Он же ввёл и новое понятие – «казанский феномен», после чего Казань надолго стала мрачным символом молодёжной преступности и бандитских разборок. Теги: воспоминания, Казань, криминальная Россия, криминальные разборки, личный опыт, Россия 90-х, свидетельства очевидцев, уличная драка Редактировать. Раскол в ОПГ «Хади Такташ».
РАДЖА | ЧЕРНЫЙ ДЕЛЬФИН | Допрос лидера казанской ОПГ ХАДИ ТАКТАШ Радика Галиакберова
Чаще всего это ребята из неблагополучных семей. ОПС для таких - единственное место, где они могут себя проявить и заработать. Другие - кто честно жить не умеет и не хочет. Третьих заманили обманом, предложением решить какие-то проблемы. Насильственным путем туда попадали только на заре возникновения группировок. Значит, вербовка продолжается? Когда подростка избивают на территории, подконтрольной группировке, она таким образом демонстрирует ему свою силу. И тогда юноша думает, что в данном районе может быть комфортно только членам этого сообщества. Это один из способов привлечения в группировку несовершеннолетних.
Другой - дать денег, а потом сказать: мы долг закрываем, если ты пойдешь и нападешь на такого-то. Сейчас преступность молодеет. Криминальные лидеры силовых преступлений уже не совершают. Для этого им и нужна молодежь. Но некоторые родственники лукавят: если их близкий не работал, но приносил в семью немалые деньги - неужели это не наводило на определенные мысли? Закончено рассмотрение уголовного дела по «56-му кварталу». Участникам «48-го комплекса» и «Кварталам» суд огласил приговор. Начался судебный процесс по ОПС «Татары».
О нем сняты документальные фильмы, написаны книги, многим с этим пришлось столкнуться самим. Сюжет Эксклюзив Точное количество существовавших группировок — неизвестно. В 1986 году советская милиция заявила о 3,5 тысячи членов группировок. Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана», говорил, что банд было не менее 150.
Из книги запомнилось, что все ходили в ватниках — от беспросветной бедности и носили мужицкие широкие штаны. Униформа относит казанских мотальщиков к субкультурам низших слоев общества капиталистической Европы. В Универе это была моя, культуролога моды, любимая тема. Ярко отметились британцы: послевоенные тедди-бойз, скинхеды 60-х, панки 70-х. Либералам не надо ля-ля, это не проблема позднего СССР, а общемировая экономическая закономерность. Она не заканчивается и не исчезает, время идёт, меняется экономическая ситуация, субкультуры сменяют одна другую.
Чтобы подчеркнуть масштаб драмы, мастера использовали большую палитру. Сериал снят с любовью к деталям, батальные сцены подростков зрелищны, романтические линии аж у трёх главных героев стоит поучиться, с каким уважением шпана ухаживает , комизм — от юмора до сарказма. Чего стоит донос Андрея знакомому менту про «время сборов, имена старших, всё что знаешь —очень выручишь Андрюш». Или песня «Богатырская сила» группы «Цветы» Стаса Намина, под которую пацаны пляшут на дискаче. Интересовались многие, а успели продюсеры во главе с Фёдором Бондарчуком и режиссёром Жорой Крыжовниковым. И не прогадали. Продюсеры знают цену своему детищу, уже прозвучало «это будет поколенческое кино» и «это лучший сериал десятилетия, как минимум». Такими заявлениями не бросаются. Создатели сериала рассчитывали на аудиторию за сорок, но и с ней обошлись деликатно. В кадре нет свойственных времени и месту наркотиков, а упоминаются они мега-мягкими словами с резко негативным отношением: «…черняшкой гасишься через день, на нас пацаны с других районов смотрят, думают, что это наша улица такая угашенная».
Отдельное спасибо от увлекшейся сериалом школоты. Сериал полон символов чуть меньше, чем «Груз 200» Балабанова. Ничто не случайно, как Вова-Адидас. Советские власти в 1978 году приобрели лицензию на производство кроссовок компании Adidas из капиталистической ФРГ. Затем фирма Adidas получила право именоваться официальным поставщиком Олимпиады-80 в обмен на поставку униформы для персонала на сумму 2,5 миллиона долларов. Это было первое масштабное спортивное состязание в Красной империи за железным занавесом. Adidas — не просто обувь, это статус, погоны. В 80-х моду на Adidas подхватили рэкетиры из спортсменов и люди, имеющие выход на дефицит. До сих пор «Адик» в России — культовая марка. Или имя Вова популярно для тех лет, но главное, что сегодня это имя во всех мировых СМИ стало символом власти и противостояния.
Конечно, погонялово 14-летнего Миши-Ералаш по названию детского юмористического тележурнала. Поздний «Ералаш» обвиняли в сатире на детские пороки. Время действия подсказано конкретно, но не появлением огнестрела на улице. Песня «Седая ночь» впервые прозвучала в 1988 году. Вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988. Фильм «Асса» появился в прокате 16 сентября 1988. Либералам не нравится в сериале всё: тема и влияние на умы. Вы хотите свободу и демократию — смотрите коммерческое «Слово пацана», а не снятые по заказу Гостелерадио СССР фильмы «Тимур и его команда», «Кортик» и «Неуловимые мстители». Пионеры 80-х и сейчас живут по-тимуровски, и помогают фронту с песнями, выученными в детстве. На ладонь ладонь положи и скажи: «Дружба, нам свети, словно компас в пути.
Если рядом друг — и беда не беда. В самый трудный час дружба выручит нас». Мы растеряли структурные вещи за тридцать лет, но не себя. Разрушилась система советского спорта, когда все школьники бесплатно занимались спортом. В этом и была проблема Казани 80-х, город стремительно прирос рабочими районами, а инфраструктуру создать не успели.
Сын предоставлен сам себе» — это классическая картина для современных криминальных подростков. АУЕ для них — это что-то вроде второй семьи, где есть на кого опереться и найти финансовую взаимовыручку. Они задают себе вопрос: «Кто я? Она меня защищает, она же обеспечивает. Я часто вижу «ауешников» в «Бургер Кинге» на Колхозном рынке.
У них есть свои атрибуты — три полоски «Адидас», иногда цепи. Сейчас их уже не найти за гаражами или во дворах. Они собираются в торговых центрах. С одной стороны, АУЕ — это цикличное проникновение криминальных идей в общество. С другой — ответная реакция молодежи на действия государства. Своего рода запрос на справедливость. Сюда же можно отнести и попытки осмыслить недавнее прошлое, ведь многие заходят в паблики типа «Казанского феномена» с некой ностальгией, чтобы еще раз задать себе вопрос: «Что это было? Он называет это термином «цивилизованная судорога»: войны, депрессии, черные пятницы, сухой закон. Это общий тренд. Молодежь стала отдельной общественной единицей.
Она очень тактильная и быстро реагирует на новые соблазны. Сейчас растет общий уровень грамотности, с каждой волной преступности система отвечает вызовом, — уверен Айсин. Общий тренд — запрос на справедливость. Здесь можно обратиться к старшему поколению. Скрепы не исполняются. Власти сегодня навязывают ценности, но сами их не придерживаются. Молодежь словно говорит: «Мы готовы следовать им, но и вы следуйте!
«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды?
Он же ввёл и новое понятие – «казанский феномен», после чего Казань надолго стала мрачным символом молодёжной преступности и бандитских разборок. Человек среди людей. Казанские группировки глазами жителей города: 3 реальные истории. Криминальная россия банды казани. Группировка Хади Такташ в Казани. Истоком казанского феномена считается преступная группировка «Тяп-Ляп», возникшая в начале 1970-х на окраине города в районе завода «Теплоконтроль».
Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен»
На скамье подсудимых Весной 2001 года из мест не столь отдаленных возвращается Рузалик. Он оскорблен, он жаждет мести. Шурин и Ерёма быстро смекнули, что это можно использовать против Алика. В итоге через три месяца убивают Рамиля Валеева, а в сентябре - Яна Гордеева работал с молодежью, готовил подрастающую смену. Алик срочно назначает нового смотрящего Сергея Андрейченко, но тот, понимая, что будет следующим в списке киллера, добровольно идет на сотрудничество с УБОП. Ему дают статус свидетеля, и он активно выдает убийц, шантажистов, а также порой свои собственные преступления "вешает" на других. Стартует череда задержаний и арестов. Рузалику удается скрываться аж до 2012 года, потом он был пойман и приговорен к 25 годам тюрьмы.
Следствие доказало более двух десятков убийств. Кого ждать вскоре? Сегодня в колониях остается около 7 членов ОПГ "29 комплекс". Один из них - Адыган Саляхов. Когда к нему приехали журналисты программы "Честный детектив", интервью не получилось. Саляхов смущался, утверждал, что никого не убивал. А в конце добавил: "Думаете, что все кончилось?
Ничего еще кончилось! Из 25 лет он отсидел уже почти 20. Примерно столько же будут в тюрьме и братья Салахиевы. Чуть раньше на пару лет на волю выйдут Александр и Михаил Беленко. На очереди на волю стоит и киллер Фарит Хисамутдинов Хиса. На родине могут не ждать Юрия Ерёменко. Ерёму упрятали на пожизненный срок, который он отбывает в "Полярной сове".
У них есть свои атрибуты — три полоски «Адидас», иногда цепи. Сейчас их уже не найти за гаражами или во дворах. Они собираются в торговых центрах. С одной стороны, АУЕ — это цикличное проникновение криминальных идей в общество. С другой — ответная реакция молодежи на действия государства. Своего рода запрос на справедливость. Сюда же можно отнести и попытки осмыслить недавнее прошлое, ведь многие заходят в паблики типа «Казанского феномена» с некой ностальгией, чтобы еще раз задать себе вопрос: «Что это было?
Он называет это термином «цивилизованная судорога»: войны, депрессии, черные пятницы, сухой закон. Это общий тренд. Молодежь стала отдельной общественной единицей. Она очень тактильная и быстро реагирует на новые соблазны. Сейчас растет общий уровень грамотности, с каждой волной преступности система отвечает вызовом, — уверен Айсин. Общий тренд — запрос на справедливость. Здесь можно обратиться к старшему поколению.
Скрепы не исполняются. Власти сегодня навязывают ценности, но сами их не придерживаются. Молодежь словно говорит: «Мы готовы следовать им, но и вы следуйте! А в этой связи эмоциональные и инфантильные подростки реагируют прямо и остро. Все идет из семьи Черту почти под двухчасовой дискуссией подвела психолог Александрина Юсупова. Они хотят на что-то опереться, — говорит Юсупова. Неужели ребенок, которого вырастили в благополучной семье, которому с самого детства заложили правильные ценности, пойдет на улицу, в группировку, чтобы найти там какую-то опору, повысить свой авторитет и самоутвердиться?
Он мыслит иными категориями.
С одной стороны, АУЕ — это цикличное проникновение криминальных идей в общество. С другой — ответная реакция молодежи на действия государства. Своего рода запрос на справедливость.
Сюда же можно отнести и попытки осмыслить недавнее прошлое, ведь многие заходят в паблики типа «Казанского феномена» с некой ностальгией, чтобы еще раз задать себе вопрос: «Что это было? Он называет это термином «цивилизованная судорога»: войны, депрессии, черные пятницы, сухой закон. Это общий тренд. Молодежь стала отдельной общественной единицей.
Она очень тактильная и быстро реагирует на новые соблазны. Сейчас растет общий уровень грамотности, с каждой волной преступности система отвечает вызовом, — уверен Айсин. Общий тренд — запрос на справедливость. Здесь можно обратиться к старшему поколению.
Скрепы не исполняются. Власти сегодня навязывают ценности, но сами их не придерживаются. Молодежь словно говорит: «Мы готовы следовать им, но и вы следуйте! А в этой связи эмоциональные и инфантильные подростки реагируют прямо и остро.
Все идет из семьи Черту почти под двухчасовой дискуссией подвела психолог Александрина Юсупова. Они хотят на что-то опереться, — говорит Юсупова. Неужели ребенок, которого вырастили в благополучной семье, которому с самого детства заложили правильные ценности, пойдет на улицу, в группировку, чтобы найти там какую-то опору, повысить свой авторитет и самоутвердиться? Он мыслит иными категориями.
Нам надо обратить внимание на то, что сейчас практически каждая вторая семья в разводе или на грани. Вот где основная проблема. Вывод: подростковая преступность растет от того, что свою силу утратил институт семьи.
Причем оружие они «тащили» с фронта. Знаменитая банда Петелина или Кормакова чего только стоила: за ними лет пять гонялись, кое-как поймали, — рассказывает Александр Коган. Профессор кафедры общей и этнической социологии, заместитель директора по научной деятельности Института социально-философских наук КФУ Мария Ефлова рассказала нашему изданию, что уровень преступности напрямую зависит от политической, экономической и социальной нестабильности. Чем она выше — тем выраженнее и преступность. В 90-е был экономический спад, был период застоя, нестабильность политической ситуации. А в 80-х был переход к рыночной экономике, происходила реструктуризация нормы права, социальных норм. Это все причины для появления массовых беспорядков и массовой преступности, — рассказала Ефлова.
Общий рост преступности никто из собеседников не отрицает. Все равно, как бы кому-то не хотелось, «казанский феномен» не вернется ни в какой форме — это абсолютно точно. Во-первых, уже нет такого массового переселения молодежи из деревень — и с тех пор прошло несколько поколений. А во-вторых, самый главный фактор появления бандитизма и преступности — это ослабление государственных институтов: сейчас этим даже близко не пахнет, —рассказал «Вечерней Казани» Роберт Гараев. Он также подчеркнул, что сегодня скорее возможен рост этнической преступности — современные группировки являются социальным лифтом для приезжих из средней Азии.
КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН
Криминальные новости Казани и Татарстана: кражи, нападения, убийства, расследования преступлений. Позже историки это явление назовут «казанским феноменом». О «казанском феномене» напишет The New York Times, по Союзу раструбит сарафанное радио. А после мы перешагнули в 1990-е, и именно тогда начался окончательный беспредел, когда тебя просто хватали на улице и запихивали в машину. Вас ждёт автобусная экскурсия с увлекательным и порой шокирующим рассказом о явлении, вошедшем в историю СССР и России под названием «казанский феномен» — молодёжных бандах 70-х и 80-х годов.
ОПГ «Хади Такташ»
- Наши проекты
- Жив ли казанский феномен?
- «Казанский феномен» и КГБ: эксперименты властей могли предопределить силу бандитов в Татарстане
- Что такое «казанский феномен» — Новости Казани и Татарстана - Inkazan
Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен»
Фитиль темы «казанского феномена» снова разгорелся. Сейчас о «казанском феномене» яростно спорит вся Россия и сопредельные государства, а в Казани такие споры случаются периодически. Теги: воспоминания, Казань, криминальная Россия, криминальные разборки, личный опыт, Россия 90-х, свидетельства очевидцев, уличная драка Редактировать. «Вечерняя Казань» решила подробнее изучить стоп-факторы уголовных по «тукаевским», чтобы попытаться ответить на вопрос: почему на родине «казанского феномена» так долго не могут признать вину видных акторов 90-х?
Казанский спрут: «Асфальтовые войны», групповые изнасилования, кладбищенские аллеи из пацанов
Пацаны и чушпаны Роберт Мифтахов: «Впервые с этим я столкнулся где то в 1989-м. Школа, конец занятий, собираемся уходить домой с одноклассниками. Вышли перед школой, ждем всех, кому по пути домой. Вдруг из-за угла со стороны школьного стадиона бежит толпа — человек пятнадцать — молодых парней в «спортивках». За ними едет «шестерка» и «девятка», следом милицейский бобер. Наблюдаем за происходящим со стороны, на этот забег... Машины резко останавливаются, и сидящие в салоне люди покидают автомобили, присоединяясь к толпе убегающих. Милиция не может их задержать — все бегут в рассыпную. Менты оцепили улицу, начали осматривать брошенные автомобили. В багажниках обнаружили арсенал оружия, состоящий из пистолетов и арматур. Видимо у пацанов были «сборы» и нагрянула милиция».
Татьяна, панковала в 90-х: «Я, приходя то бритая, то лысая, каждый вечер слушала лекции, как я позорю «Перваков». Мне казалось, на меня смотрели как на юродивую на наших Горках. А вот у чужих была откровенная агрессия — каждый день как на выживание. Гопники тоже разные попадались. Иногда видишь, что можно еще поговорить, и тогда начинаешь всякие разговоры: про музыкантов, концерты, даже философские темы затрагивали, о смысле жизни. А иногда вообще нелюди встречались. Тогда уж дурочку включаешь: «Какие панки? Да о чем вы, да разве есть в Казани панки? Ну а на голове, так неудачно вышло». Про Яна Вельмискина знаете?
Его гопники убили 27 апреля 1991 года. Хоронили с проломленным черепом и растоптанной грудной клеткой. Он панком себя считал. Угораздило его и еще трех человек такого же вида оказаться в районе Дома обуви. Вышла толпа гопоты. Так вот эти три человека просто убежали, и Господь им судья. Ну а Яныча забили. Вот за что? За то, что немного другой? Ну это я на свою мозоль давлю, ибо с той истории очень много во мне перевернулось».
В седьмом классе уехал во Владивосток, в восьмом вернулся — Казань не узнал. Какие-то банды, группировки... Пароль, который спрашивала группка молодых лбов. Я жил в районе, который назывался «56-й квАртал» ударение на первый слог — казанский диалект. У него были враги: — «Мебелька» — район через дорогу, единственным отличием которого от нашего было наличие мебельного магазина. Были друзья: — «Чайники». Когда тебя спрашивали «Ты откуда? Били даже лежачих, и до такой степени, чтобы не смог двигаться. Мог отговориться, сказав «Не при делах», то есть чушпан. Были еще градации вниз: чухан — по нынешнему ботаник, и мареха — зачморенный, закноканный человек.
Были девчонки «настоящих пацанов» — матрешки, которые ждали своих парней после тюрьмы-малолетки. Я хорошо учился, был чушпаном, то есть не «мотался», и считал, что это нормально.
Но они не имели серьезной криминальной направленности, в основном хулиганили. А теперь? В 90-е мало кто специализировался на этом. По старым воровским законам это считалось недостойным. Мыслилось так: сегодня ты продаешь героин, а завтра продашь нас.
А для ОПС тогда на первом плане была честь группировки. Причем «своим» они запрещали употреблять наркотики из соображений собственной безопасности, ведь такой человек слаб и ненадежен. Организация проституции тоже не приветствовалась. Но сейчас в криминальном мире идет отход от этих традиций. Сегодня 400 процентов прибыли ОПС - от сбыта наркотиков, от проституции поменьше. Эти два направления являются приоритетными во всем мире. Чаще всего это ребята из неблагополучных семей.
ОПС для таких - единственное место, где они могут себя проявить и заработать. Другие - кто честно жить не умеет и не хочет. Третьих заманили обманом, предложением решить какие-то проблемы. Насильственным путем туда попадали только на заре возникновения группировок. Значит, вербовка продолжается?
Криминальный мир Татарстана 1970-2010-х», где он, в том числе, размышляет о личном опыте участия в группировке. Впрочем, в большей степени, изданный труд — это прямая речь других участников бандитских группировок. Объясняя идею написания книги, Гараев подчеркнул, что считает так называемый «казанский феномен» частью истории города и республики. Перечеркивать историю нельзя, цель автора — исследовать, не вставая ни на одну из сторон.
Несмотря на господство блатной романтики и зоновских «понятий», здесь, например, не пользовались таким авторитетом, как в других регионах, «воры в законе». Существовал свой, пусть уродливый, но кодекс чести — не трогать «врага», если он идёт с девушкой, всегда и везде отстаивать интересы своей группировки. В-третьих, сам принцип организации. Пресловутые «пятёрки», использованные ещё «тяпляповскими» лидерами, — это ведь не что иное, как ячейки. Таким построением пользовалось большевистское подполье в царской России, через несколько десятилетий — подполье уже партизанское, антифашистское. Ячеистые структуры прочнее, чем цельные и монолитные. Советские идеологи хорошо это понимали, когда внедряли октябрятские звёздочки, пионерские звенья, комсомольские дружины и партийные ячейки, надеясь укрепить внутренни- ми связями всё общество. Одного они не учли: такая система хороша исключительно для подполья, а не для легально- го существования. Зато это хорошо усвоили отцы-создатели группировок, недаром многие из них имели педагогическое образование. Эти особенности и выделил в материале автор статьи Юрий Щекочихин. Он также абсолютно правильно описал этапы вербовки молодёжи в группировки, их структуры, иерархию и потенциальную опасность. За 1986—1987 годы в Казани было совершено 181 нарушение общественного порядка, в том числе 51 групповая драка, в которой участвовали 900 человек. В итоге 6 подростков погибли, 73 были госпитализированы с серьёзными травмами, 193 получили телесные повреждения. С осени 1987 года обстановка резко ухудшилась. В драках стали использовать ножи, тяжёлые металлические шары, обрезки арматуры, кастеты, самодельные взрывные устройства. Щекочихин в 1988 году опубликовал в «Литературке» целую серию статей, посвящённых зреющей криминальной опасности. Самые известные из них — «Лев готовится к прыжку» и «Лев прыгнул! Во-первых, это — преступное сообщество, которое имеет чёткую структуру и иерархические связи: есть главарь или группа главарей , держатель кассы, связники, боевики, разведка, контрразведка. Во-вторых, это организация, созданная для систематического преступного бизнеса. И третий, основной, признак — преступное сообщество становится мафией лишь в условиях коррупции: оно должно быть связано с представителями государственного аппарата, которые состоят на службе у преступников. Если это прокурор, то он спасёт от наказания, если работник милиции, то передаст важную информацию, если это ответственный работник, то сделает вовремя нужный звонок».
Пояснительная бригада. Что думают в Казани про «Слово пацана»
Один из главных исследователей «казанского феномена», автор книги «Слово пацана: криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев рассказал нашему изданию. Один из главных исследователей «казанского феномена», автор книги «Слово пацана: криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев рассказал нашему изданию. Бандиты 90 х ОПГ 29 комлекс Казань Криминальная Россия Криминал, Бандиты 7 лет назад.
Казанский феномен
Время умирать (2022)Боевик, Криминал. Он же ввёл и новое понятие – «казанский феномен», после чего Казань надолго стала мрачным символом молодёжной преступности и бандитских разборок. Священника задержали за икону с Бандерой, Кадыров показал видео с тренировки и другие новости России за 23 апреля.