Новости 14 февраля сретение господне

Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. 2023-02-14Новости. Сретение Господне отмечают православные верующие 15 февраля. В это время христиане вспоминают о событиях, изложенных в Евангелии от Луки. Февраль – месяц, в котором православные верующие отмечают Сретение Господне.

Сретение Господне в 2023: дата, история и традиции христианского праздника

Это и было исполнено. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви. Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю — мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона.

Через некоторое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона. В 9 лет он оставил родной дом и отправился в Антиохию.

По традиции наши предки 15 февраля ходили в церкви, где освящали восковые свечи.

Верили, что эти свечи приобретают огромную силу: защищают от невзгод и болезней, стихийных бедствий и сглаза. Их хранили целый год и использовали только в случае крайней необходимости. Также на Сретение набирали воду в трех родниках.

Делали это в полночь. Такая вода считалась целебной, как и крещенская, потому что в эту дату, по поверью, зима встречается с летом. Сретенской водой поили больных, чтобы выздоровели, и детей, чтобы росли сильными.

Ее также ставили на ночь у изголовья кровати. Плохим знаком было, если потемнела. Верили, что на человека навели порчу.

Молодежь в этот день закликала солнце. Вечером дети бегали на пригорки и зазывали весну, а зиму просили уйти. Если перед закатом солнце выглянет, значит холодов уже не будет.

Если спряталось за тучами, жди морозы, которые называли Власьевскими. Читайте также: Цветы для любви и денег: приметы про комнатные растения Родители же на Сретение проводили символический обряд продажи детей. Они передавали прохожему малыша через окно, в ответ получали деньги.

Затем ребенка возвращали и говорили: «Живи на мое счастье».

Приводим расписание. Праздник установили в память о встрече Иисуса Христа с праведным старцем Симеоном. На сороковой день после рождения Иисуса его родители Мария и Иосиф по древней традиции принесли Богомладенца в церковь. Эта традиция - посвящение Богу своих первенцев, то есть первых сыновей, соблюдалась согласно ветхозаветному закону. Симеону Духом Святым было предсказано, что он не умрёт, пока не увидит Спасителя.

Этот праздник — непереходящий, то есть он отмечается в один и тот же день каждый год. В 2024-м 15 февраля выпадает на четверг. Само слово «сретение» славянского происхождения, на современный русский язык оно переводится как «встреча».

Праздник Сретения Господня отмечается в честь встречи 40-дневного Сына Божьего с благочестивым праведником Симеоном в иерусалимском храме, куда Дева Мария и ее супруг Иосиф принесли младенца Иисуса, чтобы совершить законный обряд. В более широком смысле это событие трактуют как встречу Сына Божьего со всем человечеством «В этот день также произошла встреча Ветхого и Нового завета, — поясняет в разговоре с "Лентой. Очевидно, что в древнем законе, данном народу Израиля, содержится нечто великое и важное для наших дней. Однако само событие — сама встреча Иисуса с людьми в храме — открывает уже новозаветную историю архимандрит Иов Гумеров насельник Сретенского монастыря в Москве История старца Симеона Согласно преданию, Симеон, впоследствии названный Богоприимцем, был праведным, благочестивым и одним из самых образованных людей своего времени. Он родился за 360 лет до появления на свет Иисуса и входил в число 70 ученых переводчиков толковников , которым египетский царь Птолемей II Филадельф велел перевести ветхозаветную книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий. Занимаясь этим переводом, Симеон прочел следующие слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына».

Когда Сретение Господне и что это за православный праздник

Например, способность сберечь дом от различных бед. Такое поверье породило различные поговорки, например: "В Сретение солнце на лето, зима — на мороз поворотили ". Кроме того, заключительные холода и первые оттепели называли сретенскими. Считается, что капель в праздник предвещает теплую весну и хороший урожай пшеницы.

Но если погода в Сретение холодная и морозная, то зима еще долго не отступит. В то же время снег 15 февраля говорит о дождливой весне. Если же будет безветренно и солнечно, то стоит ожидать хороший урожай льна.

Как и в любой другой церковный праздник, в Сретение действуют некоторые запреты и рекомендации. Например, в этот день нельзя злоупотреблять алкоголем и заниматься физической работой. Также запрещено ругаться и быть в плохом настроении.

Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям: били палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божии. Это событие произошло в городе Никее в 250 году.

Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в которой он пострадал, но святой Трифон, в видении, повелел перенести его тело на свою родину, в селение Кампсаду. Это и было исполнено. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви. Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет.

В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей Империи своей торжественно чтить день 2-го февраля» [7]. Логика и назначение этого трогательного сказания полный текст которого легко найти в любом издании февральской Четьей Минеи хорошо понятны, и предъявлять к нему требования научно-исторического характера попросту неуместно. Напротив, в нашем случае не только уместно, но даже необходимо выяснить как соответствие сказания реальным историческим фактам, так и попытаться установить время и причину его возникновения. Обратимся теперь к конкретным свидетельствам древних авторов. Установление праздника императором Юстином I Уже на первом этапе работы, сопоставляя между собой сохранившиеся тексты, отмечаем, что не все средневековые источники относят официальное установление праздника Сретения ко времени Юстиниана I 527—565. Так, хорошо известный в византийской и древнерусской историографии хронист Георгий Амартол IX в. Свидетельство Амартола представляет особую ценность еще и потому, что в следующей главе его Хроники «О царствовании Юстиниана» вновь говорится о Сретении, — уже существующий в столичном богослужебном обиходе праздник лишь реформируется этим императором в соответствии с календарной традицией Римской Церкви: «Праздник же Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14-й день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам» [9]. В его же правление учреждается торжествование праздника Сретения, до того времени не праздновавшегося» [10]. Последний год царствования Юстина I , действительно, был омрачен страшным землетрясением, возобновлявшимся в течение 526-527 годов и обратившим в руины лучшую часть Антиохии Сирийской. Однако эти бедствия, без всякого сомнения ускорившие кончину глубоко скорбевшего императора, не связываются византийскими историками с установлением праздника Сретения Господня. Землетрясения 20-х —30-х годов VI-го столетия Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при имп. Тогда Антиохия была переименована в Теополис [«Град Божий». Император и августа [Феодора] вновь пожертвовали много денег на восстановление и строительство города антиохийцев, названного [Юстинианом] "Градом Божиим"» [13]. Аналогичный рассказ о чудесном спасении оставшихся в живых жителей Антиохии почти дословно повторяют византийские историки Феофан Исповедник , Георгий Амартол и Георгий Кедрин [14]. Из их текстов со всей очевидностью явствует, что праздник Сретения не имеет к этому чуду ни малейшего отношения. И очутились они под землею, и слышны были голоса умоляющих о помощи. И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке. Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана [17]. Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х—30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников. Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, — традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь. Традиционная дата установления Сретения 542 г. В том же [т. Младший современник Павла Диакона — константинопольский монах Феофан Исповедник ок. В то же время начали праздновать в Византии Сретение Господне, 2-го числа месяца февраля [ 542 г. А 16-го августа, того же 5-го индиктиона, было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви и дома и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св. Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа. И померло много людей» [19]. Из текста явствует, что землетрясение, о котором пишет Феофан, с мором не связано: оно случилось уже через полгода после празднования Сретения как и Павел Диакон , он использует сентябрьский стиль, — Т. Вероятно, он предпочел воспользоваться лаконичной записью последнего [20]. Как видим, сообщения лангобардского историка Павла Диакона и византийского хрониста Феофана Исповедника первых по времени в ряду зависимых от них позднейших историков! Объективному историку ясно, что страшная моровая язва и землетрясение выступают здесь лишь в роли навеки памятной — а потому несокрушимой — хронологической меты, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Именно таким — фактологически корректным и не склонным к фантазиям — историком был другой константинопольский монах, Никифор Каллист ок. Говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, он логично связывает это событие с другими реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 г. Этим историк тактично, но недвусмысленно дает понять об их полной непричастности к торжеству Сретения. Он же впервые установил и торжественное празднование по всей Империи Сретения нашего Спасителя, подобно тому как [имп. Свидетельство Никифора Каллиста , писателя весьма позднего XIV век , представляется нам, тем не менее или, напротив, именно благодаря этому обстоятельству , очень важным. Будучи профессиональным историографом и клириком храма Св. Софии , Никифор пользовался ее богатой исторической библиотекой и, без сомнения, хорошо знал как о бедствиях юстинианова времени, так и о чудесных событиях, будто бы с ними связанных. Если же он в свою пространную «Церковную Историю» не нашел возможным включить лестное и возвышающее авторитет Константинопольской Церкви предание о чудесном спасении столицы в результате впервые совершенного праздника Сретения, — то потому лишь, что, являясь добросовестным «источниковедом» как сказали бы сейчас , не признал его достоверным и заслуживающим даже упоминания. На Западе же это предание существовало уже давно, и трудно представить, чтобы его не знали в Константинополе, более других в нем заинтересованном! Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св. Софии, к тому времени уже построенной и освященной, — т. С другой стороны, имп. Юстиниан I , при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св. Григорий Богослов , в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.! Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества. Согласно Никифору Каллисту , — это богословские споры и различные церковные реформы, столь любимые имп. Юстинианом , считавшим себя большим знатоком христианского вероучения а отнюдь не стихийные бедствия! Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами продолжавшейся при Юстиниане и реформами литургического характера: «В Армянской [монофизитской. Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории Церкви. Известно, что Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной Церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви , то богословы антимонофизиты стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофизитских идей» [25]. Нам известно так называемое «Послание к армянам из Иерусалима Григория, епископа Арцруниев», которое, говоря об упорном нежелании Иерусалимской Церкви праздновать Рождество Христово по-православному, то есть 25 декабря, свидетельствует, что понадобилось особое послание, санкционированное именем имп. Юстиниана, чтобы заставить иерусалимлян принять этот праздник. Но календарная реформа Рождества неотделима от реформы Сретения, и думается, что именно это обстоятельство позволило позднейшим хронистам приписать богословствующему императору и само учреждение праздника Сретения Господня. Послание имп. Юстиниана, сохранившееся на грузинском языке, озаглавлено как «Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом».

Хранили свечи целый год и зажигали только тогда, когда возникала проблемная ситуация. Вторым символом Сретенья была вода, которую набирали из трех колодцев. Верили, что она может исцелить многие болезни. По поверью, сретенская вода по своей силе не уступает крещенской, поэтому ее также освящают, а затем несут домой, чтобы умываться, пить по немногу самим и поить детей, чтобы укрепить здоровье и прибавить сил. В древние времена бытовал также дикий по меркам современных людей обычай. Считалось, что для того, чтобы человека весь год не мучали головные боли, в праздник Сретенья Господня ему нужно поджечь волосы. Однако повторять это сегодня не советуют. Впрочем, если сильно хочется повторить обряд - можно отрезать небольшой клочок и сжечь. Священники советуют в этот день просто сходить в церковь и помолиться о здоровье своих родных и близких. В чем смысл Сретения по народному календарю В народе церковные и языческие традиции Сретения переплелись воедино.

Два Завета встретились. Сретение Господне

Православные христиане 15 февраля отметят один из древнейших двунадесятых праздников — Сретение Господне. В четверг, 15 февраля, православные в России отмечают важный церковный праздник — Сретение Господне. У Сретения Господня неизменное место в церковном календаре: 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Главная → Новости → Московская Митрополия → Сретение Господне. 14 февраля отмечается множество праздников, но для православных верующих это дата, в которую отмечается предпразднество Сретения Господня.

15 февраля 2025 года – Сретение Господне: история, смысл, молитвы (+видео)

На Сретение Господне, по традиции, праздничные службы проводят во всех православных церквях, а иногда и крестный ход. Сретение Господне всегда празднуется 15 февраля Праздник Сретения Господня является непереходящим и ежегодно отмечается через 40 дней после празднования Рождества Христова, то есть — 15 февраля 2 февраля по старому стилю. Православные в России в среду, 15 февраля, отмечают Сретение – один из древнейших христианских праздников.

15 февраля — Сретение Господне

Что вообще значит это непривычное современному человеку слово — «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культуре. Что значит слово «Сретение»? Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое? Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля. День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

Пьетро Каваллини. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка. Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней а если родилась девочка — то и все восемьдесят. Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Встреча в Иерусалимском Храме После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» Лк 2:29-32. По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его.

Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» женщина. Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» Лк 2:25-26. И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось.

Старец мог спокойно умереть. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши». А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» Лк 2:34-35. Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю.

Такая традиция была установлена в память исхода евреев из Египта — освобождения от рабства. Как отмечается в Евангелии от Луки, после совершения обряда в храме к Иосифу и Марии подошёл старик по имени Симеон. Согласно преданию, ранее ангел сообщил ему, что тот не умрёт, пока не увидит Младенца и не убедится в правдивости пророчества о непорочной деве. Ждать этого момента старцу пришлось долго.

Согласно преданию, к времени встречи с младенцем Христом Симеону было больше 300 лет. Вслед за старцем к родителям Иисуса подошла пророчица Анна, которая впоследствии рассказала горожанам о рождении избавителя Израиля. Праздник стали активно отмечать в конце IV века как завершение 40-дневного цикла после Богоявления. Также это встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового.

Слово «сретенье» обозначает «встреча». У иудеев было принято первенца на 40-й день жизни приносить в храм. В исполнение этого закона Дева Мария пришла со своим сыном в храм. Туда же по внушению Святого Духа явился и старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Его сопровождала Анна-пророчица — праведная старица, которая давно ждала пришествия Христа.

В народе этот день считали днем первой встречи весны, вторая встреча приходится на Сороки, третья — на Благовещение. Сретенские морозы считались последними. На Громницы освещали в церкви свечи, которые зажигали во время грозы, чтобы беда обошла дом стороной. Их же вкладывали в руки умирающим. Курам насыпали овес, проговаривая: «Корми кур овсом — летом будешь с яйцом»; «Если птица напьется воды то есть не поест — наберутся хозяева беды».

Что просят на Сретение Господне? Что нужно делать на Сретение Господне? На Сретение нужно отпустить обиды на тех, кто случайно вас обидел, и самому попросить прощения у тех, кого вы ненароком задели, оскорбили. Отец Николай заметил, что 15 февраля следует особенно чтить стариков и несовершеннолетних. На Сретение категорически нельзя заниматься грязной и тяжёлой физической работой. Кроме того, запрещается ссориться, выяснять отношения, учинять распри. Не стоит устраивать шумные гуляния и алкогольные возлияния. Церковь не одобряет венчание 15 февраля, поэтому лучше перенести такое торжество. Какие приметы на Сретение Господне? Со Сретением связано множество примет, которые касаются погоды весной, а ещё — земледелия. Так, если 15 февраля небо будет звёздным, а вечером ударит мороз, тепла ещё долго не ждите.

Без ссор и путешествий: главные традиции и приметы на Сретение Господне

Православные верующие отмечают 15 февраля Сретение Господне, по народному календарю этот день называют Громница. Каждый год 15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне — один из важнейших церковных праздников. Сретение Господне 2025 – это встреча с Господом. Ангел Господень удержал руку Авраама (Быт 22,12), но не удержал руки распинавших Сына Марии. В четверг, 15 февраля, православные в России отмечают важный церковный праздник — Сретение Господне. Праздник Сретение Господне считается одним из самых важных торжеств в церковном календаре.

Православные верующие отмечают Сретение Господне. В чем суть этого праздника

15 февраля Церковь отмечает двунадесятый праздник — Сретение Господне. В четверг, 15 февраля, православные в России отмечают важный церковный праздник — Сретение Господне. Чему посвящён праздник Сретение Господне и чего категорически нельзя делать 15 февраля. Праздник Сретения Господня — двунадесятый и непереходящий, не зависит от даты Пасхи и всегда совершается 2 февраля по старому стилю. Сегодня православные христиане отмечают один из двенадцати главных праздников – Сретение Господне.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий