Тамбовская епархия выпустила очередной номер журнала «Тамбовские епархиальные ведомости» №6 (174) 2022. В номер вошли статьи, освещающие жизнь митрополии, а также материалы из истории церкви. ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона: издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Печатный орган Тамбовской и Шацкой епархии. Выходил еженедельно (в 1862–1869, 1873–1892 — 2 раза в месяц, в 1870–1872 — ежемесячно). Списки упоминающихся в издании священнослужителей см. на вкладках отдельных годов.
Каталог файлов
Заглавие: Тамбовские епархиальные ведомости. Г. 57 1917, № 26. Библиотечный фонд: Российская Национальная Библиотека. Полное библиографическое описание. Тамбов, 1861–1917 Ежемесячно; с 1901 года – еженедельно Тверские епархиальные ведомости. это главный печатный орган Оренбургской епархии.
История Тамбовской Епархии. Курс лекций
Тамбовские епархиальные ведомости, № 3, 2009 | День памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского; Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви; Выпускной акт в Тамбовской духовной семинарии; Великое освящение храма в честь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”. |
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ | В бумажной обложке зеленого цвета. Регистрационный номер: 3624836. Место производства: Тамбов: Электро-Типография Губернского Правления. |
ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ | Письма доставлены для публикации в «Тульских епархиальных ведомостях» отцом ректором Тульской семинарии протоиереем А. И. Романовым. |
Тамбовские епархиальные вести, № 5, 2008
Прибавление Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги, травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков, художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки. Мелкий ремонт удаление пятен, плесени или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги Показать контакты Объявление о покупке разыскивается книга Объявление о продаже.
Помощники ин-спектора ежемесячно должны были интересоваться в классах, даны ли темы сочинений. Отсрочка времени сдачи сочинений не допускалась, и о всех не сдавших во-время докладывалось Правлению. После рассмотрения сочинений они на один месяц возвращались воспитан-никам для изучения допущенных ошибок и сделанных преподавателем замечаний, а затем сдавались в архив. Предложение ректора было принято Правлением. В дальнейшем, в ходе обсуждения процедуры проверки сочинений, со стороны ректора последовал ряд замеча-ний педагогам, что, в свою очередь, вызвало недовольство некоторых преподавателей. В числе погрешностей поставлено на вид, что некоторые из них дозволяли себе делать на полях со-чинений заметки оскорбительные для учеников. Вполне согласен с тою мыслью, что не следует оскорблять учени-ков, я для пополнения замечания отца ректора, считаю нужным добавить несколько своих замечаний. Бывают случаи, когда нужен и резкий тон учителя в том случае, когда ученик мало того, что не осознал свои недостатки, а даже услаждается своими мнимыми достоинствами. Пример: цитата из сочинения: «Жизнь человека — не-нормальное явление в мире - так что мне - плакать о по-тере ее?
Говорю, - жизнь человека ненормальное явле-ние в мире, потому что она не может войти в гармонию с другими явлениями мироздания». Замечание учителя на полях: «Зачем так надуваться и притворяться фило-софом». Это замечание выставлено оскорбительным, но там же на полях замечание отца ректора: «Что за чепуха? Принадлежащая отцу ректору заметка также оскорбительна. Отцу ректору нужно было выставить на вид Педагогическому собранию и свою погрешность. К этому я долгом своим считаю присовокупить, что не со-всем педагогично поступают следящие за деятельностью наставников, когда на ученических сочинениях делают надписи: «Не выправлено, как следует». Это видно не только из того, как сочинения обсуждались на заседаниях Педагогического собрания, но и из увели-чения количества тем сочинений. Если раньше их было три-четыре, то теперь по каждому предмету не менее пяти-шести. Приведем некоторые темы сочинений, ко-торые давались ученикам в 1881-1882 учебном году. По Священному Писанию им предлагалось ответить: «Как понять и чем объяснить идолослужение Соломона, ко-торое представляется совершенно несообразным с его необычной мудростью?
По догматическому богословию преподаватель хотел знать мнение учеников на такие темы: «Рассужде-ние о характере действий Божиего Промысла вообще и о попущении в особенности», «Для чего Бог допускает деятельность злых духов и не стесняет свободы челове-ческого действия? По нравственному богос-ловию ученики должны были разобраться в следующем: «Выяснить понятие формальной и реальной свободы на основе исторического повествования Моисея о проис-хождении и падении первых людей и указать примеры идеальной доброй и злой свободы», «Справедливо ли утверждение: будто бы христианская религия требует любви к Богу и развивает нелюбовь к миру, тормозит прогресс и цивилизацию? По обзору философских учений надо было знать: «Несостоятельность учения Дарвина о происхождении видов», «Можно ли согласиться с мнением тех, которые отрицают прогресс в философии» и т. Они не были абстрактными, далекими от реальности, а, напротив, приближенными к насущным потребностям и запросам общества. Семинаристам предлагалось най-ти православный ответ на поставленные вопросы, руко-водствуясь Священным Писанием, трудами святых от-цов и ученых-богословов. Еще одно нововведение данного времени - состав-ление преподавателями семинарии отзывов на новые учебники и пособия. В особенности это касалось посо-бий, издававшихся для изучения классических языков. Эти предметы чаще всего требовали от учителя творче-ской работы и умения правильно и грамотно распреде-лять учебный материал. Такая работа обычно поручалась лучшим преподавателям, и они подходили к ней с боль-шой ответственностью. Вот, например, какой отзыв дал В.
Богоявленский в декабре 1875 года на хрестоматию по греческому языку, составленную Носовым: «Многие переводы статей повторяются; необходимо, по моему мнению, познакомить учеников и с произведениями Арриана и Геродота, писавших на разных диалектах … Можно сократить отдел образцов церковно-греческого языка, если во втором полугодии 4 класса будут уделять 2-3 урока в неделю на перевод экспромтом Евангелия от Луки и Деяния». В первой половине ХIX века в семинарии существовала несовершенная трехбалльная система. Ее сменила еще более неудобная, когда в ат-тестатах выпускников появлялись такие оценки, как: «весьма посредственно», «очень хорошо» и прочие. Ака-демическое правление не раз указывало Семинарско-му правлению, что в аттестате оценки должны выгля-деть определенно, но ситуация не менялась. Наконец в 1875 году была введена пятибалльная система отметок и приняты правила о том, каких критериев должны придерживаться педагоги при выставлении оценок за ответ. Они состояли в следующем: «5 - за полный, по-следовательный, отчетливый и вполне сознательный при основном знании всего пройденного. В это же время были составлены четкие правила проведения годичных экзаменов: «1. Комиссии, производящие испытания, избираются Правлением в педагогическом собрании и утверждаются епископом. Комиссия должна состоять минимум из трех человек. Члены Комиссий составляют расписание экзаменов.
Комиссии составляют ведомость воспитанников в алфавитном порядке: а средний бал устного отве-та за год, б средний бал за все сочинения, в средний балл за устные ответы и сочинения и оценка за эк-замен, выставляемая экзаменатором и его ассистен-том. В седьмой графе общий средний бал от 1 до 5. Окончательную отметку выносит Секретарь Прав-ления в особую ведомость. Испытание начинается ответом по билету. Следует обращать внимание на основательность и собственные суждения воспитанни-ков, на степень умственного развития и в какой мере усвоены знания. Если не может ответить - дозволяет-ся взять другой билет, но тогда будут заданы дополни-тельные вопросы. Если отвечает удовлетворительно, но известен с плохой стороны, то берет 2-й и 3-й билет». Образование по-прежнему оста-валось специально-богословским, однако было углубле-но изучение общеобразовательных предметов, классиче-ских языков, церковного пения, а также расширен круг богословских предметов. Все это гарантировало подго-товку высокообразованных и ответственно относящих-ся к своему делу священнослужителей, стимулировало умственные способности учащихся, расширяло их ду-ховные запросы. Однако, приведя свою учебную систему в соответствие с общим стандартом, Тамбовская семи-нария утратила свою миссионерскую направленность, прекратив изучать языки инородцев, проживавших в Тамбовской губернии.
Объяснительная записка к уставу духовных семинарий 1867 г. Там же. Из истории епархии Священник Василий Гаврилович Сазыкин Человек может годами молиться, ходить в храм, соблюдать установленные посты, но совер-шенно не разуметь, что такое духовная жизнь. Религиозная жизнь вписывается для такого че- ловека в рамки материальной жизни, зачастую подчи-няясь ее законам. Это время духовной спячки. Иногда сам Господь будит человека особым обстоятельством, и всю жизнь вроде проживший религиозно человек всем сердцем тогда обращается по-настоящему к Богу, и становится священнослужителем. Так, наверное, про-изошло и с Василием Гавриловичем Сазыкиным, быв-шим помещиком, семья которого, как и многие другие, была раскулачена. Говоря о раскулачивании, в России следует выделить два периода государственного насилия: 1918-1921 гг. В ян-варе 1928 года был обнародован указ «арестовывать спекулянтов, кулаков, других дезорганизаторов», по-сле чего началась и «чистка» крестьянства. Зажиточ-ным крестьянам предлагалось сдать в кратчайшие сроки по заниженным в 3-4 раза ценам сельхозпро-дукцию.
Были увеличены налоги с кулаков в 10 раз. В октябре 1929 года была объявлена сплошная кол-лективизация. Комиссия во главе с Молотовым определила 3 катего-рии кулаков: 1-я — уличенная в контрреволюционной деятельно-сти членов их семей высылали в лагеря с полной конфи-скацией имущества ; 2-я — не ведущая контрреволюционной деятель-ности, но потенциально готовая к ней и являющаяся сверхэксплуататорами они ссылались вместе с семьями в отдельные района ; 3-я — лояльные к режиму подлежали к высылке на худородные земли. Жертвы для раскулачивания определялись на местах коммунистами и бедняками. Четверть конфискованно-го имущества шла в фонд колхоза. Исполнителями акции были действовавшие в каж-дом округе «тройки»: секретарь парткома, председатель исполкома местного совета и местный уполномоченный ОГПУ. Насильственное раскулачивание вызвало сопротивле-ние крестьян. К началу 1930-х годов произошло около 3-х тысяч массовых выступлений, в которых приняло участие свыше 2-х миллионов человек. Крестьянские ко-митеты составляли адресованные правительству списки требований о возвращении средств производства скота, роспуске колхозов, открытии церквей. Власти приня-ли меры к затуханию крестьянских бунтов, а репрес-сии развернулись с новой силой.
Согласно директиве Г.
На этой улице, начиная от Астраханской заставы, можно идти и встречать замечательные здания. Варваринская церковь. Немецкая кирка, Покровская церковь в правую сторону реки Цны. Мариинский приют для детей с церковью. Городская дума. Уголовная палата в частном доме.
Казанский монастырь, где живет преосвященный. Напротив монастыря аптека Бранта. Горбатый мост каменный через ров. Александринский институт для благородных девиц с церковью. Напротив — немецкий клуб, два дома губернской гимназии. Напротив — городской публичный сад, гауптвахта, дом губернатора, направо — кафедральный собор. В нем под спудом почивают мощи епископа Тамбовского Питирима» [7].
В этом небольшом, но уютном городке епископу Феофану предстояло прослужить четыре года. Для истории период незначительный, но для епархии он стал плодотворным и важным. В Тамбовской епархии в 1861 году числилось 984 приходских и монастырских храма, в которых служили 3 950 священно-церковнослужителей [8]. Храмов требовалось как минимум в три раза больше, поэтому их возведение являлось одной из главных забот архипастырей. Согласно «Историко-статистическому описанию» за 1911 год, в период пребывания на кафедре святителя Феофана построили и освятили 65 храмов [9]. В каждый храм он выдавал храмозданную грамоту и антиминс. В епархии действовало 16 монастырей и монашеских общин: 8 мужских и 8 женских.
Среди них такие древние обители, как Шацкий Чернеев Никольский мужской монастырь, впервые упоминаемый в архивных источниках в 1573 г. В августе 1859 г. В следующем 1860 г. На подворье монастыря в городе Усмани в 1862 г. Придел был освящён «по благословению преосвященного Феофана благочинным сего монастыря архимандритом Серафимом» [15]. В данной обители святитель постриг в рясофор нескольких послушниц [16].
Мелкий ремонт удаление пятен, плесени или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги Показать контакты Объявление о покупке разыскивается книга Объявление о продаже.
Епархиальные ведомости.
православных святынь Тамбовской епархии Заупокойное богослужение в день рождения великого русского полководца Александра Суворова Мероприятия в день рождения генералиссимуса А.В. Суворова Делегация Тамбовского регионального отделения ВРНС во. Новости Тамбовской епархии сегодня. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет. Дата учреждения русской митрополии. Митрополия это в истории. Божественные литургии в духовной семинарии города Саратов. «Тамбовские Епархиальные Ведомости» стали выходить в свет с 1-го июля 1861 года двумя книжками в месяц, причем каждая книжка разделялась на две части: 1-я составляла «официальную часть» и 2-я «прибавление к Тамбовским Епархиальным Ведомостям». Тамбовския Епархиальныя Ведомости [Текст]: журнал / Тамб. духов. семинария.
Тамбовские губернские ведомости. Тамбов, 1838-1917
Независимо от сего, во многих епархиях открыто по нескольку вакансий окружных миссионеров, например, в Рязанской, Тамбовской, Херсонской. В приходском духовенстве и в учащемся духовном юношестве заметно пробуждается дух любви к миссионерству и разумение высоты и важности этого служения в Церкви, — интерес и потребность к изучению сектоведения. Никогда ранее миссия не имела в рядах своих столько новых деятелей из состава академических воспитанников, как в истекшем году. В 1898 году, по заявлению представителей духовенства, открыты «особые миссионерские отделы» при Епархиальных Ведомостях Екатеринославских, Томских и Херсонских и вообще оживилась миссионерская литература о местном расколо-сектантстве. Главным же печатным органом внутренней миссии, отвечающим миссионерским запросам приходского духовенства, был, по прежнему, издающийся в С.
Журавский Глава II. Служение высокопреосвященного Кирилла в период первой мировой войны и двух революций Роль архиепископа Кирилла в канонизации святителя Питирима Тамбовского Священномученику Кириллу принадлежит исключительная роль в подготовке прославления святителя Питирима Тамбовского. Канонизация происходила в дни, когда уже разразилась первая мировая война, однако работа по подготовке прославления началась почти за три года до этого. С самых первых дней пребывания на Тамбовской кафедре владыка Кирилл прилагал усилия к большему распространению почитания святителя Питирима Тамбовского, поддержав идею его прославления.
Однако канонизация в синодальную эпоху была сопряжена со многими трудностями.
Первоначально выходили 2 раза в месяц, начиная с 1893 еженедельно. Публиковались официальные материалы Синода и консистории , местные епархиальные распоряжения и объявления, статьи по церковной истории в том числе краеведов Г. Хитрова и С.
Значительное место отводилось истории края — публиковались труды И.
Тамбовская и Мичуринская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия , 392000, г.
Сергий Озеров ок. Серафим Чичагов 1856 - 1937 , митрополит , священномученик. Полтавская и Миргородская епархия Украинской Православной Церкви.
Епархиальное управление: Украина , 36024, г. Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Кишинёвская епархия Православной Церкви Молдавии.
Епархиальное управление: Молдавия , МД-2001, г. Кишинёв , ул.
Редакция: главный редактор — митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, заместитель главного редактора — О. Редактор, корректор: Е. Верстка: священник Виктор Поздняков. Авторами статей являются заведующие и сотрудники отделов епархии, сотрудники, духовенство, ведущие научные сотрудники музеев, исторических отделов, студенты вузов и семинарии, а также прихожане храмов епархии. Тематика издания определяется его духовно-просветительской направленностью.
"Рязанские Епархиальные Ведомости" в книгах
- Анализ содержания официальной и неофициальной частей Тамбовских епархиальных ведомостей за 1909 год
- Рязанские епархиальные ведомости 1865 1917. Епархиальные ведомости
- Тамбовские епархиальные ведомости: Еженедельное издание. №2 — 3624836
- Тамбовские епархиальные ведомости - именной список
- Вышел в свет восьмой номер Тамбовских епархиальных ведомостей за 2023 год - новости Тамбова
тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917 скачать
Тамбова 1914. Документы и ма- териалы: В 2 т. Опись предметам, хранящимся в музее Тамбов- ской Ученой Архивной комиссии сост. Самоцветовым в разделе «Церковный отдел» коллекция значилась под номерами 229-267, всего 186 предметов. Подлинный гвоздь хранится в Риме, в базилике Чест-ного Креста Иерусалимского. Длина гвоздя 12 сант. Трагические события рево-люции и гражданской войны XX столетия не пощадили палестин-ских святынь.
Коллекция К. Па-тина была практически полностью утрачена. Русская Палестина новой власти была не нужна. Председатель Православного Палестинского Обще-ства Великая княгиня Елизавета Феодо-ровна и инокиня Варвара приняли муче-ническую смерть в алапаевской шахте 18 июля 1918 г. Но странным образом сбываются порой слова и желания человека. По преданию, Елизавета Феодоровна при посещении церкви святой Марии Магдалины в Геф-симании в 1888 г.
Мощи Великой кня-гини и инокини Варвары после освобождения Алапаев-ска белыми войсками были извлечены из шахты и через всю Сибирь перевезены отступающими колчаковцами в Хабаровск, затем в Пекин, Шанхай, а оттуда морем че-рез Суэцкий канал в Иерусалим. Архимандрит Серафим привез в январе 1921 г. Мансуров Борис Павлович 1826-1910 — действи- тельный тайный советник, член Комитета по принятию мер к устройству в Палестине русских богоугодных за-ведений для православных паломников, статс-секретарь, секретарь Палестинского комитета и Палестинской комиссии при Азиатском департаменте МИД 1860 , сенатор 1865 , член Государственного Совета 1872 , автор ряда работ по палестиноведению и библейской археологии. Личный фонд Б. Мансурова содержит 625 Из истории епархии Page 36 Духовной консистории. Ректор председательствовал на заседаниях Правления семинарии.
Правление находи-лось в непосредственном ведении архиерея. Прежде чем принять решение по тому или иному вопросу, оно пись-менно обращалось к нему через секретаря Правления. Архиерей должен был рассмотреть ходатайство в тече-ние трех дней и выразить свое согласие или несогласие. Если по истечении этого срока епископ не давал ответа или же выражал свое несогласие с мнением Правления, но при этом в течение недели не предлагал своего соб-ственного решения, то в действие вступало решение, принятое Правлением, даже если оно не было утверж-дено архиереем. В том случае если епископ выражал несогласие и предлагал свое решение, оно обсуждалось членами Правления. Если большинством голосов распо-ряжение архиерея не принималось, то спорное дело от-давалось на суд Комиссии духовных училищ, которое и выносило окончательное решение.
Епископ мог сделать замечание любому члену Правления при обнаружении недостатков в его деятельности. Однако если замечание противоречило Уставу, то Правление могло его оспорить перед Академическим Правлением. Как писал исследо-ватель истории духовных школ Б. Титлинов, «архиерей не был распорядителем в школьном деле. Оно направля-лось педагогически-учеными инстанциями и высшими учено-административными учреждениями, а не едино-личной волей преосвященных, что, несомненно, лучше обеспечивало нормальное течение школьной жизни»2. Второй по значимости в семинарии была должность инспектора.
Кандидатура инспектора избиралась Прав-лением из среды старших профессоров, и с одобрения епископа утверждалась Академическим Правлением. Управление Тамбовской Духовной семинарией осно-вывалось на двух главных принципах: соподчиненность младших звеньев управления старшим и коллегиаль-ность при обязательном исполнении требований Устава и соответствующих инструкций. Семинарское управ-ление, его кадровая, административная, финансовая, экономическая деятельность не были сосредоточены в руках одного человека. В случае нарушения положений Устава всегда имелась возможность аппеляции к выс-шей инстанции. Во главе семинарии находилось Правление, состояв-шее из ректора, инспектора и эконома. На них возла-галась вся ответственность по управлению семинарией.
Каждый из них был наделен определенными полномо-чиями и осуществлял свои функции в строгом соответ-ствии с ними. Главное должностное лицо семинарии - ректор - пре-жде всего наблюдал за учебной частью. При этом, как подчеркивал Устав, он являлся руководителем «и про-чих частей управления и всех чиновников»1. Ректор на-значался на свою должность епархиальным архиереем. Его кандидатура должна была быть одобрена Академи-ческим Правлением. Если же Управляющий епархией намеревался освободить ректора от должности, то на это также было необходимо получить согласие Акаде-мического Правления.
Епархиальный архиерей являлся для ректора прямым начальником, но в случае наруше-ния ректором каких-либо правил архиерей не мог его наказать без разрешения Комиссии духовных училищ. На ректорскую должность мог быть определен человек, имевший священный сан и степень магистра богословия. Боялись его не одни ученики; по-баивались и инспектор, и все наставники и держали себя перед ним в струнку»6. Как уже было сказано устав 1814 года структуриро-вал учебную систему, выделив в ней четыре уровня об-разования от низшего к высшему и дав каждому из них собственное управление. По отношению к уездным учи-лищам за семинарией оставалось право ревизовать учи-лища, наблюдать за производимыми в них экзаменами, назначать учителей, контролировать их деятельность, принимать решение об их награждении. В свою очередь ректора училищ должны были представлять в семинар-ское Правление годовую ведомость об успеваемости, формулярные списки на учителей, отчеты о расходова-нии денежных и материальных средств.
Духовные училища должны были быть отделены от семинарии, но в Тамбове, в силу разных обстоятельств, они долгое время располагались вместе с семинари-ей и окончательно были отделены от нее лишь к 1841 году. В 1825 г. Инспектор постоян-но контролировал их поведение, однако он «сам собою не мог вводить ничего нового. Он должен представлять-ся с мнением своим Правлению»3. Ежемесячно на рас-смотрение Правления инспектор представлял таблицу поведения учеников семинарии. Эконом семинарии ведал экономической частью.
Он назначался на свою должность архиереем по пред-ставлению ректора из преподавателей семинарии или священников, проживавших в губернском центре. Все семинарские средства хранились в Духовной консисто-рии. По доверенности Правления эконом ежемесячно получал необходимую сумму для нужд семинарии и раз в месяц отчитывался перед Правлением о произведен-ных расходах. Эконом также выдавал жалование препо-давателям, закупал продукты питания, нанимал рабочих для ремонта зданий, следил за пожарной безопасностью и состоянием классов и комнат в общежитии. По-разному складывались отношения Тамбовских епископов и ректоров. Так, епископ Иона Васильев-ский смог назначить на должность ректора своего кан-дидата - архимандрита Иасона Никольского , который управлял семинарией до 1826 года.
Взаимодействие его с архиереем были почти идеальными. Епископ Арсений Москвин был недоволен деятельностью ректора архи-мандрита Адриана Тяжелова , занимавшего эту долж-ность в 1833 - 1841 годах. Однако поменять ректора епископ не смог и все время своего управления Тамбов-ской епархией мирился с пребыванием архимандрита Адриана на этой должности. Епископ Николай До-брохотов поступил так же, как в свое время епископ Иона Васильевский , и прибыл на Тамбовскую кафедру со своим сослуживцем - бывшим инспектором Санкт-Петербургской Духовной академии архимандритом Иоасафом Покровским , который и стал ректором Тамбовской Духовной семинарии4. В исследуемый период семинарией в Тамбове управ-ляли выдающиеся личности. Архимандрит Анастасий Ключарев был ректором с 1828 по 1833 годы.
В 1833 году он был вызван из Тамбова в Санкт-Петербург и 13 мая 1834 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, а 22 мая 1837 года стал епископом Екатеринославским и Таганрогским5. Архи-мандрит Платон Фивейский , будущий архиепископ Костромской, был ректором Тамбовской семинарии с 1847 по 1852 гг. Оба ректора оставили о себе добрую память у воспитанников. Об архимандрите Платоне протоиерей Виктор Певницкий, в частности, вспоми-нал: «Он принес и оставил много доброго и полезного в семинарии. Человек он был умный, ученый и добрый, мягкосердечный, но вспыльчивый. Ученики его боялись, но при этом все были к нему расположены за его серьез-ное, строгое, но сердечное отношение к ним.
Управле-ние семинарией он крепко держал в своих руках, и сам зорко следил за всем. В конспекте ука-зывались программа уроков, количество часов, необ-ходимых для освоения той или иной темы, пособия, используемые при изучении данного предмета. По окон-чании учебного года составлялось обозрение уроков, то есть отчет о том, что пройдено из предлагаемой программы, а что нет и почему. В низшем отделении изучалась словесность. Мно-го внимания уделялось теории словесности и основам стихосложения. В качестве образцов рекомендовались древние классические авторы, Священное Писание, тво-рения святых отцов.
Однако в действительности все вы-глядело не так идеально. Дубасов вспоминал: «Нас совершенствовали в долблении записок об источниках изобретения, о тропах и фигурах. Что же касается до литературных образцов, то они тщательно от нас были скрываемы»11. Результатом такого теоретизирования «было то, что мы, не выработав у себя ясной и толковой речи, привыкли к самому необузданному фразерству»12. На этом же отделении начинали изучать граждан-скую историю и историю Церкви. Цель изучения исто-рии определялась так: «Чтобы каждое происшествие, замечательное в бытиях мира уметь отнести к свое-му времени и месту и связать его с обстоятельствами современности»13.
Изучение истории было сопряжено и с изучением географии. Также в курс наук низшего от-деления входило изучение математики и физики. Среднее отделение по-прежнему называлось фило-софским. Курс наук состоял из логики, психологии, метафизики, обозрения философских учений. Особое внимание уделялось рассмотрению философской терми-нологии и различных философских систем. Изучая фило-софию, ученики должны были исходить из следующего наставления: «Все, что несогласно с истинным разумом Священного Писания, есть сущая ложь и заблуждение и без всякой пощады должно быть отвергаемо».
Поми-мо указанных предметов первые четыре года изучалось Священное Писание, гомилетика, а со среднего отделе-ния - литургика, герменевтика и библейская история. На высшем отделении занимались преимущественно следующими науками: основным, догматическим, нрав-ственным, пастырским, обличительным богословием. Кроме того, продолжались изучаться курсы гомилетики и литургики. На этом отделении воспитанники семина-рии обязаны были подготовить и произнести две пропо-веди в храме. В семинарии продолжали изучать древние языки - ла-тинский и греческий. На высшем отделении дополни-тельно изучали еврейский язык, а также один из новых языков - немецкий или французский.
В отношении но-вых языков требовалось лишь понимание их и умение переводить. Особенностью Тамбовской Духовной семинарии это- возведен. Наблюдение за строительством осуществлял эконом семинарии иерей Стефан Березнеговский, а смотрителем за постройкой был назначен иеромонах Варлаам. Фундамент и стены корпуса возводил подряд-чик из Владимирской губернии; все внутренние работы осуществляли рязанские мастера. Местоположение кор-пуса неизвестно, но, судя по всему, он находился с юж-ной стороны главного семинарского корпуса. В новый корпус, согласно решению семинарского Правления от 18 июля 1825 г.
Остающиеся праздными нынешние классные комнаты и нынешнюю столовую обратить в комнаты для жительства воспитанников»7. В январе 1826 года новый корпус был практически готов, и Прав-ление семинарии наняло бригаду рабочих из Тамбова для окончательной отделки здания снаружи и внутри. Эконом семинарии сообщил Правлению о полной го-товности нового семинарского корпуса для приема вос-питанников 22 ноября 1826 года8. Устав определял цель духовного обучения так: «Оно должно образовать благочестивых и просвещенных служителей Слова Божия»9.
Знаменский Н. Знаменский П. Священник Иоаким Петрович Виноградов. Священник Петр Леонтиевич Глаголев.
Зорина Ольга Алексеевна. Уроженка Тульской губернии, учительница. Иванов А. Критический отзыв о заглавии пьесы Л. О публикации в газете «Тульские губернские ведомости» статьи «О земских школах Тульского уезда» с критикой церковно-приходских школ. Графу Л. О восстановлении монастыря. Иван Петрович Сахаров.
Более полными и точными сведениями о жизни И. Сахарова автор некролога обязан близкому родственнику И. Сахарова священнику тульской Владимирской церкви И. Правительственная цензура над иконописью со времен раскола. Учреждение надзирателей над иконописным делом по городам, в том числе и в Туле. Отношения между тульскими художниками. Механизм получения аттестатов художниками — соискателями. К 750 — летию города Тулы в 1897 году.
Наставление директора народных училищ Тульской губернии. Книга М. Яблочкова «Русская школа. Нечто о графе Л. Иванов- протоиерей Тульского Успенского кафедрального собора, редактор «Тульских епархиальных ведомостей. Преосвященный Никон. Епископ Туркестанский и Ташкентский. История, иконы, утварь, книги, священники и прихожане.
История, внутреннее украшение храма, утварь, книгохранилище, капиталы, настоятели, прихожане; информация о тульских иконописцах. Ивановский В. К истории удельных князей Тульского края. Князья Новосильские, Одоевские, Белевские. Игнатий, иеромонах. Произнесено 27 августа 1892 года в Белевском Спасо — Преображенском монастыре настоятелем монастыря иеромонахом Игнатием. Игнатий, отец. Закладка храма во имя преподобного Макария Жабынского, белевского чудотворца.
Уроженец Тульской губернии, с 1870 года — игумен Московского Высоко Петровского монастыря, в 1837-1867 годах — священник Спасо — кладбищенской церкви города Тулы. Протоиерей Сергей Иванович Архангельский. Иловайский Д. Император Николай II. Дополнение к учебной книге «Краткие очерки Русской истории». Двадцатилетие царствования. Перепечатано из газеты «Кремль». По поводу выборов во вторую Государственную Думу.
Перепечатано из издания «Кремль». Ильигорский И. Ильинский А. Значение завода для села Михайловского и окрестных селений. Историко-этнографическое исследование. Алексинский уезд. Новые наблюдения над жизнью народа уезда. Ильинский П.
Уроженец Тульской губернии. Исаковский А. Василий Алексеевич Сахаров. Перепечатано из «Херсонских Епархиальных ведомостей». Тульское, Белевское, Епифанское, Новосильское, Ефремовское духовные училища. С-чъ [Савич О. Двадцатипятилетие церковных школ Тульской епархии 1884-1909. Раздел «Библиография».
Тематический сборник статей. С-чъ[Савич О. История христианской церкви. Выпуск 1. Первые три века христианства. Автор сочинения — туляк. Периодическая печать о церковной реформе вообще и о реформе высшего церковного управления. Периодическая печать по вопросу о приходской реформе.
Автор сочинений — туляк. Священник Афанасий Николаевич Корсунский. Александр Иванович Нарбеков. Уроженец Владимирской губернии, выпускник Владимирской духовной семинарии, преподаватель Тульской духовной семинарии. Священник Иоанн Потапович Покровский. Память преподобного Макария Жабынского в Польше. Казанский А. Казанский Александр Семенович.
Казанский Димитрий Андреевич. Уроженец Тульской губернии, студент Московской Духовной академии. Казанский М. Включает «Реестр памятных источников и пособий по истории Куликовской битвы». Куликово поле. Казарин В. Калинников Н. Памяти истинного патриота.
Каменский Ар. Описание храма, иконы, Евангелия, сосуды и кресты, св. Библиотека церковная. Настоятели, церковные старосты и благотворители, обеспечение причта, прихожане, церкви приписные. Богородицкий уезд. Каплан М. О задачах «Тульских епархиальных ведомостей». Князев А.
Князев Н. К-iй [Корсунский И. Публичная защита магистерской диссертации уроженца Тульской губернии, кандидата богословия Николая Ивановича Троицкого. Тема «О происхождении первых трех канонических Евангелий. Опыт разбора гипотез Г. Евальда и Ю. Работа издана в Костроме в 1878году. Официальные оппоненты: доценты академии Н.
Елеонский и А. К-iй И. Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, помощник смотрителя Севского духовного училища И. Работа издана в 1880 году. Официальные оппоненты — В. Ключевский и Е. Козинов А. Письмо унтер-офицера.
Корсунский И. Архимандрит Григорий Николай Иванович Борисоглебский. Николай Сергеевич Дружинин. Перепечатано из издания «Н. Кратиров П. Евфимий Орлинский, уроженец Тульской губернии. К столетию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя 20 марта 1809 — 20 марта 1909. Кутепов Иоанн Андреевич, протоиерей.
Купицкий Н. Священник Михаил Васильевич Руднев. Поучение при погребении священника Благовещенской церкви в городе Туле. Кутепов И. Уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, её преподаватель. Кутепов П. Кушнев И. Священник Пётр Иванович Троицкий.
Ладовский Павел Иванович. Директор Тульского реального училища. Лебедев Василий Афанасьевич, протоиерей. Лебединский Д. Церковно-школьное дело в Тульской епархии Из отчёта о. Ливанский И. Иоанн Павпертов, священник села Ментелова Белевского уезда. Перепечатано из «Благосвета».
Любимов В. Юбилейное чтение о В. Любомудров А. Александр Дмитриевич Казанский. Библиография: Две брошюры И. Савича «Святая мечта» Тула, 1918 и «Духовенство и война». Дорогое прошедшее. Инспектор Тульской духовной семинарии.
Любомудров В. Тульский Успенский женский монастырь. Ляпидевский М. Павел Стефанович, протоиерей. Священник Пётр Егорович Троицкий. Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, кандидат богословия Иван Павлинович Знаменский. Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, её преподаватель. Тема «Иудейское толкование Ветхого Завета».
Официальные оппоненты: священник Н. Елеонский, приват — доцент В. Велистратов, неофициальный оппонент экстра — ординарный профессор И. Соискатель — Дмитрий Сергеевич Глаголев, выпускник Тульской духовной семинарии, законоучитель и инспектор Тульского епархиального женского училища. Оппоненты: инспектор академии, архимандрит Григорий, доцент священного писания Д. Перепечатано из «Московских церковных ведомостей». Майков А. Покаяние графа Л.
Макария, игуменья. Малицкий П. Белое духовенство и его «интересы». Составлено под редакцией Н. Критический очерк. Духовные семинарии в важнейших моментах своего исторического развития. Епископы и пресвитеры. Из моих наблюдений и воспоминаний.
Начальница Тульского женского епархиального училища. Малицкй П. Открытие Тульской епархии. Бывший ректор Тульской духовной семинарии. Пономарь — сто лет назад. Сергей Иванович Покровский. Тогда или теперь? Ответная речь преподавателя Тульской семинарии П.
Малицкий Павел Иванович. Столетний юбилей, Прочитано в Тульском епархиальном женском училище. Мартынов П. Матвеев А. Материалы для историко-статистического описания Тульской епархии. Сборник, изданный под редакцией протоиерея А. Иванова и преподавателя семинарии Н. Том 1.
Текст издания печатается в приложениях к указанным номерам. Мерцалов В. Мерцалов Ипполит Игнатьевич, протоиерей. Перепечатано из «Орловских епархиальных ведомостей» 1885. Мерцалов М. Петр Павлович. Баженов, священник села Спасского на Солове Крапивенского уезда. Мерцалов С.
Священник Александр Васильевич Архангельский. Местный житель. Мечев Т. Миловидов А. Достопримечательные сёла Тульской губернии Исторические очерки. Село Иван-озеро и ивановский канал, начатый Петром Великим. Село Иван-озеро с его церковью и приходом и Ивановский канал с 1720 года до наших дней. Достопримечательные сёла Тульской губернии.
Село Гремячее, бывший город-крепость государства Московского. Условия, благоприятствовавшие возникновению города Гремячева, Гремячевский острог и его вооружения. Гремячевские церкви и духовенство до Петра Великого. Автор статьи — член ОИДР. Из документов МАМЮ. Приложение: Список с Гремячевских писцовых книг слобод Беломестных казаков 1639 и 1640 годов. Приложение к статье «Село Гремячее». Опись города Гремячева, составленная в 1775 году … для составления Географического Лексикона.
Выписка из писцовых книг старых полковых гремячевских казаков 1639 года. Письмо Тульско — Калужско -Рязанского наместника М. Кречетникова преосвященному Палладию о злоупотреблениях гремячевского духовенства 1779 года. Опись … церквям Гремяевской слободы. Минин Н. Настоятель придворной церкви в Штутгарте , духовник королевы Виртенбергской, уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии. Протоиерей Никита Игнатьевич Ясновский по оставшимся от него письмам Русская старина. Минин П.
Владимир Соловьев и граф Л. Михайлов Г. Реферат, читанный в Тульской духовной семинарии 4 октября 1916 года. Михайлов М. Чествование нетленных мощей Анны Кашинской, княгини-праведницы. Можно ли христианину быть социалистом? Что такое социализм и есть ли в нём что-либо похожее на христианство? Моисеев А.
Моисеев Г. Семен Григорьевич Успенский. Учитель словесности Тульской духовной семинарии, смотритель Белевского духовного училища. Моригеровский Н. Причина смерти доброго человека — его доброта. Слово, сказанное при погребении преподавателя семинарии Алексея Ивановича Глаголева протоиереем Н. Екатеринбургский семинарист. Мякшин Гр.
М-въ С. Петр Филиппович Щеглов, бывший ректор Олонецкой семинарии.
Кроме указанных тем история отдельных монастырей и соборов сегодня «Тамбовские епархиальные ведомости» одновременно выступают источником информации о местной церковной жизни, истории епархии и её подвижниках благочестия, как это было в конце XIX — начале XX вв. Что касается периода 1930-х гг.
О жизни и исповедническом подвиге репрессированного духовенства опубликовано несколько десятков статей протоиерея Александра Сарычева и заведующего историко-архивным отделом епархии О. Протоиерей Александр Сарычев также известен как автор книг «В западне Российского безбожия» издана в Москве в 2003 г. Нельзя не упомянуть, что работа по изучению данного периода указанными авторами, наследниками и продолжателями дела В. Кученковой, продолжается.
Мы также присоединились к этим исследованиям. В 2015 году вышли две наши работы в научно-богословском журнале «Христианское чтение» о репрессиях в Тамбовской епархии в 1933—1935 гг. Моим соавтором является профессиональный историк, к. Следует упомянуть, что у нее есть самостоятельные работы по истории Тамбовской епархии.
Особенно в этом ряду примечательна ее работа о тамбовском архиерее Вассиане Пятницком в период его пребывания на тамбовской земле[15]. Учитывая исторический контекст и процессы, происходившие в религиозной сфере, общественном сознании населения, используя полиметодологизм современного исторического познания, изучение темы церковных гонений в 1930-е годы на примере Тамбовской епархии видится, безусловно, перспективным. Поэтому работа будет продолжена. Таким образом, комплексного исследования всего спектра церковно-государственных взаимоотношений на территории Тамбовщины в 1930-е гг.
Тем не менее, вклад в общую картину темы уже сделан. Тамбов, 2007. Феодосия; сост. Александр Сарычев.
Церковь и власть. Тамбов, ООО "Юлис", 2005. Тамбов: Изд-во Тамб. Тамбов: "Пролетарский светоч", 2008.
Безбожие в 1930-е годы — апогей или кризис? Выпуск N4 35. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2009.
Кирсанов православный.
Великий Новгород, 2012. Списки упоминающихся в издании священнослужителей см. В качестве источников электронных версий номеров издания использовались материалы сайта Российской Национальной библиотеки www. Разделы каталога Источник Закрыть окно Уважаемый читатель. В связи с изменением регламента доступа к изданиям, защищенным авторским правом, их просмотр возможен только со стационарных компьютеров до момента выхода новой версии НЭБ для мобильных устройств.
ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Кученкова, как автор, и не уклонялась от освящения отдельных вопросов взаимоотношений этих структур. Большое внимание она уделяла описанию архитектурных ансамблей и стилей храмов и монастырских комплексов. Кученкова, в этом ей следует отдать должное, собрала в своих книгах много исторических фактов, на которые в своих научно-изыскательных работах сегодня опираются исследователи и краеведы. Известен её сборник биографий тамбовских архиереев, он стал для нашей работы своеобразным отправным пунктом для дальнейших поисков в отношении периода 1930-х гг. Однако книги В. Кученковой об архитектуре и строительстве храмов являются не единственной в своем роде работой, в начале 2000-х гг. Белых о культовом строительстве в городе Мичуринске, где были затронуты и вопросы приходской жизни городских жителей[11]. Также в «Тамбовских епархиальных ведомостях» появляются отдельные статьи по истории тамбовских храмов, в частности, по истории главного кафедрального собора Тамбова — Спасо-Преображенского[12]. Кроме указанных тем история отдельных монастырей и соборов сегодня «Тамбовские епархиальные ведомости» одновременно выступают источником информации о местной церковной жизни, истории епархии и её подвижниках благочестия, как это было в конце XIX — начале XX вв. Что касается периода 1930-х гг. О жизни и исповедническом подвиге репрессированного духовенства опубликовано несколько десятков статей протоиерея Александра Сарычева и заведующего историко-архивным отделом епархии О.
Протоиерей Александр Сарычев также известен как автор книг «В западне Российского безбожия» издана в Москве в 2003 г. Нельзя не упомянуть, что работа по изучению данного периода указанными авторами, наследниками и продолжателями дела В. Кученковой, продолжается. Мы также присоединились к этим исследованиям. В 2015 году вышли две наши работы в научно-богословском журнале «Христианское чтение» о репрессиях в Тамбовской епархии в 1933—1935 гг. Моим соавтором является профессиональный историк, к. Следует упомянуть, что у нее есть самостоятельные работы по истории Тамбовской епархии. Особенно в этом ряду примечательна ее работа о тамбовском архиерее Вассиане Пятницком в период его пребывания на тамбовской земле[15]. Учитывая исторический контекст и процессы, происходившие в религиозной сфере, общественном сознании населения, используя полиметодологизм современного исторического познания, изучение темы церковных гонений в 1930-е годы на примере Тамбовской епархии видится, безусловно, перспективным. Поэтому работа будет продолжена.
Таким образом, комплексного исследования всего спектра церковно-государственных взаимоотношений на территории Тамбовщины в 1930-е гг. Тем не менее, вклад в общую картину темы уже сделан. Тамбов, 2007. Феодосия; сост. Александр Сарычев. Церковь и власть.
Олонецкие епархиальные ведомости. Орловские епархиальные ведомости. Епархиальные ведомости 1917.
Вятские епархиальные ведомости читать. Ведомости 1891 года. Епархиальные ведомости. Новгородские епархиальные ведомости. Саратовские епархиальные ведомости. Ярославские губернские ведомости 1831.
Епархиальное управление: Украина , 29013, г. Феофан Затворник Вышенский 1815 - 1894 , епископ , затворник , святитель. Тверская и Кашинская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия , 170006, г. Тамбовская и Мичуринская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия , 392000, г. Сергий Озеров ок. Серафим Чичагов 1856 - 1937 , митрополит , священномученик. Полтавская и Миргородская епархия Украинской Православной Церкви. Епархиальное управление: Украина , 36024, г.
Его работа дополнила уже существующие исследования группы тамбовских историков по изучению процессов становления, развития и утверждения атеистических воззрений в Центральной части России, а также партийного руководства атеистическим воспитанием на региональном материале и деятельности комсомола против религии в 1920-е — 1930-е гг. Слезина по истории атеистического воспитания молодежи через комсомольские организации и партийные агитационные органы, Союз воинствующих безбожников; аспирантов научной школы А. Слезина — Д. Салогубова и др. Срез религиозной жизни народа и условия, в которых она протекала, периода 1920—1930-х гг. Левина, Р. Просветова, А. Алленова «Кирсанов православный»[4]. Однако в этой работе нет строгой линии повествования. Источник устной истории — воспоминания современников — не вплетен в историческую канву должным образом, что могло бы стать несомненной заслугой авторского коллектива, собравшего уникальный вид источника по истории православного Кирсанова. Отмечают о своем упущении и сами авторы в частности, О. В 2012 году авторы дополнили существующее издание новыми историческим фактами[5]. К 235-летию города Кирсанова была выпущена книга «Очерки истории Кирсанова: годы и люди», где также описан отдельный эпизод из церковной истории города в 1920—1930-е гг. Озарнова, Н. Федосеева, О. Левина и протоиерея Александра Сарычева[7]. Вклад в исследование истории монашеского общинного движения на Тамбовщине внес моршанский автор И. Озарнов, который в научно-популярной форме рассказал об истории и насельницах Моршанского Казанского Прошина монастыря[8]. Его труд укладывается в общероссийскую и региональную тенденцию изучения истории отдельных монастырей и связан с привлечением внимания к возрождению обителей. Так, в «Тамбовских епархиальных ведомостях» появляется все больше публикаций, посвященных конкретным обителям: Кирсановскому Новому Александро-Невскому монастырю, Сухотинскому Знаменскому женскому монастырю, Козловскому Свято-Тихоновскому мужскому монастырю[9]. Кроме того, нами привлекались работы В. Кученковой по истории Тамбовских православных храмов и епархиальных святынь — это труды по истории культового зодчества региона, а также биографические очерки о жизни тамбовских архиереев[10]. Однако их в полной мере нельзя назвать работами по истории государственно-церковных отношений, хотя В. Кученкова, как автор, и не уклонялась от освящения отдельных вопросов взаимоотношений этих структур. Большое внимание она уделяла описанию архитектурных ансамблей и стилей храмов и монастырских комплексов. Кученкова, в этом ей следует отдать должное, собрала в своих книгах много исторических фактов, на которые в своих научно-изыскательных работах сегодня опираются исследователи и краеведы. Известен её сборник биографий тамбовских архиереев, он стал для нашей работы своеобразным отправным пунктом для дальнейших поисков в отношении периода 1930-х гг.
1. Обзор источников и литературы по истории Тамбовской епархии (републикация)
это главный печатный орган Оренбургской епархии. Перечень Всех новостей. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовские епархиальные ведомости. — издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Первоначально выход был ежемесячный. 18 $w 005526517 $i Тамбовские епархиальные ведомости: тамбовский епархиальный духовно-просветительский журнал.
ТАМБО́ВСКИЕ ЕПАРХИА́ЛЬНЫЕ ВЕ́ДОМОСТИ
Известия и заметки о некоторых вновь вышедших особенно замечательных, полезных духовных и педагогических книгах; известия о духовных и некоторых светских периодических изданиях, с указаниями лучших статей в них и с извлечениями из них того, что особенно может интересовать духовенство и быть полезным ему и народу. Краткие заметки о церковных делах за границей. Разные известия и смесь». На страницах «Неофициального отдела» публиковались научные труды Агнцева, священников Добролюбова, Алфеева, Краснова, Лучинского и других. Они освещали историю храмов и монастырей Рязанской епархии, Рязанской духовной семинарии, Рязанского епархиального женского духовного училища, уездных духовных училищ, рассказывали о святителе Гаврииле Городкове , митрополите Стефане Яворском , архиепископе Симоне Лагове и других выдающихся деятелях Рязанской епархии. В этом отделе печатались также проповеди и статьи богословского характера, сведения о значительных событиях в духовной жизни Рязанской епархии — таких, как строительство храмов, учреждение новых обществ и попечительств. Обязанности редакторов издания до 1896 г. Правдин сентябрь 1865 г.
Малинин сентябрь 1865 г. С 1896 г. Редакторы «Официального отдела»: Димитрий Андреев июнь 1895 г. Попов апрель 1904 г. Воскресенский 1907 г. Соколов 1915 г. Крылов 1915 г.
Говядский декабрь 1916 г. Редакторы «Неофициального отдела»: протоиерей Феодор Толеров июнь 1895 г. Казанский январь 1911 г. В 1888 г. Рапорт был удовлетворен, и с 1889 г. Журнал имел семь разделов: 1-й, официальный, включал указы, грамоты, рескрипты, циркуляры и т. С апреля 1917 г.
Несмотря на изменение названия, издание сохраняло православную традицию, не уклоняясь в обновленчество, которое набирало силу, благодаря поддержке новой власти. К концу 1918 г. Монахиня Мелетия Панкова местные офиц. Впервые программа Е. Херсонским архиеп. Иннокентием Борисовым. Только через 6 лет она была представлена на утверждение Святейшему Синоду Херсонским архиеп.
Димитрием Муретовым. Его ходатайство о разрешении издания в Одессе «Херсонских епархиальных ведомостей» Синод удовлетворил 11 нояб. Указом Синода от 31 дек. В ходатайстве в пользу издания Е. Димитрий приводил следующие соображения: 1 значительное сокращение переписки бумаг в консисториях при типографском изготовлении более грамотных и точных копий; 2 получение местным духовенством нужных для него сведений, «причем многие из священно-церковно-служителей, будучи извещаемы посредством ведомостей, не имели бы нужды совершать поездки… в епархиальный город для справок об участи своих просьб, о праздных местах, об успехах своих детей, обучающихся в семинарии» и т. Те же и др. Другой целью было информационное обеспечение местных инициатив духовенства: содержания и благоустройства духовных уч-щ, выборов благочинных, благочиннических съездов, выбора священством духовников и т.
Кроме того, указывалось на необходимость освещать общехрист. С 16 апр. Нила Исаковича по программе, аналогичной плану архиеп. Иннокентия, стали издаваться «Ярославские епархиальные ведомости» , на 2,5 месяца опередившие «Херсонские ЕВ». Большинство епархиальных журналов назывались Е. С 1861 г. Новгороде, с 1865 г.
В 1906-1915 гг.
Редакторами всегда были ректоры Тамбовской духовной семинарии , которые назначались на эту должность Синодом по представлению тамбовских духовных властей. Закрыты в 1918. Издание возобновлено в 2009 епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием Васневым.
Journal, Gazette, англ. Newspaper, Paper, немец. Zeitnng, Zeitungsblatt, итал. Giornale, Gazzeta, испан.
Gaceta, Diario, голл. Courant, Dagblad. Хмельницкая и Староконстантиновская епархия Украинской Православной Церкви. Епархиальное управление: Украина , 29013, г. Феофан Затворник Вышенский 1815 - 1894 , епископ , затворник , святитель.
Тверская и Кашинская епархия Русской Православной Церкви.
Русские летописи вплоть до первой четверти XX столетия хранят в себе глубокое Богословское содержание, которое стало созвучно многим идеям зарождающейся на Западе в XIX веке "философии истории". Хотя войны беспощадно уничтожали это прекрасное наследие порой целых эпох к примеру — в нашествие Батыя или в пожаре войны 1812 года , и трагическая судьба духовных сокровищ, нередко гибнущих на глазах летописцев, должна была лишить их вдохновения, но, тем не менее, с каждым новым столетием летописание принимает все более широкий размах. Сохранившиеся летописи вошли в золотой фонд истории нашего государства и Церкви, а также составили сокровищницу русской литературы в целом. Мы не знаем никакой другой литературы кроме русской, в которой летописание занимало бы такое исключительное место. В литературе Западной Европы не существует ничего, равноценного нашим летописям. Известный знаток древнерусского летописания, немецкий ученый А.
Шлецер, который не дает повода заподозрить его в какой-либо пристрастности в отношении к русской культуре, после исследования древних нерусских летописей, в том числе и немецких хроник, пришел к такому заключению: "Теперь пусть сравнят беспристрастно русское богатство с бедностью всей остальной верхнесеверной истории; Несторову древность с молодостью скандинавов, прочих славян и венгров; полноту и связь в русской истории с отрывками других: ее правдивость и важность с легкомысленными выдумками первых скандинавских, славянских и венгерских временников и всеми их продолжениями до XVI столетия! Долгое время Нестор остается единственным летописателем между своими сотоварищами". Мы не располагаем точными данными о времени зарождения древнерусского летописания, однако все письменные памятники свидетельствуют о том, что авторами их были христиане. Следовательно, не ошибочно предположение, что летописание началось на Руси после ее Крещения. К такому выводу заставляет придти то обстоятельство, что просвещение, или, по выражению самих летописей, "книжная мудрость", получает особое распространение на Руси также со времени ее обращения в христианство. Первое летописание возникло в Киевской митрополии, позднее сосредоточилось в Киево-Печерском монастыре, основанном в 1051 году. Поскольку летописи велись преимущественно при монастырях, авторами их были монахи.
На свой труд инок-летописец смотрел как на высокое и ответственное служение и выполнял его как святое послушание Церкви. Все свободное от молитвы время он посвящал летописанию. Как инок, отрекшийся от мирской жизни с ее суетой, стяжанием, соблазнами, и менее зависимый от сильных мира сего, летописец трезво, правдиво, отражал историческую действительность. В то же время летописи — это творение не стороннего наблюдателя, а человека, живущего радостями и горестями своего народа. Описание тех или иных исторических событий, происходивших на Руси, сопровождаются подчас рассуждениями автора, стремящегося вскрыть истинные причины происшедшего. Поражения в войнах, бедствия расцениваются летописцами как следствия грехов и преступлений людей. Небесная кара постигает грешников, чтобы вразумить их.
Например, летописец под 1068 годом, исследуя вопрос о том, почему Русская земля подверглась нашествию иноплеменников, заключает: "Навел на нас Бог поганых за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы… Потому и казни всяческие принимаем от Бога и набеги врагов; по Божьему повелению принимаем наказание за грехи наши". Летописец — это и историк, пытающийся выявить внутренние истоки события. На все прошлые и современные события он смотрит под знаком вечности. Летописец различает исторические события, происходящие во времени, например, сражения с иноплеменниками, падение Константинополя, междоусобные войны, а также извечную борьбу добра со злом. Он уверен в исходе этой борьбы: безусловно, в конце концов добро восторжествует, Потому его рука тверда при описании даже самых серьезных народных бедствий. Летописец — истинный патриот своего Отечества. Он вместе с народом страдает при описании печальных событий и радуется, сообщая о славных подвигах и победах своего народа.
Цель его неизменна: содействовать сплочению русского государства перед лицом всех его врагов. Если же речь идет о междоусобице, писатель безбоязненно осудит нарушителя мира и посочувствует невинно потерпевшему. Летописец — верный сын Русской Православной Церкви. Жизнь Церкви неизменно находит отражение в его трудах. Поистине драгоценны древнейшие известия о рождении Русской Церкви, сведения, позволяющие установить преемственность русских первосвятителей. Нередко летописец подробно описывает историю возникновения того или иного монастыря, подвиги святых угодников, временами прерывая повествование о гражданских событиях. Жизнь Церкви и государства для древнерусского писателя слиты воедино, потому события, имеющие общегосударственное значение и церковное, тесно переплетаются между собой.
Центральное место среди древнейших летописных трудов занимает так называемая "Повесть временных лет". Ее полное название произошло от начальных слов летописи: "Се повести времянных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть". Он довел Летопись до 1110 года. Сохранились многочисленные списки "Повести временных лет", среди которых большое значение в науке придают спискам 1116 и 1118 годов, составленным игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром и другими подвижниками. Бесценный труд преподобного Нестора послужил основой для большинства последующих древнерусских летописей — в них содержатся те же известия о Киевской Руси, что и в "Повести временных лет" вплоть до 1110 года. Далее списки разнятся. Прежде чем Нестор приступил к написанию своей "Повести", он годами тщательно изучал труды греческих историков — Георгия Амартола, Симеона Логофета и других.
Ему доступны были важные государственные документы из великокняжеского архива договоры с греками и др. Киево-Печерский монастырь, где трудился инок Нестор, был центром религиозной и культурной жизни Киевской Руси, и все события общегосударственного и церковного значения находили отклик у насельников этой обители. Материалы, которые оказывались в руках преподобного Нестора Летописца, подвергались им критической оценке. Автор, цитируя Священное Писание, не формально связывает сообщение с ценными сведениями о Русской Церкви, а глубоко аналитически сопоставляет события, вскрывая через Откровение Божественное причину многих явлений — рассказывает ли он о чудесах, о храмах, передает ли предания. Неслучайно труд преподобного Нестора Летописца называют энциклопедией средневековых знаний. Летопись эта была настольной книгой для древнерусского церковного или государственного деятеля. Не угас он и сейчас.
Великорус, украинец, белорус, обращаясь к своему прошлому, непременно кладет перед собой "Повесть временных лет" и находит там самого себя". Летописный свод преподобного Нестора дошел до нас в двух редакциях — Лаврентьевской и Ипатьевской. Первая редакция 1377 года принадлежит писцу монаху Лаврентию, который изложил события до 1305 года. Это самый древний список, каким мы располагаем.