Кто такие шурави.
Чеченские «шурави»
Они повторяли, что советские солдаты, в отличие от американцев, воевали честно. Мы воевали с бандитами, а вот что там делали американцы — непонятно. Вы упомянули религию. А что, думаете, было тогда важнее: религия или политика? Афганистан — исламская страна. Религия — основное понятие для жителей этой страны.
И тот факт, что в своей пропаганде американцы ее затрагивали, было главной нашей трудностью. Для крестьянина оскорбление пророка Мухаммеда будет личным оскорблением. Политика же для простого народа не была так важна. А для Вас? Вы — верующий человек?
Она работала в школе, а тогда педагогическая работа никак не могла быть связана с религией. К верующим людям отношусь нормально. А что до вашего окружения, солдат части. Были люди, приобщенные к вере? Если и были религиозные люди, то они на это не акцентировали внимание.
По сути, в Советской армии это не осуждалось. Верь во что угодно, главное чтобы службе не мешало. Но не могу сказать, что это приветствовалось. Ты в армии, а здесь главное — боевая задача. Среди солдат в то время это не акцентировалось.
Если ты был верующий, не было никакого препятствия. А что до внешнего проявления, то время было не принято крестики носить. В новом тысячелетии было снято несколько фильмов в той войне: «9 рота», «Кандагар». Как вы относитесь к ним? Хорошие фильмы, нормально отношусь.
Однако бывает так, что современные режиссеры чрезмерно «сгущают краски» дабы выразить весь ужас и трагизм событий. Но это и понятно, война все-таки. На мероприятиях, которые я провожу, ребята часто смотрят фильм «Офицеры» — картина, сумевшая вобрать в себя и ужас войны, и надежду на светлое будущее. Очень патриотичное кино. Должны ли вообще художественные фильмы быть детально точными?
Прежде всего, они должны быть правдивыми. Но не стоит художественный фильм превращать в документальный. Самое важное, по моему, не делать фактических ошибок. А так, автор имеет право на свой взгляд. На то он и автор.
Николай Александрович, какого цвета для Вас была та война? Во многих фильмах, будто пленку предварительно желтым красят… Это и не удивительно. Желтый цвет был везде. Прежде всего, конечно, в одежде. Вы можете видеть в кино варианты нашей формы, которая была введена во время войны.
Для афганского климата, она была вполне нормальной. Еще конечно же песок. Желтый песок, который был везде, особенно после бури. Солнце, форма, дорога — все одноцветное. И для меня Афганистан навсегда остался желтым.
Затем училась в аспирантуре в Ленинграде. Не в Санкт-Петербурге, а именно в Ленинграде, еще в конце 1980-х годов. По специальности она филолог и преподаватель русского языка. Шахир Коргар также учился в Ленинградском государственном педагогическом институте имени Герцена. Получил диплом историка. Сейчас Хосан Бано Газинфор - министр, возглавляет афганское министерство по делам женщин. Она единственная женщина-министр в Афганистане. Шахир Коргар - депутат парламента от провинции Фарьяб. За последние четыре года успел сменить два важных государственных поста. Был даже вице-президентом, а затем министром энергетики и водных ресурсов.
В обоих случаях нам не потребовались услуги переводчика. Русский язык госпожи министра и господина парламентария безукоризненный. Как рассказывает Хосан Бано Газинфор, получить столь высокий пост ей очень помогли депутаты парламента, также в разные годы закончившие советские вузы. В парламенте их немало, и все вместе они за нее проголосовали. Ведь именно полученные от них в свое время знания, по ее мнению, помогли ей добиваться успехов в жизни. Ведь с тех пор связи между Россией и Афганистаном почти оборвались, необходимо их восстанавливать, уверен Шахир Коргар. Когда советские войска вошли в Афганистан, Шахир Коргар был подростком. Он хорошо помнит это событие, которое встретил в родном Фарьябе. И относится к происходившему критически. Но с тех пор прошло много времени, говорит он, очень многое изменилось, как в России и Афганистане, так и вообще в мире.
Как считает Коргар, в Афганистане общественное мнение полностью готово к возрождению сотрудничества с Россией в самых разных областях. Для афганцев Россия остается великой державой, расположенной пусть дальше, чем раньше СССР, но все же не так уж и далеко от границ их страны.
Русский язык госпожи министра и господина парламентария безукоризненный. Как рассказывает Хосан Бано Газинфор, получить столь высокий пост ей очень помогли депутаты парламента, также в разные годы закончившие советские вузы. В парламенте их немало, и все вместе они за нее проголосовали.
Ведь именно полученные от них в свое время знания, по ее мнению, помогли ей добиваться успехов в жизни. Ведь с тех пор связи между Россией и Афганистаном почти оборвались, необходимо их восстанавливать, уверен Шахир Коргар. Когда советские войска вошли в Афганистан, Шахир Коргар был подростком. Он хорошо помнит это событие, которое встретил в родном Фарьябе. И относится к происходившему критически.
Но с тех пор прошло много времени, говорит он, очень многое изменилось, как в России и Афганистане, так и вообще в мире. Как считает Коргар, в Афганистане общественное мнение полностью готово к возрождению сотрудничества с Россией в самых разных областях. Для афганцев Россия остается великой державой, расположенной пусть дальше, чем раньше СССР, но все же не так уж и далеко от границ их страны. И здесь понимают, что это государство, пережившее серьезные потрясения в 90-х годах, сейчас возрождается. Что к мнению Москвы опять прислушиваются.
То, что построили мы В самом Афганистане ситуация непростая. По мнению парламентария, президент Хамид Карзай так и не смог создать надежную "команду" единомышленников, отношение к нему в народе скорее отрицательное. Стране нужен лидер, но кто им сможет стать, сейчас сказать трудно. Страна нуждается в восстановлении. И, по мнению парламентария, для России недальновидно полностью отдавать работу в этом направлении в руки западных компаний.
В свое время Советский Союз очень много в Афганистане построил, при нашем непосредственном участии в стране было создано более 140 объектов. Среди них - шоссейные дороги, и главная из них от порта на Аму-Дарье Хайратон, на границе с Узбекистаном, до Кабула, со строительством крупнейшего туннеля Саланг. Она связала северные и южные районы страны. В Кабуле широко известен жилой микрорайон, квартиры в котором до сих пор считаются лучшими в городе.
Создание шурави было направлено на повышение участия обычного населения в принятии важных решений и управлении жизнью в стране. Советы объединяли представителей различных слоев общества, включая крестьян, рабочих и представителей местных сообществ. Шурави играли важную роль в формировании новой политической системы Афганистана и считались одним из инструментов, способствующих построению социалистического государства. Они помогли расширить участие населения в политической жизни страны и сделали государственную власть более доступной и прозрачной для общества. Однако в последующие годы внедрение шурави столкнулось с определенными трудностями. Некоторые советы были подвергнуты критике за непрозрачность и коррупцию. Также разные политические фракции использовали шурави в своих интересах, что привело к конфликтам на местном уровне. В результате, шурави стали одной из причин обострения политической ситуации в Афганистане и негативно повлияли на стабильность страны.
«Шурави». За что афганцы любили и уважали советских солдат?
Так обращались местные жители к советским гражданским специалистам и военнослужащим во времена войны в Афганистане, длившейся с 1979 по 1989 год. Но в современном Афганистане назвать кого-то «шурави» — все равно что вручить ему медаль за отвагу и храбрость. Шурави, считают афганцы, никогда ничего не боятся. Шурави возводили в отсталой стране заводы и госпитали, открывали школы для детей, прокладывали в непроходимых местах дороги.
Нога угодившего в МПЗ противника уходила внутрь, а вот вытащить ее обратно было уже проблематично. Нападавшие попросту застряли в проволоке, где их и перестреляли бойцы подразделения.
Мусульманские батальоны Готовясь к войне на чужой территории — в горах и с враждебно настроенным местным населением — советское командование подготовило ряд подразделений из среднеазиатских республик: казахов, узбеков, таджиков, киргизов, уйгуров и тюрков. Внешне они не отличались от местного населения Афганистана, владели языками, хорошо знали обычаи, были привычны к климатическим условиям. Все это делало их не просто отличными бойцами, но и прекрасными разведчиками. В то время как для моджахедов вербовка русскоязычных европейцев была настоящей проблемой. Кроме того, представители мусульманских батальонов, несмотря на вероисповедание, оказались морально устойчивыми и отказывались переходить на сторону «воинов Аллаха» даже под страхом смерти.
Ярослав Горбунов.
НДПА начали планировать захват власти, рассчитывая на поддержку соседей с севера. Напротив, в КПСС старались предупредить союзников, что в столь нестабильной обстановке переворот опасен, — общество все больше поляризовалось, разделяясь на исламистов и коммунистов. Но даже если афганским социалистам не обещали прямой поддержки, им достаточно было знать курс внешней политики Советского Союза: революционеры в Анголе, Эфиопии, Мозамбике и других странах третьего мира получали от большевиков все, что требовалось для установления социалистического режима.
Кроме того, о готовящейся революции в СССР знали заранее — но афганские власти этой информации не получили. Радикальные социалисты хотели смены власти насильственным путем, умеренные — мирного переворота. В ходе протестов в 1978 году арестовали всех основных лидеров движения, и возможностей для мирного пути не осталось. Большая часть министров и военных многие из которых обучались в СССР поддержала революционеров. Дворец Дауда взяли штурмом, президента, его семью и приближенных убили.
Через три дня после революции Советский союз признал новое правительство. Тернистый путь к социализму Придя к власти, Тараки объявил, что дальше страна пойдет в светлое социалистическое будущее по пути марксизма-ленинизма. В Москве в тот момент верили в возможность прыжка из феодализма в социализм, поэтому новую политику всячески поддерживали. В Афганистане были открыто сформированы представительства КГБ, в которых работали советские специалисты. Реформы новой власти были типичными для любого коммунистического режима.
В рамках борьбы с неравенством государство обрушилось на землевладельцев — не только на крупных, но и на средних, которых среди пострадавших от перераспределения ресурсов было большинство. Специальными декретами упразднили ростовщичество; предоставили женщинам равные права с мужчинами, а это означало совместные школы и отказ от хиджабов; установили минимальный возраст вступления в брак. Коммунисты отменили принудительные замужества и обычай махора выкупа за невесту — традиции, корни которых уходили в века. Консервативное, бережно хранящее свои традиции население реагировало на перемены ожидаемо и весьма радикально: в первые же месяцы новая власть столкнулась с вооруженным сопротивлением, которое становилось все более жестоким, постепенно перерастая в гражданскую войну. Руководство, фанатично верившее в скорое достижение социализма, отвечало репрессиями, подключая к подавлению восстаний армию.
Те афганцы, кто не ушел в горы с оружием, бежали из страны целыми кишлаками — за годы власти НДПА из Афганистана уехало около миллиона человек. Солдаты и офицеры массово переходили на сторону антиправительственных группировок. Те же все увереннее двигались к радикальным исламским позициям, при поддержке из Ирана и Пакистана, деньги на которую выделяли США. Праздник для солдат в афганском Шиндаде, октябрь 1986 Фото: AP Репрессии все больше напоминали сталинский террор: они затронули не только противников власти, но и умеренных социалистов. Бабраку Кармалю, лидеру умеренной фракции, пришлось бежать из страны.
Советские деятели поняли, что премьер Хафизулла Амин — опасный и непредсказуемый фанатик, и попытались его устранить руками Тараки, но в результате Амин выжил при покушении, сместил Тараки и организовал его убийство. Гибель афганского коллеги шокировала советское руководство, особенно — Леонида Брежнева. Продолжая просить у них помощи и ввода войск, он одновременно стал налаживать отношения с Пакистаном, надеясь в итоге изменить курс страны и получить поддержку США. С этим лидеры Советского Союза смириться не смогли. Вскоре после штурма дворца и убийства Амина в Кабул в сопровождении советских танков въехал Бабрак Кармаль , лидер умеренных социалистов и новый глава афганского государства.
Одновременно входивший в страну так называемый «Ограниченный контингент советских войск в Афганистане» ОКСВА насчитывал по официальным данным до 108 тысяч солдат. Партизаны Аллаха Местные, измученные гражданской войной, поначалу встретили войска СССР радостно — кое-где их вышли приветствовать с цветами и флагами, — однако такое отношение продержалось совсем недолго. Первый бой афганцы дали уже в начале января — артиллерийский полк в кишлаке Нахрин поднял мятеж и убил советских военных советников. Восстание жестоко подавили — это стало первым, но отнюдь не последним эпизодом из тех, что толкали население на джихад. Племена Афганистана воевали отнюдь не только с иностранными захватчиками — всю историю пуштуны и другие воинственные народности, живущие в этих выжженных солнцем горах, периодически устраивали кровавую резню между собой.
Традиции кровной мести и стычек между племенами мешали афганцам как следует объединиться даже тогда, когда против их устоев пошло войной государство с радикальными социалистами у власти. Однако полноценное вторжение Советского Союза — враждебного не только идеологически, но и религиозно — заставило народные массы сплотиться под черным знаменем джихада, священной войны против неверных. В такой войне не было просто погибших — павшие объявлялись шахидами, умершими за веру. При этом в идеологической концепции Советского Союза партизаны всегда выступали как благородные борцы за свободу, противостоящие империализму. В руководстве понимали, как обстоит дело.
Еще до ввода войск Юрий Андропов подчеркивал: «пришлось бы воевать в значительной степени с народом … , бороться против народа, давить народ и стрелять народ». Народ воевал неподалеку от своих домов.
С появлением первых «красных тюльпанов» советские бойцы и офицеры стали носить на постоянке резервную гранату «Ф-1». Весной 1987 года наши контрразведчики узнали, что агенты ЦРУ решившие сначала подсадить воинский контингент «комми» на наркотики, а потом запугать его «красными тюльпанами» назначили встречу группе полевых командиров неподалеку от Джелалабада. К моменту начала совещания первая группа спецназа ГРУ закрепилась на главенствующей над аулом вершине, а вторая перекрыла единственный выезд из селения.
В ходе молниеносной атаки бойцы «единицы» перебили 30 моджахедов, а «двойка» сожгла «шмелями» две машины с цээрушниками успевшими драпануть из аула. Прорвавшийся из засады американский джип уничтожил дежуривший «низенько-низенько» «крокодил» Ми-24, оперативно наведенный спецназовцами на особо прыткую цель.
Шурави — душман — груз 200. Десять слов, которые пришли к нам из Афгана
Шурави,что такое Афган – 23 просмотра, продолжительность: 03:12 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Евгения Черноухова в социальной сети Мой Мир. Позже отремонтировали, однако его по-прежнему именуют «тоннелем шурави». Всем кому не безразлична наша история, кто имеет заряд энергии и инициативу открыта дорога в члены группы военно – исторических реконструкций «Шурави». Между тем в 1980-х годах, во время боёв с предшественниками нынешних боевиков — моджахедами или, по-нашему, душманами — в рядах шурави служили женщины из СССР. Кто такие шурави и как афганцы называют русских?
Война глазами «шурави»
Что до афганских солдат, так те вообще были нам как братья. Помню, как несколько раз получал приглашение выступить на митингах. Потом и цветы дарили, на приемы приглашали. Вся опасность ситуации в Афганистане состояла в расколе общества. Часть жителей принимала действующую власть, часть была ею недовольна. И вот именно недовольные были особо интересны для Запада. Чувствовалось влияние американской пропаганды? Америка трубила, что СССР — страна оккупант. Беда в том, что многие афганцы верили в это, в то, что мы пришли насильно обратить их в свою веру. Религия — фундамент мировоззрения исламиста.
Именно на религиозной почве и начинались многие военные конфликты. Только потом афганцы поняли, как ошибались. И вот что интересно: даже спустя 25 лет те, против кого мы воевали, вспоминают то время с улыбкой. Они повторяли, что советские солдаты, в отличие от американцев, воевали честно. Мы воевали с бандитами, а вот что там делали американцы — непонятно. Вы упомянули религию. А что, думаете, было тогда важнее: религия или политика? Афганистан — исламская страна. Религия — основное понятие для жителей этой страны.
И тот факт, что в своей пропаганде американцы ее затрагивали, было главной нашей трудностью. Для крестьянина оскорбление пророка Мухаммеда будет личным оскорблением. Политика же для простого народа не была так важна. А для Вас? Вы — верующий человек? Она работала в школе, а тогда педагогическая работа никак не могла быть связана с религией. К верующим людям отношусь нормально. А что до вашего окружения, солдат части. Были люди, приобщенные к вере?
Если и были религиозные люди, то они на это не акцентировали внимание. По сути, в Советской армии это не осуждалось. Верь во что угодно, главное чтобы службе не мешало. Но не могу сказать, что это приветствовалось. Ты в армии, а здесь главное — боевая задача. Среди солдат в то время это не акцентировалось. Если ты был верующий, не было никакого препятствия. А что до внешнего проявления, то время было не принято крестики носить. В новом тысячелетии было снято несколько фильмов в той войне: «9 рота», «Кандагар».
Как вы относитесь к ним? Хорошие фильмы, нормально отношусь. Однако бывает так, что современные режиссеры чрезмерно «сгущают краски» дабы выразить весь ужас и трагизм событий. Но это и понятно, война все-таки. На мероприятиях, которые я провожу, ребята часто смотрят фильм «Офицеры» — картина, сумевшая вобрать в себя и ужас войны, и надежду на светлое будущее. Очень патриотичное кино. Должны ли вообще художественные фильмы быть детально точными? Прежде всего, они должны быть правдивыми. Но не стоит художественный фильм превращать в документальный.
Более того, оно употреблялось даже на официальном уровне, для подчёркивания важности сотрудничества Афганистана с Советским Союзом: в частности, общеупотребительное приветствие «Шурави — хуб асти» [2] и другие приветствия адресованные советским гостям [3]. Негативную коннотацию слово приобрело на рубеже 1970-х и 1980-х гг. Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны , как автоэтноним «Мы — шурави».
Афганистан стал местом, где напрочь отсутствовало понятие «национальность». Когда боец сдавал свою кровь тяжелораненому, он не спрашивал, какой он национальности и вероисповедания. Там были другие ценности, такие, как братство, дружба, взаимовыручка, оказание помощи, казалось бы, из безвыходной ситуации… Я отчетливо помню рассказ своего родственника Хусейна Цамараева, прошедшего Афганистан. Он был танкистом, а его земляк по имени Имран служил в десантно-штурмовой бригаде.
В одной из немногих встреч он рассказал Хусейну историю, которую я не могу забыть. Целью опасного задания было уничтожение крупной перевалочной базы противника с огромным количеством боеприпасов. Поначалу все складывалось благополучно. Без особых происшествий добрались до места расположения базы, устроили грандиозный «фейерверк» и без потерь стали отходить.
Очнувшиеся от такой дерзкой вылазки «шурави» так назывались военнослужащие Советской Армии , моджахеды организовали преследование, регулярно вступая в боевой контакт с десантниками. Несмотря на свои потери, душманы продолжали упорно наседать. Для самостоятельного отхода к своим и рассеивания преследователей десантники решили рассредоточиться по пять человек. Командиром отделения был назначен Имран.
Его группа пробиралась по наиболее сложному горному маршруту. Вскоре появились первые раненые. Уходить стало еще труднее. В момент отчаяния Имран решил остаться, чтобы прикрыть отход товарищей.
В минуту передышки он сказал о своем решении. В наступившем молчании, которое, казалось, длилось вечность, а на самом деле какие-то секунды, раздался голос одного из бойцов. Его все звали Санькой, вероятно, за слишком уж мальчишеский вид. Это было его первое боевое крещение.
Имран опешил от такой просьбы, как будто речь шла о чем-то обыденном. Сказано, уходить всем! У вас у всех есть родители. А у меня нет никого, я детдомовец.
Так что плакать по мне некому, — сказал он с грустной, какой-то извиняющейся улыбкой. Несмотря на приказание, а затем и уговоры, Санька остался там. Навсегда девятнадцатилетним…Благодаря ему оставшиеся бойцы благополучно вышли в расположение своих войск. Я не знал этого парня, но запомнил его навсегда.
Житель с. Гехи Руслан Саралиев в свои восемнадцать лет попал сразу в Афганистан, прослужив зенитчиком ровно два года срочной службы. Он вспоминает, как после тифа он оказался в госпитале, ему предложили комиссоваться. При встрече со своими земляками он рассказал им об этом предложении.
Вместе с ним в его части оказались шестеро чеченцев и четверо ингушей. Окончательное решение его было таким: «Я пришел сюда с вами и уйду, даст Аллах, домой вместе с вами». Там же, в госпитале, он познакомился с другим своим земляком, жителем с. Чишки Саид-Селимом Эскиевым.
Обращение "бача" для них значит намного больше, чем "брат", "друг", "родной". Это обращение — особый знак единства. По нему отличают своего от остальных.
Самые опасные «шурави»: каких советских солдат больше всего боялись «душманы»
Сегодня 30 лет, как шурави покинули Афганистан. Связь понятия шурави с советской властью обозначилась еще в 1920, когда появилась Бухарская народная советская республика (тадж. Кто такие шурави и как афганцы называют русских?
Кто такой шурави в Афганистане: история и значение
Так наших военных называли в Афганистане. Владимир Санаров — один из тех, кому довелось служить на чужой земле. И хотя обстановка была фронтовая, он не жалеет, что воинский долг своей Родине довелось отдавать в Афгане. Этим они защищали границы нашей страны», — убеждён он.
Санаров часто бывает в школах, стараясь привить современным мальчишкам патриотический дух, любовь к малой и большой Родине. В то время Китай развязал военный конфликт с Вьетнамом, претендуя отвоевать для себя дополнительные территории, это не давало покоя долгие годы и нашим пограничникам. Естественно, что СССР оказывал помощь вьетнамской армии военными специалистами и вооружением.
Мы следили за событиями в мире с большим интересом. Китайско-вьетнамское противостояние разрешилось за короткий период времени. Вскоре после этого Афганистан попросил о поддержке.
Когда я остался на сверхсрочную службу, у меня было предчувствие, что я окажусь на этой войне: и род войск подходящий, и опыт службы уже был. Так и получилось. После недолгой учебки сержант Санаров оказался в 66-й отдельной мотострелковой бригаде, которая за свои боевые заслуги в этой войне была удостоена звания Краснознамённой Ордена Ленина.
С двоими из них Владимиру Санарову довелось служить в одной роте. Он был участником той боевой операции, где погибли эти парни, и хорошо помнит 16 мая 1983 года. Та, в которой был Георгий Демченко, прикрывала спецподразделение, ставящее передатчики, а наша группа должна была поддержать их.
Уже приближаясь к ущелью Гаджал в провинции Кунар, ротный заподозрил неладное, и мы под прикрытием другого взвода стали отходить.
Так, военный корреспондент Суханов отмечает, что если раньше на улице каждый афганец уверял его, что дрался с шурави, то сегодня, спустя 30 лет с момента вывода советских войск из Афганистана, он все чаще слышит от местного населения: "Почему вы нас бросили тогда?... Её построили «шурави», почти закончили, но немного успели: вывели войска. А школ сколько, фабрик… Теперь ничего этого нет... Сегодня "шурави" называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело.
Сегодня многие теплицы заброшены, а собранного урожая не хватает даже для местных нужд. Был разрушен тоннель длиной 2600 метров сквозь горный перевал Саланг, который прокладывали московские метростроевцы. Правда, позднее американцы смогли его восстановить. Он по-прежнему именуется местными жителями "тоннелем шурави".
Однако американцы начали чистку рядов афганской армии от бывших выпускников советских военных учреждений, заменяя их кадрами, прошедшими подготовку на базах США. США потратили около триллиона долларов на восстановление страны и переоснащение афганской армии. Как отмечают американские СМИ, эти деньги были разворованы афганскими чиновниками, полевыми командирами и наркомафией. При этом американские военные всячески пытались вытравить из памяти афганцев хорошие воспоминания о пребывании здесь советских войск. Многие россияне, посетившие Афганистан в 2000-х, с сожалением отмечали, что статус "шурави" уже не имеет того значения, как в 1990-х.
А еще духанщики торговали самогоном, местным пойлом, который называли: Кишмишевка Это местный самогон, мерзкий и противный, крепостью в районе 30 градусов. Кишмишевка продавалась в целлофановых пакетах. Очень показательно показывают духанщика, который продает этот самогон в сериале "Охотники за караванами" Харам Афганистан - женщины в парандже В сюжете фильма выше , духанщик произносит слово "харам". Харам с короткой второй гласной - означает запрещенные Кораном действия: Пить алкоголь; Воровство; Прелюбодеяние и другие запреты.
«Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах
Связь понятия шурави с советской властью обозначилась еще в 1920, когда появилась Бухарская народная советская республика (тадж: Ҷумҳурии Халқии Шӯравии Бухоро). Всем кому не безразлична наша история, кто имеет заряд энергии и инициативу открыта дорога в члены группы военно – исторических реконструкций «Шурави». Сегодня 30 лет, как шурави покинули Афганистан. Шурави всерьез обозлились на духов, терзающих колонны, и начали крупномасштабные операции вдоль всей дороги, ведущей в Союз. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Весной 1978 года произошла афганская «апрельская революция», военный переворот, в результате которого авторитарное республиканское.
Происхождение афганского шурави от тотема
В интервью российским и зарубежным изданиям афганцы говорят о том, как много было создано в Афганистане советскими солдатами. Так, военный корреспондент Суханов отмечает, что если раньше на улице каждый афганец уверял его, что дрался с шурави, то сегодня, спустя 30 лет с момента вывода советских войск из Афганистана, он все чаще слышит от местного населения: "Почему вы нас бросили тогда?... Её построили «шурави», почти закончили, но немного успели: вывели войска. А школ сколько, фабрик… Теперь ничего этого нет...
Произошло от афганского названия советских гражданских и военных специалистов , в большом количестве работавших в Афганистане с 1956 года. Связь понятия шурави с советской властью обозначилась еще в 1920, когда появилась Бухарская народная советская республика тадж.
Не имея никакого опыта, Гавриленко удалось реализовать интересный, толковый проект, который цепляет не только ветеранов боевых действий. К тому же этот формат стирает все границы, возраст, вероисповедание - несмотря на расстояния мы рядом. Афганский тюльпан Николай пишет о своих воспоминаниях, размещает архивные фото, любительские съемки, музыку, рассказывает о жизни и быте советских солдат той поры. К делу подключаются многие, свои тексты присылают и бывшие военные корреспонденты. А еще интернационалисты развенчивают мифы и ломают стереотипы. Но подписчики и авторы Телеграмм-канала «Правда шурави» только улыбаются. Мол, вы сами-то представьте зрелище: советский солдат бережно упаковывает и берет с собой в бой или в рейд граненые стаканы. Ведь нет их в армии совсем - там только кружки эмалированные либо алюминиевые. С иронией пишут афганцы: «Видимо, советские солдаты воровали граненые стаканы из автоматов по продаже газированной воды - они ведь в Афганистане у каждого дувала стояли. Жаль только, что трехкопеечных монет не всегда хватало, чтоб напиться».
Трудно узнать его главные улицы. Разрушен и проспект Дар-уль-Аман. Именно в этом районе Кабула в прошлые годы находились основные объекты "советского невоенного присутствия". В развалины был превращен комплекс зданий бывшего посольства России. Теперь он восстановлен, правда, не полностью. Судя по всему, столь крупного посольского городка в Кабуле, каким он был в 1980-е годы, Москве более не требуется, число дипломатов сократилось. Но новый восстановленный комплекс получился очень красивым, а квартиры стали намного удобнее. У "развалин дружбы" В развалинах - бюро советского Агентства печати "Новости". Когда-то оно распространяло в Афганистане далеко не только пропагандистские материалы "о преимуществах социализма", но активно работало по укреплению дружбы между двумя странами. Пятнадцать лет назад оно, наверное, было самым красивым в Кабуле - после Президентского дворца. И называлось среди афганцев "Домом дружбы". В нем действительно проходили многочисленные мероприятия, этой дружбе посвященные. Устраивались концерты советских артистов, показывались фильмы, работали различного рода кружки. И так далее. Сейчас ДСНК в руинах. И, по меткой оценке афганцев, его нынешнее состояние очень напоминает развалины былой дружбы между нашими странами. Почти все связи порваны, вместо сновавших повсюду в Кабуле "шурави" в городе сейчас в великом множестве суетятся представители США и других стран, входящих в "антитеррористическую коалицию". А на улицах города - уже не советские бронетранспортеры, а американские, итальянские, германские и так далее. На мой взгляд, "наши" в свое время все-таки не выглядели столь угрожающе. Все-таки из их люков, как теперь, не выглядывали неподвижные фигуры пулеметчиков. Но, как выясняется, все не так уж однозначно. С говорящими по-русски афганцами во время поездки мне довелось встречаться повсюду - в армии, различных министерствах, ведомствах.