Всего же шел пешком от Владикавказа до Петербурга 72 дня, пройдя 2017 и проехав 601 км, в то время как Ломоносов был в пути всего 3 недели, а 1168 км он проделал не в одиночку, а следуя за торговым обозом, который вез в Москву товар на продажу.
Из Холмогор в Москву: дорога Ломоносова
Признаюсь честно, биографией Михаила Ломоносова не интересовалась со школьных лет, в памяти осталось, что он так стремился к знаниям, что пришел пешком в Москву откуда-то из Холмогор. Был выбран второй вариант, чтобы заезжать туда, где предположительно бывал Михаил Ломоносов: Холмогоры, Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, Шенкурск, Вельск, Вологда, Ярославль, Ростов Великий, Москва. Как известно Михаил Васильевич Ломоносов, в 14 лет научившись грамотно писать, бежал из родительского дома в Москву. 2) В декабре 1730 года на пути в Москву здесь останавливался Михайло Ломоносов.
Он прошел 1168 километров за неделю, чтобы стать великим
Автор текста к новости грубо ошибся, написав, что Михайло Ломоносов мигрировал не из Архангельской губернии, а из Мурманска. Диктор без задней мысли зачитала с суфлёра, а редактор всё это утвердил. Ошибка, прошедшая тройную верификацию, становится глупостью, а над глупостями принято посмеиваться.
Выходец из семьи потомственного помора Василия Дорофеевича, он с детства выучился грамоте, но мечтал о настоящем, более разностороннем образовании.
Михайло Михаил Ломоносов прибыл в Москву в январе 1731г. Для того, чтобы осуществить этот план, ему пришлось покинуть свою деревню Мишанинскую близ Холмогор , а также родную Архангельскую губернию и пешком пробираться в Москву с крестьянским обозом, доставлявшим туда зимой на продажу мороженую рыбу.
Судите сами, если бы многоуважаемый Михаил Васильевич пешком проделал путь от родной деревни Мишанинская до Москвы порядка 1000 км , то к концу путешествия его светлую голову навсегда бы покинули все научные мысли и идеи, страна лишилась бы великого ученого, а деревня нового названия — Ломоносово.
Достаточно грамотный человек, он не мог так глупо заблудиться! Исходя и того, что он с отцом ходил на промысел в Белое море, думаю, что и об основах морской навигации он имел представление. Значит, ориентируясь по Солнцу и звёздам, вполне мог держать правильный курс. Не говоря уж о том, что на суше достаточно и других ориентиров, помимо небесных.
Ломоносов идет в москву
Где жил Ломоносов первые три дня в. В декабре 1730 года 19-летний Ломоносов отправляется вместе с рыбным обозом из. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву[28][34]. Поговаривают, что первым в истории стоппером был великий российский естествоиспытатель Михайло Васильевич Ломоносов, в один прекрасный день решивший «понаехать» в Белокаменную. Главная Углич» История Углича» Как Ломоносов в Москву добирался.
Ломоносов, ты чей? На ВГТРК уверены, что русский учёный пришел в Москву с обозом из Мурманска
Ломоносов Михаил Васильевич шел пешком в Москву из Архангельска. Где жил Ломоносов первые три дня в. В декабре 1730 года 19-летний Ломоносов отправляется вместе с рыбным обозом из. ломоносов шел пешком до москвы. ломоносов пришел в москву из мурманска. Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в зажиточной поморской семье. рассказывает Валентина, местная жительница.
Путин рассказал, что Ломоносов шел "пешком до Петербурга"
А потом почти все мастера стали работать сами на себя. Работа сложная: зачистить кость, сделать ее гладкой, отбелить, а потом превратить в тонкое кружево, - рассказывает Татьяна Митусова. Кому-то на подарок за границу. У меня в коллекции есть даже кубок, который готовили в подарок Путину, но потом визит отменили. А подарок ждет.
Кубок из кости планировали подарить Владимиру Путину. Впервые он упоминается в летописях даже раньше Москвы — в 1137 году. Тут еще можно увидеть деревянные дома, характерные для Русского Севера, а недавно в Вельске открыли аллею Ломоносова. Вельск сохранил исторические дома.
Сейчас набережная благоустроенная, гулять тут одно удовольствие. Прошлым летом установили памятник Михаилу Васильевичу. Обратите внимание, что Ломоносов тут еще молодой парень в валенках, тулупе и шапке. И он с книжками идет в Москву, - рассказывает Валентина, местная жительница.
Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, который основан в 1520 году. Недавно в деревне Покровской установили верстовой столб. В Вельске несколько гостиниц и замечательный музей. Туристы идут смотреть на домовые росписи, деревянную Успенскую церковь 1796 года.
А вот Преображенский собор в советское время превратили в культурный центр, Сейчас тут торгуют шубами и проводят концерты. В Вельск перевезли избу, в которой сохранились росписи. Заговорили о нем, когда сюда на время «удаленки» вернулась местная жительница Галина Никулина. Она вместе с подростками обустроила обычную остановку — убрала мусор, установила торшер, повесила ковер.
Посмотреть на самую уютную остановку поехали блогеры и журналисты. В Пежме самая уютная остановка «Возвращайся домой». Под Новый год мы организовали 12-метровую деревянную горку для катаний, поставили качели. Это был такой праздник для детворы.
Приезжали кататься даже из соседних сел, - рассказывает Галина Никулина. Возвращаться на работу Галина не стала — уволилась из event-компании в Екатеринбурге. Стала учить молодежь не сорить, обустраивать летний кинотеатр, с местным фермером договорилась об установке детской площадки — для футбола и баскетбола. А теперь хочет создать «место встреч» для подростков.
Это будет не кафе. Никакого алкоголя. Просто культурный центр с телевизором, Wi-Fi, чаем и печеньем, мастер-классами, лекциями. Галина Никулина мечтает проводить в Пежме фестиваль граффити.
Фото: Алиса ТИТКО - В селе нет пространств для молодежи, где они могли бы просто собираться: кто-то рисовать, кто-то болтать, кто-то смотреть видео на телефонах. Как правило, дети всегда собираются на улице. Не все могут позвать домой, а кафе - и вовсе не по карману, - говорит Галина Никулина. Блогеры, глядя на пример жительницы, стали помогать финансами на стройку и ремонт.
А Никулина мечтает, чтобы их село стало туристическим местом и хочет проводить здесь фестиваль граффити.
А где ему пришлось жить в городе первые три дня? В город своей мечты Ломоносов прибыл через три недели после того, как сбежал из дома. Москва показалась юному путешественнику огромной, чужой и неприветливой. Все здесь было незнакомо, и даже говор москвичей был особенным. Первые два дня Ломоносов жил в «обшевнях» — больших санях-розвальнях — в рыбном ряду Китай-города, а потом пришел в Заиконоспасский монастырь на Никольской улице, где находилась Славяно-греко-латинская академия.
Портрет М.
Самолет преодолеет это расстояние за 2 часа, поезд — за 20, на автомобиле путь займет часов 16. А пешком пробовали? Биография Михайлы Васильевича, с одной стороны, хорошо изучена и описана. С другой — предельная мифологизация образа самородка, пробивающего себе путь к признанию вопреки обстоятельствам, превратила Ломоносова из живого, имеющего право ошибаться человека в некий непогрешимый символ русского самосознания. Именно такое отношение по большей части остается у школьников — «высокий недоступный идеал», «памятник». Словом, тот, с кем невозможно полемизировать. Целостному восприятию личности Михайлы Васильевича это, безусловно, мешает.
Вслед за караваном Михайло Ломоносов на пути в Москву. Художник: Н. Кисляков, 1948 г. С детских лет Михайло стал участвовать в делах, составляющих каждодневный труд сельских жителей: пас скот, помогал в поле и на постройках, а уже с десяти лет начал ходить на отцовском судне на рыбный промысел. Все это — занятия, типичные для ребят его возраста и окружения. Выделяло мальчика из их среды другое: непреодолимая тяга к знаниям, которая и «соткала» из обыкновенной жизни простого подростка фабулу настоящей волшебной сказки и приключенческого романа одновременно. По легенде, обучавший мальчика дьячок вскоре упал перед ним на колени, признавшись, что больше ничему не может его научить.
У односельчан он раздобыл «Грамматику» церковнославянского языка Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого, содержавшую сведения по геометрии, астрономии и навигации. Эти две книги Ломоносов назвал «вратами своей учености». Важное значение для него имела «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого. Она давала представление о книжной поэзии: знакомые слова церковной «Псалтири» претворялись в стихи. В то время как внутренний мир Михайлы обогащался новыми знаниями, во «внешней» его жизни происходили печальные события.
И, конечно, немного - о Ломоносове. Точный маршрут Михаила Ломоносова неизвестен, так как где-то путь проходил по руслам замерзших рек, где-то минуя города.
Вот примерная схема движения рыбного обоза, к которому примкнул Михайло Родной Куростров Ломоносов покинул в середине декабря 1730-го года и спустя примерно три недели был в Москве. Всего он преодолел 1200 километров О вы, которых ожидает.
8 мифов о Михаиле Ломоносове, в которые мы верим со школьной скамьи
Только в 1735 году Ломоносов поступил в Петербургский университет. В 1736—1740 гг. Михаил Васильевич слушал лекции в Германии, в Марбургском и Фрайбургском университетах, а после возвращения домой и одобрения двух диссертаций, сам стал преподавать в Петербурге.
До 19 лет он был рыбаком в родной деревне Мишанинской сейчас — Ломоносово , рядом с бывшим административным центром — Холмогорами. Все доступные учебники — духовные книги, грамматику, арифметику — изучал самостоятельно и не переставал тянуться к знаниям. Отец с мачехой, желая, чтобы сын остепенился, решили его женить; это, вероятно, и стало поводом к побегу. Будущий ученый тайно покинул дом 15 декабря 1730 года.
Это занятие не принесло бы богатства и славы. Но Ломоносов мечтал заниматься науками. С большим трудом он раздобыл паспорт. Взял с собой свою библиотеку — грамматику и арифметику. И отправился в Москву «для приобретения большого знания и учености». Ночью Ломоносов сбегает из дома и через 3 дня догоняет торговые обозы с рыбой и пушниной.
Этот факт для некоторых биографов служил косвенным подтверждением поморского происхождения Ломоносова. Однако историки не смогли найти хотя бы один документ, в котором ученый называл бы себя помором. Сохранилось сообщение о Ломоносове от 1734 года, когда его допрашивали в канцелярии синодального правления. Из него известно, что Ломоносов назвал себя сыном крестьянина Архангелогородской губернии Василия Дорофеева. Иными словами, он не идентифицировал себя с особой группой поморов. В сохранившихся документах об отце Василии и дяде Луке они именуются крестьянами или «двинянами» и «холмогорцами», но не поморами. Юноша, который предпочел знания женитьбе Во многих биографиях Ломоносова повторяется факт, что он поздно научился читать. Грамоте его обучил дьяк церкви, расположенной в деревне Мишанинская, где родился Ломоносов. Не так давно историки выяснили, что в доме у Василия и Елены Ломоносовых была библиотека и родители владели грамотой. Детство Ломоносова не было серым и невежественным, как это изображалось во многих биографиях. Поэтому существует версия, что читать Михаил научился в раннем возрасте благодаря матери. С мачехой Ириной у парня не складывались отношения. Она была менее образована, чем Елена, и ее раздражала тяга пасынка к грамоте, что служило причиной конфликтов. Отношения с мачехой историки называют одной из вероятных причин побега из дома в 1730 году. Другой причиной считают намерение Василия женить сына. Михайло с 10 лет помогал отцу в промысле и к 19 лет должен был стать самостоятельным, заведя собственную семью. Однако Михаил обладал своенравным характером и решил не подчиняться отцовской воле, почему и сбежал в Москву. Побег стал не последним в жизни Михаила восстанием против авторитета. В 1739 году он сбежал от авторитарного преподавателя Генкеля в Саксонии, а затем из прусской армии, куда Ломоносов попал, возвращаясь домой из Германии. Фото: commons. Ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Известно, что при поступлении Михаил назвался сыном дворянина. Однако уже спустя три года его обман был раскрыт. В 1734 году он дает показания, в которых рассказывает правду о своем происхождении, но никаких санкций за обман не последовало. Более того, Ломоносова направили учиться в одно из самых престижных учебных заведений империи — Киево-Могилянскую академию. Спустя год, в 1735-м, Ломоносов уже студент университета при Академии наук в Санкт-Петербурге, а еще через год он получил направление на заграничную стажировку, где провел четыре года. Несмотря на самовольное оставление места учебы и возвращение на родину в 1741 году без официального разрешения, Ломоносов снова не понес никакого наказания. Наоборот, смог защитить две диссертации и получить должность адъюнкта. С точки зрения современника, это небывалый карьерный рост для человека, который сказал неправду при поступлении. Вероятно, тогда и зародилась легенда о родстве Ломоносова и Петра I. Известно, что в 1728 году был издан указ, запрещавший принимать детей крестьян в Славяно-греко-латинскую академию. Однако он практически не выполнялся. Обучение грамоте было не в моде среди представителей привилегированных сословий. Образование в XVIII веке никто не рассматривал как социальный лифт, и академия испытывала проблему с учащимися.
Как Ломоносов немцев из академии выживал
Там он постигал науки в Славяно-греко-латинской академии, а затем в Киево-Могилянской академии. Только в 1735 году Ломоносов поступил в Петербургский университет. В 1736—1740 гг.
Оказалось, его тяга к знаниям была настолько сильна, что он бросил все и отправился в путешествие в поисках знаний. Реальность же оказалась немного иной: будущий ученый просто сбежал ночью, не простившись ни с кем из родных Прибытие Ломоносова в Москву После тяжелого и долгого пути Михаил Ломоносов прибыл в Москву. Его первую ночь он провел на рыбном ряду в санях-розвальнях. В Москве он не имел ни одного знакомого, но это не остановило его в его желании изучать мир.
С другой — предельная мифологизация образа самородка, пробивающего себе путь к признанию вопреки обстоятельствам, превратила Ломоносова из живого, имеющего право ошибаться человека в некий непогрешимый символ русского самосознания. Именно такое отношение по большей части остается у школьников — «высокий недоступный идеал», «памятник».
Словом, тот, с кем невозможно полемизировать. Целостному восприятию личности Михайлы Васильевича это, безусловно, мешает. Вслед за караваном Михайло Ломоносов на пути в Москву. Художник: Н. Кисляков, 1948 г. С детских лет Михайло стал участвовать в делах, составляющих каждодневный труд сельских жителей: пас скот, помогал в поле и на постройках, а уже с десяти лет начал ходить на отцовском судне на рыбный промысел. Все это — занятия, типичные для ребят его возраста и окружения. Выделяло мальчика из их среды другое: непреодолимая тяга к знаниям, которая и «соткала» из обыкновенной жизни простого подростка фабулу настоящей волшебной сказки и приключенческого романа одновременно.
По легенде, обучавший мальчика дьячок вскоре упал перед ним на колени, признавшись, что больше ничему не может его научить. У односельчан он раздобыл «Грамматику» церковнославянского языка Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого, содержавшую сведения по геометрии, астрономии и навигации. Эти две книги Ломоносов назвал «вратами своей учености». Важное значение для него имела «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого. Она давала представление о книжной поэзии: знакомые слова церковной «Псалтири» претворялись в стихи. В то время как внутренний мир Михайлы обогащался новыми знаниями, во «внешней» его жизни происходили печальные события. Мальчик, в девять лет потерявший маму, живет с отцом и его новой женой, но и она вскоре умирает и отец женится в третий раз. Обе мачехи недолюбливали тянувшегося к знаниям мальчика, сокрушаясь о том, что тот сидит «попусту за книгами».
Через много лет Ломоносов будет вспоминать: «Я… имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных местах и терпеть стужу и голод, пока не ушел в Спасские школы».
Эта должность давала ученому возможность заниматься наукой самостоятельно и участвовать в работе академического собрания. К 34 годам Ломоносов стал профессором химии и преподавателем университета. Достижения Ломоносова Занимаясь наукой, он не забывал и о литературном творчестве — писал стихи.
К этому времени у ученого появился собственный дом, во дворе которого была построена первая в России химическая лаборатория. Ломоносов работал над редактированием переводов книг зарубежных авторов, много времени и сил он отдавал и развитию отечественной науки. Ломоносову благоволила императрица, так как ей он посвятил «Слово первое похвальное ея величеству государыне императрице Елисавете Петровне, самодержице Всероссийской, говоренное ноября 26 дня 1749 года». Ученый получил чин коллежского советника. В своей химической лаборатории Ломоносов открыл способ изготовления цветного стекла.
Впоследствии он начал строительство фабрики для производства этого стекла, которое использовали в мозаике, для изготовления бусин и бисера. В 1751 году Михаил Ломоносов в своем труде «Слово о пользе химии» объединил физику и химию в единую науку и стал автором университетского курса по «истинной физической химии». Указ о его учреждении подписала императрица Елизавета Петровна, а план по созданию высшего учебного заведения разработал Михаил Ломоносов. В 1757 году вышла в свет «Российская грамматика» Ломоносова. Год спустя появилось его исследование «О пользе книг церковных в российском языке», где он говорил о литературных «штилях».
Последние годы К началу 1760-х годов ученый руководил Историческим собранием, Географическим департаментом, гимназией и университетом при Академии наук. В эти годы он написал «Слово о рождении металлов от трясения земли», в котором предложил классификацию землетрясений, использующуюся до сих пор, а также высказал мысль о происхождении каменного угля из торфяника.
Двадцатитрехлетний Михаил Ломоносов приходит в Москву пешком из Холмогор.
Признаюсь честно, биографией Михаила Ломоносова не интересовалась со школьных лет, в памяти осталось, что он так стремился к знаниям, что пришел пешком в Москву откуда-то из Холмогор. Михаил Ломоносов проучился в Москве три года: читал летописи и богословские книги, сочинения по физике и математике. Ломоносов, как сын крестьянина, не мог поступить в единственную в Холмогорах словесную школу при архиерейском доме и решил попытать счастья в Москве. 2) В декабре 1730 года на пути в Москву здесь останавливался Михайло Ломоносов. Молодой Ломоносов идёт пешком в Москву (да, именно в Москву он пришёл по легенде.
Где жил Ломоносов в первые 3 дня, как он добирался с обозом до Москвы?
Где в Москве оказался Ломоносов, прибыв с рыбьим обозом? Примкнув к обозу, который доставлял в Москву рыбу, Ломоносов пришел в Славяно-греко-латинскую академию. Главная Углич» История Углича» Как Ломоносов в Москву добирался. Откуда шёл Ломоносов пешком в Москву? В Москву Ломоносов пришел с рыбным обозом из Архангельска, уговорив караванного приказчика взять его с собой. Ломоносов Михаил Васильевич шел пешком в Москву из Архангельска.
Ломоносов откуда шел 44 фото
За это угодил на полгода под стражу, а потом ему на год урезали жалованье вдвое. В 1749 г. Ломоносов перевел труд Миллера, но добавил: мол, тот считает русских неспособными к самостоятельному развитию. В результате Миллера понизили в должности и втрое снизили зарплату. Михаил Васильевич стремится стать ближе ко двору - так будет проще бороться с немцами. Для этого слагает оды иногда это просто переводы малоизвестных немецких поэтов и пытается обратить на себя внимание взошедшей на престол в 1741 г. Дом пивовара Цильха в Марбурге: русский студент поселился в нем, а потом женился на дочери хозяев. В отличие от дома реальный облик Елизаветы не сохранился. А в 1748-м за очередную хвалебную оду Елизавете Петровне он получит крупную денежную премию, выплаченную медными монетами, - для их доставки потребовались две телеги. Дневники и письма ученого полны гениальных догадок. В письме академику Эйлеру Михаил Васильевич утверждает: «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому».
Но автором закона о сохранении массы и энергии станет Антуан Лавуазье, не поленившийся провести эксперимент и опубликовать научную статью. Детище ученого - МГУ, один из лучших университетов мира. Фото: Depositphotos. Однако и тут русского ученого в первой публикации обставил английский астроном Уильям Гершель. Самым значительным деянием Ломоносова станет, несомненно, создание в 1755 году Московского университета. И открытие дороги в науку для многих русских людей на весах истории однозначно перевесит его пьяные проделки. Тайны бытия Хрестоматийный портрет Ломоносова не является достоверным. Как выглядел ученый на самом деле - неизвестно: он не любил и не хотел никому позировать. Бюст работы Шубина создан через 25 лет после смерти Ломоносова. Ходил слух, будто Ломоносов был отравлен медленным ядом по приказу императрицы Екатерины II.
Поскольку как «сын Петра I» еще один глупый миф! Болтали также, что яд ему поднесли в отместку немцы. Но никаких реальных доказательств, разумеется, нет. Весь архив ученого был сразу же после его смерти изъят графом Орловым по приказу императрицы. Что там искали и куда делись бумаги - историкам неизвестно. Научные достижения Разработана технология изготовления цветных стекол. Придумана «ночезрительная» труба, позволяющая наблюдать ночью за кораблями и скалами на море.
Его отец владел небольшим судном, на котором перевозил грузы и рыбачил. С 10 лет Ломоносов помогал отцу в далеких плаваниях: вместе они побывали и на Соловецких островах, и на Кольском полуострове.
Старинные северные постройки, древние иконы и рукописные книги, которые юный путешественник видел во время поездок, пробудили в нем интерес к знаниям. Грамоте Михаил Ломоносов начал учиться поздно, в 12 лет. Первым его наставником стал Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубного позже он сменил фамилию на Шубин. Потом с мальчиком занимался дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Ломоносов учился легко: через два года он уже был одним из лучших чтецов в местной церкви. Сначала Михаил Ломоносов освоил духовные книги — рукописные и старопечатные жития, псалтыри, сборники старинных легенд.
А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий — это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России. Ломоносов [66] В октябре 1748 года, когда она, наконец, была построена, и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого учёного, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также — осуществлял пробы руд. Здесь он провёл более 4 тысяч опытов. Им разработана технология цветных стёкол прозрачных и «глухих» — смальт [77].
Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него [66]. Стекольное производство того времени имело в своём распоряжении весьма скудный ассортимент реактивов, что, конечно, сказывалось на окраске изделий: производившееся Санкт-Петербургским стеклянным заводом было в основном бесцветно, или окрашено в синий и зелёный цвета. Немецкий стеклодел Иоганн Кункель ещё в XVII веке обладал секретом красного стекла — «золотого рубина» известен ещё в Древнем Риме — включение золота при варке. Но и Кункель унёс в могилу свою тайну. Ломоносов был одним из первых, кто разгадал эту рецептуру [66]. Учёный работал со стёклами и другими силикатными расплавами ещё в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела в Германии. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал исследования по разработке цветных стёкол М. Ломоносову [66]. Эмпирическая технология стеклоделия тогда применялась только практиками, не владевшими никакими научными методами. Ломоносов и его однокашник Дмитрий Иванович Виноградов , создатель русского фарфора , первыми заявляют о необходимости знания химии для создания стёкол.
Ломоносов сумел доказать необходимость лабораторного и производственного персонала [28] [66]. Важной стороной ломоносовской методологии явилась присущность ему качеств отличного систематизатора, что сказывалось на теоретической упорядоченности исследований и строго последовательном, контролируемом технологическом цикле [28] [78]. В четырёхлетних фундаментальных научных исследованиях по химии стекла, проводившиеся М. Ломоносовым, и потребовавших упомянутых четыре тысячи опытов, можно наблюдать три крупных этапа: Расширение ассортимента исходных материалов. Получение сравнительно чистых разных минеральных красителей — посредством химической обработки природных и искусственных соединений. Изучение действия красителей на стекло. Собственноручная запись М. Ломоносова в лабораторном журнале Работы проводились на чрезвычайно высоком методическом уровне, для каждого из вышеозначенных факторов производилась большая самостоятельная серия опытов, когда количественное участие его систематически изменялось в очень широких пределах. Были правильно организованы опытные плавки точные размеры тиглей — современные практически не отличаются от использовавшихся М. Ломоносовым ; строго соблюдалось единообразие условий опытов; впервые в практике соблюдалась строгая дозировка компонентов; точное навешивание; строгая и аккуратная, контролируемая система хранения тысяч эталонных образцов; регулярное и неукоснительное ведение подробного лабораторного журнала самим М.
Ломоносовым ; впервые очень чётко сформулирован вопрос о влиянии состава стекла на его свойства. Сейчас целесообразность такой постановки исследования очевидна, но в то время это было новаторством — теоретическая часть особенно интересовала учёного. Он пишет: «…прилагаю я возможное старание, чтобы делать стёкла разных цветов, которые бы помянутым художествам годны были и в том имею нарочитые прогрессы. При всех сих практических опытах записываю и те обстоятельства, которые надлежат до химических теорий» [66]. Одновременно он занимается и теорией цвета, что пребывает в отчётливой связи с настоящими и другими его исследованиями. Он интересовался природой света и цветов с самого начала своей научной деятельности. Тогда же, в ходе размышлений о природе цветов, им был задуман ряд опытов с цветными стёклами. И в согласовании со своими теоретическими исследованиями эти эксперименты М. Ломоносов получил возможность проводить с 1748 года в своей Химической лаборатории, когда им были получены такие стёкла, рецептуры которых нашли применение впоследствии, при создании его мозаичных работ. Результатом этого комплекса научных исследований явилось также создание им собственной теории света и цвета, основывающейся на представлении о распространении света посредством колебания частиц эфира, заполняющего мировое пространство уже в XIX веке академик Б.
Голицын назовёт её «теорией волнения» [36]. Множество разнообразно окрашенных стёкол было получено М. Ломоносовым при весьма ограниченном наборе элементов, использовавшихся в качестве включений, влиявших на цветность ныне применяющиеся с этой целью хром, уран, селен, кадмий, попросту ещё не были открыты в то время — очень искусно варьируя приёмы химической обработки в восстановительных и окислительных условиях при изменении состава стекла за счёт введения свинца, олова, сурьмы и некоторых других веществ. Богатейшие красные тона получены в результате добавки меди для смальт, называемых мастерами мозаики «скарцетами» и «лаками». Очень большого умения требует их варка, которая до сих пор не всегда бывает успешной. Медь использовалась учёным также для получения зелёных и бирюзовых оттенков. И поныне знатоки мозаичного искусства очень высоко ценят полихромные качества ломоносовских смальт, и многие считают, что таких замечательных красных и зелёных оттенков крайне редко и мало кому удавалось получить. И вот слова Л. Эйлера, подтверждающие признание роли М. Ломоносова в основании науки о стекле — и не только в его отечестве [28] : Как я всегда удивляюсь счастливому твоему остроумию, которым в толь разных науках превосходствуешь и натуральныя явления с особливым успехом изъясняешь, так приятно было мне известие...
Достойное вас дело есть что вы стеклу возможные цветы дать можете. Здешние химики сие изобретение за превеликое дело почитают. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. При постройке этой фабрики учёный проявляет свои инженерные и конструкторские способности, начиная с выбора места строительства, расчётов строительных материалов и ориентации на первоклассные ямбургские пески и достаточное количество леса для стеклоплавильных печей и пережигания на золу; — проектирования цехов завода, детальной разработки технологического процесса, конструирования лабораторных и производственных печей, оригинальных станков и инструментов; — и кончая оформлением графических материалов, которые выполняются им также собственноручно или при непосредственном его руководстве. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой своеобразное и в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. Первоначально на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы смальты. Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки.
Вот задание на первый тур. Слово из 9 букв В декабре 1730 года 19-летний Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился в Москву — учиться. Будущий академик шел три недели и преодолел 1168 километров. Михаилу Ломоносову в первые три дня, когда он добирался до Москвы, пришлось жить в розвальнях. Читайте также:.