Рассказала в эфире "России-24" руководитель регионального штаба Комитета семей воинов Отечества Мария Филонова.
«Голова Медузы Горгоны» Джованни
- Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова | Аргументы и Факты
- Павел Филонов: Идеи и вдохновение в журнале Ярмарки Мастеров
- История живописи: Павел Филонов — публикации и статьи журнала STORY
- ФИЛОНОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
ФИЛО́НОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ
История кражи вдохновила сценаристов телесериала «Криминальный Петербург», а один из рисунков — «Пропагандист» — представлен на выставке в Новосибирске. Жесткой геометризации форм, приведшей искусство в тупик, художник противопоставил необходимость изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека. Организм против механизма — так можно определить пафос его позиции. Одним из главных положений аналитического метода стал принцип сделанности, когда организм художественного произведения должен расти, как растет все живое в природе. Такая живопись — не состояние, а процесс, подобный биологическому.
Наверное, он просто не имел такого выбора и просто никогда не колебался, ибо по главным чертам своего характера был идеократом, учителем и столпником, который вне искусства превратился бы в создателя секты. Павел Филонов быстро вошёл в столичную среду нового русского искусства, особенно в круг его тогда самых радикальных борцов — Хлебникова и Маяковского.
И в этой новой среде стал в ряду не эпигонов, а изобретателей. Собственно, главное, фундаментальное, революционное изобретение в области изобразительного художественного языка было совершенно задолго до Филонова — французскими импрессионистами. Вся изобразительная история человечества до них вступала в сделки с цветом и формой вещей. Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым. Именно импрессионисты показали, что в природе и, значит, в искусстве «привязанного» к предмету цвета нет, нет и несомненного предмета: они предполагаются, но изображаться должны так, как живут в сознании, зрении зрителя в зависимости от дистанции между ним и предметом. И в пуантилизме дошли до предельного расчленения цвета и формы до изобразительных «молекул».
В ХХ веке сезаннисты и кубисты предельно разрушили и формы, врезая в любой объём его невидимое измерение, вторую жизнь предмета, которую художнику мог бы рассказать его сосед, смотрящий на предметы с иной, неведомой стороны. Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком. Что всё кругом — от формы до цвета — изобретение, идущее после разрушения формы и снятия «кожи» цвета.
Павел Филонов очень скептически относился к Марксу и его экономической теории, не скрывая своего скепсиса. Появилась даже присказка: «Маркс говорил, а Филонов говорит». Утопическая теория аналитического искусства стала одной из причин трагического одиночества художника, выпавшего из своего времени, позднее обвиненного в буржуазности и формализме, запрещенного и оболганного. Павел Филонов Автопротрет 1911 Но Филонов оказался хорошо защищенной и неприступной крепостью, которую предпочли не брать штурмом, а обойти, замолчать, не заметить: его лишили пенсии и обрекли на голодную смерть в надежде, что о нем все вскоре забудут. Но он продолжал работать, не отвлекаясь на мелкие дрязги. Работал так, что от сильного напряжения сжевал наполовину свои зубы. Период расцвета творчества Павла Николаевича совпал с революцией и длился до тридцатых годов. Именно в это время появились его знаменитые «формулы», которые он считал вершиной своего творчества, в тридцатые-сороковые они исчезают. Филоновские «формулы» — самые абстрактные картины художника, все они - отражение процесса эволюции, перехода старого состояния в новое. Именно в силу переходности здесь всё неоднозначно, амбивалентно, противоречиво, непонятно, не завершено: старое сопротивляется, новое только нарождается, еще не оформилось, не кристаллизовалось. Здесь главный герой — время, которое одно решает, как долго будет длиться борьба, когда она закончится и когда прекратятся колебания от старого к новому в оппозициях: память — забвение, материальное — духовное, концентрация - децентрализация, фрагментарность - целостность при постепенном тяготении к правому члену оппозиции. Проблема Человека для художника - не жанровая, а философско-экзистенциальная.
Об этом поворотном времени, о судьбах учеников школы Филонова, их друзей поэтов обериутов будет рассказано на лекции. Павел Филонов», куратор галереи Navicula Artis, обладатель премии в области современного искусства им. Сергея Курехина в номинации «лучший кураторский проект» 2013 , доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского государственного университета. Глеб Ершов Время проведения: 6 и 7 февраля 2020 года в 18. Карла Маркса, 57 Стоимость: 50 р.
Плачь, а рисуй! В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Школа Филонова»
Ну у Филонова в этом цикле все работы похожи). Павел Николаевич Филонов умер в Ленинграде, в самом начале блокады. Павел Николаевич Филонов скончался от истощения в первую же блокадную зиму — 3 декабря 1941 года. Мемориальная доска гласит: «В этом доме с 1919 по 1941 год жил и работал художник Павел Николаевич Филонов». Павел Николаевич Филонов – самая крупная, неоднозначная и трагичная фигура русского авангарда 20-х годов прошлого века. Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна.
Читайте также:
- В Москве открылась выставка с работами советского художника-авангардиста Павла Филонова
- «Голова Медузы Горгоны» Джованни
- Филонов Павел Николаевич (1883-1941): stroganov — LiveJournal
- Более 100 работ Павла Филонова и его учеников представили в Новосибирском художественном музее
Память дня, Павел Филонов
Филонов терпеливо, очень пространно отвечал ему, стараясь быть понятным, но когда он кончал, Лукстынь задавал свой вопрос снова так, как будто Павел Николаевич ничего ему не объяснял. Павел Николаевич Филонов (1883-1941) мечтал передать свои картины «государству, чтобы из них был создан музей аналитического искусства». Павел Николаевич Филонов — российский советский живописец, график, художник театра и педагог, член Ленинградского Союза художников[1], одна из фигур, определившая лицо ленинградской живописи 1910-1930-х годов ленинградской школы живописи[2]. Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Павел Николаевич Филонов. Да и сам Павел Николаевич еще в 1912 году в своей статье "Канон и закон" пишет о том, что в отличие от кубистов он, обобщая, анализирует частное, стремится ее постичь, не отрываясь от природы вещей. Восьмого января 1883 года родился художник и поэт Павел Николаевич Филонов, один из лидеров русского авангарда.
Более 100 работ Павла Филонова и его учеников представили в Новосибирском художественном музее
Павел Николаевич Филонов (1883, Москва — 1941, Ленинград) — русский художник, теоретик искусства, поэт. Опубликовал: Главный редактор в Новости, Филонов Виктор Петрович 26.04.202420:39 Комментарии к записи В Сочи почтили память героев – ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС отключены 129 Просмотров. Картины и биография Филонова Павла Николаевича в социальной сети коллекционеров и дилеров живописи Артхив. Author of Filonov, Pavel Filonov, Pavel Filonov, Dnevnik, Pavel Nikolaevich Filonov, Pavel Filonov, ochevidets nezrimova, Analiticheskoe iskusstvo, Pawel Filonow und seine Schule (German Edition).
Павел Филонов загадочный мастер русского авангарда
Он родился в многодетной семье кучера, рано ушел из дому и единственным его дипломом было свидетельство об окончании малярно-живописной мастерской при школе Общества поощрения художеств. С присвоением специальности «маляр-уборщик». Однако этот маляр, несмотря на активное участие в дореволюционных художественных безумствах и дружбу с Маяковским и Хлебниковым, никогда не вел богемной жизни. Каждый день он впахивал как проклятый, работая по 18 часов. Если в 1903 году его не принимают в Академию Художеств из-за плохого знания анатомии, то в 1908 он взят вольнослушателем «исключительно за знание анатомии». Но академию он так и не закончил — некогда, надо было делать новую живопись. Но потом началась мировая война, мобилизованный Филонов воевал на румынском фронте, а после Февральской революции, став лидером солдатско-матросского движения полка, был выбран председателем Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края. Но зато потом, после того, как Филонов с честью передал знамена Балтийской дивизии председателю ревкома в Петрограде Н. Потом он наконец смог работать в полную силу, создавать свою «аналитическую живопись». Он требовал от своих последователей рисовать не лицо человека, а его мышление и психологию.
Добиваться того, чтобы в рисунке цветка зритель видел «как берут и поглощают усики корней соки почвы, как эти соки бегут по клеточкам древесины вверх, как они распределяются в постоянной реакции на свет и тепло, перерабатываются и превращаются в анатомическую структуру ствола и ветвей, в зеленые листья, в белые с красным цветы». Авангард часто раздражает обывателя своей «повторимостью» - «Эка фигня, так и я нарисую». Про полотна Филонова такого не скажет самый самовлюбленный человек.
Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства. Срок обработки персональных данных является неограниченным.
После распада "Союза молодежи" Филонов объединился с бывшими участниками кружка и выпустил творческий манифест, который стал продолжением "Канона и закона". Каждый мазок кисти авторы назвали атомом или "единицей действия", состоящей из слияния формы и цвета, а основополагающим принципом рисования предлагали считать естественные действия матери-природы. Сами полотна Павел предложил называть "формулами", имея в виду емкость содержания и многообразие визуальной информации. Следуя этим тезисам, Филонов написал серию картин "Ввод в мировой расцвет", которая стала яркой иллюстрацией манифеста. Без названия, 1923 год. Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция на некоторое время оторвали Филонова от творческого процесса. Художник вернулся к публике в 1918 году, став гвоздем программы выставки, устроенной в Зимнем дворце среди представителей разных жанров, стилей и направлений. С 1918 по 1922 годы он создал десяток выдающихся работ, среди которых самыми заметными были "Формула петроградского пролетариата", "Победа над вечностью" и "Формула космоса". В это же время Филонов стал родоначальником школы "Мастера аналитического искусства" МАИ и пытался пропагандировать собственные теории в столичной художественной академии. Популярность преподавателя-авангардиста была сомнительной, его идеи не нашли применения среди студентов и в итоге были отвергнуты руководством, придерживавшимся традиционных живописных концепций. Павел Николаевич пишет "Декларацию мирового расцвета", ставшую программным документом в теории искусств раннего советского периода. На практике принципы Филонова нашли выражение в монументальной работе "Формула весны", которая с удивительной точностью и экспрессией передали процесс обновления картины мира. Пейзаж "Формула весны", 1921-1929 годы.
В 1908 продолжил обучение в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. В 1910 отчислен. В том же году стал одним из организаторов «Союза молодежи», участник трех его выставок. В 1911—1912 в течение полугода путешествовал по Италии и Франции. В 1913 принял участие в организации футуристического театра в петербургском «Луна-парке», где вместе с И. Школьником оформил один из первых футуристических спектаклей — трагедию В. Маяковского «Владимир Маяковский». В 1914 опубликовал совместно с другими художниками декларацию-манифест «Сделанные картины» с грифом «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков», в манифесте провозглашался лозунг «сделанности» в искусстве. В 1914—1915 иллюстрировал футуристические издания. Написал «Идеологию аналитического искусства и принцип сделанности». В 1915 выпустил свою единственную поэму «Пропевень о проросли мировой», которую сам и проиллюстрировал. В 1916—1918 был на фронте в Бессарабии. В 1919 участвовал в Первой государственной свободной выставке произведений искусства в Петрограде. В 1923 экспонировал свои работы на Выставке картин петроградских художников всех направлений.
Филонов Павел
Очевидец незримого | Павел Николаевич Филонов умер в Ленинграде, в самом начале блокады. |
Художник — Павел Николаевич Филонов | Павел Николаевич, закутанный в лохмотья, часами стоял на продуваемом всеми ветрами чердаке и говорил: Пока я стою здесь, дом и картины останутся в целости. |
Прекрасный и страдальческий Павел Николаевич Филонов | Павел Николаевич Филонов скончался от истощения в первую же блокадную зиму — 3 декабря 1941 года. |
Более 100 работ Павла Филонова и его учеников представили в Новосибирском художественном музее | | 3 января 1941 года: блокадный Ленинград, в ледяной комнате в окружении сотен картин умер от истощения Павел Николаевич Филонов – уникальный художник-исследователь, лидер русского авангарда, создатель. |
140 лет со дня рождения художника Павла Филонова | Павел Филонов Павла Филонова называли «очевидцем незримого», «футуристом-консерватором». |
Художник — Павел Николаевич Филонов
Стихи Филонова — это его живопись, выраженная словом: Раненый солдат: Гляд бледн где мне лицо осит глазами спящ мальчик раем станет старым гостем Богу а сестрица молит све- чею Трех-пудовой выбить немцев из окопов подземных проходило и промежало вам невидно чернотою кос и кивом дня положит руку и солдат бородатыи пад ранен а Господь уносит вторую пулю ряд за рядом и помру П. Поэма «Пропевень о проросли мировой». Отрывок Творчество Павла Николаевича противоречиво, многообразно, динамично и плохо поддается классификации. С одной стороны — движение, текучесть, постоянная изменчивость форм, с другой — схематичность и жесткость приемов; с одной стороны - фигуративность, с другой - беспредметность; с одной стороны — абстрактность, с другой — конкретность. Филонов П.
Выработанная художником теория совмещения внешнего и внутреннего, циферблата с механизмом движения часовой стрелки, развернутости глаза в процессе работы одновременно на картину и на себя - было стремлением найти точку равновесия между субъективным и объективным началом, объединить их в единое целое. Павел Филонов вводит принцип двойного действия и ставит в центр время. Именно дление позволяло наблюдать за внутренними процессами, происходящими в художнике, и отражать их в картине, которая писалась годами. В результате она становилась живой, сохранявшей все внутренние сдвиги и внутреннюю эволюцию художника в процессе работы, она начинала жить "Живая голова" , питаясь энергией эволюции художника.
Время в этом случае становилось одной из важнейших координат аналитического проникновения «за циферблат», дающее возможность отслеживать эволюцию преображения. Своих учеников Павел Филонов учил никогда не спешить, тщательно и скрупулезно исследовать то, что с ними происходит, как они меняются, как меняются их мысли, чувства, настроение, которые отпечатывались в картинах. Колхозник 69.
В этом смысле нынешняя выставка Павла Филонова в "Зарядье" удивительно перекликается с проектом, который сейчас показывает Центр Вознесенского. Но от близких ему единомышленников Филонова отличало, по-видимому, то, что для него искусство и его личный духовный и душевный опыт были неразрывны. Аскет, бессребреник, человек феноменальной воли, он воспроизводил в своей жизни тип средневекового мастера. Любые сравнения хромают. Но Филонов выглядит святым Франциском русского искусства ХХ века.
О том, как почитали его в художественных кругах довоенного Ленинграда, говорит тот факт, что по ходатайству учеников и Горкома художников он был похоронен в отдельной могиле на Серафимовском кладбище, около храма. В ситуации блокадной зимы 1941 года это было последним возможным выражением любви к учителю. Кстати Выставка в "Зарядье" в павильоне "Медиацентра" открывается 16 декабря и продлится до 17 марта 2024 года. Стоимость входного билета - 500 рублей.
Гуревич, П. Кондратьев, А. Порет, М. Цибасов, А.
Сашин, Н. Лозовой, Е. Кибрик и другие. В 1927 вместе с учениками создал костюмы и декорации к постановке «Ревизора» Н. Гоголя в Доме печати в Ленинграде. В 1929 руководил оформлением агитпьесы «Царь Гайкин I» в Васильевском клубе рабочих-металлистов. В 1929—1931 в Государственном Русском музее была подготовлена персональная выставка Филонова не открылась. В 1931—1933 руководил работой МАИ по иллюстрированию финского эпоса «Калевала» для издательства Academia.
Пушкина прошли ретроспективные выставки «Павел Филонов. Очевидец незримого».
Это было потрясение! Как была организована выставка! Это было темное не освещенное помещение, а стенды были выполнены из черного бархата. На них висели картины Филонова, подсвеченные точечными светильниками. И создавалось впечатление, что эти картины просто парят в воздухе.
А самое главное - просто чувствовалась пульсация и вибрация, идущая от работ гениального русского художника. Я долго не могла выйти - меня просто загипнотизировала его живопись. Потом подумала: ну наверняка эту выставку привезут в Москву. Но увы, этого не произошло. И мне захотелось рассказать о его творчестве... Святое семейство Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Фамилия «Филонов» была закреплена за ними уже после 1880 года.
Местом своего рождения Павел Николаевич считал Москву, где он жил до четырнадцати лет. После смерти отца семья бедствовала, и занятия танцами на сценах театров Корша и М. Лентовского приносили Павлу заработок с четырех лет. С 6 до 11 лет был танцором кордебалета московских театров, так же для заработка вышивал. Танцевальная выучка приучила Филонова с раннего возраста к самоограничению, требовательности к себе и высокой работоспособности, от природы он был наделен редкой остротой зрения и развитой интуицией. В 18 лет окончил в Петербурге живописно-малярные мастерские, получив свидетельство на звание моляра-уборщика. По окончании обучения Филонов до 20 лет работал маляром-декоратором интерьеров в составе бригады Н.
В Москве открылась выставка с работами советского художника-авангардиста Павла Филонова
При оценке места Филонова в истории русского авангарда мы должны напоминать общие места, которые, поскольку они общие, часто исключаются из серьезного обсуждения. Филонов был фанатически убежден, что «аналитическое искусство» - единственно законная, революционная система, и он высказывал свои аргументы и мнения, чтобы продвигать и вводить в действие эту систему. Даже в те времена, когда политический конформизм и уравниловка достигли вершины, Филонов рвался спорить со Сталиным и НКВД, а на своих лекциях он даже смел противостоять диктату Карла Маркса, о чем позже вспоминал Григорий Серый: «Маркс говорил... А Филонов говорит... Образ Филонова также сопровождают многочисленные легенды, такие как, например, его пребывание в сумасшедшем доме на попечении Владимира Бехтерева3 и что для него не было различия между процессами живописи и рисунка - «я пишу инком»4. Разрешение этих вопросов осложнено молчанием самого Филонова относительно своей личной жизни «я не люблю говорить о жизни своей» 5, но, несмотря на опасность ошибки, один из наших авторов, Александр Лозовой, пробует поднять завесу, предугадывая или временами предполагая то, о чем «молчал» Филонов. Кроме этого, главные теоретические термины Филонова - «аналитическая живопись», «формула» и «сделанность» - все еще не поддаются окончательному определению, несмотря на его усилия объяснить и распространить мировой расцвет своего мировоззрения. Даже дневники Филонова и его жены лишь слегка приоткрывают внутренний мир художника и его путь в искусстве.
Сборник выходит в свет вслед за международным симпозиумом «Пропевень о проросли мировой: Поэзия и Живопись Павла Филонова», прошедшим в прошлом году в Центре исследований им. Пола Гетти в Лос-Анджелесе. В рамках симпозиума были прочитаны лекции и исполнена первая часть поэмы «Пропевень о проросли мировой», после чего состоялось обсуждение этой постановки.
Наверное, работы Льва Повзнера. Я не могу сказать, что они меня так уж вдохновляют, но мне они действительно нравятся. Рад, что они у нас сегодня представлены в рамках выставки. Я убеждён, что в каждый этап жизни существуют свои художники, которые могут вдохновлять. Ещё мне в последнее время нравятся работы Юлия Юльевича Клевера-старшего. Владислав Меня же вдохновляет Павел Николаевич Филонов.
Я нахожу в его картинах глубокий родной смысл. А из современных мне нравится творчество Елизаветы Палицыной. Она кстати ещё пишет замечательные стихи. В её художественных работах я нахожу отдушину, есть в них что-то трепетное, приятное. Варвара Планируются ли новые проекты?
И рядом с сестрами Павлик тоже взял в руки иголку и вскоре мало в чем им уступал, попутно освоив свой первый урок — умение чувствовать пространство полотна. Павел Филонов, «Семейный портрет», 1924 г. Фото: artchive. Нечто подобное произошло и с Павлом, в начальной школе он превосходил многих своих одноклассников. А когда во время уроков быстрее всех выполнял задание учителя, у него оставалось время на то, чтобы заняться чем-то своим. Вышивать Филонов не решился, а карандаши всегда были у него под руками, и он просто фантазировал, какой именно «сюжет» освоит вечером по возвращении домой. Единственное, что не нравилось мальчику во всей этой затее с вышиванием — рисунки были отработаны, что называется, до дыр. Ему хотелось изобразить свой двор, голубя, который взлетел в синеву неба, первые распустившиеся почки — предвестники весны, бабульку, угощавшую вкуснейшими пирожками с горохом, а нужно было нанизывать орнамент на орнамент… Начальную школу Павел окончил с отличием. Так же блестяще отучился и в городской приходской школе, но тут многодетную семью подстерегла беда — один за другим ушли родители. Оставаться одним в Москве — значит практически обрести себя на голод. Вот почему дети собрались переехать в Петербург к замужней старшей сестре Александре. К чести сестры и ее мужа, от родственников они не отказались. Переезд в столицу дал Филоновым новые возможности. Так, Павел оказался в малярно-живописной мастерской при школе Общества поощрения художеств. Но он был таким жадным до учебы, что после занятий начал посещать и вечерние рисовальные классы родной школы. Но, тем не менее, в 18-летнем возрасте получил только один диплом — маляра-уборщика.
Новая эра С 1916 по 1918 годы Филонов провел на фронтах Первой мировой войны, где втянулся в революционную деятельность и едва не вошел в ряды зарождающейся номенклатуры. Он обладал незаурядными деловыми качествами, а организаторские таланты и личная скромность Павла Николаевича всегда вызывали большое уважение у окружающих. Но чиновником он не стал и выбрал путь «чернорабочего от искусства». Оставив карьеру политика, он в 1918 году вернулся в Петроград и принял участие в грандиозной выставке, которая проходила в Зимнем дворце и демонстрировала художников всех направлений. Филонов представлял картины, входящие в цикл «Ввод в мировой расцвет», среди которых особенно выделялись «Мать» и «Победитель города». В ней художник прожил до самой смерти. В начале двадцатых годов Филонов создал уникальную художественную школу — МАИ школа мастеров аналитического искусства. За преподавание он не брал никаких денег и полностью отдавался своему детищу. Вокруг мастера сплотился дружный коллектив верных последователей. Все были переполнены новыми идеями и смотрели в будущее с нескрываемым энтузиазмом. В то время Павел Николаевич написал свои знаменитые работы «Формула весны» и «Живая голова». Мастера больше не приглашали на выставки, а если и вспоминали о нем, то только как пример упрямого художника-формалиста. Планируемая персональная выставка Павла Николаевича в 1929 году не состоялась. Руководство Русского музея побоялось показывать столь одиозного художника широким массам и ограничилось закрытым просмотром. Последнее десятилетие своей жизни Филонов влачил жалкое существование подпольного юродивого бессребреника, и только вглядываясь в его гениальные полотна можно почувствовать какие откровения посещали мастера и каких высот достигал его свободный дух. Умер Филонов 3 декабря 1941 года во время блокады. Холодной зимой он тушил на крыше дома зажигательные бомбы, простудился и заболел воспалением легких. Истощенный организм не смог справиться с болезнью. Досок, чтобы соорудить гроб, у родственников не было, и поэтому, в течение нескольких дней, великий художник лежал на столе в своей маленькой комнатушке, накрытый своей же гениальной картиной «Пир королей». Только в 1967 году была устроена первая персональная выставка художника в новосибирском Академгородке стараниями ученых-генетиков. Они увидели в Филонове своего собрата-исследователя, человека науки, стремящегося и увлекающего других к постоянному саморазвитию. Да он и был ученым, открывшим объективные законы неведомой реальности. Аналитический метод Павла Филонова был научным поиском вневременных и внепространственных закономерностей. Многие свои картины он назвал формулами и оставил их потомкам для детальной расшифровки. Филонов дерзал открыть глобальные законы развития Космоса. В сюжетах картин Павла Николаевича явно прослеживается непрерывное размышление над социальными процессами, ожидание краха человеческой цивилизации и глобальное ощущение неправды. Все та же боль о несовершенстве общества и бесконечная мечта о справедливости, тысячелетиями сводящая с ума всех без исключения истинных творцов. Филонов жил и работал с ощущением «присутствия при окончании мира», как точно подметил атмосферу того времени Георг Гейм, яркий немецкий поэт-экспрессионист. В молодой стране, где государственной идеей и было построение общества справедливости, романтизм Филонова тоже пришелся не ко двору. Его мечты не совпадали с устремлением большинства. Комфортное и сытое существование, так желаемое основной массой, он категорически отвергал и жил жизнью аскета.
К 140 летию русского и советского художника Павла Филонова
Павел Николаевич Филонов скончался от истощения в первую же блокадную зиму — 3 декабря 1941 года. Мемориальная доска гласит: «В этом доме с 1919 по 1941 год жил и работал художник Павел Николаевич Филонов». выдающийся русский художник-авангардист в энциклопедии создателей предметов старины ARTLOT24. Ну у Филонова в этом цикле все работы похожи). Для истории русского искусства Павел Николаевич Филонов не просто оригинальный художник, лидер русского авангарда, но явление гораздо более значительное. ФИЛОНОВ Павел Николаевич [27.12.1882 (8.1.1883), Москва – 3.12.1941, Ленинград], рос. живописец и график. Родился в семье извозчика. М., 2008; Мосякин А. Г. Страсти по Филонову: Сокровища, спасенные для России.