На первой и последней седмицах Великого поста принято поститься особенно строго. Сегодня – первая суббота Великого поста. Прошла уже первая седмица, а церковь не оставляет заботы о правильном настрое души. В этот день, в первую субботу Великого поста, мы празднуем дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию.
Предыдущие выпуски
- Что такое первая седмица
- Предыдущие выпуски
- Суббота первой седмицы Великого Поста /
- Шестая седмица Великого поста
Великопостные наставления на субботу первой седмицы Великого поста
Больше сложностей нет. Дальше одни наслаждения. Стоит однажды в жизни отслужить эту службу вечером, хотя бы ради опыта и ощущения контраста. Стоит пропеть: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», — не в 8:30, а в 18:00, когда солнце действительно пришло на запад.
Стоит ощутить, насколько лучше сочетать свой ум со словами псалма: «Воздеяние руку моею — жертва вечерняя», — во мраке храма, освещенного лишь лампадами, а не при ярком солнечном свете. И «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» несравненно лучше и естественнее произносить поздним вечером, а не до полудня. Стоит телом понять, насколько лучше молиться на совершенно пустой желудок, чтобы потом избрать путь древний и лучший, хотя и более трудный.
Все пения, каждения, коленопреклонения, все хождения со свечами и фимиамом вокруг Евхаристического Агнца, все молитвы святого Ефрема предназначены здесь для вечерней поры. Эта служба таинственна и по-особому интимна. Она чуждается прямых солнечных лучей и электрического света, поскольку на ней причащаются Христу люди, решившиеся на усиленный подвиг, люди, стеснившие себя ради широты Небесного Царствия.
Литургия вообще не для чужих глаз. Сущая болезнь и истинное наказание — это наши всегда открытые на службе двери и случайный народ, покупающий свечи и торгующийся у столов с записками в любой момент службы. Читается ли Евангелие, поют ли Херувимскую, всегда кто-то будет блуждающим взглядом искать места на подсвечнике для своей свечи.
Дал бы Бог, чтоб мы повзрослели, стали серьезнее и когда-нибудь на возгласе «Двери, двери! Так на обычной литургии. Но на литургии Преждеосвященных Даров это еще серьезнее.
Тут совсем не место случайным людям, забредшим на огонек, «не могущим молиться с нами». Их сразу видно. Они не преклоняют со всеми колен, они пялятся на священника при возгласе «Свет Христов просвещает всех!
Их точно нельзя причащать. Она, литургия Преждеосвященных Даров, поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать.
Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах. Нужно успокоить и тех, кто во всем непривычном видит след обновленчества. Обновленчество — это понижение церковной дисциплины ради угождения духу времени.
А возврат к традиции — это противоположное движение: от расслабленности — к собранности, от потворства себе — к борьбе с собою. Это движение от простого вычитывания текстов к постижению духа текстов. Вот, например, на литургии Преждеосвященных Даров положены частые молитвы об оглашенных и о «иже ко святому просвещению готовящихся».
Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение. Мы сегодня, чтобы не выпускать эти молитвы за ненадобностью и не читать ради простого вычитывания, должны найти им применение. У многих ведь есть родственники, друзья и знакомые, слышавшие о Христе, но не принявшие крещения.
Многие почти согласны, но еще колеблются. Так, может, нам принимать записки с именами тех, кто стоит на пороге крещения, кому нужен Божественный толчок? Особенно если это родственники наших постоянных прихожан.
А если нет таких, то можно было бы молиться о просвещением светом Христовой веры многих народов, доныне пребывающих во тьме язычества. Не везде все это получится. По крайней мере, не везде получится сразу.
Это и хорошо. Потому что все люди разные, и не надо нам революций, коренных реформ и моментального единообразия. Но нужна любовь к Церкви и горячее желание, чтобы все было правильно, а не так, «как мы привыкли».
Если же все «как мы привыкли», то это — всего лишь любовь к себе и страх всколыхнуть привычную среду, а не ратование за истину. Великий пост пролетает быстро. А пролетев, часто оставляет по себе осадок неудовлетворенности.
Дескать, опять постное время миновало, а я не успел ни потрудиться, ни измениться. Пасха близится, а я чувствую, что пролукавил всю Четыредесятницу, жалел себя, постился в полсилы. И вроде знаю, что «Царство силою берется», что «узок путь и тесны врата», но повторяю по привычке, что «времена не те», что сил нет.
Сам расслабляюсь, других расслабленных успокаиваю. Оттого и Пасха Красная вечной жизнью нас не наполняет до краев, что за время поста мы нутро вычистить не успеваем. Не наливает нам Господь «вино молодое в мехи ветхие».
И виноват не Господь, но мы, удобно усевшиеся за частоколом из различных отговорок. Не хорошо это. Планеты кружат свой хоровод вокруг Солнца.
Наше Солнце — Христос. Так на литургии Преждеосвященных Даров мы со страхом прикасаемся к Агнцу и звоним в колокольчик, чтоб преклонили колени люди; и кладем поклоны: и много поем покаянных и хвалебных песен. И небесные силы служат Царю Славы с нами вместе невидимо.
И все это дает в результате такое молитвенное ощущение и настрой, такую жажду к предстоянию перед Христом, что этого надолго должно хватить. И пост пройдет, а благоговение останется. И вслед за Пасхой наступят другие праздники, а желание молиться со слезами, класть поклоны и поститься не уйдет из души.
Поэтому нужно вдыхать полной грудью скорбный и целебный воздух Великого поста, чтобы целомудрие и строгость, в этом воздухе растворенные, глубоко проникли в каждую клеточку нашего духовного организма. Автор: протоиерей Андрей Ткачев Источник: собрание проповедей протоиерея Андрея Ткачева Иже в девятый час на кресте нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Святая Церковь во дни Великого поста обращается к Господу нашему Иисусу Христу, нас ради плотию смерть вкусившему , и просит за всех христиан, чтобы Бог умертвил плоти нашея мудрование. Какие таинственные слова! Что означает мудрование плоти и почему оно для нас представляет такую опасность, что мы желаем полного искоренения его в нас?
По образу Своему и подобию создал людей Бог. Все в человеческом существе гармонично и премудро устроил Всевышний Творец. Каждый из нас в единстве своем троичен, имея дух, душу и тело.
Дух — это глас Божий в нас. Дух, как владыка, всем управляет, руководит и главенствует. Душа — наша бессмертная сущность, ей принадлежат чувства, размышления, рассуждения и помышления, она обладает многими свойствами, определяющими отношение к жизни.
Тело же существует по естественным природным законам, обеспечивающим жизнедеятельность нашего организма. Итак, в человеке все происходит как должно, правильно взаимодействует и дополняет друг друга до тех пор, пока гармония не нарушается грехом. Когда мы начинаем уклоняться от воли Творца, предаемся страстям и порокам, нарушается согласие и в нашем триединстве.
Тогда-то вот и возникает это состояние, которое называется в церковном понимании мудрованием плоти. При этом плоть человеческая возвышается, а дух унижается. Проще говоря, когда мы начинаем больше думать о земном, а не о небесном, все переворачивается с ног на голову.
Мудрование плоти есть бунт против духа. В таком состоянии грешник не желает каяться, но стремится всячески оправдать свои беззакония. Мудрование плоти, или возвеличивание земного, плотского начала в человеке, насквозь пронизывает ядом греха всю природу его.
В основе такого мировидения, мировоззрения и определения собственного места в жизни лежит самолюбие, желание прославиться не славой Божией, а почитанием общественным, почестями человеческими. Вот почему и все устремления направлены на потворство похотям и страстям, на служение различным прихотям. Апостол Павел писал: Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти Гал.
И в естестве нашем всегда были и будут два начала: плотское, направляемое чувствами, и духовное — невещественное, стремящееся к Творцу. Преподобный Нил Синайский учит: « Дай плоти то, что ей нужно, а не то, что она хочет получить ». Неуемная жажда плоти, возгреваемая различными страстями и соблазнами, приводит к ее мудрованию, когда начинается погоня за удовольствиями и наслаждениями, которые, как злокачественные образования, разрушают целостность человеческого существа, созданного по образу Божиему.
Страшно даже подумать о том, во что для нас, грешных, такое состояние выливается! Прежде всего, появляется равнодушие к вере и Богу, небрежение к делам милосердия и любви. Маловажное и несущественное при этом выдвигается на первый план, а все действительно важное в очах Господних низводится порой до отрицания.
Где уж тут о Боге подумать, когда ум и душу пленяют тщеславие, жадность и ненасытность в стремлении к обогащению, возведение собственной злой воли к противоборству Божественному Промыслу?! Где уж тут о ближних переживать, если мудрование плоти превозносит человека превыше всех, раздувая гордыню до неимоверных размеров… Даже по отношению к себе самому человек, порабощенный мудрствованием плоти, становится врагом, потому что занимается непотребствами, которые ведут его к двойной погибели — и физической, и духовной. Святитель Иоанн Златоуст говорит: « Пока плоть сохраняет подобающее ей значение, не бывает ничего несообразного.
Когда же мы позволяем ей все, и она, преступив свои пределы, восстанет на душу, тогда мы все губим и портим не по своей собственной природе, но вследствие неумеренности и происходящего в ней беспорядка ». И вот уже незаметно различие между добродетелью и пороком. Греховная плоть руководит и мудрствует, а дух изнывает, тоскует, но слепо подчиняется этим распоряжениям.
А где же, спрашивается, при этом совесть человеческая, почему она молчит? Не молчит, но затмевается греховной силой. Мудрование плоти — источник греха.
Но как же нам преодолеть столь неблаговидное состояние, как избавиться от мудрования плоти? Ведь мы прекрасно понимаем, что если уж греховная плоть возобладала над душой и духом человека, то добровольно она от своего владычества не откажется. Даже очень сильное желание бороться со грехом не всегда реализовывается успешно.
Все мы немощны и слабы: очиститься, освободиться, отвергнуться от беззаконий и собственных страстей крайне трудно. Но и в отчаяние впадать не стоит. Да, мудрование плоти, если оно овладело нами, проявляет большую власть и упорство, однако отступает пред неизреченной помощью Божией.
Небесная сила легко и быстро снимает с нас узы греха, наполняет истинной и искренней верой, твердой уверенностью в Промысле Божием и благодатной христианской любовью.
Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или паче Сам восприими оружия и ими вместо меня порази в конец сего неистового врага моего». Преподобный Никодим Святогорец После Причащения нужно исправление, свидетельство о любви к Богу и ближнему, благодарение, усердное стремление к новому, святому и непорочному житию. Словом, прежде Причащения нужны истинное покаяние и сердечное сокрушение; после покаяния нужны плоды покаяния, добрые дела, без которых истинного покаяния не может быть. Следовательно, христианам необходимо жизнь свою исправить и начать новую, богоугодную, чтобы не в суд и не в осуждение было им Причащение.
Ныне вы ощущаете исполнение этого гласа на самом деле! Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас — сосуд Божественного таинства; каждый из вас — храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцем Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои: вы — Божии. Вы куплены Богом ценою крови Сына Его 1 Кор. Не можете принадлежать ярму чуждому!
Сегодня суббота первой недели Великого Поста. И сегодня впервые в этом Великом Посту в храме читалось Евангелие. Как вы, наверное, знаете, в великопостный период богослужение проводится по особому чинопоследованию, в соответствии с которым Евангелие на первой неделе Великого Поста, с понедельника по пятницу включительно, не читалось. То есть сегодня первое евангельское чтение, которое мы слышим в храме в Великом Посту. Но вот что удивительно. Ведь тот евангельский текст, который нам с вами сегодня предложен, на первый взгляд никак не связан с Великим Постом.
Ведь речь шла о том, что Христос проходил со Своими учениками через засеянные поля. Апостолы, желая утолить голод, стали срывать колосья, очищать зерна от шелухи и есть их. А дело происходило в субботу. И фарисеи, увидев эту картину, стали упрекать Христа, говоря: «смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать». Действительно, суббота, как мы уже не раз об этом говорили, была заповедным днем Господним. Каждый правоверный иудей должен был неукоснительно соблюдать этот день.
С одной стороны, это был день молитвенного собрания, чтения слова Божия. А с другой стороны, это был день покоя. Ведь само слово «суббота», по-еврейски «шаббат», переводится как «покой».
В субботу и воскресенье Великим постом совершаются полные Литургии. Те особенности, которые мы видели за богослужением будних дней, уже нет, но это вовсе не означает, что пост в эти дни отменяется. В субботу вечером совершается традиционное воскресное всенощное бдение.
Великий пост
Бывшие у власти в Константинополе язычники окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках города, чтобы поиздеваться над верующими. Великомученик явился местному архиепископу с предупреждением, и христиане стали питаться коливом, приготовленным из домашних запасов. Особенности богослужения: Обычно по субботам Четыредесятницы совершается литургия св. Иоанна Златоуста.
Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу. Вечером совершается всенощное бдение накануне воскресного дня. Дни памяти: Великомученика Феодора Тирона.
Празднование Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи перенесено со среды, 9 марта. Преподобного Прокопия Декаполита, вместе со своим сподвижником св. Василем прославившегося иноческими подвигами и противостоянием иконоборчеству празднование перенесено на среду, 9 марта.
Пост: По монастырскому уставу разрешена не только вареная пища, но и еда, заправленная растительным маслом. Особенности богослужения: В воскресные дни Четыредесятницы совершается литургия св. Василия Великого, которая бывает всего лишь десять раз в году семь из них во время Великого поста.
В первую неделю Великого поста к ней присоединяется чин Торжества Православия — особенная служба с чтением Апостола и Евангелия, молитвами, пением тропарей, составленная в IX—Х веках в ознаменование победы истинной веры над еретическими учениями. Дни памяти: Кипрской иконы Божьем Матери, явившейся в 392 году. Чтимый список образа есть в Московском Успенском соборе.
Преподобных Марины и Киры, родных сестер, сорок лет живших в уединении, посте и молитве и носивших вериги. Преподобного Василия Исповедника, вместе с преподобным Прокопием Декаполитом чья память накануне совершавшего свой подвиг веры.
Ru О Таинстве Причащения, если размышлять пространно, то надобно размышлять целую вечность: ибо это святейшее Таинство есть верх всемогущества, премудрости и любви Божией к нам. Иннокентий, архиепископ Херсонский Помысли, христианин, какой чести ты удостоин?
Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют возреть без страха, по причине сияния отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом. Святитель Иоанн Златоуст Время приступить к страшной Трапезе. Приступим же все с достойной мудростию и вниманием.
Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое на уме. Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, Тот же теперь совершает и эту. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия «сие есть Тело Мое», — сказал Он.
Наш Божественный Питатель преподает нам самое Тело Свое, — всецелое Тело Свое, — преподает со сладостию любви, без сравнения превышающей материнскую, но притом преподает нам Тело Свое, горьким и смертным страданием уготованное нам в пищу. Сие есть, — глаголет, — Тело Мое, еже за вы ломимое. Сия есть Кровь Моя, яже за вы и за многия изливаемая. Как пшеница страждет в жерновах, и под рукою хлебоделателя, и в разженной пещи, да будет хлеб, укрепляющий сердце человека, как кровь гроздова страждет в утеснении точила, да будет вино, веселящее сердце человека, так благоволил воплощенный Сын Божий предать Тело Свое на разнообразные страдания Елеонские, Иерусалимские и Голгофские, допустил многострадально источить кровь Свою в предкрестных и крестных мучениях, дабы в них уготовать нам пищу и питие жизни и врачевания, бессмертия и блаженства. Таинство Тела и Крови Христовы так дивно и непостижимо, что Богомудрые отцы наши, как бы опасаясь за простоту и твердость нашей веры, желают как бы некими подпорами подкрепить ее своими богомудрыми рассуждениями. Иоанн Дамаскин, — Адам сей — то есть второй Адам, Иисус Христос — духовен есть, подобаше и рождению быти духовному, и пищи таковой же: обаче, поелику сугуби и сложни есмы, то подобает и рождению быти сугубому, и пищи сложной. Сего ради рождение убо нам водою и духом, сиречь Святым Крещением, дадеся; пища же есть самый хлеб животный, Господь наш Иисус Христос, с небесе сшедый».
И далее: «Како будет Мне сие, глаголет Святая Дева, понеже мужа не знаю? И ты такожде вопрошаеши ныне: како хлеб бывает тело Христово, и вино и вода — Кровь Христова? И аз же тебе глаголю: Дух Святый снисходит и сия творит, паче слова и разума». Подобно и свт. Иоанн Златоуст увещевает: «Да повинуемся во всем Богу и ничтоже вопреки да глаголем, аще и сопротивно быти видится нашим помыслом и зрениям глаголемое, но да будет и помысла и зрения нашего истиннейшее Его слово. Тако и в Таинствах да творим, не на предлежащее токмо взирающе, но глаголы Его содержаще: слово бо Его непогрешительно, чувство же наше удобь прельщаемо есть, слово Его никогда же изменяется, чувство же наше часто соблазняется. Егда убо слово рече: сие есть Тело Мое, — и да повинуемся, и да веруем, и мысленными то да зрим очима. Ничто же бо чувственно предаде нам Христос, но чувственными убо вещми вся же мысленная». Поелику назначение настоящей жизни нашей таково, что мы должны, как изъяснился Апостол, верою ходить, а не видением 2 Кор. По многоразличной силе Божественной пищи и пития, по многоразличной премудрости и благости Божественнаго Питателя ощутительный плод вкушения Трапезы Господней является верующим — то неизреченною радостию в сердце, то сладкою тишиною в душе, то светлостию в уме, то глубоким миром в совести, то утишением обуревавших искушений, то прекращением страданий душевных и телесных, а иногда и совершенным исцелением, то живейшим ощущением любви к Господу или умножением ревности и силы к духовным подвигам и добродетелям.
Но каковы бы ни были наши собственные в сей тайне опыты, скажу паки со свт. Иоанном Златоустом: «Да будет и помысла, и зрения нашего истиннейшее слово Господа нашего». Одно из приятнейших удостоверений как о необходимости для нас, так и о спасительной благотворности Трапезы Господней имеем мы в том, как сильно желал ее Сам Господь наш. Ибо что значат слова Его к апостолам: желанием возжелех сию пасху ясти с вами? Ветхозаветной ли пасхи так сильно желает Он? Но она до сих пор была обыкновенна, как совершаемая ежегодно, а отныне должна совершенно прекратиться, когда прообразование должно уступить место пришедшей истине. Итак, нет сомнения, что Он пламенно желает пасхи новозаветной, — той пасхи, в которой Сам Себя приносит в жертву, Сам Себя предлагает в пищу. Желанием, — говорит, — возжелех сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук, — после прообразовательной — истинную, не только осязаемую, но и созерцаемую, не только вещественную, но и духовную, и Божественную, не только закланную, но и живую, и животворящую, начинаемую прежде мук, дабы она была всегдашнею свидетельницею предуведения и свободного приятия мук, но уже заключающую в себе спасительное действие креста для всех времен, как свойственно действовать вечному началу.
За отказ принести жертву идолам Феодор был предан истязаниям и осуждён на сожжение. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии 305—311. Неповреждённое огнём тело святого Феодора было погребено в Евхаитах, недалеко от Амасии. Затем его мощи перенесли в Царьград; глава же святого находится в Италии, в городе Гаэте. Память св. Вскоре после кончины св. Феодора христианство стало дозволенной религией указы 311 и 313 гг. Но в 361 г. За это он получил прозвание Апостат, в переводе с греческого «Отступник». В 362 г. Тогда св. Феодор Тирон, явившись из другого мира архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках. Предупреждённые своим архипастырем верующие вынуждены были питаться в этот день только домашними запасами, преимущественно варёным зерном.
Великопостные наставления на субботу первой седмицы Великого поста
Великий пост 2024: календарь питания по дням, какого числа начинается и когда заканчивается | 23 марта, в субботу 1-й седмицы Великого поста, память святого великомученика Феодора Тирона, Божественную литургию в нашем храме возглавил иерей Афанасий Огерук. |
29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста. | Вечером 6 марта, в канун субботы первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил полиелейную утреню в Новоспасском монастыре г. Москвы. |
29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.
23 марта 2024 года, в субботу первой седмицы Великого поста, в день памяти Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий совершил Божественную Литургию в храме Воскресения Христова города Нижний Тагил. В эту субботу, завершающую первую седмицу Великого поста, богослужебные песнопения преподносят нам новое подтверждение того, что разумный пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под Его особым покровительством. Первая неделя (седмица) Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания.
Суббота первой седмицы Великого Поста
Шестую неделю Великого поста завершает Лазарева суббота (27 апреля) и Вербное воскресенье — двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим (28 апреля), после которого начинается Страстная седмица. Надо стараться провести время Великого поста достойно, поститься постом приятным, чтобы Святая Четыредесятница была для нас радостной весной духовной, чтобы солнце правды согревало наш путь. 6-ая седмица Великого поста называется седмицей Ваий и служит приготовлением к двунадесятому празднику Входа Господня во Иерусалим, который называется также Неделей ваий. Шестую неделю Великого поста завершает Лазарева суббота (27 апреля) и Вербное воскресенье — двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим (28 апреля), после которого начинается Страстная седмица.
Проповедь митрополита Евгения. Суббота первой седмицы Великого поста. Храм-на Крови. 04.03.2023
Амвросий Медиоланский Пост Страстной седмицы - продолжение подвига воздержания. Хотя Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим не принадлежат Страстной седмице, они становятся как бы вратами к искупительным Страданиям Господа нашего Иисуса Христа, поэтому являются днями постными. Эти дни праздничные, поэтому пост ослабляется: в Лазареву субботу разрешается рыбная икра, а в праздник Входа Господня в Иерусалим - рыба. No comments Log in or sign up to add a comment Next publication.
Самое хорошее поминовение — милостыня, и поэтому не должен никто проходить мимо нуждающегося. Часто человек не может подать денег. Но ведь не всегда от нас просят каких-то материальных средств, часто видишь человека, которому нужно просто доброе слово. Твой сосед, твой родственник, твой друг просто хочет выговориться, открыть тебе свое сердце, а ты молчишь и прячешься от этого. Заупокойная молитва в храме, родительские субботы — это фактически то, с чем обращается к нам Церковь. Сам Господь говорит: «Задумайся о вечности.
Задумайся о своей душе, помолись и постарайся сделать так, чтобы потом тебя не обличала совесть. Помоги ближнему. Прости того, кто обидел тебя. Накорми убогого, одень того, кто не имеет одежды. Утешь того, кто малодушествует». Дорогие братья и сестры, я хотел бы всем нам пожелать, чтобы мы чаще вспоминали, как говорил преподобный Антоний «последние своя». Чтобы не боялись смерти, не отталкивали ее от себя. Ибо Господь никогда никому из нас не пошлет больше, чем мы смогли бы перенести и любя нас, всегда протянет нам Свою руку, всегда нас поддержит, утешит. И когда придет час нашей смерти, встретит нас, как любящий Отец блудного сына. Покровска Энгельса 17 марта 2018 г.
Мы люди грешные и наша молитва «неисправна». И мы просим у Бога, чтоб Он исправил нашу молитву». Текст молитвы: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.
Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. И не потому, что позволяется в эти дни есть что-то скоромное. Скоромное для здоровых телесно людей запрещено до самой Пасхи. А потому, что в субботние и воскресные дни служится полная, настоящая литургия. Так литургия помещается Церковью во главу угла, и от ее наличия или отсутствия дни становятся праздничными или скорбными соответственно. Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище.
Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб — это литургия Преждеосвященных Даров. Она отличается от традиционной литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, дары освящены, и ими можно причаститься. Вся служба — это приготовление к причастию заранее заготовленными дарами. Главная мысль, которая должна родиться от внимания к поднятой теме, — это тоска по причащению, скорбь разлуки.
Это нежелание оставаться даже в течение одной седмицы без святых таин. Пусть нельзя торжествовать, а надо смиряться и плакать. Но все равно не причащаться нельзя, и, значит, надо причаститься хотя бы заранее приготовленными дарами. Невозможно понять литургию Преждеосвященных Даров, ее чин, ее происхождение, необходимость в ней без любви к таинствам и практики частого причащения. Что хотите, говорите, и, что хотите, думайте, но если бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, то литургия Преждеосвященных Даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней.
А нужда эта называется: не могу без Христа и причастия. Если причащаться редко, то и литургию служить надо редко, заполняя остальные дни чтением обедницы, псалмопением, акафистами, поучениями и проповедями. Но это - честный путь в никуда, что и незрячему должно быть понятно. Литургию оставлять нельзя. Она — наше единственное богатство. Нужно, напротив, так крепко полюбить литургию, чтобы через нее понять церковную жизнь вообще.
Хомяков совершенно справедливо говорил, что «христианство понимает лишь тот, кто понимает литургию». Мария Египетская не иначе ушла в пустыню на долгие годы, как причастившись. Еще не очищенная от страстей, она словно в залог на будущее получила причащение и благодать, чтобы там, в пустыне, иметь Божественную помощь. Вот и мы, по слову Андрея Критского, должны вселиться «в пустыню страстей покаянием». Во время поста страсти обнаруживают себя, просыпаются, томят и тревожат душу. Временами не просто тревожат, но жгут и опаляют.
Нужда в Божественной помощи становится более востребованной, более ощутимой. Для таких благопостящихся тружеников, ощутивших особо остро свою немощь, и создана литургия Преждеосвященных Даров. По своему чину она соединяется с вечерней, и служить ее хорошо бы вечером. Не спешите возражать — дайте договорить. Собственно сложность вечернего служения только одна — долгий евхаристический пост. Все остальное — технические детали.
Отговорка, что, мол, так уже давно не делали, не работает. У нас много чего хорошего не делали, а ко многому плохому привыкли. Что ж нам, все ошибки маркировать значком «не тронь», а от всего забытого наследия отмахиваться? Непривычно длинный евхаристический пост — единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров. Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи?
Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды. Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой.
Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании причащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется. Больше сложностей нет. Дальше одни наслаждения. Стоит однажды в жизни отслужить эту службу вечером, хотя бы ради опыта и ощущения контраста. Стоит пропеть: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», — не в 8:30, а в 18:00, когда солнце действительно пришло на запад.
Стоит ощутить, насколько лучше сочетать свой ум со словами псалма: «Воздеяние руку моею — жертва вечерняя», — во мраке храма, освещенного лишь лампадами, а не при ярком солнечном свете. И «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» несравненно лучше и естественнее произносить поздним вечером, а не до полудня. Стоит телом понять, насколько лучше молиться на совершенно пустой желудок, чтобы потом избрать путь древний и лучший, хотя и более трудный. Все пения, каждения, коленопреклонения, все хождения со свечами и фимиамом вокруг Евхаристического Агнца, все молитвы святого Ефрема предназначены здесь для вечерней поры. Эта служба таинственна и по-особому интимна. Она чуждается прямых солнечных лучей и электрического света, поскольку на ней причащаются Христу люди, решившиеся на усиленный подвиг, люди, стеснившие себя ради широты Небесного Царствия.
Литургия вообще не для чужих глаз. Сущая болезнь и истинное наказание — это наши всегда открытые на службе двери и случайный народ, покупающий свечи и торгующийся у столов с записками в любой момент службы. Читается ли Евангелие, поют ли Херувимскую, всегда кто-то будет блуждающим взглядом искать места на подсвечнике для своей свечи. Дал бы Бог, чтоб мы повзрослели, стали серьезнее и когда-нибудь на возгласе «Двери, двери! Так на обычной литургии. Но на литургии Преждеосвященных Даров это еще серьезнее.
Тут совсем не место случайным людям, забредшим на огонек, «не могущим молиться с нами». Их сразу видно. Они не преклоняют со всеми колен, они пялятся на священника при возгласе «Свет Христов просвещает всех! Их точно нельзя причащать. Она, литургия Преждеосвященных Даров, поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать.
Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах. Нужно успокоить и тех, кто во всем непривычном видит след обновленчества. Обновленчество — это понижение церковной дисциплины ради угождения духу времени. А возврат к традиции — это противоположное движение: от расслабленности — к собранности, от потворства себе — к борьбе с собою. Это движение от простого вычитывания текстов к постижению духа текстов. Вот, например, на литургии Преждеосвященных Даров положены частые молитвы об оглашенных и о «иже ко святому просвещению готовящихся».
Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение. Мы сегодня, чтобы не выпускать эти молитвы за ненадобностью и не читать ради простого вычитывания, должны найти им применение. У многих ведь есть родственники, друзья и знакомые, слышавшие о Христе, но не принявшие крещения. Многие почти согласны, но еще колеблются. Так, может, нам принимать записки с именами тех, кто стоит на пороге крещения, кому нужен Божественный толчок? Особенно если это родственники наших постоянных прихожан.
А если нет таких, то можно было бы молиться о просвещением светом Христовой веры многих народов, доныне пребывающих во тьме язычества. Не везде все это получится. По крайней мере, не везде получится сразу. Это и хорошо. Потому что все люди разные, и не надо нам революций, коренных реформ и моментального единообразия. Но нужна любовь к Церкви и горячее желание, чтобы все было правильно, а не так, «как мы привыкли».
Если же все «как мы привыкли», то это — всего лишь любовь к себе и страх всколыхнуть привычную среду, а не ратование за истину. Великий пост пролетает быстро. А пролетев, часто оставляет по себе осадок неудовлетворенности. Дескать, опять постное время миновало, а я не успел ни потрудиться, ни измениться. Пасха близится, а я чувствую, что пролукавил всю Четыредесятницу, жалел себя, постился в полсилы. И вроде знаю, что «Царство силою берется», что «узок путь и тесны врата», но повторяю по привычке, что «времена не те», что сил нет.
Сам расслабляюсь, других расслабленных успокаиваю. Оттого и Пасха Красная вечной жизнью нас не наполняет до краев, что за время поста мы нутро вычистить не успеваем. Не наливает нам Господь «вино молодое в мехи ветхие».
Ибо нечестивый царь запретил жестоко мучить, а также откровенно бесчеловечно покушаться на христиан, — стыдясь и в то же время опасаясь, чтобы к ним не присоединились многие, но задумал мерзкий обманщик некоторым тайным способом осквернить христиан. Для чего он, помня, что христиане в первую седмицу святого поста особенно очищаются и внимают Богу, призвав градоначальника, повелел обычно продаваемые продукты убрать, а выставить на рынке другую пищу, то есть хлеб и напитки, предварительно окропив их идоложертвенной кровью и осквернив этим окроплением, чтобы покупающие их после поста христиане осквернились в момент наибольшего очищения. Градоначальник сразу осуществил на деле повеленное ему, и на всем торжище разложили оскверненные идоложертвенной кровью пищу и питие. Но Всевидящий Бог, препятствующий хитрецам в их коварстве и всегда промышляющий о нас, Своих рабах, разрушил и гнусные козни отступника. Городскому епископу Евдоксию[3], хотя он был и еретиком, а не православным, Бог послал великого страстотерпца Своего Феодора, из воинского сословия, по прозванию Тирон[4].
И тот, представ перед ним не во сне, а наяву, сказал вот что: «Как можно скорее, встав, собери стадо Христово и строго заповедай никому ничего не покупать из предлагаемого на торжище, ибо все это осквернено идоложертвенной кровью по приказу нечестивого царя». Архиерей недоумевал и спрашивал: «Но как бы это удалось не имеющим дома достаточно пищи — не покупать предлагаемого на торжище?
[23.03.2024] Суббота первой седмицы Великого Поста
Проповедь в субботу первой седмицы Великого поста. Игумен Анфим (Черный) | В субботу первой седмицы совершается память святого великомученика Феодора Тирона. |
Суббота первой седмицы Великого Поста | Первая неделя Великого поста, она особенная. |
Проповедь митрополита Евгения. Суббота первой седмицы Великого поста. Храм-на Крови. 04.03.2023 | Завершить первую седмицу Великого поста следует конечно же полноценным участием в Божественной литургии, то есть причаститься Святых Христовых Тайн. |
Суббота первой седмицы Великого поста. Чтение на каждый день Великого поста | В субботу 1-й седмицы Великого поста Православная Церковь празднует память св. вмч. |
25 марта: Родительская суббота 4-й седмицы Великого поста. Что нельзя делать
В субботу, 4 марта, в храмах пройдут богослужения, посвященные великомученику Феодору Тирону, пострадавшему за веру в Иисуса Христа. Это в его честь неделю назвали Федоровой. Фото: Екатерина Иванова. RU 27 февраля начинается Великий пост — самый продолжительный из четырех многодневных постов. Он продлится 48 дней и завершится 15 апреля, накануне Пасхи Христовой.
Это время дается для того, чтобы люди успели подготовиться к Светлому празднику, встретить его с чистой душой и светлыми помыслами. Федорова неделя: история Первая неделя Великого поста, наступающая сразу после Масленицы и Прощеного воскресенья , считается одной из самых строгих и сложных. Ее первый день, названный Чистым понедельником, полагается провести в хлопотах по дому. Об этом сетевое издание «Учительская газета» рассказало накануне.
Учитывая, что это рабочий день, верующие оставляют домашние дела на вечер. В целом седмица, которая в православном календаре называется Федоровой, должна пройти спокойно, нацелив мирян на дальнейшие действия. Ее предзавершением станет Федорова суббота, установленная в память о святом великомученике Феодоре Тироне. В 2023 году она придется на 4 марта.
Великомученик Феодор Тирон Фото: pinterest. Первый раз — 1 марта по новому стилю , в день его мученической смерти, и в субботу первой недели Великого поста, у которого нет четкой привязки к датам.
После завершения богослужения служители либо раздают их небогатым людям, которые нуждаются в этом, либо оставляют для нужд церкви. Однако поминать усопших, если нет возможности побывать в храме, можно и дома. Ведь главная цель — помолиться за упокоение их душ. В этот день принято посещать кладбище и приводить в порядок могилы. В это время убирают опавшую листву, увядшие цветы, мусор, который ветер приносит за оградки. После уборки можно немного посидеть возле могилы. Кто-то в это время читает молитвы, а кто-то вспоминает, какими были люди. Что нельзя делать 25 марта Запреты Родительских суббот имеют много общего.
Например, не стоит говорить о трудностях или ссорах — в жизни их хватает у всех. В это время принято говорить о родных, близких, знакомых только хорошими словами и помнить о позитивных моментах..
Жизнь спасти — или убить?
И Он, оглядев их с гневом, скорбя об окаменении их сердец, говорит тому человеку: «Протяни свою руку». И он протянул, и была восстановлена рука его. Одновременно евангельское чтение предупреждает: пост и другие религиозные предписания — не самоцель и имеют смысл лишь тогда, когда помогают, а не мешают нам нормально жить и работать на благо семьи и общества.
Именно поэтому в завершение первой строгой великопостной недели мы читаем о том, как Христос с учениками «нарушали» библейские предписания, вызывая формально справедливые упреки со стороны книжников и фарисеев — этих ревностных постников и благочестивых ревнителей Моисеева «ветхого»! В эту же субботу Православная Церковь совершает благодарственное празднование святому великомученику Феодору Тирону, погибшему в начале IV столетия, в период последних гонений на христиан. По его имени первую седмицу поста называли в Древней Руси «Фёдоровой неделей».
Черного моря. За отказ принести жертву идолам Феодор был предан истязаниям и осуждён на сожжение. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии 305—311.
Неповреждённое огнём тело святого Феодора было погребено в Евхаитах, недалеко от Амасии. Затем его мощи перенесли в Царьград; глава же святого находится в Италии, в городе Гаэте. Память св.
Онлайн требуется установить Яндекс. Браузер Дорогие друзья Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы.
Суббота 1-й седмицы Великого поста
Суббота первой седмицы Великого Поста / | Читаем Ветхий Завет (вторник седмицы 6-й Великого поста, седмица ваий). |
Божественная Литургия в субботу первой седмицы Великого поста | Песнопения субботы первой седмицы Великого поста. Тело Христово приимите. |
25 марта: Родительская суббота 4-й седмицы Великого поста. Что нельзя делать
В первую субботу Великого поста, 4 марта, в день памяти великомученика Феодора Тирона, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Вознесенском соборе г. Твери. Шестую неделю Великого поста завершает Лазарева суббота (27 апреля) и Вербное воскресенье — двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим (28 апреля), после которого начинается Страстная седмица. Крестопоклонная седмица — время, когда три недели Великого поста уже позади, а до конца еще столько же, то есть достаточно далеко. ← Пятница первой седмицы Великого Поста Старец Клеопа Покровский →. Патриаршая проповедь в четверг первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы 21 марта 2024 г. «Во время Великого поста можно поминать усопших дома так же, как и в другие дни года, за исключением Светлой седмицы — первой недели после Пасхи до вторника следующей недели, праздника Радоницы».