Президент также наделен полномочиями предоставлять федеральные помилования и отсрочки, а также созывать и закрывать одну или обе палаты Федерального собрания в чрезвычайных обстоятельствах. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат, так как Россия имеет федеративное устройство.
Отставка правительства
- Почему полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема?
- Владимир Путин: Важно укреплять парламентаризм и общественно-политическую систему России в целом
- Федеральное собрание, как институт конституционной демократии презентация
- ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Конституция РФ, Статья 95
- Органы государственной власти. Президент | Репетитор по обществознанию в Казани
Федеральное собрание
Представителями РФ в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов РФ пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. В зависимости от срока полномочий, возможно выделить два вида сенаторов: с установленным сроком полномочий все сенаторы от субъектов РФ и часть представителей РФ в Совете Федерации ; пожизненные сенаторы Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий по определённым основаниям, и не более 7 представителей РФ. Конституционно-правовой статус пожизненного сенатора был введён в Конституцию РФ в ходе конституционной реформы 2020 г. Внутренняя структура Совета Федерации, порядок рассмотрения вопросов, отнесённых к его компетенции , урегулированы Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов , избираемых сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. Избирательная система , применяемая на выборах Государственной Думы, неоднократно пересматривалась.
В частности, до вступления в силу указанного федерального закона депутаты Государственной Думы избирались по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы пропорциональная избирательная система. С принятием Закона о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ была возвращена смешанная избирательная система, согласно которой половина — 225 депутатов Государственной Думы — стали избираться по одномандатным избирательным округам один округ — один депутат , а остальные 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей , поданных за федеральные списки. В настоящее время применяется смешанная избирательная система с определением единой нормы представительства при формировании одномандатных избирательных округов.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Глава государства напомнил о мартовских выборах и назвал предстоящие кадровые перемены в кабмине важнейшим этапом. Госдуме и Совету Федерации, по словам Путина, предстоит реализовать конституционные полномочия, установленные поправками к Конституции РФ в 2020 году и одобренные россиянами на голосовании. Матвиенко назвала предпосылки для «демографической весны» в России Полномочия Правительства автоматически снимаются в день инаугурации Путина, которая состоится 7 мая.
Автобусы будут курсировать с 09:00 до 19:00 более чем по 30 маршрутам. Их список можно посмотреть на i.
В Москве обустроят еще 24 современные площадки для прогулок с собаками Их оборудуют по программе Мэра Москвы «Мой район» в рамках проекта «Питомцы в Москве». До конца года современные площадки обустроят в 22 районах столицы. Лидерами станут Юго-Западный и Юго-Восточный округа - по шесть объектов в каждом. При проектировании пространств учтут пожелания жителей и рекомендации экспертов Российской кинологической федерации В перечень мер поддержки промышленных предприятий включена компенсация затрат на уплату лизинговых платежей Московскому фонду поддержки промышленности и предпринимательства на эти цели дополнительно выделено 400 миллионов рублей, что позволит привлечь около 2,5 миллиарда рублей инвестиций в техническое перевооружение городских производств. Предприятие должно использовать и впоследствии выкупить оборудование, приобретенное по договору лизинга. Работу почти 700 маршрутов городского транспорта можно оценить с помощью QR-кодов Во всех пяти тысячах автобусов и более 1,6 тысячи электробусов Мосгортранса появились наклейки с QR-кодами.
Они находятся у кабины водителя и возле накопительной площадки. Теперь каждый горожанин может оценить работу почти 700 маршрутов наземного городского транспорта. Чтобы воспользоваться QR-кодом, необходимо навести на него камеру телефона и пройти по ссылке. Водители в Москве 1 и 9 мая смогут оформить возврат эвакуированных машин на 4 спецстоянках Получить разрешение на возврат эвакуированного авто можно будет на спецстоянках ГКУ «АМПП» по адресам: проезд Одоевского, владение 3 круглосуточно , проезд Энтузиастов, владение 3 круглосуточно , улица Вагоноремонтная, владение 4А круглосуточно , улица Дубовая Роща, владение 7А с 10:00 до 22:00. В другие дни она работает штатно. Водителей просят планировать свой маршрут заранее.
Так, 26 апреля и 2 мая с 16:30 до 19:00, а также 5 мая с 05:00 до 08:00 будет закрыто движение на участках Волгоградского проспекта, Садового кольца и Таганской площади.
Мероприятие проходило в Колонном зале Дома Союзов. Президент поблагодарил парламентариев за своевременное принятие решений по суверенитету и безопасности, а также по социальным обязательствам. Все проделали активную работу по продвижению суверенного курса на международных площадках, добавил глава государства.
Полномочия органов власти в ЕГЭ по обществознанию
Об этом сообщили в пресс-службе Кремля. Российский лидер отметил, что современный парламент сформировали по итогам выборов, прошедших в 1993 году. Как известно, это произошло в день принятия Конституции.
Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Открыть полный текст документа.
Новосибирск — 16; Дальневосточный г. Хабаровск — 10. Полномочные представители не входят в органы государств венной власти субъектов РФ, а являются должностными лицами Администрации Президента РФ.
Президент РФ имеет право приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам. Конституция РФ относит к компетенции главы государства; и ряд других полномочий. В области кадровой политики: — формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; — формирует Администрацию Президента; — назначает и освобождает полномочных представителей Президента. В области обороны: — утверждает военную доктрину Российской Федерации; — является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; — вводит на территории Российской Федерации или в отдельных местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; — назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. В области внешней политики: — ведет переговоры и подписывает международные договоры; — назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; — осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; — подписывает ратификационные грамоты; — принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Президент и генеральный прокурор РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, он в течение 30 дней представляет новую кандидатуру. К компетенции Президента относится решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, осуществление помилования.
Президент выносит свои решения в форме указов и распоряжений. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указ — это нормативный правовой акт, предусматривающий правила поведения и относящийся к определенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций. Распоряжение — это акт индивидуального организационного характера. Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Ветви власти законодательства. Член государственной Думы избирается?. Полномочия федерального собрания схема.
Федеральное собрание РФ структура функции и полномочия. Структура палат федерального собрания РФ таблица. Глава 5 полномочия федерального собрания. Центр учета в бюджете. Кто ведет бюджетный учет. Штатный и внештатный. Штатные и внештатные сотрудники. Министерство финансов России структура схема. Полномочия Министерства финансов РФ схема.
Структура Министерства финансов РФ. Министерство финансов Российской Федерации схема. Исполнительная власть США. Президент исполнительная власть. Полномочия исполнительной власти США. Функции исполнительной власти США. Организационная структура правительства РФ схема. Правительство РФ состоит схема состава. Структура правительства РФ.
Органы правительства РФ схема. Структура законодательной власти РФ. Федеральное собрание совет федераций государственная Дума схема. Законодательная власть в России схема. Структура органов законодательной власти РФ схема. Структура органов юстиции РФ. Схема Министерства юстиции РФ. Структура Министерства юстиции РФ. К Федеральным службам органов юстиции относятся.
Схемы взаимодействия органов государственного финансового контроля. Структура органов осуществляющих финансовый контроль. Система органов осуществляющих финансовый контроль в РФ. Классификация органов осуществляющих финансовый контроль. Законы образования какие. Образование это по закону об образовании в РФ. Основные принципы закона об образовании. Закон РФ об образовании об образовательных учреждениях. Структура органов власти муниципального образования.
Структура органов местного самоуправления схема. Структура представительного органа местного самоуправления схема. Схема органов местного самоуправления муниципального образования. Схема электронного документооборота на предприятии. Основные принципы внедрения системы электронного документооборота?. Система автоматизации электронного документооборота схема. Структура электронного документооборота в организации. Система органов государственной власти США схема. Система органов гос власти США.
Схема структура органов власти США. Схема власть в США законодательная исполнительная судебная. Президент РФ непосредственно руководит министерствами. Федеральные Министерства РФ. Органы исполнительной власти которыми руководит президент. Какие министры напрямую подчиняются президенту РФ. Конституционный суд РФ орган конституционного контроля структура. Конституционный суд РФ — судебный орган. Конституционный суд это определение.
Конституционный контроль конституционного суда. Нормативная правовая информация. Деятельность государственных органов.
Компетенция Президента РФ
- Органы государственной власти в Российской Федерации • Обществознание, Политика • Фоксфорд Учебник
- Статья 95 \ КонсультантПлюс
- Президента избирают голосованием обеих палат федерального собрания
- Зачем Матвиенко и Володин второй раз пригласили Путина на юбилей
Как менялись правила выборов президента России
В 1991 г. Президент России избирался на 5 лет. Карягин также объяснил важность поддержки президента обеими палатами Федерального собрания. Главная» Новости» Через сколько проводится инаугурация президента после выборов. Анализируя природу обеих палат Федерального Собрания РФ, необходимо отметить их неоднозначность. Анализируя природу обеих палат Федерального Собрания РФ, необходимо отметить их неоднозначность.
В государстве z президент избирается обеими палатами парламента какая дополнительная информация
Президент также наделен полномочиями предоставлять федеральные помилования и отсрочки, а также созывать и закрывать одну или обе палаты Федерального собрания в чрезвычайных обстоятельствах. Поскольку для подписания и обнародования Президентом РФ законов палаты Федерального Собрания РФ должны выступить как единый орган государственной власти, принявший. Палаты Федерального Собрания имеют разные полномочия, хотя назначение и функции парламента едины для обеих палат. Президент часть своих полномочий, причем самых существенных, связанных с формированием правительства и силовых структур, передает палатам Федерального собрания.
Функции и полномочия Президента РФ
При этом неприкосновенность распространяется на жилые и служебные помещения, транспортные средства, средства связи, принадлежащие Президенту документы и багаж, на его переписку. Президент, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения тяжкого преступления. В процедуре лишения неприкосновенности участвуют Генеральный прокурор, обе палаты Федерального Собрания. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать Президент, в отношении которого внесено представление Генерального прокурора о лишении неприкосновенности. Постановление по данному вопросу принимает Совет Федерации. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Постановление от 11 июля 2000 г.
Какому политическому режиму присуща эта черта? В стране М после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью: не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Претендентов на высший пост в стране также обязали сообщать сведения о заграничной недвижимости и обязательствах имущественного характера. В 2014 году, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 10 октября 2013 года, было отменено положение о пожизненном лишении пассивного избирательного права лиц, осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и или особо тяжких преступлений. Взамен установлено, что такое ограничение перестает действовать через 10 лет со дня снятия или погашения судимости для совершивших тяжкие преступления, через 15 лет для совершивших особо тяжкие преступления. Кроме того, в закон о выборах главы государства была внесена поправка, позволяющая перенести дату выборов на неделю вперед. В результате появилась возможность назначить выборы президента 2018 года на 18 марта — день, когда в 2014 году был подписан договор о воссоединении Крыма с Россией. Изменения в законодательстве в 2020-е годы 14 марта 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о внесении в Конституцию РФ изменений, одобренных впоследствии в ходе общероссийского голосования 1 июля. В результате были ужесточены требования к кандидатам на пост президента РФ. Ценз оседлости был увеличен с 10 до 25 лет. Кроме того, у кандидатов не должно быть иностранного гражданства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории другого государства, не только на момент выборов, но и когда-либо ранее. При этом требование об отсутствии иностранного гражданства не распространяется на граждан РФ, имевших ранее гражданство государств, которые полностью или частично вошли в состав России. Один и тот же человек, согласно поправкам в конституцию 2020 года, не может быть избран президентом более двух раз ранее — двух раз подряд. Однако это ограничение не распространяется на лиц, занимавших пост главы государства до или во время вступления в силу поправок в основной закон. Число президентских сроков до 2020 года для них не учитывается. Документом было установлено, что решение о применении ДЭГ на федеральных выборах принимает Центризбирком, он же устанавливает требования для электронных систем голосования. Также 23 мая 2020 года в законы были внесены поправки о запрете баллотироваться на пост президента гражданам, осужденным к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных 50 различными статьями Уголовного кодекса РФ преступления средней тяжести, в частности связанные с экстремизмом.
Главные новости
- Полномочия Президента РФ в законотворческом процессе и их реализация, Президентская власть
- Комментарий к Статье 96 Конституции РФ
- Главные новости
- Официальные итоги выборов президента России – 2024: главные цифры и что нужно знать
- Подписание и обнародование закона Президентом Российской Федерации. Президентское вето
- Полномочия президента РФ (что может, а что НЕ может Путин): razuznaika — LiveJournal
AZ-libr.ру
Итоги выборов президента России в 2024 году Председатель ЦИК Элла Памфилова на специальном заседании подвела официальные итоги голосования на выборах президента России: Владимир Путин — 87,28 процента голосов избирателей за него проголосовали 76 277 708 человек ; Николай Харитонов — 4,31 процента голосов 3 768 470 человек Владислав Даванков — 3,85 процента голосов 3 362 484 человека ; Леонид Слуцкий — 3,20 процента голосов 2 797 629 человек. Таким образом, Путин в пятый раз был избран президентом России. После этого на заседании комиссии зазвучал российский гимн. Члены ЦИК по очереди подписали итоговый протокол. Время подписания: 12 часов 52 минуты 30 секунд в четверг, 21 марта. Также были подписаны сводные таблицы о результатах выборов. Другие цифры по итогам выборов президента Итоговая явка По данным Памфиловой, итоговая явка на президентских выборах в России с учетом дистанционного электронного голосования ДЭГ составила 77,49 процента, всего в голосовании приняли участие 87 576 075 избирателей. Она уточнила, почему Армения попала в список недружественных стран.
Как следует с ее слов, в эту страну приехали из Грузии релоканты.
Выборы Президента назначаются Советом Федерации не позднее чем за 100-90 дней до дня голосования или через 14 дней после досрочного прекращения полномочий Президентом РФ. Если выборы не будут назначены Советом Федерации, то их назначает Центральная избирательная комиссия РФ. День голосования должен приходиться на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.
Правом выдвижения кандидата на пост Президента России обладают политическая партия, избирательное объединение или блок, зарегистрированные в установленном порядке не менее чем за год до голосования, а также сам кандидат. Согласие баллотироваться кандидат дает только одной политической партии или одному избирательному блоку. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ вправе выдвинуть свою кандидатуру на эту должность. Для поддержки самовыдвижения кандидата ему необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата, причем он не обязательно должен быть членом данной политической партии, а также партий, входящих в избирательный блок.
Для регистрации кандидат представляет в Центральную избирательную комиссию РФ: 1 свое заявление о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера: фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность либо род занятий; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом; срок проживания на территории Российской Федерации, гражданство в случае наличия помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - гражданство иностранного государства с указанием наименования этого государства, даты и оснований приобретения гражданства. Кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность не более чем к одной политической партии, зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке, либо к иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата; 2 нотариально удостоверенную доверенность на уполномоченного представителя нотариально удостоверенные доверенности на уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата; 3 сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности в том числе совместной собственности , об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом и его супруга за четыре года, предшествующих году назначения выборов Президента РФ с отметкой налогового органа по месту представления декларации. Если кандидат и или его супруг в течение четырех лет, предшествующих году назначения выборов Президента РФ, не получали не получал доходов, это указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться; 4 если кандидат одновременно выдвинут на других выборах - письменное уведомление о его выдвижении на других выборах.
Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее 2 млн. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тыс. Все зарегистрированные кандидаты имеют равные права и обязанности. Кандидат по его заявлению освобождается от работы с момента его регистрации. При этом зарегистрированному кандидату возмещается стоимость проездных билетов на пригородном не более 30 поездок , междугородном не более 89 поездок от места жительства, указанного им в заявлении о согласии баллотироваться, до населенного пункта - центра субъекта Российской Федерации и обратно и городском транспорте.
Кандидат обладает неприкосновенностью, то есть не может без согласия Генерального прокурора РФ быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. После регистрации кандидат в Президенты РФ может начать свою предвыборную кампанию, в этом ему помогут 600 доверенных лиц. Политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, вправе назначить до 100 доверенных лиц. Для проведения предвыборной агитации кандидат обязан создать избирательный фонд, образуемый за счет своих личных средств, средств выдвинувшего его избирательного блока, добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 250 млн.
За день до выборов предвыборная агитация запрещается. Определение результатов выборов производится по абсолютной мажоритарной системе: избранным считается тот кандидат на пост Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Причем прийти к избирательным урнам должны не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия РФ назначает через 21 день повторное голосование по выборам Президента РФ по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Здесь уже победит тот кандидат, который наберет большее число голосов, чем другой кандидат.
Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре, если другой кандидат по какой-либо причине выбывает из второго тура голосования. Следует отметить, что мажоритарная двухтуровая система абсолютного большинства на президентских выборах в республиках со смешанной формой правления представляется наиболее справедливой избирательной системой. На тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов Президента РФ он вступает в свою должность. Момент вступления в должность Президента РФ связан с принесением Президентом присяги народу. Акт принесения присяги Президентом РФ имеет большое юридическое значение: с одной стороны, это обязывающая Президента клятва перед народом верно служить ему, с другой - правовой указатель, с которого начинается отсчет времени президентства конкретного лица.
С момента принесения присяги Президент вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия и исполняет свои обязанности до момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Присяга приносится вновь избранным Президентом в большинстве стран мира глава государства - монарх присягу не приносит, ее в какой-то мере заменяет акт коронации. Текст присяги обычно содержится в конституции США, Россия , но иногда такого текста в основном законе нет Франция, Индия. Если во время нахождения Президента на своей должности принимается новая Конституция, содержащая иной текст присяги, повторно присяга по общему правилу не приносится. Так было и при вступлении в силу Конституции РФ, содержащей текст присяги, отличающийся от того текста, который произносил первый Президент РФ Б.
Ельцин в 1991 г. Если одно и то же лицо избирается Президентом на новый срок, то обычно требуется повторное принесение присяги. В некоторых странах присяга Президентом не приносится например в Швейцарии, где Президент избирается на один год Федеральным Советом из числа его членов. Если на пост Президента при открывшейся вакансии заступает временно другое лицо председатель парламента, верховного суда, правительства , обычно присяга необходима. Принесение Президентом РФ при вступлении в должность присяги народу - важный момент обретения им своей должности.
Конституция РФ ч. Обычно присяга Президента имеет особые формулировки, отражающие содержание полномочий Президента как главы государства. Из текста присяги Президента РФ вытекает, что клятва Президента содержит следующие обязывающие в юридическом и моральном плане элементы: - признание высшей ценностью человека, его прав и свобод и в связи с этим принятие обязанности уважать и охранять их; - обязательство соблюдать Конституцию РФ как основу конституционного строя страны, документ высшей юридической силы; - провозглашение готовности и решимости защищать само существование государства, его суверенитет, независимость, безопасность и целостность; - торжественное обещание верой и правдой служить народу России. После того как Президент РФ принес присягу, исполняется Государственный гимн. Часть 2 ст.
Церемония происходит в Кремле, и акт принесения присяги широко освещается средствами массовой информации. Конституция регулирует порядок отрешения Президента от должности и прежде всего устанавливает исчерпывающий перечень преступлений, за совершение которых возможно такое отрешение - государственная измена или иное тяжкое преступление. Далее Конституция фиксирует особую процедуру привлечения Президента к ответственности. Инициатива выдвижения обвинения Президенту должна исходить от не менее чем одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения образованной ею специальной комиссии.
В политическом плане исключительность данного полномочия обусловлена особым положением, которое Генеральная прокуратура занимает в системе государственных органов. Она не отнесена ни к одной из классических ветвей власти, более того, некоторые исследователи называют ее четвертой ветвью власти. В отличие от высших судебных органов, где Совет Федерации только назначает судей прекращение полномочий судей находится вне компетенции палаты , Генеральный прокурор и назначается, и освобождается от должности только палатой. Выбор кандидата на должность Генерального прокурора и решение об освобождении от нее остаются полностью в ведении главы государства.
В тех случаях, когда позиция Президента РФ и Совета Федерации не совпадали, вопрос о должности Генерального прокурора оставался открытым в течение многих месяцев или даже лет[7]. На практике большие проблемы возникли и с реализацией права Совета Федерации по освобождению генерального прокурора от должности. После отказа Совета Федерации снять с должности Генерального прокурора Ю. Скуратова 7 февраля 1999 г. Скуратова было возбуждено уголовное дело и указом Президента он был отстранен от занимаемой должности на период расследования. При этом в Совет Федерации поступило повторное предложение об освобождении его от должности. Скуратову и представление о его отставке было отклонено. Только третье представление, внесенное уже президентом В.
Путиным, было удовлетворено Советом Федерации, и Ю. Скуратов был снят с должности. Назначение заместителей Генерального прокурора РФ производится в том же порядке, что и назначение самого Генерального прокурора, с той лишь разницей, что данный вопрос рассматривается Советом Федерации по представлению Генерального прокурора, а не Президента РФ. На деле назначение выборов в определенном смысле является формальным полномочием соответствующего органа: если он не назначит выборы в необходимые сроки, они все равно будут назначены и проведены Центральной избирательной комиссией РФ. Ситуация военного и чрезвычайного положения в любом случае является экстремальной, неизбежно ведет к ограничению прав граждан, объективному усилению исполнительной власти, однако все побочные явления, связанные с установлением режима военного чрезвычайного положения, являются вынужденной мерой. Естественно, что высший представительный орган страны должен иметь механизм контроля за полномочием Президента вводить военное или чрезвычайное положение. Помимо полномочий, реализуемых каждой палатой по отдельности, существует группа полномочий, реализуемых Государственной Думой и Советом Федерации совместно. К их числу относится формирование Счетной палаты РФ, двух третей ЦИК РФ, согласование назначения и отзыва дипломатических представителей, отрешение Президента РФ от должности, проведение парламентских расследований.
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Являясь подотчетной парламенту, она обладает организационной и функциональной независимостью. Председатель и заместитель председателя Счетной палаты с 2004 г. До внесения этих поправок ФЗ «О Счетной палате РФ» и регламенты палат Федерального Собрания в качестве субъектов, правомочных представлять указанные кандидатуры, называли только специализированные комитеты и комиссии палат парламента. Кандидатуры на должности аудиторов Счетной палаты вносятся комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания. Вопрос об отстранении Председателя и заместителя Председателя Счетной палаты также ставится Президентом. Предложение о досрочном прекращении полномочий аудиторов вносится комитетами и комиссиями палат самостоятельно. Государственная Дума и Совет Федерации могут давать обязательные для включения в план ее работы поручения.
По постановлениям палат и по обращениям не менее одной пятой от общего числа членов палаты парламента Счетная палата проводит внеплановые контрольные мероприятия. По поручению палат Счетная палата проводит экспертизу, представляет свои заключения и дает письменные ответы по вопросам, входящим в ее компетенцию. Ежеквартально Счетная палата представляет Федеральному Собранию отчет о ходе исполнения федерального бюджета, а также информирует о результатах ревизий и проверок. Состав Центральной избирательной комиссии РФ на две трети формируется Федеральным Собранием по пять человек от каждой палаты. Данное правило закона представляется логичным и обоснованным. Избирательные комиссии во главе с ЦИК иногда называют «избирательной властью», и кому как не парламенту должно быть отдано преимущество избирать высший орган, организующий избирательный процесс. Совету Федерации кандидатуры предлагаются законодательными и исполнительными органами власти субъекта. Федеральное Собрание оказывает определенное влияние на расстановку дипломатических кадров.
Во втором туре, в который вышли два кандидата, набравшие больше голосов относительно других кандидатов, победу одержал Б. Конституцией РФ ч. При этом Конституция не содержит требования о том, чтобы кандидат в Президенты был гражданином Российской Федерации по рождению. Анализ показывает, что данная норма не дает возможности стать Президентом РФ лицу без гражданства или иностранцу. Однако иностранному гражданину, который имеет одновременно гражданство Российской Федерации то есть при наличии у него двойного гражданства , Конституция не препятствует стать Президентом России. Действующая Конституция 1993 г. Кроме того, Президентом может быть избран не всякий гражданин Российской Федерации, а только постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее десяти лет ч. Понятие "постоянно проживающий" означает, во-первых, то, что кандидат в Президенты должен постоянно жить в России не менее указанного срока; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, то есть отрезки времени не могут суммироваться в 10 лет; в-третьих, он должен проживать этот срок непосредственно перед выборами.
Это обусловливается тем, что человек, желающий возглавить Российское государство, должен обладать информацией о жизни в стране, знать проблемы, с которыми придется столкнуться на этом посту. Требование постоянного проживания, разумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд ч. Анализ этой нормы показывает, что конкретный гражданин гипотетически может стать Президентом РФ и более двух сроков при наличии интервала между периодами президентства перерыв является обязательным, если президентство осуществлялось два срока подряд. В связи с досрочным сложением своих полномочий Президентом РФ Б. Ельциным 31 декабря 1999 г. Прошли они в сокращенные сроки, предусмотренные законом о выборах, - 26 марта 2000 г. Участвовать в выборах пожелали 11 зарегистрированных кандидатов, однако в связи с явным преимуществом одного из кандидатов, выборы прошли в один тур.
В настоящее время процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе Конституции, Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" от 10 января 2003 г. Выборы Президента назначаются Советом Федерации не позднее чем за 100-90 дней до дня голосования или через 14 дней после досрочного прекращения полномочий Президентом РФ. Если выборы не будут назначены Советом Федерации, то их назначает Центральная избирательная комиссия РФ. День голосования должен приходиться на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Правом выдвижения кандидата на пост Президента России обладают политическая партия, избирательное объединение или блок, зарегистрированные в установленном порядке не менее чем за год до голосования, а также сам кандидат. Согласие баллотироваться кандидат дает только одной политической партии или одному избирательному блоку. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ вправе выдвинуть свою кандидатуру на эту должность.
Для поддержки самовыдвижения кандидата ему необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата, причем он не обязательно должен быть членом данной политической партии, а также партий, входящих в избирательный блок. Для регистрации кандидат представляет в Центральную избирательную комиссию РФ: 1 свое заявление о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера: фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность либо род занятий; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом; срок проживания на территории Российской Федерации, гражданство в случае наличия помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - гражданство иностранного государства с указанием наименования этого государства, даты и оснований приобретения гражданства. Кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность не более чем к одной политической партии, зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке, либо к иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата; 2 нотариально удостоверенную доверенность на уполномоченного представителя нотариально удостоверенные доверенности на уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата; 3 сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности в том числе совместной собственности , об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом и его супруга за четыре года, предшествующих году назначения выборов Президента РФ с отметкой налогового органа по месту представления декларации. Если кандидат и или его супруг в течение четырех лет, предшествующих году назначения выборов Президента РФ, не получали не получал доходов, это указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться; 4 если кандидат одновременно выдвинут на других выборах - письменное уведомление о его выдвижении на других выборах. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее 2 млн.
При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тыс. Все зарегистрированные кандидаты имеют равные права и обязанности. Кандидат по его заявлению освобождается от работы с момента его регистрации. При этом зарегистрированному кандидату возмещается стоимость проездных билетов на пригородном не более 30 поездок , междугородном не более 89 поездок от места жительства, указанного им в заявлении о согласии баллотироваться, до населенного пункта - центра субъекта Российской Федерации и обратно и городском транспорте. Кандидат обладает неприкосновенностью, то есть не может без согласия Генерального прокурора РФ быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. После регистрации кандидат в Президенты РФ может начать свою предвыборную кампанию, в этом ему помогут 600 доверенных лиц. Политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, вправе назначить до 100 доверенных лиц. Для проведения предвыборной агитации кандидат обязан создать избирательный фонд, образуемый за счет своих личных средств, средств выдвинувшего его избирательного блока, добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 250 млн. За день до выборов предвыборная агитация запрещается. Определение результатов выборов производится по абсолютной мажоритарной системе: избранным считается тот кандидат на пост Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Причем прийти к избирательным урнам должны не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия РФ назначает через 21 день повторное голосование по выборам Президента РФ по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Здесь уже победит тот кандидат, который наберет большее число голосов, чем другой кандидат. Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре, если другой кандидат по какой-либо причине выбывает из второго тура голосования. Следует отметить, что мажоритарная двухтуровая система абсолютного большинства на президентских выборах в республиках со смешанной формой правления представляется наиболее справедливой избирательной системой.
На тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов Президента РФ он вступает в свою должность. Момент вступления в должность Президента РФ связан с принесением Президентом присяги народу. Акт принесения присяги Президентом РФ имеет большое юридическое значение: с одной стороны, это обязывающая Президента клятва перед народом верно служить ему, с другой - правовой указатель, с которого начинается отсчет времени президентства конкретного лица. С момента принесения присяги Президент вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия и исполняет свои обязанности до момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Присяга приносится вновь избранным Президентом в большинстве стран мира глава государства - монарх присягу не приносит, ее в какой-то мере заменяет акт коронации.
Лекция 8: «Глава государства в зарубежных странах»
Парламент Российской Федерации имеет двухпалатную структуру, то есть состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Двухпалатные парламенты достаточно широко распространены за рубежом. Наличие второй палаты парламента усложняет процедуры осуществления парламентом своих функций, поскольку важнейшие решения парламента проходят через обе его палаты, а для достижения согласования часто требуются серьезные политические и организационные усилия. В федеративных государствах создание второй палаты обосновывается необходимостью представительства интересов субъектов Федерации на уровне федеральной законодательной власти. До 1990г. В 1990г. Согласно новой Конституции роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания — Государственная Дума — призвана представлять интересы населения Российской Федерации в целом.
Прежняя Конституция закрепляла равноправие палат, что затрудняло специализацию их работы. Действующая Конституция исходит из принципа самоорганизации палат Федерального Собрания. Каждая палата устанавливает порядок работы в самостоятельно принимаемом ею регламенте ч.
Днем голосования стало первое воскресенье после истечения конституционного срока полномочий действующего главы государства. Выдвигать кандидатов получили право инициативные группы граждан, избирательные объединения общественные организации, в уставе которых была прописана возможность участия в выборах и избирательные блоки, в которые входили два и более объединения. Для выдвижения кандидата непосредственно избирателями необходимо было провести собрание инициативной группы численностью не менее 100 человек. Каждый из зарегистрированных кандидатов должен был предоставить в Центризбирком 1 млн подписей избирателей в свою поддержку в случае досрочных или повторных выборов — в два раза меньше. Впервые в законе о выборах президента были прописаны правила досрочного голосования на предыдущих выборах главы государства они регулировались законом «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 года , а также голосования по открепительным удостоверениям. Предоставление недостоверных сведений в ЦИК стало основанием для отказа в регистрации кандидата или ее отмены позднее эта норма была закреплена в законе о выборах президента РФ 1999 года.
В документе был изменен принцип назначения даты выборов: днем голосования было определено первое воскресенье месяца, в котором состоялись предыдущие выборы главы государства. Кроме того, был введен дополнительный критерий признания выборов несостоявшимися: если против всех кандидатов проголосовали больше избирателей, чем за кандидата, набравшего наибольшее число голосов. Изменения в законодательстве в 2000-е годы 10 июля 2001 года в избирательное законодательство были внесены поправки, запрещавшие главе государства, досрочно покинувшему свой пост, участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой. Численность группы граждан, которую необходимо было создать в поддержку самовыдвиженца, была увеличена до 500 человек. Число подписей, необходимых для регистрации, было увеличено с 1 млн до 2 млн. Закон освободил от сбора подписей кандидатов, выдвинутых парламентскими политическими партиями. Была также отменена обязанность уходить в отпуск во время предвыборной кампании для кандидатов, замещающих государственные должности категории «А» президент, председатель правительства, председатели палат Федерального собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры и другие. В 2006 году поправками в избирательное законодательство были отменены порог явки и графа «против всех» в избирательном бюллетене. Изменения в законодательстве в 2010-е годы 2 мая 2012 года, согласно очередным поправкам в федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации», количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата-самовыдвиженца, было снижено до 300 тыс.
Можно просто выучить эту главу от корки до корки, но мы используем альтернативный подход, который позволит быстрее и эффективней запомнить полномочия Президента. Давайте структурируем все полномочия, разделив их на несколько областей: полномочия в военной сфере; в отношении законодательной власти и исполнительной власти; полномочия, которые относятся к особым компетенциям. Полномочия Президента в военной сфере В данной области Президент РФ является верховным главнокомандующим. Он утверждает военную доктрину, вводит на территории страны военное и чрезвычайное положение при утверждении Совета Федерации. Полномочия в отношении законодательной и исполнительной власти В отношении законодательной власти Президент имеет ряд важнейших полномочий. Он подписывает принятые парламентом законы и даже может их не одобрить наложить вето , тогда закон придется рассматривать повторно. Кроме того, Президент может распустить нижнюю палату парламента — Государственную Думу. Однако сделать это не так просто. Также, в соотвествии с новыми поправками в Конституцию, Президент назначает Генерального прокурора РФ.
Ранее это была функция Совета Федерации.
При голосовании избиратели должны были оставить в бюллетене фамилию только одного кандидата, которого поддерживают, остальные — вычеркнуть. Избранным считался кандидат, получивший более половины голосов избирателей. Впервые был установлен порог явки: выборы признавались несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее половины избирателей.
Изменения в законодательстве в 1990-е годы В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, срок полномочий главы государства был сокращен до четырех лет новые правила начали действовать с выборов 1996 года. Кроме того, были установлены современные правила заполнения избирательного бюллетеня: гражданин должен был поставить любой знак в пустом квадрате напротив фамилии выбранного им кандидата или партии в дальнейшем эти нормы были закреплены в законе о выборах главы государства 1995 года. Дату выборов стал назначать Совет Федерации РФ. В законе появилось требование о т.
При этом верхнее ограничение по возрасту — 65 лет — было снято. В документе впервые был определен механизм назначения даты выборов. Днем голосования стало первое воскресенье после истечения конституционного срока полномочий действующего главы государства. Выдвигать кандидатов получили право инициативные группы граждан, избирательные объединения общественные организации, в уставе которых была прописана возможность участия в выборах и избирательные блоки, в которые входили два и более объединения.
Для выдвижения кандидата непосредственно избирателями необходимо было провести собрание инициативной группы численностью не менее 100 человек. Каждый из зарегистрированных кандидатов должен был предоставить в Центризбирком 1 млн подписей избирателей в свою поддержку в случае досрочных или повторных выборов — в два раза меньше. Впервые в законе о выборах президента были прописаны правила досрочного голосования на предыдущих выборах главы государства они регулировались законом «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 года , а также голосования по открепительным удостоверениям. Предоставление недостоверных сведений в ЦИК стало основанием для отказа в регистрации кандидата или ее отмены позднее эта норма была закреплена в законе о выборах президента РФ 1999 года.
Полномочия Президента РФ в законотворческом процессе и их реализация
Путин напомнил, что внесенные в 2020 году поправки в Конституцию в том числе расширили полномочия обеих палат Федерального собрания, существенно укрепили их влияние и статус в единой системе публичной власти. Карягин также объяснил важность поддержки президента обеими палатами Федерального собрания. Крайне важным «негативным» полномочием Федерального Собрания, реализуемым совместно обеими палатами, является отрешение от должности Президента РФ в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления. Поправки в Конституцию, внесенные в 2020 году, расширили полномочия обеих палат Федерального Собрания и существенно укрепили их влияние и статус. Стоит отметить, что главы обеих палат Федерального собрания — Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин, в своих выступлениях проявили единую позицию по поводу кандидатуры Владимира Путина на предстоящих выборах в марте 2024 года, высказав ему поддержку.