Новости охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора

Ответ на вопрос Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора, учебник История России 7 класс Арсентьев Данилов. Государев двор играл важную роль в управлении страной, так как здесь сосредоточивались люди, которые влияли на принятие решений и формирование государственной политики. Таким образом, государев двор играл важную роль в управлении страной, обеспечивая близкий контакт между государем и его приближенными, участвуя в управлении государственным аппаратом и оказывая влияние на культурную жизнь государства. рев двор имел большую роль в управлении страной. иком был собранный наместником с местного населения налог, который называется «Кормлением».потому, что уставной грамотой великого князя определялся размер содержания наместника – «корма». Государев двор Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора.

Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора.

Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Государев двор это верхушка общества, это сподвижники князя.
Государев двор Государев двор выполнял важную роль в управлении государством и определял направление его развития.
1. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. 2. Что было источником... Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Полный ответ.

Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора?помогите пожалуйста​

Всё зависело от каждого самодержца. Например, при царе Алексее Михайловиче окружённые бояре могли лишь дать совет, а его сын Пётр, который уже сам подбирал себе окружения, отказавшись от услуг бояр, доверял приближённым гораздо больше функций в государственном управлении. Обратной стороной такого доверия стал небывалый размах коррупции среди "птенцов гнезда Петрова", при Алексее Михайловиче такого никто даже представить не мог.

Среди них постоянно появлялись совершенно новые лица и фамилии, сменявшие тех, кто выбывал по старости или болезни. Вполне вероятно, что на протяжении 50-х гг.

В - четвертых, изменилась традиционная система вознаграждения членов Государева Двора за служебные достижения. На протяжении 50-х гг. Вместо кормлений с конца 50-х rr. Указом 1586 - 1587 гг.

Высший поместный оклад в 200 четвертей устанавливался боярам. Оклад в 100 четвертей устанавливался за представителями столичного дворянства стольниками, стряпчими и дворянами московскими , а также за головами стрелецкими и, вероятно, дьяками. Впоследствии оклад в 100 четвертей за дьяками был подтвержден и Соборным Уложением 1649 г. В 1550 г.

Вместе с тем, на практике твердо установленной градации окладов вну три чиновных групп не было. Обычные оклады рядовых уездных детей боярских составляли 150 - 250 четвертей. Обычные оклады московских дворян колебались от 500 до 1000 четвертей, оклады думных дворян - от 800 до 1200 четвертей, окольничих - от 1000 до 2000 четвертей. Еще более высокими были оклады бояр, поместья которых достигали размеров 2000 - 3000 четвертей и выше.

В - пятых, постоянное расширение функций и задач Государева двора за счет представителей местной знати вызывало увеличение его численности. Уже в конце XV в. Можно предположить, что Государев двор конца XV в. По оценке С.

Веселовского, в 50 -е гг. Увеличение численности Государева двора происходило за счет включения в его состав представителей территориальных органов, попадавших на великокняжескую службу после присоединения к московскому княжеству. В первой половине XVI в. Государев двор пополнился детьми боярскими из Тверского и Рязанского великих княжеств, а также выходцами из Великого княжества Литовского.

Наиболее серьезные изменения численности Государева двора были связаны с разрастанием фамилий князей и дегей боярских, входивших в его состав. Очевидно, аналогичные процессы шли и среди других фамилий. Во второй половине XVII в. В - шестых, московским царем предпринимались меры материальною поощрения служилых людей при Государевом Дворе.

В - седьмых, условием служебного роста при Иване IV стали кадровые перестановки в Боярской Думе и других важнейших государственных учреждениях. В конце 40 -х - 50 -е гг. Боярская Дума пополнилась выходцами из фамилий, никогда прежде не входивших в ее состав. В числе прочих, думные звания стали получать ближайшие сподвижники царя.

Предпринятые в 50 -е гг. Новую сложившуюся структуру двора отражает боярский список 1577 г. Подобная структура Государева двора в общих чертах сохранялась и в дальнейшем, вплоть до первой трети XVII в. В целом состав Государева двора конца 80-х гг.

Суть пересмотра состава двора во второй половине 80 -х гг. Осуществляя эту меру, окружение Бориса Годунова руководствовалось интересами боярского слоя, к которому принадлежал сам царь и его окружение. Годунов вплотную приступил к реорганизации состава и структуры Государева двора с начала 1587 г. В этот период почти все худородные стольники и стряпчие особого двора Ивана Грозного оказались в 1588 - 1589 гг.

Пересмотр личного состава чинов двора отчасти затронул и земских дворян. Ряд не слишком видных в служебно - местническом отношении бывших земских дворян московских получили чины выборных городовых дворян. К моменту решительной схватки за власть зимой 1598 г. Верхушка двора - Боярская дума состояла приблизительно из 40 человек.

И если численно она за 1584 - 1598 гг. Так в конце царствования Ивана Грозного около четверти всего состава Боярской думы приходилось на худородных думных дворян на «дворовую» часть - половина состава , то к 1598 г. Более половины всех бояр принадлежало к первостепенным княжеским фамилиям. Почти вдвое сократилась численность думных дворян, несколько изменился и их социальный состав.

После реформ, проведенных в конце XVI в. Представители этих групп включаются теперь в состав дворян московских. После 1588 - 1589 гг. Вероятно, со времени воцарения Б.

Годунова в состав Государева двора были включены стрелецкие головы, ставшие ему надежной опорой в борьбе с оппозицией. Им был определен подмосковный поместный оклад в 100 четвертей земли, который равнялся окладу московского дворянина и вдвое превышал оклад дворянина выборного. Таким образом, сложившаяся в конце XVI в. Эта верхушка двора возвышалась не только над рядовым уездным дворянством вообще, но и над высшим его слоем - выборными дворянами, которые лишь периодически привлекались к несению московской дворовой службы и нс шрали большой роли в центральном аппарате управления.

Реформы Государева двора, проведенные Б. Годуновым, фактически закрыли доступ ко двору и реальному управлению страной дворянству окраин. Это была отрицательная сторона его реформ органов государственного управления, углубившая противоречия между столичной знатью и уездным дворянством, а также между дворянами Центра и окраин. Такая политика способствовала сплоченности местных служилых обществ, что стало одним из факторов поддержки последними различных самозванцев в противовес центральной власти в годы Смуты.

В рассматриваемый период слово «дворец» резиденция правителя соответствовало выражению «Царский Государев двор». Только в этом качестве оно употребляется в Соборном Уложении 1649 г. Такое деление было связано со знатностью происхождения и задачами, решаемыми в составе Государева двора. Появление нового термина отражает начало выделения придворной службы в отдельную сферу управленческой деятельности, процесса, который позднее был закреплен в петровской «Табели о рангах».

Доступ во дворец имели только высшие сановники, обязанные сходить с лошади или экипажа за несколько саженей от дворца, да придворные чины, и только в приемные покои. Остальные являвшиеся ко двору - с челобитья. Совершенно нельзя было являться во дворец с оружием и больными. Все бояре, окольничие и думные люди обязаны были являться во дворец рано утром и после обеда в вечерню, собираясь в передней, ждали выхода царя.

После приема бояр царь шел к обедне, в сопровождении приехавших сановников, и после обедни начиналось «сиденье с бояры» заседания царской думы. Для обеспечения повседневного функционирования Государева Двора при нем создавались различные обслуживающие структуры подразделения , дворы. В составе Государева двора были хозяйственные подразделения - дворы или дворцы: сытный, кормовой, хлебенной, казенный, потешный. Он занимал более 30 погребов и ледников, «кроме погреба, что с фряжскими питьями», и несколько «деловых изб и палат» сытная изба, пивоварня, браговарня, квасоварня, бочарня и др.

Кроме нитей, в сытном Дворе хранились виноград, арбузные и дынные полосы, фрукты, орехи и т. Двор кормовой - «поварня» с палатами: «курятной», отпускавшей кур, птиц, сушильной и др. В нем хранились и сосуды для кушанья. Двор хлебенный, или житный, приготовлял разного рода хлеб.

В нем также были свои палаты и деловые избы: бурникова изба, в которой готовились хлебы недомерки и кольца; мучная палата, ледник, овощная и купецкая, где хранилась посуда и предметы дворцового обихода. Двор казенный сохранял казну государеву - золото и серебро в разных видах , большей частью в посуде, которой украшались царские столы; золотые, серебряные и шелковые ткани, сукна, шерстяные и бумажные ткани и мягкую рухлядь меха. В одной из палат этого двора, образовой, хранились иконы, кресты и другие святыни. Казенный двор соединялся с дворцом государя переходами с западной стороны Благовещенского собора и особыми палатами, примыкавшими к собору с южной стороны.

Все эти дворы были государственными учреждениями и находились в заведовании особого лица, при котором, для записки приема и расхода вещей, к его двору принадлежащих, и для производства суда и расправы между людьми его ведомства был учрежден приказ, подчинявшийся дворцовому приказу. Двор потешный - заменивший Потешную палату, построен при царе Алексее Михайловиче для потехи, для Hip, к которым при нем присоединились еще «комидийныя действа», впервые проведенные в потешном дворе. Но этой цели он стал служить только после смерти тестя Алексея Михайловича, И. Милославского, которому был дан царем для житья.

Через 10 лет он был переделан и увеличен пристройкой новых хором и теремов и обращен в жилой дворец, в котором после смерти Федора Алексеевича жили его сестры. В 1698 г. В 1806 г. Создание общегосударственного аппарата исполнительной власти и новые функции Государева Двора в системе управления Русского государства привели к трансформации его структуры, которая в XVI в.

В составе Государева Двора этого времени выделялись: бояре, окольничие, дворецкие, ясельничие, постельничие, дьяки, князья служилые князья и члены родовых княжеских корпораций , дети боярские, а также, конюшие, казначеи, печатники, сокольничие и ловчие. Выделение в составе Государева двора должностей конюшего, дворецкого, казначея, печатника, оружничего, ясельничих, постельничих, ловчих и сокольничих было показателем процесса включения Дворца в систему общегосударственного управления. Каждая из этих групп имела специфический круг обязанностей. Все они, кроме того, отличались друг от друга по своему иерархическому положению в выстроенной московским руководством вертикали власти.

Следовательно, структура и система должностей Государева двора берег начало от формирования княжеского двора. Практическая деягельность служащих Государсва двора реализовывалась через исполнение указаний великого князя, царя по вопросам жизнеобеспечения всем необходимым царской семьи и царя, а также по решению общегосударственных проблем. Назначение на должности в Государевом дворе производилось по различным основаниям: преданность, близость к княжеской семье , высокое положение в обществе, родовитость и т. Утверждение на должности при Государевом Дворе и продолжение карьерного роста - эго длительная процедура выдвижения богатых собственников и привлечения лиц дворянского сословия для выполнения решений князя царя на всей подвластной ему территории.

На службе царя, в Государевом Дворе многие начинали с низших должностей, а затем выдвигались на высшие посты в системе государственного управления. Так, Ордин - Нащекин А. Он начал свою карьеру в 1593 г. Он получил титул стольника и воеводы 1611 , был избран в состав «Совета Всея Земли» 1612.

После освобождения Москвы от поляков Пожарский Д. После избрания Романова М. Служащие Государева Двора выполняли многочисленные обязанности и были исполнителями решений князя царя на общегосударственном и местном уровнях. Государеву Двору как высшему звену управления в системе исполнительной власти и его служащим были присущи следующие функции: I.

Уиравленческо - исполнительная: по выполнению решений князя царя на подвластных ему территориях. Военно - оборонительная: по организации народного ополчения с целью обороны; подбора и назначения воевод для военных походов, организация и руководство военными походами. Государев Двор в Русском государстве начинает выступать в качестве административного звена в государственном управлении , как привилегированная, унаследовавшая свой особый статус от прежнего двора московских князей. Администрация Государева Двора была опорой московского князя, царя в решении военных вопросов: 1.

Доказавший свою высокую боеспособность и безусловную преданность великокняжеской власти, Государев двор неоднократно привлекался для управления в наиболее значимых военных кампаниях, походах второй половины XV в. В военных походах Государев двор формировался как отдельное, самостоятельное воинское подразделение , выступал во главе с воеводами. В частности, в 1468 г. Государев двор выступал как личный охранный полк, своеобразная гвардия, самого великого князя, что способствовало удержанию детей боярских на государевой службе.

Внешнеполитическая: организация подбора кадров для работы в иностранных государствах в качестве дипломатических представителей. Хозяйственно - организаторская: по решению хозяйственных проблем, обслуживание князя царя по обеспечению выездов, повседневных личных потребностей прием нищи, подготовка ко сну и др. Материального обеспечения : для снабжения семьи князя царя финансами, продовольствием и пополнения государственной казны сбор дани, налогов. Подготовки кадров: через практическое исполнение проставленных задач и обеспечение служащим карьерного роста.

В процессе становления и функционирования Государева Двора у чиновников различного социального положения и происхождения формировалась мотивация к служению в Государевом Дворе. Во - первых, между великокняжеской властью и территориальными структурами управления служилых людей для укрепления их союза проводилась политика включения наиболее выдающихся по своему происхождению и родственным связям местных бояр и детей боярских в состав Государева двора, и наделение их соответствующими привилегиями. Этот процесс к концу XV в. Государев двор иревратился в своеобразный высший управленческий аппарат элиту управленческого аппарата , объединявший в своем составе представителей всех структур управления в Русском государстве.

Во - вторых, бояре и дети боярские из отдельных уездов Русского государства, взятые в состав Государсва двора, выступали связующим звеном между центральным руководством и территориальными структурами управления. Они являлись наместниками и волостелями, и получали широкие полномочия на местах: проводили земельные описания, сажали новые слободы и вели судебные разбирательства в уездах, расположенных поблизости от их вотчин, что значительно снижало для великокняжеской власти расходы на их содержание. В рассматриваемый период организация работы и совершенствование структуры Государева Двора и системы управления- эго попытка выйти в современном понимании на «Табель о рангах» или в XXI веке на должности государственных служащих. Как видим, эта многовековая процедура, имеющая на тог период политическую, экономическую и социальную обусловленность.

Поиски путей решения данной проблемы были непростыми: от наместников во времена княжений, кормленщиков, местнической системы, путных бояр - к созданию исполнительной руководящей элиты по выполнению решений царя князя. Государев Двор породил начала исполнительной власти - приказы и они стали отправной точкой, основой создания качественно новых структур управления Российским централизованным государством - коллегий, министерств и формирования исполнительной власти в России. Название для коттеджного поселка выбрано громкое, но судьбу его безоблачной назвать трудно. На рынке проект продвигается не один год, но продажи находятся на крайне низком уровне.

Судя по информации с официального сайта поселка, на декабрь 2015-го продано семь участков в первой очереди. Если учесть, что всего в поселке запланировано 450 участков, то темпы продаж можно признать крайне низкими. Сотка земли в «Государевом дворе» стоит от 75 тысяч рублей. Цена в общем-то вполне адекватная для Чеховского района, но на продажи это существенным образом не влияет.

Надо сказать, что сайт поселка несет в себе крайне мало информации. Например, даны общие сведения о предусмотренных проектом коммуникациях, но при этом нет сообщений о подключении электричества, водоснабжения и т. Девелопер не удосужился разместить на сайте поселка официальные документы, что наводит на размышления. Невозможно уточнить, кому принадлежит земля и каков ее статус.

Соответственно отсутствуют и документы, подтверждающие получение технических условий на подключение коммуникаций. Скажем, у более ранних проектов девелопера, например у поселка подобные документы на официальной странице опубликованы.

На этой странице находится ответ на вопрос Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора? Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории История. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.

Последние ответы Zannaabenova 27 апр. Володимир Великий уподобання? Оля23042003 27 апр. Irina9594 27 апр. Объяснение : незнаю...

В это время сформировалась традиционная тройственная структура великокняжеского двора, включавшая в себя князей, бояр и детей боярских. Во второй половине XV в. В этот период усложняются задачи управления, а развитие структуры Государева двора происходит за счет выделения новых придворных должностей, связанных по роду своей деятельности с Боярской Думой, Дворцом и дьяческой средой.

Государев двор становится одним из ключевых звеньев в системе общегосударственного управления, исполнительной властью князя, царя. Государев двор превратился в замкнутую организацию, куда почти прекратился доступ новых лиц. Государев Двор начинает выступать в качестве особой силы, как общегосударственная исполнительная структура, унаследовавшая свой статус от прежнего двора московских князей. Государь всея Руси назначал дворян военачальниками, дипломатами, управителями в центре и на местах. Успешную карьеру придворного обусловливали не только его служебное рвение, но также семейные связи и протекциявлиятельных друзей. Данная система управления была основана на территориальном принципе организации службы. С конца XV в. Государев двор принимал самое деятельное участие во всех значимых мероприятиях московского князя.

Все наместники, волостели, послы и военачальники разного уровня назначались на свои должности исключительно из числа лиц, входивших в состав Государева двора. Чаще всего они же производили земельные описания отдельных уездов и вели судебные разбирательства. Разряд новгородского похода «миром» 1495 г. Развитие великокняжеской канцелярии привело к выделению во второй половине XV в. В действительности казначеи и печатники эпизодически упоминались в источниках более раннего времени, однако, с конца XV в. Кроме них в конце XV в. Должность конюшего впервые встречалась в разряде новгородской поездки Василия III в 1510 г. Однако вполне вероятно, что эта должность существовала в Русском государстве во время правления Ивана III в 60-е гг.

Сокольничие и ловчие имели достаточно близкие функции и, вероятнее всего, их обязанности выполнялись одними и теми же лицами. Все эти должности были представлены в разрядах поездок великого князя в 1510 г. Дальнейшее развитие структуры Государева двора зафиксировано взаписях Дворовой тетради. Выделение в составе Государева двора должностей конюшего, дворецкого, казначея, печатника, оружничего, ясельничих, постельничих, ловчих и сокольничих было показателем процесса включения великокняжеского Государева Двора в систему общегосударственного управления и определенной унификации прежней путной системы. Это, однако, не означало еще полного разрыва с прежней территориальной структурой двора. Нарастание кризисных явлений внутри Государева двора стимулировало проведение в конце данного периода серии реформ Двора. Суть пересмотра состава двора состояла в приведении его чиновничьего состава в соответствие со сложившимися служебно — местническими отношениями и «породой» служилого человека на условиях его верной службы монарху. Пятый этап — вторая половина XVII в.

Постепенное слияние московских чинов в обособленную верхушку Государева двора, именуемую царедворцами, привело во второй половине XVII в. Формирование чиновничье — иерархической структуры Государева двора было обусловлено его новыми функциями. Одной из задач великокняжеской власти стало создание единого общерусского аппарата власти. Господство традиционных форм управления и общая неразвитость делопроизводства привели к увеличению значения Государева двора, как особой административной исполнительной структуры. Это ознакомительный фрагмент книги. Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес". Происхождение государева двора связано с княжеской дружиной - в исторических источниках оба термина близкие по сути описываемых ими явлений сосуществовали около полутора столетий. Государев двор пришёл на смену дружине в ходе раздробления Древнерусского государства в 12 - 1-й трети 13 века на самостоятельные княжества последних - на удельные княжения во главе с представителями различных ветвей династии Рюриковичей.

Распространение государевых княжьих дворов происходило по мере усложнения функций княжеской власти, в процессе интеграции в княжествах дружинников и местной верхушки в сословную группу бояр. Государев двор владетельного князя состоял из членов совета при нём Боярской думы , лиц, возглавлявших отрасли княжеского хозяйства пути и отдельные княжеские владения, всех служилых бояр княжества объединявшихся в территориальные корпорации по «городовой оседлости» и сохранявших до конца 14 века автономный институт тысяцких , а также дворян княжеские слуги типа министериалов с определёнными привилегиями, которые составляли низшую страту государева двора и эволюционировали в ходе аноблирования в княжеских «слуг вольных». Непосредственно при монархе в стольном городе, в поездках находилась постоянно лишь часть членов государева двора, обеспечивавшая безопасность князя и его семьи, исполнение монархом властных прерогатив и представительских функций, работу других органов власти. Военные походы мобилизовывали всех членов государева двора. В эпоху становления Русского государства в 15 - середине 16 века произошли важные перемены в численности и генеалогическом составе, структуре и формах учёта государева двора, характере служб его членов. Не позднее рубежа 15 и 16 веков состоялось статусное разделение всех князей, бояр, детей боярских на дворовых и «городовых». Одновременно генеалогический состав государева двора великих князей московских с 1547 царей насчитывал более 100 княжеских и старобоярских московских, тверских, рязанских фамилий, представлявших титулованную и нетитулованную аристократию, а также второстепенную знать. Они численно преобладали в различных стратах государева двора.

Представители 8 княжеских домов Рюриковичей и 4 родов Гедиминовичей ранее самостоятельные или владетельные князья в родовых владениях к концу 15 века стали служилыми князьями московского монарха в составе государева двора по спискам территориально-клановых групп лишь отдельные князья имели индивидуальный служилый статус. Среди служивших в приказах и дворцовых ведомствах смотри Дворцы, Казна приказных людей, входивших в государев двор, большинство составляли сравнительно незнатные лица. Структура государева двора в конце 15 - середине 16 века была смешанной - статусно-чиновной и административно-территориальной. В документации всегда выделялся «думный чин» - бояре, окольничие, «большие дьяки» со 2-й четверти 16 века, позднее - думные дьяки, лица, возглавлявшие дворцовые ведомства и службы, а также дьяки. Остальные члены государева двора стольники, стряпчие, постельничьи фиксировались по статусно-чиновным группам лишь во время периодического пребывания при дворе и несения различных придворных служб в резиденциях монарха или же в государевых поездках и походах. При этом основным принципом их структурирования в составе государева двора оставался административно-территориальный при сохранении определённых служебных и поземельных связей с «городовыми» корпорациями. Сохранялись также особые «автономные» части государева двора: отдельно и по сокращённой схеме учитывались дворовые дети боярских новгородских пятин, Псковского уезда до 1-й четверти 17 века , Смоленского уезда, Среднего Поволжья, а также Тверского великого княжества 1485-1542; первоначально в полном объёме чинов и страт государева двора, с 1510-х годов - по сокращённой схеме. При ликвидации московских уделов сохранялся особый учёт удельных князей из московских Рюриковичей - членов государева двора.

Ведущей была тенденция к консолидации «автономных» дворовых в рамках государева двора московских монархов при нараставшем размежевании всех членов государева двора с провинциальными детьми боярскими, при увеличении количества статусно-чиновных групп в составе государева двора и сокращении роли его административно-территориального структурирования. В середине 16 века из числа реальных членов государева двора были фактически исключены многочисленные дворовые дети боярские. Оформление государева двора московских монархов около 1,1-1,2 тысяч человек в середине 16 века изменило систему политической жизни : в рамках государева двора складывались правящие кружки при монархе и дворцовые «партии», формировались правительственные программы, члены государева двора составляли подавляющее большинство светских участников первых земских соборов середины 16 века. Члены государева двора главным образом из его высших и средних слоёв занимали все высшие и средние командные должности в армии, центральных и местных органах власти и суда на местах до отмены системы кормлений в 1550-е годы , в дипломатической сфере. При великих князьях московских Иване III Васильевиче и Василии III Ивановиче Московский Кремль был перестроен в качестве столичной резиденции московских монархов и места пребывания центральных органов власти, а также дворцовых ведомств; сформировались ближние с. Воробьёве и др. Существенно изменился образ жизни членов государева двора. Постоянное или периодическое пребывание при дворе было связано с наличием двора-усадьбы в Москве и подмосковных владений для обеспечения собственных потребностей, сменой фамильных «молений» монастырей , расширением брачно-родственных связей и т.

Введение опричнины в январе 1565 года привело к разделению государева двора на опричный и земский, а после её отмены в 1572, вплоть до смерти царя Ивана IV Васильевича Грозного в 1584, функционировали земский государев двор и особый двор царя. В целом увеличилась совокупная численность всех дворовых, в 1560-70-е годы зафиксировано появление думных дворян и думных дьяков, окончательно сложился статусный чин дворян московских и дворян выборных. Генеалогический состав опричного и особого дворов не отличался принципиально от земского. Массовые казни и репрессии в ходе опричнины и позднее привели к гибели многих аристократических фамилий, к утрате консолидации в политической элите Русского государства и внутри государева двора в целом. В правление царя Фёдора Ивановича было восстановлено институциональное единство государева двора и окончательно сложилась его статусно-чиновная структура: он делился на «думный чин», включая высшие придворные и дворцовые чины бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки; дворецкий, казначей, кравчий, постельничий, ясельничий, ловчий, сокольничий и др.

Охарактеризуйте роль в управлении страной государства двора. Государев двор

Государев Двор в качестве сословной организации выполнял несколько функций: обслуживал личные нужды Великого Князя. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева , если можно). рев двор имел большую роль в управлении страной иком доходов государевых наместников было содержание местным населением деньгами и продуктами этого наместника и его двора. Государев двор становится одним из ключевых звеньев в системе общегосударственного управления, исполнительной властью князя, царя.

Состав государева двора содержание реформы. Государев двор

Путным боярам подчинялись их слуги, жившие в слободах, селах и деревнях, они имели чины конюшенных дьяков, спальников, окольничих, сокольники, бобровники, огородники, садовники и т. Путные бояре — особое сословие феодалов, бояр, служивших непосредственно при князьях и составлявших основу княжеских дворов. Они, как правило, выполняли задачи, связанные с семейной или имущественно-хозяйственной жизнью своих сюзеренов, развозили почту, собирали налоги. Это сословие иногда играло весьма заметную роль в организации династической преемственности княжеской власти, осуществляло наместническо — представительские функции князей, активно участвовало в организации управления и влияло на внешнюю и внутреннюю политику. Управление посредством путей составляло особую административную систему княжеского дворца и было выше управления наместников и волостелей. По городам и сельской местности были слободы, села и деревни, приписанные к тому или другому пути , находившиеся в очень слабой административной связи с общим управлением или даже совершенно обособленным от него. С централизацией государства и увеличением территории, компетенция дворцово-вотчинной системы стала расширяться, выходить за рамки собственно княжеского домена. Усложнение функций привело к тому, что в подчинении «путных бояр» появились многочисленные штаты дьяков, приказчиков, ключников и др. Определилась некоторая субординация дворца и дворцовых ведомств: дворец Большой дворец стал центральным учреждением , которому подчинялись «путные» ведомства и, кроме того, им поручались многие вопросы, связанные с местным управлением назначение наместников, волостелей, разработка текстов уставных грамот — документов, определявших права органов местного управления , с церковным и светским землевладением например, так называемое «испомещение» служилых людей и некоторые другие. В ведомстве каждого «пути» находились земли, сёла и деревни.

Каждому «путному» боярину были подведомственны низшие должностные лица ключники, посельские. Лицо, возглавлявшее «путь», получало право управления и суда над населением территории, подведомственной данному «пути»; в его пользу поступала часть доходов от сборов с этого населения. Путным боярам при назначении ставились конкретные задачи , определялся круг обязанностей. Согласно Шереметевскому списку 1-е пожалование чином «конюшего боярина» относится к 1495 — 1496 гг. Чин был введен царём Иваном III. Конюший являлся одним из важнейших лиц в государственном аппарате, поэтому на эту должность назначался виднейший из бояр — представителей старомосковской аристократии по принципу личной преданности великому князю. Конюший совмещал, как правило, дворцовый и думный чины. Долгое время ими были представители старинного боярского рода Челядниных. Средством обеспечения Конюшего являлось кормление, собиравшееся с пути, т.

Конюший путь управлял содержанием лошадей и княжеских конюшен, приписанными к нему дворцовыми землями, всеми княжескими лугами. С начала XV в. Высокое положение Конюшего объясняется особым значением конюшего пути, позже Конюшенного приказа, в системе дворцового хозяйства, что было связано с развитием конного поместного дворянского ополчения. Один из старинных чинов княжеского двора, известный с 1550 г. В сокольничие назначались обычно люди неименитые. Последним сокольничим московских царей был Гаврила Пушкин. К сокольничему пути принадлежали сокольники и другие служители княжеской птичьей охоты. Ловчему пути принадлежали государевы бобровники и псари. Важнейшей статьей дворцового хозяйства была эксплуатация природных богатств страны.

Воск и мед, рыба и меха составляли главное богатство древней России. Князьям принадлежало множество селений бобровников, бортников пчеловодов , рыболовов. На пустынных тогда речках нынешней Московской и соседних с нею территорий в большом количестве водились бобры; на местах, богатых бобрами, где-нибудь по р. Клязьме или по р. Воже, целыми десятками садились деревни Бобровников, распределяющих между собою бобровые гоны. Поселки бортников делили между собою борти дуплистые деревья с медом на «бортные ухожья». По всему течению р. Волги и ее больших притоков существовал целый ряд «рыбных слобод», населенных рыболовами. Значительная часть этих бобровых гонов, бортных ухожьев, рыбных езов затворов принадлежала князьям и была разделена в управление между дворцовыми путями: ловчим, чашничим, стольничим.

Постельничий хранил печать «для скорых и тайных царских дел» и часто ведал личной канцелярией государя. Входил обычно в число особо приближённых советников и оказывал влияние на деятельность великого князя, государя. В подчинении постельничего находились спальники, которые дежурили в комнате государя, раздевали его, сопровождали во время поездок. Обычно спальниками были молодые люди знатного происхождения. Впервые упомянут в 1284 г. Первоначальными функциями окольничего были: устройство и обеспечение путешествий князя и участие в приемах и переговорах с иностранными послами. Окольничие назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний. В актах XVI в. Стольничий и чашничий сделались исключительно придворными людьми; но в удельное время они, принадлежали к дворцовому штату, управляли особыми дворцовыми ведомствами, путями; Позднее в царский период они не имели административного значения.

До XV в. Чашничий путь был ведомством дворцового пчеловодства и государевых питей; ему подчинялись села и деревни дворцовых бортников — пчеловодов, вместе с бортными дворцовыми лесами. В начале XVI в. К стольничему пути принадлежали дворцовые территории для рыбной ловли и также, дворцовые сады и огороды с садовниками и огородниками. Когда нужно было помочь частному владельцу заселить его пустые земли, на которых могли падать повинности этого ведомства или которые находились в пределах его административного округа, органы власти давали землевладельцу жалованную грамоту, по которой ни наместник того уезда, ни стольник, ни посельский с их тиунами не могли ни брать с поселенцев тех земель своих поборов, ни судить их ни в чем, кроме душегубства и разбоя с поличным. Селения каждого пути объединялись в волости, которыми управляли волостели, представители стольничего, чашничего или другого пути. Эти «путные» управители действовали посредством выборных старост путных сел и слобод. Во второй половине XVI в. Все эти ведомства были разграничены между собою и обособлены от других учреждений.

Рассеянные по городам и волостям княжества слободы, села и деревни, приписанные к этим путям, были или совершенно обособлены от общего областного управления наместников и волостей, или находились в очень слабой административной зависимости от него. Боярин, заведовавший хозяйственным управлением тех или других дворцовых угодий, был начальником для всех лиц, населявших земли, отданные в его управление. Хозяйство, администрация и суд соединялись в руках одного лица. Древнее управление, в полную противоположность позднейшему, сосредотачивало в одном ведомстве все дела, касавшиеся подданного населения. К ряду управителей этих путей, конюшего, сокольничего, ловчего, стольника, должен был принадлежать по значению и казначей, ведавший княжескою казною: деньгами, всем ценным имуществом, золотыми сосудами, цепями, крестами, драгоценными камнями, мехами и т. Казначеи не только хранили княжескую казну, но и заведовали некоторыми государевыми доходами, главным образом, таможенными. Но они отнюдь не сосредотачивали в своих руках управление всеми доходами князей; особая казна была у дворецкого и у стольника, и у других чинов, заведовавших теми или другими доходными статьями дворцового хозяйства. Боярину — казначею были подчинены мелкие чиновники — казначеи и тиуны; они заведовали княжеским имуществом, хранившимся в провинциальных городах. Для предупреждения злоупотреблений эти должности поручались обыкновенно людям несвободным, находившимся в полной зависимости от князя.

Эти казначеи-холопы, как и тиуны, и другие мелкие чиновники, тоже несвободные, обыкновенно отпускались на волю по завещаниям князей. Выше всех этих дворцовых должностей стояла в удельное время должность тысяцкого. Указанные чины этого времени сохранились, хотя и с изменившимся значением, до царского периода, должность же тысяцкого была уничтожена в конце четырнадцатого столетия. Тысяцкий так же, как в предшествовавшее, киевское время , был предводителем земских полков, городского и сельского ополчения. Вследствие своих связей с областным населением, тысяцкий был могущественным и влиятельным лицом. Должность эта нередко переходила по наследству от отца к сыну и, сохраняясь в одном роду, весьма усиливала значение этого рода. Итак, «пути» были дворцовыми ведомствами, между которыми было разделено управление принадлежавшими княжескому дворцу хозяйственными угодьями. Но эти ведомства касались и не дворцовых земель. Пути можно было назвать промысловыми угодьями, если бы право эксплуатации путных угодий в княжестве принадлежало исключительно княжескому дворцу.

Кратко, если можно. Ответ : Роль в управлении страной государева двора была велика. Это правящая верхушка московского общества, сподвижники и единомышленники великого князя, которые назначались наместниками, воеводами, дворецкими, послами, т. Охарактеризуйте роль императора в свержении сёгуната? Охарактеризуйте роль императора в свержении сёгуната. На примере правления Медичи Охарактеризуйте особенности тирании как способа управления? На примере правления Медичи Охарактеризуйте особенности тирании как способа управления. На примере правления Медичи охарактеризуйте особенности тирании как способа управления?

На примере правления Медичи охарактеризуйте особенности тирании как способа управления. Охарактеризуйте роль исламского экстремизма и терроризма в своевременном мире? Охарактеризуйте роль исламского экстремизма и терроризма в своевременном мире. Охарактеризуйте личность Екатерины II и ее роль в истории России? Охарактеризуйте личность Екатерины II и ее роль в истории России. На примере правления Медичи охарактеризуйте особенности тирании как способа управления кратко? На примере правления Медичи охарактеризуйте особенности тирании как способа управления кратко!

Высший слой «служилых людей» в Московском государстве формировался в рамках института, который назывался Государев Двор. Государев Двор в качестве сословной организации выполнял несколько функций: - обслуживал личные нужды Великого Князя; - выступал своеобразной личной гвардией при государе; - являлся кадровым фондом для назначений на различные посты. Именно представители Государева Двора занимали высшие и средние командные должности в армии, возглавляли центральные и местные государственные учреждения А.

Автор admin На чтение 2 мин Просмотров 19 Опубликовано 30 ноября, 2023 В истории многих стран государев двор играл важную роль в управлении государством. Государев двор представлял собой центральный аппарат власти, где сосредотачивались ключевые политические, административные и культурные функции. Члены государева двора обладали значительным влиянием на принятие решений и формирование государственной политики. Одной из основных функций государева двора было обеспечение близкого контакта между государем и его приближенными. Члены двора представлялись государю информацией о политической обстановке, социальных и экономических процессах в стране, а также о внешнеполитических событиях.

Подарки и советы

Государев двор выполнял важную роль в управлении государством и определял направление его развития. Развернутый ответ на вопрос: Какие функции возлагались на Государев двор? Таким образом, государев двор играл важную роль в управлении страной, обеспечивая близкий контакт между государем и его приближенными, участвуя в управлении государственным аппаратом и оказывая влияние на культурную жизнь государства. Роль в управлении страной Государева двора была большой.

Подарки и советы

1. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. 2. Что было источником... - Безусловно, роль государева двора была очень большой.
Какие функции возлагались на Государев двор? Кто входил в него? К 3. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева.
Государев двор. Государев двор Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора рев двор имел большую роль в управлении страной. иком был собранный наместником с местного населения налог, который называется "Кормлением".потому, что уставной грамотой великого князя определялся размер содержания наместника – «корма».

ГДЗ к учебнику история России 7 класс 1 часть, Данилов

Охарактеризуйте роль в управлении страной\. Государев двор это в истории. 3. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Государев двор составляли люди, которые занимались управлением государством, решали основные вопросы внутренней и внешней политики от лица государя. Государев двор играл важную роль в управлении страной, так как здесь сосредоточивались люди, которые влияли на принятие решений и формирование государственной политики. Государев Двор в качестве сословной организации выполнял несколько функций: обслуживал личные нужды Великого Князя.

ГДЗ к учебнику история России 7 класс 1 часть, Данилов

В связи с роспуском тверской Боярской думы «Двор тверской» был включен в состав Государева двора в промежуток времени между 1513 и 1518 гг. К середине XVI в. После тысячной реформы это число еще более увеличилось за счет привлечения к дворовой службе помещиков Северо — Запада страны. Эволюция княжеского управления и создания Государева Двора отражала процесс централизации Русского государства и развивалась по мере присоединения новых княжеств и земель к территории собственно Московского княжества. Структура Государева Двора разрасталась также за счет создания новых поместных структур управления, в состав которых входили переселяемые из других уездов служилые люди. Государев Двор в средневековой истории России представлял административное объединение служилых людей «по отечеству», принимавших непосредственное участие в руководстве страной, в исполнении решений князя, государя.

Члены Государева Двора являлись ключевыми фигурами в центральном и местном управлении, участвовали в походах, посольских миссиях, судопроизводстве, дворцовых и придворных службах, т. Более совершенных структур управления на тот период еще не было. В период формирования единого Московского государства «княжеским двором» стали называть: в широком смысле — организацию разного ранга служилых феодалов, делегировавшихся «уездно — территориальной организацией», в узком понимании термина — ближайшее окружение князя. Далее структура территориального членения двора трансформировалась в сторону «сословно — чиновного строения». В истории эволюции Государева двора можно выделить следующие этапы.

Первый этап — IX— конец XI вв. В этот период данные служащие могли удовлетворять потребности князя и его семьи и решать задачи управления. Однако, это был далекий от совершенства механизм исполнительной власти. В последнее десятилетие правления Ивана III возросло значение Двора как административного социального института. В это время сформировалась традиционная тройственная структура великокняжеского двора, включавшая в себя князей, бояр и детей боярских.

Во второй половине XV в. В этот период усложняются задачи управления, а развитие структуры Государева двора происходит за счет выделения новых придворных должностей, связанных по роду своей деятельности с Боярской Думой, Дворцом и дьяческой средой. Государев двор становится одним из ключевых звеньев в системе общегосударственного управления, исполнительной властью князя, царя. Государев двор превратился в замкнутую организацию, куда почти прекратился доступ новых лиц. Государев Двор начинает выступать в качестве особой силы, как общегосударственная исполнительная структура, унаследовавшая свой статус от прежнего двора московских князей.

Государь всея Руси назначал дворян военачальниками, дипломатами, управителями в центре и на местах. Успешную карьеру придворного обусловливали не только его служебное рвение, но также семейные связи и протекциявлиятельных друзей. Данная система управления была основана на территориальном принципе организации службы. С конца XV в. Государев двор принимал самое деятельное участие во всех значимых мероприятиях московского князя.

Все наместники, волостели, послы и военачальники разного уровня назначались на свои должности исключительно из числа лиц, входивших в состав Государева двора. Чаще всего они же производили земельные описания отдельных уездов и вели судебные разбирательства. Разряд новгородского похода «миром» 1495 г. Развитие великокняжеской канцелярии привело к выделению во второй половине XV в. В действительности казначеи и печатники эпизодически упоминались в источниках более раннего времени, однако, с конца XV в.

Кроме них в конце XV в. Должность конюшего впервые встречалась в разряде новгородской поездки Василия III в 1510 г. Однако вполне вероятно, что эта должность существовала в Русском государстве во время правления Ивана III в 60-е гг. Сокольничие и ловчие имели достаточно близкие функции и, вероятнее всего, их обязанности выполнялись одними и теми же лицами. Все эти должности были представлены в разрядах поездок великого князя в 1510 г.

Дальнейшее развитие структуры Государева двора зафиксировано взаписях Дворовой тетради. Выделение в составе Государева двора должностей конюшего, дворецкого, казначея, печатника, оружничего, ясельничих, постельничих, ловчих и сокольничих было показателем процесса включения великокняжеского Государева Двора в систему общегосударственного управления и определенной унификации прежней путной системы. Это, однако, не означало еще полного разрыва с прежней территориальной структурой двора. Нарастание кризисных явлений внутри Государева двора стимулировало проведение в конце данного периода серии реформ Двора. Суть пересмотра состава двора состояла в приведении его чиновничьего состава в соответствие со сложившимися служебно — местническими отношениями и «породой» служилого человека на условиях его верной службы монарху.

Пятый этап — вторая половина XVII в. Постепенное слияние московских чинов в обособленную верхушку Государева двора, именуемую царедворцами, привело во второй половине XVII в. Формирование чиновничье — иерархической структуры Государева двора было обусловлено его новыми функциями. Одной из задач великокняжеской власти стало создание единого общерусского аппарата власти. Господство традиционных форм управления и общая неразвитость делопроизводства привели к увеличению значения Государева двора, как особой административной исполнительной структуры.

Это ознакомительный фрагмент книги. Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес". Происхождение государева двора связано с княжеской дружиной - в исторических источниках оба термина близкие по сути описываемых ими явлений сосуществовали около полутора столетий. Государев двор пришёл на смену дружине в ходе раздробления Древнерусского государства в 12 - 1-й трети 13 века на самостоятельные княжества последних - на удельные княжения во главе с представителями различных ветвей династии Рюриковичей. Распространение государевых княжьих дворов происходило по мере усложнения функций княжеской власти, в процессе интеграции в княжествах дружинников и местной верхушки в сословную группу бояр.

Государев двор владетельного князя состоял из членов совета при нём Боярской думы , лиц, возглавлявших отрасли княжеского хозяйства пути и отдельные княжеские владения, всех служилых бояр княжества объединявшихся в территориальные корпорации по «городовой оседлости» и сохранявших до конца 14 века автономный институт тысяцких , а также дворян княжеские слуги типа министериалов с определёнными привилегиями, которые составляли низшую страту государева двора и эволюционировали в ходе аноблирования в княжеских «слуг вольных». Непосредственно при монархе в стольном городе, в поездках находилась постоянно лишь часть членов государева двора, обеспечивавшая безопасность князя и его семьи, исполнение монархом властных прерогатив и представительских функций, работу других органов власти. Военные походы мобилизовывали всех членов государева двора. В эпоху становления Русского государства в 15 - середине 16 века произошли важные перемены в численности и генеалогическом составе, структуре и формах учёта государева двора, характере служб его членов. Не позднее рубежа 15 и 16 веков состоялось статусное разделение всех князей, бояр, детей боярских на дворовых и «городовых».

Одновременно генеалогический состав государева двора великих князей московских с 1547 царей насчитывал более 100 княжеских и старобоярских московских, тверских, рязанских фамилий, представлявших титулованную и нетитулованную аристократию, а также второстепенную знать. Они численно преобладали в различных стратах государева двора. Представители 8 княжеских домов Рюриковичей и 4 родов Гедиминовичей ранее самостоятельные или владетельные князья в родовых владениях к концу 15 века стали служилыми князьями московского монарха в составе государева двора по спискам территориально-клановых групп лишь отдельные князья имели индивидуальный служилый статус. Среди служивших в приказах и дворцовых ведомствах смотри Дворцы, Казна приказных людей, входивших в государев двор, большинство составляли сравнительно незнатные лица. Структура государева двора в конце 15 - середине 16 века была смешанной - статусно-чиновной и административно-территориальной.

В документации всегда выделялся «думный чин» - бояре, окольничие, «большие дьяки» со 2-й четверти 16 века, позднее - думные дьяки, лица, возглавлявшие дворцовые ведомства и службы, а также дьяки. Остальные члены государева двора стольники, стряпчие, постельничьи фиксировались по статусно-чиновным группам лишь во время периодического пребывания при дворе и несения различных придворных служб в резиденциях монарха или же в государевых поездках и походах. При этом основным принципом их структурирования в составе государева двора оставался административно-территориальный при сохранении определённых служебных и поземельных связей с «городовыми» корпорациями.

В частности, пометки в Дворовой тетради указывают, что на ее службе находились около трех десятков детей боярских. Были особые Дворы Тверской земли до сер.

Деятельность тверской канцелярии была связана с существованием Тверского Дворца. Тверской Дворец продолжал функционировать еще и в середине XVI в. В связи с роспуском тверской Боярской думы «Двор тверской» был включен в состав Государева двора в промежуток времени между 1513 и 1518 гг. К середине XVI в. После тысячной реформы это число еще более увеличилось за счет привлечения к дворовой службе помещиков Северо — Запада страны.

Эволюция княжеского управления и создания Государева Двора отражала процесс централизации Русского государства и развивалась по мере присоединения новых княжеств и земель к территории собственно Московского княжества. Структура Государева Двора разрасталась также за счет создания новых поместных структур управления, в состав которых входили переселяемые из других уездов служилые люди. Государев Двор в средневековой истории России представлял административное объединение служилых людей «по отечеству», принимавших непосредственное участие в руководстве страной, в исполнении решений князя, государя. Члены Государева Двора являлись ключевыми фигурами в центральном и местном управлении, участвовали в походах, посольских миссиях, судопроизводстве, дворцовых и придворных службах, т. Более совершенных структур управления на тот период еще не было.

В период формирования единого Московского государства «княжеским двором» стали называть: в широком смысле — организацию разного ранга служилых феодалов, делегировавшихся «уездно — территориальной организацией», в узком понимании термина — ближайшее окружение князя. Далее структура территориального членения двора трансформировалась в сторону «сословно — чиновного строения». В истории эволюции Государева двора можно выделить следующие этапы. Первый этап — IX— конец XI вв. В этот период данные служащие могли удовлетворять потребности князя и его семьи и решать задачи управления.

Однако, это был далекий от совершенства механизм исполнительной власти. В последнее десятилетие правления Ивана III возросло значение Двора как административного социального института. В это время сформировалась традиционная тройственная структура великокняжеского двора, включавшая в себя князей, бояр и детей боярских. Во второй половине XV в. В этот период усложняются задачи управления, а развитие структуры Государева двора происходит за счет выделения новых придворных должностей, связанных по роду своей деятельности с Боярской Думой, Дворцом и дьяческой средой.

Государев двор становится одним из ключевых звеньев в системе общегосударственного управления, исполнительной властью князя, царя. Государев двор превратился в замкнутую организацию, куда почти прекратился доступ новых лиц. Государев Двор начинает выступать в качестве особой силы, как общегосударственная исполнительная структура, унаследовавшая свой статус от прежнего двора московских князей. Государь всея Руси назначал дворян военачальниками, дипломатами, управителями в центре и на местах. Успешную карьеру придворного обусловливали не только его служебное рвение, но также семейные связи и протекциявлиятельных друзей.

Данная система управления была основана на территориальном принципе организации службы. С конца XV в. Государев двор принимал самое деятельное участие во всех значимых мероприятиях московского князя. Все наместники, волостели, послы и военачальники разного уровня назначались на свои должности исключительно из числа лиц, входивших в состав Государева двора. Чаще всего они же производили земельные описания отдельных уездов и вели судебные разбирательства.

Разряд новгородского похода «миром» 1495 г. Развитие великокняжеской канцелярии привело к выделению во второй половине XV в. В действительности казначеи и печатники эпизодически упоминались в источниках более раннего времени, однако, с конца XV в. Кроме них в конце XV в. Должность конюшего впервые встречалась в разряде новгородской поездки Василия III в 1510 г.

Однако вполне вероятно, что эта должность существовала в Русском государстве во время правления Ивана III в 60-е гг. Сокольничие и ловчие имели достаточно близкие функции и, вероятнее всего, их обязанности выполнялись одними и теми же лицами. Все эти должности были представлены в разрядах поездок великого князя в 1510 г. Дальнейшее развитие структуры Государева двора зафиксировано взаписях Дворовой тетради. Выделение в составе Государева двора должностей конюшего, дворецкого, казначея, печатника, оружничего, ясельничих, постельничих, ловчих и сокольничих было показателем процесса включения великокняжеского Государева Двора в систему общегосударственного управления и определенной унификации прежней путной системы.

Это, однако, не означало еще полного разрыва с прежней территориальной структурой двора. Нарастание кризисных явлений внутри Государева двора стимулировало проведение в конце данного периода серии реформ Двора. Суть пересмотра состава двора состояла в приведении его чиновничьего состава в соответствие со сложившимися служебно — местническими отношениями и «породой» служилого человека на условиях его верной службы монарху. Пятый этап — вторая половина XVII в. Постепенное слияние московских чинов в обособленную верхушку Государева двора, именуемую царедворцами, привело во второй половине XVII в.

Формирование чиновничье — иерархической структуры Государева двора было обусловлено его новыми функциями. Одной из задач великокняжеской власти стало создание единого общерусского аппарата власти. Господство традиционных форм управления и общая неразвитость делопроизводства привели к увеличению значения Государева двора, как особой административной исполнительной структуры. Это ознакомительный фрагмент книги. Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Происхождение государева двора связано с княжеской дружиной - в исторических источниках оба термина близкие по сути описываемых ими явлений сосуществовали около полутора столетий. Государев двор пришёл на смену дружине в ходе раздробления Древнерусского государства в 12 - 1-й трети 13 века на самостоятельные княжества последних - на удельные княжения во главе с представителями различных ветвей династии Рюриковичей. Распространение государевых княжьих дворов происходило по мере усложнения функций княжеской власти, в процессе интеграции в княжествах дружинников и местной верхушки в сословную группу бояр. Государев двор владетельного князя состоял из членов совета при нём Боярской думы , лиц, возглавлявших отрасли княжеского хозяйства пути и отдельные княжеские владения, всех служилых бояр княжества объединявшихся в территориальные корпорации по «городовой оседлости» и сохранявших до конца 14 века автономный институт тысяцких , а также дворян княжеские слуги типа министериалов с определёнными привилегиями, которые составляли низшую страту государева двора и эволюционировали в ходе аноблирования в княжеских «слуг вольных». Непосредственно при монархе в стольном городе, в поездках находилась постоянно лишь часть членов государева двора, обеспечивавшая безопасность князя и его семьи, исполнение монархом властных прерогатив и представительских функций, работу других органов власти.

Военные походы мобилизовывали всех членов государева двора. В эпоху становления Русского государства в 15 - середине 16 века произошли важные перемены в численности и генеалогическом составе, структуре и формах учёта государева двора, характере служб его членов. Не позднее рубежа 15 и 16 веков состоялось статусное разделение всех князей, бояр, детей боярских на дворовых и «городовых». Одновременно генеалогический состав государева двора великих князей московских с 1547 царей насчитывал более 100 княжеских и старобоярских московских, тверских, рязанских фамилий, представлявших титулованную и нетитулованную аристократию, а также второстепенную знать. Они численно преобладали в различных стратах государева двора.

Представители 8 княжеских домов Рюриковичей и 4 родов Гедиминовичей ранее самостоятельные или владетельные князья в родовых владениях к концу 15 века стали служилыми князьями московского монарха в составе государева двора по спискам территориально-клановых групп лишь отдельные князья имели индивидуальный служилый статус. Среди служивших в приказах и дворцовых ведомствах смотри Дворцы, Казна приказных людей, входивших в государев двор, большинство составляли сравнительно незнатные лица.

Основные функции Государева двора включали: Политическая функция. Государев двор был центром власти, местом, где принимались важные решения и разрабатывались стратегии для управления государством. Как правило, здесь собирались представители высшей аристократии, министры и советники, чтобы обсуждать и решать важные вопросы государства. Сам государь, его семья и ближайшие советники занимали центральное место в политической жизни страны.

Дипломатическая функция. Государев двор был площадкой для проведения встреч и переговоров с представителями других стран. Здесь проводились протокольные церемонии, делегации принимали и отправляли важные послания и договоренности. Дипломатическая функция двора позволяла поддерживать внешние связи, укреплять политические и экономические отношения с другими государствами. Культурная функция. Государев двор был центром культурной жизни, где происходили различные культурные мероприятия: театральные постановки, маскарады, концерты, выставки и прочие развлечения.

Здесь состоялись выдающиеся события и произошли важные открытия в искусстве, литературе и науке. Государь был не только политическим лидером, но и покровителем искусств, поэтому в дворе собирались лучшие художники, музыканты, писатели и ученые. Социальная функция. Государев двор был символом статуса и богатства. Жить в дворе стало престижно и модно. Аристократия стремилась оказаться рядом с государем, чтобы получить приглашение на важные события и сделать политические связи.

В государев двор ходили на приемы, балы и обеды. Здесь можно было показать свое богатство и влияние, а также узнать последние новости и тенденции. Государев двор был местом, где решались многие важные вопросы, и быть рядом с ним было выгодно и привлекательно. Символическая функция. Государев двор был символом власти и универсальности русской империи. От государева двора исходили указы, законы и решения, определяющие жизнь обычных граждан.

Сам государь был воплощением внутренней силы и власти страны. Служба в государевом дворе была честью и привилегией, которые говорили о высоком статусе и доверии. Вместе со всеми своими функциями Государев двор отражал иллюзию единства и согласия в стране, будто все империя была одной большой семьей. Функции Государева двора привлекали многих и рождали мечты и надежды. Каждый хотел проникнуть в их атмосферу, туда, где принимались важные решения, создавались произведения искусства и проводились блестящие мероприятия.

COM - образовательный портал Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов. Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах. Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий