петра I до реставрации. Конец 1940-х.

В то время хлебный паек рабочих составлял 800 граммов в день, служащих — 500 граммов, иждивенцев и детей — 300 граммов. Кроме хлеба, паек на месяц включал для рабочих — 1,8 кг. Мяса, 800 граммов масла, 900 граммов сахара, 2кг. Крупы; для служащих, иждивенцев и детей — вдвое меньше. На рынках цены на продукты в 4-6 раз превышали пайковые.

Так, если например, в стандартной двушке в 42-45 квадратов проживала семья из 4 человек, то к ним вполне могли подселить еще одну семью. Хотя уже даже в это время Ленинград считался городом коммуналок и в нем и без того наблюдался дефицит жилья. Коммуналки были едва ли не символом Ленинграда, города, который в одночасье стал местом притяжения огромного количества людей. Элегантность творческого Петербурга уживалась с веяниями социалистической революции. До сих пор существует масса коммуналок, созданных в элегантных домах и огромных квартирах дворянства, у которых коммунисты отняли жилье и приспособили его для нужд рабочего класса. Такое сочетание несочетаемого, когда в здании классической архитектуры с огромными потолками и изящными окнами ютились десятки чужих друг другу людей, стало привычным. В людях жила надежда и это было главнее всего. Потому ситуация, возникшая в городе после снятия блокады, с жильем, когда семьи жили в коммуналках, никого особо не удивила, скорее это было в духе времени и особенно города. Ведь сразу после свержения царя в Петербурге остро встал жилищный вопрос, селяне стремились в города, туда ехала молодежь для новых перспектив и строительства социализма. К тому же, после всеобщей коллективизации, в деревнях уровень жизни заметно снизился. Переименование города в Ленинград лишь усилило его привлекательность в глазах внутренних мигрантов, которые видели в нем очаг социалистической революции и строить социализм ехали именно туда. Некогда большие квартиры дворян становились коммуналками, чаще всего в одной комнате проживала одна семья, а общее количество комнат в квартире было от трех до десяти. Общесоветская проблема Коммуналки стали символом Ленинграда еще в 30-е. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Потому можно утверждать, что существенно положение дел не изменилось. Скорее это была путаница в имущественных вопросах, которую удавалось относительно безболезненно решить. К тому же, в послереволюционное время острая нехватка жилья была практически во всех городах. Сразу после революции население хлынуло в города. Так, за десять с небольшим лет, начиная с 1926 года в города уехало 18,5 млн жителей сел и деревень. В ту пору и был введен термин «самоуплотнение», говоря проще жилье было менее комфортным, зато для всех. Впрочем, большими и просторными квартирами могли «наградить» особенно старательных коммунистов. В том же Ленинграде, после 1935 года освободилось много добротных квартир, чьи прежние хозяева были репрессированы, практически вся их жилплощадь была роздана сотрудникам НКВД. Этот диссонанс встречается до сих пор. Вполне вероятно, что в стране Советов планировали решать этот вопрос, но война изменила планы. Жизнь страны в буквальном смысле разделилась на до и после, изменились миграционные потоки, сократилось количество населения - люди погибли на войне. Но предприятия нуждались в рабочих руках, потому города снова заселялись настолько плотно, насколько это было возможным. Безусловно, городское население пополнялось за счет сельского, ведь для правительства промышленность была куда важнее сельского хозяйства. Сильнее всего это было заметно в Ленинграде, после окончания блокады город испытывал голод в специалистах и кадрах, которых решили набрать со всей страны: 30 тысяч производственников и 18 тысяч сельской молодежи приехали поднимать промышленность Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда. Приехавшие специалисты селились в пустующие дома а куда еще? Все они обнаруживали, что лучшие квартиры уже заняты приезжими рабочими, которые, конечно же, воспользовавшись случаем, подобрали для себя лучшие варианты. Те, кто вернулся с эвакуации и не обнаружил своего дома, вставали в очередь на получение жилья, таких семей было тысячи. Однако ленинградцы усиленно строили новые и восстанавливали разрушенные дома. Это давало свои плоды. Если к концу войны в городе было 1,2 млн населения, то к 1959 году вернулось к довоенным 2,9 млн.

Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.)

Как начали восстанавливать Ленинград после блокады. 80 лет назад Ленинград сбросил оковы блокады, в которой был зажат 872 дня. одна из главных довоенных строек Во многих районах СССР бушует голод, вызванный уничтожением сельского хозяйства в военный период. В течение года восстановили работу ещё 12 клубных учреждений, и в Ленинграде стало действо-вать более трёх десятков клубов и Домов культуры. После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление. В 1948 г. был принят Генеральный план развития Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство в окраинных районах, в том числе на Охте и Пороховых. После войны восстановление города продолжалось, причём строители города старались не разрушать искорёженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам.

Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.

это, прежде всего, восстановление от тяжелейшего удара - фашистской блокады. Статья посвящена истории возрождения музейной жизни в пригородных дворцово-парковых комплексах Ленинграда после Великой Отечественной Войны. После войны Зоя Алексеевна всю жизнь работала учителем: даже два года преподавала в посольстве в Корее, потом каждый день ездила в школу на Пулковские высоты. На период, когда Белехов руководил Отделом по охране памятников, пришлись Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, послевоенное восстановление. После войны восстановление города продолжалось, причем строители города старались не разрушать искореженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам.

Восстановление и преображение: Ленинград после войны

Впрочем, в Ленинград ехали не только из деревень: до трети переселенцев было из других городов страны. Сюда приезжали не только работать, но и завершать образование. Большинство поступивших в институты из городов и деревень оставались тут жить. В Ленинграде процесс массового переселения отразился в принятии нового генплана развития, который предполагал строительство грандиозных «спальных» районов - Купчино, Дачное, Сосновая Поляна, Юго-запад и др. Люди, жившие в городе в те времена, наверное, неплохо помнят сложившееся некоторое противостояние «старых Ленинградцев» как мы видели, этот образ - не более чем миф: революции, войны изрядно перемешали население нашей страны и новых, приезжих. Впрочем, кажется, оно не имело такого резкого характера, как это было, например, в Москве.

Само по себе наличие новой волны приезжих позволило «старым» в большей мере почувствовать себя ленинградцами. В Ленинграде процесс массового переселения отразился в принятии нового генплана развития, который предполагал строительство грандиозных «спальных» районов Но если посмотреть на детей из следующих поколений, то, конечно, можно отметить очень быструю нивелировку существовавших различий между приезжими и условно-коренными горожанами. И уж точно не играл существенной роли здесь национальный и цивилизационный факторы. Ленинград хоть и был многонациональным, но всегда оставался преимущественно русским городом, куда переселялись в основном такие же граждане русской национальности.

В соответствии с ним на площади революции Троицкой разбили сквер, на площади Искусств установили памятник А. В то время хлебный паек рабочих составлял 800 граммов в день, служащих — 500 граммов, иждивенцев и детей — 300 граммов. Кроме хлеба, паек на месяц включал для рабочих — 1,8 кг. Мяса, 800 граммов масла, 900 граммов сахара, 2кг.

В том же году вступили в строй Театр оперы и балета имени С. Кирова, Театр драмы имени А. Пушкина, Малый оперный театр, ТЮЗ, филармония. Началось восстановление музеев. В 1944—45 ленинградцы отработали на восстановлении промышленности и городского хозяйства 52,7 млн. К весне 1945 вторую строительную специальность без отрыва от производства приобрели около 70 тыс. В 1945 открыты для посетителей Ленинградский филиал Центрального музея В. Ленина, Музей городской скульптуры, зоологический, Петропавловская крепость. В конце 1945 в Ленинграде работали 18 театрально-зрелищных и концертных учреждений, что приближалось к довоенному уровню.

Обстрелы велись по всем районам, вражеский снаряд мог попасть в любой дом и на любую улицу. В результате ущерб оценивался в пять миллионов квадратных метров площадей жилого фонда. Почти каждый дом получил те или иные повреждения, полностью разрушенными были более трех тысяч зданий. Восстановление и реконструкция Ленинграда в послевоенные годы Планы по восстановлению разрушаемых войной городов начали разрабатываться с самого начала войны, но если в удаленных от линии фронта городах можно было выполнять небольшие работы оперативно, то полноценное восстановление Ленинграда началось только после освобождения от блокады. В дни блокады ремонт и восстановление проводились лишь на ряде объектов, в их числе здание Главного Адмиралтейства.

Восстановление и реконструкция Ленинграда в послевоенные годы

На период, когда Белехов руководил Отделом по охране памятников, пришлись Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, послевоенное восстановление. Текст научной работы на тему «Новаторство как дискуссионная тема послевоенного восстановления Ленинграда». Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г., Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство. Главная» Новости» 80 лет полного освобождения ленинграда от фашистской блокады.

Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады

Строительство началось в 1936 г. Заканчивал объект советский инженер-строитель Александр Гегелло. В результате здание сохранило изначальные черты конструктивизма. Источник изображения: collectionerus. Аэропорт начал функционировать в 1951 г. Сейчас это комплекс «Пулково-2». Пулково-2, наши дни. Источник изображения: avatars. Стадион «Динамо» Построен в 1929 г.

Помимо футбольного поля здесь были большие раздевалки, легкоатлетические площадки, причал, теннисные корты. Стадион во времена СССР. Источник изображения: l-oko. Одна из построек стадиона, наши дни. Цементный завод в Пикалево Был заложен в 1930-х. С него ведется история поселения, которое задумывалось как жилой район для работников производства. Там сразу же построили несколько домов, столовую, школу. Строительство завода в Пикалево.

Источник изображения: pikalevo. Пленных отсюда никуда не увозили, а размещали прямо на строительной площадке. В лагере содержалось более 1500 чел. Все были отлично устроены, обеспечены хорошим пайком. Завод в Пикалево, наши дни.

Так я попала в Ленинградские реставрационные мастерские, точнее меня в них отобрали. Там всю жизнь и проработала. Я рисовала веточки винограда. После этого было много объектов: среди них мне особенно запомнилась частная квартира с живописью Михаила Скотти. Помещение принадлежало потомкам художника Андреева.

Потом уже были дворцы на Невском проспекте. В Русском музее мы занимались росписью в технике гризайль рисунок, имитирующий лепку, - прим. В Эрмитаже реставрировали настенную живопись. В Строгановском восстанавливали большой живописный плафон. Сегодня, думаю, можно увидеть в Доме ученых бархат на лестнице, который я реставрировала. Наверное, это связано с тем, что у выпускников архитектурно-художественного училища были хорошие преподаватели. Но они больше учили нас рисовать. А технические моменты осваивались только с годами практики. Мы хорошо делали ценные для искусства вещи. К нам даже приезжали из-за границы поляки и немцы делиться опытом, они сами задавали вопросы по поводу наших технологий.

Что он в себя включал? Эта организация проводила исследования, а потом нам давали задание и историческую справку. Прежде чем рисовать, нужно было провести техническую реставрацию. Каждый объект обладал своими особенностями. Допустим, нам нужно было восстановить рисунок на потолке, а он часто бывает симметричным. То есть, чтобы восполнить недостающий кусок, нужно было с уцелевшего места снять кальку. Потом мы прокалывали иголкой дырочки по всему рисунку, прикладывали к потолку и тампоном с толченым древесным углем слегка припорашивали, чуть-чуть нажимая и постукивая вдоль изображения.

Строительство здания завершилось в 1941 году, во время войны он пострадал не сильно, поэтому уже в 1945 там разместили министерство авиационной промышленности. Ещё одна, сразу бросающаяся в глаза деталь снимков тех лет — улыбающиеся люди. На контрасте со снимками из 80-90х годов их процент просто зашкаливает. Видно, насколько люди после войны ценят спокойное и мирное время. Снимок сделан на Заячьем острове. Екатерининский дворец в Пушкине пока ещё лежит в руинах. Базар у Кировского универмага рядом с будущей станцией метро "Нарвская". Соляной переулок дожидается своей очереди по приведению в порядок. А улицу Правды решено было после войны реконструировать полностью. Работы кипят. После войны появился огромный спрос на гражданский общественный транспорт и заводы страны, которые во время войны полностью ориентировались на нужды армии стали делать попытки перестроиться. АТУЛ Л-1 был одной из первых таких попыток. Он делался на шасси грузовичка ЗИС-5В, кузов был деревянным и обшивался стальными панелями. Впрочем, в массовое производство он так и не пошёл — было выпущено лишь около 100 экземпляров. Группа учёных во главе с Сергеем Вавиловым изучают руины Пулковской обсерватории и обдумывают план её восстановления. Малоохтинский проспект в районе дома 92. Слева - набережная Невы. Ну и напоследок — ещё один снимок из Петергофа. Детвора катается на коньках на фоне разрушенного Большого Петергофского дворца. Война закончилась - можно выдохнуть. Теперь отправляемся во второй послевоенный год, чтобы посмотреть, как он жил в это время.

К этому моменту было эвакуировано около 1,7 млн человек, от голода и обстрелов, по официальным данным, погибли 672 тыс. Со многими проблемами, которые они увидели в блокадном Ленинграде, они сталкивались и раньше. К моменту полного снятия блокады в городе почти не было детей, людей старшего возраста, иждивенцев. Город стал молодым. По словам ученого, миграционные процессы в военном Ленинграде и его пригородах так и не стали предметом прицельного исследования и не все документы рассекречены. Я имел к ним допуск, в них нет ничего такого. Скажем, численность населения в различных сельсоветах, — рассказал собеседник «Известий». Свежие силы 11 апреля 1944 года лидер ленинградских коммунистов Андрей Жданов на пленуме горкома ВКП б объявил о решении Государственного комитета обороны во главе со Сталиным восстановить Ленинград как центр военной промышленности и столичный город. Через полтора года после этого население выросло более чем на миллион.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий