Новости когда праздник 8 марта появился в россии

8 марта 2024 года в России пройдет празднование Международного женского дня. В каком году появился этот праздник, какова его история, в чем его суть и в каких странах этот праздник считается официальным – в материале РИА Новости. Международный женский день — праздник, который отмечается ежегодно 8 марта в ряде государств и стран мира.

День в истории: 8 марта

После организации праздника 8 марта, в первые годы, в этот день нередко проводили забастовки и митинги. Спустя четыре года на коммунистической женской конференции решили праздновать День 8 марта в память об участии женщин в петроградской демонстрации. В 1965 году 8 марта объявили нерабочим днем, и все превратилось в нежный и радостный женский праздник. Международный женский день отмечают не только в России, но также и в ряде стран бывшего СССР: Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Молдавии, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении и Украине. Международный день женщин – 8 марта был провозглашен официальным праздником в 1975-м. Традиция отмечать Международный женский день именно 8 марта появилась в 1914 году.

Вопросы и ответы

  • Петербург – родина российского 8 марта | Наука и жизнь
  • Что россияне отмечают 8 марта и как появился праздник?
  • Содержание
  • Как советские гражданки готовились к 8 марта

8 Марта История возникновения праздника или Как появился Международный женский день 8 Марта

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Если в начале XX века день 8 Марта, который отмечался во многих странах, считался праздником социалисток-феминисток, имел политическую подоплеку, то позднее он стал настоящим воплощением романтики, прекрасных семейных отношений, да и просто женским днем. По крайней мере, так произошло в СССР. Женщины ждали этот праздник, готовились к нему. Покупали наряды, и даже иногда волновались. Как женская эмансипация подарила дамам прекрасный праздник Восьмого марта женщин чествовали за трудовые подвиги. После организации праздника 8 марта, в первые годы, в этот день нередко проводили забастовки и митинги. В довоенное время было принято отмечать Женский день собраниями на предприятиях: это была возможность рассказать о женщинах, работающих в тяжелых, мужских профессиях и отлично справляющихся с планом.

Постепенно тема труда отошла на второй план, праздник стал терять феминистическую окраску, и уже в пятидесятых годах он стал любимым народным праздником. В 1965 году в соответствии с решением правительства 8 марта объявили выходным днем. Все мужчины страны поздравляли дам, независимо от профессии и возраста. На работе женщины получали цветы и подарки, в школах мальчишки поздравляли одноклассниц, а студенты старались накопить некоторую сумму для подарка любимой девушке. И, конечно же, в семейном кругу было принято отмечать 8 марта — мамы, бабушки и сестры получали поздравления. Это был романтичный, нежный и в то же время общественный праздник. Как советские гражданки готовились к 8 марта 8 марта женщины принимали поздравления. Они доставали из шкафа самые лучшие наряды, из комодов — дефицитную косметику и дорогие духи, надевали свои любимые драгоценности.

Почему революция названа была февральской? Потому что наше 8 марта — это 23 февраля по старому стилю. В начале XX века 8 марта была датой, уже широко известной всему миру. В этот день проходили выступления женщин, борющихся за свои права в США и Германии, в Нидерландах и Франции, Австрии, Швейцарии и во многих других странах. И тогда это вовсе не было праздничным днем — это был день борьбы. Дата в календаре и мимоза Огромную роль в том, что в России отмечают праздник 8 марта сыграла одна из выдающихся женщин своего времени красавица, умница, государственный деятель Александра Михайловна Коллонтай. В 1917 г. Коллонтай была назначена наркомом социального призрения или, как бы сейчас сказали, министром социальной политики. В частности, одной из ее инициатив было введение в новый советский календарь Международного женского дня. Так что в этом плане Коллонтай, безусловно, внесла главный вклад в учреждение этого праздника у нас. А в дальнейшем, уже в период становления и развития этого праздника, большую роль в его судьбе сыграла Надежда Константиновна Крупская. Она, по сути дела, автор того формата празднования 8 Марта, которое мы наблюдаем в 1930-е годы. Это связано с тем, что, будучи заместителем народного комиссара просвещения РСФСР, Крупская курировала в том числе и процесс создания праздников. Существует мнение это, скорее, легенда, потому что мы знаем об этом не из документов, а из воспоминаний о том, что Крупской принадлежит авторство такой неотъемлемой детали 8 Марта, как дарение мимозы. Согласно этой легенде, однажды к ней обратилась одна из работниц фабрики с вопросом, как можно поздравить женщин в этот день. Надежда Константиновна ответила: «Женщины больше всего любят цветы! И выяснилось, что единственные цветы, которые можно найти в этот период, когда еще, как правило, держатся заморозки, — это мимоза.

Это решение было принято в связи с проведением Десятилетия женщины ООН. В число других документов ООН по правам женщин входят: Всеобщая декларация прав человека 1948 , Конвенция о политических правах женщин 1952 , Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 , Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 , Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 , Декларация об искоренении насилия в отношении женщин 1993 , Пекинская декларация по положению женщин, 1995 и другие. С 2011 года начала функционировать новая структура ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин - "ООН-женщины" выполняет функции основного секретариата КПЖ. Она была создана в июле 2010 года и объединила четыре подразделения ООН: ЮНИФЕМ, отдел по улучшению положения женщин, канцелярию специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин и Международный научно-исследовательский и учебный институт ООН по улучшению положения женщин. Празднование Дня В рамках празднования Международного женского дня отмечаются достижения женщин - вне зависимости от национальности, этнических, языковых, культурных, экономических и политических различий. Каждый год ООН объявляет тему дня. В 2018 году темой праздника было "Время настало: сельские и городские активистки меняют жизнь женщин к лучшему". Тема дня в 2019 году - "Думай о равенстве, создавай с умом, осуществляй инновации во имя перемен". В первые годы советской власти он носил название Международного дня работниц.

Через четыре дня суфражистка скончалась от полученных травм. В кармане пальто Эмилии нашли флаг движения, а момент гибели и последующей суматохи был снят на киноплёнку. Несмотря на спорный эффект от подобной акции, Эмилия Дэвидсон стала для многих мученицей, погибшей за дело равенства. Зрители не сразу поняли, что именно произошло. Несколько минут потребовалось, чтобы до публики дошёл ужас случившегося. Но самое печальное в этой истории то, что смерть девушки была не просто напрасной, а вредной для PR равноправия. Противники идеи рассудили, что раз зрелая образованная женщина а Эмилия получила учёную степень по иностранным языкам в Лондонском университете смогла сотворить такое, на что будут готовы пойти менее интеллектуальные "барышни". Одним словом, акция предполагаемого успеха не получила. Другими резонансными делами для суфражисток стали взрыв дома британского премьер-министра Дэвида Ллойда Джорджа, Хрустальная ночь в Лондоне когда дамы повыбивали стёкла в палате лордов, магазинах и жилых домах , оскорбление Короля и Королевы Великобритании за что двое женщин были приговорены к 5 годам каторжных работ. Кстати, наказания в те времена были вполне реальны, и простым тюремным заточением многие не обходились. Известны случаи группового насилия каторжанок, новости о которых всполошили Лондон и стали причиной нескольких журналистских расследований. Но самым популярным способом сломить волю было принудительное кормление — мера, которую применяли к женщинам, объявившим голодовку в защиту своих убеждений. Проблему принудительного кормления многие находили забавной. В те годы выходили десятки открыток, авторы которых симпатизировали этому методу "образумить женщину": Но праздник же, а мы о трагическом... Стоит отметить, что в борьбе за права женщин было место и остроумному троллингу. Так, например, в 1911 году английские суфражистки на ночь покинули свои дома, приурочив "флешмоб" к переписи населения. Хейтеры и защитники Женщина, которая публично заявляла о претензии на равные с мужчинами права, должна была готовиться к самым разным неприятностям. Это сейчас написала что-то в фэйсбук, тебе там ответили — но все остались живы-здоровы максимум, испортили друг другу настроение. Тогда ставки были гораздо выше. Соцсетей не было, но подгадить ближнему, оставаясь инкогнито, людям хотелось всегда.

Как возник международный женский день?

Международный женский день — праздник, который отмечается ежегодно 8 марта в ряде государств и стран мира. •. «Праздник 8 марта придумала Клара Цеткин» — такое утверждение давно уже стало общим местом любой статьи, посвящённой Международному женскому дню. Международный женский день 8 Марта — праздник, родившийся из массовых протестов за права женщин и претерпевший со временем множество изменений.

111 лет празднику 8 марта. История и трансформация праздника

Когда именно демонстрации переросли в конфетно-букетные празднества, толком не знают даже историки. Очевидно, что советская власть, давшая женщинам многое из того, чего они требовали, убрала необходимость новых протестов. А когда они могли вновь назреть, да с прежней революционной силой, в государстве уже были «закручены гайки». Например, в 30-е годы прошлого века так называемые женотделы упразднили, и вся необходимая агитация сошла на нет. Тема социальных лифтов оказалась закрытой для советской женщины на долгие десятилетия.

Открытки, выпущенные к 8 Марта, довольно быстро потеряли свою революционно-агитационную выразительность, темой для них стало воспевание женской красоты и материнского подвига. Выходным днем 8 Марта стал в 1966 году, в брежневскую эпоху. Об активной идее даты, появление которой было отвоевано женщинами, и говорить не приходится. Праздник стал гендерно ориентирован, но про женские права, свободы, равенство говорится разве что совсем в ином отношении.

Женщину в этот день стали поздравлять не с ее правом на равенство, а с ее природной физической слабостью, если так можно сказать, с хрупкостью и с тем, что именно ей приходится брать на себя основой бытовой труд и главные заботы о детях. Даже на корпоративах, посвященных 8 Марта, и сегодня не говорится о равенстве, партнерстве, правах, а отмечаются стереотипно женские черты героинь торжества, они и воспеваются. В садах и школах детьми устраиваются утренники, появление огромной индустрии подарков к этому дню почти уничтожило первоначальную идею праздника. Это называется идеологическая дезориентация, утрата смыслов.

Особенности празднования Есть мнение, что только социалистические страны празднуют 8 Марта. Это не совсем так, хотя мнение объяснимо. В Китае праздник действительно существует, но это не выходной, а только сокращенный рабочий день для женщин. Во многих странах в Индии, Афганистане и др.

В новом тысячелетии праздник приобретает два направления. Первое — протестное, феминистское, правовое, второе — связанное с поп-культурой. Такая интерпретация праздника все теснее связана с соцсетями: различные флешмобы и челленджи направлены на популяризацию праздника именно как женского дня заботы о себе. Пример тому — масштабная реакция пользователей соцсетей на хештег DearMe, где женщины всего мира пишут себе письма.

Себе — юным, в возрасте подростка. Это приобретает немыслимый охват. На Youtube журналисты и блогеры выкладывают фильмы, интервью, которые ассоциированы не с праздником, а с датой и ее историческим посылом. Если по телевизору 8 Марта все еще показывают передачи сродни «Женским историям» и повторяют фильмы «Москва слезам не верит» и «Девчата», в интернете праздник резонирует с актуальной повесткой.

Фильмы о домашнем насилии, о женщинах нестереотипных профессий, о правозащитницах и их делах — вот что становится главным контентом дня. И это же формирует новое отношение к празднику. Многие современные женщины просят не поздравлять их в этот день привычными цветами и косметикой, а решают направить посильную сумму на счета фондов по борьбе с насилием и женской дискриминацией. И если несколько лет назад такое поведение не было массовым, сегодня оно прогрессирует.

Все новшества, которые были в городе, все эти советские «хулиганства» дошли до села гораздо позже и воспринимались неоднозначно. Можно говорить, что к 1930 году уже появляется советская праздничная культура в том варианте, в котором мы ее видим сейчас: то есть в новой обрядовой форме. И праздник 8 марта уже официально значится как Международный женский день, он становится в один ряд с такими важными праздниками для советской страны, как День Великой Октябрьской социалистической революции, Первое мая, День международной солидарности трудящихся, 23 февраля и т. За годы первых пятилеток выросло совсем иное поколение — воспитанное в новом обществе; новая, образованная женщина, которая приняла новую праздничную культуру и новый строй. В годы войны уходит на второй план жесткая идеологическая составляющая праздника, а на первые роли в эти трагические дни выдвигается героизм обыкновенной женщины. Вспомним знакомые образы: Родина-мать, защитница — то есть это не фанатичная советская женщина, борющаяся за свои права, а женщина, которая охраняет свою семью, своих детей, в первую очередь. В Архангельске за четыре года, с 1941-го по 1944-й год, от голода умерло 38 тысяч женщин, детей и стариков. Это цифра сопоставима только с жертвами блокадного Ленинграда!

К сожалению, у нас сейчас это число не озвучивается. В период тяжелейших испытаний, как раз на Русском Севере, женщины не только работали на заводах, на рытье укрепительных сооружений, но и собирали лекарственные травы, а также ягоды, грибы, ловили рыбу, били тюленя, собирали яйца птиц — богатый Северный край кормил и лечил всю страну. Причем участвовали в этом подвиге не только женщины и девушки, но и девочки-подростки. Конечно, во время Великой Отечественной войны праздников практически не было. Праздновали только самые основные даты, а Международный женский день носил чисто корпоративный характер на предприятиях. После войны начался период восстановления народного хозяйства, который, опять же, лег на плечи женщин. Я вспоминаю фотографии, архивные материалы музеев, когда рядом с традиционной шикарной девичьей одеждой, в удивительных белых и золотых красках, с потрясающим кокошником или повязкой, висит обычная роба и инструменты. К сожалению, такое противопоставление говорит не в пользу советской власти.

Фото: А. Конец войны и последующие годы ознаменованы новым этапом для праздника 8 марта. С 1966 года Международный женский день становится выходным днем. Надо сказать, что со стороны государства это была очень хорошая политика протекционизма по внедрению праздника, ведь выходной день закреплял праздник в сознании людей, и особенно в быту. Постепенно из контекста праздника уходит весь идеологический революционный пыл и приходит гендерный человеческий фактор. К этому времени относится и формирование традиции празднования 8 марта в школах. В это время появляются такие интересные моменты, как специальная школьная почта: девушки и юноши могли через почту показать свои любовные предпочтения, отправив записку или открытку. Для молодежи это было очень важно.

Можно сказать, что формирование советского праздничного календаря завершается к 80-м годам. К этому времени наш календарь насчитывал уже десятки гражданских праздников, и 8 марта в их ряду стал одним из центральных. Следующий важный этап — это перестройка и 90-е годы.

В декабре 1974 года было принято решение о проведении в рамках международного года Всемирной конференции по проблемам женщин. Она состоялась 19 июня - 2 июля 1975 года в Мехико, ее участники приняли Мексиканскую декларацию о равенстве женщин и их вкладе в развитие и мир. Это решение было принято в связи с проведением Десятилетия женщины ООН. В число других документов ООН по правам женщин входят: Всеобщая декларация прав человека 1948 , Конвенция о политических правах женщин 1952 , Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 , Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 , Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 , Декларация об искоренении насилия в отношении женщин 1993 , Пекинская декларация по положению женщин, 1995 и другие.

С 2011 года начала функционировать новая структура ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин - "ООН-женщины" выполняет функции основного секретариата КПЖ. Она была создана в июле 2010 года и объединила четыре подразделения ООН: ЮНИФЕМ, отдел по улучшению положения женщин, канцелярию специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин и Международный научно-исследовательский и учебный институт ООН по улучшению положения женщин. Празднование Дня В рамках празднования Международного женского дня отмечаются достижения женщин - вне зависимости от национальности, этнических, языковых, культурных, экономических и политических различий. Каждый год ООН объявляет тему дня. В 2018 году темой праздника было "Время настало: сельские и городские активистки меняют жизнь женщин к лучшему".

В 1908 году уже их внучки требовали в этот день запрета детского труда, улучшения условий на фабриках и предоставления женщинам права голоса. На следующий год социалистическая партия Америки провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным женским днем. В 1910 году в Копенгагене на Международной конференции женщин Клара Цеткин предложила ежегодно отмечать Международный женский день 8 Марта — в память о давних нью-йоркских событиях. В России же этот день празднуется с 1913 года, и очень прижился, хотя некоторые страны и не считают его праздником. Кстати, и нерабочим днем он является не во всех странах. Больше всех все-таки повезло римлянкам: замечательный день Любви, Красоты, Весны, посвященный женщинам, является у них праздничным много веков. Пожалуй, стоит подсчитать, сколько таких дней задолжали мужчины россиянкам. А сколько подарков мы не дополучили!.

История возникновения праздника

  • История появления праздника 8 марта - В СССР
  • Из протеста в праздник: история 8 марта
  • 8 Марта 2025 в России: история и традиции праздника
  • Когда появился Международный женский день и как его провести
  • История праздника 8 марта

Истоки женского дня: откуда пошла традиция отмечать 8 марта?

Из протеста в праздник. История 8 марта Ксения Баранова 08 марта 2024 Из протеста в праздник. История 8 марта В России Международный женский день — один из самых популярных праздников.

Дата у праздника фиксированная и из года в год не меняется. Интервью с советскими женщинами на московских улицах об идеальном мужчине к 8 Марта.

В начале ХХ века женщины проводили акции за равенство прав с мужчинами и сокращение рабочего дня. В 1910 году было предложено учредить Международный женский день, который в Российской империи впервые был отмечен в 1913 году. В 1917 году в Петрограде текстильщицы провели забастовку, требуя равноправия с мужчинами, что привело к Февральской революции и свержению монархии. Со временем Международный женский день из политического праздника стал днём поздравлений для всех женщин.

Поздравление женщин накануне 8 Марта от сотрудников МЧС в московском метро. Этот день поддерживает и вдохновляет женщин по всему миру на достижение равенства и справедливости.

Восьмое марта в нашей стране всегда праздник особенный.

Самые искренние поздравления женщинам. Всюду сегодня море цветов. Тысячи букетов, чтобы хватило всем.

А это уже кадры из столицы Приморья — в аэропорту сюрприз от местного художника. А в Петербурге любимые мелодии исполняли с борта крейсера «Аврора». Как создать настроение — фантазия безгранична.

В Сочи из лучших кубанских продуктов приготовили ягодный торт весом в 600 килограммов.

Это было время белых ночей, небо было невероятного сиреневого цвета… когда я увидела это небо, то по-настоящему и навсегда влюбилась в Русский Север. Вспоминаю, как мы с подругой решили: все, заканчиваем университет и идем преподавать в Сурскую школу. Даже озвучили свою идею одному из наших информаторов, удивительной бабушке, а она, как сейчас помню, посмотрела на нас и сказала: «Девки, зимой-то тут посидите! Собеседница, конечно, немного остудила наш пыл, но я с тех пор твердо решила связать свою жизнь с Севером. Какое это было незабываемое время! Мы познакомились с прекрасными людьми, собирали ягоды, грибы; и даже умудрились искупаться в холодной реке Пинеге.

Зима в Пинежском районе, Архангельская обл. Но мы отметили интересное явление, которое было спровоцировано пандемией: в эти тяжелые годы люди стали возвращаться к своим истокам, они черпают знания и ресурсы в наследии предков. Увеличилось количество собираемых лесных трав, грибов, многие стали возвращаться или чаще приезжать в свои родные места, спрашивать совета у старшего поколения, изучать свою историю. Во время пандемии люди уезжали назад в свои села, к родственникам, в надежде, что родная земля им поможет. Отчасти виной тому — плохие дороги, сложная транспортная доступность. Я считаю, что такие места в Архангельской области, как Мезень, Лешуконье, Пинежский край, по-прежнему востребованы и нуждаются в дальнейшем изучении, восстановлении культурной памяти. Любой исследователь там найдет интересную тему для себя, и каждая тема может раскрыться по-своему.

Поэтому могу точно сказать, что Русский Север еще ждет своих новых исследователей, в его истории еще много пробелов. Пинежский район, Архангельская обл. Сам быт, образ жизни, суровые климатические условия сохраняли эти ценные качества душевного склада северян. На протяжении многих лет эти люди были поистине духовными, но никогда не выпячивали, не показывали свою одухотворенность. Благодаря этому, кстати, на протяжении всего советского периода северяне смогли сохранить свой православный календарь в достаточно хорошем виде. Есть удивительные рассказы о том, как они сохраняли часовни во время советской антирелигиозной кампании. Перед приездом проверяющего часовню могли буквально разобрать на части, как конструктор, а затем собрать обратно, представляете?

Зная, что грядет какая-то проверка, сельчане брали четыре деревянные стены и просто раскладывали их по периметру, как будто здесь ничего и не было, а затем заново собирали и скрепляли. У нас появляются новые интересные праздники, и для меня очень важно отслеживать и смотреть, как меняется семантика каждого праздника, как он входит в быт или же не входит , какие новые обряды в связи с этим появляются и так далее. В то же время старые праздники, которые мы прекрасно знаем и любим, также обрастают какими-то новыми ритуалами и обрядами, причем достаточно разными. Мне как раз очень интересно наблюдать за этим процессом. Что касается 8 марта, думаю, этот праздник надолго останется с нами, благодаря приобщенности его к подвижному масленичному циклу. В этом году, например, масленичный цикл у нас начинается именно с Восьмого марта, с сегодняшнего дня. То есть снова мы будем отмечать праздник женщин и Масленицу вместе.

8 Марта — праздник рабынь, матрон и революционерок

После организации праздника 8 марта, в первые годы, в этот день нередко проводили забастовки и митинги. В России первым событием в истории женской солидарности стало «Научное утро по женским вопросам», которое было проведено в Санкт-Петербурге 2 марта 1913 года. Традиция отмечать Международный женский день именно 8 марта появилась в 1914 году.

История возникновения праздника 8-го марта

Спустя четыре года на коммунистической женской конференции решили праздновать День 8 марта в память об участии женщин в петроградской демонстрации. 8 Марта – какова история возникновения Международного женского дня? Международный женский день был учрежден по инициативе Луизы Зитц в августе 1910 года на Втором международном конгрессе женщин-социалисток из 17 стран, проходившем в Копенгагене. «Женский» день 8 марта и «мужской» день 23 февраля исторически отмечаются на территории нашей страны с большим размахом – Самые лучшие и интересные новости по теме: 8 марта, Россия, весна на развлекательном портале

Какой праздник 8 марта 2024 года

Затем дата отмечалась в США в последнее воскресенье февраля до 1913 года. Идея проведения международного дня женщин принадлежит активистке германского и международного рабочего движения Кларе Цеткин. Инициативу Цеткин поддержали более 100 женщин из 17 стран, участвующих в конференции. Однако конкретная дата дня не была установлена. Впервые день солидарности женщин в борьбе за равные с мужчинами экономические и политические права был проведен 19 марта 1911 года: в Австро-Венгрии, Германии, Дании и Швейцарии состоялись митинги, в которых приняли участие свыше одного миллиона женщин и мужчин. В 1912 году праздник прошел в тех же странах, но уже 12 мая. В 1913 году этот день отмечали: 2 марта - во Франции, 9 марта - в Австро-Венгрии, Швейцарии и Голландии, 12 марта - в Германии. В том же году, 2 марта 17 февраля по старому стилю , женский день был проведен в России - в Санкт-Петербурге. Как писал "Петербургский листок", "17 февраля состоялся впервые организованный по иностранным примерам женский день.

Конечно, во время Великой Отечественной войны праздников практически не было.

Праздновали только самые основные даты, а Международный женский день носил чисто корпоративный характер на предприятиях. После войны начался период восстановления народного хозяйства, который, опять же, лег на плечи женщин. Я вспоминаю фотографии, архивные материалы музеев, когда рядом с традиционной шикарной девичьей одеждой, в удивительных белых и золотых красках, с потрясающим кокошником или повязкой, висит обычная роба и инструменты. К сожалению, такое противопоставление говорит не в пользу советской власти. Фото: А. Конец войны и последующие годы ознаменованы новым этапом для праздника 8 марта. С 1966 года Международный женский день становится выходным днем. Надо сказать, что со стороны государства это была очень хорошая политика протекционизма по внедрению праздника, ведь выходной день закреплял праздник в сознании людей, и особенно в быту. Постепенно из контекста праздника уходит весь идеологический революционный пыл и приходит гендерный человеческий фактор.

К этому времени относится и формирование традиции празднования 8 марта в школах. В это время появляются такие интересные моменты, как специальная школьная почта: девушки и юноши могли через почту показать свои любовные предпочтения, отправив записку или открытку. Для молодежи это было очень важно. Можно сказать, что формирование советского праздничного календаря завершается к 80-м годам. К этому времени наш календарь насчитывал уже десятки гражданских праздников, и 8 марта в их ряду стал одним из центральных. Следующий важный этап — это перестройка и 90-е годы. Праздник снова меняется, и в этот период из него совершенно уходит весь советский пафос; 8 марта полностью трансформируется в гендерный праздник, в женский день, каким мы его знаем сейчас. Причем праздник не просто входит в быт, а приобретает совершенно другую семантику. В городах, в селах происходит поздравление всех дам без исключения: новорожденных, девочек, девушек, бабушек.

Им дарят подарки, в детских садах проходят утренники в честь мам, сестер и т. Научные интересы Александры Фроловой лежат в области этнографического изучения русского народа, процессов развития праздничной культуры, этнокультурного облика русского человека и антропологии инвалидности: изучения инвалидности как социокультурного феномена в традиционном и современном обществах. Многие изменения праздника объясняются огромнейшей значимостью именно традиционного аграрного календаря русского народа. А надо сказать, что в этом календаре очень важны были дни весеннего, осеннего равноденствия, а также периоды летнего и зимнего солнцеворотов. С этим астрономическим явлением связаны ритмы смен времен года, и, как следствие, ритмичная смена повторяемых процессов жизнеобеспечения русского этноса. Календарные рубежи за время осмысления народом были сакрализированы циклом ритуалов, обрядов, праздников, а их значение было направлено на важнейшую для выживания любого этноса составляющую — это рождение нового поколения детей, воспроизводства всего того, что способствовало жизнедеятельности этноса, социума. И каждый из этих периодов, конечно, имел свою семантическую окраску. Праздники зимнего солнцеворота — Святки, Рождество и др.

Исследователи определяли, что Святочный период — это период холостой молодежи, Масленица — женатой молодежи. Так вот 8 марта очень органично примкнул к подвижному календарному масленичному циклу молодоженов. В итоге весь имеющийся семантический цикл сделал его гендерным праздником, выдвинув на первое место женщину. Вспомним праздник жен-мироносиц, все летние послепасхальные праздники, Троицу, праздники и обряды кумления, которые как раз и были направлены на женщину, женщины-именинницы и т. Весь цикл праздников наших предков был очень разумен и точно распределен. Кстати, советский период показал, насколько неудачны были эксперименты с праздниками, но, к счастью, разум этноса смог вернуть себе все те периоды и праздники, которые были отменены советской властью. Первые преобразования нашей культуры в советское время были направлены на то, чтобы лишить народ его традиционных обычаев, его любимейших праздников. Праздничное застолье в сельском доме 1971 г. Кельчемгора, Лешуконский р-н. Вы организовали немало этнографических экспедиций, объездили отдаленные уголки Архангельского Севера. Какая из экспедиций вам запомнилась больше всего? Еще в студенческие годы, почти 30 лет назад, я попала на Русский Север. Это была детская этнографическая экспедиция, где мы занимались сбором игр. Поездку организовывал подмосковный Дом творчества, вместе с его представителями мы поехали в Сурский сельсовет — это территория бывшего монастыря Иоанна Кронштадтского, Пинежский район Архангельской области — очень отдаленное место. Я вспоминаю, как долго мы туда добирались и насколько потрясающей была эта экспедиция. К счастью, нам повезло и с погодой, и с героями. Там я впервые познакомилась с удивительными людьми из села Сура. То была моя проба пера, первые мои этнологические сборы информации и первые фантастические закаты на Севере. Это было время белых ночей, небо было невероятного сиреневого цвета… когда я увидела это небо, то по-настоящему и навсегда влюбилась в Русский Север. Вспоминаю, как мы с подругой решили: все, заканчиваем университет и идем преподавать в Сурскую школу. Даже озвучили свою идею одному из наших информаторов, удивительной бабушке, а она, как сейчас помню, посмотрела на нас и сказала: «Девки, зимой-то тут посидите! Собеседница, конечно, немного остудила наш пыл, но я с тех пор твердо решила связать свою жизнь с Севером. Какое это было незабываемое время! Мы познакомились с прекрасными людьми, собирали ягоды, грибы; и даже умудрились искупаться в холодной реке Пинеге. Зима в Пинежском районе, Архангельская обл. Но мы отметили интересное явление, которое было спровоцировано пандемией: в эти тяжелые годы люди стали возвращаться к своим истокам, они черпают знания и ресурсы в наследии предков. Увеличилось количество собираемых лесных трав, грибов, многие стали возвращаться или чаще приезжать в свои родные места, спрашивать совета у старшего поколения, изучать свою историю.

С середины XIX века движения, выступавшие за эмансипацию женщин, бурно росли и активно участвовали в общественной жизни, поэтому к началу нового столетия идея о создании такого торжества витала в воздухе. В 1910 году на Второй женской социалистической конференции в Копенгагене Луиза Циц, Клара Цеткин и другие активистки предложили сделать Женский день международным, чтобы объединить усилия по борьбе с гендерным неравенством во всём мире. Делегатки из 17 государств поддержали эту идею. Клара Цеткин и Роза Люксембург, 1910 год. Впервые его отметили 2 марта 1913 года. В этот день в Петербурге устроили научные чтения по «женскому вопросу», на которых обсуждались социальные и политические проблемы. Во время Первой мировой войны массовых собраний в Международный женский день не проходило. Но зато в 1917 году женские забастовки ознаменовали начало Февральской революции. К ним присоединились рабочие из крупных заводов города. С каждым днём беспокойства в Петрограде только усиливались; 20 марта на улицы вышли около 40 000 студенток и работниц с требованиями закончить войну и предоставить женщинам не только экономические, но и политические права. Женская манифестация в Петрограде 23 февраля 8 марта 1917 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий