Легендарный советский фильм «Вертикаль», снятый на Одесской киностудии, отмечает 50-летний юбилей. Эта картина стала дебютной для ее режиссеров выпускников ВГИКа Станислава Говорухина и Бориса Дурова. Будем откровенны: фильм «Вертикаль» к шедеврам отнести трудно. Мы назвали ленту "Вертикаль" и пригласили на главную роль (радиста Володи) Владимира Высоцкого.
Где снимали фильм вертикаль на какой горе
Съемки проходили в реальных условиях, актеры и группа жили в палатках на высоте, им был проведен курс по скалолазанию, снежной и ледовой технике. Он принимает гостей и сейчас: сюда можно приезжать не только опытным альпинистам, но и новичкам, обычным туристам и даже детям. Обе картины помогают зрителю ощутить всю красоту и величие местных пейзажей, мощь и опасность горных вершин. Как добраться: до Минеральных Вод на самолете либо любым другим транспортом. Стоимость билетов на самолет из Москвы и многих других городов России не превышает 5 тыс.
В Минеральных Водах прямо в аэропорт можно заказать арендованное авто либо автобусом передвигаться между городами. Здесь столько интересных мест и достопримечательностей, горячих источников под открытым небом, канатных дорог, обзорных площадок и природных памятников, что на путешествие необходимо закладывать не меньше двух недель. Покоряем горные вершины.
Они-то и остаются в палатке на леднике, ожидая возвращения четверых товарищей, начавших восхождение. Вскоре радист получает сообщение с «большой земли» о том, что в их районе ожидается грозовой циклон, о чем он сразу докладывает одному из членов группы. Связист группы получает сигнал только после того, как пройдены самые опасные места, и скрывает от остальных это сообщение...
А про юбилей — правда. Я облетел Петербург на «Боинге». Просто, имея свидетельство пилота, есть возможность записаться на аттестацию.
Взлетел на Ржевке, сел в Левашово. Правда, со второй попытки. Первый раз промахнулся мимо полосы. Было ли в ваши годы опаснее, труднее, или наоборот? Сейчас все строже. Правда, если тогда все решал блат, как я говорил, то сейчас денежки, как мне говорят знакомые в кино. Брал призы. У нас в Союзе вообще выступал на «копейке», в Финляндии — на Alfa Romeo. Он был вашим другом.
Какие адреса в нашем городе связаны с его именем? Какие у вас самые яркие воспоминания об этой дружбе? Там был творческий вечер, квартирник, где выступали барды. Закрытая тусовка. Еще одно место, связанное с Высоцким, — котельная на Васильевском острове. И озеро Лампушка в Ленобласти. Он не хотел ехать на машине и попросил именно на мотоцикле его подвезти. Катал Высоцкого по городу и привез на Васильевский остров. Боявшийся высоты Высоцкий ради фильма поехал в Приэльбрусье.
Кадр из фильма «Вертикаль» А самая яркая история связана с Высоцким и моей женой. Она его очень не любила. И вот я помню, мы ехали в Госстрой по Мясницкой улице в Москве, а там дефицит же тогда был работал единственный во всем Союзе магазин, где продавали растворимый кофе. Его нигде нельзя найти было! Мы остановились, чтобы туда зайти. Ну, жена пошла, а я остановился покурить у навесика. Сунул в зубы сигарету «Прима», чиркнул спичкой, и у меня коробок упал. Я нагнулся. И понимаю, что с кем-то лбом столкнулся.
Сигарета выпала. Смотрю, а на асфальте рядом с ней лежит спичечный коробок, но не мой. Поднимаю голову. А рядом Володя! Лбами с ним столкнулись смеется. И тут выходит Наташа жена. Говорит: «Чего ты к человеку пристал, пошли, нас ждут в Госстрое». А я говорю: «Так познакомься с Володей». Сегодня эта строчка стала еще более актуальной.
О Петербурге — Вы получили специальность архитектора и работали в этой сфере? Есть в Петербурге здание по вашим проектам?
Скажем так, импровизация, близкая к смыслу. В духе старого советского кино, в духе полудокументалистики», — добавил Шатилов. Многих калининградцев привлекает не столько гонорар: люди готовы работать за идею, чтобы попасть на большой экран.
Вертикаль где снимался
Высоцкий рассказывал: «Они простояли на 30-сантиметровом карнизе в одной связке с погибшим трое суток. Поражает их сила духа… Они не позволили, чтобы мы их несли, и только на самом легком участке пути один потерял сознание, а другой продолжал идти сам, опираясь на нас. И был еще случай. Тройка альпинистов шла по отвесной стене, и они воспользовались старыми крючьями. На отрицательном углу крюк нижнего альпиниста вырвался, и он долго не мог закрепиться, а у остальных крюки начали расшатываться. Тогда, чтобы уберечь своих товарищей, он отрезал себя и улетел вниз…» На съемках фильма Фото: echo. А ведь изначально на роль поющего радиста Говорухин пригласил другого исполнителя — Юрия Визбора, который тоже не раз бывал в горах, был тренером по горнолыжному спорту и тоже написал несколько песен об альпинистах. Он успешно прошел пробы, но перед самым началом съемок внезапно отказался от роли, о чем впоследствии очень жалел.
А радиста в результате сыграл Высоцкий, для которого этот фильм стал одним из лучших в его кинокарьере. Этот фильм стал первым, в котором он исполнял песни собственного сочинения. После выхода фильма к нему пришла всесоюзная популярность, а зрители в кинотеатрах каждое его появление на экране встречали бурными овациями.
Пропитанная героической правдой жизни картина об альпинистах Нужно признать, что сюжет для первого полноценного фильма Говорухин выбрал гениально. С одной стороны, тема альпинизма была чрезвычайно популярна в советском обществе тех лет, особенно среди молодёжи.
При правильном подходе интерес публики был почти обеспечен. С другой стороны, Говорухин чувствовал себя в этой теме как рыба в воде — геолог по первому образованию, он специально занимался скалолазанием, справедливо полагая, что разведка различных полезных ископаемых почти всегда связана с необходимостью экспедиций в горы. Начинающий режиссёр был не только не понаслышке знаком с психологией альпинистов, с особенностями их мышления и взаимоотношений. Он ещё и прекрасно знал технические вопросы и нюансы — так что мог вполне достоверно, без глупых ляпов, изобразить будни и подвиги скалолазов в кадре. Минус Визбор, плюс Высоцкий В-третьих, Говорухин изначально решил, что героическую атмосферу в картине будут создавать песни — и это было ещё одно безошибочное попадание.
Барды в те годы были народными героями и талантливая авторская песня должна была стать полноценным персонажем фильма. Первоначально решать эту задачу должен был один из самых известных советских бардов Юрий Визбор, который к тому же занимался альпинизмом. Визбор был приглашён в картину, успешно прошёл пробы, был утверждён на роль радиста — но незадолго до начала съёмок отказался от участия. В качестве замены в фильм попал Владимир Высоцкий, которого заманили как раз возможностью исполнить собственные песни на всю страну.
Но вернемся к «Ореанде». Через двадцать лет после съемок «Ассы» С. Соловьев вновь появился в отеле, чтобы сделать продолжение культового кино. Из старой актерской команды в проекте участвуют Татьяна Друбич и «майор» Александр Баширов.
Ресторан с колоннадой, в кото ром играет группа Бананана и происходит дебош с участием самозваного «летчика», находился в гостинице «Россия» ул. Набережная, 13. От «Ореанды» пройдите пару сотен метров в сторону Морского вокзала. Увы, в 90-х отель пришел в упадок, а несколько лет назад подвергся реконструкции и открылся под названием «Таврида». Рядом с «Россией-Тавридой» находится нижняя станция ялтинского фуникулера -его называют Малой канатной дорогой, чтобы отличить от большой «ка-натки» на Ай-Петри. Идете в сторону Морского вокзала, проходите поворот на улицу Кирова и на следующем перекрестке поворачиваете налево, фуникулер прямо по курсу. В фильме Алика и Бананан плывут над крышами зимней Ялты под звуки песни «Город золотой», напетой БГ Старых кабинок из «Ассы» вы уже не увидите, но за 20 гривен по-прежнему сможете совершить 12-минутное путешествие на холм Дар-сан. Маковки и колокольня, которые ухватил объектив оператора «Ассы», принадлежат собору Святого Александра Невского ул.
Садовая, 2. Кроме него, вы еще сможете увидеть немало колоритных ялтинских домиков-развалюх. Увы, хату Бананана снимали не здесь, а в частном доме на Поликуровском холме над Морским вокзалом бог ведает, сохранилась ли эта хибара. По ходу картины герои «Ассы» совершают два чудесных перемещения в пространстве. Сначала Крымов и Бананан садятся в Ялте на симферопольский троллейбус, чтобы оказаться... В финале Виктор Цой ухитряется спеть «Мы ждем перемен» сразу в двух городах: первый куплет звучит в ресторане ялтинской «России», а припев - уже в Зеленом театре московского Нескучного сада, перед многотысячной толпой фанатов! Еще одно место, запечатленное в фильме Сергея Соловьева, - санаторий «Украина» в поселке Гаспра-3 бывший Мисхор. Его вы сможете увидеть, отправившись из Ялты на катере к «Ласточкиному гнезду».
Кстати, герои картины тоже совершают морскую прогулку, во время которой исполняется песня про Старика Козлодоева и топится несчастный лилипут Альберт. Вот только плывет крымовская компания не на запад, а на восток от Ялты - то есть в сторону Гурзуфа. От ялтинской набережной до «Ласточкиного гнезда» катер идет 25 минут. Примерно через четверть часа после отхода начинайте смотреть на берег. Роскошный белый дворец с лестницей и портиком -это и есть санаторий «Украина». Там принимал водные процедуры и нежился в бассейне «папик» Крымов, а его бритоголовый подручный Аркадий смачно пил кефир под объективом гэбистской камеры.
Изменилась разве что инфраструктура. Сегодня здесь есть всё необходимое для любителей туризма, альпинизма и горнолыжного спорта: 12 км канатных дорог, 35 км подготовленных трасс разной сложности, развлекательные и гостевые центры. Удобнее и быстрее всего до Эльбруса можно добраться из Нальчика или Минеральных Вод.
Виктор СБИТНЕВ. ЛАСТОЧКА ИЗ «ПОТЕРЯННОГО ВРЕМЕНИ». О художественном фильме 60-х «Вертикаль»
Вертикаль где снималась. Вертикаль фильм 1967. Владимир Высоцкий в фильме Вертикаль. Кадр из фильма «Вертикаль». фильм с Высоцким «Вертикаль» 1967 год. Здесь, в Тегенекли, проходили съемки знаменитого фильма Вертикаль. В конце 1960-х этот фильм Станислава Говорухина стал культовым произведением, на котором выросло целое поколение советских людей. Вертикаль (фильм) — статья из Интернет-энциклопедии для
Вертикаль (1967)
Для нас песни были абсолютно новые. Говоря откровенно, они тогда у нас вызвали немножко… такое непонимание. Тогда в альпинизме были больше лирические песни, песни Визбора, который сам был альпинистом, горнолыжником. А рубленые строки Высоцкого тогда не очень-то восприняли. Ребята спели под гитару три песни и спать пошли. Они совершали восхождение. Инструктор-женщина, которая их готовила, Готовцева Мария Фроловна - ей сегодня 92 года. Вообще там было несколько инструкторов — они обучали группу альпинизму, узлам, скалам.
Артисты полностью выполнили норматив. Вот откуда у Высоцкого это ощущение реальных гор. Я когда Готовцеву спрашивал, как Высоцкий, она говорила: «А что, хороший мальчик, дисциплинированный. Физически подготовлен хорошо, у меня к нему претензий не было».
Без песен про непокоренные вершины, про друга, про скалолазку не проходит ни одна экспедиция и сегодня. Несмотря на то, что пик Ор-Тау, который штурмуют герои фильма, был выдуман для остроты сюжета, всё остальное на съёмках старались приблизить к реальности. Съёмки были сложными, проводились на высоте и в нестандартных условиях; несмотря на наличие дублёров, актёры для достоверности и погружения в тему осваивали азы и совершали тренировочные восхождения, сдавали нормативы. Слушая его, я подумал: «Вот же современный сюжет, где есть сильные личности, дружба.
У меня была история не о том, что люди лезут в горы, а про неизвестного солдата, так сказать, который выполнил самую трудную работу в горах, чтобы доказать, что не виноват в трагедии, случившейся на прошлом восхождении».
И герои всё беспокойней смотрят на небо, в которое упирается ранее неприступный Ор-Тау. Более того, местный житель, старинный друг руководителя экспедиции Ломова Ираклий Бухути Закариадзе сообщает о том, что несколько лет назад там, на вершине, навечно остался его младший сын. Оператор Альберт Осипов постоянно работает на контрастах чёрного и белого, холода и тепла, бесчувственных каменных пиков и жизнелюбивых весёлых людей. Кажется нереальным, что эти наивные, в общем-то изнеженные цивильным московским существованием жители, поделившись на две связки, полезут на совершенно голые, дышащие очевидной смертью уступы. Тем не менее, до базового лагеря палатки всё проходит весьма непринужденно, почти весело. Он осуществляет связь с метеоцентром и, если что, со спасателями.
Две связки по два альпиниста в каждой отправляются к вершине. Эфир буквально взрывается от пронзительного хрипа: Здесь вам не равнина, здесь климат иной, Идут лавины одна за одной, И здесь за камнепадом ревёт камнепад. И можно свернуть, обрыв обогнуть, Но мы выбираем трудный путь, Опасный, как военная тропа! Это сигнал, это крутое, как обрыв, начало смертельно опасного времени «Ч». Бытие группы перешло из привычной для обывателя горизонтали в полную невероятных неожиданностей вертикаль, суть которой неторопливо и с пониманием дела излагает скептически настроенной Ларисе уже не раз бывавший там Володя. Добрая практичная Лариса просто не понимает, зачем лезть на эти страшные горы, преднамеренно создавая себе опасные для жизни препятствия, если и там, дома, полно разных проблем и трудностей, которые постоянно приходится преодолевать? На это он философически замечает: «Препятствия, о которых ты говоришь, расположены как бы в одной плоскости, ну… по горизонтали.
А в горах у человека появляются новые, неизвестные черты души: он живёт как бы в ином измерении — по вертикали». Фильм явно не только и даже не столько про горы, а о философии и смысле человеческой жизни в принципе. Здесь, на вертикали, каждый человек вольно или невольно вынужден решать для себя гамлетовский вопрос: «Быть или не быть? И вот когда Лариса всерьёз задумывается над этим, Володя получает тревожное сообщение из метеоцентра: к Ор-Тау движется сильный циклон. Вот она главная шекспировская теза: какая тебе цена? Необходимо срочно отзывать группу с вершины, поскольку через несколько часов и без того опасные для жизни хребты накроет сплошная снежная метель. Но с восходящими долго нет связи, они находятся на крутом подъёме, просто не имея возможности слушать эфир это 60-е годы!
Наконец, связники выходят на плато, и связь восстанавливается. Но получивший тревожное сообщение Геннадий самый молодой и беспечный в группе скрывает его суть, успокаивая Ломова, что, дескать, всё в порядке: можно отправляться к вершине.
Один из них рассказал ему о том, как проходил в этих краях стажировку до войны, в 1940-м году.
Стажировали немецких коллег советские альпинисты в рамках тогда еще дружеских связей между немецкими и советскими спортсменами. Один из них даже спас немецкому альпинисту жизнь. А спустя год здесь началась кровавая битва за Кавказ, в которой участвовала 1-я горнопехотная дивизия верхмахта, укомплектованная жителями горных районов Южной Германии и Австрии.
По зловещей иронии истории, инструктировали солдат в том числе и те самые альпинисты, которые год назад тренировались здесь вместе с нашими. Командный состав дивизии был обеспечен картами местности всего театра военных действий, и многие из офицерского состава имели личный опыт, полученный на Северном Кавказе до войны. Так вчерашние товарищи встретились в этих горах как враги.
Всесоюзная слава Высоцкого началась с "Приюта немцев" . Ровно полвека назад!
режиссёров Станислава Говорухина и Бориса Дурова снят на тему альпинизма и покорения вершин. «Вертика́ль» — советский художественный фильм на тему альпинизма, дипломная работа режиссёров Станислава Говорухина и Бориса Дурова. На съёмки фильма «Вертикаль» артисты съёмочной группы поехали вместе с самыми опытными инструкторами.
Вертикаль где снимался
Ларисе Лужиной — своей партнёрше по фильму — Владимир Высоцкий посвятил известную песню « Она была в Париже », написанную в августе 1966 года там же на съёмках. Из разговора Геннадия с врачом Ларисой следует, что группа Ломова впервые в истории осуществила восхождение на неё «Но там ещё никто не был»,— говорит Лариса.
Без песен про непокоренные вершины, про друга, про скалолазку не проходит ни одна экспедиция и сегодня. Несмотря на то, что пик Ор-Тау, который штурмуют герои фильма, был выдуман для остроты сюжета, всё остальное на съёмках старались приблизить к реальности. Съёмки были сложными, проводились на высоте и в нестандартных условиях; несмотря на наличие дублёров, актёры для достоверности и погружения в тему осваивали азы и совершали тренировочные восхождения, сдавали нормативы. Слушая его, я подумал: «Вот же современный сюжет, где есть сильные личности, дружба.
У меня была история не о том, что люди лезут в горы, а про неизвестного солдата, так сказать, который выполнил самую трудную работу в горах, чтобы доказать, что не виноват в трагедии, случившейся на прошлом восхождении».
Военный летчик, каскадер, архитектор, альпинист, авто- и мотогонщик, горнолыжник, историк, актер — это все про него. Юрий Вебер. Фото автора Про Юрия Оттовича можно сказать, что возраст для него — всего лишь цифры в паспорте. На свои неполные 87 лет он точно не выглядит.
Юрий Вебер водит спортивный автомобиль и мотоцикл, катается на горных лыжах, запускает культурные проекты. Одним словом, не сидит сложа руки. Даже перед интервью он заявил, что у него есть ровно семь свободных минут, чтобы пообщаться. Правда, в итоге нашему разговору он уделил втрое больше времени. Эти 20 минут пролетели как одна секунда, однако расшифровка диктофонной записи в итоге заняла целую газетную полосу.
О кино — С кем из известных советских актеров вы дружили, работали? Какие самые опасные трюки у вас были в карьере и много ли было травм на съемках? Между нами, кстати, завязалась крепкая дружба. У него была трагичная история. Погиб сын в автокатастрофе.
Кадочников запил. Я уговорил его вернуться в кино. Думаю, что спас его этим. Я был его дублером. Что касается фильмов, то самые серьезные работы — это «Укротительница тигров», «Семнадцать мгновений весны», «Вертикаль» — с Высоцким, конечно же, который был моим самым близким другом из творческой среды.
Самый сложный трюк из «Укротительницы тигров», к сожалению, не вошел в окончательную версию фильма. В нем нужно было подниматься по круглым сферам на мотоцикле и прыгать в бассейн. Цензура посчитала, что это может шокировать советских зрителей. Наиболее опасный трюк — это авария в «Семнадцати мгновениях весны». Но самый трудный фильм — это «Вертикаль», если говорить в общем.
И Высоцкому эти съемки дались с трудом, так как он очень боялся высоты. Кое-как совершил одно восхождение, но о втором, более сложном, уже не могло идти речи. Если говорить о моих травмах, то я весь переломанный. Но, на удивление, самые серьезные последствия были после перелома ключицы. Он все за собой потянул: и мышцы, и лопатку, и позвоночник.
Самое интересное, что у меня из-за этого даже нога отнялась. Что касается моей работы в кино, то она продолжается. Я же не просто так волосы отрастил, а для роли. Буду играть одного мерзавца. Что за фильм, не скажу — это секрет киностудии.
Тогда в профессию можно было попасть только по связям. Дядя работал в Госкино, был большим начальником. Я попросил — он распорядился. Вот и все. О любви к небу и гонках — У вас есть свидетельство пилота.
Как мне рассказывали, вы даже 80-летие за штурвалом отметили. Когда научились летать?
История об альпинистах была близка всем создателям фильма, а сюжет был основан на реальных событиях. Слушая его, я подумал: «Вот же современный сюжет, где есть сильные личности, дружба. У меня была история не о том, что люди лезут в горы, а про неизвестного солдата, так сказать, который выполнил самую трудную работу в горах, чтобы доказать, что не виноват в трагедии, случившейся на прошлом восхождении».
На съемках фильма Фото: echo. В горах Тянь-Шаня, Памира и Кавказа он не раз встречался с альпинистами и искренне восхищался их мужеством и цельностью их характеров. Он сам обладал альпинистскими навыками, что и продемонстрировал в кадре, став дублером актеров Геннадия Воропаева, Александра Фадеева и Георгия Кульбуша. Для этого с ними проводили занятия опытные инструкторы, объясняя им, как пользоваться ледорубом и рацией, как правильно ставить палатки, как ходить в связке. Актеры даже совершали учебные восхождения и сдавали нормативы.
Когда артист задал ему вопрос о том, зачем он ходит в горы, его ответ поразил: «Сперва, чтобы проверить, что я есть за человек. А сейчас просто любопытно, что за люди кругом». А однажды он рассказал Владимиру Высоцкому о том, как во время подъема по северному склону Главного Кавказского хребта в 1955 г.
Вера Сторожева снимет фильм в Крыму при поддержке «Мосфильма» и компании «Вертикаль»
Мы назвали ленту "Вертикаль" и пригласили на главную роль (радиста Володи) Владимира Высоцкого. Как снимали фильм «Вертикаль» владимир высоцкий, вертикаль, история, кино, факты, фильм. Фильм Вертикаль снимался в 1966 г. в Баксанской долине и ущелье Адыл-су.
где снимали фильм вертикаль
Этот впечатляющий массив с пиком, достигающим высоты более 8 500 метров, славится своей красотой и величием. Он привлекает альпинистов со всего мира, предоставляя им возможность испытать свои силы и навыки в экстремальных условиях. Для съемок фильма «Вертикаль» была выбрана одна из его впечатляющих вершин. Организация съемок на Канченджанге представляла значительные трудности, связанные с высотой и сложностью доступа к горам. Съемочная группа фильма должна была столкнуться с экстремальными погодными условиями, высотной болезнью и необходимостью использования специализированного снаряжения. Все это делало их работу еще более трудоемкой. Тем не менее, благодаря профессионализму и настойчивости съемочной группы, фильм «Вертикаль» обрел свою неповторимую атмосферу. Удивительные пейзажи горы, крутые и опасные трассы, непростые испытания — все это создает атмосферу драмы и возбуждения.
И всё же, информации о маршруте часто не хватает. В горах, к тому же, можно заблудиться и забраться не туда.
Однажды я не понял, какую скала в описании названа «куполообразной», и стал взбираться не левее её, а правее. С большим трудом, но на хребет, я забрался. Позже, однако, я понял, что это был не перевал Хутый, а другой перевал, которому не повезло с названием, и назван он был - Хутый ложный. Спуск с ложного перевала был очень крут, но я всё-таки оказался в ущелье Кти-Теберда, куда собирался попасть. Другой раз я тоже промахнулся и забрался на Ложный Алибек. На настоящем Алибеке я был несколько раз, но давно и со стороны ущелья Аксаут. Однако, поднявшись на хребет со стороны Домбая, я увидел внизу обрыв. Солнце заходило, и у меня не было времени и сил, на спуск и на новый подъём на перевал настоящий. Я решил рискнуть.
Я прошел по полке, сначала без рюкзака, а потом и с ним. Постепенно я приблизился к снегу, а оттуда спрыгнул на него. Незабываемы не только виды с перевалов. Каждое ущелье прекрасно по-своему. По диким ущельям Кавказа, можно идти несколько дней, не встретив ни единого человека. Но ты увидишь цветы, которые цветут. Только в этой глуши. Ещё одно чудо — горные озёра. Все озёра разные.
В Ущелье Уллу-Муруджу рядом два озера. По цвету они так и называются — Черное и Синее. Можно ли перейти через горную речку — тоже загадка? Бессмысленно искать информацию о том, мелкая река или полноводная? Впервые спустившись с перевала Назалкол-Рынджа, я легко перешел через речку Рынджу, а потом смог перепрыгнуть через Даут, в который впадала Рынджа. На следующий год перейти обе эти бешеные реки было невозможно. Всё зависит от дождей и от того, насколько интенсивно тают ледники. Некоторые реки переходят только ночью, когда не светит солнце. Удача для туриста, если на пути к перевалу попадётся кош.
Кош - это примитивные лачуги, в которых чабаны бывают лишь изредка, чтобы пересчитать скот. В них можно скрыться от непогоды. Внутри коша самодельные нары, печка, дрова. И лежать на деревянных нарах в непогоду гораздо приятней, чем мучиться в мокрой палатке. Как-то, во время дождя я укрывался в коше. Но неожиданно, ко мне в окно заглянула любопытная лошадь. Животное удивило, что кто-то, кроме хозяина, занял его жилище. Внизу по ущельям, обычно, пасутся бычки. Табуны лошадей занимают верхние луга около перевалов.
И в туман, по пути к перевалу, неожиданно рядом с тобой может появиться лошадь. Однажды я шел к перевалу Муху. Был уже вечер, и я поставил палатку. Заснуть, однако, в ту ночь мне не дали лошади. Их табун всю ночь со ржанием бегал вокруг меня. Потом я догадался, почему они пришли к моей палатке. Лошади спасались от волков. Утром, когда я с рюкзаком продолжил подъём, я увидел, маленьких жеребят, лежавших на траве и гревшихся на солнце. Так, возле моей палатки ночью кобылы спасали своих жеребят.
Громче всех ржал жеребец, защищавший свой табун от хищников. Но этот одарённый человек работал журналистом, снимался в кино, а главное, стал любимым народным поэтом. Многие песни Юрий Визбор сочинял во время походов на Кавказ.
Для Станислава Говорухина лента стала первой серьёзной работой после окончания ВГИКа, и примечательно, что в этом году знаменитому режиссёру исполнилось 80 лет. Эти две даты мы решили использовать как информационный повод для нашего путешествия и обозначить наш поход как посвящение жителей республики Году российского кино», — рассказал руководитель экспедиции, главный редактор и ведущий «Дорожного радио-Уфа» Александр Лынник. Уфимская экспедиция стартовала 25 июля на Эльбрус, благополучно прибыла к месту старта - в Приэльбрусье, в поселок Терскол.
Участники экспедиции ежедневно проходили тренировочные треки для акклиматизации на высоте. Были совершены восхождения на хребет Терскол 3200 метров в национальном парке «Приэльбрусье», экспедиция побывала в местах съемок фильма «Вертикаль» в ущелье Донгуз-орун на высоте 2600 метров, прошли 15-километровый трек по ущелью реки Ирик к предгорью восточной вершины Эльбруса. В поселке Терскол съемочная группа экспедиция разыскала участников массовок фильмов Станислава Говорухина «Вертикаль» и «Белый взрыв» и встретилась с единственным ветераном Великой Отечественной войны, проживающим в Терсколе, 94-летним Хаджимуратом Исмаиловичем Бичекуевым.
Поражает их сила духа… Они не позволили, чтобы мы их несли, и только на самом легком участке пути один потерял сознание, а другой продолжал идти сам, опираясь на нас. И был еще случай. Тройка альпинистов шла по отвесной стене, и они воспользовались старыми крючьями. На отрицательном углу крюк нижнего альпиниста вырвался, и он долго не мог закрепиться, а у остальных крюки начали расшатываться. Тогда, чтобы уберечь своих товарищей, он отрезал себя и улетел вниз…» На съемках фильма Фото: echo. А ведь изначально на роль поющего радиста Говорухин пригласил другого исполнителя — Юрия Визбора, который тоже не раз бывал в горах, был тренером по горнолыжному спорту и тоже написал несколько песен об альпинистах. Он успешно прошел пробы, но перед самым началом съемок внезапно отказался от роли, о чем впоследствии очень жалел. А радиста в результате сыграл Высоцкий, для которого этот фильм стал одним из лучших в его кинокарьере. Этот фильм стал первым, в котором он исполнял песни собственного сочинения. После выхода фильма к нему пришла всесоюзная популярность, а зрители в кинотеатрах каждое его появление на экране встречали бурными овациями. А когда вскоре после премьеры фильма фирма «Мелодия» выпустила пластинку с песнями к фильму, весь тираж был сметен с прилавков в считаные дни.