своего рода путеводитель, систематизированный итог с лаконичным описанием достопримечательностей и интересных исторических мест города Волхов в Ленинградской области. своего рода путеводитель, систематизированный итог с лаконичным описанием достопримечательностей и интересных исторических мест города Волхов в Ленинградской области.
Небольшая фотоподборка от имени проекта "Волхов в наших сердцах".
Знакомства в Волхове по возрастам. Николай рассказал о своей группе «Волхов в наших сердцах», созданной в социальной сети «В контакте», которая объединяет людей, любящих свой город, его историю. 27 января в Волхове прошла акция, посвящённая 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Поделиться снимками любимого города, особенно тех его мест, которые сейчас значительно изменились, можно в сообществе «Волхов в наших сердцах».
Новости Волхова
Волховчанам стоит присматривать новые коньки, считает Алексей Брицун. Глава администрации Волховского района осмотрел ход строительных работ ледовой арены и убедился, что большая часть их уже выполнена. Рабочие закончили монтаж системы вентиляции, идёт укладка кирпича в раздевалках хоккеистов, газобетонных стен фитнес-зала и зала хореографии. Спорткомплекс общей площадью 6,7 тысячи квадратных метров вмещает не только ледовую арену с хоккейным полем 30х60 м!
Так и произошло: захваченные в плен после сражения Димитрий Борецкий, сын Марфы, и его ближайшие помощники вскоре же подверглись казни» [11]. В 1478 году Новгород был окончательно присоединен к Москве. Разумеется, новгородским архипастырям в столь сложной, раздираемой внутренними противоречиями политической ситуации приходилось нелегко.
Обстоятельства вынуждали их одновременно пытаться и смягчать все более и более ужесточавшиеся требования Москвы, желавшей полного подчинения Новгорода, и ограничивать предельно сепаратистские устремления местного боярства. Но именно благодаря осторожной и осмотрительной политике здешних владык относительно мирный в дальнейшем путь вхождения Великого Новгорода в состав общерусского Московского государства все же оказался обеспечен. Духовный авторитет Церкви, всегда стремившейся угашать сугубо политические страсти, и в этом случае послужил делу христианского примирения на Руси. Он также являлся вечевой республикой, но поначалу зависел от Новгорода, обретя, как обычно считается, самостоятельность лишь около 1347—1348 года — по так называемому Болотовскому договору. Однако дата эта весьма условна; определенная политическая подчиненность Пскова Новгороду сохранялась на всем протяжении XIV века — при столь же постоянном стремлении псковичей к независимости [12]. Да и в церковном отношении Псков еще долго оставался подчиненным архиепископу Новгородскому — до учреждения отдельной Псковской епархии в 1589 году.
Псковский кремль Несмотря на постоянно присутствовавшие в их отношениях внутренние разногласия, Новгород и Псков в общенациональном восприятии того времени неизменно были связаны друг с другом. Недаром существовала даже народная поговорка: «Душа — на Волхове, сердце — на Великой». Она как бы подчеркивала духовно-церковный приоритет Новгорода, стоящего на реке Волхов, и в то же время отмечала более сердечно-теплый характер псковичей чей город построен у излучины реки Великой по сравнению с большей суровостью новгородцев, всегда бывших, как говорится, «себе на уме». Псков, находясь у самых западных рубежей Руси, в XIV—XV веках непрестанно подвергался нападениям со стороны немецкого Ливонского ордена, давно уже поработившего народы соседней Ливонии и Эстляндии современных Латвии и Эстонии. Этот «град Святой Троицы» часто обращался за помощью к «граду Святой Софии», но новгородцы порой относились к подобным просьбам с полным равнодушием. Новгород заботился, прежде всего, о сохранении традиционных торговых отношений с Западом и не желал вступать в вооруженную борьбу с важнейшими своими деловыми партнерами — немцами.
Вследствие этого Псков все чаще надежды на защиту и поддержку связывал только с Москвой. Храм Покрова Божией матери. Псков Во время последнего своего веча, где решалось, подчиниться ли Москве мирно или нет, псковичи заявили: «Написано в наших летописцах, при прадедах его Московского князя. А если мы, псковичи, отойдем от великого князя к Литве или к Неметчине или начнем жить сами по себе, без государя, то будет на нас гнев Божий, голод, и огонь, и потоп, и нашествие поганых. А если государь наш великий князь не сдержит то крестное целование и не станет нами править по старине, то и на него та же кара падет, что и на нас. А ныне Богу и государю дана воля над их вотчиной градом Псковом, нами и колоколом нашим, а мы прежнего обещания своего и клятвы не хотим изменить и кровопролитие на себя взять и не хотим на государя своего руки поднимать и в городе запираться.
А если государь наш великий князь хочет помолиться в Живоначальной Троице то есть в городском Троицком соборе. Преклонимся перед Господом своим и признаемся в грехах своих… Ждет Он нашего покаяния и исправления, а мы не покаялись, но в больший грех впали — в злые и лихие поклепы и кричание на вече, когда голова не знает, что язык говорит; не умея в своем доме распорядиться, хотели городом управлять» [14]. Следует, однако, вновь подчеркнуть, что и после присоединения к Москве Псков в церковном отношении еще долгое время продолжал подчиняться архиепископу Новгородскому. Спасо-Мирожский монастырь Пограничное постоянно тревожное существование Псковской земли и частые набеги немецких рыцарей не слишком способствовали развитию в ней монашеской жизни. Сказывалась и удаленность новгородской церковной власти, а порой и сложность отношений с ее представителями — архиепископами. К тому же не будет преувеличением сказать, что в Пскове воцерковленность народного сознания в значительной мере осуществлялась и сохранялась под знаком христианского воинского подвига.
Показательно, что святынями городского Троицкого собора неизменно оставались, прежде всего, мощи святых благоверных князей Всеволода и Довмонта, над гробницами которых веками висели зримые символы их боевой славы — древние мечи. Ныне эти мечи хранятся в Псковском музее один из них действительно датируется XII в. Тем не менее — несмотря на все трудности и опасности приграничья — иноческое подвижническое житие привлекало и псковичей. Фреска из Спасо-Мирожского монастыря Издревле славились пригородные монастыри Пскова — Спасо-Мирожский и Снетогорский, монахи которых нередко становились мучениками за православную веру во время набегов ливонских рыцарей. Так, во время нападения немцев в 1299 году был убит мирожский игумен Василий и заживо сожжены 17 снетогорских иноков во главе с игуменом Иоасафом. Впоследствии их причислили к лику святых как преподобномучеников, пострадавших, по сути, за исповедание ими истины Православия.
Но относительный рост рядов псковского монашества произошел лишь в XV столетии. Среди местных обителей того времени важную духовную роль играли Спасо-Елеазаров и Крыпецкий монастыри, а также прославленная Псково-Печерская обитель. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь Спасо-Елеазаров монастырь возник в 25 верстах к северу от Пскова, на берегу реки Толвы, где первым поселился отшельник очень строгой монашеской жизни — преподобный Евфросин 1386—1481. XV — нач. XVI в. Один из новгородских священников, посланный владыкой ознакомиться с новой обителью, так отозвался о мере их подвижничества: «Это железный с железными» [15].
Но вскоре он ушел далее, за 15 верст, в урочище Крыпцы, где и построил отшельническую хижину. Как обычно, к нему потянулись ученики. Так среди непроходимых болот возникло еще одно монашеское поселение — Крыпецкий монастырь во имя святого Иоанна Богослова. Преподобный Савва любил проповедовать среди мирян, у которых он пользовался глубоким уважением за чистоту жизни и особую силу молитвы.
ДК железнодорожников Рубцовск история. Детская история дворца культуры в Волхове. Сквер славы Волхов. Памятники в городе Волхове. Волхов 2альфомарт. День города в городе Волхов фото.
День города в городе Волхов фото 2020. Награды города Волхов Ленинградской области Википедия. Сясьстрой стадион. ФК Волхов. Бюст Федюнинскому Волхов. Бюст Федюнинскому установлен в Волхов. Герой советского Союза Иванов Николай Павлович. Оверченко Иван герой советского Союза. Локомотивное депо Волхов. Паровоз в Волховском депо.
Паровоз в депо Волховстрой. Волхов Ленинградская область депо. Волхов мемориал. Пушка в Волхове. Город Волхов ночью. Ночной город Волхов Ленинградская область. Паровоз ЭУ 708-64 В Волхове. Паровоз Волхов памятник. Паровоз-памятник ЭУ 708-64 Волхов. Волхов улицы.
Волхов ул Ленинградская. Город Волхов Главная улица. Улица Вали Голубевой в Волхове. Мемориал воинам интернационалистам Волхов. Волхов памятники. Памятник БТР Волхов. Памятник Волховский гранит. Хачкар армянский на памятник. Открытие памятника. Могила русская.
Памятники установленные. Волховская ГЭС на старых открытках. Волхов улица Ленинградский тупик 1980 год. Ильинский парк Волхов. Ильинский парк Волхов история. Ленинградская область Волхов музей локомотивного депо. Паровозное здание царской постройки. Музей в Волхове ЖД. Схема музея паровозное депо. Стелла в Волхове.
Волхов город воинской доблести. Стела город воинской славы. Стелла в центре города.
А у трех семей общий трудовой стаж в компании превышает 1000 лет.
Подробнее о том, как наградили заводские семьи, читайте в статье.
Волховские новости - фото сборник
Санкт-Петербург» в Дзене: В Волхове наградили семьи, в которых секреты профессионального мастерства передают из поколения в поколение Когда Президент России. своего рода путеводитель, систематизированный итог с лаконичным описанием достопримечательностей и интересных исторических мест города Волхов в Ленинградской области. У сообщества «Волхов в наших сердцах» также имеются еще 45 участников и подписчиков в социальных сетях. Волховский филиал АО "Апатит" и АдминПоказать ещёистрация Волховского района объявляют о старте грантового конкурса социальных проектов «Наш любимый город Волхов!». Поделиться снимками любимого города, особенно тех его мест, которые сейчас значительно изменились, можно в сообществе «Волхов в наших сердцах». Объявления, вакансии, товары, услуги, новости в Волхове и Волховском районе на сайте "Между прочим".
Новости Волховского района
«Волхов в наших сердцах». В наших сердцах всегда будет храниться память о боевых и трудовых подвигах наших дедов и прадедов. Подслушано волхов в контакте сегодня последние новости.
Новости Волховского района
Студенческий стартап 2023. УПП Волхов. Фото мэра Архангельска. Жена мэра Архангельска. Открытие курортного сезона Старая Русса. Бывшие меры Архангельск. Волонтеры на реке. Волонтеры очистка реки.
Экологические организации волонтеры реки. Администрация Волховского. Экологические акции уборка территории. Школьники в апреле. Виковщина Волховский район. Волховчанка сегодня. Волховская межрайонная больница.
Родильный дом Волхов. Родильное отделение Волхов. Волховский роддом официальный сайт. Город Волхов школа 8. Школа 8 г Волхова. Школа 1 Волхов. Школа номер 8 город Волхов.
Вечный огонь блокада Ленинграда. Вечный огонь Ленинград. Леноблводоканал Волхов. Город Рассказово Тамбовской области. ЖКХ Рассказово. Городской парк Рассказово. Администрация города Рассказово.
День освобождения Зверево. Школа 8 Волхов. Город Волхов работники администрации. Новости Волхова и Волховского района. Волхов администрация зам. Новости Волховского района Ленинградской области. Гимназия Волхов.
Новая гимназия в Волхове. Школа 8 город Волхов новая. Кисельня школа. Кисельнинская средняя школа Волховский район. Кисельня администрация. Погода в Кисельне. Бассейн Меридиан Волхов.
Бассейн Юность 2022 Волхов. Бассейн Юность Тверь. Бассейн в Волхове. Больницы г. Пашская больница Волховский район. Волховская больница официальный сайт. ЛО на ст Волховстрой.
Новая Ладога сейчас. Новая Ладога численность населения. Глава администрации г. Новости новой Ладоги.
Ну а победителем в номинации «Самый опытный участник забега» стал 87-летний житель Санкт-Петербурга Михаил Гершман - он пробежал 4 км. На площади состоялись показательные выступления чирлидерских команд и соревнования по армрестлингу, работала полевая кухня. В этом годув рамках Дня сердца юноши и девушки 2005-2009 годов рождения могли сдать нормы ГТО. Представители «Центра общественного здоровья и медицинской профилактики» Ленинградской области проводили каждому желающему диагностику здоровья и рассказывали о правилах профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Юный гандболист «ДРОЗД-Волхов» Максим Гришин стал победителем на дистанции 2 км среди мужчин в возрасте от 17 до 35 лет и занял второе место в общем зачете среди мужчин. Она же стала «бронзовым» призером в общем зачете среди женщин.
Волховчане проводили зиму на площади Дома Культуры Вторник, 19 марта 2024 Масленичные гуляния в Волхове развернулись на площади перед Домом Культуры «Железнодорожник». Для жителей правобережной части города прошел традиционный праздник «Масленица по-Волховски». Окно в искусство Пятница, 01 марта 2024 Юные музыканты, художники, театралы и танцоры стали участниками мастер-класса «О классике просто».
Но вы правы в том, что основная задача Совета — выработка и принятие решений, а также контроль исполнения этих решений администрацией. В условиях кризиса экономики и возросших бюджетных ограничений работа в 2017 году направлена на обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета района и выполнение социальных обязательств. Основная задача сейчас, полагаю, — это пополнение доходной части бюджета. Не будем работать в этом направлении, — не будет и дотаций, не будет ничего. Поэтому в числе других мер считаю необходимым организовать сбор накопившихся задолженностей. Повысился уровень благоустройства в населённых пунктах. На цели благоустройства стали выделяться бюджетные средства в больших, чем ранее, объёмах. Большой объем работ выполняется по комплексному благоустройству городских и сельских территорий. Сегодня радует тот факт, что городское и сельские поселения совместно с населением включились в работу по наведению санитарного и экологического порядка на дворовых и прилегающих территориях, решаются вопросы по очистке территорий, по вывозу мусора, по организации сбора и вывоза ТБО. Но ещё очень много предстоит сделать. Поддержать экологическое движение должны и трудовые коллективы, торговые и коммерческие организации, молодежь, школьники, пенсионеры и ветераны, которые могут привести в порядок свой двор и улицу. Какова у нас ситуация с коммунальном секторе в свете весьма непростых нюансов в деятельности ООО «Жилищное хозяйство»? В прошедшую зиму практически не было сбоев в теплоснабжении, проблем с обеспечением населения водой, с электроснабжением, канализацией и пр. Планово проводятся ремонтные и профилактические работы на объектах, в том числе по ремонту жилых домов. Действительно, есть проблемы в управлении многоквартирными домами Волхова, в настоящее время проводится работа по организации чёткой и прозрачной системы управления жилым фондом, это сложная работа, но и она будет выполнена. Уверен, что администрация района сделает все от нее зависящее по обеспечению комфортных условий для жителей всех населенных пунктов района, в том числе и города Волхова. Совет депутатов также держит этот вопрос на контроле. Как Совет депутатов выстраивает работу с жителями района, с общественными организациями? Какова активность населения и как ее можно повысить? Возможно ли дальнейшее развитие общественного самоуправления на части территории, скажем, города Волхов? Советы депутатов первого и второго уровней активно и результативно сотрудничают с ветеранскими организациями, бизнес-сообществом. Успешно в нашем районе работает институт старост в сельских поселениях, решая вопросы местного значения, и я думаю, что в этом направлении надо подумать о развитии иных форм общественного самоуправления на части территорий городских поселений. Радует, что молодежь стала активнее интересоваться делами на малой родине, молодежные советы организуют и проводят много интересных и полезных дел, вместе с ветеранами и воинами-интернационалистами занимаются военно-патриотическим воспитанием, ведут спортивную работу, вовлекают молодых в здоровый образ жизни, занимаются экологией. К сожалению, гражданская активность населения оставляет желать лучшего. Жители не спешат с инициативами, не приходят на публичные обсуждения каких-то проблем, не обращаются к депутатам с запросами, не ходят на приемы.
27.04.2024
Волхов в наших сердцах - фотоподборка | Памятник воинам интернационалистам в Волхове. |
Жителям Волхова (ЛО) | Пикабу | Волховский филиал АО "Апатит" и АдминПоказать ещёистрация Волховского района объявляют о старте грантового конкурса социальных проектов «Наш любимый город Волхов!». |
В Волхове через соцсети восстанавливают подъезды | Новый автомобильный мост через реку Волхов в Киришском районе Ленинградской области, построенный в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги", успешно прошел испытания нагрузкой, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы областной. |
Создавая заботу: Алиса Геннадьева о старте нового социального проекта в Волховском районе
Поэтому в команду проекта вошли журналисты. В ноябре вместе с панно появится фильм обо всех нас. Кстати, некоторые участники переживают на этот счёт. Могу сказать: переживать не о чем. Никого принуждать не будут: не хотите, чтобы вас снимали — вас не снимут. Но тут есть, о чём задуматься, ведь фильм тоже очень важен. Во-первых, он войдёт в историю нашего района, это память.
Во-вторых, для других многих таких же семей это будет наглядный пример, что они не одиноки, что со сложностями, с которыми сегодня они сталкиваются, можно и нужно работать. В названии проекта есть слово «забота». Это не случайно. Мы действительно хотим окружить заботой и вниманием наших участников, позволить им раскрыться как в психологических беседах, так и в творчестве. Мы сделаем всё, чтобы наш проект был полезен и удобен для участников с разных сторон: география, логистика, расписание — всё это тщательно прорабатывается.
Паровоз ЭУ 708-64 В Волхове. Паровоз Волхов памятник.
Паровоз-памятник ЭУ 708-64 Волхов. Волхов улицы. Волхов ул Ленинградская. Город Волхов Главная улица. Улица Вали Голубевой в Волхове. Мемориал воинам интернационалистам Волхов. Волхов памятники.
Памятник БТР Волхов. Памятник Волховский гранит. Хачкар армянский на памятник. Открытие памятника. Могила русская. Памятники установленные. Волховская ГЭС на старых открытках.
Волхов улица Ленинградский тупик 1980 год. Ильинский парк Волхов. Ильинский парк Волхов история. Ленинградская область Волхов музей локомотивного депо. Паровозное здание царской постройки. Музей в Волхове ЖД. Схема музея паровозное депо.
Стелла в Волхове. Волхов город воинской доблести. Стела город воинской славы. Стелла в центре города. Волхов город любимый. Волхов надпись. Известный человек в городе Волхов.
Соревнования в Ленинградской области в городе Волхов. Фонтан в Волхове. Искусственный фонтан у Волхова. Волхов Волховский 23. Волховская 23 Нижний Новгород- фото. Помним любим скорбим. Припомним любим скорбим.
Помним любим скорбим картинки. Ты всегда в наших сердцах. Любим скорбим. Помним любим. Всегда помним и скорбим. Ты навсегда в наших сердцах. Навсегда в наших сердцах.
Ты навечно в наших сердцах. Ты в нашем сердце. Герб города Волхов. Герб Волховского района. Герб Волхова Ленинградской.
Город Волхов - советский промышленный центр, представляющий большой интерес для тех, кто увлечён промышленно-историческим туризмом. Целевая аудитория - те, кто интересуются историей подобных небольших промышленных городов, оставивших заметный след в истории СССР и России. В 1941 году тут было нанесено одно из первых поражений немецко-фашистским войскам, в 1943 отсюда отправился первый поезд в Ленинград после прорыва Блокады.
Город Волхов - советский промышленный центр, представляющий большой интерес для тех, кто увлечён промышленно-историческим туризмом. Целевая аудитория - те, кто интересуются историей подобных небольших промышленных городов, оставивших заметный след в истории СССР и России. В 1941 году тут было нанесено одно из первых поражений немецко-фашистским войскам, в 1943 отсюда отправился первый поезд в Ленинград после прорыва Блокады.
Небольшая фотоподборка от имени проекта "Волхов в наших сердцах".
Главная» Новости» Новости волхов подслушано в контакте. Новости волхова и волховского района сегодня последние. Новости Волховского района Волхов преображается Как пронести сладости в кинотеатр! 18 апреля в Волховском городском Дворце культуры прошел корпоративный праздник "Трудовые династии ФОСАГРО". Николай рассказал о своей группе «Волхов в наших сердцах», созданной в социальной сети «В контакте», которая объединяет людей, любящих свой город, его историю. 18 апреля в Волховском городском Дворце культуры прошел корпоративный праздник "Трудовые династии ФОСАГРО".
Волхов в наших сердцах
не ожидал, когда начинал её вести!). Николай рассказал о своей группе «Волхов в наших сердцах», созданной в социальной сети «В контакте», которая объединяет людей, любящих свой город, его историю. В Волхове молодого человека подозревают в изнасиловании школьницы. У сообщества «Волхов в наших сердцах» также имеются еще 45 участников и подписчиков в социальных сетях. городам Волхов.
Волховский район в СПб
Спорткомплекс общей площадью 6,7 тысячи квадратных метров вмещает не только ледовую арену с хоккейным полем 30х60 м! Здесь же расположатся тренажерный зал, зал для хореографии, а также раздевалки с душевыми, оборудованные местами для хранения и сушки формы. Кроме того, в здании предусмотрены тренерские, мастерская для заточки коньков и подгонки клюшек, медицинский и административные кабинеты.
Для жителей правобережной части города прошел традиционный праздник «Масленица по-Волховски». Окно в искусство Пятница, 01 марта 2024 Юные музыканты, художники, театралы и танцоры стали участниками мастер-класса «О классике просто».
Он даже пророчески предсказал великому князю Василию, что сын его станет «государем всея Руси», в которую войдет и Новгородская земля, и более того — что при Иване III окончательно падет ненавистное татарское иго. Как сказал он тогда: «Не презрит Господь слезные молитвы угнетенных, рассеет орду Своими неисповедимыми судьбами, если только государь пребудет в твердом благочестии и будет надзирать тихими очами за своею державой» [2]. Копия фрески из храма Успения на Волотовом поле Известная склонность Ионы к примирению с Москвой выразилась и в том, что при нем в Новгороде впервые освятили храм во имя общерусского но, как тогда еще считали сами новгородцы, московского святого — преподобного Сергия. Архиепископ Феофил, не желая бесполезного кровопролития в политическом противостоянии Новгорода Москве, не выказывал особой поддержки противникам последней — местным боярам во главе с посадницей Марфой Борецкой — и даже запретил новгородцам своего собственного полка поднимать руку на великого князя Московского. И это — несмотря на личную в целом вполне проновгородскую позицию архиепископа, следствием чего и стало его заточение в 1480 году в московский Чудов монастырь великим князем Иваном III. Однако и в столь тревожную для Новгорода эпоху, уже на закате его независимости, не пресекалась на здешней земле давняя традиция подвижнического жития. Ранее уже говорилось об иноческом пути валаамских преподобных иноков Сергия и Германа и соловецких чудотворцев Зосимы, Савватия и другого Германа, во многом связанных с Новгородом. Все они, будучи выше политических разногласий, строили свою жизнь по меркам братской христианской любви. Все они в одинаковой степени равнялись как на образцы московской святости, следуя стезей преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белоезерского, так и на образцы чисто местные — в лице лучших представителей монашества Новгородской земли предшествующей эпохи. Поэтому неудивительно, что и в рассматриваемое время в пределах Новгородской епархии подвизалось немало благочестивых иноков. В конце XIV — первой половине XV столетия значительной известностью здесь пользовался преподобный Ефрем Перекомский причислен к лику святых на проведенном в Москве митрополитом Макарием Соборе 1549 г. До недавнего времени считалось, что он иночествовал в несколько более поздний период по данным позднейшего и мало достоверного с исторической точки зрения жития преподобного, которое было составлено, вероятно, между 1530—1550 гг. Ключевский считал, что Ефрем скончался в начале XVI столетия; в официальном же церковном календаре кончина его отнесена к 1492 г. Однако по сведениям о нем, дошедшим до нас в «Сказании о Валаамском монастыре», преподобный Ефрем участвовал в основании этой обители в конце XIV века, а около 1407 года создал и свой собственный Никольский монастырь у озера Ильмень, на реке Веренде, где он впоследствии и скончался [3]. Фрагмент иконы прп. Александр Куштский с житием Другой прославленный новгородский инок — преподобный Александр Куштский ок. Кашина, из дворянского рода Бороздиных. Приняв постриг в родных местах, в одном из местных монастырей, Савва в дальнейшем отказался от игуменства, которое предлагала ему тамошняя братия, и ушел на Святую Гору Афон, где постепенно и перенял духовный опыт внутренней «умной» молитвы. По возвращении оттуда преподобный поставил на реке Вишере по обычаю крест, рядом — хижину и стал вести отшельнический образ жизни. Он стремился к полному уединению, отличался совершенным равнодушием к внешней физической стороне своего бытия и жаждал лишь постоянного «пребывания в Боге». О таком устроении его личности дает ясное представление один из фрагментов жития преподобного, повествующий о встрече подвижника с Новгородским архиепископом. День был знойный, а инок пустынный стоял на молитве неподвижный; лицо его покрыто было комарами и истерзано до крови, а он как бы ничего не чувствовал, погруженный в молитву. Изумленный новгородец рассказал другим, какого видел он раба Божия. Когда до местного архиепископа Иоанна III возглавлял кафедру с 1388 по 1415 г. Савва же велел передать ответ: «Поселясь в этой пустыне, я убегаю только мира, а не пастыря, которого молитв и благословения жажду». Иоанн тогда отправился к нему и, встретившись с Саввой на пути и впервые видя этого покрытого рубищем человека, велел ему проводить себя до кельи Саввы. Перед кельей своей Савва назвал себя по имени, и архиепископ с живейшей радостью любви благословил его» [4]. И впоследствии владыка всячески помогал созданной Саввою обители. В житии подвижника сохранилось любопытное свидетельство о личном трудолюбии и необычайной физической силе старца, подкрепляемой силой его христианского духа. Когда преподобный рубил своими руками храм, к нему пришли трое разбойников. И указав им на тонкий конец огромного ствола, сам взялся за толстый. Они же не смогли поднять своего конца бревна, в то время как старец Савва, крепкий телом и духом, легко подхватил тяжелый комель древа и положил на место. Разбойники переглянулись между собой и поспешно ушли» [5]. Вскоре к подвижнику начали собираться и другие иноки. По устроении около 1418 года монастыря Савва поставил себе «столп» вероятно, деревянную башню и уединился на нем в «умной» Иисусовой молитве. К братии он присоединялся только во время вечерней субботней и дневной воскресной служб. Как сообщает житие, даже родственные узы уже мало что значили для него, как бы полностью «растворившегося» в углубленной молитве: так, однажды родной брат пришел к нему из Твери; Савва сошел со столпа, молча благословил брата и тут же возвратился на столп [6]. В Вишерской обители веками сохранялось и благочестивое предание о том, как преподобный Савва привел однажды на новгородское вече дикого медведя, жалуясь, что тот «растерзал двух рабочих коней монастырских. По суду посадников медведь осужден был работать вместо лошади и нес это наказание несколько лет. Так и лютые звери повинуются угодникам Божиим! Он происходил из княжеского рода и, возможно, даже был родственником Димитрия Донского. В житии преподобного рассказывается о случаях необычайной прозорливости этого полуюродивого монаха. Например, однажды он стал трезвонить во все колокола и объявил архиепископу Евфимию: «Теперь дело происходило в 1440 г.
Впоследствии их причислили к лику святых как преподобномучеников, пострадавших, по сути, за исповедание ими истины Православия. Но относительный рост рядов псковского монашества произошел лишь в XV столетии. Среди местных обителей того времени важную духовную роль играли Спасо-Елеазаров и Крыпецкий монастыри, а также прославленная Псково-Печерская обитель. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь Спасо-Елеазаров монастырь возник в 25 верстах к северу от Пскова, на берегу реки Толвы, где первым поселился отшельник очень строгой монашеской жизни — преподобный Евфросин 1386—1481. XV — нач. XVI в. Один из новгородских священников, посланный владыкой ознакомиться с новой обителью, так отозвался о мере их подвижничества: «Это железный с железными» [15]. Но вскоре он ушел далее, за 15 верст, в урочище Крыпцы, где и построил отшельническую хижину. Как обычно, к нему потянулись ученики. Так среди непроходимых болот возникло еще одно монашеское поселение — Крыпецкий монастырь во имя святого Иоанна Богослова. Преподобный Савва любил проповедовать среди мирян, у которых он пользовался глубоким уважением за чистоту жизни и особую силу молитвы. Известно, что он, отслужив молебен по просьбе псковского князя, исцелил его жену. В благодарность за это князь построил для обители длинную, более двух верст, бревенчатую дорогу-«гать» через болото, в сторону Пскова. Поначалу все постройки в этих монастырях были деревянными, но позднее, около середины XVI века, в них воздвигли каменные соборы, частью сохранившиеся и доныне все они представляют собой значительные памятники древнего псковского зодчества и, как можно надеяться, в будущем будут восстановлены. Снетогорский монастырь Прекрасное представление о характере подобных сравнительно небольших обителей дает существующий и сейчас как приходской храм Христорождественский собор Мальского монастыря нач. Согласно древней легенде, соседнее изборское, хорошо укрепленное, поселение возникло еще при князе-варяге Труворе. По легенде, здесь же он и похоронен: «могила Трувора» отмечена огромным каменным крестом, воздвигнутым, вероятно, в XV—XVI столетиях на живописнейшем холме над Городищенским озером. В 1473 году в 20 километрах к западу от Изборска, ставшего особенно известным своей могучей крепостью XIV—XV веков его даже называли «Железным городом» , была основана еще одна прославленная древнерусская обитель — Успенский Псково-Печерский монастырь. Монастырские сказания сохранили память о некоем старце Марке, поселившемся, вероятно, еще в конце XIV века в пещере у ручья Каменца — на самой границе с Лифляндией у юго-западной окраины современной Эстонии. Псково-Печерский монастырь Предполагают, что преподобный Марк — выходец из Киево-Печерской обители, перебравшийся в псковские пределы из-за очередного разорения Киева татарами. Таким образом, здесь, возможно, продолжилась именно киевская древняя традиция «пещерного жития». Но собственно монастырь возник здесь несколько позже. Чисто внешние обстоятельства его создания таковы. Роспись Рождественского собора Снетогорского монастыря В 1472 году, после убийства католиками в Юрьеве Дерпте—Тарту священномученика Исидора с другими 72 исповедниками православной веры, оттуда ушел в Псков священник Иоанн Шестник. Через год он принял монашеский постриг с именем Ионы и поселился в пещере Марка. В дальнейшем устроенная им обитель стала самым известным монастырем Псковской земли. Однако расцвет этого «иноческого града», превратившегося со временем и в мощную оборонительную крепость, относится уже к середине XVI столетия. Значительный духовный вклад внесла Церковь и в художественную культуру древнего Пскова. Пожалуй, именно конец XIV и XV века явились временем наивысшего расцвета псковского православного искусства. В этот период не только еще более расширилось строительство оборонительных укреплений — могучих каменных стен с башнями, постепенно окруживших своей многокилометровой линией весь город, но весьма развилось и искусство храмоздательства. В частности, было сооружено новое здание Троицкого собора 1365—1367 , этого средоточия «духовной обороны» града Пресвятой Троицы. Немало строилось тогда и небольших храмов, скромных по архитектурным формам, но чрезвычайно выразительных по образу и живой пластике своих стен, порой кажущихся как бы вылепленными от руки. Среди таких церквей следует назвать храм в Мелетове 1463 , под Псковом, с фресками 1465 года, и храм святого великомученика Георгия со Взвоза 1494 в самом Пскове. Все памятники псковского зодчества этого столетия отличаются особенной пластической ясностью форм, внутренней теплотой и задушевной непосредственностью архитектурного облика. Эта же эпоха оставила нам и наиболее выдающиеся образцы псковской иконописи, где постоянно сосуществовали два основных направления. В пещерах Псково-Печерского монастыря Одно из них — более мистически углубленное, строго монашеское, подчеркнуто стремившееся передать в иконном пространстве как бы вырывающийся из мрака Божественный свет Преображения, что сияет вспышками небесного огня на темных ликах икон. Примером здесь может служить один из лучших памятников псковской иконописи — родственная по своему духу происихастскому искусству Феофана Грека икона «Собор Богоматери» первая пол. Икона эта посвящена прославлению Пресвятой Девы всем творением, обретающим наконец избавление от «рабства греху и смерти» через рождение Ею Богомладенца Иисуса, Спасителя мира. Другое направление — более спокойное и мягкое по стилю, умиротворенно-радостное, родственное по духу московской иконописи Андрея Рублева. Таковы иконы середины XV столетия «Святой великомученик Димитрий Солунский» и чудотворная «Богоматерь Любятовская» обе иконы ныне находятся в собрании Третьяковской галереи. Несмотря на все житейские невзгоды, политические неурядицы и столкновения, несмотря на отдельные человеческие слабости, зачастую искажавшие нравственный облик новгородско-псковского средневекового общества, все эти дошедшие до нас памятники церковного искусства убедительно свидетельствуют о том, что и тогда лик Святой Руси оставался незамутненным в глубинах народного сознания, в самой сердцевине народной души. Как и прежде, народ знал, в чем смысл и внутренняя правда достойного человеческого существования, воочию являя это христианское знание в своем православном творчестве. XV век стал для Новгорода и Пскова заключительным периодом их политической и духовной автономии — в дальнейшем все развитие местной церковной и культурной жизни протекало уже в русле единого потока общерусского исторического бытия.