До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Два дня из жизни блокадного Ленинграда пережить за полтора часа, в кино.
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев
Дополнен 7 лет назад Освободить город от жителей во втором дополнении опечатка. Дополнен 7 лет назад Да всем мы знаем про блокаду. Отрезаны пути. Но вот видео посмотрела, где сказано, что некоторые предприятия города были эвакуированы из города, с рабочими этих предприятий и их семьями.
Документ подписали Губернатор Санкт-Петербурга А. Беглов и Губернатор Ярославской области М. Соглашение предполагает создание межрегионального мемориального электронного проекта, способного пролить свет на неизвестные факты об эвакуации ленинградцев и их возвращении в свой город.
Архивистам поставлена приоритетная задача: провести полное исследование феномена эвакуации.
Ярославская область была одним из первых регионов, принявших эвакуированных ленинградцев, здесь разместили детей в июле 1941 г. Ярославщина также являлась пунктом транзита, на ее земле оказывалась помощь тем, кто направлялся вглубь страны. В настоящее время архивная служба Санкт-Петербурга работает со многими регионами, обсуждая их участие в важном для людей и сохранения памяти Проекте: это Архангельская, Вологодская, Новосибирская, Нижегородская, Тверская, Свердловская области, Пермский, Алтайский край и Горный Алтай, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Адыгея и многие другие.
Проект позволит раскрыть ранее неизвестные факты об эвакуации из блокадного города, пребывании в местах переселения теперь это не только регионы России, но и другие государства и возвращении домой.
Поэтому рейсы совершало лишь 50 Ли-2. Несколько дней им помогали десять бомбардировщиков, позднее вернувшихся к своим основным задачам. Самолёты в основном возили в город концентраты и мясо. В общей сложности за два месяца блокады они доставили в Ленинград более пяти тысяч тонн продовольствия. Большую часть — в ноябре. Всего за два месяца блокады в город было доставлено 30 тысяч тонн продовольствия по данным уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Павлова. Этого хватало только на 15—20 суток блокадного существования. При этом более-менее приемлемые хотя и незначительные темпы доставки появились только начиная со второй половины октября, когда действительно были брошены все усилия на снабжение города.
Но почему этого не произошло ещё в сентябре? Можно было бы объяснить это отсутствием оборудованного порта для быстрой разгрузки, плохой организацией, недостатком экипажей и плохим состоянием судов. Но в октябре в значительно более неблагоприятных для навигации условиях количество перевезённых грузов удалось увеличить почти вдвое. К тому же в первые три дня навигации удалось доставить более трети от всех доставленных за первый месяц грузов. Но почему дальше не удалось сохранить эти темпы? Ответ, по всей видимости, надо искать в обстановке на фронте. В сентябре судьба Ленинграда висела на волоске. И это не преувеличение, угроза потери города осознавалась всеми, в том числе и в Ставке. Жуков вспоминал: "Сталин заговорил о Ленинграде и Ленинградском фронте.
Положение, сложившееся под Ленинградом в тот момент, он оценивал как катастрофическое. Помню, он даже употребил слово "безнадёжное". Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней и Ленинград придётся считать потерянным". Положение действительно было критическим, началась кадровая чехарда. За половину месяца сменилось три командующих Ленинградским фронтом. Однако он трезво оценивает обстановку и не желает участвовать в операции, которая с высокой долей вероятности обернётся поражением и потерей города. Ворошилову удалось добиться от Сталина своей замены. И уже через несколько дней во главе Ленинградского фронта был поставлен Жуков. На следующий день после начала блокады началась подготовка к уничтожению важных городских объектов.
Во всех райкомах, а также на крупных предприятиях были созданы специальные партийные "тройки". Их задачей было составить список объектов, подлежащих уничтожению в случае захвата города немцами. Также планировалось уничтожить корабли Балтфлота, чтобы они не достались врагу. Таким образом в сентябре 1941 года вероятность потери Ленинграда оценивалась как очень высокая. Кроме того, в городе хватало запасов продовольствия на месяц. Поэтому в сентябре масштабы его поставок в Ленинград оказались такими незначительными. В первую очередь в город перебрасывали боеприпасы и оружие для его защитников. Либо город падёт под натиском нацистов, либо его удастся деблокировать. Отчаянные попытки прорвать сухопутную блокаду предпринимались дважды в первые месяцы.
Однако она провалилась.
Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
Фото: пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга Петербург и Ярославская область создадут цифровой исследовательский проект, посвящённый эвакуации жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. По словам главы Ярославской области Михаила Евраева, два региона создадут первую в стране единую электронную базу блокадников. Фото: пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга С 1941 по 1943 годы из Ленинграда эвакуировали более 1,7 млн человек, в том числе около полумиллиона детей. Ярославская область одна из первых приняла маленьких ленинградцев.
Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. Как рассказали в пресс-службе Комитета по транспорту города, с началом блокады автобусное движение в Ленинграде прекратилось. Пассажирская техника была повреждена снарядами. Тогда была поставлена задача эвакуировать 500 тысяч человек.
Требование о капитуляции не выдвигать. Для того чтобы избежать больших потерь в живой силе при решении задачи по максимально быстрому уничтожению города запрещается наступать на город силами пехоты… Любая попытка населения выйти из кольца должна пресекаться, при необходимости — с применением оружия... В ходе Ленинградской битвы 30 августа германские войска прорвались через станцию Мга, а 8 сентября захватили Шлиссельбург и взяли под свой контроль исток Невы, тем самым отрезав Ленинград от всей страны. Этот день стал началом блокады, которая продлилась 872 дня. Однако в первые дни окружения сами ленинградцы еще не подозревали о том, что им придется пережить в ближайшие несколько лет.
Даже под бомбежками и обстрелами город продолжал жить. К примеру, вот что записала в своем дневнике советская поэтесса и прозаик Вера Инбер на следующий день после начала блокады: «Днем, как обычно, было несколько тревог, но мы все же решили пойти в «Музкомедию» на «Летучую мышь». В фойе вышел администратор и тем же тоном, каким, вероятно, сообщал о замене исполнителя по болезни, внятно произнес: «Просьба к гражданам стать как можно ближе к стенам, поскольку здесь он указал рукой на громадный пролет потолка нет перекрытий». Мы повиновались и стояли у стен минут сорок. Где-то вдали били зенитки. После отбоя спектакль продолжался, хотя и в уторопленном темпе: были опущены второстепенные арии и дуэты». Однако постепенно характер записей меняется. Это общая черта всех блокадных дневников: там, где прежде ощущалась надежда и даже какой-то оптимизм, через некоторое время остается только пустота, изможденность и какая-то жуткая, неестественная отрешенность от всего. Уже 16 сентября Инбер записала в своей тетради такие строчки: «Как-то странно сделалось на душе, когда свежий женский голос сказал кратко: «До конца войны телефон выключен…» Я попыталась что-то возразить, протестовать, но сама поняла, что бесполезно.
Через несколько минут телефон звякнул и умолк… до конца войны. И квартира сразу замерла, захолодела, насторожилась. Оторвалась от всего города. И так телефоны были выключены повсюду в один и тот же час. Остались только считанные: в учреждениях особо важных , в больницах, в госпиталях». Большинство горожан в течение долгого времени плохо представляли себе реальное положение дел в городе и вокруг него. Эта неопределенность порождала тревогу, но еще больше настроения ухудшились, когда в середине сентября стали поступать вести о тяжелой ситуации на фронте. Военные, которые оказывались в Ленинграде для передислокации или по другим причинам, рассказывали, что враг подходит все ближе к Москве. По-прежнему грозно очень на Вяземском и Брянском направлениях: немцы снова наступают.
Под Москвой земля ровная: ни гор, ни долин, ни моря. Как на этой ровной земле удержать лавину вражеских танков? Сердце холодеет при мысли, что они могут хлынуть и начнут подминать под себя московские мостовые», — писала Вера Инбер. Однако бои на этом не прекратились, изменился только их характер. Немцы начали вести массированные артиллерийские обстрелы и бомбежки, которые не прекращались на протяжении всей блокады. Особенно сильными были атаки в октябре — ноябре 1941 года.
Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал: "Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула. Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки. Но на этот раз это были не зенитки. И не поблизости, а где-то очень далеко.
Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий. От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть. Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах. Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома. Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление". План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты. Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа, Стрельны и Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Расстановка сил перед началом операции "Январский гром" "Северный вал" германской обороны За 29 месяцев, проведенных немецкой армией под Ленинградом, гитлеровцам удалось создать очень сильную систему обороны, глубина которой на отдельных участках фронта достигала 260 километров.
Немецкие оборонительные укрепления, получившие название "Северный вал", были сильнейшими на советско-германском фронте, причем немцы продолжали развивать их и совершенствовать. К январю 1944 года, кроме обычных рогаток, проволочных заграждений, заборов и спиралей, перед окопами немцев появились двухъярусные препятствия из положенных поверх рогаток спиралей Бруно. Во многих случаях ширина препятствий перед немецкими окопами доходила до 400 метров. Нормальной считалась полоса заграждений в 70—100 метров. В ее составе было свыше 4100 орудий и минометов. Силы немецкой армии также были значительны. В первой линии перед южным сектором Ленфронта гитлеровцы сосредоточили 12 пехотных и одну танковую дивизию, имелась возможность направить туда еще до шести пехотных дивизий. Для подкрепления под Ленинград был переброшен из Югославии 3-й танково-гренадерский корпус СС и до 50 тысяч человек пополнения. Подготовка к наступлению советских войск Советскому наступлению предшествовала длительная подготовка: армия должна была пройти обучение перед тем, как начать масштабную операцию, целью которой была не только деблокада Ленинграда, но и освобождение оккупированных районов Ленинградской области, в том числе Новгорода и Пскова, и выход в Прибалтику. В подготовительный период в 1943 году на Ленинградском и Волховском фронтах были созданы специальные учебные городки с полосами заграждения по типу немецких, где солдаты тренировались прорывать и преодолевать эти преграды, штурмовать дзоты, учились маневрировать, совершать длительные марши с полной выкладкой, идти сквозь леса и болота, прокладывать гати, взрывать завалы, прорубать просеки.
Непосредственно перед наступлением саперы Второй ударной армии разрушили более 500 погонных метров проволочных заграждений, 100 метров завалов и 200 метров дерево-земляных валов. Это оказалось полной неожиданностью для противника. В ночь накануне наступления девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника", — рассказывал командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант Иван Федюнинский. Ход операции "Январский гром" Красная армия действовала по плану. К 17 января 1944 года прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда.
Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области. Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны. Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена — кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать. Когда салют кончился, мы прокричали "Ура!
Проблемы эвакуации жителей
В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации. Во время блокады из Ленинграда эвакуировали почти миллион жителей. В России собирают информацию об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда. Издание в рамках акции по сохранению памяти о блокаде Ленинграда, объявленной в конце прошлого года, передал Президентской библиотеке сам 87-летний автор.
"Если видишь тонущую машину - не останавливайся!" Спасение ленинградцев на Дороге Жизни
Посадка на трамвай эвакуируемых из Кировского района жителей. Из коллекции Военно-медицинского музея Посадка на трамвай эвакуируемых из Кировского района жителей. Из коллекции Военно-медицинского музея На Ленинградскую эвакуационную комиссию была возложена задача по эвакуации не менее 2400 человек в день. А в городе в тот момент насчитывалось около 2 миллионов человек, треть из которых была нетрудоспособна дети, пожилые, больные. Перед медико-санитарной частью, отвечавшей за эвакуацию, стояли следующие задачи: оказание медицинской помощи гражданам, заболевшим в пути следования, на эвакопунктах, развернутых в Борисовой Гриве, Кобоне и Лаврове оказание медицинской помощи раненым в результате налетов вражеской авиации на пирсы Морье и Кобона транспортировка заболевших в стационары эвакопунктов, развернутых в Жихареве проведение комплекса противоэпидемических мероприятий на пути эвакуации, в местах дислокации эвакопунктов контроль за организацией питания эвакуируемых сопровождение эшелонов с вывозимым в тыл страны населением Для выполнения этих задач медико-санитарная часть Ладожской трассы располагала собственной системой больниц, медицинских пунктов и изоляторов. Этапы эвакуации Организация медицинского обеспечения эвакуации населения строилась с учетом принципа этапности. Начальными этапами были эвакопункты Финляндского и Московского вокзалов, выполнявшие функции своеобразных фильтров по выявлению граждан, которым эвакуация по состоянию здоровья была временно противопоказана.
Здесь же выявлялись и инфекционные больные. Эвакуируемые у Московского вокзала. Из коллекции Военно-медицинского музея Эвакуируемые у Московского вокзала. Из коллекции Военно-медицинского музея Очередным и наиболее ответственным этапом эвакуации населения был путь через Ладожское озеро. Здесь, сначала в Ваганове, а с февраля 1942 года на станции Борисова Грива, люди пересаживались в автомобили и в сопровождении среднего и младшего медицинского персонала следовали на восточный берег озера. Въезд на ледовую трассу у д.
Из коллекции Военно-медицинского музея Въезд на ледовую трассу у д.
От бомбежки пострадали 7 143 различных зданий. Абсолютно разрушены оказались 3 174.
В итоге было уничтожено 5 000 000 кв. Те, кто потерял свое жилье в результате бомбежки или пожара, переселялись в соседние, временно брошенные квартиры или в жилье тех, кто умер. После прибытия человек был обязан сначала пройти регистрацию в милиции, а затем получить ордер на жилплощадь в течение десяти дней.
При условии, что в квартире уже кто-то живет, ее можно было вернуть исключительно через суд. Они проживали в бараках в ожидании восстановления домов. Пройдя сквозь множество испытаний и оставшись в живых, люди радовались тому, что выжили, а не погибли, как многие, от голода.
Некоторые делали попытки отстоять собственные права на жилье. В 1945 г.
Ярославская область одна из первых приняла маленьких ленинградцев.
К августу 1941-го в Ярославль прибыли более 80 тыс. За февраль — апрель 1942 года 167 поездов доставили в город на Волге 300 тыс. Напомним, Петербургский международный экономический форум проходит 14—17 июня.
Валентине Николаевне 5 лет - Почему в картофельном? Сверху должна была быть нашита белая тряпка с именем, фамилией и номером садика для того, чтобы багаж не потерялся в дороге. В понедельник, то есть 30 июня я отдала всё, что требовалось воспитательнице, а когда 4 июля пришла за Лидой, то её уже не было. На воротах висел большой амбарный замок и объявление о том, что все дети эвакуированы. Причём, куда именно - не сообщалось, единственное, что было сказано: информацию о новом месте дислокации этого учреждения доведут до нас дополнительно. Нынешней молодёжи или людям среднего возраста, которые привыкли к тому, что принятие различных незначительных решений у нас зачастую растягивается на многие месяцы, наверное, сложно представить, как можно так быстро всё устроить, да ещё не поставив в известность родственников. Но тогда это особого удивления не вызвало, хотя некоторые матери, узнав о предстоящей разлуке со своими детьми, в буквальном смысле этого слова кидались под колёса и не давали их увозить. Судя по всему, эвакуация проходила в обстановке строгой секретности именно для того, чтобы подобные эксцессы не носили массовый характер и не сорвали её. Валентина Николаевна с внуком - А когда эвакуировали Вас? Точно так же сообщили о том, чтобы я собрала вещи, зашила их в картофельный мешок и взяла с собой документы.
К месту назначения, в Ярославскую область нас доставили в «телятниках» или «теплушках», как их сейчас чаще называют. Это товарные вагоны, переоборудованные для перевозки людей, с окошком для того, чтобы легче дышалось, и двухярусными нарами внутри. Железная дорога тогда работала в особом режиме. В приоритетном порядке пропускались поезда, следующие на фронт. Вторая по значимости категория была — это порожняк с фронта, а третья, по крайней мере, на нашем направлении, - дети из Ленинграда. Так что добрались до конечной станции мы довольно-таки быстро. На разгрузку нам отвели ровно час, сразу после этого состав должен был отправиться обратно, за новой партией школьников. Ярославль ведь находится сравнительно недалеко от Петербурга и теоретически такая возможность, наверное, существовала? Личных автомобилей, как вы понимаете, тогда ни у кого не было, добраться даже в соседний регион и вернуться обратно за сутки, было довольно проблематично. Особенно учитывая, что пассажирские поезда стали ходить гораздо медленнее из-за необходимости пропускать военные эшелоны.
Тем не менее, многие матери действительно договаривались с начальством, брали отгулы и ехали к своим детям, забирали их обратно в Ленинград. Их, конечно, можно было понять. Несмотря на то, что немец шёл довольно быстро, жизнь в городе изменилась только в сентябре. Летом же всё оставалось по-старому, в связи с чем у многих действительно возникала иллюзия, будто война идёт в какой-то параллельной реальности. Единственное, в небо по вечерам поднимались заградительные аэростаты, которые создавали помехи фашистской авиации. Вот собственно и все отличия. Да и мы, не осознавая, насколько печально может закончиться наше возвращение, писали домой слёзные письма о том, как скучаем, как нам плохо без родителей. Мою мать, слава Богу, не отпустили с работы, а вот за другой девочкой, которая жила в нашей парадной, мама приехала. И забрала её. Как я узнала после войны, обе они умерли во время блокады от голода.
В классы принесли панцирные кровати, и мы на них спали. Скучать, кстати, несмотря на отсутствие занятий, нам не приходилось, уже на третий день всех эвакуированных ребят отправили в поле вязать снопы льна.
В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее
Сегодня 79 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Эвакуация из Ленинграда началась в июле, однако она имела не такие значительные масштабы, как того требовала ситуация. они стали Дорогой жизни, спасительным путем.
Вы точно человек?
Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде | В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации. |
Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения | Два дня из жизни блокадного Ленинграда пережить за полтора часа, в кино. |
Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было? | Эвакуация населения из Ленинграда в период блокады была беспрецедентным актом величайшей гуманности. |
Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР - Республиканский Музей Боевой Славы | Именно поэтому в день снятия блокады Ленинграда мы открываем новый раздел в виртуальном музее “Москва — с заботой об истории”. |
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
они стали Дорогой жизни, спасительным путем. Таким образом, впериод войны и блокады из Ленинграда эвакуировалось 1 814 151человек, в том числе: в первый период, включая плановую эвакуацию до блокады — 774876 чел., во второй — 590581 чел., в третий — 448694 чел. Списки детей, эвакуированных с детскими учреждениями Смольнинского района Ленинграда в село Радищево Угличского района Ярославской области. Главное меню» Методические материалы» Факты о блокаде Ленинграда: эвакуация населения.
В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города
Главархив Москвы Посмотреть уникальные материалы о блокаде Ленинграда можно в новом разделе онлайн-музея «Москва — с заботой об истории». Главархив Москвы впервые опубликовал материалы, свидетельствующие о помощи столицы блокадному Ленинграду. В виртуальном музее «Москва — с заботой об истории» появились оцифрованные документы, архивные фотографии и фильм-лекция о жизни горожан во время осады. Открытие тематического раздела приурочено ко Дню снятия блокады Ленинграда, который отмечается 27 января. В нем впервые публикуем материалы, показывающие, какой была помощь москвичей осажденному городу. Так, в январе 1942 года в Ленинград выдвинулись автобусные экспедиции, которые доставляли самое необходимое по Дороге жизни и эвакуировали жителей.
Кроме архивных документов, в разделе есть и снимки города, на которых можно увидеть, через какие трудности прошли ленинградцы», — рассказала Анастасия Ракова , заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. Пользователям сети предлагают ознакомиться с решениями исполкома Моссовета об отправке автобусов и грузовиков в осажденный немецкими и финскими войсками город. К машинам дополнительно крепили двухосные прицепы, чтобы доставить как можно больше продовольствия.
Отобранные и отсканированные на местах документы были обработаны и сведены в единую базу данных специалистами ЭЛАР. Сегодня результат общей работы был передан Архивному комитету Санкт-Петербурга, новые материалы и данные пополнят уже собранную ранее базу "Эвакуация" и стали необходимой основой для дальнейших исследований и уточнений судеб ленинградцев". Установление и увековечивание судеб каждого жителя осажденного города и каждого участника обороны Ленинграда — это возможность еще раз вспомнить Героев войны, отдать дань их отваге и мужеству и передать поколениям максимально полные сведения об исторически значимых событиях и соотечественниках, защищавших Родину. Важно также привлечь молодое поколение потомков и волонтеров к работе по поиску, дополнению информации о жителях и корректировке ошибок. Основной объем информации в рамках выполнения Поручения Президента Российской Федерации уже собран, но работа по поиску продолжается.
Простоволосые, растрёпанные, они метались между путей, искорёженных взрывами бомб. Они незряче бродили по лесу, не обращая внимания на минные поля, и подрывались на них...
Неудивительно, что некоторые тронулись разумом. Меня одна женщина, улыбаясь, спрашивала: не встречал ли я её Вовочку? Она только сейчас вела его в детсадик и оставила вот здесь... Зрелище страшное: истерики, вопли, обезумевшие глаза, растерянность, безысходность... Дорога жизни Детей из блокадного Ленинграда вывозили в течение всех лет блокады, используя для этого все возможные средства: водный и железнодорожный транспорт, автодороги, Ледовую дорогу через Ладожское озеро, авиацию. Матери с детьми уходили самостоятельно, как правило, подобные переходы осуществлялись без какой-либо организации. С 29 июня 1941 по 15 апреля 1942 года из города вывезли всего 1295100 человек. При эвакуации детей в результате бомбёжек, как в городе, так и в пути; в эшелонах и на судах затонуло 5 буксиров и 46 барж , следующих по Ладоге; по ледовой дороге Ладожского озера и Дороге Победы потери за весь период блокады составили, от 120 до 160 тысяч, в том числе, пропавших без вести. Выехать должны были не менее 500 тыс. Их путь состоял из нескольких этапов: от Ленинграда до Ладожского озера они перевозились главным образом по железной дороге от Финляндского вокзала до ст.
Борисова Грива , затем на автомашинах через Ладожское озеро до эвакопунктов на восточном берегу Лаврово, Кобона, Жихарево , а затем вглубь страны железнодорожным транспортом. Темпы эвакуации непрерывно возрастали. Детские сады и ясли. С сентября 1941 года, когда замкнулось кольцо блокады немецких войск, начали работу детские дома и детсады. Почти все они были круглосуточными. Тысячи малышей спаслись благодаря детским садам, там хоть как-то кормили, а главное — отвлекали. В Педагогическом музее собран уникальный архив — свидетельства подвига ленинградских воспитателей, которые самоотверженно выполняли свою работу. Учитывая каждую деталь, чтобы защитить детскую психику. Ленинградские детские сады становились для детей вторым домом, где они жили месяцами, лишь изредка видя родителей. Служащие детского сада находились на казарменном положении, поэтому, если начинался обстрел или бомбежка, они все участвовали в спуске детей в коридор цокольного этажа, укрывали матрасами, успокаивали малышей, а после отбоя тревоги поднимали всех наверх в групповую комнату.
О Малой Дороге жизни С самого начала войны пришлось решать множество вопросов, связанных с эвакуацией населения, спасением культурных ценностей, снабжением, коммунальным хозяйством. Но главной задачей была оборона, и на это были мобилизованы все силы города. С первых чисел сентября 1941 года по постановлению Военного совета Ленинградского фронта силами горожан началось строительство оборонительной полосы на территории города. Строились блиндажи, окопы, укрытия, противотанковые препятствия. На них работали сотрудники милиции. Они проверяли документы у всех проходивших или проезжавших.
Такой режим безопасности сохранялся до конца вражеской осады. Только в феврале 1944 года были допущены послабления: начали убирать баррикады — их было около ста. Оставили только шесть из них. Самые крупные находились на проспекте Стачек, на Ивановской, на проспекте Обуховской Обороны — это были укрепления внешнего периметра, где все еще сохранялась опасность атаки со стороны вражеских войск", — рассказал один из ведущих исследователей истории блокады Ленинграда, начальник научного отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Никита Ломагин. Как курсанты-кировцы изменили план Гитлера по захвату Ленинграда Из работников предприятий и учреждений города — мужчин от 18 до 45 лет — с августа 1941 года формировались батальоны народного ополчения. На добровольных началах в состав батальонов могли войти женщины.
Военсовет поручил также организовать группы подростков для разведки, связи, снабжения личного состава батальонов боепитанием, продовольствием, водой и прочим. Это в большинстве своем неподготовленные люди, увидевшие оружие первый раз в жизни. Это студенты, профессора. И они, выполняя свой гражданский и человеческий долг, на часы, на дни сдерживали немецкое наступление, но, к сожалению, в итоге кольцо все-таки замкнулось", — отметил историк Борис Ковалев, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории СПбИИ РАН. Внимание, воздух! Наземные рубежи обороны не могли защитить город от артиллерийских ударов, и в этом отношении ключевым вопросом было — кто занимает стратегические высоты.
С Пулковских высот, как и с Вороньей горы, Ленинград был виден как на ладони. Оттуда было удобно корректировать огонь. Пулковские высоты не все были заняты врагом: часть удалось удержать Красной армии", — напомнил Мастридеев. Именно с ситуацией на высотах связано появление знаменитых надписей: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна" на Невском проспекте и других улицах. Поэтому и делали эти надписи.
Эта мера действительно помогала: люди понимали, где могут безопасно пройти и укрыться в случае обстрела", — пояснил Мастридеев. Как ополченцы-заводчане не пустили нацистов в Ленинград Атаки с воздуха отражала система ПВО Ленинграда, организованная по круговой схеме, считавшейся тогда классической. За годы войны ее силами было отражено свыше 270 воздушных налетов, уничтожен 1 561 вражеский самолет. Ликвидировать последствия авианалетов и артобстрелов активно помогали жители. Практически все ленинградцы в годы блокады прошли подготовку по противохимической и противовоздушной обороне, умели тушить небольшие пожары.