синоним гарнитур. совокупность предметов, образующая нечто целое. совокупность чего-либо. это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Результат такого действия; совокупность предметов одного назначения, составляющих что-либо целое.
§ 4. Виды понятий
Культурное наследие включает в себя материальное культурное наследие — здания и сооружения, памятники архитектуры, произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии — все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи. И нематериальное культурное наследие — языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие.
Цветки у дельфиниума неправильные и состоят из пяти ярко окрашенных чашелистиков. Такую чашечку называют венчиковидной или лепестковидной.
У верхнего чашелистика есть конусообразный или крючковидный вырост — шпорец. В нем расположены два нектарника — медовые желёзки, выделяющие сахаристый сок — нектар. Под нектарниками расположены два маленьких лепестка, они образуют в центре цветка «глазок», отличающийся окраской от чашелистиков.
Цветки садового дельфиниума: венчиковидная чашечка из розовых чашелистиков и белые лепестки «глазок». В этом случае функцию привлечения опылителей выполняет не венчик, а венчиковидная чашечка, а два небольших лепестка лишь указывают насекомым дорогу к нектару. Околоцветник — наружная часть цветка, совокупность всех лепестков и чашелистиков.
Двойной околоцветник состоит из лепестков и чашелистиков. У большинства растений околоцветник двойной колокольчик, роза. Цветки колокольчика: двойной околоцветник с раздельнолистной чашечкой и сростнолепестным венчиком.
У простого околоцветника все листочки одинаковы. Простой околоцветник бывает неприметным, зелёным, тогда его называют чашечковидным свёкла, лебеда или яркоокрашенным — венчиковидным лилия, ландыш. Простой околоцветник: а — венчиковидный околоцветник лилия ; б — чашечковидные околоцветники лебеда.
У ветроопыляемых растений околоцветник обычно небольшой, бледно окрашенный или вообще отсутствует. Цветки дуба — ветроопыляемого растения. Тычинка — мужской репродуктивный орган цветковых растений.
Неполный такт в начале музыкального произведения. Начало, источник, истоки чего—нибудь. Название рычагов в некоторых механизмах. Предмет личной гигиены. Воинское звание. Язык программирования. Легкий однооконный двухколесный экипаж без козел.
Датчик температуры, состоящий из двух разнородных электропроводящих элементов. Колесо, регулирующее ход часов. Нанос в русле реки. Подвижная часть подъёмного крана. Таблица математических элементов, состоящая из строк и столбцов. Угрожающее жизни состояние, характеризующееся падением кровяного давления и ухудшением кровоснабжения жизненно важных органов. Тип актёрских ролей.
Работник магазина. Место, специально оборудованное для испытания автомобилей, а также для автомобильных соревнований. Предмет одежды, закрывающий руку от запястья до конца пальцев и каждый палец в отдельности. Твердое тело, имеющее естественную форму правильного симметричного многогранника. Пружинные плоские щипчики. Распределение по длинам волн интенсивности излучения какого-нибудь тела.
Например, можно говорить о совокупности данных, процессов, объектов, видов, отношений и средств. Данным определением называют сочетание, соединение или общий итог чего-нибудь. Используется это определение и в точных науках.
Классификация
Предмет нечто целое | Результат такого действия; совокупность предметов одного назначения, составляющих что-либо целое. |
Совокупность предметов образующих нечто целое | Совокупность каких-л. частей, предметов, людей и т.п., образующих нечто целое. С. суда. |
ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ
- Конспект урока: Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения
- Цветок: строение и функции • Биология, Растения и грибы • Фоксфорд Учебник
- АБС: онлайн кроссворд #2170
- НАБОР | значение | Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»
лексическое значение слов : набат, пенал, лотос, пенка, набор,;адрес
Совокупность элементов из твердого материала (металла, кости, дерева) на щите, доспехе или какой-либо его части. Остов судна. Украшение в виде мелких блях на упряжи, на ременном поясе. Ответ на кроссворд. Совокупность предметов, образующая нечто целое (5 букв). Такие слова также обозначают совокупность предметов или лиц, но более конкретную и ограниченную. Вымышленная вселенная (также фикциональная вселенная) (англ. fictional universe, fictional world), совокупность произведений одного или нескольких авторов, образующих единое пространство повествования с общими законами, сквозными сюжетными линиями и арками.
Онлайн кроссворд #2170
Сходство родственных языков проявляется на всех уровнях структуры языка. Попытка ввести в лингвистику более широкий набор таксономических категорий была предпринята С. Вурмом [en] и К. Макэлханоном , предложившими в 1975 г. Особенностью классификации стало применение в ряде случаев двойных обозначений ранга у таксона.
Например, среди стволов, составляющих филу Торричелли , мы находим семью-ствол Мариенберг [en] и изолят-ствол урим [en]. В первом случае степень родства между языками в составе группировки — такая же, как между языками одной семьи, но в состав рассматриваемой филы данная группировка входит на правах самостоятельного ствола; во втором случае ствол состоит из одного изолированного в пределах филы Торричелли языка урим или калп. Впрочем, дальнейшего развития в рамках генетической классификации языков двойные обозначения ранга не получили [62] [63]. Скалигером и опубликованной во Франции в 1610 году уже после смерти учёного [64].
В данной работе Скалигер установил для европейских языков 11 «языков-матерей» linguae matrices, то есть праязыков , к которым восходят новые европейские языки в современной терминологии, речь идёт о таких группах: 1 греческая ; 2 романская ; 3 германская ; 4 славянская ; 5 албанская ; 6 тюркская ; 7 угорская ; 8 финно-пермская ; 9 гойдельская ; 10 бриттская ; 11 баскская. Сами же эти matrices, по Скалигеру, «не связаны между собой никакими узами родства» [65]. Языковые семьи[ править править код ] Вопрос о более отдалённом родстве между языками чем родство между языками, входящими в одну группу был поставлен в XVIII в. Так, голландский учёный Л.
Российский учёный-энциклопедист М. Ломоносов в материалах и черновых набросках к «Российской грамматике» вышла в 1755 г. Он сформулировал положение об образовании родственных языков путём последовательного дробления языка, относящегося к более ранней эпохе, и показал, что русский язык обладает наибольшим родством с другими славянскими языками, более отдалённым — с «курляндским» латышским, то есть с балтийскими , ещё более отдалённым — с латинским, греческим и немецким [68] [69]. Ломоносов писал: «Представим долготу времени, которого сии языки разделились!
Подумай же, когда курляндский! Подумай же, когда латинский, греческий, немецкий, российский! О глубокая древность» [70]. В то же время учёный отрицал какое-либо родство упомянутых языков с финским , «мексиканским» ацтекским , готтентотским , китайским [68].
Очередной шаг сделал английский востоковед языковед У. Джонс , который в 1786 году декларировал, выступая в Калькутте с публичным докладом, родство санскрита и древнеперсидского с важнейшими древними и современными языками Европы. Наконец, немецкий лингвист Ф. Бопп стал в 1816 году создателем сравнительного языкознания , научно обосновав существование индоевропейской языковой семьи, в которую включил санскрит , персидский и некоторые позднее — большинство языков Европы.
Для данного объединения языков немецкий востоковед и полиглот Ю. Клапрот в 1823 г. За сорок лет до этого возникло представление о существовании другой хорошо известной языковой семьи — семитской семьи : уже в 1781 году немецкий историк и филолог А. В 1836 году немецкий лингвист В.
Гумбольдт обосновал существование малайско-полинезийской семьи, которую австрийский лингвист и этнограф В. Шмидт в 1899 г. Ещё одна крупная языковая семья — китайско-тибетская ; её выделил под названием «индо-китайской» немецкий китаевед и лингвист А.
Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. Типографские литеры и пробельный материал. Рассыпать н. Украшение в виде мелких блях на упряжи,. II прил. Наборная сбруя.
Толковый словарь русского языка С.
Система множеств. Множество объектов. Лексика как система. Объекты одного множества. Правила круговых диаграмм. Алгоритм построения круговой диаграммы.
Круговая диаграмма определение 5 класс. Совокупность предметов. Название совокупности предметов. Одежда это совокупность предметов. Совокупность предметов и лиц это. Набор что означает. Что значит совокупность предметов.
Совокупность предметов слова. Слова обозначающие совокупность предметов. Задания для черного ящика. Черный ящик с вопросом. Предметы для черного ящика. Вопросы для черного ящика для детей. Вселенная это организм.
Организм человека Вселенная. Вселенная обычного человека. Примеры законов из других вселенных. Прагматический компонент слова. Слова выражающие отношение говорящего к предметам. Целые слова. Прагматическое отношение в словах.
Биологический смысл трансляции. Трансляция смысла это. Трансляция сообщений. Трансляция смысла в психологии. Служит для сравнения значений нескольких величин в нескольких точках. Над системой обладает любая система. Синтез предшествует анализу.
Синтез местоположения. Всегда ли анализ предшествует синтезу. Какие бывают составы. Состав чего либо. Науки изучающие человека. Науки изучающие организм человека. Дисциплины изучающие человека.
Научные дисциплины изучающие человека. Профстандарты картинки. Кроссворд по чередующимся гласным. Кроссворд со словами с чередующимися корнями.
Наболевать -аю, -аешь, 1 и 2 л. Толковый словарь Ожегова Наболтать -аю, -аешь.
Наговорить лишнего, вздорного. Тебе наболтали, а ты. И поверил. Набалтывать, -аю, -аешь.. Толковый словарь Ожегова Набор -а, м. Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор.
Краткий словарь по педагогике
Раздел первый. Понятие, Логика - Е.А. Иванов | совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор Н. инструментов. |
Words Of Wonders Guru : Совокупность предметов, образующих нечто целое | Все уровни | 1. Совокупность частей, предметов, образующих какое-л. сложное целое. |
Набор – значение слова в словарях и энциклопедиях | В Викиданных есть лексема совокупность (L164497). |
Лигостаев Александр Георгиевич | 49. Сигнальное устройство. 50. Детское оружие. 52. Совокупность предметов, образующих нечто целое. 55. Стремительно низвергающийся с высоты поток воды. 56. Российский политик, бывший премьер-министр. |
Классификация вещей
Значение слова НАБОР: НАБОР, -а, м. 1. см. набрать. 2. Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. Я. инструментов. Значение слова НАБОР: НАБОР, -а, м. 1. см. набрать. 2. Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. Я. инструментов. Совокупность частей, предметов, объектов, фактов и т. п., образующих какое-л. сложное целое; совокупность каких-л. элементов, входящих в качестве образующих частей в какое-л. химическое соединение, вещество и т. п. Словарный состав языка. В математике множество – совокупность объектов, понимаемых как единое целое. При этом предполагается, что объекты данной совокупности можно отличать друг от друга и от объектов, не входящих в эту совокупность. Совокупность предмета образующая нечто целое. Главная. Новости. Статьи. Фото.
Рекрутов в армию - слово из 5 букв
Совокупность предметов, образующая нечто целое | Мы гарантируем, что вам не понадобятся дополнительные веб-сайты для поиска ответов Совокупность предметов, образующих нечто целое WOW Guru. |
Значение слова «состав» | Совокупность предметов образующая нечто целое. Совокупность предметов образующих нечто целое. Что такое сцепляющие слова в русском языке. |
Что такое НАБОР? Значение слова | Предметы Предметы. |
Что такое совокупность предметов одной области применения? | Главная. Новости. Статьи. Фото. |
НАБОР - это ... значение слова НАБОР | Однозначно №3 (СИСТЕМА) Определение: "Система есть упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (частей), закономерно образующих единое целое, обладающее свойствами, отсутствующими у элементов и отношений, его образующих. ". |
лексическое значение слов : набат, пенал, лотос, пенка, набор,;адрес
А чем вызывается необходимость в понятиях? Она неразрывно связана с трудовой, и прежде всего материально-производственной, деятельностью людей. В процессе этой деятельности человек сталкивается с неизбежным противоречием — между бесконечным многообразием отдельных предметов действительности и потребностью овладеть ими в целях успешного воздействия на природу а затем и на общественную жизнь. Средством разрешения этого противоречия и служит понятие. Образование понятия — не простой зеркальный акт отражения предметов действительности, а сложнейший диалектический процесс. Он предполагает активность субъекта и включает в себя множество логических приемов. Важнейшими из них выступают анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Анализ — это мысленное разложение предмета на его признаки. Синтез — мысленное соединение признаков предмета в одно целое. Сравнение — мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.
Абстрагирование от лат. Результат этого процесса называется «абстракцией», что служит синонимом «понятия». Обобщение — мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков. Все эти логические приемы тесно связаны между собой, образуя единый процесс. Его конечным итогом оказывается мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но принимающая неизменно одну и ту же форму — понятия. Говоря метафорически, в процессе образования понятия происходит своего рода мысленное «просеивание» отдельных предметов и их признаков через «познавательное сито». В них выделяются наиболее важные и ценные в том или ином отношении признаки и «отсеивается» все ненужное: частное, несущественное, случайное. Знание генезиса понятия дает возможность раскрыть его действительную природу. Понятие — это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве.
Под предметом здесь и далее будут подразумеваться не только конкретные вещи, явления, процессы, но и их свойства, а также связи и отношения; предметы материальные и духовные, действительные и мнимые, уже существующие и возможные в будущем — словом, все то, на что может быть направлена человеческая мысль, любой объект мысли. Этим подчеркивается универсальность понятия как формы мышления, его способность отразить все качественное многообразие и единство мира. Так, понятие «плод вообще» в отличие от конкретных, чувственно воспринимаемых плодов — яблок, груш, слив и т. Таковы также понятия «дерево вообще», «животное вообще», «человек вообще», «дом вообще» по сравнению с отдельными деревьями, домами и пр. Примеры юридических понятий: «преступление» включает в себя такие признаки, как общественно опасный характер деяния — действия или бездействия, противоправность, виновность. Совокупность признаков, образующих, согласно закону, конкретный вид преступления, именуется «составом преступления». Будучи отражением предметной действительности, понятия характеризуются относительной самостоятельностью своего существования. Понятие может быть образовано до возникновения самого предмета «социализм» и «коммунизм». Предмет может исчезнуть, а понятие его — сохраняться, передаваясь от поколения к поколению «рабовладелец» и «раб».
С изменением и развитием действительности образуются новые понятия. Так, с возникновением частной собственности появляется возможность и ее нарушения — кража, а также средство ее защиты от кражи — право. Все это находит свое отражение в соответствующих понятиях, в частности в понятии «право». Возникновение новых понятий связано и с процессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей, отношений. Таковы многие понятия наук: «масса», «энергия», «жизнь» и др. Глубокая диалектика объективной действительности делает неизбежной диалектику понятий о ней. Развитие познавательной способности человека ведет к тому, что от первых простейших абстракций мысль движется ко все более широким и глубоким, все более мощным абстракциям, способным все полнее отражать действительность, — «природа», «общество», «производство», «труд» и др. Роль понятий в познании, их функции и структура. Из сущности понятий вытекает их роль в познании.
Она поистине огромна и ничем не заменима. Понятия служат одним из важнейших способов духовного освоения человеком окружающего его мира — для того чтобы освоить его затем практически. Образование понятий есть мысленное завязывание человеком своего рода «узлов» в сети предметов и явлений действительности, помогающее ему овладеть всей этой сетью. До известной степени это похоже на то, что хитроумно сделал герой известного фантастического произведения Джонатана Свифта Гулливер в стране лилипутов. Привязав к кораблям неприятельского флота бечевки и связав их в один узел, он смог разом увести весь флот из полусотни кораблей на сторону своих друзей. Разумеется, объединять в понятии допустимо лишь то, что едино в самой действительности. Иначе можно исказить сущность предметов, их объективное соотношение, а следовательно, обречь практическую деятельность на неудачу. Как сказано у поэта: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Если же мы попытаемся объединить, например, сапожную щетку в единую категорию с млекопитающими, от этого у нее еще не вырастут молочные железы.
Естественно, что и отношение к ней на практике не может быть таким же, как к млекопитающим. Понятия выполняют две основных функции. Первая — это их познавательная функция. В них концентрируются успехи познавательной, абстрагирующей деятельности людей. Будучи результатом предшествующего процесса познания, они служат затем средством дальнейшего познания. Это осуществляется на основе такой массовидной логической операции, как применение понятия или подведение предмета под понятие. Например, выработав понятие «вещество» путем обобщения твердых тел, жидкостей и газов, мы распространяем его затем на новые виды вещества, например плазму. Накапливаясь, эмпирические знания систематизируются, углубляются и уточняются, рано или поздно превращаясь в науку. Без понятий нет науки.
А без науки невозможно развитие материального производства и, следовательно, других сторон общественной жизни. В настоящее время мы живем в огромном мире не только вещей, но и соответствующих понятий. Они широко используются в практике повседневного мышления, включая и юридическую практику. Каждая наука тоже имеет свои понятия, образующие более или менее стройную систему, — ее понятийный аппарат. Так, в физике — это понятия «масса», «энергия», «заряд» и т. В общественных науках — это понятия «общество», «производство», «государство» и пр. Юридические науки оперируют такими специфическими понятиями, как «право», «законность», «правосудие» и т. Их своеобразие заключается в том, что в них отражается широкий спектр общественных отношений между людьми, регулируемых правом. С его помощью устанавливаются нормы поведения людей в обществе, регулируются и совершенствуются сами отношения между ними.
О значимости понятий в юридической сфере свидетельствует хотя бы тот факт, что они лежат в основе наименований законов, их разделов, глав, параграфов и даже отдельных статей, не говоря уже о том, что без них невозможна формулировка ни одной статьи закона. Другая, тесно связанная с предыдущей функция понятия — коммуникативная, т. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности, а также передают их последующим поколениям. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений. Будучи относительно наиболее простой формой мышления, понятие само имеет сложную структуру, т. Эта структура обусловлена функциями понятия и служит средством их осуществления. В понятии различаются прежде всего содержание и объем. Содержание — это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Например, содержание понятия «право» составляют такие его признаки, как «совокупность норм поведения людей», их «установление или санкционирование государством», их «обеспечение принудительной силой государственных органов» и др.
Они являются общими и существенными для всякого права вообще и в своей совокупности выделяют его среди других общественных явлений — политики, морали, искусства, религии, философии. Содержание понятия схематически можно выразить так: A BCD... Следует учитывать, что различие между понятием и его структурным элементом — признаком относительно: то, что по отношению к одному понятию выступает как признак, в другом случае есть самостоятельное понятие, имеющее свои признаки. В этом смысле можно сказать, что содержание понятия само слагается из... Но это не парадокс, а проявление глубокой взаимосвязи и единства понятий, отражающих объективную взаимосвязь и единство мира. Разница между ними лишь в сложности их структуры. Нужно также учитывать, что мыслимые в понятии признаки существуют не порознь, а в неразрывной связи друг с другом, образуя более или менее целостную систему. И в этом также находит свое отражение системный характер самой действительности. Отсюда следует, что характеристика структуры понятия была бы явно неполной, если бы мы ограничились указанием лишь ее элементов — признаков.
Принципиальное значение для логики имеет раскрытие логической связи между ними. Эта связь носит двоякий характер: субординации и координации. Субординация — их «вертикальная» связь. Она обусловлена тем, что сами признаки различаются прежде всего по степени общности: одни — более общие, другие — менее общие. Поэтому в их системе можно выделить два основных типа признаков: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой относится данный предмет мысли; и видовые признаки, общие и существенные лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов той же предметной области. Так, родовым по отношению к праву выступает признак «нормы поведения людей», которые включают в себя и неправовые — нормы морали. Но если нормы морали вырабатываются самими людьми в процессе их общения и обеспечиваются силой общественного мнения, то видовыми, отличительными признаками права служит то, что его нормы устанавливаются и санкционируются государством, а их исполнение обеспечивается соответствующими органами государственного принуждения. Координация признаков — это их «горизонтальная» связь, и она тоже может быть разных типов. По способу сочетания признаков различаются отношения соединения конъюнкции , когда признаки не исключают друг друга; разъединения дизъюнкции , если они носят характер альтернатив внутри системы; условные отношения — в тех случаях, когда одни признаки зависят от других как основание и следствие; отрицания, если какие-либо признаки несовместимы отрицательные признаки.
Так, в понятие «свидетеля» входят признаки с конъюнктивной связью: «лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела» и «лицо, которое вызвано для дачи показаний». Понятие «работодатель» включает признаки с дизъюнктивным отношением: «физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником» либо «юридическое лицо организация , вступившее в трудовые отношения с работником». Более сложный случай дизъюнкции, когда в понятии мыслятся три признака одновременно. В соответствии с УПК РФ «подозреваемый» это — «лицо: 1 либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. Курсив мой — Е. Еще более сложный случай, когда налицо сочетание конъюнкции и дизъюнкции. Так, «вещественные доказательства» — это, по Уголовно-процессуальному кодексу, «любые предметы: 1 которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления; 2 на которые были направлены преступные действия; 3 иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела ст. Объем понятия — это охватываемые им предметы мысли. Так, объем понятия «право» составляют все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем.
Графически объем понятия изображается кругом: где А — любое понятие. Предметы, входящие в объем понятия, называются в логике также классом или множеством. Класс множество состоит из подклассов или подмножеств. Например, класс явлений, охватываемых понятием «право», включает в себя такие подклассы подмножества , как исторические формы права — рабовладельческое, феодальное, буржуазное и др. Конечно, разграничение понятий «класс» и «подкласс» относительно. Один класс может быть подклассом другого, более широкого например, право — подкласс общественных явлений. А подкласс, в свою очередь, может выступать как самостоятельный класс гражданское право по отношению к наследственному праву. Отдельный предмет, принадлежащий к классу предметов, называется элементом. Таково, например, римское право, советское право, современное российское право по отношению к праву в целом.
Понятие «элемент» тоже относительно. Так, современное российское трудовое право и гражданское право — элементы современного российского права. Класс предметов может быть универсальным, единичным и нулевым пустым. Универсальный класс включает всю совокупность предметов исследуемой области: например, класс планет Солнечной системы, городов мира, академий или вузов Российской Федерации, жителей города Люберцы. Причем класс, универсальный в одном отношении, может быть неуниверсальным в другом планеты Солнечной системы по отношению к планетам вообще, а тем более — к космическим телам. Единичный класс — класс, состоящий из одного предмета планета Земля, столица России — город Москва, Академия труда и социальных отношений, юридический факультет Российской таможенной академии. Пустой нулевой класс — такой, который не содержит ни одного предмета кентавр, вечный двигатель, мировой разум. Содержание и объем понятия органически связаны между собой. Эта связь состоит в том, что определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и наоборот.
Причем в их соотношении прослеживается своеобразная закономерность: с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче, так как число признаков в нем увеличивается, и наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Эта закономерность получила название закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Во избежание недоразумений следует иметь в виду, что, как и всякая закономерность вообще, она действует лишь при определенных условиях. Ее действие распространяется на такие понятия, из которых одно выступает подклассом или элементом другого. Рассмотрим, например, понятия «человек», «славянин», «русский». Содержание понятия «человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще, независимо от того славяне это или не славяне, а тем более русские или не русские. Содержание понятия «славянин» — богаче: оно включает наряду с общими признаками всех людей также особые признаки славян в отличие от немцев, французов, англичан и т. Но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объема понятия: в нем мыслятся уже не все люди вообще, а лишь их часть, именно славяне. Содержание понятия «русский» еще богаче: к признакам всех людей вообще и славян в частности присоединяются еще специфические признаки русских людей в отличие от украинцев, белорусов, болгар и др.
Соответственно объем этого понятия оказывается уже: в него входит теперь лишь часть славян — именно русские. Для наглядности представим соотношение этих понятий графически: где А — русский, В — славянин, С — человек. Знание природы понятий, их отношения к действительности, их содержания и объема — важная предпосылка их правильного применения в практике мышления. Понятие и слово Будучи отражением предметов действительности, понятие неразрывно связано со словом. Слово — материальный носитель понятия, языковое средство закрепления мысли, ее хранения, а также передачи другим людям. Вне слова нет понятия. В соответствии с двумя сторонами понятия — его содержанием и объемом — в слове выделяются смысл и значение. В основе смысла лежит знание о предметах, составляющее содержание понятия. А под значением имеются в виду стоящие за словом предметы, которые образуют объем понятия.
Отношения между понятием и словом не есть взаимно-однозначное соответствие. Они подвижны и многоплановы. С одной стороны, всякое понятие выражается в слове или словосочетании , а с другой — не всякое слово выражает собой понятие. Понятие может быть выражено либо одним словом например, «государство» , либо словосочетанием, состоящим из двух и более слов: «правовое государство», «федеративное правовое государство», «демократическое федеративное правовое государство» или даже «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Последнее словосочетание используется в нынешней Конституции Российской Федерации для характеристики ее государственного устройства и выражения соответствующего понятия см. Но если, как уже сказано, всякое понятие выражается словом или словосочетанием , то не всякое слово выражает понятие. Таковы, например, междометия, в которых непосредственно зафиксированы не мысли, а чувства «ах», «ой», «эге-ге» и др. Таковы и служебные слова — союзы, частицы и т. Далее, одно и то же понятие может быть выражено различными словами.
Так, понятие преступления в разных языках облекается в различные словесные оболочки: «преступление» в русском языке, «crime» — в английском, «Verbrechen» — в немецком и т. И даже в одном и том же языке понятие может быть выражено разными словами, например: «родина» — «отечество» — «отчизна»; «конституция» — «основной закон государства»; «юрист» — «правовед»; «адвокат» — «защитник» — «заступник». Такие слова называются в русском языке синонимами. В свою очередь, одно и то же слово может заключать в себе несколько понятий. Например, «коса» — это и орудие труда земледельца, и песчаная полоса на берегу реки или моря, и вид женской прически. Подобные слова называются омонимами. Непременным условием правильного мышления служит точное языковое оформление понятий, выражение их в соответствующих им словах и сочетаниях слов. И наоборот, непременным условием правильной речи выступает употребление слов в соответствии с теми понятиями, которые они выражают. Так, синонимия важна для выражения разных оттенков мысли, выделения различных сторон отражаемого в ней предмета.
Однако она таит в себе опасность логических ошибок: смешения понятий, подмены понятий и т. Это особенно важно учитывать в юридической практике. Как не раз отмечалось в юридической литературе, в качестве синонимов нередко используются слова, за которыми стоят разные понятия. В чем, например, разница между словами «обвиняемый» и «подсудимый»? Они так близки, что кажутся синонимами, а на самом деле относятся к качественно различным этапам следственно-судебного процесса и тем самым выражают разные понятия. Вот как это разъясняется в Уголовно-процессуальном кодексе РФ: «1. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого: 1 вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2 вынесен обвинительный акт. Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым» ст. И далее: «Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным.
Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным» там же. В качестве синонимов иногда употребляются, например, такие, как «зачинщик» и «подстрекатель» хотя не всякий зачинщик есть подстрекатель, и наоборот, не всякий подстрекатель есть зачинщик ; «кровотечение» и «кровоизлияние» может быть кровотечение без кровоизлияния и может быть кровоизлияние без кровотечения ; «крайняя необходимость» и «необходимая оборона». Нередко путают «заявление» и «жалобу», «донос» и «оговор», «помилование» и «амнистию». С введением суда присяжных заседателей может происходить путаница с понятиями «вердикт» и «приговор». А от подобной путаницы слов усложняется дело, возникает недопонимание, страдают люди. Что касается омонимов, то, как и всякое совпадение, они неизбежны в языке. Но их употребление тоже требует осторожности, иначе и здесь возможны логические ошибки. Так, если мы скажем: «Закон всемирного тяготения», но «Закон о браке и семье», то такое употребление слова-омонима «закон» будет правильным в соответствии с различиями понятий «объективный закон» и «юридический закон». Если же мы скажем: «Закон о всемирном тяготении» и «Закон брака и семьи», то в обоих случаях сочетание слова «закон» с другими словами окажется странным и даже нелепым.
Но разве не столь же странно и нелепо звучали до недавних пор в обществоведении выражения: «Закон об определяющей роли материального производства в жизни и развитии общества», «Закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию», «Закон о соответствии или еще пуще: об обязательном соответствии! Вольно или невольно происходило смешение объективных законов, независимых от людей законов чего-либо , с человеческими, юридическими законами законами о чем-либо. В итоге возникала путаница в их понимании. Если одно и то же слово употребляется в разных значениях одновременно, то такая ошибка называется в логике амфиболией двусмысленностью. На использовании таких слов-омонимов нередко основаны остроты, шутки, анекдоты. В амфиболиях понимал толк Козьма Прутков см. Они лежат в основе ряда габровских анекдотов. В период подготовки к референдуму о проекте новой Конституции Российской Федерации в одной из центральных газет была опубликована статья под названием «Конституция мадам Грицацуевой — самая демократическая в мире». Судя по названию, можно было подумать, что речь идет об еще одном, женском, альтернативном варианте проекта Конституции.
А оказалось, что в статье говорилось о конституции... В статье отмечалось, что мода на худосочных красавиц проходит и что в рацион многих моделей входят всевозможные мучные изделия. А с точки зрения одного известного модельера, фигура вообще не нужна. В «Правде» приводился совсем уж анекдотический случай, когда один в прошлом высокопоставленный чиновник из Москвы, оказавшись в провинции, после сытного ужина помечтал для полноты счастья о «колхознице» сорт дыни , а к нему хотели привести женщину правда, не колхозницу, а сельскую учительницу. Многозначность слов создает существенные трудности в науке и технике. Вот почему здесь стремятся к однозначности в употреблении тех или иных слов, за которыми стоят вполне определенные понятия. Это достигается путем разработки системы терминов — слов, имеющих один и тот же смысл, по крайней мере, в пределах данной науки или отрасли техники. Как показывает практика, выработка научной терминологии — дело долгое и трудное, но важное. Особое значение имеет точность вводимых или употребляемых слов в юридической сфере.
Над этим работают целые коллективы ученых и практиков-юристов. В современной логике разработана целостная теория «именования» предметов — учение об именах и созданы специальные искусственные языки, свободные от всяких неясностей и двусмысленностей, состоящие из однозначных символов. Глава II. Виды понятий До сих пор речь шла о понятии вообще. Но в практике мышления функционирует великое множество вполне определенных, и притом самых разнообразных, понятий. Как же разделить их на виды? Это можно сделать в соответствии с двумя фундаментальными логическими характеристиками всякого понятия — содержанием и объемом. Виды понятий по их содержанию Объективные различия между предметами мысли отражаются в различиях между понятиями прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим признаком понятия делятся на следующие наиболее значимые группы.
Конкретные и абстрактные понятия. Если в понятиях находят свое отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования, то они называются конкретными, например, «алмаз», «дуб», «юрист». Абстрактные — это понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов: «твердость» например, алмаза , «долговечность» например, дуба , «компетентность» например, юриста. Или: «равноправие» женщин и мужчин , «социальное партнерство» меду работниками и работодателями , «гражданство» устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Знание особенностей конкретных и абстрактных понятий имеет несомненное значение для правильного оперирования ими. В русском языке слова, выражающие конкретные понятия, как правило, могут употребляться во множественном числе: «алмазы», «дубы», «юристы». Наоборот, слова, выражающие абстрактные понятия, множественного числа не имеют. Ведь не говорим же мы: «У алмаза много твердостей» или «Дуб имеет немало долговечностей», а «Юрист обладает массой всяких компетентностей». Вспомним иронию М.
Булгакова насчет «осетрины второй свежести». В действительности нескольких свежестей не бывает: осетрина или обладает этим свойством, или не обладает подобно беременности: либо она есть, либо ее нет. В то же время необходимо учитывать известную относительность разграничения конкретных и абстрактных понятий. Так, если абстрактное понятие, отражающее свойство, употребляется применительно к самим предметам, обладающим этим свойством, то оно обретает множественное число. Например, «сладость» — абстрактное понятие, если в нем мыслится только свойство. А «восточные сладости» — это уже конкретное понятие, применяемое к самим продуктам, которые обладают этим свойством. Или, как сказано у поэта: «Вот полчаса холодности терплю». Здесь абстрактное понятие свойства «холодность» употреблено в качестве конкретного применительно к самим фактам — проявлениям холодного отношения. Могут быть даже случаи, когда одно и то же понятие используется сразу в двух смыслах — абстрактном и конкретном.
Например: «Отсутствие новостей — хорошая новость». Следует также иметь в виду, что абстрактные понятия могут входить в состав более сложных конкретных и наоборот. Как же тогда различать их? Очевидно, по первому, ведущему понятию. Например, «некомпетентность юриста» остается абстрактным, хотя и включает в себя в качестве элемента конкретное — «юрист». А «жертва некомпетентности» например, юриста будет соответственно, конкретным, хотя и содержит в себе абстрактное — «некомпетентность». Все это важно знать юристам, поскольку в юридической теории и практике весьма часто используются и конкретные, и абстрактные понятия. Примеры конкретных понятий: «гражданин», «работник», «заработная плата», «служба занятости», «пенсия», «преступление», «суд», «презумпция невиновности». Примеры абстрактных понятий: «гражданственность», «профессионализм», «платность», «занятость», «социальная обеспеченность», «преступность», «судимость», «невиновность».
Положительные и отрицательные понятия.
Он станет незаменимой поддержкой в процессе разгадывания как скандинавских сканвордов, так и классических кроссвордов. Как пользоваться словарем Для поиска в словаре необходимо ввести слово в указанное поле поиска слова или ввести часть слова. Используйте пробелы для букв, которые вы не знаете.
Если Вы являетесь автором блога или администратором веб-сайта, Вы тоже можете поддержать проект, разместив у себя баннер или ссылку на словарь. Ссылки на словарь русского языка допускаются без каких-либо ограничений. Ссылка на словарную статью.
Вопрос 1 из 20 То же, что англомания, но с оттенком порицания англофобство пчеловодство англоманство Слова из слов Подбор слов по буквам Рифма к слову Значение слов Определения слов Сочетаемость Ассоциации Предложения со словом Синонимы Антонимы Морфологический разбор Слова, с заданным количеством определённой буквы Слова, содержащие букву Слова, начинаются на букву Слова, заканчиваются на букву Немецко-русский словарь Англо-русский словарь Ответы на кроссворды Играть в слова! Время загрузки данной страницы 0.
Посмотреть еще слова :
- Совокупность предметов, образующих нечто целое Ответы и Подсказки
- Посмотреть еще слова :
- Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах
- Вымышленная вселенная. Большая российская энциклопедия
- Проверь себя
- Совокупность предметов, образующая нечто целое, 5 букв, 1 буква «Н», сканворд
2.4. Общая теория систем л. Фон берталанфи
Класс — это конечная или бесконечная совокупность объектов, выделенная по некоторому общему для них признаку (свойству или отношению), мыслимая как нечто целое. 32. Соус из растительного масла, уксуса, яичного желтка и различных приправ. 34. Фарфоровый изолятор в виде катушки для укрепления на нём электрического провода. 35. Совокупность предметов, образующих нечто целое. Значение слова НАБОР: НАБОР, -а, м. 1. см. набрать. 2. Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. Я. инструментов. Ответ на вопрос кроссворда или сканворда: Совокупность предметов, образующая нечто целое, 5 букв, первая буква Н. Найдено альтернативных определений — 43 варианта. Однозначно №3 (СИСТЕМА) Определение: "Система есть упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (частей), закономерно образующих единое целое, обладающее свойствами, отсутствующими у элементов и отношений, его образующих. ".
Совокупность предметов, образующих нечто целое WOW Guru Ответы
•Методология исследования объектов посредством их представления в качестве систем и анализа этих систем. Это страница с WOW Guru Совокупность предметов, образующих нечто целое ответами, которые могут помочь вам завершить игру. На этой странице мы разместили для вас WOW Guru Совокупность предметов, образующих нечто целое ответы, читы, пошаговые руководства и решения. Строится в виде растра – совокупности пикселей (точек), образующих строки и столбцы. Из совокупности примитивных фигур – окружностей, дуг, прямоугольников, линий и т.п. и формул их построения. ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Понятия части и целого присутствовали в философии с самого начала ее возникновения.
Цветок: строение и функции
2. Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. 2. Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. Я. инструментов. Набор слов (перен.: пустые речи, не содержащие ясного смысла). Класс — это конечная или бесконечная совокупность объектов, выделенная по некоторому общему для них признаку (свойству или отношению), мыслимая как нечто целое. Предметы Предметы.